Основные проблемы войны и мира толстого. Вечные темы, поднятые в романе Л.Н. Толстого. Проблема истинных жизненных ценностей

Не только социальные и сословные проблемы нашли отражение в эпопее Толстого «Война и мир», велика роль философских размышлений автора на вечные темы: проблемы человека и общества , личности и истории , самореализации и христианства .

Как и многие его современники, Толстой пытался найти образ «героя нашего времени». Им сталАндрей Болконский , принадлежащий к высшему дворянскому сословию, но отрицающий его . Первоначальные мучительные раздумья Болконского, равно как описанные желания вкусить славы Наполеона , рождены отвращением к бессмысленной и порочной «светской» жизни. Тем не менее столь тяжелое чувство возникает, растет под влиянием фальшивых отношений с женой Лизой , «маленькой княгиней», как ее все называли. Ложь этих отношений во многом обусловлена тоже «светскими» устоями. Но для самого Андрея непереносимой оказывается мысль о том, что он ошибся в себе, что его любовь к Лизе оказалась мнимой. Подчеркивая редкое внешнее очарование «маленькой княгини», Толстой раскрывает ее внутреннюю бессодержательность. Слишком поздно понимает Андрей, что оказался игрушкой собственной плотской страсти. Он вынужден терпеть около себя пустое и жалкое существо. Когда Лиза умирает при родах, в душе Андрея созревает новое, болезненное ощущение вины перед нею. Отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыл об обязанностях мужа и отца .

Так в семейной ситуации конкретизируется восприятие Андреем (несомненно, близкое автору) аристократического мира. Бесконечно сильнее, однако, гнетет Андрея сознание своей двойственности, слабости и эгоизма. В сопереживании герою созревают всегда нелегкие размышления о том, что такое истинное чувство , почему люди нередко ошибаются в своем избраннике или избраннице, каким должен быть их союз... В процессе не просто прочтения, а вживания в произведение очень существенным моментом становится доверие к князю Андрею, ощущение правды его состояния, нравственной чистоты личности. Он близок каждому, так как совершает общие для всех людей ошибки . Но в то же время он бесконечно выше других по глубине мысли, ответственности за свои и чужие поступки.

Все, что происходит далее с князем Андреем, так или иначе связано с пережитым им. Наташа Ростова привлекает Болконского именно тем, чего была лишена Лиза: искренностью, поэтичностью, свежестью и живостью чувств. А разрыв с Наташей , совпадая с грозными событиями 1812 года, предельно обостряет его одиночество, разочарование в возможности личного счастья . Начинается поиск иных ценностей, иных деяний. Князь Андрей едет на фронт и здесь осознает себя частью большого, а не узкоинтимного мира . Так формируется новое отношение к войне: восхищение сплоченностью, нравственной силой солдат , стремление слиться с ними. Возникшее тяготение к народной жизни ощущается в сокровенных переживаниях князя Андрея.

Смертельно раненый Болконский встречается и с Наташей, и с Курагиным. Собственные мучения только вначале гасят разум. Едва боль отступает, в пробужденном сознании князя Андрея возникает светлая картина детства, некогда пережитых радостей, а среди них главное – встреча с Наташей . Память доносит ее юный облик, восхитившие его при первом знакомстве – на бале. Сама жизнь, ее нетленные ценности противостоят страданиям смерти . Поэтому у Болконского «любовь и нежность к ней (Наташе) еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». С освобождением от суетного, наносного князь Андрей и в Курагине (оказавшемся в той же операционной избе) видит прежде всего несчастное существо, бесславно умирающее после долгих лет лжи и обмана. «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

В этой сцене нередко усматривали христианское всепрощение (возлюби врага своего). Толстой вложил в нее иной смысл. Жалость-любовь (народное отождествление этих чувств) проявилась к тому, кто бездумно отнял у себя красоту чистого, осмысленного бытия. Князь Андрей неожиданно понимает эту драму Курагина, в страстном порыве сочувствуя ему.

Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной) . В отрыве от всего материального он постигает высшее («божье» , по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние «подчеркнуто» в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томиться в одиночестве . Так выражаются морально-этические идеалы автора . Они волнуют, как сама не лишенная призрачности мечта о гармонии мира, мгновенном возрождении личности . Герой будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия. И только смерть уносит радостную, светлую любовь, наступает тьма . Трудно переоценить впечатление от этих страниц романа. Приходит иное ощущение наших истинных возможностей, перспектив жизни и ответственности перед нею, краткой, быстротекущей, но единственно прекрасной. Параллель юность-смерть обладает редкой емкостью и силой воздействия.

