Рапп российская ассоциация пролетарских писателей. Российская ассоциация пролетарских писателей: wiki: Факты о России. Смотреть что такое "Российская ассоциация пролетарских писателей" в других словарях

В этой краткой статье, точнее - хронологии событий, идет речь только о крупных профессиональных союзах и объединениях писателей. Здесь Вы не прочтете о литературно-художественных кружках и любительских сообществах, например - о старейшем "Обществе Любителей Российской Словесности", созданном еще в 1811 году при Имп. Московском университете и просуществовавшем вплоть до 1930 года, когда оно разделило участь остальных, неугодных власти литературных обществ и объединений.

Членами "Общества" в разные годы были многие известные русские писатели - К.Бальмонт, Л. Толстой, М. Горький, В. Соловьев, М. Волошин, В. Короленко, В. Вересаев, А. Белый, А. Куприн, и т.д. Мы не расскажем и о многочисленных кружках крестьянских писателей-самоучек, возникших в конце 19 века, и о несметном количестве разнообразных мелких групп и объединений первой четверти 20 века, занимавшимися, по большей части, окололитературными "кружковыми" склоками и необъективными оценкам творчества современных писателей, тем самым, укорачивая жизнь коллегам.

Царская Россия до 1917

1859 год, 8 ноября. Создание первого в России Литературного фонда. По замыслу авторов известных литературных журналов "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и т.д., был создан в России "Литературный фонд" - первая общественная организация помогавшая "пьющим и нуждавшимся" профессиональным писателям. Средства Фонда складывались из небольших добровольных процентных отчислений издателями книг, журналов и газет, из членских взносов, из назначенного императором ежегодного пособия, из пожертвований отдельных лиц и сословий, из доходов от спектаклей, концертов, выставок, чтения лекций писателями Островским, Писемским, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским, Некрасовым, Шевченко, Майковым и т.д.. Вплоть до Октябрьской Революции, все литераторы многонациональной России (включавшей в себя Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Кавказский край, Сибирь, Среднеазиатские области...) - русские, поляки, украинцы, латыши, белорусы, татары, грузины и т.д., могли считать себя в равной мере социально защищенными и уважаемыми художниками слова...
После февраля 1917

РАЗЛИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ, ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ


Сразу после Февральской революции и Октябрьского переворота, вплоть до конца 20-х годов на территории бывшей Российской империи появляется, как уже говорилось выше, огромное количество различных литературных групп и писательских организаций. Основными причинами их создания были отвратительные материально-бытовые условия существования для творческого человека. Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы, выпуска книг и периодических изданий, профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству. Первоначально все они возникали по содружеству и по знакомству, и лишь затем начинали делиться по поэтическим или идеологическим признакам. Впрочем, что бы ни говорилось о литературных объединениях 20-х годов, "очевидно одно, что в то время их не могло не быть", и "издержки групповщины с лихвой окупались плюрализмом творческих методов". Здесь мы вскользь упоминаем лишь о самых крупных объединениях, состоявших, в основном, из писателей Москвы и Петрограда.

Мы так же даем описание литературных журналов, выходивших в конце десятых и в двадцатых годах ХХ века. Их содержание намного больше расскажет думающему человеку об одном из самых интересных периодов в истории русской литературы и творческих союзов.

1917, 19 октября. ПРОЛЕТКУЛЬТ. Организованный за неделю до Октябрьской революции, он ставил своей целью создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы. В Москве - журнал "Пролетарская культура", а в Петербурге - "Грядущее". В 1918-1920 годах Пролеткультом издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва). Сотрудничавшие с Пролеткультом литераторы имели в это голодное время много привилегий. Впоследствии деятельность организации была подвергнута резкой критике В.И. Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. Причиной ликвидации Пролеткульта А.В. Луначарский объяснял тем, что Ленин "не хотел создания рядом с партией конкурирующей рабочей организации".

1918, март. В Петрограде образован Союз деятелей художественной литературы - СДХЛ (1918-1919). В создании и работе Союза принимали участие М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, К.Чуковский, А.Куприн, Е.Замятин, и др.

В Уставе Союза говорилось, что действие Союза распространяется на всю территорию России. СДХЛ ставил перед собой задачи защиты деятелей литературы и помощи начинающим писателям. Стремление помочь своим членам материально было определяющим, но не единственным стимулом возникновения Союза. СДХЛ в этот период был неким литературным центром, объединявшим большую часть русских писателей и представлявшим их профессиональные интересы не только в Петрограде, но и в других регионах страны. В мае 1919 года, из-за возникшего в руководстве конфликта, союз прекратил свое существование.

