Катаев михаил юрьевич, профессор, доктор технических наук. Валентин катаев

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Катаев А.М. Последние годы обновленчества в контексте государственно-церковных отношений в 1943-1945 гг. // Приход. Православный экономический вестник. - 2006. - №№ 4,5.

1. Из истории возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в первой половине XX в.

Обновленческий раскол Русской Православной Церкви был организован Политбюро и ГПУ в 1922 г. Обновленческое движение создавалось как "советская" альтернатива "черносотенной", "тихоновской" Церкви. Органами ГПУ был подготовлен захват центральной церковной власти группой обновленческих деятелей, который произошел в середине мая 1922 г. Удобным моментом для внесения раскола в церковную среду стало изъятие церковных ценностей, начавшееся в феврале - марте 1922 г. под предлогом сбора средств для голодающих. Именно в этот период ГПУ приступило к подготовке захвата церковной власти специально подобранными представителями духовенства. Роль разработчика стратегии церковного раскола была отведена Л.Д. Троцкому, который в марте 1922 г. в своих письмах в Политбюро определил направление работы по расколу Церкви. В этот же период начались репрессии против Патриарха Тихона и видных представителей духовенства. Образованное 19 мая 1922 г., сразу после домашнего ареста Патриарха Тихона, обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) возглавил заштатный епископ Антонин (Грановский). ГПУ на этом этапе делало ставку на своего агента священника В. Красницкого и возглавляемую им "Живую церковь", с помощью которой чекисты пытались разложить Церковь изнутри, насаждая духовенство "с подмоченной репутацией", антиканонические реформы и т.п. После образования ВЦУ началась интенсивная деятельность по созданию обновленческих структур на местах. Из секретариата ЦК РКП(б) всем губкомам РКП(б) на местах были направлены телеграммы, в которых говорилось о необходимости поддержки создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно оказывало давление на правящих архиереев с целью добиться признания ими ВЦУ и "Живой церкви". Против "тихоновского" духовенства были организованы репрессии.

Однако в центральных губерниях России обновленческие органы церковного управления были созданы далеко не везде. На севере и северо-западе России организационное оформление обновленческих центров проходило средними темпами. На западе страны: в Смоленской, Минской, Гомельской епархиях обновленчество летом 1922 г. получило незначительное распространение. Сотрудники ГПУ не смогли в этот период добиться особых успехов в деле организации обновленческого раскола и в Поволжском регионе. К августу 1922 г. обновленческое движение слабо распространилось в провинции. Имелись лишь отдельные случаи, когда ВЦУ признавали правящие епархиальные архиереи. Как правило, обновленческие епархии возглавляли при поддержке властей бывшие викарии. В августе 1922 г. прошел съезд "Живой церкви". Было решено разрешить хиротонии женатых пресвитеров в епископы, второбрачие священнослужителей, монахам в священном сане жениться, не снимая сан, духовенству и епископам жениться на вдовах, отменялись также некоторые канонические ограничения при вступлении в брак. Многие ранее признавшие ВЦУ после прихода к руководству в этом органе живоцерковников отмежевались от него.

Сразу же после окончания съезда начальник 6 отделения Секретного отдела ГПУ-ОГПУ Е.А. Тучков начал формировать особые обновленческие группы: к продолжавшей существовать группе "Живая церковь" добавился "Союз церковного возрождения" (СЦВ) во главе с уже принявшим титул "митрополита" Антонином (Грановским), который отмежевался от "Живой церкви", назвав ее "поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег". Его поддержали те, кто считал В. Красницкого слишком левым и стремился к умеренности, и те, кто был против разрушения канонического строя Церкви. Однако, будучи сторонником радикальной литургической реформы и непримиримым противником Патриарха Тихона, епископ Антонин был впоследствии запрещен Патриархом в священнослужении. В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) Антонин называл В. Красницкого и его "Живую церковь" "седалищем губителей", а свой временный союз с ними объяснял соображениями "государственного порядка, чтобы не расщеплять раскола в народе и не открывать церковной междоусобицы".

Для левых радикалов был создан "Союз общин древлеапостольской церкви" (СОДАЦ), во главе которого фактически встал протоиерей Александр Введенский. Программа СОДАЦ носила откровенно антиканонический характер и включала требования "обновления религиозной морали", введения женатого епископата, закрытие "выродившихся" монастырей, воплощение идей "христианского социализма". После создания этих групп в Москве началось их интенсивное насаждение в регионах.

С октября 1922 г. общее руководство деятельностью по поддержке обновленчества взяла на себя Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б). 16 октября на заседании ВЦУ произошла его реорганизация, председателем снова стал Антонин (Грановский), который получил двух заместителей - А. Введенского и В. Красницкого.

29 апреля 1923 г. в Москве открылся обновленческий "Поместный Собор Российской Православной Церкви", в нем участвовало среди прочих 22 епископа старого поставления. Главным решением собора с точки зрения власти было объявление патриарха Тихона "лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение". Также был избран Высший церковный совет (ВЦС). Собор получил резко негативную оценку большинства верующих.

После освобождения 27 июня 1923 г. Патриарха Тихона из заключения власти начали применение новой тактики работы по руководству обновленческим расколом. Была поставлена задача подчинения всех обновленческих групп единому центральному органу, который должен был приобрести более респектабельный вид, с тем, чтобы противостоять "тихоновщине". В августе 1923 г. было принято решение об образовании вместо ВЦС "Священного Синода Российской Православной Церкви". Отказавшись от многих церковных реформ, обновленцы позиционировали себя уже не как обновленную церковь, а как "советскую" церковь. Именно "контрреволюционность" патриарха Тихона они использовали в качестве основного аргумента в полемике с Патриаршей Церковью.

2/15 апреля 1924 г. Патриах Тихон запретил в священнослужении руководителей обновленческого раскола, и запретил иметь с обновленцами молитвенное общение. Впоследствии именно эта дата послужила критерием для определения сана, в котором принимались в лоно Матери-Церкви раскаявшиеся обновленцы. Если рукоположение или хиротония обновленцев были совершены до этой даты, то она признавалась при условии, если совершалась архиереями, хотя и обновленческими, но получившими каноническую хиротонию до ухода в раскол.

2. Расцвет обновленчества

Начался новый период в политике власти по отношению к Патриаршей Церкви и тактике поддержки обновленчества.

Обновленческий синод возглавил митрополит Евдоким Мещерский. В 1928 г. он был заменен на этом посту епископом Вениамином Муратовским, а в 1930 г. обновленческое руководство формально возглавил митрополит Виталий Введенский. Определенный подъем обновленчества в 1925 г. был связан с проведением в конце января этого года расширенного пленума обновленческого синода.

На 1 января 1925 г. обновленцам принадлежало 13 650 храмов. К апрелю согласно спискам, представленным главе 6 отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучкову обновленческим синодом, последнему напрямую подчинялось 139 архиереев. Кроме того, Дальневосточное областное церковное управление включало 8 архиереев, в ведении Сибирского областного церковного совета находился 21 архиерей. Всего в СССР насчитывалось 172 обновленческих епископа. Из них 36 человек были посвящены в сан епископа до мая 1922 г., 48 епископов были женаты. В своем послании, подписанном 28 июля 1925 г., Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский) писал о неканоничности обновленческой церкви, отделенности их от Церкви.

"III Поместный Собор Православной Церкви* на территории СССР" проходил в Москве с 1 по 10 октября 1925 г. На нем присутствовали 334 делегата с решающим голосом - архиереи, клирики, миряне. Часть делегатов надеялась на примирение с Патриаршей Церковью. Однако вместо примирения произошло углубление раскола. В июне 1926 г. Е.А. Тучков писал: "Сторонники обновленческой церкви постоянно ведут борьбу с реакционной церковью, разоблачая ее контрреволюционную сущность, а Собор 1925 г. официально выступил против современной черносотенной политики реакционной церкви".

