Легенды о любви. Соломон и Суламифь. Царь соломон и суламифь Главные герои и их характеристика

Есть мнение, что произведение А.И. Куприна "Суламифь" содержит элементы детского порно. Героине произведения исполнилось лишь 13 лет, когда у нее с царем случилась любовь. В повести речь идет именно о любви, причем так сильной, какой никогда не видывал мир.

"Суламифь" не является чем-то непристойным, а является классикой мировой художественной литературы. Даже несмотря на то, что границы отнесения произведения к порнографическому меняются в разные эпохи и у разных народов, "Суламифь" никогда не относили к запрещенному контенту. Потому что цели данного произведения отличаются от целей порнографических текстов.

Сам сюжет основан на книге "Песнь песней" из Библии. Но в довольно вольном пересказе Куприна. Песнь Соломона, Песнь (всех) песней, — каноническая книга Ветхого Завета, написанная на библейском иврите и приписываемая царю Соломону. В настоящее время обычно толкуется как сборник свадебных песен без единого сюжета. Куприн попытался выстроить единый сюжет из всего этого. Примерно как если бы из десятков русских народных песен кто-то составил сюжет о любви какой-нибудь Аленушки и добра молодца Ивана, включив в него цитаты и сюжет из разных песен.

Имя Суламифь упоминается в Библии лишь вскользь и только в одном стихе. По некоторым толкованиям, имя Суламифь - всего лишь производное от местности по соседству. Как например, нарицательное название девушки "Москвичка" (из Москвы) или, например, "Смолянка" (из Смоленска).

В Библии нет таких подробностей любви, какие есть в сюжете "Суламифи" Куприна. По православной интерпретации, в книге "Песнь песней" на примере сильной любви между мужчиной и женщиной говорится о более высоких материях, в которые мы сейчас не будем вдаваться. если вкратце, то на примере такой сильной любви между девушкой и царем читателям дается шанс постигнуть Божественную Премудрость (Бог и есть Любовь)

В произведении Куприна, до встречи с Суламифью, царь имел успех у женского пола. Цитата:

Чего бы глаза царя ни пожелали, он не отказывал им и не возбранял сердцу своему никакого веселия. Семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок за их яркую, но мгновенную красоту, которая так же рано и прелестно расцветает и так же быстро вянет, как цветок нарцисса; смуглых, высоких, пламенных филистимлянок с жесткими курчавыми волосами, носивших золотые звенящие запястья на кистях рук, золотые обручи на плечах, а на обеих щиколотках широкие браслеты, соединенные тонкой цепочкой; нежных, маленьких, гибких аммореянок, сложенных без упрека, — их верность и покорность в любви вошли в пословицу; женщин из Ассирии, удлинявших красками свои глаза и вытравливавших синие звезды на лбу и на щеках; образованных, веселых и остроумных дочерей Сидона, умевших хорошо петь, танцевать, а также играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна; желтокожих египтянок, неутомимых в любви и безумных в ревности; сладострастных вавилонянок, у которых все тело под одеждой было гладко, как мрамор, потому что они особой пастой истребляли на нем волосы; дев Бактрии, красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет и носивших шальвары; молчаливых, застенчивых моавитянок, у которых роскошные груди были прохладны в самые жаркие летние ночи; беспечных и расточительных аммонитянок с огненными волосами и с телом такой белизны, что оно светилось во тьме; хрупких голубоглазых женщин с льняными волосами и нежным запахом кожи, которых привозили с севера, через Баальбек, и язык которых был непонятен для всех живущих в Палестине. Кроме того, любил царь многих дочерей Иудеи и Израиля.
Но всех их затмила юная девушка своей красотой и искренней любовью. Семь дней длилось их совместное счастье, только семь дней они безраздельно принадлежали друг другу. А почему они расстались вы узнаете, если захотите прочитать само произведение Куприна. Общую идею исключительно сильной взаимной любви, которая сильнее смерти, писатель хорошо передает.

Многочисленные вставки из Библии и точные указания на исторические данные делают это произведение еще более сильным. Вот пример вставки из "Песни песней", которая есть у Куприна:
"...крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем..."

Пост на похожую тему.

И не было равных в величье царю Соломону
Меж разных царей и владык во все дни его жизни!
И слава его простиралась уж из Палестины
До далей Египта, Ассирии и Финикии…
Его красота и любовь к Суламифь лучезарной
Воспеты в веках на Востоке в легендах и мифах.

1.
Прекрасен лицом Соломон, словно лилия в поле,
И губы ярки – алым цветом, а волосы – черным.
Черны и глаза у царя, но всевидящи ночью.
И выдержать взгляд Соломона никто не пытался:
В нем молнии гнева любого бросали на землю.
А мудрость царя и познание истин глубоких
Ему позволяли читать сокровенные мысли
И тайны души узнавать у людей благосклонно.

Со всей Палестины толпою подвластные люди
Являлись к нему за советом и с просьбой защиты.
И суд Соломона был скор в разрешении споров,
Как пастырь, он мог принимать справедливо решенья.
Был царь сочинителем песен и притчей трех тысяч.
Он сам говорил: «Слово – искра в движении сердца!»
И то ж в песнопении с ним уж никто не равнялся.

В часы ж наслажденья любовью, в сердечном веселье
Был царь сладострастен и ласков, и нежен для женщин!
Вся тысяча жен и наложниц царя Соломона
Познали утехи его и любовные страсти.
Он равно любил хеттеянок младых, белолицых,
Амморянок нежных и то ж филистимлянок смуглых;
Дев Бактрии, моавитяночек пышных, грудастых…
И ложе делил Соломон и с царицею Савской…
Всех ярче ж в постели – царица Астис из Египта.

2.
Однажды царя увлекла в виноградниках дева,
Чью песню услышав, он вышел в предгорье навстречу.
Увидел ее, она лозу крепила и пела:
«Прохладою день благодатно дохнул и скрываются тени,
Взываю: «Мой милый скорее ко мне возвращайся,
Будь быстр и легок, как серна стремителен в беге!»
Вдруг дева замолкла, до самой земли пригибаясь.
Тут царь Соломон обратился к ней ласковым словом:
«Лицо покажи мне, девица, чтоб голос твой слышать.
Та встала, свой лик повернула к царю и затихла.
А ветер хитон ее рвал, открывая у девушки тело.

И царь в изумленье – почти обнаженную видит:
Белы и крепки ее груди с крутыми сосцами,
И нежен живот и упругие бедра у девы!
И был восхищен царь красою лица молодицы:
Оно черноброво с загаром, глаза голубые,
Ресницы, как птицы в полете со взмахами крыльев,
И рыжие волосы в кудрях ложатся на плечи,
Ее ожерелье из ягод ласкает ей шею.

3.
С тревогой девица «Откуда ты взялся?» - спросила.
Царь молвил: «Не бойся, с предгорья к тебе я спустился.
Ты пела прекрасно о милом, он - твой ненаглядный?»
- Нет, нет жениха у меня, ну а это лишь песня.
- Не верю тебе, ты прекрасна – одна быть не можешь.
- Одна я – не смейся, смотри, как черны мои руки;
А братья строги, и жених мой один – виноградник.
А ей Соломон: «Не шучу – разглядел твое тело:
Твой стан, словно пальма, а грудь – виноградные гроздья,
И бедра твои – несравненны, как ценные вазы».

