Культура китая. Значение китайской культуры Вклад китая в мировую культуру кратко

Понятие «цивилизация» (civil, лат. – город) возникло в XVIII веке. Есть много толкований этого понятия – например, «cоциальная организация общества, характеризуемая всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства». Необходимые элементы цивилизации – наличие письменности, городов и гoсударствa. Некоторые используют слово «цивилизация» как синоним понятия культура. Мне нравятся такие определения: «цивилизация – делать лучше себе, культура – делать лучше себя».

Сейчас заговорили о пятой цивилизации – Маргиане, столицей которой был город Маргуш. Археологические раскопки в Туркмении, которые под руководством русского ученого Виктора Ивановича Сарианиди ведутся уже 40 лет, позволили обнаружить сложный дворцово-храмовый ансамбль, созданный 5 тысяч лет назад. Царский дворец, окруженный монументальным комплексом, в который входят храмы огня и воды, занимает площадь около 10 гектаров. Ранее здесь уже были найдены скульптурные изображения и каменная печать с клинописью, напоминающая шумерскую. Все более основательными становятся предположения, что именно здесь следует искать родину легендарного основателя древней религии зороастризма, сына местного жреца, о котором мы знаем из некогда весьма популярной среди интеллигентов книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Именно Заратустра в этой книге произносит шокирующую фразу: «Бог умер», которая вызвала так много толкований и споров. Некоторые философы называют зороастризм проторелигией, из которой возникли все великие религии.

По мнению некоторых ученых, это был новый этноним скифов, среди которых, опять-таки были потомки из 10 потерянных колен Израиля, как были они и среди парфян, кочевого племени из Ирана, которое поспособствовало в свое время гибели Вавилона.

На это ушло несколько столетий. Когда же в IV веке их предводителем стал военный гений Аттила, он заставил платить дань даже такое могущественное государство, как Византия. Во время своего почти векового пребывания в Европе гунны оказали существенное воздействие на судьбы Римской империи. Вообще эти кочевники настолько потрясли воображение современников своими узкоглазыми, без следов растительности, темными лицами и самим способом ведения войны, что те, рассказывая о них, как бы даже сомневаются, люди ли эти пришельцы, свалившиеся им на головы как бы ниоткуда.

Между прочим, этот шелковый путь потом был весьма успешно использован русскими для экспансии на восток.

Сталин перед самой войной поставил перед историками и археологами задачу найти могилу Тимура (и ее нашли – 21 июня 1941 года!), который привлекал его тем, что сумел победить хана Тохтамыша, правителя Золотой Орды, и даже свергнуть его с трона. Но ведь это произошло в 1394 году, и монголы собирали дань с русских городов еще целых 86 лет! Да к тому же Тимур был дальним родственником чингисхидов, который многое заимствовал у них в организации войска, так что это была борьба между своими. Русским это чести не прибавило. Официальное окончание ига связывают с 1480 г. – временем знаменитого стояния на Угре. Ни Куликовская битва, ни это стояние не были сражениями, позволившими разгромить противника. Но русские были счастливы и этим, как потом битвой при Бородине: не победили, но, по крайней мере, и не проиграли!

