Что такое храмовый комплекс ольмеков. Загадочные ольмеки — народ ниоткуда. Религия ольмеков - мифологические знания древнего народа

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Ольмеки

Ольмекская цивилизация имеет несомненные подтверждения своему существованию в виде археологических находок. Однако тайны ее происхождения и гибели до сих пор не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием упоминается одно из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории сегодняшней южной и центральной Мексики. Наиболее древние следы цивилизации относятся к 1400 г. до н. э. В городе Сан-Лоренцо были обнаружены остатки крупного (вероятно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, наиболее крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие исследователи считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что подтверждается и легендами индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

По обнаруженным артефактам можно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До нас дошли их пирамиды, дворы (предназначенные, вероятно, для каких-то церемоний), гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первую такую голову обнаружили в 1862 г. рядом с поселением Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считалось, что это «голова африканца», или, как ее называют по сей день, «голова эфиопа»). Эта знаменитая голова была полностью откопана только в 1939–1940 гг. Оказалось, что высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. До сих пор остается открытым вопрос, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта расположено в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота). В последующем были найдены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. Большинство ученых склоняется к мнению, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые современные исследователи полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: например, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX в мексиканскими археологами был обнаружен город Син Кабесас, что в переводе означает «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за многочисленных обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины сохранились до наших дней совершенно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, изображающих людей и животных.

Различные экспедиции, которые снаряжались на поиски и исследование артефактов в первой половине XX в, приводили к множеству новых открытий, однако некоторые свидетельства существования ольмекской культуры сначала ошибочно были приписаны культуре майя из-за схожести ликов.

Археологам приходилось добираться до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже достаточно сильно отрезаны от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но постепенно на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации. Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, по мнению исследователей, являются изображениями богов, которых почитали ольмеки. А в найденной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 столетий до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков, вероятно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму ученые объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки полагали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружали по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Облик ольмеков можно предположительно восстановить по многочисленным найденным изваяниям: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли быть получены по обнаруженным в усыпальницах останкам ольмеков, однако ни одного целого скелета не сохранилось.

Согласно легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас расположен город Панутла, они оставили лодки и пошли по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах нет объяснений появлению ольмекской цивилизации: говорится только, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

По мнению норвежского исследователя Тура Хейердала, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это указывают не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было найдено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она будто возникла в уже процветающем виде и так же внезапно оборвала свое существование. Однако это тоже всего лишь предположение. Многие ученые по-прежнему уверены, что цивилизации в разных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в абсолютной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят примерно ко второму тысячелетию до н. э. Согласно более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, по мнению ученых, пришли из Азии в то время, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь. По мнению палеоантропологов, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это некоторым образом объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи полагают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Возможно, ольмекская цивилизация появилась и вовсе в результате смешения выходцев из различных континентов.

В 1200-900 гг. до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: вероятно, в результате внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, расположенную на 55 миль восточнее, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 гг. до н. э. или в 800–400 гг. до н. э. (согласно различным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 г. до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержения вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до нашей эры археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, найденные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были обнаружены ольмекские артефакты с датами, исследователи после долгих споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Интересно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской культуре, были намеренно повреждены еще в древности: возможно, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I век до н. э. - I век н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя какое-то время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко полагает, что предки майя жили некогда на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? На этот вопрос еще предстоит ответить ученым.

П осле симпозиума "Региональные перспективы в ольмекской проблеме" в 1983 г., термин "ольмеки" решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э.

С амые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.
По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.
По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га (последняя цифра явно преувеличена).
Археологические исследования в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень (тип 6 в классификации проекта Сан-Лоренсо) - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.
Постройки, обнаруженные на городище в 1990-е гг., располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Судя по анализу почв, крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна. Другая важная постройка (D4-7), длиной 12 м и апсидальная в плане, стояла на платформе из глины размерами 75 на 50 м.
В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Их незначительное количество и концентрация в центральном поселении дополнительно свидетельствуют в пользу этого. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари-троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах. Находки тронов в поселениях второго уровня, таким образом, говорят о существовании иерархии вождей.
Около 900 г. до н. э. заканчивается эпоха расцвета Сан-Лоренсо. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.
К 400 г. до н.э. Сан-Лоренсо приходит в упадок, после которого город забрасывается.