Но несомненно, что наиболее яркой из затронутых Толстым проблем является проблема роли личности в истории . По Толстому, в историческом процессе осуществляется скрытая ведущая целесообразность. Для каждого человека деятельность в ее субъективных целях является сознательной и свободной, но в сложение итогов многих и разных деятельностей получается не предусматриваемый и не сознаваемый людьми результат, осуществляющий волю «провидения». Чем более отдельные люди связаны в своей деятельности с другими людьми, тем более они служат «необходимости», то есть более их воля переплетается, сливается с волею многих других людей и через то становится менее субъективно свободной. С этой точки зрения общественные деятели являются наименее субъективно свободными и наиболее вынужденными сообразовываться с общими обстоятельствами и подчиняться необходимости.

В огромном большинстве этот закон люди выполняют неведомо для себя , слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей. И лишь «великие люди» оказываются способными в некоторой мере отрешиться от узколичного, проникнуться целями понятой ими совершающейся общей необходимости и, таким образом, стать в своей деятельности сознательными проводниками высшего общего смысла истории.

Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории» . Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра I в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова . Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова. Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий , в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа , то есть он может быть сознательным проводником хода истории . Кутузов сам близок народу , он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой (главная задача Кутузова во время Бородинского сражения – поднять дух армии).

Наполеон лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории . Образ наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм . Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек , он не может определять нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. Новаторство Толстого состояло в том, что он внес в историю нравственный критерий .

Что же Толстому кажется ведущим в изображаемом им потоке жизни? Вопреки всему, Толстой придает громадное и активное значение субъективному началу жизни, человеческому «я» . Он создавал «Войну и мир» в эпоху бурного демократического движения, сильно подчеркнувшего роль самой личности в собственных ей судьбах.

В этом романе нашли отражение философические воззрения автора на жизнь и его понимание жизни . Толстой фаталист , но не в том целом, восточном значении этого слова, которое усвоено верой слепой, чуждой всякого рассуждения. Фатализм графа Толстого – это чадо времени, фатализм резонирующий, фатализм, выражающий собою не сплошную веру, а итог несчетного множества сомнений, недоумений и отрицаний . Если бы он убежден был просто, что история, как наука, бессмыслица, потому что разумных явлений в ней нет, а есть только один немой и совершенно непостижимый рок, который понять невозможно, потому что декреты его совершенно не сходятся с нашими человеческими понятиями о правде и справедливости, то сказали бы только, что не разделяем этого верования. Но автор не идет так далеко. Он убежден, что исторические явления нельзя объяснить научным путем; но он не решается допустить, чтобы их уже вовсе ничем нельзя было объяснить. Напротив, он думает, что все станет ясно для нас, если мы допустим предназначение . Далее, он отвергает инициативу личную как фактор, имеющий свою долю участия в событиях исторических. Он говорит, что так называемые великие люди суть ярлыки, дающие только имя событию, но меньше всего имеющие с ним связи, потому что их действия только кажутся им произвольными, а в сущности они вынуждены роковым ходом истории и определены предвечно . Но он не решается идти до конца и сказать, что человек совершенно лишен инициативы, что все его действия вынуждены законом строгой необходимости и имеют неотвратимый, роковой смысл. Напротив, он полагает, что в мелкой среде личного интереса человек пользуется свободой для достижения своих целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но, прибавляет он, как только действие сделано, так оно становится невозвратимо и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение . Вывод такой, что действие человеческое свободно, пока он не сделал его, но после того, как сделал, оно становится вынужденным, определенным задолго до его совершения, определенным предвечно ... Этого, признаемся, мы не можем понять, и мы предпочли бы вовсе не объяснять ничего, чем объяснить таким способом. Это крайний и самый отчаянный скептицизм. Он отнимает смысл у всего, что для нас может иметь какой-нибудь смысл, и переносит его с отрицательным знаком на место, для нас совершенно чуждое и непостижимое. Он отнимает у человека всякую веру в себя и в других людей , всякое уважение к какой бы то ни было, доступной ему, полезной, общественной деятельности, заставляя его смотреть на эту деятельность как на смешное усилие муравья сдвинуть гору. Всякая жертва, приносимая человеком в порыве сердечного увлечения, всякая славная цель впереди, побуждающая его у тяжелому подвигу, - все с такой точки зрения должно показаться ему ребячеством, глупым задором. К счастью, автор «Войны и мира» не всегда смотрит на жизнь с такой точки зрения . К счастью, он поэт и художник в десять раз более, чем философ. И никакой скептицизм не мешает ему как художнику видеть жизнь во всей полноте ее содержания , - со всеми ее роскошными красками, - и никакой фатализм не мешает ему как поэту чувствовать энергетический пульс истории в теплом, живом человеке, в лице, а не в скелете философического итога.

