Как нарисовать комикс карандашом для начинающих поэтапно: пошаговое описание и рекомендации. Как нарисовать комикс: поэтапное описание Как рисовать сюжеты современный и людей

Рассказы о супергероях, вестерны, библейские мотивы, даже исторические повествования можно сделать интересными, главное - добавить картинки. Комиксы - это те же журналы, только отлично проиллюстрированные.

Что такое комикс?

Комикс представляет собой соединенные вместе листы бумаги или готовые книги, альбомы, в которых можно увидеть рассказ. Текста в них очень мало. В основном действия происходят в картинках.

По длине истории бывают разными, от рассказа на полстранички, до целой повести в рисунках.

Главной отличительной особенностью всех комиксов является соединение повествования с картинками. Причем, в отличие от книг, где иллюстрации лишь изредка дополняют текст, в нем главное - это рисунок, а минимальное количество текста объясняет детали рассказа.

Как нарисовать комикс для начинающих? Нужно прочитать советы и приступать к работе.

Каждая полоса графически-повествовательного жанра должна начинать и заканчивать какую-то одну-единственную мысль.

Обычно первая страница служит вступлением, в котором автор передает общие главные идеи. Читатель должен понимать, в какой период происходит событие, где и кто главный герой всего этого действа.

Помимо того, крупный кадр должен и заканчивать весь комикс. В нем создатель шедевра расскажет о том, что случилось в конце, или в эпилоге, а также поведает, что ждет героя дальше.

Чтение комиксов

У каждого создателя данного жанра есть свой стиль, свои определенные герои, манера рисунка и сюжеты историй.

Для того что бы знать, как нарисовать комикс, важно не только уметь рисовать людей, но также читать произведения других людей. Повествования всемирно известных авторов могут вдохновлять, наталкивать на идею сюжета.

Жанры

Комиксы бывают совершенно различных жанров. Но самым большим успехом по сегодняшний день пользуются рассказы о супергероях от компании DC или Marvel. Поклонники этих издателей комиксов нередко враждуют между собой, критикуя истории и манеру рисования. Однако именно этим двум «монстрам» в индустрии графики принадлежат такие герои, как Супермен, Бэтмен, Человек-паук, Люди Икс и так далее. Такие жанры пришли в мир из США, где и придумали, как нарисовать комиксы поэтапно.

В стране Восходящего Солнца существует своя особая и очень большая культура аниме. Она называется «манга». Текст в таких комиксах идет снизу вверх и справа налево.

Ежегодно в Токио выходит несколько миллионов различных мини-историй, которые создают люди, профессионально владеющие карандашом и знающие, как нарисовать аниме-комикс.

Классический рисунок включает в себя от четырех полос иллюстраций. Он может быть как цветным, так и черно-белым. Простые комиксы могут нарисовать даже начинающие художники, однако это не значит, что сюжет или картинки в мультике будут примитивными. Иногда с ними предстоит провести еще больше работы, позаботившись о тенях и оттенках.

Очень важна и целевая категория тех, кто будет читать этот комикс. Детям не подойдут сложные сюжеты, выстроенные по придуманной автором схеме. Они также не смогут разобраться в том, где герой думает, где говорит. В детских комиксах мысли часто вылетают из головы, а облако речи тянется изо рта.

Подручные материалы, или Как нарисовать комикс карандашом

Для того чтобы нарисовать простые комиксы на несколько страниц, нужно взять различные виды обычного карандаша. Один из серых цветов должен тонко вести линии, другой жирнее, а третий пусть будет толстым.

Обязательно следует положить перед собой несколько стирательных резинок для корректировки работы. Для того чтобы в итоге получалось создавать истории с помощью ручки за несколько секунд, нужно детально выучить, как нарисовать комикс карандашом.

Нужно взять несколько листов бумаги для самого аниме и еще несколько про запас. Помимо того, на рабочем столе должны быть точилка и линейка. Стол должен хорошо освещаться. На нем не должно быть лишних предметов, которые будут мешать расположению рук художника.