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек.
Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы "А" и "С". Центральной осью поселения являлась "Большая пирамида" - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс "А"). В данном случае это наиболее ранний в Ольмане сложный архитектурный ансамбль - так называемый двухчастный комплекс, ориентированный по оси север-юг. Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.
Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе "D" сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу. Эти постройки расположены по линии запад - восток и, вероятно, представляют собой пример новой архитектурной традиции, берущей начало в Чиапасе.
В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и "римским" профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.
На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе "А" внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница "А" состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м. в длину, 2 м. в ширину и 1,8 м. в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы "А" находилась Гробница "Е", также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница "В"), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.
В городе также есть колоссальные базальтовые головы - 4, и их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э.
Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э.

Е щё одно древнее поселение - Сан Андрес. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. здесь произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, где выше слоя 10 идет чистый ил. Это, видимо, привело к возвышению Ла-Венты. В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250-1150 гг. до н.э.). Город расположился в 5,5 километрах к северо-востоку от Ла-Венты. В период с 900 по 400 гг. до н.э., Сан Андрес снова стал центром цивилизации ольмеков. На месте данного поселения недавно была найдена одна удивительная находка - керамический цилиндр размера с кулак с выгравированными 2 глифами, связанными линиями с клювом птицы таким образом, что создаётся впечатление о "разговоре" птицы. Антрополог Мэри Поль (открывшая данную находку) считает, что это самое раннее свидетельство письменности в Мезоамерике.

М енее древним и размером поменьше является ещё одно поселение - Трес-Сапотес (1000-400 гг. до н.э.). Однако здесь не было найдено каких-либо построек, но зато были обнаружены огромные базальтовые скульптуры - каменные головы Ольмеков. Эти 3 головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трёх наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э.

Д ругими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км. поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Л ас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый "Правитель из Лас-Лимас"). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Т. Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

О ткрытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

400 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

К аменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

С тирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

П омимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Ц ентральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики.

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Подробнее - см. учебное пособие "Древние ольмеки : история и проблематика исследований", А.В. Табарев На этой странице использованы материалы статьи Д. Беляева "Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике".

«Самым древним и малоизученным индейским народом Центральной Америки по праву считаются ольмеки. По утверждению большинства ученых, именно они являются родоначальниками следующих народов Мезоамерики. Немногочисленные находки, подтверждают, что первым местом обитания ольмеков, скорее всего, было побережье Мексиканского залива. Как единый народ, они сформировались 4-3 тысячи лет тому назад. Находки, обнаруженные археологами, подтверждают реальность существования этого древнего индейского народа, но не могут рассказать о происхождении ольмеков и о внезапном исчезновении с карты Центральной Америки.»

До сих пор точно неизвестна причина скоропостижной гибели великой древней цивилизации. Наиболее реальной версией считается нашествие новых племен с запада и дальнейшее смешение с завоевателями. Другая версия – резкий скачок в росте населения и начавшийся голод, который и привел к гибели населения. После себя ольмеки оставили богатое культурное наследие, которое переняли следующие цивилизации Мезоамерики. В своих письменных источниках, ацтеки и майя неоднократно упоминали о своем прародителе. В переводе с языка майя, ольмек означает «обитатель каучуковой страны». С ацтекского же языка переводится, как «каучуковый человек».

Об общественном строе, жизни и занятиях этого древнего индейского народа Центральной Америки имеются довольно скудные сведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что ольмеки , поселившись на южном побережье Мексиканского залива , за короткий срок совершили резкий скачок в развитии и к 1500 г. до н.э. создали на территории 3 штатов современной Мексики (Веракрус, Табаско и Герреро) государство со столицей в Ла-Венте . Другими крупными городами являлись Трес-Сапотес (ныне деревня) и Сан-Лоренсо. Все будущие археологические находки, относящиеся к эпохе ольмеков , были найдены на территории этих 3 городов. На 800 г. до н.э. приходится пик их культуры . Конец великой цивилизации наступил в 400 г. до н.э.

