Полное имя да винчи. Леонардо да Винчи — биография, интересные факты. Новый период в жизни

Леонардо да Винчи был не только гением, но и наиболее мистическим человеком в истории. Многие загадки были реальные, а другие явно придуманные. Наиболее известной является Код Да Винчи.Однако, многие вполне реальные, ответа на которые нет по сей день.

Был ли Леонардо да Винчи еретиком?

Согласно некоторым авторам исторической фантастики, Леонардо был еретиком. Свидетельства этому, предположительно можно найти в его картине «Последний ужин», у нас она известна как Тайная Вечеря, где сам Леонардо выразил свою веру в то, Христос был женат на Марии Магдалине.

Апостол, сидящий справа от Иисуса Христа, по их мнению,явно имеет женские черты Другим свидетельством, является отсутствие чаши с вином на столе символа Юкореста и наличие руки без тела с ножом.

Что имеем в реальности?

Свое вдохновение во время работы над картиной он черпал из библии Джона, в которой нет упоминания ни чаши с вином, ни Юкореста. Рука с ножем на картине принадлежит Апостолу Петру, о чем свидетельствует один из набросков к картине, хранящийся в Виндсорской королевской библиотеке, относящийся к эпизоду в Библии в котором Петр отрезал свое ухо как доказательство своей преданности Высшему священнику. И наконец, фаворит Исуса апостол Джон изображался на иконах того времени с очень нежными чертами, скорее похожими на подростка с длинными волосами.

Везде присутствуют эзотерические символы.

Возможно, он не был еретиком,но уж точно не фанатиком католической церкви.Вполне возможно он, что он увлекался, которые в то время были еретическими, например гностическими или нео-платоническими. Гностики верили в мать богиню Софию, создательницу Мира, которую Леонардо изобразил на картине «Ледо», утерянной навсегда.

На сохранившихся набросках картины богиня мать изображена как «космическое яйцо», из которого другие яйца дают жизнь человечеству. Гностики также верили,что Исус Христос существовал в двух формах. Один как реальный человек, умерший на кресте, а другой в виде духа.

На другой знаменитой картине «Девственница на камнях» изображены два ребенка близнеца. Одного обычно считают Джоном Баптистом, а другого замаскированного Исусом Христа. Вполне вероятно, что это не так, но кто может сказать против?

Был ли Леонардо да Винчи членом Приори Сион.

Эта идея о его принадлежности к этой организации в проходит красной линией через всю книгу Код да Винчи. Приори Сион была древней и мистической сектой, основанной орденом Тамплиеров. Среди ее членов были Исаак Ньютон, Виктор Гюго и конечно Леонардо да Винчи.

На самом деле эта секта была придумана французом Пьером Плантард в 1956 году. Имя секты он взял с названия холма в Аннемасси на котором он планировал построить свою дачу.

Лист членов руководителей секты он взял из списка мистического древнего Ордена Розы, основанного на самом деле в 1915 году фантазером из США Харви Спенсером Люис, который был антисемитом, антимасономи радикально правым.

Плантад запустил эту идею в массы с тем, чтобы создать историческую линию королевской крови Меровингами, к которой он якобы принадлежал и являлся единственным наследником и утерянной в веках истории. Это давало ему поле для широкого маневра и возможность претендовать на пост Великого магистра в различных подобных организациях и тем самым стать политическим лидером. Однако,это не сработало.

Историки Линн Пикнет и Клайв Принс считают, что Туринская плащаница была сделана Леонардо.Писатель Виктор Хэйзел поддержал эту идею, основываясь на выдержках их книги «Кодекс Атлантикуса» в которых о видит признание Леонарда в том, что он создал Плащеницу.

Вот что писал Леонардо: «Когда я изобразил Бога как ребенка, вы и бросили меня в тюрьму. Значит ли это, что вы обойдетесь еще хуже, если я его изображу взрослым.» Не только это, но и автопортрет Леонардо абсолютно похож на изображение на Плащенице.