Тут вспыхнула дева, и грудь и лицо прикрывая…
Когда осмелела сама Соломона спросила:
«Скажи, кто ты есть? Я прекрасней мужчин не встречала!»
А он: «Я пастух, там овечек пасу и ягняток».
Та: «Верить тебе, по лицу, по одежде – не можно.
И руки – белы без труда, не пастушья одежда,
Хитон дорогой, стоит больше чем дом наш, пожалуй.
Вот сборщик и тот в золотых украшениях ходит.
Наверно, и ты из прислужников царских, признайся?
Не пастух в ответ: «От тебя не укрыться, девица!
Я в свите царя: главный повар его и прислужник».

4.
Царь глянув на деву, сказал: «Подойди же поближе,
Кто ты расскажи, мне доверься, скажи свое имя?»
Дева сделала шаг «Суламифь мое имя», - сказала.
- Не скучно тебе, - царь спросил, - здесь одной находиться?»
- Я в работе пою, мандрагоровы корни сбираю,
Говорят, что напиток из них, всем в любви помогает?
Царь: «Знаю, в любви нам она лишь сама помогает».
Он обнял Суламифь, грудь горячую девы ласкает.
Губы с жаром впились, царь ей шепчет: «О, милая дева!
Ты сердце пленила, моею возлюбленной стала!»
Она: «Мне твой взор своей нежностью сердце волнует!»
Царь шепчет: «А мед твоих губ вызывает желанье;
В мягкой зелени трав, Суламифь, обнажись, будь моею!»
- Оставьте меня, не хочу, не могу, - просит дева.

Вдруг слышит шаги дева, в страхе, к царю прислонилась.
Ей - царь: «Не страшись, а скажи, как найти тебя ночью?»
-Нет, нет, не скажу, отпусти же меня, - она просит.
А он: «Я влюблен, так скажи где твой дом, где ночуешь?
Хочу тебя милая, только скажи где живешь ты?»
В ответ Суламифь: «Но сегодня прийти не старайся,
Быть может потом… Но меня торопить не пытайся.
Царь души – не спеши, дай желанье иметь и мне тоже…»
- Желанье твое, обещаю, любое исполнить,
Теперь же сказать, как найти мне твой дом, надо все же.

И чары царя Суламифь покорили. Сказала:
Из города путь через мост, а за ним есть источник,
Там рядом и будет наш маленький дом на отшибе.
- Окно где твое, как попасть в твою спальню, скажи мне?
- Не надо в окно – ты сестру (я с ней сплю) напугаешь.
Расстаться пора – ты ж меня, дорогой, искушаешь.
Ласкать разрешаю, сама я любить не умею…
И царь в восхищенье обнял Суламифь и целует,
Ей шепчет: «Так жди меня в полночь, тебя я хочу и так будет!
За мною идут». Суламифь: «Так скажи твое имя?!»
В ответ: «Как царя, - Соломоном меня называют!»

5.
День в волненье прошел, Суламифь направляется в город.
Свои серьги она второпях продала ювелиру.
И все деньги снесла продавцу благовоний за мирру.
С наступленьем ночи благовонною миррой растерлась.
Грудь и плечи, живот, даже бедра обмаслила нежно.
Прошептала она: «Для тебя мой возлюбленный это!»

Ночь. В окно постучал Соломон: «Это я, моя радость!»
Суламифь – уж к окну, царь же ринулся к двери.
Уж проснулась сестра, Суламифь растерялась и медлит.
Постояв у дверей, царь чуть - чуть постучав, удалился.
Суламифь поднялась и за милым пустилась вдогонку.
Лишь в кустах за мостом промелькнула там чья-то карета.
У ворот городских Суламифь арестована стражей.
Те хватают за грудь, за одежду, на землю чтоб сбросить.
Суламифь же гибка, умасленная с рук ускользает.

Через Кедренский мост убегает в родной виноградник.
Уж пылает заря, дева тихо обходит предгорье.
И к стене подошла, где вчера с Соломоном встречалась.
Царь же был за стеной, восхитился ее появленьем.
Дева быстро бежит уж к нему, попадая в объятья!
И Сливались уста в упоеньи царя и девицы!

А на зелени-ложе тела их сплетаются в ласках.
И сама Суламифь в наслаждении шепчет игриво:
«Так лобзай меня жарче, сильнее люби меня, милый!
Их восторги любви, умиленья взаимными были…
Суламифь сокрушенно: «Весь мой виноградник поломан…»
Царь спросил: «Не жалеешь ли ты моя радость об этом?»
- Нет, возлюбленный мой, как жалеть о полученном счастье.

А теперь, Суламифь, ты узнала кто я – с тобой рядом?
- Нет, не знаю, в сомненье, - ни с Богом ли – Гором лежу я?
- Нет, не бог я, а царь лишь – богам безраздельно подвластный.
И клянусь, что теперь среди них, Суламифь, ты – богиня!
Ведь никто до тебя в моей юности, в царском зените
Мне не дал насладиться, как мог я - сегодня с тобою!
Грудь твоя и сосцы, как вино, опьяняют блаженно,
Здесь и страсть, и экстаз твой доступны в любви лишь богине!

6.
Был бассейн у царя и прохладным, и мраморно-белым.
А из львиных голов выливалась вода в тот бассейн.
Среди белых колонн зеркала были вделаны в стены.
В тот бассейн Суламифь привели для купанья рабыни.
В воду влив благовонья, раздели, с согласья, девицу;
И на тело ее с восхищеньем завидным глядели.
А в воде же она, как русалка, плыла и резвилась,
Перед зеркалом телом любуясь своим, прошептала:
«Эти свежесть моя и краса для тебя мой любимый!»
После в тонику быстро рабыни ее облачили,
И одели в хитон из виссона, под золото цветом,
Вновь обули в сандалии, сшитые к маленькой ножке,
А цветами живыми украсили кудри и плечи.
И в наряде таком Суламифь пред владыкой предстала.

Молвил царь: «Ты создание божье – достойно царицы!
И красой, Суламифь, ты грознее, чем все мое войско,
Сотни жен я имел и наложниц, но ты всех прекрасней!
Стань женою моей, надели, Суламифь, меня счастьем!»
Но сказала она: «Я рабыней хочу быть твоею.
Ты за уши меня к косяку пригвозди, как рабыню…»
Соломон же подвески в алмазах ей в уши повесил.
«Я царицей ее на престол возвожу» - заявил он.
В честь царицы в тот день пир свершился великий!

Семь дней Суламифь уж была во дворце Соломона,
Все дни наслаждаясь любовью с царем ненасытно!
На тело ее драгоценности царь понавесил:
Таких украшений никто не имел в его царстве.
О свойствах волшебных камней и значениях тайных
Возлюбленной царь объяснял в каждом камне усердно.

Анфракс у тебя на руке – камень редкий и ценный,
Он цвета граната, вина, твоих губ сладострастных.
Он камень любви, власть дарует и сердце врачует.
Сапфир, Суламифь, указательный палец твой красит.
В нем цвет василька и осеннего чистого неба.
Он лечит боль в теле и ясностью мысли питает.