3. Начало "конца"

После Собора 1925 г. обновленчество стало катастрофически терять своих сторонников. Если на 1 октября 1925 г. обновленцам принадлежало в целом по стране 9093 прихода (около 30% от общего числа), на 1 января 1926 г. - 6135 (21,7%), то на 1 января 1927 г. - 3341 (16,6%).

В конце 1925 г. наметилась линия по ограничению публичной деятельности обновленцев, а в конце 1920-х гг. начался стремительный упадок обновленчества. В 1929 г. прекратились публичные диспуты А. Введенского. В 1931 г. прекратили существование обновленческие духовные школы, перестал выходить "Вестник Священного Синода Российской Православной Церкви". С конца 1935 г. развернулись массовые аресты епископата, духовенства, активных мирян обновленческой церкви, однако некоторых из них отпускали, когда выяснялось, что они давно сотрудничают с органами ОГПУ-НКВД. Если в начале 1938 г. еще насчитывалось 49 правящих обновленческих архиереев и 31 пребывавших на покое, то через год в результате репрессий их осталась лишь треть, а затем еще меньше. В 1939 г. первоиерарх Виталий Введенский вообще запретил епархиальным архиереям посещение своих приходских храмов, а также всякие рукоположения священников. С 1939 г. митрополит Виталий, несмотря на неоднократные просьбы, никого не назначал и на пустовавшие кафедры. Это было связано с последствиями массовых репрессий, которые коснулись значительной части обновленческого духовенства.

4. Обновленчество в годы войны

Накануне Великой Отечественной войны власти были особенно заинтересованы в абсолютной лояльности служителей Церкви. В верности обновленцев, многие из которых были осведомителями или секретными сотрудниками НКВД, у властей сомнений не было. С этим связано некоторое укрепление обновленчества: в апреле 1941 г. было восстановлено Высшее церковное управление во главе с митрополитами Виталием Введенским и Александром Введенским. Последний начинает активно ездить по стране, производит ревизии храмов. 24 мая 1941 г. он приезжал в Ленинград, где с 1938 г. не было правящего обновленческого архиерея, а епархией временно управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Такое укрепление обновленчества не могло пройти без санкции и одобрения НКГБ СССР. В первый же день войны лидеры обновленческой церкви митрополиты Виталий и Александр выпустили патриотическое воззвание.

В историографии распространено утверждение о том, что с начала войны власти перестали поддерживать обновленцев, результатом чего стал переход некоторых из них в Патриаршую Церковь. "Обновленцы, поддерживаемые до начала Великой Отечественной войны официальными властями, с утратой этой поддержки потеряли и свое влияние на верующих. Наиболее дальновидные из них начали переходить в тихоновскую церковь. Так, уже в 1941 г. принес покаяние и был принят митрополитом Сергием в сане архиепископа бывший обновленческий митрополит Василий (Ратмиров). Он был членом обновленческого Синода, но перед войной отказался от сана и стал простым делопроизводителем того же Синода как мирянин. Этот факт архиепископ Василий скрыл от митрополита Сергия, иначе он мог быть воссоединен только мирянином".

Однако принятие в 1941 г. в Патриаршую Церковь Василия Ратмирова было обусловлено не его покаянием, а другими причинами. Кто и когда его рукоположил, до сих пор документально не установлено. Имеющиеся указания, что это сделал Патриарх Тихон в 1921 г., выглядят сомнительными, более вероятно, что это сделали обновленцы. С 1927 по 1932 г. Василий Ратмиров отбывал наказание в местах заключения, в 1932 г. он числился обновленческим епископом Армавирским, затем стал митрополитом Курским. По воспоминаниям курского духовенства, он приходил на службу в собор "бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах под ручку с женой". Затем был управляющим делами митрополита Виталия Введенского. 30 августа 1939 г. он уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу в гражданское учреждение. Подобные отречения в 1938-1939 гг. были достаточно массовыми и, как правило, их совершали священнослужители, связанные сотрудничеством с органами НКВД по приказу последних. Так, в январе 1938 г. снял сан и через газету отрекся от Бога обновленческий "митрополит Ленинградский" Николай Платонов.

В июле 1941 г. Василий Ратмиров был принят в сущем сане епископа в общение митрополитом Сергием. 27 августа он был назначен епископом Калининским. Это было частью плана советских спецслужб по использованию Ратмирова в разведоперации против немцев. В 1942 г. начальник 2 отдела НКВД (разведка, террор и диверсии в тылу противника) П.А. Судоплатов использовал его следующим образом. «Операция "Послушники" проводилась под прикрытием как бы существовавшего в Куйбышеве антисоветского религиозного подполья, поддерживаемого Русской Православной Церковью в Москве. По легенде возглавлял это подполье епископ Ратмиров. Он работал под контролем Зои Рыбкиной в Калинине, когда город находился в руках немцев. При содействии епископа Ратмирова и митрополита Сергия нам удалось внедрить двух молодых офицеров НКВД в круг церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. После освобождения города епископ переехал в Куйбышев. От его имени мы направили их из Куйбышева под видом послушников в Псковский монастырь с информацией к настоятелю, который сотрудничал с немецкими оккупантами... два наших офицера-"послушника" развернули в монастыре кипучую деятельность. Среди церковных служителей было немало агентов НКВД, что облегчало их работу».

22 марта 1943 г. Ратмиров был назначен также управляющим Смоленской кафедрой с титулом "архиепископ Калининский и Смоленский". По свидетельству священников, знавших епископа Василия в эти годы, "последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов и спасению из рук НКВД священников".

После войны по приказу И.В. Сталина архиепископ Василий Ратмиров был награжден золотыми часами и медалью. Однако он понимал, что после того, как перестанет быть нужным спецорганам, не сможет удержаться на своем месте, так как о его подлинном облике было хорошо известно церковному руководству. Он занимался финансовыми махинациями, присваивая церковные деньги. Когда в 1946 г. это вскрылось, чтобы избежать расследования, он подал прошение об увольнении на покой "по болезни". На заседание Синода 13 мая 1947 г., куда он был вызван для отчета по поводу исчезнувших денег, он не явился и был запрещен в служении. Согласно справке Совета по делам Русской Православной Церкви "бывший архиепископ Минский и Белорусский Василий присвоил себе более 10 милл [ионов] рублей церковных денег. Он уволен и лишен сана". Таким образом, "покаяние" Василия Ратмирова было акцией властей по внедрению в Патриаршую Церковь человека, необходимого для осуществления операции спецслужб.

Патриотическая деятельность Патриаршей Церкви, тесное сотрудничество иерархии с властью в деле борьбы с оккупантами позволили изменить отношение власти к Русской Православной Церкви. П. А. Судоплатов указывает на консолидирующую роль Русской Православной Церкви "в набиравшем силу антифашистском движении славянских народов на Балканах", а также на просьбы Рузвельта улучшить положение Церкви как на причины, побудившие Сталина к решениям сентября 1943 г.

Следует отметить и патриотическую деятельность обновленческого духовенства, которую также не могла не заметить власть. Единственный с октября 1941 г. глава обновленцев Александр Введенский активно рассылал свои патриотические воззвания.

Однако патриотическая деятельность Патриаршей Церкви была более значима в силу того, что она пользовалась поддержкой гораздо большего количества верующих.

В 1942 - первой половине 1943 г. государственные органы стали постепенно отвергать обновленцев. Это было связано с изменением политики по отношению к Патриаршей Церкви.

