Письменное умножение многозначного числа на однозначное

Технологическая карта урока математики в 4 классе.

УМК: Школа России.

Класс: 4.

Тема раздела: Умножение и деление.

Тема урока: Письменное умножение многозначного числа на однозначное.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Авто ры: М.И. Моро, М.А. Бантова и другие.

Вид урока: Комбинированный.

Методы обучения: Эвристический, методы проблемного обучения, наглядный, словесный, метод самооценки, метод рефлексии.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.

Оборудование и источники информации:

Ресурсы:

1) основные: Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике.

2) дополнительные : Методическое пособие, рабочие тетради, ЭОР - презентация, электронное приложение к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и другие «Математика», карточки с заданиями для самостоятельной работы, компьютер, проектор, раздаточный материал (оценочные листы, «лестница успеха»), дидактический материал.

Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, формирование образовательных компетенций обучающихся в предметной области «Математика» по теме « Письменное умножение многозначного числа на однозначное».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям

Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;

Развивать доброжелательность, внимание к одноклассникам;

Способствовать развитию интереса к математике;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

О бщеучебные:

Формировать умение осуществлять поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера, учить доказывать свою точку зрения;

Учить формулировать учебные задачи, подводить итог урока;

Логические: учить сравнивать, анализировать, развивать навыки логического мышления;

Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять пошаговый контроль своих действий;

Формировать умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

Формировать умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы, формировать умение осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные УУД: учить формулировать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов;

Формировать умение оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах);

Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, умение договариваться;

Формировать умение планировать учебное сотрудничество и согласованно выполнять совместную деятельность;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

- создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения четырёхзначного числа на однозначное, развивать навыки устного и письменного счёта;

Ожидаемые результаты:

Личностные УУД: Обучающиеся научатся:

- с отрудничать со сверстниками;

Чувствовать ответственность за качество и результат выполняемой работы;

Метапредметные УУД: Обучающиеся научатся:

Ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы;

Излагать своё мнение и аргументировать его;

Предметные УУД: Обучающиеся научатся:

- составлять алгоритм умножения многозначного числа на однозначное;

Умножать многозначное число на однозначное, включая умножение именованных чисел

Сценарий вводного урока.

Этапы урока , цели.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формируемые

на данном этапе

1.Мотивирование к учебной деятельности .

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Установка на урок математики. Слайд 1.

Я рада приветствовать вас. Слайд 2.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно!

Нас оно торопит в класс-

Математика у нас!

Подравнялись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Проверьте осанку и настройтесь на работу.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Также на уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно самим выставить себе общую оценку.

Я вас попрошу быть внимательными, активными.

Положительный эмоциональный настрой учащихся на совместную деятельность

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: Выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Проверка домашнего задания.

1. Проверим, как вы поняли домашнее задание, для этого проведём небольшой тест - вам нужно выбрать верный ответ. Работать будем в карточках.

2. Повторение п равил работы в паре. Слайд 3.

3. ТЕСТ: Работа в парах.

1.Компоненты умножения:

А) уменьшаемое, вычитаемое

Б) множитель, множитель

2.От перестановки множителей произведение -

А) меняется

Б) не меняется.

3.При умножении любого числа на 0 получается

4.При умножении любого числа на 1 получается

Б) тоже число

5.Чтобы найти неизвестный множитель, надо

А) произведение умножить на известный множитель

Б) произведение разделить на известный множитель

4. П роверка выполнения теста.

5. Самооценка: Слайд 4.

Оценочный лист: 1 ступенька «лестницы успеха»

А чтобы оценить правильно, давайте вспомним:

Если я отвечал(а) без ошибок, то на 5.

Если я отвечал(а) с небольшими недочётами, то на 4.

Если я отвечал(а) с ошибками и мало работал, то на 3.

Если я не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и оценю себя на следующем этапе

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто сомневался, испытывал затруднения?

Поставьте отметки в лист самооценки.

Лист самооценки « Лестница успеха».