Выгодное расположение ольмекской державы на важных торговых путях способствовало еще большему его расцвету. Существовала четкая классовая лестница, начинающаяся с верховного вождя и заканчивающаяся рабом. Каждый представитель этой ступенчатой иерархии принимал свою судьбу. Поэтому противоречий и столкновений между ольмеками не происходило. Основными занятиями населения были земледелие и рыболовство, выращивали кукурузу, маниок тыкву бобы сладкий картофель и перец. Однако наиболее употребляемым продуктом питания являлся маис . Также было развито пчеловодство и разведение домашнего скота и птиц. Жилье охраняли собаки. Уже тогда, ольмеки изготавливали из зерен какао любимый напиток сегодняшней детворы. Правда, вместо сахара добавляли молотый перец и другие пряности. Особенной ценностью у напитка пользовалась его пена. Считается, что и само слово «какао» («какава ») имеет ольмекское происхождение. Как и последующим цивилизациям, ольмекам не были знакомы гончарный круг, колесо и плужное земледелие. Однако и без этих изобретений человечества, они изготовляли великолепные изделия из керамики и глины, являлись прекрасными резчиками по камню. Из их среды выделялись прекрасные зодчие и скульпторы. Подтверждением последнему является, обнаруженная в 1862 году Х.Мельгаром неподалеку от деревни Трес-Сапотес (штат Веракрус) скульптура крупной каменной головы . Эта случайная находка дала начало для дальнейшего изучения великой цивилизации Центральной Америки. Начиная с 1930 года, археологическая группа во главе с американским исследователем Мэтью Стирлингом, приступила к раскопкам на территории мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Герреро. К ним в качестве рабочих присоединились местные индейцы. Раскопки продолжались вплоть до начала 1960-х гг. На сегодняшний день имеется еще 16 экземпляров этих чудес ольмекского искусства: 10 из них в Сан-Лоренсо, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотесе и одна из Ранчо Кобата. Все каменные головы выгравированы из крупных кусков базальта. Лица и головной убор каждого экземпляра отличаются друг от друга. Глаза у головы из Ранчо Кобата закрыты, у остальных же открыты. Самая маленькая находка высотой в 1,5 м, а самая крупная – больше 3 метров. Вес в зависимости от размера скульптур варьируется от 10 до 35 тонн. Лица у всех каменных голов имеют африканские черты , что заставило некоторых ученых выдвинуть гипотезу о переселившихся на Новый Свет неграх. Однако данное предположение не имело доказательств и быстро отпало. Точный возраст находок также не определен, но точно известно, что каждая голова выгравирована и доставлена на место всеобщего обозрения в отдельный отрезок времени. Загадкой остается способ, благодаря которому ольмеки транспортировали многотонные скульптуры. Ведь этот индейский народ не был знаком с колесом. Некоторые ученые считают, что огромные куски базальта добывались в горном массиве Лас-Тустлас , укладывались на повозья, доставлялись к реке, а оттуда на крупных плотах отправлялись на место назначения. Остальная работа была за резчиками по камню. Обнаруженные в 1967 году в Сан-Лоренсо, подземные базальтовые трубы U-образной формы, из которых еще вытекала вода, позволила экспедиции Мэтью Стирлинга сделать уникальное открытие . Уже тогда, 3 тысячи лет тому назад ольмекскими мастерами был создана первая водопроводная система.

Еще одним чудом ольмекского искусства являются стелы- вертикально установленные базальтовые плиты с изображением определенной сцены и персонажей. Большая их часть обнаружена в Ла-Венте и Трес-Сапотесе . Изображенные на плитах личности богато одеты. Скорее всего, это были представители высшей прослойки ольмеков. Некоторые стелы расположены на большом расстоянии, другие группами у подножья пирамиды . В каждом городе обнаружены пирамиды, однако наибольший интерес представляет большая пирамида в центре Ла-Венты. Данное сооружение высотой около 33 метров построено из глины и сверху покрыто раствором из извести. Издалека напоминает небольшой вулкан. На вершине располагалась платформа, где скорее всего имелся и жертвенный храм. Для знати изготавливался мозаичный двор с изображением священного животного - ягуара . Среди более мелких находок выделяются различные статуэтки, маски, бусы и ожерелья, сделанные в основном из жадеита. Символом знатности у ольмеков , а затем и у других цивилизаций Центральной Америки являлся нефрит. Украшения из данного минерала клали в гробницы вождей и его родственников.

О религиозных представлениях ольмеков имеется очень мало сведений. Точно известно лишь то, что они были первым индейским народом, поклонявшимся ягуару. Почти все божества изображались с головой этого хищника. Изображение этого представителя кошачьих встречается на некоторых стелах. Ольмеки считали себя плодом любви смертной женщины и ягуара . Этот хищник являлся для них символом мужественности, силы. Ягуара, чтили как покровителя земледелия и защитника всей территории их державы. Обряды жертвоприношения проводились шаманами, которые обладали и целительными способностями. По представлению населения истинные жрецы могли перевоплощаться в ягуара.