После встречи И.В. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви 5 сентября 1943 г. судьба обновленческой церкви была предрешена. Изменение отношения власти к Церкви лишало существование обновленческой церкви смысла, так как обновленчество поддерживалось властями с целью ослабления "реакционной", "контрреволюционной" Патриаршей Церкви. Однако дискредитацию обновленчества как явления, возникшего на основе идеи абсолютной лояльности советской власти, эта власть допустить не могла.

После избрания 8 сентября 1943 г. митрополита Сергия Патриархом некоторые обновленческие архиереи обратились в Патриархию с просьбой о принятии их в лоно Русской Православной Церкви. В своей записке И.В. Сталину от 12 октября 1943 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов упомянул, что к этому времени о своем желании присоединиться к Русской Православной Церкви заявили архиепископ Тульский Петр Турбин, заштатный архиепископ Михаил Постников и управляющий Московской епархией архиепископ Андрей Расторгуев. В докладной записке ГГ. Карпов писал: "Совет по делам Русской Православной Церкви, исходя из того, что обновленческое течение сыграло свою положительную роль на известном этапе и в последние годы не имеет уже того значения и базы, и принимая во внимание патриотические позиции Сергиевской церкви, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в Патриаршую Сергиевскую церковь". На этом абзаце И. Сталин написал: "Тов. Карпову. Согласен с Вами".

Перед Патриархией встал вопрос о порядке приема обновленцев. ГГ. Карпов в упомянутой записке сообщал, что митрополит Сергий в разговоре с ним выдвинул такие условия принятия обновленцев:

  • а) женатых митрополитов и епископов, не лишая сана, отстранить от церковной деятельности, оставив их за штатом;
  • б) монашествующих (или вдовых) митрополитов и епископов принять в патриаршую церковь, переводя митрополитов в архиепископы или епископы, а епископов в священники, допуская в последующем их восстановление в прежнем сане".

После утверждения И.В. Сталиным этой докладной записки ГГ. Карпова начался массовый переход обновленцев в Патриаршую Церковь. 16 октября Совет разослал на места информационное письмо, в котором отмечалось, "что в тех случаях, когда обновленческое духовенство по своему желанию переходит из обновленческой ориентации в патриаршую Сергиевскую Церковь, препятствовать не следует. Также не следует препятствовать переходу групп верующих или в целом приходов по желанию верующих из обновленческой в сергиевскую церковь. Условия приема митрополитов, епископов и священников обновленческой ориентации устанавливает Патриарх Сергий и на месте его епископат".

В историографии установилось мнение, что первым из обновленческих архиереев в 1943 г. был принят Ювеналий (Машковский). Такой вывод был сделан из резолюции Патриарха Сергия на обращении обновленческого архиепископа Михаила Постникова от 31 октября 1943 г. В ней Патриарх по поводу сана писал: "Например, обновленческий митрополит Ювеналий Машковский, вступая в общение с Церковью, сам заявил, что ему неудобно теперь сохранять за собою митрополитство, и с тех пор именовал себя просто епископом. Пусть пример епископа Ювеналия будет предметом подражания и для просителя".

Однако покаяние Ювеналия, бывшего в обновленческом расколе митрополитом Одесским, произошло еще в 1935 г. Он был принят как архиерей старого поставления в сане епископа, но ему была определена епитимия, которую он проходил во Владимире. 6 марта 1936 г. митрополитом Сергием он был назначен епископом Брянским, но в управление епархией не вступил, 24 апреля 1936 т. арестован во Владимире, а 21 сентября приговорен к пяти годам лагеря и умер в заключении.

31 октября 1943 г. Патриарх Сергий написал упомянутую резолюцию на обращении архиепископа Михаила Постникова. Из докладной записки последнего следовало, что он не раскаивается в пребывании у обновленцев, а его уход оттуда вызван тем, что "многие из них оказались небезупречными в поведении". В резолюции Патриарха говорилось: «Основной грех обновленчества не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от Святой Церкви "и иный олтарь водрузило" (св. Апп. прав. 31). И не только водрузило алтарь для себя, но и всячески воевало против св. Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это - грех, который не омывается, по учению святых отцов, даже мученическою кровию».

На сессии 20,22,26 и 28 октября 1943 г. Синод рассмотрел обращения, помимо Михаила Постникова, Ярославского обновленческого митрополита Корнилия Попова и Тульского архиепископа Петра Турбина и принял решение, что обновленческие архиереи, рукоположенные до постановления Патриарха Тихона от 15 апреля 1924 г., принимаются в сущем сане по упрощенной схеме, а рукоположенные после этой даты и неженатые должны получить епископский сан в Русской Православной Церкви.

5 ноября 1943 г. Михаил Постников, рукоположенный 13 октября 1922 г. обновленческими архиереями старого поставления, был принят в сане епископа. В своем покаянном слове он выполнил требования Патриарха Сергия от 31 октября 1943 г.: каялся в уклонении в раскол, не претендовал на сохранение обновленческих чинов и наград. Патриарх Сергий, возложив на него омофор, прочел над ним разрешительную молитву и возложил на него архиерейскую панагию.

В середине октября 1943 г. в Москву вернулся глава обновленческой церкви Александр Введенский, он вступил в управление Московской епархией, состоявшей из 9 приходов. Власти всячески препятствовали его возвращению, так как он поставил вопрос о передаче обновленческой церкви в ведение Совета по делам религиозных культов, что фактически узаконило бы ее существование как независимой от Русской Православной Церкви организации. Но ему без каких-либо объяснений отказали в этой просьбе.

Возвращение в середине октября 1943 г. обновленческого митрополита Александра Введенского в Москву и нежелание Синода Русской Православной Церкви принимать всех обновленческих иерархов в сущем сане замедлили процесс ликвидации обновленчества. Этой теме была посвящена беседа Патриарха Сергия с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карповым, которая состоялась 25 ноября 1943 г. Карпов интересовался возможностью принятия женатых епископов в сущем сане. Патриарх пояснил, что монашествующий епископат установлен VI Вселенским собором (нач. VII в.), и с тех пор Русская Православная и другие православные церкви женатого епископата не принимают. Карпов высказал мнение о желательности в интересах ускорения перехода обновленческого духовенства не предъявлять жестких требований при их приеме, с чем Патриарх согласился, заметив однако, что он примет всех беспрепятственно, но не сможет обойти основные канонические требования, как-то: не может иметь женатого епископата и не может иметь священников, состоящих во втором браке, тем более что он хочет и должен считаться с мнением верующих масс.

Для Совета и его председателя вхождение в Русскую Православную Церковь главы обновленчества Александра Введенского было желательным. Это явно обозначило бы, что речь идет не о возвращении "покаявшихся" обновленцев, а о слиянии двух церквей в одну. Однако сам Введенский до последнего надеялся, что власти разрешат существование обновленческой церкви хотя бы в минимальном объеме.

Вопрос о Введенском также был задан Патриарху Карповым на этой встрече. Патриарх Сергий ответил, что обращений со стороны Введенского не было и он не допускает возможности поступления таких обращений. При этом Патриарх указал, что Александр Введенский не может быть принят не только епископом, но и простым священником, так как он трижды женат, хотя личных антипатий к нему не имеет.

Условия приема обновленцев были еще раз обсуждены на встрече Патриарха Сергия с Карповым 7 декабря 1943 г. Св. Синод на заседаниях 8 и 9 декабря 1943 г. постановил: "Обновленческие епископы, пресвитеры и диаконы, просящие о принятии их в общение со Св. Церковию, приносят покаяние пред духовником, указанным церковною властию, причем отрекаются от всякого общения с обновленческим течением, в доказательство искренности своего обращения отказываясь от всяких наград, полученных за службу в обновленчестве, и дают клятвенное обещание до конца жизни оставаться верными служителями Св. Церкви. Покаяние пред духовником может быть по усмотрению церковной власти заменено публичным покаянием в храме, если обстоятельства данного случая требуют такой замены", и далее: "...тяготеющее над всеми обновленцами Патриаршее запрещение от 2 апреля 1924 г. да не послужит препятствием к принятию в священных степенях тех обновленческих ставленников, которые усмотрены будут содействующими и споспешествующими воссоединению других, притом и поставлены архиереями, не вызывающими канонические сомнения. Однако таким исключительным снисхождением могут воспользоваться лишь те, кто поспешит обратиться с покаянием до Св. Пасхи предстоящего 1944 года (3/16 апреля)".