У более профессионального автора, который знает, как нарисовать комикс, есть и специальные маркеры, карандаши, фломастеры, гелиевые ручки или тушь. Через некоторое время создатель данного жанра может понять, что ему пора двигаться дальше и перенести свои художества в виртуальный вариант. Более качественными и современными считаются комиксы, которые рисуют с помощью специальных

Первый этап того, как нарисовать комикс

Главный и самый основной этап создания мультика - идея сюжета, в которой могут быть сложные ходы. Однако многие авторы ограничиваются для начала самой простой историей. Рассмотрим, как нарисовать комиксы карандашом поэтапно.

В первую очередь нужно придумать краткий рассказ, анекдот или басню. Текста должно быть минимум. Диалоги героев желательно обводить в форме облачка или квадратика. Чтобы было понятнее, как нарисовать комиксы карандашом, рекомендуется предварительно записать все повороты рассказа и выделить из них наиболее главные. Заранее начинающий создатель данного жанра должен записать весь сюжет на бумаге. Если есть разговоры, то их также необходимо поэтапно расписать.

Каждый кусок текста нужно поделить на квадраты, в которых потом будут нарисованы соответствующие им изображения. Лучше всего, чтобы действие начиналось и заканчивалось. Одно должно плавно переходить в другое, при этом завершая определенную мысль автора.

После того как сюжет детализирован и продуман, пришло время рисовать.

Второй шаг

Теперь о том, как нарисовать комикс по рассказу. Умение изображать людей или животных - безусловный плюс в любых аниме. Но можно обойтись и без этого. В графическом жанре, как и в любом другом искусстве, фантазию ограничивает только сам человек.

Можно самостоятельно придумать то, комиксов, и создать с ними повествование. Изобретя абсолютно новый и авторский стиль, в итоге можно заполучить армию поклонников.

Когда перед художником оказывается лист бумаги, он должен зрительно разделить его на несколько частей. Данный шаг позволит распланировать, как нарисовать комиксы карандашом поэтапно. В этих пустых квадратах и будут один за другим рисоваться фрагменты истории.

У человека нет возможности точно скопировать один и тот же рисунок, так что нет ничего удивительного, что герой будет несколько изменен.

Крупные кадры в комиксе означают длительность нарисованного в них действия, а мелкие - считаются второстепенными, и служат для поддержания основной мысли. В крупном кадре может происходить как одно, так и два или три события.

Мелкие кадры не нуждаются в фоне, в то время как большие должны быть детально прорисованы. Читатель захочет увидеть не только главного героя, но и само место происходящих событий.

Прорисовка героя

Рисовать героя не так уж легко. Но задача эта вполне выполнимая даже для плохого художника. Все дело в практике. Научиться рисовать может каждый.

    не создавать в рисунке слишком много деталей, их будет очень сложно повторить;

    не стараться скопировать те же позы и выражения лица, что и на предыдущем изображении;

    не стремиться к совершенству, ведь комикс должен приносить удовольствие от создания и легкости работы;

    не стараться вместить в работе все и сразу.

Главного героя лучше изображать в центре. Он также должен быть повернут ближе к развороту, если такой имеется.

Шаг третий

Основные правила, по которым рисуется комикс:


Диалоги

Герои комикса не произносят длинных речей. Их разговоры должны быть прямыми, без сложноподчиненных предложений или же эпитетов.

Каждое слово, вылетающее из уст героя, нужно обводить в квадратик. Он обычно узкий и маленький, но буквы в нем видны. Диалоги пишутся печатными литерами.

Размышления героев принято обводить круглым пузырьком.

Когда им что-то снится, то их мысли в комиксе изображаются облаком.

Шумы передаются восклицательными, вопросительными и другими знаками препинания, собранными вместе.

Крик героя может быть заключен в круг с острыми шипами по ободку.

Небольшую информацию о том, что и где происходит во время нарисованной сценки, предысторию или собственные умозаключения можно выносить за пределы квадратов комикса. Они могут идти между ними, сверху или снизу.

А сами диалоги, которыми обмениваются герои, в классических жанрах рисуют поверх их голов.