Вот бледный и кроткий, с сияньем в ночи – лунный камень.
Он магам халдейским и то ж вавилонским по нраву
И женщинам люб в знак любви обретения ими.
С смарагдом кольцо ты носи, Суламифь, постоянно.
Он зелен: тебе пусть, как зеленью трав, нежит душу.
О камнях других Соломон рассказал и отметил:
Еще аметист, бирюзу и нефрит, и агаты.

На шею ее возложил Соломон ожерелье,
Он был из жемчужин морских и восторгами встречен.
Царь: вот и шамир – что камней всех светлее и крепче.
Ударов любых не боясь, он играет цветами.
Как камень царей, у меня на груди он в почете.

В ночь ложе свое Суламифь уложила цветами,
С ней лег Соломон, на груди у себя ей заметил:
«Как в царской ладье по священной реке мы поплыли!»
Любовной волной наслажденья ладью их накрыло…

Так волей судьбы Соломона любовь посетила,
И первой она и последней любовью была.

8.
Семь дней и ночей пролетели, как миг, скоротечно,
С тех пор как дворец у царя Суламифь обживала.
И ночи любви в наслажденьях у них проходили.
На шкурах тигровых совсем обнаженная дева
Лежала в ту ночь и в ласканьях к царю прижималась.

Скажи, Соломон, удивлен ты любовью внезапной?
Чем так ты пленил меня сразу и с первого взгляда?
Царь молвил: «Вопрос твой извечен у женщин к любимым.
И я на него философски могу лишь ответить.
Три действа не ведомы мне, и четвертое – в тайне:
Полеты орла; путь змеи; корабля ход по морю;
Порывы мужчин к сердцу женщин, что непостижимо.
«Мне мудрость твоя недоступна, - призналася дева, -
Твою ж доброту и любовь позновать мне не сложно.
Я чувствую сердцем – тебя не любить невозможно!»

О счастье мое – Суламифь, благодарен я богу,
Что он тебя нынче послал мне с собою в дорогу!
Ты телом стройна и лицом хороша и прекрасна,
Что лучше тебя не найти, не пытаться напрасно.
- О милый слова твои сердце волнуют мне вновь,
В безумстве и страсти его наполняет любовь…

В покои уж снова заря прорывалась. Другой
Уж день начинался с бесед, воцаряя покой.
- Скажи, Соломон, мой возлюбленный странно ли это:
Тобой увлекалось так много изысканных женщин.
Мне стыдно, что я неученая бедная дева
Тебя заняла и собою от них заслонила.
Нет, нет, Суламифь ты царица моя без соперниц!
Из тысячи женщин теперь же лишь ты мне желанна.
В пучине морской водолаз я из тысяч ракушек
Одну лишь жемчужину нынче нашел, что по нраву
Жемчужина та это ты – несравненно бесценна!

Но все ж Соломон мне поведай о Савской царице.
О славе Баркис и ее красоте много слухов.
Любил ли ее ты сильней, чем меня, признавайся.
Я девочкой помню приезд ее памятно - яркий.
Когда караван ее в пышном убранстве со свитой
Въезжал в твой дворец величаво с обозом подарков.

Да, знал я Баркис и красою ее любовался
И ложе делил с ней, не зная царицы Египта.
В то время она в сорок лет не имела соперниц.
Умнее ее и прекрасней у нас не имелось.
Уж после открылось, что был эликсир ее тайный,
Что тело не старил, лицо сохраняя красивым.
Приезд тот был целью со мной обручиться и вместе
Себе подчинить все соседние земли Востока.

Но все сорвалось из-за хитрых Баркисских загадок
В которых меня испытать захотела царица.
Так, мне предлагалось из сотни младых одногодок
Узнать здесь кто юноша, дева кто были в одежде.
Мне знахари быстро советы дают, чтоб раздеть их
По пояс и сразу отличие дев будет ясным.
Но я повелел чтобы каждый участник помылся –
По действиям рук и плесканью водой распознал их.

В загадке другой мне алмаз дала в руки царица.
В нем трещина гибкая камень насквозь прорезала.
Сквозь этот алмаз нужно было продеть шелковинку.
Нашли мне червя, все взглянули брезгливо. На диво
Червь тот шелковичный, сквозь этот алмаз пролезая,
Свой след ниткой шёлка украсил в алмазе искусстно.

Царица еще принесла из сардоникса кубок,
Вручила его мне в подарок, с ухмылкой сказала:
«Он твой если ты его влагой наполнишь до края,
Но взятою не из земли и не с неба, конечно».
Я пеной коня, что загнали, тот кубок наполнил,
Царице Балкис принародно вручил его тут же.

Признаюсь, царица сначала мне нравилась очень.
Склоняя ж к любви, заводила надменные речи,
Давая понять превосходство, унизить пыталась.
Мне ласки ее, сладострастье наскучили вскоре.
И каюсь, однажды Балкис причинил я обиду.
Носила она золоченые платья до пола,
Так ноги скрывала, о них были разные слухи.
Что ноги – шерстисты с копытцами козьими были.
Я в тайне ночей ощутил у нее отклоненья.
Чтоб слухи развеять и шуткой ее раззадорить
Велел сквозь бассейн дорожку стеклянную сделать.
Когда же она, проходя там, увидела воду
Не вольно подол подняла, обнажив свои ноги.

И все убедились, что слухи напрасными были.
Что ножки Балкис, как у многих других, волосаты всего лишь,
А их кривизна, не лишала достоинств царицы.
Но тут же Балкис повелела собраться в дорогу
И ночью она с караваном покинула город.
С тех пор ее власть над страной укреплялась, но встречи
Ни я, ни она провести не желали уж больше.

Еще Соломон рассказал, как от братьев скрывался,
От зависти Авессалома и ревности дерзкой Адонии.
Был нищим, голодным в краю чужестранном, но стойко
Менял имена, пастушил, и был поваром царским.
Побег совершил с его дочкой, и чуть не лишился он жизни.
Но волей, терпеньем, смекалкой всегда находил он решенья.

Когда Соломон замолкал Суламифьские губы
Смыкались с губами царя, я их руки сплетались.
Под утро же тело ее пенно-розовым цветом
Усталость с любовной ночи выдавало под взглядом сонливым.
И с тихою лаской и нежной улыбкой просила:
«Мне б яблок теперь и вина бы еще, мой любимый.
И телом и духом нам надо с тобой подкрепится;
Ты сам изнемог от любви, как твоя ученица!»

9.
Царице Астис Соломон потакал благосклонно.
С тех пор как ее он оставил в любви безответной
Астис придавалась уж оргиям в ревности буйной.
А в храме Изиды в те дни – дни Египта, шла служба:
Молились богам и царице Астис из Египта.
Астис по утру после буйной ночи отдыхала,
Почти полуголой она возлежала в постели.
Все тело ее красовалось в истоме напрасно.
Годами за тридцать была она в полном расцвете.
Упругие груди и шея, и бедра, и плечи
Любого лишь взглядом могли привести в искушенье.

Жрецы и кастраты, прийдя в ее спальню,
Восторженно телом хозяйки своей любовались.
Один из рабов, опахалом махал над царицей.
Но мысли ее возвращались к любви Соломона.
По-прежнему царь оставался один в ее сердце.
Лакеев прогнав, углубилася в мыслях в то время
Когда Соломон к ней являлся, как солнце.
Ни ласковых слов, ни горячих объятий как было
Уже не имела она и в досаде страдала.