Правила чиноприема обновленческого духовенства Синод утвердил на очередной сессии 10 декабря. Это был результат компромисса между Карповым, добивавшимся наиболее безболезненного для обновленцев порядка приема в Русскую Православную Церковь, и Патриархом Сергием, стремившимся к тому, чтобы прием обновленцев выглядел не как простое объединение.

Синод сослался на постановление Патриарха Тихона от 2 (15) апреля 1924 г., в котором Патриарх запрещал все обновленческое духовенство в священнослужении, а также на его постановление от 4 (17) марта 1924 г., в котором он признавал только те хиротонии обновленцев, "в совершении которых участвовал хотя бы один архиерей старого, дообновленческого рукоположения".

4 декабря 1943 г. в Русскую Православную Церковь в сане епископа был принят Корнилий Попов, в обновленчестве митрополит Ярославский и Костромской. Его хиротония во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии, состоялась 5 июля 1915 г. В обновленческий раскол он уклонился в 1923 г.

9 декабря 1943 г. на заседании Синода были просмотрены прошения обновленческих архиереев: ташкентского епископа Сергия Ларина и алма-атинского архиепископа Анатолия Синицына - о принятии их в Русскую Православную Церковь. Вопрос об их приеме был предварительно обсужден Патриархом Сергием с Карповым. Синод принял постановление о приеме их мирянами: "Ввиду того, что все рукоположения Анатолия Синицына получены им от обновленческих епископов после наложения на них покойным Патриархом Тихоном запрещения, принять его можно по церковным правилам только в звании мирянина, чем не исключена возможность получения им православного рукоположения".

Епископ Сергий Ларин, имевший только обновленческие хиротонии, в 1936 г., будучи протоиереем, был осужден по ст. 118 УК РСФСР на три года и отбывал наказание в колымском лагере. 10 ноября 1941 г. он был хиротонисан в епископа Звенигородского, викария Московской епархии, и управлял Московской епархией во время эвакуации А. Введенского. На момент своей обновленческой епископской хиротонии Ларин уже несколько лет был связан сотрудничеством с органами госбезопасности, которые и дали указание Введенскому возвести его во епископа. В 1944 г. по настоянию Карпова Сергий Ларин был включен в составленный митрополитом Николаем (Ярушевичем) список священнослужителей, представленных к награждению медалью "За оборону Москвы".

Уже на следующий день после заседания Синода, 10 декабря 1943 г., Ларин выехал из Ташкента в Москву, поручив архиепископу Анатолию Синицыну временное управление епархией. 27 декабря 1943 г. Ларин был принят в Русскую Православную Церковь в звании монаха и сразу же рукоположен во иеромонаха. Его планировали отправить в Ставрополь. Однако выезд далеко от Москвы, да еще под начало строгого к обновленцам архиепископа Антония (Романовского), не устраивал ни самого Ларина, ни власти. 11 января 1944 г. во время очередной беседы с Карповым Патриарх Сергий поинтересовался, какова должна быть дальнейшая судьба Ларина, на что председатель Совета по делам Русской Православной Церкви ответил, что не будет возражать против возведения его в епископский сан*. До своего посвящения в епископский сан 15 августа 1944 г. Ларин служил священником в Загорске.

Архиепископ Анатолий Синицын как управляющий Средне-Азиатской епархией принял 11 января 1944 г. постановление "О переходе епархии в введение Патриарха Сергия". Им была отправлена телеграмма в Москву, в которой говорилось: «Выражая единодушное, поддерживаемое нашим авторитетом желание всей епархии церковного единения просим Ваше Святейшество принять нас епархию "status qvo" каноническое общение и административное подчинение сохранением нашем лице руководства епархией. Епархии отдано распоряжение возносить службами имя Вашего Святейшества. Молнируйте ответ. Задержка ответа угрожает развалом церковного дела». В ответ из Патриархии прислали выписку из решения Синода от 9 декабря 1943 г. о том, что епископ Анатолий Синицын может быть принят в каноническое общение только в звании мирянина, чем не исключается возможность получения им православного рукоположения.

Архиепископ Андрей Расторгуев, будучи женатым, был принят в том сане, который имел до перехода к обновленцам, - священническом. Вместе с ним 21 декабря 1943 г. принесли покаяние протоиерей и диакон храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве, настоятелем которого Расторгуев продолжал оставаться до своей смерти в 1970 г. Расторгуев сумел добиться места преподавателя Ветхого Завета и еврейского языка в Богословском институте. От преподавания древнееврейского языка он был освобожден сразу по окончании первой четверти 1944 г. "ввиду неподготовленности". В августе 1945 г. по той же причине он был освобожден и от обязанностей преподавателя Священного Писания Ветхого Завета в Богословском институте и Библейской истории на пастырских курсах.

5 января 1944 г. в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея был принят бывший обновленческий митрополит Тихон Попов. По данным из его следственного дела, еще в 1920 г. он стал секретным осведомителем ВЧК. 28 августа 1944 г. он был утвержден ректором открывшегося в Москве Богословского института, а в августе 1946 г. уже возглавил Московскую Духовную академию и семинарию. Однако в октябре 1946 г. по состоянию здоровья вынужден был оставить ректорство. Его назначение также было связано с политикой Совета по усилению позиций бывших обновленцев, с помощью которых власти могли контролировать важнейшие направления церковной деятельности, прежде всего духовное образование и внешние церковные связи.

Прошение о принятии в Русскую Православную Церковь 20 декабря 1943 г. прислал из Костромы заштатный епископ Сергий Иванцов. Он являлся секретным сотрудником органов госбезопасности с 1924 г. Александр Введенский предложил ему место митрополита Крутицкого, управляющего делами первоиерарха. В Русскую Православную Церковь он был принят только 25 сентября 1945 г.

Обновленческий архиепископ Тульский и Белевский Петр Турбин был принят в сане священника.

В своих автобиографиях бывшие обновленцы время нахождения в расколе считали временем служения Церкви. Примеров подобного рода множество. Это способствовало укреплению церковного подполья, члены которого призывали верующих не ходить в церкви, "где просто дурака валяют бывшие обновленцы, которые раньше девок фотографировали да бухгалтерами прислуживали Советской власти".

В середине 1940-х гг. стала формироваться новая религиозная субкультура - оппозиция официальной Церкви. Это происходило не в последнюю очередь из-за государственной политики, направленной на сращивание Патриаршей Церкви и обновленчества.

Архиереи, которые пытались реально ликвидировать обновленчество, активно преследовались властями. Так, возглавивший в феврале 1944 г. Тамбовскую епархию архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) находился под постоянным давлением местного уполномоченного, которому через секретаря епархии протоиерея Иоанна Леоферова становились известны все высказывания и действия епископа. Архиепископ Лука был недоволен тем, как Патриарх принимал бывших обновленцев, и собирался отправить ему свой "чин приема". Тамбовский уполномоченный направил в Совет несколько докладных записок о "реакционных" взглядах Луки: "Штат набирает из реакционно настроенного духовенства. Первым вопросом ставит, обновленец или нет, а вторым... был ли под арестом. Когда получает ответ, что священнослужитель из староцерковных и был под арестом, то от таких охотно принимает анкету".