Если сравнивать его с признанными великими полководцами Александром Македонским и Наполеоном Бонапартом, то результат будет не в пользу последних. Александр Македонский, который упоминается в таких судьбоносных книгах, как Библия и Коран, страдал манией величия – требовал себе божеских почестей. Он часто полагался на интуицию и вдохновение, а не на трезвый расчет, не подготовил себе преемников, и, когда неожиданно умер в 33 года, его империя долго не просуществовала. Говоря о Наполеоне, достаточно вспомнить 1812 год. Могут сказать, что, в отличие от монгольских завоевателей, Бонапарт имел дело не с разрозненными княжествами, а с централизованным государством, что, безусловно, усложняло его задачу, но ведь русские за всю войну не выиграли, ни одного сражения! С чисто же военной точки зрения поражение Бонапарта в России во многом было предопределено тем, что он растянул свои коммуникации и не сумел обеспечить продовольствием войско. Отчасти это произошло оттого, что он не учел психологии русского народа: отмени он крепостное право, и вряд ли бы Романовы устояли. A Чингисхан не проиграл ни одного сражения! Здесь нет возможности подробно рассказать, как было организовано монгольское войско, на какие части делилось и как управлялось, как была организована охрана и стража, что представляла собой гвардия, но русская армия до сих пор несет следы той десятичной конфигурации, которую использовал Чингисхан. Этот монгол, который до конца жизни оставался неграмотным (но очень чтил писаные законы!), умел предусмотреть все до мелочей. У Чингисхана была прекрасно поставлена разведка, он заранее знал сильные и слабые стороны противника, в том числе, где находятся хорошие пастбища, где удобные места для стоянок и т. д. У него всегда были накормлены и люди, и лошади (а у каждого воина было по 5 лошадей!). И, конечно, он был прекрасным психологом и политикой «разделяй и властвуй» владел в совершенстве.

Количество иероглифов в китайском языке впервые было подсчитано при правлении династии Хан – их оказалось около 10 000. В самом большом современном словаре их в 9 раз больше. Чтобы научить население грамоте, c середины ХХ века в социалистическом Китае были разработаны упрощенные иероглифы.

Известно послание китайского императора Цяньлуна английскому королю Георгу Третьему в конце XVIII века. Король Георг прислал императору письмо, в котором предлагал развивать торговые и дипломатические связи, и к этому письму присовокупил образцы английских товаров. Вот что ответил один из самых просвещенных китайских императоров на обычное дипломатическое предложение: « Я прочел Ваше послание. Искренность, с которой оно написано, обнаруживает уважительное смирение с Вашей стороны, достойное высокой похвалы. Чтобы показать свою преданность, Вы также послали мне образцы изделий из Вашей страны. Властвуя над огромным миром, я не имею другой цели, кроме как поддерживать совершенное управление и гарантировать исполнение государством его обязанностей. Странные и изобретательно сделанные предметы не представляют для меня интереса… Вам надлежит, о король, уважать мои чувства и выказывать мне еще большую преданность и лояльность в будущем, так, чтобы вечной покорностью нашему трону Вы смогли обеспечить мир и процветание Вашей стране. Трепетно подчиняйтесь и не проявляйте небрежения».

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки.

Мифология народов древнего Востока. Происхождение термина «миф». Понятие «миф». Причины появления мифов. Мифологическое мышление. Миф и обряд. Роль обрядно мифологического комплекса в развитии культуры. Общее и особенное в мифологии древневосточных народов. Типология мифов.

Возникновение письменности. Условия и предпосылки. Этапы развития.

Древнеегипетская письменность. Ее характер и особенности. Виды письма. Писчий материал. Дешифровка древнеегипетской системы письма.

Письменность народов Месопотамии. Особенности и ареал распространения. Писчий материал. История дешифровки.

Хеттская письменность. История открытия хеттских памятников письменности. Богазкейский архив. Дешифровка хеттской клинописной системы письма. Письменность и языки народов, населявших Хеттское государство.

Письменность народов Восточного Средиземноморья. Влияние социально-экономического развития государств Восточного Средиземноморья на формирование письменности. Роль письменности аккадцев и древних египтян. Протобиблское письмо. Создание консонантного алфавита. Угаритское письмо. Финикийская письменность и ее историческое значение.

Письменность древнего Ирана. Заимствования персов в области письменности. Характер письменности персов. Письменность и языки народов, населявших древнеперсидское государство.

Письменность народов древней Индии. Индская письменность и ее судьба. Письменность в Ведийский период и эпоху Маурья. Виды древних алфавитов.

Письменность в древнем Китае. Уникальность китайской письменности. Возникновение письменности: данные традиции и археологии. Этапы развития древнекитайской письменности. Писчий материал.