Однако, исторические источники упоминают о Плащанице до Леонардо, а точнее в 1389, радиоуглеродный анализ датирует ее в промежутке между 1260 – 1390 годами, т.е. она ужу существовала за столетие до него.

Зеркально писал Леонардода Винчи – справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов.

Зеркальной письмо.

Леонардо обладал необычной техникой писать в зеркальном отражении.Он мог писать справа налево и часто писал,начиная с последнего листа.

Эту технику многие считают желанием Леонардо засекретить свои идеи. Те кто считал его еретиком рассматривали эту технику «письменностью дьявола».

Нейропатологи заявляют,что эту технику написания он приобрел в детстве. Она вполне естественна для левшей, если она не исправлена. Однако он вполне мог нормально, хотя и с некоторым затруднением писать и правой, как это видно на некоторых картах,нарисованных им. Поэтоту он всегда диктовал официальные письма.

«Мона Лиза» — всемирно известное бесценное полотно гениального Леонарда да Винчи

Кто была Монна Лиза.

Знаменитая улыбка Джаконды не дает покоя столетия. Но кто Такая Монна Лиза, которая послужила Моделью для Леонардо? Ряд авторов считают, что позировала женщина по имени Сфорза возможно Катерина Буте дель Васса или же ее сводная сестра Бианка.

Некоторые историки считают, что Мона Лиза это автопортрет Леонардо, совместив на компьютере его лицо с лицом на картине.Фактически с полной уверенностью можно сказать, что женщина на портрете ни кто иная как Лиза Жерардини, т.е. Монна, коротко Мадонна или как сейчас говорят Леди.Лиза, жена Франческо дель Джаконда.Отсюда и другое название картины-Джаконда. Истину трудно установить, хотя мост на заднем плане картины явно схож с мостом в Бурано, недалеко от Ареззо, хотя вполне возможно, что это просто идеализированный пейзаж, о котором мечтал Леонардо.

Утерянные останки Леонардо да Винчи.

Еще одна загадка Леонардо. Что случилось с его останками? Его склеп больше не существует и никто не знает, где его останки. После смерти он был погребен в церкви Святого Флорентина в Амбозии, Франции. Однако, в результате времени и революционного вандализма церковь была разрушена,а надгробные камни и памятники были использованы для реставрации замка. Дети часто находили кости и играли с ними, после чего садовник собрал и захоронил их.

В 1863 году поэт Арсен Хоуссей нашел нетронутый скелет с большим черепом и сломаной костью руки.Неподалеку он нашел остатки надгробия с сохранившейся частью надписи: ЕО ДАС ВИНЧ. Уж не является ли эта часть надписи Леонардо Винчи на латинском языке? Останки перезахоронили в замке Амбоси, где они находятся и по сей день.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Биография

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Побежденный учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол)- творение кисти Леонардо.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии . Их оправдали . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро , а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем ».

Конец жизни

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основные даты

  • - Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
  • - член Флорентийской Гильдии художников
  • - - работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа »)
  • - Скандал с Сальтарелли
  • - Леонардо открывает собственную мастерскую
  • - по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
  • - монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
  • - приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане . Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
  • - начата работа над «Мадонной в гроте»
  • Середина 80-х - создана «Мадонна Литта »
  • - создан «Портрет музыканта»
  • - разработка летательной машины - орнитоптера , основанной на птичьем полёте
  • - анатомические рисунки черепов
  • - картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
  • - Витрувианский человек - знаменитый рисунок который иногда называют каноническими пропорциями.
  • - - закончена «Мадонна в гроте»
  • - - работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане
  • - Милан захвачен французскими войсками Людовика XII , Леонардо покидает Милан , модель памятника Сфорца сильно повреждена
  • - поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
  • - картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»

Дом во Франции, в котором умер Леонардо да Винчи в 1519 г.

  • - возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии , см. Итальянские войны)
  • - - работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • - роспись в соборе Святой Анны
  • - «Автопортрет»
  • - переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • - - работа над картиной «Иоанн Креститель»
  • - переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса, решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были еще достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана . Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Изобретения

  1. Металлическая повозка для перевозки солдат (прототип танка)
  2. Лёгкие переносные мосты для армии.

Дизайн летательной машины.

Военная машина.

Летательный аппарат.

Автомобиль.

Скорострельное оружие.

Военный барабан.

Прожектор.

Анатомия

Мыслитель

…Пусты и полны заблуждений те науки , которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литература

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях , написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., ). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX -XX веках . Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века , и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки! Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески»), как:

  • Амброджо де Предис
  • Джампетрино

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что лишь несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентийца стала реальностью. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», - писал божественный Леонардо.

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется -1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века , последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Однажды учитель Леонардо, Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
  • Он виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Был вегетарианцем . Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Библиография

Сочинения

  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. ().

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобшая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи . - М. : Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Галерея

Личность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии, он опередил время, в котором жил. Более 500 лет прошло с момента смерти великого творца, но его имя всегда вызывает живой интерес и в наши дни. Ученые, изучающие биографию и деятельность изобретателя, заявляют, что охватить масштаб титана эпохи Возрождения невозможно. Став легендой при жизни, да Винчи остается недостижимым идеалом в нашем мире.

Биография гения

Для начала познакомимся с гениальным мастером, оставившим после себя множество загадок. Чтобы понять натуру героя всех времен, познакомимся с она будет описана в данной статье.

Этот уникальный человек родился в 1452 году. До сих пор неизвестно, кем была его мать, а отец, признавший сына, четыре года не забирал его к себе.

У мальчика было хорошее образование, хотя, как упоминал сам Леонардо, бессистемное. Он с детства удивлял всех своим талантом, и известна роспись деревянного щита, на котором подросток изобразил грозную Медузу Горгону, поразившую окружающих своей реалистичностью. Сейчас копия этого произведения, выполненная Караваджо, хранится в музее во Франции. Отец, заметивший прекрасные данные сына, решает, что их необходимо развивать, и отдает ребенка на обучение во Флоренцию своему другу, известному художнику Верроккьо. С этого момента начинается новый этап в жизни Леонардо да Винчи, творчество которого оставило заметный след в искусстве и науке. Надо сказать, что талант юноши был оценен по достоинству, и после того, как учитель увидел изображение ангела, выполненное учеником, он больше не брал в руки кисть.

Новый период в жизни

Правда, не все замечали искусные творения юного мастера, сильно расстроенного из-за того, что его не пригласили работать в Ватикан, как других художников. Так заканчивается флорентийский период и начинается новый.

Испытывающий досаду да Винчи переезжает в Милан - промышленный город, где жили не творческие люди, а ремесленники, крепко стоящие на ногах. Молодой человек находит хозяйственника Л. Сфорца и просит его покровительства, упоминая в первую очередь свои инженерные задумки, а не художественные заслуги. Лодовико не отказывает приятному юноше, работы которого в это время доказывали, что он гениальный конструктор.

В миланский период появляются удивляющие всех новизной проекты летательных аппаратов, станков, шлюзов, каналов, мельниц, правда, за их осуществление никто не брался. И даже просвещенные умы, искренне восхищавшиеся несомненным талантом живописца, не понимали его изобретений, которые выглядели для того времени абсурдными.

Гений, оказавший влияние на культуру

В конце XV века мастер возвращается во Флоренцию, где и появляется одно из самых загадочных произведений, вызывающее споры ученых, - «Джоконда». Главный шедевр, вот уже несколько столетий не оставляющий равнодушным зрителей и искусствоведов, оказал большое влияние на мировую художественную культуру. Сам да Винчи не расставался со своим творением, а сохранностью оного в вечности мы обязаны королю который выкупил картину у стареющего и теряющего здоровье мастера.