Он любит людей , им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а естественною и безотчетной любовью русского к русскому, сына к отцу , участием зрелого и высокоразвитого человека к молодому повесе, который напоминает ему молодость.

39. нравственная и философская проблематика романа «война и мир». Философская проблематика романа . Философская проблематика романа. Основные фило­софские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жиз­ни), концепция этики: определение нравственных импе­ративов, вытекающих из такой картины мира (герои раз­мышляют о том, как стать «вполне хорошим» (чье это выражение?), как обрести гармонию жизни). Эти про­блемы в романе обнаруживаются на всех уровнях сюже­та («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские рассуждения Толстого).Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом из вышеназванных уровней сюжета легко можно обнаружить отрицатель­ный и положительный «полюса», воплощаемые в героях (Кутузов и Наполеон, Наташа и «злая» Вера и т. д.).Мир и человек. Место человека в мире. Мировое «все­единство». Картину мира у Толстого полезно сравнить с картиной мира у Достоевского. Достоевский воссозда­ет христианскую персоноцентрическую модель мира: отдельная личность равноценна целому миру, человек воссоединяется с Богом через Богочеловека - Христа. Главный герой произведения Достоевского - личность как таковая, в ней отражается Мир. Поэтому герои Достоевского - это в какой-то степени символические фигуры, воплощающие духовные, метафизические нача­ла. Толстой воссоздает пантеистическую модель мира: человек - лишь один из элементов бесконечного эволю­ционного процесса, он - песчинка в огромном мире-космосе. Здесь нет понятия «Богочеловек», а Бог - это философский синоним понятий «вся жизнь», «приро­да», «история», «мир как целое», «всеединство». Итак, на первом месте Мир, потом уже человек. Формула, ус­лышанная Пьером Безуховым в его московском сне («Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Жизнь - это непре­рывное самосознание Божества»), отсылает к восточным религиозно-философским традициям (для христианства мир - не непрерывное самосознание Бога, а его едино-кратное творение). Можно сказать, что Достоевский изображает скорее «мир в человеке», а Толстой - «чело­века в мире». Человек у Толстого - прежде всего части­ца большого Мира - семьи, народа, человечества, при­роды, невидимого исторического процесса. Обратим внимание, например, что в «Преступлении и наказании» сравнение человечества с муравейником предполагает уничижительный характер, а в философских отступле­ниях Толстого сравнение человеческих сообществ с ро­ем, ульем или стадом возникает совершенно естественно и не предполагает никакого отрицательного смысла.Если сравнить два близких по времени написания романа - «Преступление и наказание» и «Война и мир», то мы увидим сходную проблематику, но рассмотренную с принципиально разных сторон. Оба названия заключа­ют в себе идею полярности, антитезы положительного и отрицательного начал, но название романа Достоев­ского указывает на индивидуальный внутренний мир ге­роя, а название романа Толстого указывает на мировой масштаб изображаемого, на общность и связь многих человеческих судеб. «Наполеоновская» тема также по-разному выглядит в этих романах: для Достоевского это этический вопрос, обращенный к отдельному человеку («Имеешь ли ты право быть Наполеоном?»), а для Тол­стого это скорее историософский вопрос, обращенный к человечеству («Был ли Наполеон великим челове­ком?»). Поэтому Наполеон становится персонажем Тол­стого, а Достоевский никогда не писал ничего похожего на исторический роман.Все это не означает, что Толстой принижает ценность отдельной человеческой личности: ведь подразумевает­ся, что каждый человек - необходимая частица мира, без которой мир был бы неполным.В романе Толстого часто используется символика час­ти и целого (ступени лестницы и звенья цепи в «масон­ском» монологе Пьера на пароме в Богучарове; гармо­ническое слияние музыкальных голосов в видении Пети Ростова; состоящий из отдельных капель водяной шар в сновидении Пьера, где шар символизирует мир, а кап­ли - человеческие судьбы; рассуждение о «личной» и «роевой» жизни человека в одном из авторских фило­софских отступлений; метафоры, связанные с ульем, роем, стадом (найдите их в тексте романа); рассуждение о том, что невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль»). Все эти символы выражают идею мирового «всеединства», в толстовском его понимании. Каждый элемент большого целого является неотъемле­мым.В соответствии с этой картиной мира в романе рас­сматривается вопрос о роли и месте отдельного человека в истории, природе, обществе, государстве, народе, семье. Это и есть философская проблематика романа.Смысл исторического процесса. Роль личности в ис­тории. Эта тема в романе впервые подробно рассмат­ривается в историософском рассуждении о причинах войны 1812 г. (начало второй и начало третьей частей третьего тома). Рассуждение это полемически направле­но против традиционных концепций историков, кото­рые Толстой считает стереотипом, требующим переос­мысления. Согласно Толстому, нельзя объяснить начало войны чьей-то отдельной волей (например, волей Напо­леона). К этому событию Наполеон объективно причастен также, как любой капрал, отправляющийся в этот день на войну. Война была неизбежна, она началась со­гласно невидимой исторической воле, которая складыва­ется из «миллиардов воль». Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с дру­гими, тем более они служат «необходимости», т. е. их воля переплетается с другими волями и становится ме­нее свободной. Поэтому общественные и государствен­ные деятели являются наименее субъективно свободны­ми. «Царь - раб истории». (Как эта мысль Толстого проявляется в изображении Александра?) Наполеон заблуждается, когда думает, что может влиять на ход со­бытий. «...Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участ­вующих в этих событиях, и... влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное» (гл. XXVIII второй части третьего тома). Кутузов прав в том, что предпочитает четко следовать объективному процессу, а не навязывать свою линию, «не мешать» то­му, что должно произойти. Заканчивается роман форму­лой исторического фатализма: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую; нами зависимость».Отношение к войне. Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или с Кутузовым, это поеди­нок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война - противное всему человеческому событие, с другой - это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное (антивоенный пафос чувствовался уже в автобиогра­фических ранних военных рассказах). Для сравнения:

Достоевский осуждал только гражданскую («братоубий­ственную») войну, но в международных войнах усмат­ривал положительный смысл: укрепление патриотизма, героического начала (см.: Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», глава «Парадоксалист»). Обратим внимание, что Достоевский, в отличие от Толстого, никогда лично не принимал участия в военных событиях. В мирной жизни тоже происходит своеобразная «вой­на»: между «войной» (агрессивное начало) и «миром» (позитивное, гармоническое начало). Осуждаются герои, представляющие светское общество, карьеристы - сво­его рода «маленькие наполеоны» (Борис, Берг), а также те, для которых война - место реализации агрессивных побуждений (дворянин Долохов, крестьянин Тихон Щер­батый). Эти герои принадлежат к сфере «войны», в них воплощается наполеоновское начало.«Личная» и «роевая» жизнь человека. Может пока­заться, что такое видение мира глубоко пессимистично: отрицается понятие свободы, но тогда жизнь человека теряет смысл. На самом деле это не так. Толстой разде­ляет субъективный и объективный уровни человеческой жизни: человек находится в малом круге своей биогра­фии (микрокосм, «личная» жизнь) и в большом круге всеобщей истории (макрокосм, «роевая» жизнь). Чело­век субъективно сознает свою «личную» жизнь, но не может видеть, в чем состоит его «роевая» жизнь. На «личном» уровне человек наделен достаточной свободой выбора и способен отвечать за свои поступки. «Роевой» жизнью человек живет бессознательно. На этом уровне он сам ничего решить не может, его роль навсегда останется той, которую отвела ему история. Этический принцип, вытекающий из романа, состоит в следующем: человеку не следует сознательно относить­ся к своей «роевой» жизни, ставить себя в какие-либо отношения с историей. Любой человек, который пытает­ся сознательно участвовать в общеисторическом процес­се и воздействовать на него, заблуждается. В романе дискредитируется Наполеон, ошибочно полагавший, что судьба войны зависит от него - на самом деле он был игрушкой в руках неумолимой исторической необходи­мости. Реально он оказался лишь жертвой процесса, затеянного, как он думал, им самим. Все герои романа, пытавшиеся быть наполеонами, рано или поздно расста­ются с этой мечтой или плохо кончают. Один из при­меров: князь Андрей преодолевает иллюзии, связанные с государственной деятельностью в кабинете Сперанско­го (и это правильно, независимо от того, насколько «прогрессивен» Сперанский). Закон исторической необходимости люди выполняют неведомо для себя, слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей, и лишь подлинно (а не в «наполеонов­ском» смысле) великие люди оказываются способными отрешиться от личного, проникнуться целями историче­ской необходимости, а это единственный способ стать сознательным проводником высшей воли (пример - Кутузов). Идеальное бытие - состояние гармонии, согласие с миром, т. е. состояние «мира» (в смысле: не война). Для этого личная жизнь должна быть разумно согласова­на с законами «роевой» жизни. Неправильное бытие - вражда с этими законами, состояние «войны», когда ге­рой противопоставляет себя людям, старается навязать миру свою волю (это путь Наполеона). Положительные примеры в романе - Наташа Росто­ва и ее брат Николай (гармоничная жизнь, вкус к ней, понимание ее красоты), Кутузов (умение чутко реагиро­вать на ход исторического процесса и занять в нем свое разумное место), Платон Каратаев (у этого героя личная жизнь практически растворяется в «роевой», у него как бы нет своего индивидуального «Я», а только коллектив­ное, народное, общечеловеческое «Мы»). Князь Андрей и Пьер Безухов на разных этапах сво­его жизненного пути то уподобляются Наполеону, ду­мая, что могут своей личной волей повлиять на истори­ческий процесс (честолюбивые планы Болконского; ув­лечение Пьера сначала масонством, а потом тайными обществами; намерение Пьера