Но царь продолжал к ней питать уваженье,
На все торжества приглашал ее также как прежде.
Астис к нелюбви Соломона не знала смиренья
В последние дни не имея еще объясненья.
Давала приказы нести ее к месту где мог быть
Ее ненаглядный, чтоб только его лишь увидеть.
И вот наступил час прозренья царицы,
Когда Суламифь увидала она в колеснице.
Любовь нестерпимо слилась с ее яростной злобой,
И как разорвать их, смирить иль сама уж не знала.

А время все шло, как Астис в своем ложе не грела,
И сладость любви не делила с царем Соломоном.
Теперь понапрасну она взгляд любви устремляла
На тень занавесок откуда сам царь появлялся.
И в горе, и в гневе она поднималась с постели
Не зная, что делать, придворный совет собирала.

Пронзительный взгляд устремив на собравшихся, вскоре
Она разглядела красавца средь них – Элиава.
Недавно его своей властью, желанием томным
Сама заманила в пастель к сладострастию ночью.
С тех пор и глаза у охранника царских покоев
Все ищут и жаждут соблазна прелестной царицы.
Средь избранных был царедворец Ваней преподобный
Ему и дает порученье Астис тайной властью:
«Мне нужен твой внук, пусть он явится нынче же ночью
В покои мои для охраны царицы Египта»

А в храме Изиды обряд Озириса спасенье
К концу подошел и Астис в ночь вернулась в покои.
Вдруг верхние шторы у ложе Астис шевельнулись:
Волненье в груди – Соломон вдруг решил появиться?
Но рядом у ног Элиав на колени спустился
И злобы прилив за душевный обман тронул сердце.
А тот с поцелуем руки у царицы в восторге,
Что ночь проведет снова с ней в наслажденье.
Астис же его приласкала и тихо спросила:
«Скажи, что ты знаешь об этой смазливой девчонке,
Что нынче в карете царя вместе с ним разъезжает?»
- Я вижу любовь не дает Вам покоя царица,
А ревность и мне вместе с Вами врывается в сердце.
- Скажи не лукавь мне всю правду, что знаешь о деве?
И тут Элиав, угодить чтоб царице, залился:
«Царь весь в ее власти на миг с ней расстаться не может.
Глаза у него от любви загореться готовы;
В восторге от счастья всем милости он расточает;
Красавицу нежит в покоях своих в обожанье.
А сам он, как раб, припадая к ногам у девицы,
Ну, словно собака, в глаза ей так преданно смотрит.
Я дальше – не стану…
- Нет, нет, продолжай, ну а дева?
- Она, как любовь, и как нежность – мила и прекрасна!
Кротка и стыдлива, добра и бесхитростна очень.
Не знает ничто, ничего замечать не желает,
С любовью к царю, пламенея всем сердцем, живет лишь.
Вокруг же себя вызывает у всех восхищенье,
Не знает: ни ревность, ни зависть, ни зла, ни обидного слова…
- Не надо, молчи - простонала царица и нежно,
Обняв Элиава в экстазе к себе прислонила.

А дикие крики еще раздавались в округе,
Все темные силы уняться никак не желали:
Святые жрецы, богомольные женщины – жрицы
К началу весны в богохульстве не знали границы.

Астис с Элиавом в тот хор отвратительный будто
Попали и в сговоре тайном злодейство задумали вскоре.
Царице в уме восхитилась коварной находке
Огнем воспылала душа намерением мерзким.
Безвольный любовник в надежде на милость царицы
Услышал ее сладкозвучное хитрое слово:
«Скажи, Элиав, ты хотел бы царем стать Израиля,
Египта, всей Сирии и Финикии прекрасной?
Одно лишь желанье твое и свершится, сама я
Смогу тебя сделать царем, так ответь мне?»
Ответ был: «Нет, нет, лишь тобой обладать я хотел бы.»
Астис: «Я согласна, так стань же моим властелином.
Все дни и все ночи, слова мои, мысли и тело
Тебе я отдам, за любовь…Но одно есть условье:
Покои царя для тебя, мне известно, доступны.
Сегодня, сейчас же пойдешь, в соломонову спальню,
И там их убьешь, Элиав, ты убьешь их обоих!»

Охранник тут вздрогнул и ей возразить попытался.
Удавом Астис обвила его крепкое тело,
Губами впилась, позволяя приблизиться к неге,
Но вдруг отстранилась и властно ему приказала:
«Иди же, иди!» И ответ был покорный: «Иду я».

10.
Ночь седьмая в любви Соломона уже проходила.
В слова Суламиф тень печали, как будто, проникла.
Взглянувши на небо она о звезде Соломона спросила:
«Как названье звезды, что сияет в мерцании синем?»
- Это Сопдит – звезда ассирийцев, их веры особой.
По мнению магов, там души покоятся мертвых.
-Ты веришь тому, царь великий? - но он не ответил.
Стал нежно ласкать Суламифь, в поцелуях купая.
- Когда вот умрем – там мы встретимся? - снова спросила.
Царь вновь промолчал. Та с укором ему обратилась:
«Скажи, мне хоть что-нибудь, милый, утешь мою душу».

И царь в рассужденья пустился, изрек ей такое:
«Человеческой жизни так мало, а вечно лишь время;
Вещество же бессмертно, лишь виды изменчивы только.
Человек умирает, собой утучняет он землю.
Из земли вырастающий колос-зерно превращается в хлеб.
Потом этот хлеб человек поглощает уж снова.
Проходят века, вещество неизменно в повторах:
Люди, звери, деревья, трава, даже камни.
Быть может и души от нас на звезду ту взовьются,
Но уж без обличья, узнать не сумеют друг друга.
Стремленье сердец у влюбленных быть вместе извечно
Но будет лишь в памяти верных потомков и только.

Скажи, мне теперь, Соломон, если завтра умру я,
Ты вспоминать о том, как меня в винограднике встретил,
Возлюбленной звал и царицей, иль сразу забудешь?
И даже к Астис по любви может сам возвратишься?

Взволнованно царь: «Суламифь, говорить так не надо,
Не надо и думать о том никогда, обещай мне.
Избранница бога – царица души моей ты лишь.
Смерть тебя не коснется, поверь, о любви нашей думай.

Вдруг - звуки. «Мне страшно» - царю Суламифь прошептала.
- Не бойся, из храма восторги и крики еще раздаются.
Богам преклоненье египетским там завершилось.
- Нет ужас проник в мое сердце. Теперь умереть не хочу я.
Возлюбленный мой, обними, и меня успокой же.
- Моя, Суламифь, отгони свои мысли, есть сила
То наша любовь – вот защита крепка и всесильна.
А хочешь сейчас расскажу тебе дивные сказки
Офира – страны чародеев. «Да, царь мой,
Мне радостно слушать. Хочу попросить тебя также…

Царь встрял: «Суламифь – все что хочешь исполню!
Хоть жизнь попроси– без остатка отдам для тебя я,
Могу сожалеть, что цены этой мало лишь будет
За это величье любви ненаглядной! Что хочешь?
Она прошептала: «Ну что ты, любимый, всего лишь
Прошу по утру чтоб пошел ты со мной в виноградник,
Где гордо стоят кипарисы, под кронам которых
Ты смог в одночасье пленить мое сердце и душу!
Любовь свою там я хочу показать тебе снова…
И я умереть за тебя без остатка готова.