Кто получил 5 , 4?

Замечательно. Ваши знания нам пригодятся сегодня на уроке.

Проверяют, как поняли домашнее задание.

Работают в парах.

Выполняют тест, отвечают на вопросы, доказывают, делают выводы

Работают в парах.

Проводят самооценку.

Проговаривают причину затруднения

Регулятивные:

Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли

Личностные:

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, пошаговый контроль по результату

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь работать в паре.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: Повторить изученный материал, необходимый для

«открытия» нового знания.

Устный счёт:

Работа по группам.

Математическая разминка. Слайд 5.

Предлагаю вам ответить на вопросы в быстром темпе:

Самая маленькая единица длины?

Отрезок, равный 100 см?

Расстояние равное 1000 метрам?
- Промежуток времени в 100 лет?

Сколько хвостов у семи псов? (7)

Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? (40)

Сколько ушей у пяти малышей? (10)

В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (27)

Индивидуальная работа:

Работа на ноутбуках

(3 ученика).

Электронное приложение к учебнику «Математика», авторы М.И. Моро, М.А. Бантовой и другие.

Выполнение заданий №1, №2 из электронного приложения по предыдущей теме.

2. Электронный тренажёр. На уроке нам необходимы знания таблицы умножения. Слайд 6.

Электронный тренажёр. Таблица умножения 9. Слайд 7.

Электронный тренажёр. Таблица умножения 7. Слайд 8.

Оценочный лист : 2 ступенька «Лестницы успеха»

3 ученика работают на ноутбуках, остальные обучающиеся отвечают на вопросы в быстром темпе, проверяют свои знания таблицы умножения (Электронный тренажёр)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД: у мение мотивировать свои ответы.

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка.

Физминутка.

Один, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Выполняют физминутку.

4.Создание проблемной ситуации.

Стадия вызова.

Перед вами выражения (на доске).

Что общего в записанных выражениях?

Как легче их решить?

Какое свойство умножения использовали? (переместительное свойство умножения. а * в = в * а)

Какой пример при решении вызвал бы у вас затруднение?

Почему? (Мы не умеем умножать четырёхзначные числа на однозначное)

Закрепляют умение решать примеры изученных видов.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

5.Формулирова-ние темы и цели урока.

Целеполагание. Слайд 9.

Появилась проблема, мы не умеем решать такие примеры.

Кто может сформулировать тему урока (умножение многозначного числа на однозначное)

Чему будем учиться? Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Слайд 10.
(Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ.решения)

Совершенно верно. Молодцы.

Оценочный лист : 3 ступенька «Лестницы успеха»

Формулируют тему урока

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

Уметь определять тему урока и формулировать цель на уроке с помощью учителя, пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

6.Открытие» детьми нового знания .

Цель: поиск новых знаний учащимися путем сопоставления, рассуждения, анализа

1. Поиск новых знаний . Проблема: не умеем умножать многозначные числа на однозначное число.

Подумайте, каким образом мы будем добывать новые знания умножения? Я предлагаю вам два способа открытия новых знаний . Слайд 11.

Способ: Мы можем послушать объяснение учителя, я вам сама объясню материал.

Способ: Добыть знания самим, на основе ранее полученных знаний.

Что вы выбираете?

Ваши предложения? (Попробуем добыть знания сами.)

Решать поставленную вами цель будем вместе.

Ребята, давайте вспомним уроки информатики.

Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия ).

Мы умеем умножать трёхзначные числа на однозначные. Умеем!

А как вы думаете, будет ли он отличаться, если будем умножать на двузначное число?

Значит, как будем умножать?

Вспомним, как умножали трёхзначные числа и составим алгоритм

С чего начнём? (с единиц)

2. Составление алгоритма.

Алгоритм выполнения действия. Слайд 12.

1.Записываю пример.

2. Умножаю единицы. Результат пишу под единицами.

3.Умножаю десятки. Результат пишу под десятками.

4.Умножаю сотни. Результат пишу под сотнями.

