Грамматические загадки по русскому языку. Главные загадки русского языка

Тема: «Загадки по русскому языку.»

М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию. 1748.
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает.

Да умножится, да возрастёт усердие к русскому слову и в делателях, и в слушателях!

Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остаётся всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни свои для разведения нового сада.

Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности всё вянет и не процветает.

Делайте и говорите, что вам угодно, господа любители чужой словесности. Но доколе мы не возлюбим языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а не чужим.

Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык.

А.С. Шишков (1754-1841)

Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .

В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
- В истории развития языка есть много тайн,но мы сегодня нашим командам приготовили такие вопросы,ответы на которые вы должны найти,рассуждая логический.В этом вам поможет изученный материал.

Вопрос №1

Чем оканчиваются день и ночь? (дать морфологическую характеристику слова)

Мягким знаком...

Вопрос №2

В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?

Образуйте прилагательное,объясните правописание

В феврале - самом коротком месяце...

Вопрос №3

Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?Морфологическая характеристика слова

Вопрос №4

Какое слово всегда звучит неверно? К какой части речи относится, как пишется?

Неверно...

Вопрос №5

Может ли петух назвать себя птицей? Морфемный разбор слова

Нет, т.к. он не умеет говорить....

Вопрос №6

Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее? Объяснить особенность слова день

Был яркий солнечный день....

Вопрос №7

Где край света?Просклонять слово тень

Там, где кончается тень....

Вопрос №8
В старину на Руси замужние женщины носили головной убор кокошник, название которого произошло от слова «кокошь», означающий животное. Какое?Какую ошибку часто допускают на конце слов,когда произносится ца …

Вопрос №9
Эти люди для чего-то, возвращаясь к себе на родину, привозили с собой ветви экзотических растений, за что и получили свое прозвище. Что это за люди? Паломники, они привозили листья пальмы.... Синтаксический разбор предложения

Вопрос №10

В Испании их называют португальцами, в Пруссии - русаками. А как их называют в России? Тараканы.... Поставьте в форму родительного падежа

Вопрос №11

Как известно, все исконно русские женские (полные) имена заканчиваются либо на А, либо на Я: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно женское имя, которое не оканчивается ни на А, ни на Я. Назовите его.

Любовь....
Составьте два предложения с разными лексическими значениями этого слова

Вопрос №12

Всем известно, что «нельзя выносить сор из избы». А что все-таки с ним полагалось делать, если выносить нельзя?

Сжигать.... Морфологическая характеристика слова

Вопрос №13

Что считается грязным, когда оно белое, и чистым, когда оно зелёное?

Классная доска.... Объяснить грамматическую связь

Вопросы №14
У русских князей были различные прозвища, которые происходили от названия городов (Владимирский, Черниговский, Галицкий), от ярких личных качеств (Удалой, Мудрый, Калита). Какое прозвище получил князь Всеволод, имевший двенадцать детей?

Всеволод Большое Гнездо....У которого жена была Мария Ясыня, именно она познакомила Русь с Осетинским Кефиром.

№15
Шел 988 год… Многочисленная толпа жителей древнего Киева для чего-то двигалась к Днепру. Как назвали дорогу, по которой шли горожане? 988 - год крещения Руси.

Улица называется Крещатик...Как образовалось слово Днепр(можно дать задание зарнее)

Вопрос №16
Россия состояла из Великороссии (собственно России), Малороссии (Украины), Белой Руси (Белоруссии). А как называли Маньчжурию, входившую в состав этого государства? Желтороссия....
17.В каком слове 40 гласных?
(сорокА)

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

Детские загадки с ответами. Загадки про алфавит, про буквы, загадки о грамматике, загадки про знаки препинания, загадки о правилах русского языка.

Загадки для школьников от 9 до 12 лет.

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь - «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне - «радость». (Антонимы)

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -... (безударная)

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто - ... (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех - ... (знак вопроса)

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -... (восклицательный)

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь -... (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто - ... (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия - не вздор,

По составу то... (разбор)

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Ты части речи те - союз,

Предлог, частицу, - помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно - ... (отрывок)

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я... (опечатки)

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою)

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

Если первое - «Я», «Мы»,

Если третье - «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (падежи)

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание -

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок -

Вмиг придумал... (заголовок)

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это... (падежи)

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем... (постфикс)

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... (правило)

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (имя числительное)

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово - ... (обращение)

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» - это лоб, а «глава» - голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки... (гласные)

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они... (согласные)