Как развить в себе писательские способности. Как улучшить писательские навыки? Систематическая прогрессивная практика

Подобные материалы, пожалуй, выходят чаще, чем хотелось бы. И не просто так, ведь писать хочет каждый, и это замечательно. Выражать свои мысли, делиться ими с окружающими и получать фидбэк - это здорово. Каждый из нас постоянно хочет развиваться и учиться. Это заложено в нас чем-то. Наверное, природой. Для собственных целей я составил небольшую заметку о том, в какую сторону мне бы хотелось развиваться, и, возможно, она пригодится и вам.

А то они типа мешают очень, короче. Как в разговорной речи, так и в письменной у каждого из нас есть слова, которые хотелось бы употреблять реже. Для меня, к примеру, это слова «к примеру», «возможно», «помимо этого» и несколько других, о которых вспомнить сразу не получается. Несмотря на то, что эти слова придают тексту немного красоты, слишком часто употреблять их тоже не стоит. Можно заменять синонимами или постараться переделать текст так, чтобы в них не нуждаться.

Писать каждый день

Хоть что-то. Не говорите себе о том, что у вас нет идей. Они есть всегда:

  1. Что вам сегодня приснилось.
  2. Что интересного вы узнали сегодня/вчера/на этой неделе.
  3. Что бы вы сделали, если бы получили миллион долларов (можете пофантазировать даже на тему миллиарда).
  4. Почему этот день был хорошим.
  5. Как можно было бы прожить этот день лучше.
  6. Что бы вы хотели изменить в сегодняшнем дне.
  7. Почему у вас нет вдохновения и что нужно сделать, чтобы оно появилось.
  8. Что полезного вы сделали.
  9. Чему бы вы могли научить незнакомого человека.
  10. Зачем нам нужен аппендикс (оказывается, он действительно нужен!)

Пишите каждый день, и это поможет вам развивать свой навык всё больше и больше.

Читать книги

А откуда ещё черпать вдохновение и понимание того, как должен выглядеть красивый текст? Простое правило: если вы не читаете, вы не сможете писать. В мире есть , каждая из которых поможет не только окунуться в вымышленный мир, но и получить реальную пользу. Навыки письма, к примеру.

Перечитывать на свежую голову

Многие ошибки всплывают не сразу. Перечитывание текста сразу после написания поможет вычеркнуть пару ошибок, но лучше всего это делать через какое-то время, идеально - на следующий день. Так вы сможете со свежей головой подойти к проверке своего творчества, и уверяю вас, что вы захотите многое исправить и переделать.

Убрать ненужную воду

В книге «Американский психопат» пространные описания того, как главный герой бреется, наносит гель на тело и одевается в костюм от Brioni и туфли от Prada являются художественной фишкой. Вам же лучше избавиться от лишней воды. Не стоит писать как можно больше. Короткие предложения и только то, что действительно нужно. В Интернете слишком много информации, и читать бессмысленные абзацы текста никто не будет.

Прислушиваться к критике

Не к такой критике, а к адекватной. Если ваши близкие друзья или читатели высказали мнение о вашей статье, оцените его и сделайте правильные выводы. Невозможно избавиться от всех своих ошибок самостоятельно. Поэтому обоснованная критика - это лучший фактор для вашего роста.

Писать так же, как думаю

Не стоит писать заумными словами, пытаясь выработать свой собственный стиль. Пишите так, как вы думаете. Тот голос, который сидит у вас в голове, уже знает, что нужно делать. Доверьтесь ему и дайте ему высказать то, что он хочет. Если вы хотите писать, как Буковски, всегда будет кто-то, кто будет делать это лучше. К примеру, Буковски.

«Воровать», но в разумных пределах

Использовать короткие предложения и абзацы

Наслаждаться процессом

Какое-то время назад я хотел стать программистом. Но через некоторое время я понял, что хотел этого лишь потому, что увидел красивый офис, в котором сидели люди и писали код, зарабатывая при этом много денег. Я не хотел стать программистом. Пожалуй, я просто хотел стать богатым. Поэтому, если вы хотите начать писать только потому, что увидели блогера с Macbook в кафе, затея заранее обречена на провал. Вам нужно любить писать и наслаждаться процессом.