Условия развития литературы. Ее истоки. Основные жанры.

Литература древнего Египта. Литературные жанры, распространенные в Египте. Основные литературные произведения. Литературные приемы.

Литература народов древней Месопотамии. Этапы развития литературы. Формирование основных жанров. Наиболее выдающиеся литературные произведения. Особенности литературы народов Месопотамии.

Литература хеттов. Жанры. Образцы литературных произведений. Историческая роль литературы древних хеттов.

Литература народов Восточного Средиземноморья. Условия ее развития. Храмовая библиотека Угарита. Литература народов Палестины. Формирование Библии. Ее структура. Основные редакции Библии. Основные источники Библии.

Литература древнего Ирана. Авеста как выдающийся литературный памятник ираноязычных народов. Структура и содержание Авесты как литературного произведения.



Литература народов древней Индии. Ведийские тексты. Основные жанры. Драматургия в древней Индии.

Литература древнего Китая. Этапы развития и основные жанры.

Древневосточная наука. Источник и условия развития науки. Накапливание знаний. Математические знания. Развитие астрономии. Медицина. Географические и исторические знания. Развитие права. Правовые памятники древности.

Древневосточная религия. Роль религии в развитии древневосточных государств. Основные этапы формирования религиозных воззрений древневосточных народов и их особенности. Остатки первобытных верований. Общинные культы. Формирование пантеонов. Обрядовая сторона. Жречество и его роль. Обожествление правителей

Древнеегипетская религия и ее особенности. Религия народов древней Месопотамии. Исторический путь хеттской религиозной системы. Особенности формирования религиозных верований у народов Восточного Средиземноморья. Историческое значение иудаизма. Религия древних иранцев. Терминологический аспект вопроса названия религии. Проблема дуализма. Этика. Место и роль культа Митры. Религия народов древней Индии. Религия Мохенджо-Даро и Харапппы. Религия в Ведийский период. Брахманизм. «Неортодоксальные» религиозные течения. Буддизм. Индуизм. Религия древнего Китая. Связь с философскими системами.

Архитектура и изобразительное искусство народов древнего Востока. Основные виды и жанры искусства. Их иерархия. Основные направления развития архитектуры.

Архитектура древних египтян. Культовая архитектура. Гробницы. Храмовая архитектура. Причины развития. Типы храмов. Принципы строительства. Выдающиеся архитектурные сооружения. Гражданская архитектура. Изобразительное искусство древних египтян. Жанры. Формирование основных канонов. Египетский рельеф. Его особенности. Древнеегипетская скульптура. Статуарные типы. Скульптурный портрет. Амарнский период в изобразительном искусстве. Живопись. Выдающиеся произведения древнеегипетского изобразительного искусства.



Архитектура народов древней Месопотамии. Культовая и гражданская архитектура и ее особенности. Изобразительное искусство. Особенности рельефа и выдающиеся образцы. Скульптура. Архитектура и изобразительное искусство древних хеттов.

Архитектура и изобразительное искусство народов Восточного Средиземноморья. Архитектура и изобразительное искусство древнего Ирана.

Архитектура Индской цивилизации. Культовая архитектура эпохи Маурья. Древнеиндийская скульптура.

Особенности культовой и гражданской архитектуры древнего Китая. Прикладное искусство.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Триединство искусств

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с вовлечением в композицию картины каллиграфической поэтической подписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины - горизонтальный или вертикальный свиток.

Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала способность китайцев мыслить образами и символами. Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Скульпторы, как правило, считались ремесленниками и оставались обычно неизвестными.

Научные достижения Древнего Китая

К знанию и учености в Китае, начиная с древности, относились с большим уважением. Уже во 2 тыс. до н. э. делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели. С V в. до н. э. вели систематические астрономические наблюдения, дали названия 28 созвездиям, а в IV в. до н. э. был составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил. Древнекитайские астрономы регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба, небесный глобус.