В 1519 году сердце гениального итальянца, изобретения которого обогнали свое время, останавливается (случилось это во Франции), а все работы и рукописи переходят к одному из его учеников.

Человек или нет?

Наследие величайшего творца тщательно изучается со всех сторон, а исторически значимая фигура с огромным размахом деятельности еще долго будет считаться недостижимым идеалом.

При жизни одинокого изобретателя ни одна из его задумок не была реализована, а вот если бы, как считают ученые, хоть одна идея гения была воплощена в жизнь, то научно-технический прогресс начался намного раньше. Так кем был Леонардо да Винчи? Имеющего магический дар предвидения титана Ренессанса называли чародеем и не очень любили за его уникальную разносторонность. Загадочный мастер, тративший немало времени на странные изобретения, пугал обывателей, считавших его колдуном, заключившим сделку с самим дьяволом.

Он делал невероятные вещи, за что его подозревали в служении черной магии. Считалось, что обычный человек не может быть настолько одаренным, а Леонардо ломал все привычные стереотипы и к тому же был невероятно силен физически. Не проявляющий внешне никаких эмоций, он вел дневник, где обращался к себе на ты, и тем, кто читает записи, кажется, что в гении жили две личности, одна из которых руководила итальянцем.

Провидец

Тайны Леонардо да Винчи так и остались загадками, ведь никто не знает, как гений смог изобрести газовую смесь, при помощи которой человек мог погрузиться на глубину, ведь для этого ему понадобились бы знания биохимии, а такой науки в те времена не существовало.

Да Винчи предвидел будущее и преуспел в этом. Его «Пророчества», сделанные в конце XV века, повествуют о событиях, которые происходят в наши дни. Именно он рассказал о том, что на землю сбросят оставляющие воронки авиабомбы, люди будут прыгать с парашютом и разговаривать по телефону, а на рисунке, который называется «Конец света», явно прослеживаются очертания атомного гриба.

Сверхъестественные способности

Последователи эзотерических наук считают его посланником Шамбалы, обладающим развитыми оккультными способностями. Флорентинец настолько тщательно контролировал свои чувства, что всегда имел ровное настроение. Его современники неоднократно задавались вопросом о том, кем был Леонардо да Винчи, ведь он не производил впечатления обычного человека. У одинокого гения не было друзей и семьи, а общение с родственниками прекратилось. Нет и никаких свидетельств любовных историй, которые могли пролить свет на характер творца. Для него не существовало такого понятия, как ночь, ведь он спал по 15 минут каждые четыре часа, сокращая до минимума ежедневный сон.

Загадки автопортрета

Леонардо да Винчи (фото его картин это подтверждает) на своих шедеврах оставлял не подпись, а еле видный знак - взмывающую вверх птичку, символизировавшую просвещенное человечество. Даже автопортрет да Винчи вызывает множество споров. Зрители наблюдают пожилого человека, облик которого меняется в зависимости от ракурса, это видно даже на фотографиях, сделанных с разных углов, и видеосъемке в движении. А вот искусствоведы убеждены, что это набросок головы апостола из «Тайной вечери».

Тайны картин Леонардо да Винчи

Мастер изобрел особую технику написания картин, при которой изображенные предметы выглядят не четко, а размыто, без видимых границ. Принцип сфумато (рассеивания) позволяет зрителю пробудить фантазию и заметить, как полотно оживает. Сам мастер окуривал свое помещение дымом и рекомендовал молодым дарованиям именно таким образом упражняться в живописи.

Знаменитая «Мона Лиза», она же «Джоконда», Леонардо да Винчи написана именно в такой технике, и главная особенность картины заключается в живой улыбке женщины, когда многим кажется, что таинственная незнакомка поднимает уголки губ, отчего меняется выражение ее лица.

Ученые, которых интересует этот вопрос, провели компьютерное исследование и выяснили, что улыбка Моны Лизы выражает счастье, чувство отвращения, страх и злость одновременно. Другие исследователи убеждены: отсутствие бровей вызывает такой эффект. Есть еще одна версия, согласно которой улыбка носит ускользающий характер из-за того, что находится в низкочастотном диапазоне света.

