Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп. Деление на группы

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

«Выбери...» (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого вы­брали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы до­верили нести рюкзак?». Остальные вопросы веду­щий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не вы­брали, можно предложить им самим определить ко­манду, в которой они бы хотели работать.

«Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 че­ловек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведуще­го все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.


«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном по­рядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в ха­осе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом не­сколько молекул - в клетку, клетки - в организм».

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотич­ном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 мо­лекулы», «2 клетки», «2 организма». Участники раз­делены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия пере­мешать жетончики и раздать по одному каждому уча­стнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи на художественном творчестве. Тема «Зима»

Организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников с дизартрией. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществ...

Методическая разработка занятия с использованием современных технологий «Упражнения для игры квартами на примере гитарных партий рок- группы «Deep Purple»

Зафиксировать в практическом применении учащимися понятия игра квартами и создать условия для закрепления материала на доступных примерах известных песен рок-групп «Deep Purple...

Какие цвета использованы?Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.Игровой мат...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.

«Выбери…»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

Семейка Майерс

Продолжительность: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп.

Ход работы.

Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь».

Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.

Комментарии:

  • если необходимо создать группу с количеством человек больше 4-х, то можно добавить дедушку, бабушку, собаку, кошку и т.д., объяснив участникам место, на которое они должны сесть
  • в качестве сигнала можно использовать хлопок, музыку, либо сигнал детской дудочки, гармошки.

Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.



«Города»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход работы.

Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.

«Цвета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Фишка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.

«Первый, второй, третий…»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером.

«Фауна»

Продолжительность: 10 - 15 минут.

Необходимые материалы: бумага.

Ход работы.

Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться.

Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.

«Открытка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп.

Ход работы.

Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе.

Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки.

Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.

III. Игры – разминки

В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.

«Бабушка из Бразилии»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.

«Ураган»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Фруктовый салат»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: листки бумаги.

Ход работы.

Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы или Броуновское движение»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).

«Олени»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает.

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры.

Ход работы.

Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее.

IV. Игры и упражнения для подведения итогов

Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.

«Дерево и человек»

Продолжительность: 2 минут.

Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек».

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку.

«Анкета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: анкеты на каждого участника.

Ход работы.

В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно.

Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.

«Погода»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги.

Ход работы.

На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе.

«Беседа»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д.

«Фигурки из бумаги»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние.

«Море»

Продолжительность: 20-30 минут.

Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры.

Ход работы.

Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.).

Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли.

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Игры-энергизаторы с учащимися 1-9 классов коррекционных школ VIII вида

Описание работы: Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

1. Игры на деление группы на команды
Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды. Ниже представлены различные примеры такого деления (от деления группы на две команды до деления на пары).

СОРТИРОВКА
Для деления на любое количество команд. Группа сидит в кругу.
Ведущий решает, какое количество команд необходимо, и присваивает каждой команде свое имя (яблоки, груши, апельсины или тигры, львы, пантеры) и по кругу, указывая на участвующих, называет членов каждой команды. Все пантеры идут в один угол, тигры - в другой.
Старайтесь дать либо гордые, либо смешные названия команд (например, команда «Хромоногие колобки»).

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ
Разделите команды по цвету обуви, полу, длине волос, цвету глаз.

ПО БУКВАМ
Деление на команды по буквам, с которых начинаются имена участников. Например: А, Е, Р - 1 группа, В, Д, С - 2 группа и т.д.

МОЗАИКА
Берется столько картинок или открыток, сколько необходимо команд, разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

СТУЛЬЯ
Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т.п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

2. Игры для начала занятия

Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.
Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом.
Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.

Игра «ВЫСШИЙ СВЕТ»
Каждый из участников должен наиболее изысканно и галантно попрощаться с каждым в отдельности или со всей группой сразу.
Каждый встает и прощается с присутствующими.