Вопрос об антиобновленческой деятельности архиепископа Луки был поставлен Карповым 25 марта 1944 г. во время приема в Совете митрополита Алексия, который записал об этой беседе следующее: "Говорили об Архиепископе Луке, который очень нетактично действует - проповедь... и прочее полное непонимание положения"*. Председатель Совета Карпов поднял этот вопрос и на встрече с Патриархом Сергием 5 мая 1944 г. Он заявил, что Лука "делал клеветнические выпады по отношению к обновленческому духовенству"*. Патриарху Сергию было отказано в просьбе о переводе архиепископа Луки поближе к Москве - на Тульскую кафедру, куда в том же году по настоянию Карпова был назначен бывший обновленческий митрополит Виталий (Введенский).

Архиепископа Луку очень беспокоило то, что в Русской Православной Церкви появилось много бывших обновленческих епископов, которые изменяли облик Православной Церкви. 21-23 ноября 1944 г. в Москве состоялся Архиерейский собор, который должен был подготовить предстоящий Поместный собор Русской Православной Церкви. Согласно докладу тамбовского уполномоченного Карпову архиепископ Лука так рассказывал об этом в беседе с духовенством епархии: "На предсоборное совещание в Москву съехалось 44 епископа, из них было больше 50% обновленцев, и когда мне было об этом известно, я был возмущен и заранее определил, что из этого толку не будет, так и получилось, как, например: подготовка выбора Патриарха извращена, уже объявили, что будет избираться один Патриарх, а не три кандидата, из которых по жребию должен быть избран один из трех, к тому же голосование будет открытое и за одного Патриарха Алексия, вот таков порядок, против которого я один выступал, и меня в этом никто не поддержал, после в разговоре отдельные епископы мне в этом сочувствовали".

Положение показалось властям настолько серьезным, что они пошли на крайнюю меру. Как показал тамбовский исследователь С.А. Чеботарев, в день предполагаемого отъезда на Поместный собор архиепископ Лука был отравлен и чуть не скончался. 5 апреля 1946 г. Патриарх Алексий подписал указ о переводе архиепископа Луки в Симферополь.

Все обновленческие епископы, которыми можно было напрямую манипулировать, перешли в Русскую Православную Церковь в декабре 1943 г. - январе 1944 г. Обновленческий первоиерарх Александр Введенский предпринимал отчаянные попытки удержать хотя бы некоторых епископов, и отчасти это ему временно удалось. 29 февраля 1944 г. он по собственной инициативе побывал на приеме у Карпова. Стремясь предотвратить окончательный распад обновленческой организации, он просил присвоить титул митрополита Краснодарскому архиепископу Владимиру Иванову. Карпов возразил, сказав, что Иванов оставался на оккупированной территории и мог сотрудничать с немцами. Введенский также сообщил, что получил телеграмму от епископа Гавриила Ольхо-вика, проживавшего в Киргизии, который оставался верен обновленчеству и спрашивал, какие меры предпринять против перехода приходов в Русскую Православную Церквь. Этот епископ с 1934 г. находился за штатом "ввиду явной неспособности и малограмотности", будучи настоятелем храма. За неимением других кандидатур после присоединения к Русской Православной Церкви епископа Сергия (Ларина) и заявления архиепископа Анатолия (Синицына) о подчинении Патриарху Сергию Введенский предложил назначить епископа Гавриила Ольховика архиепископом Среднеазиатским с пребыванием в Ташкенте. Введенский пытался сохранить в своем ведении около 90 среднеазиатских приходов, подчинив их своему епископу.

Убедившись в непреклонности Карпова, Введенский, который не привык спорить с властью, попросил назначить Гавриила Ольховика викарием к митрополиту Филарету Яценко в Свердловск. Тем самым Введенский отказался от притязаний на сохранение обновленчества в Средней Азии. Карпов отказал также в просьбе направить Филарета Яценко на Украину, заявив, что на Украине нет обновленческих церквей, хотя, по данным Совета по делам Русской Православной Церкви, к 1 октября 1944 г. там насчитывалось 102 обновленческих храма, где служили 47 священников, 7 диаконов и 23 псаломщика.

Не без скрытой иронии сообщал Карпов в отчете о беседе с Александром Введенским об уверенности последнего в верности митрополита Виталия Введенского, который, по словам главы обновленчества, "скорее умрет, чем перейдет в Патриаршую Церковь". На момент беседы председатель Совета уже знал, что митрополит Виталий дал согласие на присоединение к Русской Православной Церкви. Уже через день, 2 марта 1944 г., старейший по хиротонии обновленческий епископ Виталий Введенский принес покаяние в Чистом переулке и был принят в сане епископа с кратким оставлением на покое. В мае того же года он получил сан архиепископа, а в июле назначен на Тульскую и Белевскую кафедру.

Такие послушные властям епископы, как Виталий и другие бывшие обновленцы, были идеальным вариантом для местных уполномоченных. С их помощью власти стремились полностью контролировать церковную жизнь, не допуская деятельности нелегального духовенства. В марте 1944 г. был принят в сане протоиерея обновленческий митрополит Михаил Орлов. Он принял монашество с именем Иона и был хиротонисан во епископа Воронежского.

Катаев И. КАТАЕВ Иван (1902) современный писатель. Р. в семье профессора. Печататься начал с 1921. В первые годы своей литературной деятельности Катаев писал стихи, в последнее время он перешел к прозе. Член ВКП (б). В 1923 1925 состоял в ВАППе … Литературная энциклопедия

Катаев В. П. КАТАЕВ Валентин Петрович (1897) современный писатель. Р. в Одессе в семье учителя. Печатался в «Одесском листке», в журналах «Весь мир», «Пробуждение», «Лукоморье». В 1915 ушел добровольцем на войну. Был дважды ранен, раз контужен и … Литературная энциклопедия

1) Катать значило жить без оглядки, гулять, кутить; отсюда катай бесшабашный, разгульный человек; 2) катай представитель одной из башкирских родоплеменньгх групп; от племени катай и уральский город Катайск. Многие обрусевшие катай стали… … Русские фамилии

Валентин Петрович (1897 1986), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е. П. Петрова (см. ИЛЬФ И ПЕТРОВ.). В пьесах 20 х гг. (Квадратура круга, 1928) борьба с мещанством. Роман Время, вперёд! (1932) о социалистическом… … Русская история

Содержание 1 Катаев 1.1 А 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Валентин Петрович Катаев Валентин Катаев Дата рождения: 16 (28) января 1897(18970128) Место рождения … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Катаев. Катаев П. Катаев, Павел Александрович (р. 7 апреля 1986 года) российский хоккеист. Играл в клубах «Югра», «Динамо Энергия». Катаев, Павел Валентинович (р. 1938) советский и российский… … Википедия

Валентин Петрович (1897, Одесса – 1986, Москва), русский писатель. В. П. Катаев Брат Е. П. Петрова (см. Ильф И. и Петров Е.). Родился в семье учителя. В 1915 г., не окончив гимназии, добровольцем вступил в действующую армию; воевал до 1917 г. В … Литературная энциклопедия

Катаев В. Катаев, Валентин Петрович (1897 1986) русский советский писатель, драматург, поэт. Брат Евгения Петрова, муж Эстер Катаевой, отец Евгении Катаевой и Павла Катаева, дядя Петра и Ильи Катаевых, дед Тины (Валентины) Катаевой. Катаев,… … Википедия

Пётр Катаев Имя при рождении: Пётр Евгеньевич Катаев Дата рождения: 21 января 1930 года Место рождения: СССР Профессия: кинооператор Награды: Государственная премия РСФСР … Википедия

Книги

  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (комплект из 6 книг)
  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (количество томов: 6) , Катаев В.. Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель, поэт и драматург. С начала своей литературной деятельности в 1910 году создавал произведения, посвященные общественной жизни,…

Михаил Катаев родился в 1903 году в селе Осьмерыжске Качирского района Павлодарской области в семье крестьянина-бедняка. Русский. Из-за материальных лишений Михаилу едва удалось закончить начальную школу. В 1925 году был призван в ряды Красной Армии. Служил в кавалерийских войсках на одном из участков южной границы, принимал участие в ликвидации остатков басмаческих банд. После демобилизации, в 1927 году, односельчане избирают М. М. Катаева председателем сельского Совета. Он принимает активное участие в создании колхоза «Красный пахарь».