Во время покраски нужно оставить облака белыми или в лучшем случае желтыми, чтобы они качественно выделялись и не сливались с рисунком.

Превышает 777 тысяч человек, шесть лет назад нарисовал картинку, высмеивающую патриарха. Шесть лет назад ее перепостил россиянин Андрей Шашерин. Прошли годы, и теперь он вдруг стал фигурантом уголовного дела. Суд намеревался отправить его на принудительную экспертизу в психиатрическую больницу, после чего продолжить судебное разбирательство и, вероятно, вынести обвинительный приговор. Шашерину вменяют экстремизм (часть 1 статьи 282) и оскорбление чувств верующих (часть 1 статьи 148) из-за того, что он публиковал шутки о церкви. Одна из картинок, которую он выложил около шести лет назад, описывается следователями так: «Изображение патриарха Кирилла, за спиной которого стоит , с текстом в виде реплик: "Время не подскажешь?" - "Иисус, ******* (отвали)"». Это достаточно известный мем Дюрана, связанный с историей о затертых на фотографии дорогих . поговорила с Дюраном об охоте на экстремистов, оскорбительном контенте и самоцензуре.

«Лента.ру»: Cчитаете ли вы свою картинку с часами патриарха экстремистской?

Duran : Конечно, нет. Я не считаю ее экстремистской, как не считаю, что юмор в принципе может быть экстремистским. Экстремизмом скорее можно назвать реакцию властей на эту картинку. Вломиться с СОБРом в дом к выложившему картинку в интернет - не это ли называется чрезмерной, крайней формой методов действия? Помнится, тогда просто извинилась за казус с замазанными часами. Так почему не может и Андрей Шашерин просто извиниться?

Оскорбительной для кого-либо вы ее тоже не считаете?

Юмор зачастую подразумевает оскорбление кого-то - подчеркивание стереотипов о некой группе лиц, каких-то неприятных качеств. В половине анекдотов есть кто-то, кому будет немного обидно. Жаль, что именно у нас в стране появляются такие уголовные дела. Мне всегда казалось, что у русских одно из лучших чувств юмора в мире (ну, кроме англичан, возможно). Если мы продолжим оскорбляться на шутки, то вскоре провалимся куда-то на уровень немцев или японцев (заранее извиняюсь перед немцами и японцами, не подавайте на меня в суд).

Как именно вы узнали о деле Шашерина? На своей странице вы написали, что готовы помочь ему. Вы находитесь на связи с ним или с его защитой?

О деле Шашерина я узнал из новостей в ленте. Защищать его в суде будут правозащитники «Открытой России». Они справятся с задачей лучше меня - я не юрист, я могу лишь предавать огласке подвижки в его деле.

Учитывая анонимность вашего творчества, было бы довольно просто проигнорировать это дело - так, возможно, сделали бы многие. Колебались, высказываться или нет?

Я не питаю иллюзий насчет своей или чьей-то анонимности на территории России до тех пор, пока я пользуюсь социальными сетями, к серверам которых силовики могут легко получить доступ. Они могли завести дело и на меня, и на сотни и тысячи людей из тех, кто шесть лет назад зарепостил эту картинку. Просто рандомайзер Фемиды выбрал Шашерина. Игнорировать такое, я считаю, нельзя. Как, безусловно, нельзя игнорировать принятие любых абсурдных законопроектов.

Что с самой картинкой - вы ее удалили из своих пабликов?

У себя я эту картинку давно удалил, чтоб обезопасить себя и тех, кто ее отрепостил.

А другой контент? Даже в комментариях к последнему (на момент интервью - прим. «Ленты.ру» ) комиксу пишут в комментах: «на грани экстремизма».

Мне кажется, народ сейчас настолько напуган, что видит экстремизм во всем, в том числе и в последнем комиксе. На самом деле половина комментаторов под тем же комиксом считают, что я продался Кремлю, так что в среднем пост вышел в ноль. Там есть шутки про геев, льстецов, обжор и блудниц (что все они попадут в ад) - но это канон, я лишь играю на территории чужой мифологии. Если чревоугодники - это группа лиц, то да - это оскорбление группы лиц, и меня могут привлечь за экстремизм. Но мы же еще не на таком уровне абсурда?