Игра «КОМПЛИМЕНТ»
Ведущий раздает каждому участнику по пять листочков бумаги и просит группу написать на них пять разных позитивных качеств (например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем все листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек.

Игра «ЦВЕТ»
Эту игру можно проводить как в начале, так и в конце занятия.
Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например, «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение»

Игра «ПЕСНЯ»
Каждый поет строчку из песни, которая соответствует его настроению в данный момент, остальные подхватывают.

3. Игры на знакомство

Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.

Игра «МУХОБОЙКА»
Сворачивается газетка в рулон. Все сидят в кругу в позе нога на ногу. Один встает в центре, берет газетку, его задача коснуться коленки человека, чье имя назовут. А задача этого человека - назвать чье-то имя еще до того, как его запятнают, т. е. «перевести стрелки». Для усложнения можно предложить запретить называть одно имя одному человеку несколько раз.

Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Один называет свое имя, потом другого слева, называет его имя и свое, потом следующий называет имена двух уже сказавших и свое, и так по кругу. Можно подсказывать и помогать.

Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»
Каждый из участников находит человека, чем-то сходного или близкого по каким-нибудь признакам (от цвета шнурков до одинакового имени родителей) и объявляет: «Мы с тобой одной крови - ты и я, потому что у нас с тобой носы курносые», и т.п.

4. Игры для активизации группы

Игра «ВО-О-О!!!»
Стартовая или заключительная игра.
Участвующих спрашивают, какое количество энергии у них сейчас. Каждый должен показать какое, а все повторяют. Можно показывать, как хотят есть или выразить свои ощущения по какому-либо поводу.

Игра «ЛОШАДКИ»
Очень смешная игрушка на эмоциональную разрядку.
Представьте, что мы озвучиваем кинофильм об ипподроме. Хлопки по коленям - бегущие лошади. Руки вверх резко и крик «Оп!» - взятие барьера. Хлопки по щекам - пробег по луже. Хлопки по груди-лошади близко от комментаторской кабины. Руки вверх и продолжительный крик «А-а-а!» - крики болельщиков.
Ведущий начинает комментировать происходящее, а все - озвучивать.
«Вот лошади стоят на местах! Старт! (все хлопают по коленям). Лошади бегут все быстрее!
Первый барьер! Крики радостных болельщиков! Первый круг, лошади совсем близко! Бегут по луже, какой кошмар, кажется, одна лошадь осталась в луже!» и т.д.

Игра «ОДЕЯЛО»
Очень смешная и простая игра на эмоциональную разгрузку.
Два игрока становятся друг напротив друга, очень близко (10 сантиметров между носами), лицом друг к другу. Между лицами держится либо одеяло, либо большой лист бумаги. Когда лист упадет, необходимо как можно быстрее назвать имя соперника.
Прикол в том, что оба будут орать в лицо друг другу и чаще всего тормозить от неожиданности. Получается очень смешно.

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»
Необходимо трясти правой рукой, считая до 10, потом левой, считая до 10.
Потом ногой, потом другой, тоже считая. Потом все то же самое до 9, потом до 8 и так до 1. Получается очень весело.

5. Игры на концентрацию внимания

Игра «ЗИП-ЗЕП-ЗАП» (на внимание и поднятие настроения).
Все встают в круг. Один стреляет: «Зип!», указывая пальцем на кого-либо, тот должен сказать: «Зеп!», стреляя уже в другого, следующий должен сказать: «Зап!» и стрелять в следующего. И дальше в том же стиле. Для усложнения пускается еще один «Зип!» и игроков становится больше.
Обычно начинается путаница.

Игра «ПИФ-ПАФ, ТЫ УБИТ!» (на внимательность, быстроту реакции и эмоциональную разгрузку).
Все встают в круг. Ведущий называет имя одного из участников группы, услышав свое имя, человек должен немедленно присесть (также ведущий может стоять в кругу и просто указывать на того, кто должен присесть), а те, кто стоит рядом с ним, должны сложить руки в пистолетик, направить друг на друга и крикнуть «Пиф-паф, ты убит!». Кто быстрее крикнет, тот победил, а проигравший выходит из круга. Если тот, чье имя было названо, не присядет, то он также выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое победителей.