5. Умножаю единицы тысяч. Результат пишу под единицами тысяч.

6. Умножаю десятки тысяч. Результат пишу под десятками тысяч.

7. Читаю ответ.

Где вы можете проверить правильность своих рассуждений? (прочитать в учебнике)

3. Работа с учебником .

Откройте учебники, чтение и сравнение алгоритма: страница 77.

Мы правильно рассуждали?

Вывод: Мы открыли алгоритм умножения пятизначного числа на однозначное. Благодаря алгоритму мы сможем выполнить умножение без ошибок.

Запомните, математика - точная наука. Записываем единицы точно под единицами, десятки под десятками и т. д.

Алгоритм составлен кто желает побывать в роли «учителя» и объяснить, как выполнить пример на умножение многозначного число на однозначное?

4. Объяснение темы учеником.

«Учитель» объясняет тему, используя составленный алгоритм.

5. Самооценка.

Оценочный лист: 4 ступенька «Лестницы успеха

Высказывают предположения, добывают новые знания, используя жизненный опыт, информацию полученную на уроке

Вспоминают алгоритм умножения трёхзначного числа.

Составляют

алгоритм выполнения действий.

Работают с информацией в учебнике.

Ученик в роли «учителя» , объясняет темы урока, используя составленный алгоритм

Осуществляют самооценку.

Регулятивные УУД: умение рассуждать, анализировать, сопоставлять,планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

Аргументировать свои высказывания

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового успеха.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других

Познавательные УУД: умение ориентироваться на учебник.

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям

Электронная физкультминутка

Электронная физкультминутка для глаз.

Слайды 13, 14.

Выполняют физминутку.

Здоровьесберегающие технологии

7.Включение в систему знаний и повторение .

Цель: организовать актуализацию умений решать примеры с именованными числами

Самостоятельная работа.

Закрепим полученные знания, учебник, страница 77 .

Давайте решим примеры для закрепления,

2. Решение у доски с комментированием.

В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также.

2 км 425 м х 8

5 кг 254 г х 4

3.Самооценка. Оценочный лист: 5 ступенька «Лестницы успеха»

Самостоятельно решают примеры на умножение многозначного числа на однозначное.

Тема урока: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное". 4-й класс

Цели:

    познакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

    совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи;

    закреплять умение рассуждать, делать выводы.

1. Орг. момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребята впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.

А сейчас нашу работу мы начнём с “зарядки для ума”.

2. Устный счёт.

1 . Первое задание - прочитайте числа в порядке убывания:

2076901, 20780, 258999, 2078000.

2. Найдите значения выражений удобным способом:

2608 + 529 + 392 + 271=

1016 + 704 + 250 + 884 + 296=

3. Вычислите:

4. А теперь вспомним именованные числа.

Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина – 134 метра. Сколько это см?

Самое глубокое озеро Байкал – 1940 метров. Выразите это в км и м.

Вечная мерзлота в Сибири – 1 км 370 м. Сколько это метров?

Самый толстый лёд – 4776 м. Выразите в км и м.

Самый высокий водяной смерч – 1 км 528 м. Сколько это метров?

5. Решаем задачу. На 1 пальто пошло 4 метра ткани, на 1 пиджак на 2 метра меньше.

Сколько метров ткани пошло на пиджак? Сколько метров ткани пошло на 4 пиджака, на 3 пальто, на 1 пальто и 1 пиджак вместе, на сколько больше ткани пошло на пальто, чем на пиджак? Как узнали?

Запись на доске:

1 пальто – 4 м

1 пиджак - ? на 2 м меньше

3. Новая тема.

Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке. А сейчас переходим к следующему этапу нашего урока.

1. Для начала мы повторим известные вам свойства умножения.