Перед Великой Отечественной войной М. М. Катаев работал в Павлодаре бухгалтером городского отдела здравоохранения. На фронте с 1941 года.

В сражениях под Москвой началась героическая хроника фронтовой жизни Михаила Максимовича Катаева. За проявленное мужество и отвагу он был награжден орденом Красной Звезды.

Преодолевая упорное сопротивление врага, части 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, в котором наводчиком 7-го гвардейского истребительного противотанкового дивизпона сражался гвардии старшина Катаев, в конце сентября 1943 года подошли к Днепру. В ночь с 26 на 27 сентября 1943 года гвардии старшина Катаев с тремя расчетами противотанковых ружей, соорудив плот из подручного материала, под сильным ружейно-пулеметным огнем противника начал переправу на западный берег Днепра. Почти на середине реки плот был разбит. Но отважный воин не растерялся, в полном боевом снаряжении Михаил Максимович бросился в воду, увлекая своим личным примером остальных бойцов. Первым достигнув берега, гвардии старшина вступил в неравный бой с противником. Под покровом ночи Катаев с подоспевшей группой смельчаков подполз к траншеям, забросал их гранатами и уничтожил из своего личного оружия 8 немецких солдат. Беспредельная любовь к Родине, мужество и отвага, проявленные М. М. Катаевым при форсировании Днепра, обеспечили успешное преодоление водной преграды.

Родина высоко оценила подвиг нашего земляка. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР 15 января 1944 года Михаилу Максимовичу Катаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года наши войска вели бои за освобождение от фашистской нечисти юго-восточной Белоруссии. 26 января части 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, сломив упорное сопротивление врага, ворвались в город Мозырь. На улицах города завязались жестокие бои. Под натиском советских войск враг начал покидать город. По одной из улиц пытались уйти фашистские танки. Михаил Катаев приказал своим солдатам идти в обход, а сам одну за другой бросил в передний танк две гранаты. Но танк продолжал двигаться вперед. Тогда Герой Советского Союза М. М. Катаев с оставшимися гранатами бросается под танк. Герой погиб, но и запылавший танк остановился, образовалась пробка, и подоспевшие бронебойщики подбили несколько враясеских машин. Вскоре над белорусским городом Мозы-рем взвилось алое знамя страны Советов.

Подвиг М. М. Катаева не забыт. Одна из улиц Мозыря носит имя Героя Советского Союза М. Катаева. В центре города установлен щит с портретом Героя и описанием его подвига.

Свято чтут память о Герое и павлодарцы. Его именем названа одна из улиц города. На здании, в котором до войны работал М. М. Катаев, установлена мемориальная доска.