убить Наполеона и стать спасителем России), то обретают правильный взгляд на мир после глубоких кризисов, душевных потрясений, разочарований. Князь Андрей после ранения в Бородин­ском сражении умер, пережив состояние гармониче­ского единства с миром. К Пьеру подобное состояние просветления пришло в плену (обратим внимание, что в обоих случаях герои наряду с простым, эмпирическим опытом получают также и мистический опыт посредст­вом сна или видения). (Найдите это в тексте.) Однако можно предположить, что честолюбивые планы снова вернуться к Пьеру, он увлечется тайными обществами, хотя Платону Каратаеву это, возможно, не понравилось бы (см. разговор Пьера с Наташей в эпилоге). В связи с представлением о «личной» и «роевой» жиз­ни показателен спор Николая Ростова с Пьером о тай­ных обществах. Пьер сочувствует их деятельности («Тугендбунд - это союз добродетели, любовь, взаимная по­мощь; это то, что на кресте проповедовал Христос»), а Николай считает, что «тайное общество - следова­тельно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, <...> составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни бы­ло, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хо­чешь». Этот спор не получает однозначной оценки в романе, он остается открытым. Можно говорить о «двух прав­дах» - Николая Ростова и Пьера. Мы можем сочувство­вать Пьеру вместе с Николенькой Болконским. Эпилог заканчивается символическим сном Николеньки на тему этого разговора. Интуитивное сочувствие делу Пьера сочетается с мечтами о славе героя. Это на­поминает юношеские мечты князя Андрея о «своем Тулоне», которые когда-то были развенчаны. Таким об­разом, в мечтах Николеньки есть нежелательное для Толстого «наполеоновское» начало - есть оно и в поли­тических идеях Пьера. В связи с этим важен диалог Наташи и Пьера в гл. XVI первой части эпилога, где Пьер вынужден признать, что Платон Каратаев (чело­век, с которым для Пьера связаны главные нравствен­ные критерии), «не одобрил бы» его политической дея­тельности, зато одобрил бы «семейную жизнь». Подлинный смысл жизни. Заключительная фраза в ро­мане провоцирует читателя сделать пессимистический вывод о бессмысленности жизни. Однако внутренняя логика сюжета «Войны и мира» (в котором не случайно воссоздается все многообразие жизненного опыта чело­века: как сказал А. Д. Синявский, «сразу вся война и весь мир») говорит об обратном. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, продолжая жить по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Наиболее умные, мыслящие герои романа (и вместе с ними сам автор) говорят о том, что смысл жизни открывается при условии гармонических отношений (единения, прими­рения) человека с миром (с народом, с природой, с «во­лей истории»). Можно привести следующий пример: ко­гда Пьер рассказывает князю Андрею о масонстве и зна­комит его с символикой «ступеней лестницы», «звеньев цепи» и т. д. (разговор в Богучарове), Болконский отве­чает, что это всего лишь книжное «учение Гердера», ко­торое слишком абстрактно: «Жизнь и смерть - вот что убеждает». Можно было бы возразить князю Андрею: то, что он говорит, тоже довольно абстрактно. Однако всем ходом сюжета Толстой дает читателю возможность по­нять, что подразумевается под этим выражением Бол­конского. Речь идет о том, что смысл жизни можно воспринять спонтанно и непосредственно, через конкретный жиз­ненный опыт. Прежде всего это переживания, свя­занные с ключевыми моментами человеческой жизни («коренные ситуации бытия») - любовью, рождением, смертью. Так, смерть жены и рождение сына, любовь к Наташе составляют неотъемлемый жизненный опыт для князя Андрея, но окончательно смысл жизни ему открывается только перед смертью. Болконский испытал близость смерти дважды - сначала под Аустерлицем (и это тоже стало важной вехой в его жизни), а потом - под Москвой. (Перечитайте главы, в которых говорится