Мое отношение к творчеству леонардо да винчи. Произведения леонардо да винчи

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Творчество Леонардо да Винчи".

План

1. Введение.

2. Биография.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 - 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы - документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.

Продолжают открываться новые музеи Леонардо, в разных точках мира организовываются специальные тематические выставки, а к «Моне Лизе», находящейся в Лувре, каждый день выстраиваются толпы желающих увидеть шедевр вживую.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи - живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя - перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.

Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.

2. Биография.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано - затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.

Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи - потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, - высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу - художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 - 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.

В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому - щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.

Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.

Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой - воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.

В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.

Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.

В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.

В этом городе он начинал свою карьеру как обычный подмастерье, а вернулся зрелым мастером, уже начавшим писать «Джоконду». Однако через несколько лет Леонардо вновь уехал в Милан, получив место придворного живописца короля Людовика XII (Louis XII, 1462 - 1515), который сумел получить власть над всеми северными регионами Италии.

Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя - Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 - 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.

Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 - 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.

Первый флорентийский период деятельности да Винчи отмечен стремлением попробовать свои многочисленные дарования в различных областях - архитектуре, проектировании, инженерии. В этот же период он написал и одну из самых замечательных своих полотен - «Мадонна с цветком» (1478 - 1480, Эрмитаж).

Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная. Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.

На протяжении семнадцати лет (с 1483 по 1500 гг.), т.е. в миланский период, да Винчи активно творил. Это был самое плодотворное время в его жизни. Именно в Милане художник создал свои шедевры - «Мадонну в гроте» для монахов-францисканцев и «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.

Впервые в живописи XV - XVI вв., благодаря да Винчи, пейзаж утверждается как одушевлённое начало, способное органически переходить в идейно-художественный замысел картины. В нём запечатлеваются эмоционально значимые элементы природной среды. Этот приём мы наблюдаем и в «Джоконде», где необычный - «лунный» пейзаж выступает не в качестве фона, декорации, а вступает в сложные сюжетно-психологические взаимоотношения с объектом, изображённым на полотне.

«Мадонна в гроте» (1485, Лувр) - одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Сюжет составляет библейская история об Иоанне, который встретил в пустыне Богоматерь с младенцем Христом, возвращающихся из Египта. В мрачном, образованном нависающими скалами гроте сидит среди цветов печальная Дева Мария с Христом, ангелом и младенцем Иоанном. Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Средствами живописи Леонардо удалось воплотить фантастическое впечатление таинственности, многозначительности единства природы и человека.

В трапезной миланского монастыря в 1495 - 1498 гг. да Винчи написал фреску «Тайная вечеря». Благодаря этому реальное пространство трапезной иллюзорно расширилось, посредством правдиво выписанных окон соединилось с окружающим миром.

Секрет обаяния «Тайной вечери» в сдержанной благородной простоте, в ней нет ничего случайного, детали внимательно продуманы, частности служат выполнению смысла целого. Апостолы за трапезным столом в волнении, источник которого - неподвижная фигура Христа в центре композиции. Учитывая усовершенствованный им принцип золотого сечения, мастер с математической точки зрения просчитал положение каждого из учеников. В этой фреске жизненная правда сочетается с предельной степенью образного обобщения.

Мастер создал ещё ряд замечательных работ: «Мадонна Бенуа» (1478, Эрмитаж), «Св. Анна» (1508 - 1510, Лувр), которую современники признали истинным чудом; «Иоанн Креститель» (1513, Лувр), на которой святой изображён со странной лукавой и даже грешной улыбкой. Всё это - тайное и непостижимое пространство Леонардо.

Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 - 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.

Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

«Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. К сожалению, она не дошла до современного зрителя в своём первозданном виде - полотно на сегодняшний день полуразрушено. Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками. Его стремление к максимальной выразительности привело к тому, что покрытие быстро повредилось. Ускорили процесс разрушения некачественные реставрации и наполеоновские солдаты, которые в 1796 году устроили из монастырской трапезной конюшню. От навозных испарений композиция заплесневела. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат - швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями.

Подобная жестокость была проявлена не к одной картине Леонардо, который вложил в свои творения гениальную одухотворённость и гигантский труд. Эти слова можно отнести и к «Тайной вечери».

Из воспоминаний современников можно узнать, что Леонардо призывал всех зрителей свободно выражать свои впечатления от картины. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине, и, схватив кисть, он начинал наносить мазки. Заканчивать работу мастер не торопился, чем вызывал раздражение настоятеля, который не мог постичь сути таинственного творческого процесса Леонардо да Винчи.