Игра «ОЙ И АЙ»
Все встают. Нагибаются вперед и кладут руки на колени. Необходимо по цепи передать слово «ой» от одного человека к другому. Как только кто-нибудь скажет: «Ай»,- передача слова идет в обратном направлении. Задача - не тормозить.

6. Игры на снятие напряжения

Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.

Игра «МАССАЖ»
Все стоят в круге. Сначала помассировать спину соседу слева, слегка постучать по ней, погладить, потом соседу справа. Напоминает коллективный массаж.

Игра «СНЕГ»
Отряхнуть сначала соседа слева от виртуального снега, потом соседа справа.

Игра «МАЯТНИК»
Группа становится в круг, один участник становится в середину круга.
Суть игры заключается в том, чтобы стоящий в центре начинал падать назад, максимально расслабившись, а все остальные его подстраховывали от падения, передавая по кругу. Гнуться стоящий в центре «маятник» не должен.

7. Релаксации

Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка.
Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.

Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»
Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох.
Представьте себе теплое солнечное утро. Вы идете по залитой солнцем равнине, которая распростерлась до самого горизонта. Вдалеке вы видите неясные очертания окутанных дымкой холмов. Вы пересекаете равнину и поднимаетесь на невысокие склоны, где справа и слева раскинулся большой остров густого соснового леса.
Вы, ступая по мягкому густому мху, спускаетесь в неглубокую лощинку, покрытую душистым вереском, а затем поворачиваете к лесу.
Вас обступают стройные и высокие стволы сосен. Их ветви начинаются высоко вверху. Местами они переплетаются, отбрасывая на землю густую тень. Земля в лесу темная и мягкая, ее покрывает ковер из сосновых игл и мха.
Вы ложитесь в тени и глядите вверх, сквозь ветви деревьев. Ваши плечи, спина, поясница, все ваше тело отдыхает. Вам приятно чувствовать спиной землю, слегка прогретую лучами утреннего солнца. Вы смотрите на голубое небо, по которому медленно проплывают редкие, похожие на белоснежных лебедей облака; потом закрываете глаза.
Вы вдыхаете чистый, свежий воздух, наполненный ароматом сосновой хвои. В вышине стволов раздается переливчатое пение птиц. Высоко в ветвях шумит легкий ветерок. Вы лежите и наслаждаетесь спокойствием и гармонией окружающей вас природы, ощущая себя ее частицей. Вы делаете три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Открыли глаза.

8. Игры на сплочение группы

В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Все игры в этом разделе можно условно разделить на две группы: первая - это игры, в которых участники сообща должны решить какую-либо задачу, вторая - когда участники все вместе должны совершить какое-либо действие. Поэтому, выбирая то или иное упражнение для сплочения группы в то же время можно, по обстоятельствам, или активизировать или успокоить группу.

Игра «КЛУБОК»
Группе необходимо встать в круг, вытянуть руки вперед и взяться левой рукой за любую руку одного человека, правой - за руку другого. Задача: распутаться так, чтобы получился круг. Захват руки можно менять, но не расцеплять. Если группа окончательно запуталась, можно разорвать руки 1-2 раза. Предупредите, чтобы руки не ломали!

Игра «АЛЬПИНИСТ»
Разбейте на две команды.
«Вы знаете, что когда альпинисты идут в горы, они спят на любом уступчике. Ваша задача: уместиться и заснуть вот на таком…»
Если есть крепкие стулья, то можно использовать стул, но если нет - используйте газету. Потом постепенно уменьшайте размер газеты, и та команда, которая удержалась 10 секунд на предложенном уступе - выиграла.

Игра «СКУЛЬПТУРА»
Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе) и т.п.