Царь крепко обнял Суламифь, поделившись
последней любовью!

Сама Суламифь вдруг с постели вскочила,
свой слух напрягая,
Спросил Соломон: «Что тебя, Суламифь, напугало?»
- Я слышу шумы, я шаги чьи-то дерзкие слышу.

11.
Вдруг шорох и дверь отворилась. Царь вскрикнул:
«Кто это, эй, стража!»
В тот миг Суламифь уж метнулась на встречу к тому,
Кто ворвался уж в двери. А царь возмущенно:
Кто смеет в покои врываться?» -
И с криком он бросился к двери к злодею, но поздно.
Когда Суламифь Элиава узнала с кинжалом -
Дорогу ему преградила мгновенно собою.
А тот в ее грудь уж кинжал свой вонзил прямо в сердце.
Красавица стреляной птицей со стоном на пол опустилась.
Не вынув кинжала убийца, познав роковое деянье,
Упал на колени, в руках у царя оказавшись.
Спросил царь: «Скажи, кто принУдил тебя к покушенью?»
Трепеща от страха убийца владыке ответил:
«Царица Астис приказала убить вас обоих».
- Предатель, скажи моей страже, тебя чтоб схватила,
Цепями сковала, до казни твоей сторожила.

Дворец весь - в смятеньи бурлит и засвечен огнями,
Вся стража, и слуги в покоях уже у владыки.
Царь жестко дает эскулапам приказы всё сделать,
Чтоб только от смерти спасенье найти для любимой.
Врачи доложили: «Спасти Суламифь невозможно,
Теперь стоит только кинжал из груди её вынуть
Так смерть в тот же миг уж возьмет Суламифь безвозвратно.

Глаза у несчастной открылись, она попросила напиться.
Глотком освежив свои губы, к царю Суламифь обратилась:
«Прими благодарность мою за любовь, царь мой милый,
С тобою ее я познала, счастливой судьбу испытала.
Дай мне целовать твои руки, пока мои губы
Еще не сомкнулись, еще не остыли с последним дыханьем.
И не было женщины в мире еще и не будет
Счастливей во веки, чем я - Суламифь, заклинаю.
Жалею, что мало так счастья тебе принесла я,
Сама ж не успела любовью твоей насладиться».

А владыка в ответ величаво и с болью отметил:
«Так прощай. Но любовью пока, красотою души люди будут
Так, как ты обладать, Суламифь, твое светлое имя
И в веках у людей во всем мире почитаемым будет!»
И к утру Суламифи не стало.

12.
Царь страданья свои пересилив, поцелуем последним прощальным
Наделив Суламифь, удалился.
Весь омытый водой благовонной и одетый в хитон златотканный
Царь воссел в свое кресло владыки и суд скоротечный он начал.
Весь цвет окруженья был в сборе. И тут в ожиданьи решений
Элиав и Астис на коленях перед троном стояли.
Были в цепях здесь стражники тоже, кто нес службу у царских покоев. Главный визир Ванея старейший с ними рядом стоял, как виновник.

Соломон объявил: «Ты, Ванея, виноват, что лишил меня счастья:
Отнял ночью святое созданье, Суламифь, в моем сердце – царицу.
Но служил ты исправно все годы, был отважен в кровавых сраженьях
И во всем помогал мне советом.
Виноват ты, что внук твой любимый, не принявший от деда учений,
Не узревший понятия чести, соблазненный моею женою,
По приказу её слабовольно на меня покушаться изволил.
И за это моим повеленьем умертвишь лично ты Элиава.
Всем же стражникам будет пощада, их на копи - направить трудиться.

Обратившись потом к Ахиссару (был он главным советником в царстве)
Дал наказ, с очень мягким решеньем:
«А царицу убить не хочу я, пусть живет как желает, где хочет
И умрет там и так, как судьбою с нею смерть повстречаться захочет.
Я любим был царицей безмерно и понять ее ревность способен.
Но скажу с сей минуты презреньем я лишаю Астис всех величий,
Пусть лица моего, пока жив я, никогда и нигде не увидит.
Снарядите корабль помпезно и в Иоффе из гавани быстро
Проводите царицу в Египет. Я с отцом фараоном Суссаком
Не хочу прерывать нашей дружбы.
А теперь всех прошу удалиться, я с возлюбленной должен проститься!

В тот же день в золоченой гробнице Соломон с Суламифь распрощался.
И была она ярче богини, и лицо было нежным, и светлым,
С алых губ чуть открытых, застывших, лишь недавно целованных
В страсти, исходила блаженно улыбка, белым жемчугом виделись зубы.
Долго царь в изумленьи и в горе устремлял взгляд прощальный
На деву, на любимую, нежную, мертвую, вырывая из сердца
Желанную и роняя слезу безутешную.

***
С той поры пролетели века, и от царств не осталось следа,
Но любви не забыться такой: у царя и девицы простой!
Потому, что любовь так всесильна, и особо у женщин – обильна!
Слава женщине любящей страстно, ведь она, как любовь -
Так прекрасна!

Лирическое прочтение изумительной повести Александра Ивановича Куприна «Суламифь» (А.И.Куприн. Сильнее смерти. Санкт-Петербург. Лениздат. 1993)

Характерной чертой искусства русских классиков является тот факт, что они не только дарят читателю новые сюжеты и истории, но и переосмысливают вместе с ним старинные предания и легенды. Литературный язык, как и реалии жизни, стремительно меняется, и многие мифы как будто говорят с нами на чужом наречии, хотя написаны нашими предками. Но повествуют они о важном и наболевшем, поэтому современные писатели и поэты стараются доступно передать нам суть литературы прошлых лет, дабы мы поняли ее значение и актуальность. Свой незаурядный вклад в это достойное уважения дело внес Александр Куприн, написав книгу «Суламифь» по мотивам ветхозаветных притч.

Суламифь – это возлюбленная мудрого и справедливого царя Соломона, героя многих мифов и сказаний. Легенда гласит, что девушка благодаря кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (у него по традиции был целый гарем) подослала своего наивного воздыхателя убить счастливую чету. Однако у него получилось лишь наполовину осуществить коварный план: душегуб погубил лишь женщину, преданно любившую царя и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь скорбел о своей потере. Описание Суламифь сохранилось в мифах:

Голос ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то в недалеке, за деревьями,… и его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя;
Щеки твои – точно половинки граната под кудрями твоими;
Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима;
Шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!

Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройность тела. По нашим меркам героиня – совсем еще ребенок, ей 13 лет, однако в те времена этого было достаточно, чтобы выйти замуж и даже познать радость материнства.

Сам Соломон известен тем, написал более 3000 притчей и 1005 песен. «Слово – искра в движении сердца» — говорил он. Правитель также изучал языческие книги, учения. Преследовал смертью жертвоприношение детей. «Одно дыхание у всех… Кто умножает познание – умножает скорбь». Ходили легенды и о «неиссякаемой силе страсти царя». Его персональный гарем насчитывал 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но, считается, что, несмотря на обилие красавиц, любил Соломон лишь одну единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи – Суламифь. Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже выносит в название, дабы подчеркнуть важность этого образа для сути повести. В этой истории любви проявился весь поэтический талант А. И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями пленят читателя и переносят в очень далекую эпоху (действия разворачиваются в 480 году по исшествии Израиля).