В Древнем Китае наблюдаем глубокие медицинские познания. В 1 тыс. до н. э. были изобретены и использовались в лечебной практике наркотики. Применялось иглоукалывание и прижигание.

Математика зародилась в глубокой древности. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, составляли системы уравнений, знали арифметическую прогрессию, решали задачи на проценты, ввели понятие отрицательных чисел, вели действия с дробями, умели сокращать.

Широко известные технические изобретения, которые пришли к нам из Китая, - магнитный компас, водяная мельница, водонасос, сейсмограф, книгопечатание и порох, механические часы, арочный мост. Древнекитайскими географами была создана карта китайского государства и варваров, проживающих в пределах четырех морей.

Мировое значение китайской культуры

Культура, которую создал китайский народ, является одной из самых самобытных и интересных культур мира. В ней они проецировали свое отношение к жизни, через нее проявлялся национальный характер народа, понимание того, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую следует устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

Основываясь на таком понимании жизни, в Китае наблюдается преемственность культурных традиций от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Особенно ценной, как представляется, в культурной традиции Китая является ориентация человека на соответствие своей социальной роли, умение довольствоваться малым, на безусловный примат морального над материальным.

Вклад китайского народа в мировую сокровищницу весьма значителен.

1. Высокое значение ритуала является спецификой китайской культуры. Ритуал представляет собой средство пробуждения и закрепления определенных чувств и составляет основу воспитания.

2. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем: конфуцианства, даосизма, буддизма. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения китайцев и их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

Китайская иероглифическая письменность, возникшая во 2 тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире.

3. До наших дней сохранились литературные памятники: «Книга перемен», «Книга песен», поэтические сборники.

4. Уважение к знанию и учености способствовало развитию математики, медицины, астрономии, географии, истории.

5. Самобытны изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Знаменита Великая Китайская стена, прикладное искусство.

6. Древнекитайская философия («сто философских школ») оказала влияние на мировую духовную культуру.



Одной из оригинальных культур Востока является культура Древнего Китая. Государственность там возникла во 11 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ.

Жители Древнего Китая создали самобытную материальную и духовную культуру. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил – света и тьмы.

В древнейший период жителям Китая также же, как и другим народам, был свойственен культ природы. Китайцы поклонялись духам земли, солнца, луны, ветра, дождя, священных гор и т.п. Весьма характерным был также культ предков, в основе которого лежало представление о том, что душа человека после его смерти не только продолжает жить, но и может вмешиваться в дела живых.

В более поздний период появилось обожествление царской власти.

Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь.

В середине 1 тыс. до н.э в Китае.зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм (возникновение которого связывают с деятельностью Лао-цзы), конфуцианство (основателем которого считается Конфуций) и моизм (основатель Мо-цзы).

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Характерно, что все религиозные системы имели много общего: им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идея "недеяния" – пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Эти идеи определяли и образ жизни населения Китая и их менталитет.

В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильными признавались только официальные доктрины, что порождало тенденцию к пассивности, догматизму, конформизму.

В то же время к знаниям и учености относились с большим уважением. Определенных успехов достигла наука. Успехи ее поразительны: изобретены предшественник компаса и небесный глобус, шелководство, бумага. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Больших успехов достигла медицина. Одним из крупных достижений было применение наркотиков в лечебной практике, также иглоукалывания, прижигания уже в 1 тыс. до н.э. Развита была в Китае историческая наука.

В литературе особенно была развита поэзия. До наших дней сохранились такие древнейшие памятники, как "Книга песен" и "Книга перемен".

Самобытно изобразительное искусство и архитектура Китая. Жители Китая строили здания в три и более этажа с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV - III вв. до н. э. для защиты от кочевников.

Высокое развитие получило прикладное искусство.

В Древнем Китае знали около 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов. Получили развитие также театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней.

Таким образом, вклад цивилизаций Древнего Востока в мировую культуру огромен.