Рост аудитории, а в последние годы еще и бесконечные абсурдные дела, не привели к возникновению или усилению самоцензуры?

Самоцензура у меня была всегда. Возможно, что-то особенно оскорбительное я так и не выложил. Но я верю, что однажды мы очнемся от этого дурного сна с посадками за репосты, и тогда шутить снова станет можно о чем угодно. Я никуда не тороплюсь, неоскорбительного материала хватает.

Как раз хотел спросить, были ли комиксы и шутки, которые вы не рискнули опубликовать.

Да, такие есть. Но этот риск скорее связан с личной самоцензурой, а не боязнью угодить под статью. Для каких-то шуток просто еще не настало время.

Может ли история с барнаульским делом повлиять на ваше творчество? Из сказанного выше можно сделать вывод, что оно станет мягче.

Я не стал мягче, но определенно стал осторожнее. Если раньше перед отправкой поста я думал трижды, то теперь думаю четырежды. Но это очень нездоровая атмосфера. Я считаю, что в делах культуры (и тем более юмора) общество должно само себя цензурировать. Мы будем стагнировать и дальше скатываться в Средневековье, если дела, подобные делам Шашерина и Мотузной, будут продолжать поступать в производство.

И все же хотел уточнить: стену в сообществе и на личной странице уже пролистали? Что-то еще удалили, кроме картинки с патриархом?

Да, была пара картинок, довольно популярных в свое время, которые до сих пор можно найти на других ресурсах. Но удалил я их давненько - в связи с угрозами в свой адрес.

Какого рода угрозы поступали? И от какого рода публики?

Дела давно минувших дней. Сейчас я жив-здоров, и мне никто не угрожает. Вот это я называю саморегуляция!

Что, на ваш взгляд, будет с юмором в России? Сможем ли мы когда-нибудь так же спокойно воспринимать шутки, как, к примеру, американцы, британцы и австралийцы воспринимают своих стендаперов?

Морально мы к этому уже давно готовы. Осталось только упразднить пару статей УК и создать сайт, где извинения перед были бы автоматизированы: поступает на тебя жалоба - записываешь видео с извинением - заливаешь на сайт - прощён. Дело в том, что народ у нас относится к шуткам с пониманием, даже к самым чернушным, а вот те, кому дают рычаги давления на неугодных, с радостью делают вид, что оскорбились.

Вас же блокировали на Facebook. Напомните, за что.

На ФБ меня блокировали три раза: за обнаженную женскую грудь, за фистинг принцессы Леи и за комикс про геев на небоскребе.

Есть такая фраза: «из интернета ничего удалить нельзя». Трудно спорить, глядя, как в прессе поднимают посты многолетней давности (достаточно вспомнить историю с отстранением Джеймса Ганна с поста режиссера «Стражей Галактики»). Не напоминает ли это чем-то ситуацию с нашим отечественным «экстремизмом»? У нас тоже любят поднять старые картинки. Нет ощущения, что история глобальнее и соцсети в принципе пришли к какой-то промежуточной точке?

На Западе общественность гораздо более мобильна и восприимчива к подобным вещам. Грубо говоря, утром H&M вывешивает на сайте худи «coolest monkey in the jungle», днем об этом пишут в Twitter, вечером их магазины громят, к ночи худи уже нельзя найти на сайте. Поэтому Дисней был так озабочен найденными в Twitter Ганна шутками: недовольные могли существенно подпортить сборы новинок киногиганта. И, действуя на опережение, Ганна сняли с третьей части франшизы.

В России, несмотря на проникновение интернета в жизнь населения, общественность пока не настолько волатильна. Мы медленнее и спокойнее реагируем на любую несправедливость. Я думаю, делами уровня «выложил картинку со свастикой» или «добавила песню Тимура Муцураева в свои аудиозаписи» должна заниматься именно общественность, а не судебные приставы. На Западе за подобное не сажают - «экстремисты» теряют работу, друзей, подвергаются осуждению в сети, но не более. Такая модель взаимодействия граждан в сети мне кажется более приемлемой, нежели то, что мы имеем сегодня в России.