К этому выводу я пришёл после того, как пять дней просидел дома, никуда не выходя и ничего не делая. У меня не было ни одной идеи в голове, а о том, чтобы написать хоть что-то, не могло быть и речи. Вам придётся пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта, так как без этого вы будете таким же, как и все. А вам этого не хочется, верно?

Есть ли у вас советы о том, как можно отточить своё писательское мастерство? Делитесь в комментариях!

Всем добрый мур!

В эфире вновь рубрика "Три мысли перед сном". Напоминаю, что желающим оставлять комментарии предлагаются темы, и ваша задача - написать три мысли или три суждения, которые так или иначе связаны с этой темой. Также эти мысли желательно развить. Все же сообщество у нас писательское. И мы используем любую возможность для того, чтобы развить навык.

Ах да. Если уж мы об этом заговорили. Что же это такое: тренировка писательского навыка?

Сегодня я выложила пост в своем Instagram, где очень коротко высказалась по поводу тренировки писательского навыка. Мне часто задают вопрос: как это можно делать, если я не пишу "ничего серьезного"? И я всегда отвечаю: важно понимать суть термина "писательский навык". Мы говорим об умении выражать свои мысли и идеи так, чтобы вызывать у нашего читателя эмоции. Если текст не вызывает у читателя эмоций (положительных или отрицательных), то это мертвый текст. Наша цель - "зацепить" аудиторию, задеть ее за живое.

То есть, речь не столько о "красивом тексте" (который часто как раз-таки бывает мертвым") и не столько об "уникально стильном тексте" (мне даже писать такое странно, удивительно, что кто-то за таким гонится), сколько свободной манере выражения мыслей. Я иногда слышу: "Идея в голове хорошая, а на бумаге плохая. В итоге варю истории в голове и пишу в голове". Мы думаем, что нам не хватает каких-то специфических писательских навыков. Но это не так! Невозможно приобрести специфический навык, нет смысла работать над стилем (если уж вы решили это делать), если у вас недостаточно натренирован основной писательский навык.

И это - выражение мыслей как таковое!

Звучит глуповато, не так ли? Все писатели умеют выражать мысли! Вы правы. А как у вас обстоят дела со свободным письмом? Возьмем нашу "Еженедельную зарисовку". Вы каждую неделю пишете туда миниатюру? А как у вас обстоят дела со свободным выражением мыслей на абстрактную тему? Как давно вы пробовали себя в новых жанрах? Как давно писали персонажей, которые не похожи на ваших привычных героев?

Лучший тренажер для писательского навыка - это свободное письмо. Такие задания убивают двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они тренируют "мышцу" генерации идей, жизненно необходимую любому автору. Во-вторых, они позволяют вам понять, как в вашем конкретном случае обстоят дела со свободным письмом. Скажу нехорошее, но... если вы работаете только с привычным, только по планам и шаг влево, шаг вправо - расстрел, то вы свой навык не тренируете. Ибо тренировка - это когда вы повышаете нагрузку.

Как можно тренировать писательский навык в том случае, если вы только начинаете заниматься творчеством? Подойдет все - от бумажного дневника до блога, от статей в социальных сетях до коротких постов в Instagram. Я повторяла, повторяю и буду повторять: стиль вырабатывается в процессе работы над навыком. Регулярной, ежедневной работы. Работа над стилем без работы над навыком - это как взять таблетку и вылечить головную боль, но оставить без внимания основную проблему (к примеру, внутричерепное давление). О том, что "хороший стиль" - это понятие очень растяжимое, я уже не говорю.