О языке и письменности, как и об этническом происхождении ольмеков , известно еще меньше. Найденные в 40-е гг. 20 века плиты со знаками, напоминающими иероглифы древних египтян, доказывает наличие письма у данного индейского народа. Считается, что майя могли использовать некоторые элементы для создания собственной письменности. Некоторые знаки своей формой напоминают насекомых и растения. В качестве материала для нанесения иероглифов наиболее часто использовались дерево и камень, причем второй использовался в основном во время торжественных мероприятий. Дешифровка письменности продолжается и в наши дни. Важные даты обозначались черточками и точками. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о языке ольмеков . Известно лишь то, что он существенно отличался от стилей общения других индейских народов обоих американских континентов. Американский лингвист Терренс Кауфман, занимающийся изучением мезоамериканских индейских диалектов, в 1993 году выдвинул предположение, что ольмеки говорили на языке близком к михе-сокской группе. Однако эта гипотеза не встретила сторонников и вопрос о происхождении их языка продолжает оставаться открытым.

Индейские шаманы обладали широкими познаниями в области математики и астрономии. Проводя многочисленные расчеты, ольмекские жрецы изобрели еще один шедевр- знаменитый лунный календарь, который послужил основой для календаря майя. Строился он исходя из данных шаманов о цикличности вселенной. Каждая эпоха длилась 5000 лет, а затем начиналась новая эра. Особое внимание уделялось изучению луны и расположению звезд .

Таким образом, найденные в Трес-Сапотесе, Ла-Венте, Сан-Лоренсо археологические находки подтверждают величие ольмекской цивилизации , как самого древнего народа Центральной Америки. Их богатым наследием (календарь, письменность, обряды и обычаи) воспользовались их наследники в лице майя и ацтеков . Несмотря на обнаруженные экспонаты, ольмеки продолжают быть цивилизацией-загадкой и некоторые разделы все еще требуют тщательного изучения со стороны ученых. Главной проблемой является дешифровка письменности, которая может дать ответы на многие вопросы и в первую очередь насчет их этнического происхождения и тайны их внезапного исчезновения.

Упадок Ольмеков

Точная причина упадка цивилизации ольмеков не ясна. Возможно, это произошло из-за военного поражения, культурного истощения, а может из-за экологической катастрофы. Однако улики свидетельствуют скорее о насильственном конце. Известно, что культура ольмеков и их технологии были заимствованы народами в Мезоамерике и Южной Америке. Наиболее известной технологией ольмеков, которую переняли другие, было строительство зданий и сооружений, особенно пирамид. Пирамиды строили все более поздние основные американские цивилизации американских индийцев (юг США). Керамика и металлургия – также важный вклад ольмеков в развитие народов Америки.

Ольмеки — древний народ, живший в Центральной Америке в XVI — II вв. до н.э. на территории современной Мексики. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи. По этой причине культура ольмеков называется в Латинской Америке.

Ольмеки изобрели первую в Америке письменность, первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку, первыми начали сбор каучука и какао-бобов.

Цивилизация зародилась на востоке территории современной Мексики. на побережье Карибского моря. Свидетельства пребывания ольмеков находят при раскопках в Гватемале и Сальвадоре.

Происхождение ольмеков и причины упадка их цивилизации неясны. В 1979 году Клайд Винтерс предложил способ чтения ольмекского письма, исходя из гипотезы об африканском происхождении этого народа. Винтерс допустил мысль о том, что ольмеки говорили на языке семейства малинке, распространенных в Сенегале и Мали. К 1997 Винтерс расшифровал значительную часть ольмекских текстов. Тем не менее, гипотезу об африканском происхождении ольмеков многие специалисты не разделяют.

Около трех тысячелетий назад на берегу залива возникла индейкая культура, получившая название ольмекской. Назвали их так по имени ольмеков - небольшого племени, живших на этой территори намного позднее в 11в - 14в. Само слово ольмеки означает каучуковые люди. Ацтеки назвали их так по имени области, где производился каучук и где жили им современные ольмеки.

Цивилизация древних ольмеков восходит ко 2 тыс до н.э. и прекратила свое существование в 1 в. н.э. Самое удивительное заключается в том, что ни в Северной Америке, ни в южной Америке, абсолютно отсутствуют какие-либо следы зарождения этой древней цивилизации. Как будто этот народ появляется уже сложившимся. Так же неизвестно ни о социальной организации ольмеков, ни их верованиях, ни об их языке.