Счетчик

Мария Тереньева-Катаева

"Как это было" - автобиографическое воспоминание

Оригинал здсеь: http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/teren/ Река времени мчится то в солнечных бликах, то в безысходной грозовой черноте, и уносит легкие как воздушные струи наши радости - и каменно-тяжелое горе. Волной мировой войны и революции подхватило меня из уездного захолустья и влекло в телегах и теплушках по дорогам страны до самого ее сердца - Москвы. Комсомольские годы высоких идеалов и само отверженной мечты... Стремительном походкой на семнадцатом году жизни вошла я в красивое здание Литературного института на Поварской. Прочитала на первом собеседовании своих любимых поэтов - Блока, Маяковского, Верхарна - и свои стихи, была принята без справок и аттестатов, которых у меня и не было. В институте изучали истории мировой литературы, языкознание и другие важные науки, но больше всего там жили и бредили стихами. Все дружно готовились к зачетам, выступали в печати с первыми рассказами к стихами; лавиной прорывались в Политехнический на литературные вечера; взявшись за руки, ходили шеренгой по улицам, скандируя "Левый марш" Маяковского или "Двенадцать" Блока. Атмосфера увлечения поэзией и скрытой влюбленности друг в друга царила среди нас. Заходил и студент экономического факультета МГУ, молодой журналист, писавший рассказы и очерки, Иван Катаев. Я часто видела его совсем еще юношеское лицо и сдержанную добрую улыбку. Как-то мы шли вдвоем по улице, вечерняя Москва окатывала прохладой и покоем. Проезжали извозчики, ритмично постукивали копыта. Катаев говорил о классиках - о Достоевском, Толстом: "Это не просто писать как чувствуешь, как велит совесть. Но мы в "Перевале" к этому стремимся..." Я знала о "Перевале". Недавно в помещении издательства "Круг" читала перевальцам свои стихи. Кое-кто ругнул меня за неточную рифму, а руководитель группы "Перевал" Александр Воронский похвалил. Некоторые из этих стихов были напечатаны в журналах "Новый мир", "Красная нива"... Получалось так, что мои встречи с Иваном не ограничивались институтом. В зеленом деревянном домике во Всехсвятском (ныне метро "Сокол"), где жили мои родители, в свободной комнате поселился в то время бездомный товарищ брата по армии, Ефим Вихрев. Я жила в общежитии, но часто бывала у родителей и у Ефима встречала Ивана. Они оба теперь работали в кооперативном журнале "Город и деревня". Почти сразу за домом начиналось поле, сверкающее чистейшим снегом. Иван учил меня ходить на лыжах, и я часто как ванька-встанька барахталась в снегу. -Комсомольская стихия, ты когда вступишь в партию? - неожиданно спросил Иван. - Зачем мне терять свободу? - ответила я несерьезно. -Ого, это явный мелкобуржуазный индивиддуализм, - смеясь, сказал Иван. Иногда я бывала в маленькой комнатке Ивана в Кунцеве, где стояли старая хозяйская кованая кушетка и некрашеный стол. На нем несколько книжек и большая глиняная собака. -Единственное изящество моей одинокой жизни, - шутил Иван. Здесь вечерами мы читали вслух многие главы из "Пана" Гамсуна. В раскрытые окна вдруг врезался грохот автобуса на шоссе, а потом тишина казалась еще глубже. И уже тогда я понимала, что в Иване, в этом сдержанном человеке, неизменны душевная чистота, на редкость бережное отношение ко всем людям. У него есть большая цель в жизни. Он отличался от шумного безалаберного круга молодежи, который был мне привычен в институте. Осенью 1926 года вместе с институтом, расформированным и частично влившимся в Ленинградский университет, я уехала в Ленинград. Я полюбила этот город с его традициями, с поэзией его величественных зданий и соборов. Мы с несколькими студентками жили небольшой коммуной, снимали комнаты в старинной квартире на Васильевском острове. Я занималась в университете и работала в молодежной газете "Смена". Когда все разъехались на каникулы, я особенно остро почувствовала одиночество. И, конечно, обрадовалась, когда в комнату ко мне вошли, чуть смущенные, Иван и Ефим. Немного поговорили, и мне захотелось показать им Ленинград. Я гордилась городом, как своим открытием. Мы прошли по набережной, любуясь сфинксами над Невой, строгими линиями моста Лейтенанта Шмидта, побывали в безлюдном Летнем саду. Было туманно, временами сеялся незаметный дождичек, белые статуи среди деревьев казались живыми. Нас охватило чувство красоты и значительности этого города, значительности человеческой жизни. Мы с Иваном приходили сюда и позже, когда Ефим уже уехал, встречали наступление белых ночей, дышали прохладой с Невы. Иван был серьезен, необычен и сказал торжественно: "В руки твои предаю дух мой..." Мы решили вместе провести отпуск. В начале июля 1927г. приехали во Владикавказ. Через год мы с Иваном перебрались в старый домик на Ленинградском шоссе к моим родителям уже втроем, с маленьким сыном Юрой. Иван стал работать ответственным секретарем в новой "Литературной газете", заключил договора на издание своих первых повестей и рассказов. Я выезжала из Всехсвятского редко. Тогда это был отдаленный пригород. Возилась с малышом. Иван просил меня вести дневник поведения и развития ребенка - дневник своей матери Иван хранил как святыню. Но мне было скучно вести такой дневник.Я с нетерпением ждала вечера, когда вернется Иван с привычными и интересными рассказами о литературной жизни. К нам во Всехсвятское иногда приезжали молодые писатели и критики, друзья н знакомые Ивана, Николай Зарудин, Борис Губер, Эдуард Багрицкий, Александр Мылышкин, Николай Дементьев, Абрам Лежнев и другие. Все они принадлежали к упоминавшейся литературной группе "Перевал".. Эти встречи продолжались и потом, когда в начале 30-х годов мы переехали на новую квартиру на улицу Кропоткина, просторную, но холодную - с печным отоплением. В январе 1930 года Катаев с бригадой "Правды" выехал в районы коллективизации на Кубань. Слухи о том, как проходит коллективизация, были тревожные. В нашу дверь все чаще стучали люди с измученными, униженными лицами и просили хлеба. Говорили, что рано утром на улицах убирали трупы умерших от голода, издалека пришедших людей. Иван вернулся сумрачный, на вопросы отвечал скупо, неохотно, принялся за работу над книгой "Движение" - о Кубани. Искал осмысления всего виденного, искал с тревогой, скрывая боль и недоумение. Происходили изменения и в литературной жизни. Прежние разногласия превратилисъ в жестокие схватки, теоретические споры - в беспощадные бои. Иван к этому времени издал несколько книг. Их хорошо встречали критика и читатели. Но теперь положение изменилось. Ведь Иван был одним из ведущих писателей "Перевала", основными лозунгами которого были искренность, правдивое отражение жизни, глубокая человечность. В жестокой, накаленной обстановке тех лет эти лозунги встречали сопротивление руководства рапповцев (Российская ассоциация пролетарских писателей). В критике господствовала "рапповская дубинка". Споры, словесные баталии происходили и у нас в квартире между перевальцами и рапповцами. Кстати, А. Фадеев, рапповец в то время, был мягче и доброжелательнее многих других. Нападки на Ивана Катаева особенно усилились после выхода в свет рассказа "Молоко". Критика обвиняла его в "христианском либерализме", в пособничестве кулачеству. Иван в эти годы много ездил по заданиям газет и журнала "Наши достижения" - в Хибины, в Армению... Мне иногда казалось, что через жизнь мчится поток человеческих судеб. За каждой поездкой возникали новые очерки или рассказы. Прошел первый съезд советских писателей. Выступали Горький, Бухарин. Иван был избран членом Правления Союза писателей. Жизнь все круче менялась. Прошли политические процессы Бухарина, Радека и других. В августе 1936 года Ивана исключили из партии. Участились аресты, всеобщий страх, отчуждение... А Иван писал свой последний рассказ "Под чистыми звездами", о поездке в этом году на Алтай, уже наверняка зная, что его ждет впереди, но оставаясь самим собой, прежним, честным и открытым. В феврале I937 года родился второй сын, которому Иван очень радовался. А в марте I937-гo раздался поздний звонок. Вошли пятеро, предъяви ордер на обыск и арест. Застучали ящики столов, шкафов. На пол полетели книги, наши черновики, письма. Перед рассветом, заполнив кузов грузовика мешками с рукописями и книгами, они повели Ивана к машине. Я бросилась к нему, оттолкнув стрелка. Иван сказал негромко: "Приберетесъ и живите тихонько, а со мной разберутся". Потом день за даем бесконечные очереди в приемных, заявления и письма "наверх".