о последних днях жизни князя Андрея. Обратите внима­ние на символику «двери» и на сравнение смерти с «пробу­ждением» (понимание реальности как сна, а смерти как пробуждения характерно прежде всего для восточных ре­лигиозно-философских систем.) Для многих героев пере­живание близости смерти оказывается важной вехой личностного роста (первый бой Николая Ростова, пре­бывание Пьера на батарее Раевского и в плену). Однако момент откровения не обязательно связан с близостью смерти. Толстой показывает весь драматизм человеческого опыта и все его многообразие: многое от­крывается в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Николая Ростова), при общении с природой (вспомним описание охоты, знаменитый дуб в Отрад­ном, обратим также внимание на частые ситуации, когда герой смотрит на небо и размышляет о вечном: Пьер и комета, князь Андрей и небо Аустерлица, Наташа и звездная ночь в Отрадном), при общении с людьми (жизнь Николая Ростова в полку). (Сопоставьте две сюжетные линии: история разоча­рования князя Андрея в Наполеоне и история разочарова­ния Николая Ростова в Александре. Чем отличаются чувства Болконского и Ростова по отношению к «куми­ру»? Как при этом каждый из них воспринимает самого себя? Какие у них возникают мысли о родных и близких? Как происходит разочарование? Каковы психологические последствия разочарования в «кумире» для каждого из ге­роев? Сделайте выводы о характерах Болконского и Рос­това.) Для людей эгоцентрического типа жизнь в конечном счете обесценивается, сводится к суетливому служению своим прихотям (пример этого - семейство Курагиных). Некоторые герои способны ощутить полноту бытия, наполненность жизни глубоким смыслом в самых про­стых, повседневных ситуациях - прежде всего таковы Наташа и Николай Ростовы (см. описание бала, сцены охоты). Другие герои приходят к такому ощущению только через посредство исключительных (экстремаль­ных, кризисных, «пороговых») ситуаций, или как пишет Толстой, «коренных ситуаций бытия» (по выражению князя Андрея: «Жизнь и смерть - вот что убеждает»). Для князя Андрея примером такой встречи с «жизнью и смертью» служит Аустерлиц, смерть жены Лизы, и осо­бенно Бородино. Для Пьера это дуэль с Долоховым, Бо­родино и особенно пребывание в плену после казни поджигателей, поразившей героя. Именно пережив та­кие сложные моменты, князь Андрей и Пьер начинают лучше понимать смысл жизни или, скорее, ощущать на­полненность жизни смыслом. «Путь Наполеона». Наполеон - воплощение волюн­таризма и крайнего индивидуализма. Он стремится навя­зать миру (т. е. огромным массам людей) свою волю, но это невозможно. Война началась в соответствии с объек­тивным ходом исторического процесса, но Наполеон ду­мает, что он начал войну. Проиграв войну, он чувствует отчаяние и растерянность. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротескно-сатирических оттенков. Для Напо­леона характерно театральное поведение (см., например, сцену с «римским королем» в гл. XXVI второй части третьего тома), самолюбование, тщеславие. Выразитель­на сцена встречи Наполеона с Лаврушкой, остроумно «домысленная» Толстым по следам исторических мате­риалов. Наполеон - основная эмблема волюнтаристическо­го пути, но этим путем идут в романе и многие другие герои. Их тоже можно уподобить Наполеону (ср. «ма­ленькие наполеоны» - выражение из романа). Тщесла­вие и самоуверенность свойственны Бенигсену и другим военачальникам, авторам всевозможных «диспозиций», обвинявшим Кутузова в бездействии. Многие люди светского общества также духовно подобны Наполеону, потому что всегда живут как бы в состоянии «войны» (светские интриги, карьеризм, стремление подчинить других людей собственным интересам и т. д.). Прежде всего это относится к семейству Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать свою волю, использовать остальных для выполнения собственных желаний. Некоторые исследователи указывали на сим­волическую связь любовного сюжета (вторжение веро­ломного Анатоля в мир Наташи) с историческим (втор­жение Наполеона в Россию), тем более, что в эпизоде на Поклонной горе используется эротическая метафора («И с этой точки зрения он [Наполеон] смотрел на ле­жавшую перед ним, невиданную еще им восточную кра­савицу [Москву], <...