Из-за высокой влажности в районе Мексиканского залива не сохранилось ни одного скелета ольмеков.Известно, что культура ольмеков была кукурузной цивилизацией, главными отраслями хозяйства были земледелие и рыболовство. Существовали ритуалы человеческих жертовприношений. Цивилизация древних ольмеков была культурно развитой. До наших дней дошло множество статуэток из нефрита, пирамиды, стелы, статуи.

Самой большой загадкой срели оставшихся ольмекских памятников являются огромные головы, вырезанные из камня. Вес одной головы достигает до 30 тонн. Лица выглядят очень естественно и самое интересное то, что изображают они людей с негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты.

Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.Именно эти черты лиц отделяют ольмеков от индейцев всей мезоамерики. Это заставляет сделать вывод, что ольмеки не могли быть коренным населением. Тогда возникает вопрос откуда они могли прийти?Существует древнейшее предание о происхождении ольмеков. Она повествует, что таинственное племя людей прибыли морем и обладали разного рода волшебством. Затем они обосновались в селении под названием Тамоанчане. Но однажды мудрецы прибывшего народа снова сели на корабли и уплыли, пообещав вернуться перед концом света.

Оставшийся народ заселил окружающие их земли и стал называть себя по имени их великого вождя и кудесника Ольмека Уимтони.Интересно то, что ольмеки отождествляли себя с ягуарами и считали себя потомками союза божественного ягуара и смертной женщины. Так появилось племя ольмеков, сыновей неба и земли одновременно.

Кто такие ольмеки?

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.

По древнейшему преданию, Ольмеки появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане. По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

Однако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Культура и иск-во ольмеки оказали сильное влияние на культуру других индейских народов Центральной Америки. Сох- ранились замечательные скульптурные памятники; на многих из них изображён ягуар - основное божество ольмеков. Причины исчезновения ольмеки не установлены; предполагают, что это результат крупных этнических передвижений.

Древний народ ольмеков жил около трёх тысяч лет назад на территории современной Мексики, штатов Веракрус и Табаско.

Они были земледельцами и развили довольно высокую цивилизацию, а также коммерсантами и обменивались своими товарами с народами, жившими на отдалённых землях.

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. Они делали расписные стены, высекали могильные плиты и каменные алтари, создавали топоры, которые использовали как подношения богам, лепили из глины маленькие статуэтки и маски. Несомненно, цивилизация ольмеков стала известна благодаря необычным монументальным скульптурам, дошедшим до наших дней.

Ольмеков называли кукурузным народом, поскольку эта сельскохозяйственная культура составляла основу их питания. Ежедневная еда у них обычно состояла из кукурузных лепёшек. Они ели также фасоль и тыкву.

Археологи смогли восстановить многие предметы обихода ольмеков. Основные находки были обнаружены при раскопках в Сан-Лоренсо, Ла Венте и Трес Сапотес.

Был ли ягуар священным животным альмеков?

Ягуар это хищное млекопитающее, распространённое в Южной и Центральной Америке. Он не нападает на людей и питается крупной дичью, в частности оленями.

Ольмеки очень ценили ягуаров, поскольку те съедали травоядных животных, разрушавших маисовые плантации.

У ольмеков были только два домашних животных: собака и индюк. Собаки ольмеков были похожи на собак породы чихуахуа, поскольку были очень маленькие. Ольмеки растили их для еды.

Ольмеки были очень творческим народом. Они изобрели календарь, форму письма и систему изображения чисел, а также форму правления и религию.

Ольмеки не использовали удобрения и не знали техники орошения. Ведение сельского хозяйства было очень примитивным: они засевали поля до тех пор, пока они были плодородными, а затем оставляли их отдыхать, хотя в действительности ольмекам повезло жить в регионе с большим числом рек и поэтому не было необходимости оставлять поля для отдыха на длительное время. Когда на реках были приливы, вода заливала прибрежные земли и удобряла их, так что поля давали два-три урожая ежегодно. Чтобы знать, когда происходят наводнения и когда следует сеять, ольмеки изобрели средство для определения хода времени, то есть календарь.

В своём изучении хода времени они дошли до продолжительности года в 365 дней.

Ольмеки, несомненно, были великими скульпторами. Они обрабатывали камень с большим мастерством, создавая надгробные плиты и алтари, украшенные человеческими фигурами.

Наиболее характерными являются колоссальные головы, воспроизводившие, возможно, лица великих вождей. Эти монументальные головы были выполнены из базальта очень твёрдого камня.

Многие из этих огромных голов хранятся в Археологическом парке Ла-Вента в Мексике.

Ольмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры.

Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее - в культурные общества, а другие - что ольмеки - результат миграции из Герреро или Оакса. Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

Сан-Лоренцо, занятый в 1 200 - 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Торговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

Источники: www.vokrugsveta.ru, www.tradiciadrevnih.ru, otvet.mail.ru, pochemuha.ru, secretworlds.ru

Экология познания: Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

При взгляде на головы, сразу возникает множество вопросов, на которые у всезнающей науки хочется-таки получить внятный ответ. Черты лица у каждой из 17 гигантских голов не индивидуальные и у всех у них есть одна общая черта – характерные негроидные признаки. Откуда в доколумбовой Америки взялись негры, если по утверждению официальной науки, никаких контактов до Колумба между Африкой и Америкой быть не могло? А сами ольмеки вовсе не выглядели как негры, что следует из других многочисленных статуэток и фигурок. И лишь эти 17 голов наделены негроидными чертами.

При помощи каких инструментов при отсутствии металла(опять же по официальной версии) с такой точностью и детализацией обрабатывался базальт, один из самых прочных камней, из которого и сделаны головы? Неужели другим камнем?

Как многотонные глыбы, некоторые до 35 тонн весом, доставлялись к месту обработки за 90 км от места их добычи через джунгли по пересеченной местности? При том, что (по той же версии) колеса ольмеки не знали (к слову, уже доказано, что знали).

Зачем их делать такими большими? Ведь у ольмеков много других скульптур, и голов в том числе, вполне нормального размера и вполне американской (индейской) внешности. И лишь эти 17 негритянских мордочек – исключение. За что им такая честь? Или это в натуральную величину? Сейчас попытаемся ответить на эти вопросы …

Цивилизация ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи».

Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия. .


Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!


Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта.

Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона.

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.


Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.


Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

В книге «Завоевание Новой Испании» он описывает, как индейцы рассказывали им, что в давние времена в этих местах поселились люди огромного роста, но индейцы не сошлись с ними характерами и всех перебили. Цитата из книги:

«Сообщили они также о том, что до их прихода страну населяли великаны, грубые и дикие, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в полный мой рост, а я ведь не мал. И таких костей было изрядное количество; мы дивились и ужасались такой породе прошлых времен и порешили образцы послать и Его Величеству в Испанию».

(цитата взята из главы «Дружба с Тлашкалой».)

Врать автору никакого смысла не было, дела обсуждались куда более важные, чем давно вымершие и не представляющие опасности великаны, да и сказано и показано это было индейцем между делом, как само собой разумеющееся. Да и книга совсем о другом. И если современный телеканал еще можно заподозрить в фальсификации фактов с целью поднятия рейтинга, то человека, публично обещающего 500 лет назад отправить «несуществующие» гигантские человеческие кости королю, можно заподозрить лишь в идиотизме. Что, прочитав его книгу, сделать весьма сложно.
Найдены следы великанов в этой местности и в рукописях ацтеков (ацтекских кодексах), живших позже в этих же местах, в виде рисунков, и во многих мексиканских мифах.

Рисунок из ацтекской рукописи. Судя по тому, сколько народу тянет одного большого человека, он еще и очень тяжелый. Может, это его голова запечатлена в камне?


Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?


Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В «Руслане и Людмиле» главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.

Грэм Хэнкок в книге «Следы богов» пишет: «Самым потрясающим было то, что Трес Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольмеки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является «прародительницей» культур Центральной Америки… Ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически развитым народом, и именно они изобрели календарь с точками и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э.»

Большинство каменных голов ольмеков изображает человека с негроидными чертами лица. Но 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африканцев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15 тыс. лет до н.э.


В Сан-Лоренсо ольмеки насыпали искусственный холм высотой более 30 метров, как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и шириной 600 метров. Археолог Майкл К оу во время раскопок в 1966 году сделал ряд находок, в том числе свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весьма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть этой сети была встроена в водораздел. Когда это место раскопали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные дожди, как это происходило на протяжении более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные линии, причем места соединений были выполнены очень грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследовав систему, археологи были вынуждены признать, что не могут понять назначения этой сложной системы водоводов и прочих гидротехнических сооружений.

Ольмеки до сих пор остаются для археологов тайной. Не удалось обнаружить никаких следов эволюции ольмеков, как будто этот народ появился ниоткуда. Ничего не известно о социальной организации, ритуалах и системе верований ольмеков, на каком языке они говорили, к какой этнической группе они принадлежали, не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь? опубликовано