Я знаю авторов, которые до безумия правят свои произведения, украшая их, и они уверены, что работают над стилем. Чепуха полная. Работать над стилем можно только в одном случае - если вы пишете. А потом - пишете еще лучше. И еще лучше. И еще лучше. Осталась самая "малость" - писать каждый день!

А что вы думаете о тренировке писательского навыка, друзья? Ваши три мысли перед сном?

С любовью, Настя

Что даст вам книга . После прочтения вы с легкостью будете подбирать правильные слова, прочувствуете родную речь на интуитивном уровне и еще сможете на автопилоте обходить тавтологии и штампы.

Описание . Нора Галь – практически недостижимый эталон. Она стала кумиром миллионов писателей, редакторов и переводчиков. В своей книге «Слово живое и мертвое» советская литературная икона на конкретных примерах разбирает типичные ошибки начинающих и профессиональных авторов.

Нора Галь ратует за сохранение чистоты русского языка, искоренение в текстах заимствованных слов и словосочетаний. Не стану спорить, периодически она перегибает палку, как, например, с адаптацией имен собственных. Однако в количестве полезных советов незначительные спорные моменты растворяются без остатка.

2. «Живой как жизнь», Корней Чуковский

Что даст вам книга . Она поможет выработать чувство меры и сформировать отличный литературный вкус. Отобьет всякое желание использовать закостенелые лингвистические формы.

Описание . Хотя книга-размышление Корнея Чуковского «Живой как жизнь» была впервые издана в далеком 1962 году, она до сих пор не потеряла актуальности. Детский писатель в ходе анализа проблем русской словесности приходит к выводу, что львиная доля из них возникает ввиду засилья бюрократических оборотов. Особенно опасен канцелярит при ориентировании на юного читателя.

3. «Высокое искусство», Корней Чуковский

Что даст вам книга . «Высокое искусство» станет подспорьем для всех без исключения переводчиков. Автор в юмористической форме дает ценные советы, позволяющие избежать досадных оплошностей и сохранить в неизменном виде эмоциональный посыл оригинала.

Описание . Как таковой логической структуры у книги нет, но она и не позиционируется в качестве классического учебника. Присутствуют отдельные разделы, посвященные словарному запасу, ритмике и синтаксису. Подробно рассмотрена специфика перевода, как прозы, так и стихотворений. Невероятно здорово высмеиваются ляпы известных переводчиков, а также приводятся примеры хороших и плохих адаптаций.

4. «Как писать книги», Стивен Кинг

Что даст вам книга . Стивен Кинг расскажет, какие навыки необходимо развивать, чтобы ваши произведения стали бестселлерами и вошли в золотой фонд жанра.

Описание . Король ужасов является одним из самых продуктивных писателей. Его дневная норма составляет 2000 слов. Он работает каждый день, невзирая на физическое состояние и наличие вдохновения. Интересен факт - некоторые наиболее популярные произведения Кинг создал в состоянии наркотического опьянения. Метр признается, что совершенно не помнит, как написал «Томминокеров», «Мизери» и «Оно».

Ответственный подход отличает профессионала от любителя. Автор призывает относиться к писательству, как к работе и не бояться налажать. Стивен Кинг без тени сарказма, говорит, что только за счет неустанного труда и постоянной корректировки собственных ошибок можно научиться чему-то новому, узнать слабые и сильные стороны своего таланта. Он рассказывает о важности расстановки приоритетов. Например, создание атмосферы куда важнее тщательной прорисовки внешности героев, хотя и о ней забывать не стоит.

5. «Как писать хорошо», Уильям Зинсер

Что даст вам книга . Следуя советам Уильяма Зинсера, вы обретете независимость от жанра и сможете писать на любые темы без особых трудностей. Автор приводит практические методики, позволяющие вплотную приблизиться к совершенству.

Описание . Книга «Как писать хорошо» коренным образом отличается от других подобных руководств. Она напрочь лишена романтизма и окрыленных вставок, вводимых «для пущей литературности». Уильям Зинсер подходит к созданию текстов довольно прагматично. Автор затрагивает болезненную тему бюрократического мыслеизъяснения, описывает техники повышения читабельности и улучшения восприятия. Зинсер заклинает отказаться от принижения читателя и рекомендует давать разъяснения, а не сыпать терминологией.