1918. Образование Всероссийского Союза поэтов (1918-1929). Объединив поэтов разных направлений и школ, Союз способствовал изданию книг, альманахов и поэтических сборников, устраивал литературные вечера. Его существование в Москве и в Петрограде (1920-1922, 1924-1929) связано с именами А.Блока, Н.Гумилева, В.Каменского, В.Брюсова, Г.Шенгели; И.Садофьева, Н.Тихонова...

1918. Образование Всероссийского Союза писателей. Союз писателей имел Московское и Петроградское отделение.

1919. Открытие Петроградского Дома искусств (1919-1923). Его часто сравнивали с кораблем или ковчегом, спасавшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи. Роль Ноя на этом "ковчеге" играл Максим Горький. В ПДИ работали литературные студии и за время его существования вышло два альманаха. Петроградский Дом искусств, вместе с Домом литераторов и Домом ученых, играл очень большую роль в литературной жизни не только Петербурга, но и страны. Там работали Н.Гумилев, К.Чуковский, Е.Замятин. О жизни в Доме искусств можно прочитать в романе О.Форш "Сумасшедший корабль".

1920, 18 - 21 октября. ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он состоялся в Москве, в помещении Дома Печати. На Съезде присутствовало 142 человека. Из них с решающим голосом - 95, а с совещательным - 47.

Представительство на Съезде имели города: по 1 - Ташкент, Грозный, Вологда, Саратов, Кашира, Скопин, Волынь, Иваново-Вознесенск, Двинск, Тверь, Оренбург, Орел, Баку, Сердобск, Рязань, Калуга, Одесса, Варнавин, Кострома, Вятка, Алтайск, Киев, Екатеринослав, Майкоп, Дмитров. Затем Пятигорск - 3, Тамбов - 5, Харьков - 4, Челябинск - 2, Ростов н/Дону - 2, Воронеж - 2, Самара - 2, Омск - 2, Владимир - 2, Петроград - 21 и Москва - 69.

По составу: от Пролеткультов Москвы, Петрограда и провинции присутствовало - 39, от Ц. К. Пролеткультов - 6 чел. от кружков и союзов пролетарских писателей и поэтов - 27. Секция пролетарских писателей Москвы - 15, от Ц. К. Р. К. П. - 7, от Отнароб - 12 чел., от редакций газет - 5, от Коммунистического Союза молодежи - 1, от Союза журналистов - 2, персонально - 28 чел. В политическом отношении коммунистов - 93, анархист - 1, левый с.-р. - 1, сочувствующих комм. партии - 8 и беспартийных - 39. Возраст: от 19 до 30 - 54 чел., от 30 до 40 лет - 47, свыше 40 лет - 17 чел., остальные не указали. Поэтов и беллетристов, работающих в литературе по времени печатания своих произведений: свыше 30 лет - 8 чел., от 20 до 30 - 9 чел., от 10 до 20 - 15 чел., от 1 г. до 10 - 42 чел. Имеющих книги своих сочинений - 47 человек. Подвергались репрессиям в царское время - тюрьмам, ссылкам, каторжным работам, арестам, высылкам и различным наказаниям - 54 человека.

Президиум Съезда был избран в составе: председатель - т. В. Кириллов, товарищи председателя - т.т. Герасимов и Садофьев, секретарь Съезда - т. С. Обрадович, члены - т.т. Александровский, Шувалов, Маширов-Самобытник и Поморский. Почетными председателями были - т.т. В. И. Ленин, А. В. Луначарский и М. Горький.

1921, май. Создание Всероссийского Союза крестьянских писателей. В уставе Союза ставилась задача всестороннего художественного отражения всех бытовых, социальных, экономических особенностей жизни крестьянской массы.

1921. Образование Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Именно благодаря творчеству пролетарских писателей, позже, в литературе появится такое понятие, как социалистический реализм.

1922, 30 декабря. Организация Левого фронта искусств - ЛЕФ (1922-1929). Именно благодаря эволюции идей футуризма "от крайней автономии художественной формы к идее полного прагматизма и социологическому подходу к литературе", мы имеем такое понятие, как "социальный заказ".