Тем печальнее и трагичнее кажется судьба «Тайной вечери», подвергшейся столь грубому вандализму. Но даже в таком виде она способна поражать и впечатлять своих зрителей.

В 1489 - 1490 Леонардо создал свой очередной шедевр - «Даму с горностаем» (Музей Чарторыйских, Краков). Есть предположение, что на портрете изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей герцога Миланского. Были найдены фрагменты переписки между Чечилией и Леонардо, в которой он обращался к ней как к возлюбленной, но больше доказательств по этому поводу не было обнаружено.

«Дама с горностаем» - удивительное творение. От прекрасного образа Чечилии будто исходит сияние, а линии и краски просто совершенны. Однако, несмотря на свою безупречность, «Дама с горностаем» ещё не являлась высшим достижением мастера. Ею стала «Джоконда» (ок. 1503, Лувр).

«Мона Лиза», возможно, самая загадочная картина в мире. Главная загадка полотна заключается в том, кто изображён на картине. Не меньше вопросов вызывает и выражение лица модели - её таинственная полуулыбка, влажный блеск глаз, нежный нос - все черты выдают в ней живого человека, а не нарисованное изображение. Дж. Вазари писал: «…Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной» [Вазари; 275].

Леонардо да Винчи и сам придавал этой картине огромное значение. С одной стороны, он не расставался с ней до конца жизни, начиная с того момента, как приступил к написанию. С другой стороны, в его многочисленных записях нет никаких упоминаний о работе над «Джокондой».

Эта неизвестность дала искусствоведам возможность предположить, что на портрете изображены герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, Пачифика Брандано и даже мужчина - Джакомо Капроти. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Часть исследователей утверждает, что Джоконда - образ собирательный и искать в ней конкретную личность не стоит. Основная версия состоит в том, что это Франческо дель Джокондо Лиза Герардини, на что указывает и имя в названии портрета. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. Как и не могут они добиться точной разгадки того, в чём состоит необыкновенная притягательная сила этого полотна.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

Одним из самых известных учеников Л. да Винчи был Салаи (Salai, 1480 - 1524). Салаи являлся также натурщиком у великого художника, и именно он позировал для полотна «Иоанн Креститель». Кроме того, искусствоведы полагают, что кисти Салаи принадлежит образ Петра и Павла в галерее Брера в Милане и некоторые копии с работ да Винчи, в частности, того же «Иоанна Крестителя».

Среди других учеников Леонардо да Винчи самым крупным живописцем традиционно считается Франческо Мельци (Francesco Melzi, пр. 1491 - 1570). Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет. Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Да Винчи был очень доволен успехами Мельци, мастерство которого достигло такого уровня, что его кисть практически невозможно было отличить от кисти маэстро. Поэтому да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. Мельци создавал картины под руководством учителя, когда тот уже не мог писать из-за паралича руки. Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия.

Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 - 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.

В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 - 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.

Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику - Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 - 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.

Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи - бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.

6. Заключение.

Итак, гений Леонардо да Винчи - явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.

Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.

7. Список литературы.

1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII - XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. - Л.: Из-во Гос. Эрмитажа, 1963. - 380 с.

2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. - М.: Детская литература, 1989. - 254 с.

3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари - М.: Искусство, 1970. - 650 с.

4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. - М.: МГУК. 1995. - 288 с.

5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. - М.: Детская литература, 1971. - 225 с.

6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII - XVI веков/Б.Р. Виппер. - М., 1977. - 235с.

7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. - М.: МГУК, 1995. - 288 с.

8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. - М.: Молодая Гвардия, 1982. - 397 с.

9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. 4-е изд./А.К. Дживелегов - М. Искусство, 1998. - 159 с.

10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. - М.: Директ-Медиа, 2009. - 48 с.

Гениальный художник Италии – Леонардо да Винчи создал целую серию шедевров в своей жизни.Таким образом, он воспринимал реальность, познавая ее через свои зарисовки и картины.

Произведения искусства, которые он сотворил в течение своей жизни, привлекают знатоков и в настоящее время. Благодаря его работам – искусство живописи перешло на новый этап.

В списке произведений Леонардо да Винчи есть особо значимые работы, которые затронули души многих людей. Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Молодая мать, которая кормит своего ребенка. Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры. Картина воспевает материнство, а также скромность матери. В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже.