Личность изображенной дамы на полотне также волнует умы ученых. Многие не склонны считать, что художнику позировала Франческо Джокондо, жена торговца шелком из Флоренции. Среди оригинальных версий выделяются несколько: согласно одной, да Винчи нарисовал себя в женской одежде, другая гласит, что это портрет пробывшего с мастером 26 лет ученика.

Зашифрованные тайные знаки

Хранящаяся в Милане фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи даже спустя 500 лет вызывает огромный интерес исследователей, старающихся расшифровать тайные знаки гения. На картине, хранящей множество посланий потомкам, прекрасно запечатлен язык жестов, который изучается искусствоведами. Нанесенное на стену монастыря изображение передает тот самый момент, когда Иисус рассказывает о том, что один из сидящих апостолов его предаст.

Удивительно, но для образа Христа и Иуды позировал один и тот же человек, только в разное время своей жизни. Одухотворенный, поющий в хоре юноша так поразил художника, что он сразу понял: воплощение добра найдено. Через несколько лет да Винчи обнаружил в канаве пьяницу, с которого и написан образ Иуды. Как выяснилось позже, это был один и тот же человек, и этот факт доказывает, что добро и зло по жизни идут всегда рядом.

Большой палец правой руки Христа касается скатерти, в то время как другие приподняты - жест сожаления и печали, который стали использовать в своем творчестве остальные художники. Иуда, сжимающий правой рукой кошель, левой опрокидывает солонку - знак беды в христианстве. А привставшего Петра переполняет гнев, и не зря он сжимает в руке нож, которым хочет покарать будущего предателя.

Интересна гипотеза исследователей, рассуждающих на тему, что да Винчи изобразил себя среди апостолов: как кажется многим, им является Фаддей, сидящий спиной к Христу. Учитывая атеистические воззрения художника, эта версия кажется правдоподобной.

Нельзя не упомянуть, что во время Второй мировой войны в здание церкви попал снаряд, который разрушил все, кроме стены с фреской.

«Мадонна» Леонардо да Винчи

Самое трогательное произведение итальянца отражает силу его таланта, и образ одухотворенной женщины и заботливой матери - один из любимых у мастера. Картина, носящая полное название «Мадонна Литта», сейчас находится в Эрмитаже, и любой желающий может насладиться талантом гениального живописца.

Главная особенность произведения, написанного не маслом, а темперой, - яркие насыщенные цвета, вызывающие светлые чувства. А фон, погруженный во мрак, нужен для того, чтобы лик Богоматери явно проступал навстречу зрителю.

Мать, кормящая дитя, воплощает идеал женской красоты, и вечный шедевр трогает нас уже пять столетий, что говорит о невероятном мастерстве автора.

Закрытую композицию размыкает взгляд младенца Христа, и это еще одна зашифрованная символика. Бог, который смотрит на людей, обещает им всегда быть рядом с ними. Известно, что творец часто выкупал на рынке птиц и выпускал их в небо, поэтому не случайно он изобразил ребенка, сжимающего одной рукой щегла. Живописец подтверждал, что это не просто получение материнского молока, а духовное кормление, а душа птицы копирует душу человека.

Рисунок - научный труд

Не менее знаменит рисунок в котором мастер подчеркнул природную идеальность и математическую пропорциональность. Произведение является не просто художественным творением, но и целым научным трудом.

Прибывший из других миров?

Личность неординарного провидца, опередившего время, сегодня так же мистически притягательна, как и несколько веков назад. Однако мы до сих пор не можем сказать, кем был Леонардо да Винчи на самом деле. Изумляющий многогранностью своего дарования, этот итальянец оказал огромное влияние на развитие нашей цивилизации, поэтому вечные споры о том, человек ли он, или прибывший из будущего и поделившийся с нами важными секретами, продолжатся еще не одно столетие.

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.