1925. Резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". В резолюции выдвигался тезис о свободном соревновании различных группировок и течений. Но свобода тут же ограничивалась, - соревнование должно проходить на основе пролетарской идеологии.

1925. Переименование Всероссийского Союза крестьянских писателей во Всероссийское объединение крестьянских писателей (ВОКП). Но в духе резолюции ЦК РКП(б) от 1925 года, платформа ВОКП стала строиться на эклектическом соединении "пролетарской" идеологии и "крестьянских образов". Истинным крестьянским поэтам и "попутчикам" уже не было здесь места.

1925, декабрь. Образование Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Российская ассоциация пролетарских писателей, сформировалась еще в январе 1925 года в рамках ВАПП.

1925, 28 декабря. Смерть Сергея Александровича Есенина. 23 декабря 1925 года из Москвы в Лениград уезжал жалкий "попутчик" и бездомный поэт, а через неделю он возвращается в Москву великим, талантливым и гениальным, но уже в гробу.

1928. Возвращение в Россию Максима Горького.

1928. ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он реорганизовал Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП). Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП, а во главе этого Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей стала РАПП. Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса страны и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения. РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии. РАПП требовал установления гегемонии пролетарских писателей административным путем, посредством передачи им органов печати, вытеснения "попутчиков" из журналов и сборников.

1929. Первый Всероссийский съезд крестьянских писателей. На нем выступали Луначарский и Горький. Они говорили о том, что стране нужен особый крестьянский писатель, идеологические устремления которого были бы пролетарскими.
К концу 20-х - началу 30-х годов с литературной сцены СССР практически исчезают все непролетарские писательские группы. Но кое-кто еще пытается отстоять свою независимость.

1930, 12 марта. Руководитель творческого объединения "Перевал" А.К.Воронский направляет письмо в ЦК ВКП(б), в котором пишет, что писатели "Перевала" ближе к революции, органичнее воспринимают ее. Они не обросли ни договорами "на полное собрание сочинений", ни дачами, ни домами, ни мебелью, ни "славой". За последние годы они много учились и научились. Их успехи в художественном мастерстве очень значительны. Работа их в поисках нового жанра, стиля, динамического образа заслуживает серьезнейшего внимания...

После "образцово-показательного" суда над "Перевалом в "Коммунистической академии" любителей идти вразрез с литературной политикой партии сразу поубавилось.

1930, 14 апреля. Смерть Владимира Владимировича Маяковского. Как-то уж очень вовремя. После смерти поэта уже мало кто из писателей решался открыто на критику литполитики партии.

1931. Всероссийское объединение крестьянских писателей - ВОКП переименовывается в организацию Пролетарско-колхозных писателей. Это соответствовало проводимой в стране политике "раскрестьянивания". Кроме того был наложен запрет на наследие Есенина.

1932, 23 апреля. Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Уже на следующий день, в воскресенье 24 апреля 1932 года, в газете "Правда" и на первой странице, постановление ЦК ВКП(б) было напечатано. В нем говорилось о ликвидации ВОАПП и РАПП, коренной перестройке литературно-художественных организаций и объединении всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в Союз Советских писателей.

1934, 28 июля. Образование Литературного фонда СССР. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР "О Литературном фонде Союза ССР", был образован Литературный фонд СССР. Этим же постановлением был определен основной источник денежных средств Литературного фонда: отчисления издательств художественной литературы и редакций журналов и отчисления от зрелищных предприятий.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1934, 15 августа - 1 сентября. Первый съезд писателей.

1935, 20 февраля. Постановлением Совнаркома СССР был утвержден Устав Литературного фонда СССР, как самостоятельного юридического лица. Вплоть до распада Советского Союза средства Литературного фонда использовались для оказания социально-бытовой помощи писателям (творческие пособия, ссуды для работы над новыми произведениями, творческие командировки, пособия в связи с временной нетрудоспособностью, льготные путевки в дома творчества и санатории, бесплатная медицинская помощь), а также членам семей писателей, начинающим литераторам и потомкам классиков отечественной литературы. За счет средств Литературного фонда СССР финансировались расходы Союза Советских писателей, содержание принадлежавшего Союзу писателей Литературного института, покрывались расходы по эксплуатации учреждений культурно-бытового обслуживания (домов литераторов и клубов).

1954. Второй съезд писателей ССП.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1967, 20 мая. Награждение СП СССР орденом Ленина.