(на доске поочерёдно вывешивать карточки)

а х в = в х а

Как называется это свойство? (переместительное)

В чём его смысл? (от перестановки множителей произведение не меняется)

(а + в) х с = а х с + в х с

Как называется это свойство? (распределительное)

В чём его смысл? (при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое)

Молодцы! Сегодня нам понадобиться именно это свойство. (карточку оставить на доске)

2. Откройте тетради, запишите число, классная работа. С помощью распределительного свойства найдите значение произведения: 576 * 9 = (500 + 70 + 6) * 9 = 500 * 9 + 70 * 9 + 6 * 9 = 4500 + 630 + 54 = 5184

Что мы должны сделать? (разложить 576 на сумму разрядных слагаемых)

Записать на доске, дети комментируют.

Запишите пример в тетрадь.

3. На доске даны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради. Я даю вам на эту работу

(Примеры записаны в столбик, внизу ответы на перевёрнутых карточках).

Положили ручки. Давайте проверим: дети диктуют ответы, я переворачиваю карточку и прикрепляю к примеру магнитом.

Все справились? (да, нет)

Какой пример вызвал затруднение? (4)

Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)

А теперь подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (умножение многозначного числа на однозначное)

Совершенно верно. Молодцы. (записать на доске тему или открыть написанную)

Как вы умножали? (так же как и трёхзначные числа)

С какого числа начали? (с единиц)

Сейчас я решу пример на доске, а вы внимательно слушаете и запоминаете.

Начинаем умножение с единиц. 1 х 3 = 3 Записываем под единицами.

Умножаем десятки. 8 х 3 = 24 4 пишем под десятками, 2 запоминаем.

Умножаем сотни. 2 х 3 = 6 да ещё 2 сотни = 8, записываем под сотнями.

Умножаем тысячи. 4 х 3 = 12 2 пишем под тысячами, 1 под десятками тысяч.

Умножение закончили. Ответ: 12843.

Запишите пример в тетрадь. Откройте учебник на стр. 73, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. (по 1 человеку у доски)

4. Положили ручки. В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.

19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)

Запишите его в тетрадь. Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….

26 м 85 см х 7 =

4. Физкультминутка.

Встали, плечи выровняли, вдох, выдох. Наклон головы влево, вправо, влево, вправо, вперёд, назад, вперёд, назад. Поворот левым и правым плечом. Повороты кистей рук влево, вправо. Молодцы. Сделали вдох, выдох, тихо сели. Работаем дальше.

5. А сейчас открыли учебник на странице 73, решаем задачу №355.

Читает … О чём говорится в задаче? (сшили 6 простыней, расходуя по 2 м 20 см полотна, и 8 наволочек, расходуя по 1 м 25 см полотна)

Что такое простыни? Наволочки?

Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько всего метров ткани израсходовали на простыни и наволочки?)

А ещё какой вопрос можно поставить? (На сколько меньше ткани израсходовали на наволочки, чем на простыни?)

Давайте ответим на 1 вопрос. Записываем краткое условие (учитель записывает на доске).

6 прост. – по 2 м 20 см

8 нав. – по 1 м 25 см Всего?

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет или да)

Почему? (мы не знаем, сколько израсходовали ткани на 6 простыней и 8 наволочек)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 6 простыней? (мы должны 2 м 20 см х 6)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими, а затем умножить на 6)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 8 наволочек? (мы должны 1 м 25 см х 8)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими и умножить на 8)

Какой главный вопрос в задаче? (сколько всего ткани пошло на простыни и наволочки)

Действия задачи запишите так же, как и предыдущие примеры с именованными числами. Решение задачи запишите самостоятельно.

6. Закрепление.

Молодцы. Вы быстро справились с задачей. Теперь небольшая самостоятельная работа. (раздать карточки с примерами) Если останется время, проверить.

1 вариант.

2 вариант.

7. Итог.

Все сегодня работали очень хорошо. Оценки за урок получают самые активные…

С чем мы познакомились на уроке?

Как выполняется умножение многозначного числа на однозначное?

Запишите домашнее задание – стр. 73, № 357, правило.

Занимательные задачи.

1. Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

2. В Межзвёздной империи 537 звёздных систем, а в Межзвёздном королевстве на 260 систем меньше. Сколько всего в них звёздных систем?