Я стала работать з школе, мне нравилось быть с детьми. Они были далеки от общего отчаяния и безвыходности. Заключенным разрешалось передавать по пятьдесят рублей в месяц. Я дробила эти деньги на части, чтобы знать, здесь ли еще Иван. И, когда деньги не приняли, я поняла, что его уже нет в Москве. Узнала приговор: "Десять лет без права переписки". Что крылось за этой иезуитской фразой, поняли много позднее. Очень скоро и меня с ребенком на руках ввели в "материнскую камеру" Бутырской тюрьмы. В этом полутемном помещении с высоким деревянным щитом на окне я стала тринадцатой. Уголовники принесли манную кашу в ведре... На другое утро меня вызвали в коридор и предложили подписать бумагу с постановлением Особого совещания о том, что я осуждена на восемь лет как "член семьи изменника родины" - ЧСКР. На прогулку заключенным обычно давали четверть часа. "На ребенка" добавили еще пятнадцать минут. Маленький отгороженный дворик был где-то рядом с лесопилкой. Летела древесная пыль. День за днем одно и то же. Сын был живой, подвижный мальчик. Страшно было, что он упадет с нар на каменный пол. Я носила его на руках и искала в памяти какую-нибудь колыбельную песню. Ни одна не подходила к нашей участи. И тогда сочинила свою, тюремную колыбельную: "Мальчик мой, не верь в измену Своего отца..." Женщины все-таки постоянно ждали, что их отпустят. Слишком нелепо, непонятно было случившееся. Но их отправили не по домам, как они живо надеялись, а в исправительно-трудовые лагеря в Мордовии. Две недели карантина, и вот дети уже в лагерных яслях. Меня послали: на работу пильщиком в зоне. Надо было обеспечить дровами все хозяйственные точки: кухню, баню, прачечную... Рабочий день пильщика был не нормирован, я могла брать Митю и в свободное время гулять с ним. Его первые шаги, первые слова были в лагере. Но в яслях началась эпидемия токсической диспепсии. Заболел и Митя. Я с ужасом видела, как он слабеет, становится вялым,. безучастным и иногда только стонет. Попросила вольнонаемную заведующую медчастью Болтянскую пустить меня в ясли ухаживать за ребенком. Отказ был решительным: "У нас хороший уход, сестры из ваших же заключенных: Прошло еще несколько дней, я не вышла на работу, безнадежно сидела или лежала на нарах. К вечеру пришла Болтянская: "Демонстрацию, голодовку устраиваете? В карцер посадим!..." Но все же дала разрешение, и меня пустили в ясли. Несколько раз делали переливание крови, взятой у меня для Мити. Заболели еще некоторые дети. К ним тоже пустили матерей. Все же за зону ночами выносили гробики. Какие ветры обвевают эти почти скрытые в траве холмики? Мой ребенок стал понемногу есть, поправляться, оживать. Теперь я не могла больше подвергать случайности жизнь мальчика. Некоторые матери подали заявления с просьбой отправить их детей родным. И я получила разрешение. Вскоре за Митей приехала его бабушка - Лариса Дмитриевна, вторая жена Катаева старшего, отца Ивана, и взяла в Куйбышев уже и второго внука. Уехали мои. Меня охватила пустота, она как бы вгрызалась в меня, неотступно была со мной. Тогда я стала сочинять стихи. Строфы складывались в голове без бумаги, без чернил. Их у нас и не было. Был холодный вечер выходного дня. Мы сидели в бараке, рукодельничали. Меня кто-то попросил: "Не скрывай, почитай нам!" Я читала, остро ощущая одинаковость наших судеб... Тянулись нелегкие лагерные месяцы. Война! Она охватила нас чувством тревоги: у многих родные братья, сестры были на фронтах. Посылок не стало, с каждым днем было труднее, но мы не роптали. Нужно было много шить для армии. Вокруг - могучие мордовские леса, дров хватало, но зимой дощатые стены грели плохо. Все страшнее, голоднее, безнадежнее было существовать. Не буду больше писать об этом. В один из дней мы проснулись от шума, от ликующих криков. Выбежали из бараков. Слово "победа" звучало в голубом рассвете и слилось в одном неостановимом возгласе. Мы строем, как привыкли на демонстрациях, пошли между бараков с песней "Слезами залит мир безбрежный". Испытанные комендант и конвоиры пытались разогнать нас по баракам, но мы словно не замечали их. Мое освобождение наступило в сентябре. На центральном лагпункте я узнала, что в большинстве больших городов мне жить нельзя. Мои родные в 1942 года перебрались из Куйбышева в Магнитогорск. Вблизи этого города я увидела название "станция Буранная". "Это моя судьба," - решила я. Поезд, люди, теснота и давка - все мне казалось легким и радостным. Я вышла в Магнитогорске. Появление мое в квартире Ивана Матвеевича Катаева, профессора Магнитогорского педагогического института, отца моего Ивана, было потрясением для всех - и для Ивана Матвеевича, и для Ларисы Дмитриевны, и для моих детей. Юре было уже 16 лет, Мите - 7. Помытарившись немного в поисках работы по пригородам Магнитки, я стала учительницей начальной школы совхоза "Буранный". Каждую неделю ездила к своим, мотаясь в кузове попуток или на ступеньках переполненных поездов, цепляясь за поручни. В своих сыновьях я узнавала черты характера, которые ценила в их отце и вообще в людях: доброту, любовь к природе, к прекрасному, что нельзя убить в жизни. Через пару лет смогла переселиться в Магнитку. Работала в ремесленном училище, где было очень трудно, но интересно. В городе большого труда нашлось и для меня, "отверженной", место. За десять лет жизни в Магнитогорске я преподавала русский и литературу в металлургическом техникуме, в заочной средней школе, читала литературные лекции по городу. В цехах завода, в клубах и красных уголках, в библиотеках - везде лекции проходили с успехом. Можжет быть, потому, что в них было много стихов и даже прозы, которые я легко запоминала. Мимо платформ с пылающим металлом, по подъездным путям, взбиралась на эстакады и сверху видела грандиозный размах всего комбината в дымах и клубах пара... В 1946 году скончался отец Ивана, прекрасный человек, ученый-историк. Уехал в Москву, поступил в МГУ старший сын. Непросто это было для "сына врага народа". Но наш пробитый бурями парус подхватил попутный ветер ХХ съезда. Трудно было расстаться с Магнитогорском, где была интересная работа, друзья, близкие и хорошие люди. Но я ринулась в Москву в поисках справедливости. Получить реабилитацию было не так просто, дело долго пересматривалось. Три справки у меня от этого времени: о реабилитации Ивана Катаева, о собственной реабилитации. Третья появилась позже, что Иван Катаев скончался якобы в 1939 году. На самом деле он был расстрелян 19 августа 1937 года. Теперь надо было вернуть к жизни его книги. Некоторые из них я отыскала в секретном отделе "Ленинки", кое-что уцелело у знакомых и друзей, у тех немногих, что героически не сожгли, не выбросили их. И надо было думать о жилье. Прежде, приезжая во время каникул из Магнитки в Москву, я жила у родных и друзей, нигде не задерживаясь, чтобы не привлекать внимания милиции и часто недобрых соседей.
Директор Гослитиздата Котов встретил меня дружелюбно, вспомнил эпиграмму, кажется, А. Безыменского: "Написал Катаев хороший роман, только не Валентин, а Иван". С ветром обновления книга Ивана Катаева была включена в план будущего года. Со мной заключили договор на ее составление. "Избранное" вышло в свет в 1957 году, необычно быстро, и это была большая победа. За ним последовали позже сборники "Под чистыми звездами", "Сердце", "Хлеб и мысль" (Лениздат). В 1970г. мне удалось собрать "Воспоминания об Иване Катаеве". Но я возвращаюсь к первым годам по приезде в Москву. Москва, моя добрая надежда...Я благодарна судьбе, что успела повидать, побыть с людьми, бесконечно близкими. Встречалась с сестрами, их детьми. Но ведь и мои родные прошли за эти годы нелегкий путь. И пришли новые потери. Мой старший брат Володя упал и тут же скончался от сердечного приступа на заводском дворе, когда шел на работу. Годы заключения в лагерях Коми АССР подорвали его силы. В актовом зале заводского клуба - гроб в цветах, вокруг молчаливая толппа рабочих и две женщины в черном - жена и дочь. Еще один уход из страшноой бесправной жизни.
Умерла моя старшая сестра Ксеня, тоже на ходу, тоже от сердечного приступа... "Как тесно в душе от ушедших навек", - еще тогда сложились эти строки. В нашем зеленом домике в селе Всехсвятском жили чужие люди: отец умер еще в тридцатых, мать скончалась в Ташкенте в эвакуации. Сестры покинули этот домик, поселившись в Москве поближе к работе. Но со мной была Фаина Школьникова, моя подруга с молодых лет. Она дружила со многими из "Перевала" - с Катаевым, Зарудиным, Губером. За это, с формулировкой "за недонесение", она отсидела в лагере пять лет и теперь работала на окраине Москвы на текстильной фабрике. В прежние годы она была заведующей редакции журнала "Иностранная литература". Фаина приглашала меня к себе в десятиметровую комнату. Но загостил к нам милиционер, требуя прописку, а комната для этого была мала. И тут писатель Василии Гроссман, человек, близкий нашему прежнему кругу, предложил мне поселиться на ул. Басманной - в шестиметровую комнату окном на белую стену соседнего дома, рядом с кухней большой коммунальной квартиры. У хозяина этой ценной комнаты была на нее "бронь", поскольку он работал на Севере. За дверью гудели газовые горелки, были слышны злые голоса, пахло чем-то пригорелым. А я, довольная тем, что есть стол и настольная лампа, считывала с машинки. Я собрала все возможное из литературного наследия Ивана Катаева - то, что не вошло в "Избранное". Две ммашинистки подкидывали мне материал для считывания, и в то же время я писала стихи. Конечно, я подавала заявления в Союз писателей, к которому в I937 - 38 г.г. перешла наша кооперативная квартира в Лаврушинском переулке, куда мы так и не въехали... Были обещания, но... Я как-то даже послала "Вариант заявления" в стихах: Не до книг и не до верстки, Дни невольно праздны, Я кочую по разверстке По знакомым разным. Побреду, уныло сяду Где-нибудь на тумбу. И часов пятнадцать кряду Созерцаю клумбу... Долго ль странствовать по миру Среди гроз и ливней? Но Союз, забрав квартиру, Был оперативней... Год я прожила в полутемной, "газовой" комнате на Басманной. Она мне очень помогла в жизни. Потом через Союз писателей мне все-таки дали комнату в новом доме на Ломоносовском проспекте; комнату 20-тиметровую, в коммунальной квартире. Теперь я могла вернуться к своим стихам. Готовила книгу стихов "Испытание" для издательства "Советский писатель", которая вышла в 1965 году. Предисловие к ней написал мой старый друг поэт Михаил Светлов. Позже вышли еще две книги моих стихов. Думаю, что ранние годы жизни, время больших надежд, увлеченной работы, общение с лучшими людьми в жизни и литературе дали мне силы пережить то неотвратимо страшное, что обрушилось на всю страну, на меня, на нашу семью, на такого чистого, прекрасного человека, каким был Иван Катаев. Все пережитое дало мне понимание глубины и силы человеческой души - самого хрупкого и самого стойкого материала на Земле.