1979. Литературный фонд СССР освобожден от финансирования Союза писателей СССР и Литинститута.

1983, (12) декабря. 50-летие Литературного института им. А.М.Горького. Вручение Литинституту, ордена Ленина.

1984. 50-летие Союза писателей. Выпуск к юбилею издательством "Советский писатель" книги "Пять десятилетий. Союз писателей СССР 1934 - 1984".

1989. Появление ПЕН-центра в Москве. Решение о его создании было принято в Маастрихте на Международном конгрессе ПЕН-клуба.

1991. Переименование советского ПЕН-центра в Русский.

1991. С распадом Советского Союза прекратили свое существование Союз писателей СССР и Литфонд СССР, закончилась история самой элитной, богатой, могущественной и идеологизированной творческой организации эпохи социализма. Ничего подобного доселе в Мире не существовало. Союз писателей СССР распался на несколько независимых союзов, Литфонд тоже преобразовался. В справочниках писателей появились названия: Международная общественная организация писателей "Литературный фонд" (Международный Литфонд), Литфонд России и Московский Литературный фонд и другие…

Материал опубликован на сайте "Московские писатели": http://mp.urbannet.ru/HTML/istor-sp.htm
Жаль, что автор этой большой работы не указан...

Российская ассоциация пролетарских писателей

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) - литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.

История

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был «Пролеткульт» – одна из самых массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина , Толстого , Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова , З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная новь». «Переваловцы» (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Воронскому пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».

