Японские ворота в ландшафтном дизайне. Тории – граница между параллельными мирами

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма.

Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей.

Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству.

Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот.

Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены.

Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу.

Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - «ками».

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

Ворота и калитки в японских садах

В древности в Японии ворота являлись показателем уровня благосостояния человека и его социальной значимости. Возводить их разрешалось только знатным людям. И лишь с XIX века этот элемент сада смогли себе позволить и простолюдины. Входные ворота в то время состояли из двух столбов с верхней поперечиной. Впоследствии, под влиянием китайской культуры, над воротами стали делать крышу. Такие варианты могут украсить вход в ваш японский садик или выход из него.

Однако наиболее уместны ворота и калитки в садах чайного типа. Эти сады появились в конце XVIначале XVIII веков. Назначение ворот здесь имеет определенный смысл. Когда гости, приглашенные на чайную церемонию, в назначенный час подходят ко входу, они видят двери или приоткрытыми, или же вовсе распахнутыми настежь. Это является признаком того, что хозяин готов принять участников действа. Как только гости проходят через ворота на территорию внешнего чайного сада - «сото-родзи », они закрывают за собой дверь, тем самым давая понять хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что они собрались. Но это – не только сигнал о готовности. Проход через ворота означает для гостей то, что они перестали быть частью внешнего мира, и теперь должны настроиться на умиротворение, покой, духовность. Далее все участники располагаются в небольшой крытой беседке и молча ждут. Через некоторое время к внутренним воротам подходит хозяин, отпирает их, и в молчаливом поклоне приглашает собравшихся войти во внутренний чайный сад – ути-родзи .

Ворота в чайных садах бывают внешние (сотомон ) и внутренние (тюмон ). И те и другие должны соответствовать размеру и облику сада. Так, в маленьком саду высокие тюмон с крышей вряд ли уместны, они просто будут выглядеть нелепо. Зато в большом саду мы смело можем их ставить, такие ворота только украсят наш сад.

Чаще всего вместо внутренних ворот используется простая калитка, сделанная из бамбука или деревянных реек. Бывают даже случаи, когда калитка стоит, а ограды практически нет (такой вариант подошел бы небольшому уголку в японском стиле). Это говорит скорее о символическом, чем функциональном назначении калитки.


Одна из разновидностей калитки в чайном саду – содзи-гути . Как правило, она располагается в дальнем углу сада и предназначена для уборки.

Калитки и ворота уместны не только в маленьких чайных садах, но и в больших. Сады такого типа появились в Японии в эпоху Эдо (1600-1868). Они представляли собой чередующиеся картинки, созданные для напоминания зрителю об определенных событиях. Это могли быть сцены из мифологии, культуры, истории, и даже миниатюрные копии известных садов. Часто переходом из одного места в другое служил овраг, заросли растений или же холм. Если у вас появилось желание и возможность создать такой сад у себя, то частью его может быть и чайный сад. Тогда без калиток здесь нельзя будет обойтись.

Существует еще один вид ворот – ворота тории. Это – один из самых известных символов Японии. Лишь в древние времена такие ворота использовались как обычные. Поначалу они выглядели довольно просто: две деревянные стойки и две перекладины. Дерево не красили и не обрабатывали. И лишь позже, под влиянием Китая, тории приобрели тот вид, который они имеют сейчас. Дерево постепенно заменялось камнем, металлом, а то и бетоном, окрашивалась вся конструкция в красный цвет и украшалась иероглифами или небольшими узорами. Несомненно, такие ворота очень красивы. Особенно впечатляют «плавающие тории» святилища Ицукусима, расположенные прямо в воде. Во время отлива до них можно дойти по дну моря, а во время прилива ворота отражаются в воде, как в зеркале. Японцы говорят, что «в эти тории входит солнце».

Однако, несмотря на их красоту, размещать такие ворота в саду не стоит. Дело в том, что тории – ритуальные ворота. Они устанавливаются, в основном, при входе на территорию синтоистского святилища (реже – перед кладбищами) и символизируют грань между земным и духовным миром. Проход через них, как считается, способствует внутреннему очищению. Одно время на территории Японии даже существовал закон, по которому тории разрешалось устанавливать исключительно при государственных храмах и некоторых святилищах. Но даже после снятия запрета такие ворота старались не использовать в других местах. Кое-где можно встретить целые аркады из близко расположенных тории. Например, в храме Фусими Инари в Киото красные ворота стоят практически вплотную друг к другу, образуя длинный проход. Особенно красиво эта картина смотрится в лучах солнца, пробивающихся сквозь щели.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо очень хорошо подумать, прежде чем поставить такие ворота на своем участке.

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.