Обратная связь с отделом «Общество»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

Ольга Черенкова
Сюжетное рисование в детском саду

Введение.

Наблюдать за тем, как рисует ребенок интересно всегда. И в эти волшебные минуты неважно, сколько лет ребенку. Малыш ли это, что неумело держа карандаш в руках, пытается оставить след на бумаге. Или дошкольник, который погрузившись в творческий процесс, пытается передать свои впечатления. Каким бы ни был возраст нашего художника, вывод один : рисование – это жизненно необходимая потребность.

К тому же рисование является едва ли не самым любимым видом деятельности детей, где они через образы познают окружающий мир. Каждый ребёнок по своей природе - творец. В каждом ребенке таится свой мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение. Воображение и фантазия - это важнейшие спутники в жизни ребенка. Но если дети мало мечтают и фантазируют, то обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Обычно творческие возможности детей скрыты и редко реализуются полностью. Важно создать условия, побуждающие ребёнка к рисованию , чтобы раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : рисование отдельных предметов , сюжетное и декоративное . Но основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

1. Значение сюжетного рисования для всестороннего развития детей.

Сюжетное рисование – это особый вид детской деятельности , который требует четких представлений об окружающем, знаний в области основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.

В сюжетном рисовании крайне важно , это и есть основная цель - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта , интерьера, пейзажа, а также уметь фантазировать, быть наблюдательными.

От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно значима связь рисования с мышлением ребенка . Здесь в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование развивает память , внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.

В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы : воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. В умственном развитии детей важно постепенное расширение запаса знаний, что благотворно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ведь все разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

В сюжетном рисовании ребенок может придумать свою историю и красиво расположить ее на листе. Важно суметь выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.

В сюжетном рисовании важно суметь правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше , и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования . Так дети получают представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, учатся сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Рисование -это деятельность ребёнка, в которой проявляются разные стороны психического развития. Рисуя, ребёнок проявляет терпение. Через рисунки можно определить особенности и основные качества личности. Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир, ведь рисуя, ребёнок отображает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование это источник хорошего настроения ребёнка.

И как утверждал выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский : "Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребёнок".

2. Анализ программных задач по сюжетному рисованию .

Общие задачи обучения сюжетному рисованию в детском саду это : научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; передавать взаимодействия между объектами; правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

В сюжетном рисовании важно научить - правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Для решения задач пространственных отношений между предметами у дошкольников очень мало опыта и еще недостаточно развиты изобразительные умения и навыки. Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле) .

Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа.

В младшей группе сюжетного рисования еще нет , но некоторые темы, звучат как сюжетные - «Шарики катятся по дорожке» , «Идет дождик» и др. Конечно же, там не требуется нарисовать действия сюжета . Сюжетные темы рисунков используются, чтобы у детей появился интерес к рисованию . С детьми второй младшей группы, детей сначала учат создавать несложные композиции. Учат располагать изображения по всему листу.

Задачи сюжетного рисования , в средней группе следующие :

научиться изображать 2-3 предмета, связанные между собой по смыслу.

Уметь располагать несколько предметов на одной линии или на всем листе, но без обозначения линией земли и неба. Поэтому нередко детям даются листы бумаги зеленого цвета - для лужайки, голубого - для озера. И дети учатся располагать рисунок по всей плоскости листа. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Темы несложные, например : девочка рядом котенок, бабочка и цветок. Сюжетное развитие действия ребята не показывают.

В старшей группе важно научить изображать смысловую взаимосвязь между объектами. Уметь выстраивать композицию, т. е. рисовать на всем листе , проведя линию горизонта, развивать чувство цвета. Перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как это еще очень сложно.