Историческая справка :
Союз писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР.Союз советских писателей (ССП) был создан на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-общественных организаций», которым были ликвидированы все ранее существовавшие писательские организации, такие как Всероссийский союз писателей (ВСП), Всероссийский союз поэтов, Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) и др. До 1934 г. работой по организации Союза и подготовкой I съезда писателей занимался Оргкомитет во главе с М.Горьким.В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд, объединивший советских писателей в единый союз и утвердил его устав. На съезде было избрано правление Союза советских писателей, которое в 1934-1936 гг. возглавлял М.Горький.На I съезде был принят устав ССП, в котором сказано, что Союз советских писателей – «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза». Согласно уставу высшим органом союза являлся Всесоюзный съезд писателей. Съезд избирал правление, которое в свою очередь избирало председателя правления, секретариат и бюро секретариата, руководившими делами в период между съездами. Пленум правления созывался не ранее 1 раза в год. При правлении были созданы творческие секции: поэтов (А.А.Сурков), детских писателей (С.Я.Маршак), переводчиков (Д.А.Горбов), критиков и литературоведов (И.М.Беспалов), историко-революционных писателей (К.П.Зличенко), фольклорная секция (Ю.М.Соколов), комиссия оборонной художественной литературы (Д.Либерман) и др. Структура Союза писателей неоднократно изменялась в связи с расширением функций в творческой деятельности.В соответствии с уставом структурными подразделениями ССП были региональные писательские организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации краев, областей, городов Москва и Ленинград.В ведении правления СП СССР находились самостоятельные в хозяйственном отношении издательства «Советский писатель» и «Литературная газета», Литературный институт им. М.Горького, Всесоюзное бюро переводчиков художественной литературы, Литературная консультация для начинающих авторов, Центральный Дом литераторов в Москве, Литературный фонд СССР, Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП).После А.М. Горького председателями правления ССП избирались А.Н.Толстой (1936-1938, фактическое руководство до 1941 г. осуществлял генеральный секретарь ССП В.П.Ставский), А.А. Фадеев (1938-1944, 1946-1954; в 1941-1954 гг. также генеральный секретарь ССП), Н.С.Тихонов (1944-1946). В 1953 г. на основании постановления ЦК КПСС от 8 октября 1953 г. «Вопросы Союза советских писателей СССР» произошли значительные сокращения количественного состава секретариата правления и изменения в структуре руководящих органов ССП, в частности была упразднена должность генерального секретаря.К 1954 г. в союзе работали следующие творческие комиссии: по военно-художественной литературе (С.И.Вашенцев), по драматургии (Б.А.Лавренев), по литературам народов СССР (Н.С.Тихонов), по русской литературе республик, краев, областей СССР (В.А.Смирнов), по теории литературы и критике (В.М.Озеров); комиссия и секция по детской литературе (Л.А.Кассиль); иностранная комиссия и секции – московская секция переводчиков литератур народов СССР (П.Г.Антокольский), иностранных переводчиков (М.А.Зенкевич), а также секции народного творчества (И.Н.Розанов), очерка и научно-художественной литературы (Б.Н.Агапов), поэтов (С.П.Щипачев), прозы (К.Г.Паустовский).На II Всесоюзном съезде писателей, состоявшемся в декабре 1954 г., Союз советских писателей был переименован в Союз писателей СССР (СП СССР) и был принят его новый устав. Председателем правления был избран А.А.Сурков, с 1959 г. - К.А.Федин.На основании постановления президиума правления СП СССР от 21 июля 1956 г. в целях упрощения структуры аппарата правления с 16 января 1957 г. число творческих комиссий было сокращено до трех: по русской литературе (Ю.Г.Лаптев), по иностранным литературам (С.В.Михалков), по национальным литературам народов СССР. При секретариате стала действовать группа консультантов по делам издательств и органов печати союза, а также консультантов по вопросам драматургии и кинодраматургии.С 1977 года руководство СП СССР осуществляли первые секретари правления Г.М.Марков (1977-1986), В.В.Карпов (1986-1991), Тимур Пулатов (1991).После распада СССР в 1991 г. СП СССР прекратил свое существование, разделившись на писательские организации бывших союзных республик. Преемниками СП СССР в России являются Союз писателей России и Союз российских писателей.
Иностранная комиссия СП СССР
Иностранная комиссия СП СССР была образована в конце декабря 1935 г. на базе советской секции Международного объединения революционных писателей (МОРП) (1930–1935). МОРП, в свою очередь, было создано на основе Международного бюро революционной литературы (МБРЛ), образованного в 1923 г. писателями Л.Арагоном, И.Бехером, Т.Драйзером, А.Барбюсом, Б.Брехтом. В задачи МБРЛ входили: всестороннее содействие развитию пролетарской литературы, превращение ее в мощное средство воздействия на массы, ускорение «полевения» мелкобуржуазных писателей, привлечение их на сторону пролетариата, руководство национальными секциями и объединение их в международную боевую организацию, борьба с враждебной рабочему классу идеологией. Все эти задачи в полной мере восприняла иностранная комиссия. Ее первый председатель – М.Е.Кольцов, заместитель – М.Я.Аплетин, возглавивший комиссию в последствии. Первое положение, определившее структуру и штаты комиссии, было принято 6 апреля 1936 г.
В 1941–1943 гг. комиссия была эвакуирована в Уфу. В соответствии с требованиями военного времени изменилась ее структура и функции. В дальнейшем они менялись в соответствии с положениями о комиссии 1952 и 1958 гг. По положению, принятому 25 августа 1970 г., основными функциями комиссии являлись: систематическое изучение и обобщение процессов, происходивших в литературах зарубежных стран, реализация ежегодных планов международного сотрудничества, пропаганда советской литературы за рубежом, изучение информационных материалов о зарубежной литературе и литературной жизни, осуществление связи по литературным вопросам с сотрудниками посольств зарубежных стран в Москве. Общее руководство ее деятельностью возлагалось на секретариат правления СП СССР. Повседневная работа комиссии направлялась одним из его секретарей. Структура комиссии: председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, ответственные секретари Совета по международным писательским связям, Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки; отделы - литератур социалистических и капиталистических стран; стран Азии и Африки; информации и пропаганды советской литературы; секторы по приему зарубежных писателей, по направлению советских писателей за рубеж.
Консультанты отделов литератур социалистических и капиталистических стран, стран Азии и Африки изучали литературно-общественные процессы страны или группы стран и вели практическую работу по осуществлению литературных связей с ними.
Комиссия работала в тесном контакте с общественными писательскими органами: Советом по международным писательским связям и Советским комитетом по связям с писателями стран Азии и Африки.

Объединившаяся группа пролетарских писателей гор. Москвы на заседании 14 мая в присутствии около 25 челов. наметила Устав Московского Союза пролетарских писателей, разработку в котором целей и задач Союза, согласно принятой резолюции на Всероссийском Совещании Пролет. писателей 13 мая, поручила Правлению.

В Правление избраны товарищи: М. Герасимов, В. Кириллов, С. Обрадович, М. Сивачев, Н. Лятко, В. Александровский и М. Волков. Кандидаты кооптируются Правлением.

В ревизионную комиссию вошли тт. Е. Нечаев, Ф. Шкулев и Шершнев.