Характеристику Соломону и его мудрости дает Библия. В Ветхом завете о нем сложена прекрасная притча о том, как пришли к царю две женщины делить ребенка. Произошла ошибка в лечебнице. Ребенок одной из них – погиб, а у другой жив. Стали спорить женщины, чей ребенок цел. Для принятия верного решения царь предложил обеим разделить малыша пополам. Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо - «так не доставайся же ты никому», вторая оцепенела в ужасе и попросила отдать ребенка другой, лишь бы он был здоров. Таким образом, стало ясно, кто из них истинная мать.

История создания

Писатель долго собирал материал для своей книги. Он перерыл кучу старинных преданий, чтобы осознать не только поверхностный, но и аллегорический смыл «Песни песен» царя Шлома, изысканного образчика еврейской мифологии. Это и есть его главный исторический источник. В письме от 1.10.1907 господину Тихонову он пишет:

Теперь роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве, потому что пишу не то историческую поэму, не то легенду… о любви Соломона и Суламифь, дщери Надавля, прекрасной, как завесы Соломона, как шатры Кидарские. Что выйдет – не видно, но задумано много яркой страсти, голого тела и другого.

Изначально автор планировал опубликовать свое произведение в Петербурге, в альманахе «Шиповник», однако в последний момент передумал и решил издать рукопись в месте, где работал тот, кому посвящается «Суламифь». Это писатель и поэт Иван Бунин. Тогда он был редактором сборников «Земля» — серии московских литературных альманахов. Он удостоился посвящения благодаря тому, что сам бывал в Иерусалиме и тоже очень увлекался ветхозаветной мифологией.

Повесть вызвала фурор, многие критики высказались на ее счет. Конечно, их чувства были задеты тонким эротизмом, окружившим священную легенду. Писатель не побоялся скандала и намеренно раскрыл чувственную сторону любви девочки-подростка и 45-летнего мужчины. Моралисты и догматики яростно атаковали соблазнительные описания, однако среди рецензентов нашлись и те ценители искусства, которые защищали право художника на творчество без ограничений. Например, А. Вергежинский писал:

Большая дерзость со стороны художника взять «Песнь песней» и рассказать ее своими словами… Но А. Куприн имеет право на такую дерзость…

Жанр: рассказ или повесть?

Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.

О чем это произведение?

Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.

Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней: «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий. Воспользовавшись влюбленностью Элиава (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец и убить счастливую пару.

В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит девушку мечом. Данная ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Такова суть повести «Суламифь». Атис ждет изгнание, а Соломона - вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности обладает особым настроением и неповторимым послевкусием. Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:

Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее - стрелы огненные.

Главные герои и их характеристика

Куприн не пожалел времени на тщательное описание героев. Для этого он и изучал такое количество древних рукописей. Его персонажи не только мудры и добродетельны, но и красивы, соблазнительны, желанны. Как мастер слога, писатель не поскупился на возвышенные эпитеты и сравнения, поэтому в каждом нижеследующем пункте отдельное место отведено портрету действующих лиц.

  1. Соломон — сын царя Давида, третий иудейский царь. Эпоха его правления примерно 976-928 года до н. э. Этот отрезок времени считается периодом наивысшего процветания царства Израильского. О мудрости его слагались легенды. Как-то ночью к нему во сне явился Бог и обещал исполнить любое заветное желание. На данную милость сказал царь: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло». Слава о красоте его распространялась на тысячи километров. Вот описание Соломона , данное Куприным: ему 45 лет, у него бледное лицо, губы - яркая алая лента, волнистые черные волосы, уже кое-где «блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев». Черная борода и темные глаза «как самый темный агат». Не было человека во вселенной, кто бы мог выдержать его взгляд: «Многие женщины за одну лишь улыбку готовы были душу отдать». Руки его нежны, белы, как у девушки. Считалось, что именно в руках его хранилась особая энергия, которая исцеляла головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На левой руке царь носил гемму из кроваво-красного астериска, надпись на котором гласила: «ВСЕ ПРОХОДИТ».
  2. Суламифь – прекрасная стройная рыжеволосая дева, соответствующая канонам красоты того времени. У нее нежные черты лица, глубокий страстный взгляд, безупречные пропорции тела, которое она эротично смазывает миррой, томясь в ожидании страсти. Однако она отличалась робостью, и даже не ее облик или сексуальность пленили царя. Характеристика главной героини состоит из ее мудрых высказываний, обдуманных не по годам. Отчасти девушка не вписывается в реальность, настолько она возвышенна и идеальна, будто влюбленный правитель выдумал ее. Ее мудрость подчас ставит в тупик самого монарха. Вдохновленные поэтической красотой речи сочетаются в ней с талантом любить. Суламифь действительно рада доставить хоть малейшее наслаждение своему покровителю. Счастье разливается миррой по всей ее сущности и пленяет мужчину. Она тщательно готовит себя к встрече с ним. Ее томление сливается в предвкушением неземных блаженств. Вся эта гамма чувств отражается в ее взоре. Поэтому можно понять того, кто полюбил ее всем сердцем, хоть и был пресыщен женским вниманием. Героиня самоотверженна, добра и отзывчива, в ней писатель изображает истинную женскую добродетель, идеал красоты физической и духовной.
  3. Атис – египетская царица, жена царя Соломона. Это антагонист Суламифь. Женщина порочна, ее душа пропитана злобой и завистью. Ее страсть к супругу – проявление эгоизма, ведь ее смущает лишь тот факт, что он предпочел ей кого-то другого. Ревность и самолюбие не дают ей смириться с его выбором. Она бессовестно использует влюбленность пылкого юноши, чтобы заставить его убить ненавистную пару. Подобно Гермионе и Медее, ревнивым героиням древнегреческих мифов, Атис не считается с моральными установками и общественными законами, ее гнев затмевает разум, а к любви примешивается ярость.
  4. Элиав – убийца, безнадежно влюбленный в египетскую царицу. Он соглашается на грех из-за отчаяния пленить сердце самовластной гордой красавицы. Однако он, подобно Оресту, оказывается обманут. Его трагедия в том, что он позволил чувствам полностью управлять собой.