Содержание сюжетных рисунков становится насыщеннее, полнее, ярче. Дети стараются нарисовать все , что видят или видели когда-то. Воспитатель учит правильному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Например, чтобы изобразить зимний сюжет дети закрашивают белой краской пространство земли - снег, остальная часть - это небо. Так, дети учатся сами определять композицию своих рисунков. Цвет фона листа поможет выбрать краски.

В подготовительной группе детей нужно учить самостоятельно, определять сюжет рисунка на темы окружающей жизни, литературных композиций или по замыслу. Учить детей создавать сюжетные композиции . Объяснять им как изменяется форма предметов в связи с их действиями в сюжете . Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. В рисунках детей подготовительной группы будет наглядно показано разнообразие в положениях фигур, что сделает рисунок более содержательным и выразительным.

Важно развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов : близких - внизу листа и удаленных – вверху. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они не загораживали друг друга. Дети учатся проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения, в использовании разнообразных оттенков в соответствии с сюжетом .

В выборе тем для сюжетного рисования педагогу важно учитывать эмоционально-интеллектуальный опыт детей. И надо помочь дошкольнику в овладении способами, средствами достижения цели. Нужно учить его изобразительной деятельности, учить так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел. Также следует интересное системное содержание. Еще необходимо учитывать последовательность освоения изобразительных умений и навыков.

При обучении сюжетному рисованию возможны трудности для восприятия детей и сложности графического воплощения сюжетного образа . Поэтому важно обогащать детей яркими впечатлениями, развивать их наблюдательность, умение видеть, чувствовать, замечать формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Помочь детям осмыслить и овладеть средствами графического изображения сюжета .

3. Методы обучения сюжетному рисованию .

В задачи сюжетного рисования входит забота об эмоциональном благополучии детей, формирование у дошкольников художественной культуры, развитие художественного восприятия, творческая организация процесса, уважительное отношение к результатам творческой изобразительной деятельности детей.

Цели же сюжетного рисования - научить детей в рисунках передавать красоту окружающей природы. Формировать умение создавать композиции в соответствии с возрастными особенностями детей. Помогать ребятам при передаче сюжета , располагать изображение на всем листе бумаги в соответствии с заданием. Использовать знания цветовой гаммы в рисунках, а так же умело воспроизводить оттенки этой гаммы в пределах возраста и требований Программы.

А успех в обучении сюжетному рисованию во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

Воспитатель должен изучать ребенка, используя индивидуальный подход к детям. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка, применяя задания разной трудности и стремясь к художественному развитию каждого малыша. Не всегда моменты окружающей действительности ребенок может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. Здесь помогут различные виды искусства : музыка, поэзия.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов : показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением : «Это бегает по лесу зайчик» , «Так бабушка мотает клубок» и т. д.

Наглядность : ребенок должен знать, видеть, чувствовать то, что собирается изобразить. Средств наглядности очень много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Можно использовать сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями. Можно рисовать с натуры ветки вербы, мимозы, ели, тополя, полевые и садовые цветы. Хорошо взять игрушку. Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети начинают рисовать , начиная с нижнего края листа, с близлежащего к отдаленному. Осознав, что означает рисование на всем пространстве листа, дети не допускают наличие пустоты между землей и небом.

Конечно же, немаловажную роль играет эмоциональный настрой. В этом поможет музыка. Гиперактивных, легковозбудимых музыка успокоит, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии. Важно помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Художественное слово дополняет изобразительное искусство, активизирует художественное восприятие образа. Стихотворные строки создают эмоциональный настрой, помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем начать рисовать .

Еще один прием работы сотворчество. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования , подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях , без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены : на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.

На занятиях детям нравится путешествовать. Путешествия могут быть реальными или сказочными и воображаемыми. Так просто вынести на участок 2-3 мольберта с листами ватмана и предложить детям подумать, чтобы они хотели нарисовать из того , что есть на участке. Обязательно нацелить ребят на правильное расположение предмета, отметить его форму и величину. На таких занятиях включаются в работу процессы восприятия и воображения, а так же умение детей передать увиденное в рисунке, соотносить свою работу с работой сверстников.