Справки в Подотделе Пролетарской Литературы Лито Наркомпроса (Тверская, М. Гнездниковский п., д. N 9, тел. 197-97).

Чернозем, литературный сборник. Выпуск второй. Издание Суриковского Литературно-музыкального кружка. М. 1919 г. 48 стр. Цена не указана.

"Писатель пописывает, читатель почитывает", когда-то было сказано в прошлом. Но мы это пережили, мы уже не почитываем, а читаем, а потому и требуем от писателя (если он так себя называет) не пописывания, а серьезной вдумчивой работы в области искусства, не злоупотребления на печатном станке, а искреннего творчества.

Суриковский кружок выпустил второй сборник рассказов и стихов. Первый, в 1919 году, прошел бесследно, без внимания, как и многие "произведения" Суриковского кружка, ибо работа членов его в целом дальше одного безличного сборника в год не шла.

Мало приходится говорить и об этом втором сборнике "Чернозема".

Что в нем есть?..

Старые затасканные истины, подчас проникнутые не пролетарским чувством отношения к жизни, образы, чуждые духу коллективизма, барабанный бой пустых слов и мутный старческий взгляд на новый день.

Теперь много пишут и диспутируют о пролетарском творчестве, пролетарской поэзии. Многие, писавшие гимны папиросам и лайковым перчаткам, возомнили себя пролетарскими поэтами и писателями. Не раз, устно и печатно, и Суриковский кружок писателей-народников вкупе накладывал на работу свою печать "пролетарское"...

Во втором сборнике все можно найти, но только не пролетарское.

Власов-Окский пародирует Северянина: красный шквал

Блестками игривыми Земь зачаровал... Распростился с бедами Овесненный люд. В океанность тинами Выбрался родник...

Стихотворение А. Смирнова "Песня поэта-пролетария" есть песня поэта... Бальмонта.

Интеллигентским нытьем, серым пессимизмом веет от стихов Ив. Морозова. Тут и астры, и саваны на деревьях, и смерть с косою, и песнь похоронная и затасканное изречение индивидуалиста:

"Как хороша весна и как печальна осень... Как грустно на земле"...

С. Дрожжин не сходит со старой дороги и старчески все еще мечтает:

"Ах если-бы я вольною Такой же пташкой был, Когда бы жизнь бездольную Я прожил и забыл. То пел бы точно так же я Про счастие людей, А то в душе тоска-змея, Да только горе в ней".

О городе пишет Нефедов:

"Асфальт и пыль, железо и туман, Зловонье дня без солнечной улыбки, Довольство, роскоши чарующий обман И черни хрип изменчивый и зыбкий... Все, все в тебе проклятом и пустом... ...В бездушном Молохе, Вампире неустанном"...

"Наступит час - велением судьбы Ты сгинешь, проклятый, как древняя Гоморра"...

Нет, мы, рабочие, не такими глазами смотрим на город. У поэта-пролетария, сознавшего силу и значение труда, не должно быть рабского безволия, рабской покорности городу, созданию рук своих.

"Только в городе возможны И движенье и борьба. А равнины безнадежны - Такова равнин судьба... Дальше, дальше от равнин. В царство фабрик и машин. В город шумный и суровый, Где зачатки жизни новой"!..

Так сказал еще в 1914 году пролетарский поэт, питерский рабочий, И. Логинов.

Город - огненная купель Нового Мира, светоч науки, искусства: в нем сцепление сил, в нем рождение Великого Коллектива... "Это - гигантская кузница, где выковывается новая радостная жизнь, это - могучая симфония труда, железа и стали!.." (Кириллов).

В прошлом живет поэзия Нефедова, а прошлому в настоящем места нет.

Есть в сборнике и революционные стихи. Вот конец стих. "Сердца рабочих" Р. Меч:

..."Пред нами целый мир лежит. Теперь он нам принадлежит, Рабочим всей вселенной. Мы грозной силою стоим И не теперь разоружим Мы лагерь свой военный. Могуч теперь рабочий стан. Нужна свобода нам всех стран И солнце просвещенья. В одно биенье слив сердца, Вперед к победе до конца Войдем без отступленья"...

Мы уже забыли объявления в стихах "дяди Михея" о папиросах Дюшесс, а Р. Меч своим "произведением" напоминает нам.

Есть и лирика в сборнике: М. Толстая, стихотворение "Одуванчик".