Тема

  • Тема любви в повести Куприна «Суламифь» - основная в произведении. Автор показывает, как необходима человеку любовь, как она помогает ему жить. Соломон был мудр, правил страной, но его отдушиной и любимой советчицей была 13-летняя девочка. Искренность ее чувств и чистота души делали ее речи не менее осмысленными и ценными, чем притчи Соломона. Однако знаменитая на весь мир мудрость не помогла герою уберечь возлюбленную: он не предусмотрел той зависти, которую вызывала фаворитка среди жен и наложниц. Трагедия в том, что любовь дает нам силы, чтобы жить, но так часто у нас не хватает сил, чтобы уберечь ее от смерти.
  • Тема справедливости . Особую ценность повести в исполнении Куприна представляет обилие притч, которые подобрал писатель для полной характеристики мудрости и великодушия Соломона. В них царь проявляет истинное великодушие по отношению к своим подданным. Например, вот одна из самых известных притч: братья пришли к царю делить наследство. Было 3 брата. Умер их отец. Вопрос о наследстве стал ребром. Предусмотрительный глава семьи заранее все решил. Есть холм за домом, там, в яме, зарыт ящик с 3 отделениями. Верхнее отделение досталось старшему сыну - деньги. Второе отделение – среднему сыну, но там лишь находились кости. Последний же ящик – младшему, дерево - вот его наследство. Осерчали средний и младший сыновья, обратились в суд к Соломону. Каково же было решение царя? «Отец ваш был очень мудр. Старшему он завещал все свои деньги, среднему – скот и рабов, а младшему - дом и пашню». Помирились братья, все довольны остались.
  • Тема бессмертия . Соломон и Суламифь в свой последний миг счастья говорили о том, что их чувство нетленно. Эти слова оказались пророчеством. Девушка погибла, но память о ней осталась жить в сердце и уме ее возлюбленного. Ее чувство пробудило в нем новую жизнь, и он сделал еще множество славных дел, вдохновляясь тем временем, когда они были вместе.
  • Горе от ума . Набираясь опыта, царь понял, что мудрость несет ему разочарование в людях и мире вокруг него. Разум беспощадно открывал ему неприглядные стороны личности, государства, бытия, поэтому до встречи с возлюбленной он страдал и был в унынии. Любовь же излечила мудреца и дала ему силы двигаться дальше.
  • Добродетель. Суламифь пленила царя не роскошными одеждами и эротичными формами, а истинными душевными богатствами, ставшими Соломону дороже славы и материальных ценностей.

Проблемы

В повести «Суламифь» сосредоточена, в основном, нравственная проблематика, открывающая людям истинные ценности, способные осчастливить человека. В противовес им Куприн перечисляет те пороки, которые, напротив, мешают людям обрести душевную гармонию.

  • Зависть . Этот порок заставляет женщину презреть свое чувство и превратиться в гнев. Не любовь говорила в ней, а ненависть. Атис ничего не добилась своим поступком, лишь обрушила на себя праведное наказание царя. Свое счастье она обратила в ничто лишь ради того, чтобы его не было у других. Кроме того, она разрушила судьбу юноши, который был предан ей. То есть, потворство пороку лишь ухудшило ее положение, но ничем не помогло ей.
  • Эгоизм. Самолюбие Атис раздулось от непомерного самолюбования. Женщина ставила себя выше людей, законов и чувств, поэтому покусилась на жизнь невиновного человека, предала любимого, послала на смерть друга, и все потому, что она возомнила себя самим правосудием.
  • Кризис среднего возраста . Чувства Соломона до роковой встречи с Суламифь может понять каждый человек, прошедший через разочарование, связанное с пониманием окружающего мира, что приходит в зрелости. Мир кажется несовершенным, люди – лицемерными, бытие – бессмысленным. Мудрость и опыт показывают все мрачные краски жизни, а пресыщенность заставляет усомниться в том, что привычные блага так уж важны и приятны. Лишь сильное чувство способно помочь такому человеку вырваться из меланхолии и апатии.

Основная мысль

В произведении приведены и другие решения, а также испытания мудрости Соломона царицей Савской. В этом и есть очарование текста Куприна: в сплетении языковых тонкостей, погружающих нас в то время, в наличии исключительных обстоятельств и мест в духе романтизма, в подборке необычных притч и сказаний, - и все это на фоне трагической любовной линии. Главная идея «Суламифь» - любовь несчастная, обреченная на погибель, но та самая, единственная в своем роде, воскрешающая и преображающая душу. Героиня вытащила Соломона из бездны уныния и вдохновила его на поиск радости в жизни, пусть и несовершенной под призмой его мудрости. Так автор учит нас, что лишь искреннее, бескорыстное чувство помогает нашей душе увидеть истинный смысл бытия и стремиться к добродетели. Автор рассуждает об исключительности сильных эмоций, об их истинной ценности, которую многие осознают лишь после утраты. Больше Соломон никого не смог по-настоящему полюбить, это была его первая и последняя страсть, взволновавшая не только плоть, но и душу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа. Но единственная - она, голубица моя...» "Песнь Песней" Соломона, гл. 6,8- 10

Соломон, десятый сын царя Давида, родился в 1033 году до н.э.. Традиционно его считают автором некоторых книг Танаха, в том числе "Песнь Песней". Эта книга является 30-й частью Танаха.

В Третьей Книге Царств утверждается, что Соломон сложил 1005 песен (3 Цар 4:32). Имя Соломона присутствует не только в названии книги, но и неоднократно называется в тексте. Повествование ведётся в том числе и от имени Соломона. Героиня книги красавица Суламифь прямо обращается к герою по имени.

Соломон правил Израильско-Иудейским царством с 965 - 928 гг. до н. э. В Танахе он изображен величайшим мудрецом всех времен, героем многих легенд. Его имя переводится на русский как "мирный", "благодатный".

Уже при рождении Соломона "Господь возлюбил его", и Давид назначил его наследником престола в обход всех старших сыновей. Бога, явившегося царю во сне и обещавшего исполнить любое его желание, Соломон просит даровать ему "сердце разумное, чтобы судить народ". И за то, что он не просил никаких земных благ, Бог наделяет Соломона не только мудростью, но и невиданным богатством и славой.

Трон Соломона был украшен золотыми львами, которые оживали и впоследствии не дали ни одному завоевателю воссесть на этот трон. Согласно иудейской традиции Соломон попросил руки Премудрости, дочери Царя небесного, и получил в приданое весь мир. Мудрости Соломона искали люди, звери и духи. На судах Соломон читал мысли тяжущихся, и не нуждался в свидетелях. Звери, птицы и рыбы являлись на суд Соломона и творили его волю.

Царь Соломон владел чудесным перстнем ("Соломонова печать"), с помощью которого он укрощал демонов и покорил даже их главу Асмодея. Позже он помог Соломону возвести Храм. В оправу перстня был вставлен осколок священного камня с Ориона.

"Песнь Песней" царя Соломона по-существу является гимном единения Начал человеческих. Книга построена в форме диалога двух любящих сердец и раскрывает смысл этой могучей творческой силы. Интересно отметить, что имя Суламифь - это женский вариант имени Соломон. Многие современные имена также имеют два варианта, например: Валерий и Валерия, Ян и Яна, Александр и Александра, Евгений и Евгения и др.

Истоки такой полярности, несомненно, уходят в далекое прошлое, когда человек являл собой цельность андрогинна, т.е. человека, наделённого внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола, либо лишённый каких бы то ни было половых признаков.

В настоящее время книгу "Песнь Песней" чаще всего толкуется как сборник свадебных песен без единого сюжета. Однако её можно интерпретировать и как историю любви царя Соломона и девушки Суламифь. Это тонкое лирическое противопоставление чистой любви Суламифь к пастуху и участи женщин в гареме царя Соломона.

Главные герои «Песнь Песней» - простая девушка Суламифь и мудрый иудейский царь Соломон. Царю около сорока пяти лет. Слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни к этому времени уже разнеслась далеко за пределы Израильско-Иудейского царства.

Соломон очень богат и щедр. Настолько, что серебро в те дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, он ничего не жалел - щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.

У царя Соломона было семьсот жён и триста наложниц, а кроме того - бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные - всех очаровывал царь своею любовью.