6. «50 приёмов письма», Рой Кларк

Что даст вам книга . Поможет отыскать уникальный авторский стиль, адекватно воспринимать принимать критику и отполировать мастерство до медного блеска.

Описание . Каждый раздел имеет небольшой объем, максимальный размер не превышает 850-900 слов. Вода и лирические отступления полностью отсутствуют. Вначале идет постановка конкретной задачи, а по мере прочтения текста вы уже понимаете, как ее решить. Благодаря лаконичности информация записывается на подкорку моментально. После каждой главы предусмотрен практикум, предназначенный для лучшего усвоения пройденного материала.

7. «Школа литературного мастерства», Юрген Вольф

Что даст вам книга . Вы узнаете обо всех этапах создания литературного произведения, начиная от зарождения идеи и заканчивая публикацией и продвижением. Научитесь интересно и логично строить повествование, удерживать внимание читателя и преодолевать препятствия, возникающие на пути к всемирному признанию.

Описание . Юрген Вольф делает акцент на коммерческом успехе. С высоты прожитых лет и накопленного опыта он дает характеристики основных категорий читателей. Важно не только писать хорошие книги, но и подбирать тематику с учетом интересов целевой аудитории. Писатель должен заполучить навык продажи своего таланта по самым выгодным тарифам, не гнушаясь появлениями на телевидении и рекламы в СМИ.

8. «Новостная интернет-журналистика», Александр Амзин

Что даст вам книга . Вы узнаете, как писать «цепляющие» заголовки, структурировать интернет-контент, научитесь работать с блогами и мониторить сообщения пресс-служб.

Описание . Хорошая новость начитается с заголовка. Это же утверждение справедливо для всего контента, публикуемого на просторах сети. Читателя необходимо максимально заинтересовать, чтобы он кликнул по ссылке. Под раскрытие вопроса о привлечении внимания аудитории в книге отведено немало страниц. Также рассмотрены последние тенденции, главенствующие в сфере новостной журналистики.

9. «Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери

Что даст вам книга . Вы поймете, как рождается сюжет, что нужно для возникновения замысла и как обуздать своенравную Музу.

Описание . Из рассуждений Рэя Брэдбери о природе творчества можно почерпнуть массу полезных сведений. Автор поделится с читателем, как именно создавались те или иные его произведения. Он подробно опишет свои способы борьбы с отсутствием вдохновения. Изюминка книги «Дзен в искусстве написания книг» в ее простом слоге. Порой создается впечатление, будто вы сидите на уютной кухоньке и попиваете чай в компании прославленного фантаста.

10. «Справочник по правописанию и литературной правке» и «Универсальный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика», Дитмар Розенталь

Что даст вам книга . Вы получите исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с пунктуацией, орфографией, стилистикой. Вы поймете, как нужно вносить правки в художественные произведения и как довести до ума даже самый отвратительный текст.

Описание . Справочники Дитмара Розенталя должны стать настольными руководствами для каждого уважающего себя писателя. Вы обязаны хранить их у изголовья кровати и перечитывать перед сном, как Библию.

Приведенные в подборке книги будут путеводными звездами, освещающими тернистый путь к литературной славе. Искренне надеюсь, что они помогут вам стать на ступеньку выше и добиться потрясающего прогресса в выбранной сфере деятельности.

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

Улучшайте свой язык

    Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.

    Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.

    Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.

    Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.

    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  1. Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.

    Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.

    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  2. Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.

    Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.

    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  3. Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.

    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  4. Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.

    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

Читайте, чтобы писать

  1. Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.

    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.

    Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.

    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  3. Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.

    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  4. Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.

    Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

Больше практикуйтесь

    Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!

    Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.

    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  1. Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.

    Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.

    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  2. Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

Придумайте историю

    Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)

  1. Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.

    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.