"Среди некошенной травы, Среди цветов душистых мая, Рос одуванчик без забот, Головкой нежною качая"...

Какое странное совпадение фамилии и стихотворения: еще со школьной скамьи помнится милое Ал. Толстого "Колокольчики мои"...

Перепевами Никитина, Надсона, макулатурой слова являются стихи И. Голикова, А. Суслова, С. Ганьшина и Сеничева.

Ни яркого образа, ни радующей аллитерации, ни искреннего настроения, - вымученные слова, избитые рифмы, в большинстве глагольные (разливается-улыбается), растянутость и частое невладение размером стиха.

В отделе прозы, за исключением бойко написанного рассказа И. Юрцева "Кляуза", рисующего страницу современной жизни, - остальное "ходячие затертые пятаки".

Украшением сборника - случайно попавшие два-три стихотворения выявивших себя пролетарских поэтов да образное стихотворение умершего поэта С. Кошкарова.

Многим участникам сборника надо пожелать не печатного станка, а долгой усиленной работы над самим собою, над своим мировоззрением. Надо не "пописывать", надо отдаться до конца творческой работе, быть аскетом искусства. Вечно гореть в огне творчества, непреклонной ищущей думой выискивая в многогранной трудовой жизни новые слова, новые образы.

Отметая в сторону все ненужное, дряхлое, весь щебень-мусор старых истин и понятий, - стройте Великую Кузницу-Мастерскую, где ярко должен гореть горн Коллективных Усилий, не стихать дружная ковка остро-пламенных Слов!..

Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.

Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов – важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего класса, который сплотила вокруг себя КПГ. Однако сами по себе эти спонтанные потребности в искусстве вряд ли могли привести к ощутимому результату: на новом этапе истории немецкой социалистической литературы борьба за революционную культуру в национальном и интернациональном масштабе велась более организованно и целеустремленно.

Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе которой приняли участие и делегаты из Германии (Иоганнес Р. Бехер, Берта Ласк, венгр Андор Габор). Под воздействием инициативы, исходившей от КПГ, в 1928 году в Берлине был основан Союз пролетарско-революционных писателей Германии (СПРПГ). Он возглавил литературное движение, которое, с одной стороны, размежевалось – уже благодаря своему названию – с так называемыми “поэтами-рабочими”, примыкавшими к социал-демократии, с другой – солидаризировалось со всеми писателями, которые “хотели отображать мир с позиций революционного пролетариата”.

В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган – журнал “Линкскурве” (“Левый поворот”). Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в “объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе” 84. Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.

Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, “пишущих рабочих”, которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением. Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же – как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс – активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми. Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф – родом из Чехословакии. Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.

Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями – не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер (1889- 1948) был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества. В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ. Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.

Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была “выработка на диалектической и материалистической основе” теории пролетарско-революционной литературы, “до сих пор еще имеющей пробелы” 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения. В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой – ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа “Искусство – оружие” (1928). Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы “быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел”..

Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу “искусства агитпропа” Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах. Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура. Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице. В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика. Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.

Ограниченность “пропагандистской” функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику (и актеров-любителей) прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата (на мелкобуржуазные и буржуазные слои публики искусство агитпропа вообще не было рассчитано). Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы “буржуазным” литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение. Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность “превратиться в мелкобуржуазную секту” 89.

Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать “пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов” так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о “главных движущих силах общественного развития”. Стилем современной литературы должен стать “смелый и всесторонний реализм” 91.

В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые (со времени основополагающих высказываний Маркса и Энгельса) ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.

Союз пролетарско-революционных писателей Германии

Другие сочинения по теме:

  1. Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами...
  2. В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития...
  3. Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю...
  4. Европейский Союз – это интеграционная группировка двадцати пяти западноевропейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Ирландия,...
  5. В романе А. Андерша “Винтерспельт” (1974) речь идет о сдаче немецкого полка без боя в плен американцам осенью 1944-го. Хотя...
  6. В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала...
  7. В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить “Гибель эскадры” (1933) Александра Корнейчука и “Интервенцию” (1932) Льва...
  8. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью владелец небольшой ссудной кассы по имени Джабез Уилсон, обладающий необычным рыжим цветом волос. Дела...
  9. С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  10. Так называлась книга Эрнста Юнгера, вышедшая в 1926 году. В том же году был опубликован роман Ганса Гримма “Народ без...