Картину «Мадонна с гвоздикой» окружает множество загадок. Датируется она примерно 1478 годом и изображает одухотворенную мать с улыбкой на лице и гвоздикой в руках и активный ребенок, который пытается дотянуться до цветка. Уже в этой картине виден авторский почерк Леонардо.

Изображенная поэтесса с грустным выражением лица – это «Портрет Джиневры де Бенчи».

Художник часто писал женские портреты, полностью передавая психологизм переживаний.

Поговорим об избранных произведениях великого итальянского живописца. Самые известные его произведения: «Тайная Вечеря», «Мона Лиза», «Дама с горностаем», "Витрувианский человек", «Крещение Христа».

«Тайная вечеря» раскрывает глубинные человеческие переживания в религиозной тематике. Иисус и его 12 учеников детально были расписаны Леонардо. Шедевр начал разрушаться сразу же, и реставраторы уже несколько столетий борются с тем, чтобы «заморозить» работу.


Картина «Крещение Христа» создана Леонардо да Винчи совместно с Андреа дель Верроккио.Считается, что ученик писал на этой картине ангел, и сделал это настолько точно, что Андреа перестал обращаться к кисти. Ангел действительно отличается по технике написания.


«Дама с горностаем» относится к числу самых красивых полотен в мире. Красивое лицо дамы, одетой по моде, с хорошо прорисованными руками. Она изящно придерживает зверька, совершенно не стесняя его движений. Считается, что на полотне изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но документальных подтверждений не существует.

«Витрувианский человек» создавался как иллюстрация к учебному изданию, который посвящался трудам Витрувия. Рисунок, которые показывает идеальные человеческие формы, разделяя фигуры мужчины на две равных части. Это произведения является одновременно и шедевром искусства, и научным трудом. «Золотое сечение», которым мы пользуемся сейчас, был придуман именно Леонардо да Винчи. Есть версия, что автор изобразил самого себя, а чтобы понять саму картину - нужно внимательно прочитать описание к ней.


И, наконец, самая загадочная и мистическая картина Леонардо – «Мона Лиза» (Джоконда). До сих пор неизвестно, кто изображен на этой картине, хотя имеется множество догадок. Сейчас это полотно висит в Лувре. Ее загадочная улыбка завораживает, вызывая многочисленные споры.

Говорят, что в произведениях искусства Леонардо да Винчи скрыты тайные знаки и зашифрованы эзотерические коды, не разгаданные на протяжении нескольких столетий. Но по всему миру в музеях мы можем найти его картины и восхищаться тем, как итальянский мастер писал их!

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера - «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».

Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д"Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

2. Дама с горностаем ок. 1488-1490

Масло на панели.
54.8 x 40.3 см
Чарторский музей, Краков, Польша


«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Сфорца. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

3. Фреска Тайная вечеря 1494 -1498

Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем картина? Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

4. Портрет Жиневры де Бенчи ок. 1475 - 1478

Темпера и масло на панели
38.1 x 37 см
Национальная галлерея искусств, Вашингтон


Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, - к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.

5. Портрет музыканта 1485-1490

Масло на панели.
43 x 31 см
Библиотека Амброзиано, Милан, Италия


Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.

6. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 - 1480

Масло, перенесенное с доски на холст
48х31,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".

7. Мадонна в гроте 1483-1486

Масло на панели (перенесено на полотно)
199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция


Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

8. Иоанн Креститель 1512

Масло на панели
69 x 57 см
Лувр, Париж

Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.

9. Леда с лебедем 1508 - 1515

Масло на панели.
130 x 77.5
Галлерея Уфици, Флоренция,Италия


Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины "Леда" на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

10. Автопортрет 1514 - 1516

Красная сангина (мел).
33.3 x 21.3 cm
Национальная Галерея в Турине, Италия


К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.

А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
БЭС Брокгауза и Ефрона:
"Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр."

По материалам abc-people.com

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Одна из ранних работ Леонардо? фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) ? выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя .

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она не исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни (Приложение 1).

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй? к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа.

Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482?1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента? конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки? наброски различных вариантов монумента, изображения то вздыбленного, полного динамики скакуна, то торжественно выступающего коня, напоминающего композиционные решения Донателло и Верроккьо. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора.

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля? «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483?1494, Париж, Лувр) ? первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием? младенец Христос благословляет Иоанна? в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья .

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо? «Тайная вечеря», исполненная в 1495?1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.

Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции (Приложение 3).


После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения (Приложение 2).

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура .

Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов. «Опыт? это единственный источник познания»,? говорил художник. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.