3. На ферме 7 быков весом 240 кг каждый и один бык весом 330 кг. Какова масса всех быков?

4. Крепость построили за 539 лет до 2000 года, а дворец на 250 лет позже. В каком году построили дворец?

5. 9 мальчиков получили по 4 пятёрки. 6 девочек тоже получили по несколько пятёрок, причём все они – одинаковое количество пятёрок. Количество пятёрок, которое получили все мальчики, равно количеству пятёрок, которое получили все девочки. Сколько пятёрок получила каждая девочка?

Автор материала: Рябцева Анна Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ №Школа №3" КГО (г. Камышлов).
Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов. Конспект разработан для урока математики в 4 классе. Его можно использовать при закреплении темы "Умножение многозначных чисел на трёхзначное".

Класс: 4
Тема урока: «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число»
Цель: обобщение и систематизация знаний по умножению многозначных чисел на трёхзначное число в практической деятельности.
Задачи:
Личностные: развивать интерес к учебному материалу; формировать умение выделять нравственное явление из других.
Метапредметные:
o Познавательные: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
o Коммуникативные: развивать умение формулировать и высказывать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы, а также отвечать на них; умение работать в группах, парах.
o Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять пошаговый контроль по результату.
Предметные: развивать умение умножать многозначные числа на трёхзначныые, умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

Формируемые УУД: личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Планируемые результаты: умеют:
умножать многозначные числа на трёхзначное;
применять полученные знания на практике.
осознают:
значимость экологической культуры;
необходимость в участия в природоохранности.

Оборудование: Математика. 4 кл. 3 ч. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., ЭОР, карточки с примерами для индивидуальной работы, картчоки с примерами для работы в группе, карточки для самооценки.

Орг. момент 1 мин.
- Ребята, я очень рада видеть вас. Присаживайтесь, пожалуйста.
– Очень много лет назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
– В чем же заключалась его мудрость
– А для чего учитесь вы?
– Для чего вы учите математику?
– Очень ли важен урок математики?
– Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями. У вас у каждого есть рейтинг знаний и умений. В конце урока мы посмотрим, кто без труда усвоил тему наших уроков, а кто ещё затрудняется.
Приветствуют учителя, садятся за парты.

Актуализация знаний
- Сегодня у нас будет необычный урок. Чтобы узнать, чем он будет отличаться от обычных уроков математики, предлагаю вам решить примеры на карточках, которые лежат у вас на партах.

508*2= 1016 Г
220*4= 880 Л
103*7= 721 О
230*3= 690 К
450*2= 900 О
245*2= 490 Э
606*2= 1212 И
710*3= 2130 Я

Расположите полученные ответы в порядке возрастания.
- Какое слово получилось?
490 Э
690 К
721 О
880 Л
900 О
1016 Г
1212 И
2130 Я
(Экология)
- Как вы понимаете значение данного слова?
Высказывают предположения.

Актуализация знаний
- «Логос» – наука. «Эко» – «дом» на латинском языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.
- Кто-то уже может сказать, чем наш урок отличается от предыдущих занятий?
- Правильно. Ребята, а зачем нам нужно говорить о природе? Беречь её?
- Верно, природа является неотъемлемой частью каждого человека.
- Мы изучаем не только математические явления, но ещё говорим о природе.

Определение темы урока
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках? Как вы думаете, сегодня мы будем изучать что-то новое, или будем обобщать наши знания по данной теме?
- Откройте учебник на 12-13 с. и рассмотрите мате-риал этих страниц.
- Какая тема нашего урока? Определите, пожалуйста его цель.
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать знания и умения по умножению многозначных чисел на трёхзначные.
- Умножение многозначных чисел на трёхзначные.
- Давайте же повторим алгоритм умножения многозначных чисел на трёхзначные (на слайде).
- Используя этот алгоритм, попробуйте найти ошибки в выражениях, которые у вас есть на карточках.
Повторяют алгоритм умножения многозначных чисел на трёхзначное. Ищут и исправляют ошибки.
- Заканчиваем работу. Обменяйтесь, пожалуйста, карточками. Проверьте правильность выполнения, сравните с записью на слайде. Оцените своего соседа. Возьмите наши рейтинги знаний и умений, по-ставьте себе отметку за это задание на первом луче.
Проводят взаимооценку и взаимопроверку работ. Заполняют рейтинг знаний и умений.