Всевышний дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Ну, а помимо всего этого царь Соломон разделял своё ложе с царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку, работавшею на его виноградниках.

Предания гласит, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и чёрную печаль.

Владыка небесный сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц. И что важнее, царь понимал суть людских поступков, плохих и хороших. Потому-то приходило к нему великое множество народа, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.

Недалеко от царского дворца на южном склоне горы находился царский виноградник. Соломон любил уединяться там в часы великих размышлений. Однажды он сидел в одиночестве на простой деревянной скамье, и размышлял о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голос, напевающий какую-то мелодию.

Вскоре перед ним предстала девушка в лёгкой тунике. Подвязывая лозы, она не заметила царя, и продолжала прелестно петь. Тем временем ее голос все больше завораживает Соломона. Слух его наслаждался пением девушки.

Неожиданно царь встал и произнёс: «Прелестница, покажи мне лицо твоё!» Девушка повернулась в сторону Соломона. Вдруг порыв ветра плотно облепил платьем её стройный стан. И царь увидел ее всю, как нагую под одеждой, всё ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины.

Девушка подошла к царю и с восторгом посмотрела на него. Она увидела, как он красив и величествен, и замерла от волнения. Соломон пригласил её сесть рядом с ним на скамью и назвать своё имя. «Суламифь» - ответила девушка. А потом добавила, что она помогает своим братьям охранять, и обрабатывать эти царские виноградники.

И тогда царь иудейский взял Суламифь за руку. По её телу пробегает дрожь восторга. А когда Соломон поцеловал девушку сладостным поцелуем, она сразу поняла, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свою девственность.

Соломон назвался царским поваром и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома Суламифь. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда.

Весь день Суламифь провела в сладострастном томлении в ожидании ночной встречи с возлюбленным. Вечером она продала ювелиру своё единственное украшение - праздничные серьги. На вырученные деньги она купила у продавца благовоний мирру (ароматическая смола).

Суламифь, прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы её тело в момент, когда его будет касаться возлюбленный пахло сладостью мирры. Долго она лежала на своём ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось.

В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда Суломифь добежала до виноградников, счастью ее не было предела: Соломон ждал ее и протягивал к ней свои руки.

Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спросил: не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: «Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла»

В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь иудейский. А утром Суламифь привезли во дворец. Её искупали в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело облачили в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом.

Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость. Семь дней осыпал Соломое свою возлюбленную Суламифь драгоценностями с ног до головы. А в это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие.

Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной - священного фаллоса.

Жрецы стегали себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса.

Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась чёрная ненависть. А теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, Астис задумала чёрное зло.

Она подозвала к себе, начальника царской стражи Элиава. Он давно пылает к ней страстью. И Астис даёт ему обещание, что подарит ему свою любовь, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма.

Он идёт к дворцу Соломона. Там прячется у дверей царской спальни. Но в эту, седьмую ночь, Суламифь не может полностью отдаться своему безмерному всё поглощаемому чувству любви к Соломона. Дело в том, что душу девушки гложет печаль. Она признаётся возлюбленному, что чувствует - где-то рядом находится ее смерть.

Неожиданно раздаётся шорох. Суламифь успела вскочившая с ложа. Но поздно, она падает, пронзённая мечом. Элиав убегает. Однако царь Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, дабы более не видеть ее в Иудее. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает.

Кто она, Суламифь ? Кто эта девушка, о которой безнадежно грустили поэты, философы и художники разных поколений?

В своем рассказе «Суламифь », Куприн А.И. представляет ее бедной девушкой, которую отправили стеречь виноград. В виноградниках и произошла роковая встреча бедной сунаметянки и могущественного царя Соломона , который всем сердцем полюбил ее, забыв всех своих прежних фавориток. Концом произведения является трагическая гибель прекрасной девушки, которая стала жертвой ревности соперницы. Смерть Суламифи разбила сердце царя Соломона

В библейском же контексте, первое упоминание о Суламифи приходится на последние годы царствования Давида – отца Соломона (1005-965 годы до н.э.).
Имя царя Давида, который прожил долгую и яркую жизнь, израильтяне связывают с эпохой процветания и величия Израиля. На долю царя выпало много войн, в результате которых ему удалось расширить границы своих владений. Царь отличался отменной физической силой и считался, так называемым, израильским богатырем.

Также славился Давид , как ценитель женской красоты. Израильтяне отмечали, что из-за страсти и ревности, Давид способен был совершать подлые поступки и даже преступления.
Известен случай, когда, однажды, он увидел обнаженной жену своего воина Урии, он так сильно воспылал желанием обладать этой женщиной, что отправил его на верную смерть. А впоследствии, женился на Вирсавии, так звали вдову погибшего. Именно эта красавица и родила ему сына, Соломона .

Похоть, которая сопровождала царя всю жизнь, не давала ему покоя и на закате его лет. Когда тело Давида ослабло, он придумал хороший способ поправлять свое здоровье – он повелел приводить к себе «живую грелку», которая должна была согревать ночами его холодеющее тело своим теплом. В качестве таких грелок приглашались красивые простолюдинки. Согласно библейским рассказам из всех красавиц больше всех царю нравилась «девушка из виноградника».

Но однажды, сын царя, Соломон , увидел эту девушку и потерял голову от красоты простолюдинки, точно так же, как когда-то Давид потерял покой от матери Соломона. Что произошло между отцом и сыном – точно не известно. Но после скорой смерти Давида, Соломону удалось занять трон вопреки всем правилам (у него были старшие братья). Теперь ничего не мешало Соломону обрушить всю любовь на эту простую девушку. В честь этой любви он оставил после себя великий лирический памятник, под названием «Песнь песней» , строки которого пронизаны проникновенными и страстными признаниями, обращенными к женщине.

Отрывок из книги «Песнь песней». Песня «Суламифь» из альбома «Книга песен» Ирины Богушевской.

Библиисты считают, что имя невесты царя, является скорее производной от его имени – Суламифь. Но кто на самом деле эта девушка – мы можем строить только догадки. Кто-то считает, что образ невесты царя не принадлежит реальной женщине, что это, всего лишь, олицетворение «церкви»…

Но, вряд ли это могло быть так. Ведь самому умному и богатому монарху в истории мира, автору нескольких сотен притч и тысячи песен приписывается еще и слава могущественного мага, который оставил после себя еще и книгу пенткалей, где описаны всевозможные ритуалы. А также, потакая, развратившим его сердце, женам-язычницам, он построил на Елеонской горе капище Молоха, где израильтяне проливали невинную кровь сыновей и дочерей своих, которых приносили в жертву бесам.
Все это никак не соотносится с доктриной единобожия.
И свое знаменитое лирическое произведение, «Песнь песней», где он искренне восхищается красотой женского тела, за обладание которым способен убивать, он, несомненно, посвятил ЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЕ.

Радио-спектакль «Суламифь»

Для Вас я скачала замечательный аудиоспектакль "Суламифь". Вы можете послушать его или скачать себе на страницу.

Аудиоспектакль "Суламифь "

Пожалуйста, не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей - поделитесь с друзьями! Тем самым вы окажете мне огромную помощь в развитии блога.

  • "Золотая Адель" картина Густава Климта и…
  • 14 февраля - День святого Валентина.…