> уверенность обладания волновала и ужасала его» - гл. XIX третьей части третьего тома). Истинное и ложное в жизни человека. Одно из важ­ных идейных противостояний для Толстого в романе «Война и мир» - Истина и Ложь. Противопоставление истинного (подлинного, естественного) и ложного (мни­мого, искусственного) - сквозной мотив романа. Это противопоставление имеет следующие важные аспекты. Истинное и ложное общение между людьми. Истин­ное общение предполагает естественность и непосредст­венность («простоту»). Это свойственно прежде всего семейству Ростовых, а также некоторым другим персо­нажам (Денисов, Марья Дмитриевна, капитан Тушин, Кутузов и др.). «Простота» сближает их и с народом. Ложное общение подразумевает искусственность, это общение по правилам, оно наигранно, театрально, в ко­нечном счете неискренне и лицемерно. Так принято об­щаться в великосветском обществе (салон Анны Пав­ловны Шерер, семейство Курагиных) и в политических кругах (Сперанский). Князь Андрей Болконский перво­начально склонен жить по правилам светского общест­ва, но постепенно эти правила для него обесцениваются. Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светско­го общества после дуэли с Долоховым. Для него «раз­врат» и «зло» света воплощены в его жене Элен, дочери Василия Курагина и сестре Анатоля. В дальнейшем во­площением «простоты, добра и правды» для него стано­вится солдат из крестьян Платон Каратаев, с которым Пьер познакомился в плену. Истинный и ложный патриотизм. Толстой развенчи­вает традиционные эмблемы патриотизма (например, «знамена»), подразумевающие отождествление родины с государством и его официальной политикой. Не вызы­вает сочувствия псевдопатриотическая риторика Растопчина: этому персонажу противопоставляется сдержанно-мудрый Кутузов, не говорящий красивых слов о Москве и России, но действительно всерьез задумывающийся о том, как поскорее «прогнать» французов. Истинная и ложная красота. Здесь основное проти­вопоставление - живая (естественная, «теплая») и мерт­венная (искусственная, «холодная») красота. Другое важ­ное противопоставление - красота внутренняя (душев­ная) и внешняя (телесная). Рассмотрим портрет Элен. Изображая «красавицу», Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой материи («мраморные» плечи, на которых был словно лак от взглядов, и т. д.). Ей про­тивопоставляется Наташа, чья красота естественна и по­этому хороша (кроме того, у Наташи сочетается внешнее обаяние и внутренняя, душевная красота). Обратите внимание также на портрет княжны Марьи («некрасивое лицо», но «лучистые глаза») и на портрет Кутузова (фи­зическая немощность, но при этом внутренняя сила духа). Вообще, создается впечатление, что Толстой не­высоко ценит внешнюю (телесную) красоту, словно не доверяет ей. Примечательно, что Наташа Ростова в эпи­логе романа теряет свою девичью живость, но автор при этом упрямо любуется ею. Такое отношение к теме красоты связано с важным для Толстого конфликтом этического и эстетического начал, идеалов Красоты и Добра. Высказывание Дос­тоевского о том, что «красота спасет мир», невозможно у Толстого. Советуем прочитать позднюю статью Толсто­го «Что такое искусство?», в которой писатель со своих этических позиций анализирует историю понятия красо­ты в европейской культуре и философии. Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с Наполеоном. «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет ве­личия там, где нет простоты, добра и правды».

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.