Применение знаний
- Молодцы. А теперь поупражняемся в работе по умножению многозначных чисел на трёхзначные.
- У вас по одной на группу есть карточки, в которых необходимо выполнить умножение. Не забывайте, как нужно работать в группе: обсуждать работу так. Чтобы не мешать другим ребятам. приступайте к выполнению этого задания.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Сравним свои ответы со слайдом.
- Откройте свои тетради, запишите дату и №2. 1 ряд будет решать примеры второго столбика, второй ряд – третьего столбика. (с каждого ряда вызвать по одному за шторку)
- Итак, проверяем. (тех, кто у доски, спросить, как они выполняли умножение – по алгоритму).
- Присаживайтесь, кто работал у доски. пододвинь-те к себе рейтинги знаний и умений. Если вы все вычисления выполнили верно, в группе работали активно, поставьте свой знак на верхнем кружке. Если работа была неактивной, и есть небольшие неточности, то на средний круг. А если было много ошибок, то на нижний.
В группах выполняют умножение. Сравнивают свои результаты со слайдом. Записывают дату. По рядам решают примеры.Сравнивают результаты.

Физми-нутка 1 мин.
- Прежде чем продолжить нашу работу, давайте не-много отдохнём и выполним небольшую разминку.
Повторяют упражнения.

Закрепление изученного материала
- Немножко отдохнули, продолжим нашу работу.
- Прочитайте задачу 5 под буквой а. Ребята, какой вред земле могут наносить бульдозеры?
- Верно. Что известно из условия задачи?
- Что нам нужно узнать?
- Верно. Как мы можем это узнать?
- Запишите в тетради (одного к доске).
- Прочитайте задачу под буквой б.
- Что известно в этой задаче?
- Что требуется найти?
- Как мы можем ответить на этот вопрос?
- Запишите, пожалуйста, решение в тетради. (одно-го к доске).
- Возьмите наши рейтинги знаний и умений. оцените себя при решении задач. Это третий луч. оценивайте себя объективно и честно.
- Они портят грунт, забирают полезные ископаемые. Также выбрасывают много выхлопных газов.
- Длина площадки – 20 м., ширина – 15 м. это 2/3 дневного задания.
- Сколько квадратных метров по-верхности ему осталось разровнять сегодня.
1. 20*15 = 300 (кВ. м) – площадь площадки.
2. 300:2*3 = 450 кв.м.

Время работы экскаватора. Объём – 108 м в кубе.
Сколько кубических метров грунта он выберет за 6 часов?
1 способ:
1. 108:3 = 36 – производительность экскаватора.
2. 36*6 = 216 кубических метров – он выберет за 6 часов.
2 способ:
1. 6:3=2 – в два раза больше
2. 108*2 = 216 кубических метров.

Итог урока. Рефлексия.
- Как сказал великий писатель Михаил Пришвин: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кла-довая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Вы согласны с высказыванием писателя? Почему?
- О чем шла речь сегодня на уроке?
Отвечают на вопрос
- После сегодняшнего урока вам захотелось ещё бережнее относиться к природе, к окружающей среде?
- У нас остался последний незаполненный луч на наших рейтингах. Посмотрите на три предыдущие луча и поставьте себе отметку за всю работу на уроке.
- Я надеюсь, что после нашего урока вы станете друзьями природы.
Слушают высказывание.
Высказывают своё личное мнение.

- Мы говорили об умножении многозначных чисел на трёхзначные. Решали задачи. Также говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

Оценивают себя