Сюжетно-тематическое рисование по басням Крылова , по музыкальным произведениям, по стихотворениям русских поэтов, сюжетное рисование по русским народным сказкам также дает хороший результат в обучении сюжетному рисованию . Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.

Для старших дошкольников можно использовать метод творческой визуализации. Дети должны удобно расположиться на ковре, расслабиться, закрыть глаза, послушать звуки леса, речки, шум моря. Спокойный голос преподавателя поможет представить картину природы, которую дети позже могут нарисовать .

Дети очень много двигаются. И глядя на их движения можно увидеть, почувствовать их эмоции и переживания. Поэтому полезно использовать такие упражнения, как "Танец цветов", "Веселый зоопарк", "Море".

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь не нужно заучивать роль, все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. В младшей группе ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Старшие дети цветом, линиями, путем подбора художественных средств уже могут передать характер, настроение сказочного героя.

Еще В. А. Сухомлинский писал : "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире". Потому игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре проще направить внимание ребенка на нравственные, эстетические ориентиры. Удачным приемом на занятиях является игровой прием – видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон) . Видоискатель помогает ограничивать пространство, количество объектов и помогает сосредоточиться на взаиморасположение.

Нетрадиционные техники помогают выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Рисование нестандартными техниками раскрепощает детей, позволяет им не опасаться сделать что-то не так. И к тому же рисование необыкновенными материалами и уникальными техниками дает детям возможность почувствовать незабываемый позитивный эмоциональный подъем. И действительно, эмоции - это и процесс, и итог практической деятельности - художественного творчества.

Тем более, рисование с нетрадиционными техниками не утомляет дошкольников, сохраняется работоспособность в протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. К тому же, нетрадиционные техники позволяют осуществлять личный подход к детям, учитывая их желание, энтузиазм.

Впечатлений, накопленных детьми, очень много, и они находят отражение в рисунках по замыслу. Рисунки получаются разнообразными, захватывая более широкий круг явлений. По этому поводу Б. М. Маршак отмечала, что данный вид рисования вызывает осмысленное изображение пространства, связность отдельных предметов между собой. Умение наблюдать, видеть, анализировать, овладение способами изображения и техническими приемами в предметном рисовании (с натуры, по памяти) положительно влияет на выполнение сюжетных рисунков .

Когда дети осознают способ расположения предметов в пространстве, они начнут проявлять инициативу в передаче сюжета . В процессе рисования дети смогут свободно пользоваться приемами закрашивания, усвоенными ими в предыдущей группе, выбирая цвета и оттенки.

Неправильное руководство композиционной стороной рисунка будет мешать развитию памяти, мышления, воображения, приведет к простому подражанию и, разумеется, замедлит развитие творчества.

Выполнение сюжетного рисунка затрудняется тем, что здесь нужно показать отдельные сцены, события. Изобразить соотношение предметов, композиционно выстроить рисунок, связно и понятно представить содержание, самостоятельно отыскать приемы изображения на основе уже усвоенного. Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать задуманное в рисунке.

Заключение.

Разнообразие и вариативность работы - одно из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию . Рисование нетрадиционными техниками - это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, суметь показать себя. Для полноценного развития творчества очень важно давать ребенку новые зрительные и чувственные впечатления, благодаря которым сюжеты рисунков станут ярче, разнообразней.

Итак, что можно порекомендовать воспитателю при создании педагогических условий для развития творчества в сюжетном рисовании у детей дошкольного возраста. Формирование эстетики и нравственности, создание мотивов творчества, обучение способам изображения сюжетного образа . Важно побуждать детей к самостоятельному творчеству, научить их ощущать выразительность образа. Необходимо обогащать опыт детей, расширять и уточнять их представления, индивидуально заниматься с детьми.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

научить передавать взаимодействия между объектами;

научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Задачи сюжетного рисования в средней группе следующие:

изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;

приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.

Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.

Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;

развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);

развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);

развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.

Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.

Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.

Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п.

В программном материале приведены лишь примерные темы сюжетного рисования: на основе программных требований воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности.