Дина рубина что. Смотреть что такое "Рубина, Дина Ильинична" в других словарях. — А влюбились вы впервые когда


Когда меня убедили, что на сайте обязательно должна быть помещена моя биография, я принялась листать словари и энциклопедии, где — от краткого абзаца до обширной статьи — излагались разные варианты моей достаточно заурядной и абсолютно скучной биографии.

Обычно я довольно равнодушно отношусь к подобным вещам, полагая, что никто их и не читает. В сущности, кому какое дело — что за институт закончил автор того или иного романа, сколько у него братьев или сестер, сколько детей, мужей и прочего жизненного барахла…

Некоторое время меня даже раздражала просьба создателей моего сайта — написать собственную биографию. В конце-концов, у любого писателя биография расщеплена на мелкие и крупные щепы для растопки творческого костра, на котором мы сами и корчимся всю свою литературную жизнь.

Потом я решила взглянуть на это дело с точки зрения мастеровой. Вот, мол, есть некая второстепенная героиня ненаписанного пока романа. Взять и — где конспективно, где более проработанно — набросать некий рисунок жизненного пути. На том и порешила.

Родилась в 53-м, уже после смерти Усатого, в семье художника и учительницы истории. И та и другой родились на Украине. Отец — в Харькове, мать — в Полтаве. В Ташкент родители попали каждый своим путем. Мать — с волной эвакуации, явилась девчонкой семнадцати лет, бросилась поступать в университет, (страшно любила литературу). В приемной комиссии ее спросили строго — "Вы на филологический или на исторический?" Она закончила украинскую школу, слово "филологический" слышала впервые, спросить — что это значит — стеснялась, так и поступила на исторический. Ночью работала охранником на оружейном заводе, днем спала на лекциях, которые читали блестящие профессора московского и ленинградского университетов, эвакуированных в Ташкент. Зимы те военные были чудовищно морозными. Картонные подметки туфель привязывались веревками. От голода студенты спасались орехами — стакан стоил какие-то копейки. Тогда еще не знали, что они страшно калорийны. Кроме того, в студенческой столовой давали затируху. И студенты и профессора носили в портфелях оловянные миски и ложки… Однажды моя восемнадцатилетняя мать случайно поменялась портфелями (одинаковыми, клеенчатыми) со знаменитым московским профессором, который читал курс средних веков по собственному учебнику. Обмирая от стыда, она подошла к учителю и сказала: "Профессор, вы случайно взяли мой портфель и мне ужасно стыдно: если вы его откроете, то обнаружите, что в нем нет ничего, кроме миски и ложки для затирухи". Профессор сказал на это: "если бы вы открыли мой, то увидели бы то же самое."…

Отец родом из Харькова — вернулся с войны молоденьким лейтенантом — в Ташкент, к эвакуированным родителям. Поступил в художественное училище, где историю преподавала его сверстница — очень красивая, смешливая девушка… Так встретились мои родители.

У того и другого в семьях есть легенды, вполне литературные. Из одной легенды я уже состряпала "путевые записки" — "Воскресная месса в Толедо", которые были опубликованы во 2-м номере "Дружбы народов" и вошли в книгу, вышедшую в издательстве "Вагриус". А "цыганская" легенда материнской родни еще ждет своего часа. Написать в двух словах не получается. Уж больно романтична.

Полагаю, что на отрезке — до и после революции — мои предки занимались ровно тем, чем занимались сотни тысяч украинских евреев: немножко торговали, немножко учились, немножко учили других. Прадед по матери был человеком религиозным, уважаемым и — судя по некоторым его высказываниям, которые до сих пор цитируются в семье — необычайно остроумным. Прадед по отцу — варшавским извозчиком, человеком необузданной ярости, от чего дед в четырнадцатилетнем возрасте бежал из дома и никогда не вспоминал о своей семье. От этого, не слишком далекого, предка — вспыльчивость и умение портить отношения с людьми.

Детство мое, равно как и юность, и молодость, да и вся последующая жизнь — в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего человека нет своего угла. Одна из комнат обязательно — мастерская, — ибо сначала отцовские холсты расставлены по всем углам, потом — мужнины. Про все это я писала в повести "Камера наезжает!" Итак, теснота физическая, бытовая, а также теснота обстоятельств, постоянно давящая… Ну, и занятия музыкой по нескольку часов в день — специальная музыкальная школа при консерватории…в общем, было о чем писать.

Непреклонное лицо на фотографиях тех лет. Мое лицо. Беззащитные глаза, квадратные скулы. Довольно жалкое существо, угнетенное служением прекрасному искусству, будь оно проклято…

Мое созревание, — то есть, настаивание жалкого цыплячьего мозга на спирту и специях жизни колониальной столицы, — сопровождалось видениями. Вернее, так: самая обыкновенная вещь — сценка, случайная тающая фраза в уличной толпе, обиходная деталь быта вдруг высекали во мне сверкающую искру и я впадала в прострацию. Нежный подводный гул в ушах, давление глубинной толщи, парное дребезжание воздуха, какое в жару поднимается над раскаленным песком, сопровождали эти непрошеные медитации. Так однажды на уроке физики я вылетела из окна и совершила два плавных круга над школьной спортплощадкой — я уже писала об этом.

В другой раз дивный пейзаж на щелястой стене деревянного нужника в углу полузаброшенной стройки ослепил меня по дороге из музыкальной школы. Пейзаж, пейзаж. Я имею в виду буквально: картину. Почему-то я не остановилась внимательно осмотреть находку, а прижимая к тощему животу нотную папку, прошла мимо, только выворачивая назад голову, пытаясь удержать чудное видение (гул в ушах, дрожание воздуха…) На следующий день никакого пейзажа не оказалось. Обморочное отчаяние. Тоска по зефирно-фарфоровым красотам загробной жизни. Сейчас я думаю, что это была мазня одного из рабочих — почему бы и нет? Вероятно, он вывесил картину сушиться, после чего снял. Словом, сегодня меня ни на йоту не заинтриговали бы подобные приключения моего воображения. А в то время я жила глубоко и опасно. На грани умопомешательства, как многие подростки.

Постоянное впадание в медитацию. Провалы в какие-то колодцы подземной блаженной темноты, сладостное оцепенение и разглядывание себя — изнутри: атласное дно закрытых глаз, с бегущими вбок снопами изумрудно-оранжевых искр.

Центральная колея детства — музыкальная школа при консерватории.

Что может быть страшнее и нереальнее экзамена по фортепиано? Дребезжание рук, ускользание клавиатуры, дактилоскопические следы на узких спинках черных клавиш от вспотевших пальцев… И оскорбительное забывание нот. Что вообще может сравниться по издевательству и униженности с твоим, непослушным тебе, телом?

Поджелудочная тоска, тошнота в суставах, обморочный заплыв глаз — так, как я боялась сцены, ее не боялся никто. Я выплеснула из себя в детстве и юности прибой этого горчичного ужаса, выдавила этот предсмертный, посмертный липкий холод из застывших пор. Мне уже ничего не страшно... Я видела все, я возвратилась из ада. Поэтому никогда не волнуюсь на своих литературных выступлениях.

Детские дружбы — штука хрупкая, возникают быстро, рассыпаются быстро… О Ташкенте мне еще предстоит написать, очень интересный был город в мое время, благословенный Юг, со всеми вытекающими подробностями быта, дружб, соседства, некоего южного вавилонства, смешения языков и рас. — Слишком широкая тема, а я человек деталей.

Итак, закончила специальную музыкальную школу при консерватории для одаренных детей. Такая элитная каторга, об этом тоже писала в "Уроках музыки", и напишу еще. Фортепиано, черт бы его побрал. Из школьных лет — осталась одна дружба, которая и сейчас со мной, в Израиле, живет под Хайфой, пиликает на скрипочке, преподает, уже бабушка. А вчера мы — восьмиклассницы — стояли у окна после "технического" экзамена, на втором этаже школы им. Успенского, смотрели, как падает снег и грели руки на батарее. Это было вчера.

Затем — консерватория, преподавание в Институте культуры, и прочий сор биографии, из которого давно уже выросли повести и рассказы.

От первого, несчастливого, брака — взрослый сын, от второго, счастливого, — дочь.

Первый рассказ был напечатан в журнале "Юность", когда мне исполнилось шестнадцать лет. Назывался он "Беспокойная натура", ироничный такой маленький рассказик, опубликован в разделе "Зеленый портфель". В то время я постоянно шутила. Потом еще два рассказа были там же опубликованы, после чего я торжественно перешла в отдел прозы этого журнала и печаталась там до самого отъезда из Советского Союза. Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем.

Толстые журналы меня признали издалека, из-за границы, наверное, надо было уехать, чтобы пробить плотину "Нового мира", "Знамени", "Дружбы народов". Правда, и писателем в Израиле я стала совсем другим, но это уже другая тема.

Моя писательская жизнь в Ташкенте очень забавна, тоже — сюжет для прозы. Для заработка я переводила узбекских писателей. Премию министерства культуры Узбекистана получила за откровенную халтуру, которую накатала по мотивам узбекских народных сказок, совместно с поэтом Рудольфом Баринским. Дело в том, что от первого мужа я ушла с маленьким сыном к родителям, тем самым умножив вечную тесноту. Надо было срочно покупать кооперативную квартиру, я села и написала пьеску для театра музыкальной комедии. Там она и была поставлена, и с успехом (видно по премии), шла. На гонорар я купила однокомнатную квартиру, в которой прожила до переезда в Москву. Пьеска называлась "Чудесная дойра" (это инструмент такой, вроде бубна). Друзья, разумеется, переименовали ее в "чудесную Двойру".

В театрах ставилась пьеса по моей известной повести "Когда же пойдет снег?". Ее же в виде радиопостановки гоняют до сих пор, ее же в виде телеспектакля показывали по центральному ТВ много раз. Она ставилась в Москве, Перми, Брянске и еще Бог знает где. До сих пор какие-то письма от провинциальных режиссеров доносят до меня разные сведения о постановках.

Фильм по неудачной повести "Завтра, как обычно" тоже сняли на "Узбекфильме". Фильм тоже ужасный. Назывался "Наш внук работает в милиции". Было это в 1984 году. Зато, на материале этих киностраданий написана удачная повесть "Камера наезжает". Значит, страдания и пошлость окупились, то есть, рентабельны.

Вообще же, убеждена, что мою прозу можно только читать. (Вот недавно в спектакле МХАТа один из рассказов читала Даша Юрская). Играть меня в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова. Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается переносу на сцену и экран. С этим нужно только смириться.

Когда снимался этот несчастный фильм, познакомилась со своим вторым мужем, значит, страдания окуплены вдвойне. К нему и переехала в Москву. Опять — в тесноту, в "хрущобу", где и прожили мы до 90-го года, года эмиграции, до следующей, уже израильской экзистенциальной и полной "тесноты": — квартиры, денег, страны.

В Москве жила свободным художником (вообще, свободным художником живу лет с двадцати трех, служить — фрагментарно — стала только переехав в Израиль, и вот, сейчас, о чем — ниже.) Круг общения — самый разный. Конечно, — писательский, художественный, музыкальный. Самый широкий. Я при внешнем беглом пригляде — довольно открытый человек, вполне светский. Так что, знакомства перечислить трудно. (Муж мой работал какое-то время в театре на Таганке, поставил с режиссером Ефимом Кучером несколько спектаклей, вот вам и актерская компонента; я писала радиоспектакли на московском радио, вот вам и еще один бок московской жизни, ну и журналы, ЦДЛ… — словом, как у всех московских литераторов.)

В конце 90-го мы репатриировались.
Это — рубеж биографический, творческий, личностной.
И что бы я ни делала в Израиле — немножко служила, много писала, выступала, жила на "оккупированных территориях", ездила под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и в Иерусалиме, и в Москве… — все это описано, описано, описано…Нет нужды повторяться.
Премий две — за книги. Одна, им. Арье Дульчина, за книгу "Один интеллигент уселся на дороге", вторая — Союза писателей Израиля — за роман "Вот идет Мессия!".

Период творческого кризиса переживаю всякий раз, поставив точку в очередном романе-повести-рассказе-эссе. Вообще, живу в вечном состоянии творческого кризиса. Повышенно самокритична. После переезда в Израиль действительно, молчала полгода. Но это был не узко-творческий, а тотально-личностной кризис, о котором я тоже писала в повести "Во вратах Твоих", и в романе "Вот идет Мессия!".

Мой муж и моя дочь религиозны в самом прямом иудейском смысле этого слова. Со всеми вытекающими деталями жизни. Я же выскальзываю из любых пут, как и надлежит быть художнику, — хотя, конечно же, обращаюсь к Богу постоянно.

Библиография...

"Когда же пойдет снег…?", повесть и рассказы. — Ташкент: изд. "Ёш гвардия", 1980

"Дом за зеленой калиткой", повести и рассказы. — Ташкент: изд им. Гафура гуляма", 1982

"Отворите окно!", повести и рассказы. — Ташкент: изд.им. Гафура Гуляма, 1987

"Двойная фамилия",. повести и рассказы. — Москва: "Советский писатель", 1990

"Один интеллигент уселся на дороге", повести и рассказы. — Иерусалим: "VERBA Publishers",1994

"Вот идет Машиах!" Роман. — Тель-Авив, 1996
translated by Daniel M. Jaffe as "Here Comes The Messiah!" (Бостон, Zephyr Press, 2000)

"Вот идет Мессия!" Роман и повесть. — Москва: изд. "Остожье", 1996

"Уроки музыки". Повести и рассказы. — Иерусалим, 1996

"Ангел конвойный". Повести и рассказы. — Москва, изд. "Меджибож" 1997

"Уроки музыки", повести и рассказы. — Москва, изд. "Гудьял-пресс" 1997

"Последний кабан из лесов Понтеведра". Роман, повесть. — Иерусалим: "Pilies Studio Publishers", 1998

"Вот идет Мессия!". Роман. Издательский дом "Подкова", 1998

"Высокая вода венецианцев" Повести и рассказы. — Иерусалим: "Лира", 1999

"Под знаком карнавала", сборник эссе. — Иерусалим: "Лира", 1999

"Двойная фамилия", сборник рассказов — Москва: "Олимп", 1999

"Астральный полет души на уроке физики", сборник рассказов — Москва: "Олимп", 1999

"Под знаком карнавала". Роман, эссе и интервью. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2000

"Когда выпадет снег". Повести и рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2000

"Вот идет Мессия!" Роман. — СПб.: "Ретро", 2000

"Последний кабан из лесов Понтеведра". Роман, повесть. — СПб.: "Симпозиум", 2000

"Один интеллигент уселся на дороге". Повести и рассказы. — СПб.: "Симпозиум", 2000

Высокая вода венецианцев". Повести и рассказы. — Москва: Вагриус, 2001

"Чем бы заняться?" — сборник эссе. — СПб.: "Ретро", 2001

"На Верхней Масловке". Роман. Повести. Рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Под знаком карнавала". Роман. Эссе. Интервью. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Когда выпадет снег". Повести и рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Дом за зеленой калиткой". Повести и рассказы. — Москва: "Вагриус", 2002

"Глаза героя крупным планом". Повести. — Москва: "Вагриус", 2002

"Воскресная мессса в Толедо". Повести и эссе. — Москва: "Вагриус", 2002

"Дом за зеленой калиткой". Рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Глаза героя крупным планом". Повести. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Вот идет Мессия!". Роман. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Во вратах твоих". Повести и роман. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Несколько торопливых слов любви". Рассказы, повети. — СПб.: "Ретро", 2003

Начиная с 2003 года Дина Рубина начинает сотрудничать с самым крупным в Европе издательством ЭКСМО, которое издает и переиздает весь корпус ее прозы очень много. За годы сотрудничества с Эксмо общий тираж книг Д. Рубиной составил более двух с половиной миллионов экземпляров. Нет никакой возможности перечислить здесь все переиздания; далее перечислены только новые книги - романы и сборники рассказов, новелл и эссе:

"Синдикат". Роман-комикс. — Москва: "ЭКСМО", 2004
"Холодная весна в Провансе". Сборник новелл. — Москва "ЭКСМО" - 2005
"На солнечной стороне улицы". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2006
"Цыганка". Cборник рассказов и новелл. — Москва: "ЭКСМО", 2007
"Больно только когда смеюсь". Cборник интервью и эссе. — Москва: "ЭКСМО", 2008
"Почерк Леонардо". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2008
"Белая голубка Кордовы". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2009
"Синдром Петрушки". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2010


Книжная полка

Окончила музыкальную школу при консерватории, а в 1977 г. — Ташкентскую консерваторию.

Первый рассказ Рубиной «Беспокойная натура» был опубликован в 1971 году в журнале «Юность».
В 1977-78 гг. преподавала в Ташкентском институте культуры, в 1978-84 гг. руководила литобъединением при Союзе писателей Узбекистана.

Печатала рассказы и повести в журнале «Юность»; написала пьесы «Чудесная дойра» и «Когда же пойдет снег?», которые были поставлены в нескольких театрах Советского Союза. В 1980-х гг. в Ташкенте были опубликованы три книги прозы Рубиной: «Когда же пойдет снег..?» (1980), «Дом за зеленой калиткой» (1982), «Отворите окно!»(1987), в 1990 г. в Москве вышел сборник повестей и рассказов «Двойная фамилия».

В 1990 году Рубина репатриировалась с семьей в Израиль. Живет в городе Ма‘але-Адуммим.

Произведения Рубиной многократно публиковались в израильской и зарубежной печати, в том числе в «Иерусалимском журнале», в журнале «Континент», «Знамя», «Новый мир», а также во многих литературных альманахах и сборниках.
С 1990 г. до 2002 г. в Израиле и России опубликовано более 30 книг прозы Рубиной, сборники ее произведений в переводах вышли в Израиле, Франции, Болгарии, Эстонии, Чехии.
С 2000 г. Рубина работает представителем Еврейского агентства по работе с общинами в Москве.

В Израиле вышли книги Рубиной: повести и рассказы «Один интеллигент уселся на дороге» (Иер., 1994); романы «Вот идет Машиах» (Т.-А., 1996); «Последний кабан из лесов Понтеведра» (Иер., 1998). В Москве опубликованы книги «Высокая вода венецианцев» (2001); «Глаза героя крупным планом» (2002) и др.

Проза Рубиной отличается ярко выраженной авторской интонацией, вниманием к бытовым подробностям, точной обрисовкой персонажей, иронией и лиризмом. Особое место в творчестве Рубиной занимает еврейская тема: историческое прошлое народа, а также современная жизнь евреев в Израиле и в диаспоре.

Литературные награды

Премия Министерства культуры Узбекистана за пьесу «Чудесная дойра» для театра музыкальной комедии, написанную ею совместно с поэтом Рудольфом Баринским в конце 70-е годов XX века в Ташкенте, по мотивам узбекских народных сказок.
Премия им. Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге».
Премия Союза писателей Израиля за роман «Вот идет Мессия!».
Российская премия «Большая книга» за 2007 год за роман «На солнечной стороне улицы».
март 2008 — премия Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям», опубликованный в журнале «Дружба народов», № 7, 2007 год.
апрель 2009 — премия «Портал», лучшее фантастическое произведение (крупная форма) за роман «Почерк Леонардо»

Фильмы по произведениям Дины Рубиной

На солнечной стороне улицы
На Верхней Масловке

В подборке собраны книги Дины Рубиной — список с описанием. Здесь вы найдете и новые книги 2017 года, а также ее лучшие сборники.

2017

Бабий ветер

Главная героиня книги — настоящая женщина, которая в юном возрасте была парашютисткой. Но после трагедии личного характера ей пришлось оставить не только любимую профессию, но и родной город. Теперь она живет в Нью-Йорке и работает косметологом. Она сталкивается с необычными и порой даже фантастическими событиями. Дальше

Крепче веселитесь! (сборник)

«На тот момент, мы с моим соавтором Борисом думали, как все это воплотить в одну книгу, это напоминает то, как оконные переплеты помещают на страницы книги, а крестовина подрамника становится основой сюжета…» так цитировала Диана Рубина свою задумку. Эта книга содержит лучшие произведения «Судьбинных окон». Дальше

Это седьмая книга Дины Рубиной, в которую вошли все повести, написанные за 2006 — 2010 годы. За эти годы стиль писательницы немного изменился, добавилось больше фактов, которые смогли перекрыть художественный вымысел. Например, трогательная история Мирьям и Адама, которая рассказана свидетельницей, или увлекательная история Лаймы и дедушки, которую рассказывает внучка и др. Это жизненные истории, заставляющие задуматься. Дальше

В эту книгу вошли рассказы Дины Рубиной, написанные в 90-х. Вместе с тем, как меняется жизнь автора в связи с переездом в Израиль, расширяется и творчество. Ее работы печатают в различных журналах, не только российских, но и в иностранных. Дина Рубина столкнулась с людьми, в судьбе у которых две родины. Здесь выраженное внимание к чужой речи, а также посторонний взгляд на сюжеты, не похожие на выдумку. Дальше

На очередном выступлении Дина Рубина сообщила, что ее переезд в Израиль не был запланирован, а скорее стал вынужденным переездом. Единственное, что помогало, так это молодость, и понимание того, что нужно быть сильной. Со временем становилось легче, привыкали и дети к новому дому. Начиная с 2000 года, автор активно работает над новыми рассказами. В России начинают печать не только ее новые книги, но и повторно старые. Дальше

2016

Отлично поет товарищ прозаик! (сборник)

С 16 лет Дина Рубина стала одной из лучших писательниц советской прозы. Это по-настоящему был головокружительный успех! Сама же она относилась к своим работам довольно иронично, считая это «белибердой». Но на самом деле было ясно, что у столь юной писательницы огромный талант, и ее рассказы были действительно живыми. Дальше

Всегда, всегда? (сборник)

В настоящий момент для многих 80-е годы кажутся фантастическими и нереальными. Но стоит задуматься о жизни без интернета и мобильной связи, когда авторы воплощали в рассказы всю свою фантазию. Легкая наивность присутствует в каждой истории, вызывая счастливые воспоминания. Некоторые события могут показаться детскими, но все они только красят творчество Дины Рубиной. Дальше

2015

Русская канарейка. Блудный сын

Это последняя часть книги из серии «Русская канарейка». В ней рассказана история плохо слышащей и бездомной девушки Айи и бывшего агента спецслужб Леона Этингера, их совместное путешествие по Европе. За это время они обретут свою надежду и станут выше разочарований. Но они даже не догадываются, что судьба у них совсем другая. Дальше

Медная шкатулка (сборник)

Книга расскажет истории человеческих жизней. Они написаны легким, понятным языком. И иногда схожи с монологом малознакомых людей. Наслаждение и любовь, горе и разочарование, мысли и мечты… Дина Рубина настаивает на правдивости историй, которые она слышала случайным образом, в автобусе или в самолете. Дальше

Коксинель (сборник)

В данном сборнике читатель сможет узнать совершенно разные судьбы, и в то же время похожие друг на друга. Например, в одном из рассказов «Туман» действие будет происходить в городе Цфат, где в одной из мусульманских семей произошло убийство. Расследовать преступление берется русский репатриант. Ему нужно найти преступника следуя мусульманским обычаям. Дальше

2014

Русская канарейка. Желтухин

Это первая книга, в которой описана удивительная история двух семей. Действия происходят в ХХ веке. Герои будут вовлечены во многие события, где они будут испытывать радости и горе, успех и разочарование. Одна семья живет в тихом местечке и разводит канареек. Другая — одесская семья. Но однажды их судьбы пересекутся. Дальше

Это вторая книга Дины Рубиной. Любовный роман, в котором будет не только любовь, но и музыка, искусство и шпионы. Молодые люди Леон и Айя, даже сами не замечая того, влюбляются в друг друга. На тот момент Леон очень устал от своей работы в спецслужбе, и он знакомится с бродяжкой, которая увлекается фотографиями. Они очень разные. Сможет ли любовь победить все предрассудки? Дальше

На написание книги автора невольно натолкнул хороший друг, который работал следователем. Девушка видела, как допрашивают подозреваемых, побывала с приятелем в тюрьме и узнала многое о его работе. После того, как работа по написанию книги была завершена, далее было сложно добиться того, чтобы ее напечатали. Но вскоре автору позвонил режиссер и предложил написать сценарий, девушка с радостью согласилась. Дальше

Это рассказы в биографическом стиле Дины Рубиной. Каждый из них связывает поездка в Израиль, Италию и др. Каждое путешествие — это новая история с яркими и увлекательными событиями. В этой книге особое внимание уделяется еврейским общинам, они есть во многих городах и в них сохранились культура и традиции народа. Дальше

  • Снег в Венеции (новелла)

2012

  • Окна (сборник)

Не оставляй меня одного (сборник)

Для кого-то эта история не окажется интересной. Здесь будет интеллигентный любитель женщин, в которого влюблены сразу три из них. Это кажется банальным. Но то, как автор эмоционально ее преподносит, поражает. Все герои книги яркие и интересные, со своей необычной судьбой. Читатель узнает о невероятном сплетении судеб и смыслов. Дальше

2011

  • Новеллы о путешествиях (сборник)

2010

  • Синдром Петрушки (аудиоспектакль)

О любви (сборник)

Книга хоть и небольшая, но в нее вместились судьбы людей, путешествия и любовь. Когда человеком овладевает любовь, он уже ничего не может сделать, несмотря на стремление вытеснить ее из сердца. Ты окунаешься в этот водоворот и осознаешь, что выходить из него совсем не хочется. После это люди обретают счастье или наоборот — разочаровываются. Дальше

2009

Белая голубка Кордовы

Книга читается очень легко, читатель будет переживать за судьбу главного героя Захара Кордовина. Это пылкий, уважаемый и привлекательный эксперт. На страницах книги можно будет узнать о молодости и зрелости героя. Так же присутствуют описания старинных городов с царящей в них атмосферой, много интересных приключений, загадок и любви. Дальше

2008

Почерк Леонардо

Главная героиня Алла обладает даром ясновидения. Все свои тайны она записывает скрытым почерком Леонардо да Винчи. Девушка может с помощью зеркал видеть различные события. Вот только Алла уверена, что ее дар — это ее же проклятие. Она видит печальные и трагические события, и ничего не может сделать, чтобы предотвратить это. Дальше

Больно только когда смеюсь

Дина Рубина дала огромное количество интервью, именно это и стало поводом для написания данной книги. Здесь будут описаны многие моменты из жизни писательницы, ее чувства, жизнь в Израиле, детство. Помимо этого, на страницах книги присутствуют зарисовки, забавные анекдоты и байки. Дальше

2007

2006

2005

Холодная весна в Провансе

Однажды путешествуя по Провансу, в руках у девушки оказываются старинные письма, которые Ван Гог писал своему брату Тео. После этого случая героиня понимает, что ее судьба тесно связана с судьбой художников. Мысли и воспоминания образуют яркую картину и образ Ван Гога, который становится таким настоящим и живым. Дальше

2004

Синдикатом является организация, которая находит евреев по всему миру и переселяет их на родину. Но для большинства людей это становится настоящим ужасом, ведь они почти всю жизнь живут в России, учатся и работают там. Но если задуматься, то это возможность увидеть лучшее место на Земле. И многие соглашались на поездку, но вскоре возвращались обратно в Россию, так как в Израиле нет работы. Дальше

2003

  • Несколько торопливых слов любви (сборник)
  • Такая долгая жизнь (Две истории любви)

Писательница приехала в Москву на презентацию книги «Окна» и поговорила с «Телесемь» о судьбе и счастье.

Досье

родилась : 19 сентября 1953 года в г. Ташкенте. С 1990 года живет в Израиле. Книги пишет 40 лет
книги : из больших – 8 романов. Книги Рубиной переведены на 27 языков. Недавно добавились норвежский, албанский, итальянский
семейное положение : замужем. Супруг – художник Борис Карафелов
ПРЕДПОЧТЕНИЯ
блюдо : «Жареное мясо. Я ярко выраженный мясоед»
напиток : «Я ликерная душа. Больше всего люблю «Амаретто» и свою любовь к нему передала Вере, героине романа «На солнечной стороне улицы»
любимое кольцо : из серебряной монеты времен Александра Македонского
cпорим, вы не знали, что… У Дины Рубиной есть любимое место в Москве – Ботанический сад. Когда писательница жила в нашем городе, она ходила туда гулять с детьми.

Место силы

– Дина Ильинична, есть ли у вас талисман или место, которое вас подзаряжает, дает силы? Когда вы работали над романом «Синдром Петрушки», вам помогала кукла, игрушечный Петрушка. А сейчас?
– У меня есть такое любимое место – прихотливо изрезанный берег Средиземного моря в районе израильской Хайфы. Там в древности была финикийская крепость. Студенты-археологи до сих пор находят там монеты, амфоры, старинные якоря. Туда прилетают такие птицы, каких я никогда не видела прежде, ибо там проходят птичьи перелетные трассы… Это магическое место, где ты забываешь обо всем. Я люблю там работать, бродить по берегу… У Бориса даже есть картина, которая открывает мой сайт: я иду по берегу с собакой.
– Ваш муж рисует вас с такой любовью, как Сальвадор Дали свою Галу…
– Знаете, когда мы приехали в Израиль, мы были совершенно нищими. Все те самолетные килограммы, положенные нам по закону, были заняты холстами, красками, лаками – целые рулоны холстов и ящик с красками. Наша первая съемная квартирка в Иерусалиме была мала и пуста. И однажды к нам явилась коллекционер из Испании, такая дама на каблучках. Дама долго смотрела, возвращалась к одной картине, к другой… И вдруг сказала: «Борис, вы настоящий художник! Вы влюблены в свою жену…» Между прочим, Боря и сейчас пишет мой портрет. Мы в его новую мастерскую даже купили антикварное кресло XIX века, чтобы он мог написать этот мой портрет. У кресла высоченная резная спинка. Я сижу, как английский судья, и позирую.
– Всегда позируете или он по памяти рисует?
– Позирую, конечно. Пока жена жива, она может и попозировать.

Квартира у Голгофы

– В «Линии жизни» на канале «Россия К» вы рассказывали, что одно из ваших любимых занятий – пить водку с Игорем Губерманом. Наверняка он вам посвятил гарик!
– Только не стоит делать из меня алкоголичку. Я вообще-то не пью, но литературные задачи текста еще и не то потребуют. А гарик, мне посвященный… Однажды он подарил мне свою книгу. А я заболела, у меня был очередной приступ астмы. И вот я ему звоню, задыхаюсь, кашляю и говорю: «Игорь, я сейчас с таким удовольствием читаю твою книгу, извини, не могу долго говорить, вот выздоровею, позвоню и скажу подробнее». Кладу трубку, а через минуту раздается телефонный звонок. И Губерман говорит: «Послушай, я тут стишок написал, по-моему, гениальный: «Лежит Дина на одре, держит книжку на бедре. Прочитавши этот труд, впечатлительные мрут». Вообще, Игорь фантастически яркий человек с мгновенной реакцией. Был такой случай – оказались у меня в гостях Шендерович и Губерман. А мы как раз переехали в новую квартиру с видом на Масличную гору, на Гефсиманский сад. Выходят гости на балкон. И я говорю: «Видите, какой у меня тут вид на Голгофу. Правда, стоила эта квартира так дорого, что пришлось влезть в долги». Губерман: «Так назови ее сразу – долгофа!»

Женское счастье

– В автобиографии вы пишете, что у вас было две семьи – счастливая и несчастливая. Чем счастливые семьи отличаются от несчастливых?
– Эта автобиография – тоже литературное произведение, не стоит воспринимать ее буквально. Однако если уж человек заводит вторую семью, то очевидно, что первая его не устраивала. Понимаете: что такое семья? Либо это твой человек, и ты ему прощаешь все. Либо не твой, и тогда дело швах. Ведь нет людей без недостатков. Да, ты можешь раскричаться и завопить, что тебе все это надоело, и почему в доме перегорели почти все лампочки, и никто не торопится вкрутить другие, и будет ли когда-нибудь мусор «вынесен добровольно»… Но для удачного брака это ровным счетом ничего не значит. И наоборот. У вас может быть достойный избранник, с которым вы «не срослись». И стоит только ему допустить малейший промах, пустяк – например, оставить полотенце в неположенном месте… И – все, это полотенце способно поставить крест на ваших отношениях! Дело же совсем не в полотенце. А в том, что ваш партнер – либо ваша половина, либо нет. Вспомните уши Каренина, которые вызывали у Анны дикое раздражение. Это очень тонкая вещь, как в какой-нибудь электронной схеме. Если сочетаются детали – схема начнет работать. А если нет – то нет. Мой жизненный опыт говорит, что союз двух людей – это вещь сложная, сакральная, таинственная. Когда с человеком хочется уехать куда-то вдвоем – значит, брак получился. Знаю одну очень старую пару, они вместе уже 60 лет. И их все время тянет отдохнуть друг от друга. Жена всегда стремится куда-то убежать, чтобы передохнуть от своего старого мужа. И неважно, что у них взрослые дети, что они вместе прожили жизнь. Брак-то не получился! Да. Это как пересаженный орган. Либо прижился, либо нет.
– Как «воспитывать» мужа, чтобы слушался?
– Ой, не надо воспитывать. Дрессировать другого человека невозможно. Я считаю, что гораздо лучше здоровая свежая буря в семье, скандал.
– Вы с Борисом часто ссоритесь?
– Мне очень повезло, потому что я-то – человек, склонный к конфликтам, к взрыванию ситуации. А Борис от скандалов старается уходить или мирно огрызается, как любой нормальный мужик. Это такая температура брака. Семья, тем более с человеком такого одесского накала, как я, не может существовать в режиме покойницкой. Всегда будут какие-то взрывы. Тем более что я вообще очень тяжелый человек в обиходе. Боря – наоборот.
– На самом деле и ты тяжелый человек, и я тяжелый, – вступает в разговор Борис. – Но два наших минуса, как в физике, в целом дают плюс.
Семейные традиции у вас есть?
– У нас по пятницам собираются все дети. Я готовлю плов, умею и люблю его готовить. Но это лишь один день в неделю, остальное время я работаю.
– А юбилеи, день знакомства отмечаете?
– Ой, знаете, у меня плохо с датами! Я совсем не «датский» человек. Ни черта не помню. Накануне дня рождения отца, например, мне звонит мама и говорит сдавленным голосом: «Не забудь завтра поздравить папу!»
Однажды мы с Борей весь день гуляли, а ближе к вечеру он, лежа на диване и меланхолично глядя в потолок, произнес: «А у меня сегодня был день рождения…» Я взвыла и пала ему на грудь…

Любимая внучка

– Недавно у вас родилась внучка. Как статус бабушки меняет женщину?
– Если вы хотите спросить, чувствую ли я себя бабушкой, то нет, я не думаю об этом. Рождение нового человека в уже устоявшейся семье – особый случай. Я уже давно совершила свой материнский поход в этой жизни, вынесла две жизни на себе. И, кстати, до сих пор продолжаю тащить своих детей на горбу – но я вообще такой человек… волокущий эту жизнь.
Но главное – дети-то наши давно выросли. И вдруг на твои руки падает младенец. Я сейчас работаю над романом «Русская канарейка». Это будет многопалубный, широкий, партитурный роман. Так вот, там одна героиня – бабушка, которая воспитала внука от дочери, больной дрогоманией (это болезнь постоянного убегания). И вот этот внук вырастает, женится, а его любимая молодая жена, родив дочку, умирает при родах. И он абсолютно выпадает из жизни, погружается в бездну отчаяния, в кошмарную депрессию… На руки его бабушке, уже очень старой женщине, падает младенец. А отец новорожденной не в состоянии даже взять ребенка на руки. И вот она забирает этого ребенка из роддома, сидит перед ним в полной прострации и говорит безнадежным голосом: «Опять младенец»… Так вот и у нас было, когда родилась внучка. И я, как моя героиня, подумала: «Опять младенец». Внучка – огромное счастье, но и дикая ответственность! И вот я сейчас уехала в Москву, оставила малышку на неделю и все время звоню, узнаю, как она спала, как ела...
– На своей страничке в Facebook вы написали, что малышка родилась с вашими морщинками…
– Да, у новорожденной были морщинки на лбу между бровями, совсем как у меня. Но сейчас уже прошли, сейчас такое яблочко-личико. По-моему, мерзкий характер у нее – мой. Забавная девка получилась – смотрит, улыбается, смеется. Надеюсь, будет красивая; вроде некрасивой ей не в кого быть. Но мне важнее, чтобы она была человеком.
– «Неужели все наши морщинки существуют уже до того, как человек родился?» – написали вы. Но ответа не дали.
– В еврейской традиции считается, что, когда человек рождается, он помнит все. В утробе матери он «видит на тысячу лет вперед и на тысячу лет назад». Эта душа человеческая, которая упала в это тело, в утробе матери еще сохраняет свои знания. Но, когда ребенок рождается, некий ангел ударяет его по губам, и маленький человек забывает свои прошлые жизни. Так вот мне кажется, что когда рождается новое существо, что-то такое оно еще помнит. В первые дни младенчества внучка смотрела ну такими проницательными глазами, какими дети просто не смотрят! Так и казалось, что она что-то знает, и хотелось спросить ее: ну что, что там, за чертой? Совершенно мистическое ощущение! Вообще, многие младенцы выглядят пришельцами в этот мир.
– Вот вы назвали себя «человеком волокущим». Помогать другим много сил нужно – может, проще сбросить всех с шеи?
– Ну это данность, характер. Таблетки пью от давления, а везу. Я родилась человеком, которому надо все контролировать. Как говорит моя подруга: «Тебе надо было быть контролером. Заходишь в трамвай и проверяешь у всех билеты». Я и вправду должна все контролировать, иначе мне тяжело жить. Вот даю своим какое-нибудь задание, а потом начинаю их проверять, потому что точно знаю: я это сделаю лучше.

Личная гадалка

– Знаю, что у вас есть несколько личных астрологов, которые предсказывали вам будущее.
– Я вообще к предсказаниям серьезно отношусь, у меня есть даже своя гадалка. Очень интересная женщина. Когда она раскладывает карты – почти на них не смотрит. Потом у нее меняется лицо, и она начинает быстро, с напором, говорить, произнося совершенно непривычные, незнакомые ей слова: «верстка», «тиражи», «договор на продажу прав»… Да что говорить, моя прабабка была цыганкой – поэтому, конечно, я верю в предсказания.
А еще у меня останавливаются все наручные часы. Единственные, которые пока идут, подарил муж. На них вместо цифр – буквы алфавита языка иврит.
Расскажу недавний случай. Очень страшный и знаковый. Не так давно умер Асар Эппель, прозаик и замечательный переводчик. Мы с ним всегда были в хороших, но не очень близких отношениях. И вот утром до работы, за первой чашкой кофе, я беру книгу с полки… Обычно я беру Бродского или Набокова. А тут почему-то подумала, что давно не читала Асара. Беру его книгу «Дробленый Сатана». Открываю наугад… Мне попадается рассказ про чернильницу. Подробное описание ручки, перьев, промокательной бумаги… Мальчик сидит после уроков в темном классе, смотрит на улицу, а там, во тьме и в снегу, его поджидает шпана с кастетами. Ему страшно выходить туда, в холодную темень. И вдруг в темноте возникает некий взрослый человек (это сам автор) и заводит разговор с мальчиком, который тоже сам автор, но в детстве. И это такой странный мистический разговор о том, что не надо бояться: «Выходи, не бойся. Возьми себя в руки, мальчик, наконец!» Я захлопываю книгу, и в этот момент со второго этажа из мастерской спускается Борис и говорит: «Только что передали – умер Асар Эппель»… Я об Асаре вспоминаю примерно раз в два года. Почему я взяла именно этот рассказ именно тем самым утром, когда душа человека должна выйти в темень и не бояться ничего? Почему?
– Зачем тогда к гадалке ходите? Вы сами должны про себя все знать.
– Когда у меня в жизни происходят судьбоносные вещи, я стараюсь синхронизировать собственные ощущения с грамотным гаданием. И успокаиваюсь, когда ее предсказания совпадают с моими предчувствиями.
– А если она предскажет плохое и вас запрограммирует?
– Меня трудно «запрограммировать». Я благоговею перед жизнью и принимаю все ее проявления.

Формула любви

– В одном из интервью вы признались: «Для меня любовь всегда была точильным камнем, о который шлифовался мой характер». Как любовь шлифует наши характеры? Получается, в этом смысле лучше несчастная любовь?
– Для писателя все несчастья хороши, кроме самых страшных, конечно. У меня ведь еще такой проклятый характер – я все очень глубоко переживаю. Есть люди: ну не повезло ему, отряхнулся и дальше пошел. У меня все не так: виню себя, прокручиваю неудачи по сто раз, выстраиваю возможности другого сюжета… Другое дело, что из этого потом рождаются рассказы и повести. Но у меня, например, нет литературного произведения о моем первом браке. Не хочу о нем вспоминать на подсознательном уровне. Хотя чаще всего неудачи писатель обыгрывает. Есть те, кто на неудачах учится. Есть те, кого они ломают.
Но вообще человеку нужно счастье. Нужна уверенность в завтрашнем дне. А женщине – особенно. Я всегда считаю, что для женщины лучше всего, чтобы и муж был один, на всю жизнь. И дочери я об этом говорю.
– А что делать женщинам, которые еще не встретили свое счастье?
– Но ведь это по-разному бывает. Одна не ищет, но находит. А другая и ходит – смотрит по сторонам и пропускает одного, другого, третьего… Ей кажется, что там, за горизонтом, есть такое… А лучше – в другом городе, а еще лучше – в другой стране, где наконец она встретит прекрасного принца. При этом пропускает свою судьбу, которая каждый день едет с ней на работу в одном трамвае.
Так что пусть вам не кажется, что вы упустили все трамваи.

Библиотека

– Из моих книг, из того, как замысел совпал с воплощением, лучше всего получились «На солнечной стороне улицы» и «Белая голубка Кордовы». Там я уже ничего больше не могла сделать – это мои земные возможности. Но как автор больше всего люблю «Синдром Петрушки» и «Почерк Леонардо». Это ничего не объясняет; внутренние разборки с самой собой.
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Фото Артура ТАГИРОВА и из личного архива Дины Рубиной

На телеканале «Dомашний» часто идет фильм «Любка» по одноименному рассказу Дины Рубиной. В главной роли актриса с даром глубокого психологизма .


Судьба сталкивает двух девочек в самом начале их жизней. Семилетняя Любка, растущая среди уличных воров, отвлекает внимание богатой семьи на вокзале, а в этот момент у них крадут чемодан. Прошли годы, и они вновь встречаются в далеком уральском городке... Любка выросла в среде уличных воров. У нее никогда не было ни друзей, ни близких людей. Только однажды она испытала нечто, похожее на взаимопонимание, когда впервые увидела свою сверстницу Иру в окружении любящих родителей. Но жизнь, полная непредсказуемости, развела девочек. Прошли годы. Ирина с дипломом врача попала по распределению в уральский городок. Она ищет няню для своей дочки. Но в маленьком городке, живут в основном вольнонаемные и бывшие заключенные. Здесь же живет и отсидевшая срок Любка. Ирина принимает твердое решение – именно Люба будет воспитательницей ее Сонечки...

Дина Рубина - одна из самых популярных писательниц современности

Каждое новое произведение Дины Рубиной – это долгожданная сенсация, которую поклонники ждут с нетерпением. Вышедшие книги сразу же занимают первое место в списке бестселлеров. В очередной свой приезд в Россию (с конца 90-х годов Дина Рубина живет в Израиле) писательница представила новую книгу «Окна». Это ее совместный проект с мужем, художником Борисом Карафеловым .

Совместная работа требует такой степени близости между людьми, которая далеко не сразу и не всем дается. Долгим ли был путь к совместному проекту?

Мы никогда не работали «совместно». Кроме того, что совместная работа даже в одном виде искусства – вещь чрезвычайно редкая (успешных соавторов можно пересчитать по пальцам), нельзя забывать, что мы с Борисом работаем в разных видах творчества. Это – разные материалы, разный взгляд на предметы и образы, и разное «нутро» художника. Те немногие мои книги, где встречаются рисунки Бориса или репродукции его картин, это вовсе не «совместные проекты». Скорее, это реакция Бориса на какие-то мои уже написанные тексты. Кроме всего, он как художник настолько самодостаточен, что в творчестве вполне может обходиться без подпорок в виде моих идей или текстов. Это я, наоборот, ищу у него какие-то параллели со мной. Так, лет семь назад у нас вышла книга «Холодная весна в Провансе», в которой есть 16 работ Бориса – масло, акварели, гуашь… Но случилось это «слияние» потому, что я решила собрать под одной обложкой творческий результат наших совместных путешествий. Так и книга «Окна» получилась. Я писала новеллы, где в каждой решила поместить по окну, и нечаянно обнаружила, что в картинах Бориса тоже множество окон. Тут меня и «клюнуло» в темечко. И, кажется, клюнуло вполне продуктивно.


Каждый раз приезжая в Россию, Дина Рубина представляет своим поклонникам новое произведение

Когда вы переехали в Израиль, не все сразу сложилось легко, вам с мужем доводилось браться за любую работу. Случались ли у вас эмоциональные срывы? И часто ли приходилось прощать друг друга в этот период?

Было, само собой, нелегко. И срывы были, и отчаяние, и эйфория – все своим чередом. Сейчас так много написано об эмиграции и о стрессе, который она с собой несет – даже самая благополучная эмиграция. А у нас она была очень сложной: писатель и художник в стране иного языка и иных традиций, да крошечная дочь, да подросток-сын… И ничего в карманах: все, что было нажито, мы оставили в России. Я много раз писала об этом. Иногда даже не верится, что это происходило с нами. И тут речь не о том, чтобы «прощать друг другу» – у нас как-то с самого начала семейной жизни не стоял вопрос о чьей-то вине в самых разных ситуациях… Просто, мы сразу почувствовали, что только прижавшись друг к другу, сможем выстоять.

Есть мнение, что многие браки в эмиграции разваливаются, а те супруги, кто избежал этого, остаются вместе навсегда. Вы согласны?

Знаете, я так много чего видала за эти более чем 20 лет, что начисто отметаю все, что «принято считать». Человеческая судьба, характер и жизненные установки так индивидуальны. Любовь, брак, верность, отчаяние, предательство – все эти чувства и качества встречаются в таких, подчас, странных ситуациях и случаях, что нет никаких законов. И, наверно, было бы странно, если б были. Знавала я и браки, которые выстояли в период страшных трудностей, но распались при полном благополучии. Знавала и те, что распались сразу по приезде, а потом, спустя пятнадцать лет, вдруг вновь нашли друг друга … Жизнь, слава богу, неисчерпаема. И человек неисчерпаем тоже.


В чем же залог крепкого брака ?

Не знаю. Брак очень сложный организм. Считается, что в этом могут помочь какие-нибудь семейные психологи. И я бы даже в это поверила, если б не бывала свидетелем распада браков у этих самых психологов. Давайте, наконец, посчитаем брак великой тайной за семью печатями, и не станем искать в нем залогов и предлогов. Просто будем любоваться удачными парами и сокрушаться при сломах и распаде.

Вы с мужем оба творческие личности с разной степенью известности и, вероятно, доходом. Нет между вами зависти, соперничества, конкуренции друг с другом?

Вот уж эта тема в семье совсем необсуждаема. Просто у нас были в жизни периоды, когда я зарабатывала гроши в местной газетенке, а картины Бориса отлично продавались (он в то время сотрудничал с известной чикагской галереей). А бывало, что я вообще не работала, а у него вдруг какой-нибудь коллекционер покупал картин столько, что хватало на полгода жизни семье. Бывало и по-другому. Я ведь с издательством ЭКСМО, которое со мной честно и благородно рассчитывается, сотрудничаю только последние 8 лет. А до того на жизнь зарабатывала тем, что ездила и выступала по разным странам. Вы случайно не приняли меня за миллионера?

Как устроен ваш быт? Сами ведете дом или у вас есть помощница?

Помощница есть, приходит раз в неделю, очень симпатичный человек. Но я и убираю, и готовлю, делаю все, что положено делать жене и матери семейства. Я вообще семижильная, и по характеру люблю порядок, устойчивый и надежный быт, люблю свои многолетние привычки, раздражаюсь, когда чашку ставят не на то место, или кто-нибудь садится на мой стул… совсем как тот мишка из сказки…

Для вас быт – это проблема?

Это дом, привычки, семейный уклад. Я чрезвычайно консервативна в вопросах семьи – это фамильное. Но если вы имеете в виду – могу ли я, вместо того, чтобы обед приготовить, купить и сварить пельмени и сочту ли это вселенской катастрофой? Могу и не сочту.


В России у Дины Ильиничны все дни расписаны по минутам - встречи с читателями, бесконечные интервью...

Вы уже много лет замужем, у вас взрослые дети. Ваше мнение о том, что такое брак, с годами менялось? Что вы думали о нем, когда только выходили замуж, и что думаете сейчас?

Видите ли, писателю довольно трудно (если не глупо), начинать вспоминать и формулировать какие-то свои установки сорокалетней давности. Мы, писучий народ, все мысли и установки выдаем, что называется, в реальном времени написания очередной вещи. Можно просто почитать мои ранние рассказы и повести, чтобы понять, что я тогда думала и чувствовала. И странно было бы, если б человек не менялся в течение жизни. Вспоминать, что я когда-то думала о чем-то… мне сейчас совсем неинтересно. Была молода, глупа, думала кардинально и решительно, устанавливала свои законы и для себя, и для семьи… Причем, учтите, что нынешняя семья – вторая по счету. О первой я никогда не пишу.

Ваша совместная книжка как-то изменила представление друг о друге? Вы же столько лет вместе, что, кажется, уже все друг о друге знаете. Или не все?

С одной стороны – знаем все, и даже больше. С другой стороны… Понимаете, вот у Бориса мастерская на втором этаже. Я туда очень редко поднимаюсь – и сама не люблю, когда мне мешают во время работы, и лезть в «кухню» собственного мужа тоже стараюсь пореже. Но иногда он сам зовет меня – посмотреть новые картины. Я поднимаюсь и вижу… вижу картины совсем другого человека, нового для меня, всегда нового. Мы на днях праздновали в узком семейном кругу день его рождения (он не любит широких застолий, тостов, шумных поздравлений). Пришли только дети и еще одна гостья из Москвы. И выпивая за его здоровье, я сказала приблизительно следующее: «Мне в жизни встречались самые разные мужчины. Многие из них – яркие, талантливые и остроумнейшие люди. Но всю жизнь интереснее всего мне было с собственным мужем».

Биография

Родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте в семье художника Ильи Давидовича Рубина и учительницы истории Риты Александровны Рубиной.

Окончила специализированную музыкальную школу при ташкентской консерватории. Впечатления от «музыкалки» вошли в сборник повестей и рассказов «Уроки музыки».

В 1977 году Рубина закончила ташкентскую консерваторию, преподавала в Институте культуры в Ташкенте.

Первые юношеские произведения Дины Рубиной были опубликованы на страницах журнала «Юность». Литературную известность Дине Рубиной принесла публикация в 1977 году повести «Когда же пойдёт снег?..». В ней девочка встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции. По этому произведению был снят фильм, поставлены теле- и радиоспектакль, написана пьеса, которая много лет шла на сцене Московского ТЮЗа. В том же году, в возрасте 24 лет, она стала членом Союза писателей УзССР - на тот момент самым молодым в стране членом подобных организаций. В 1979 году стала членом СП СССР.

На съёмках фильма по повести «Завтра, как обычно» писательница познакомилась со своим вторым мужем, и уехала с ним в Москву. Фильм получился неудачным, но после него Дина Рубина написала одну из лучших своих вещей «Камера наезжает». В Москве писательница жила и работала до отъезда на постоянное место жительство в Израиль в конце 1990 года.

После переезда в Израиль работала литературным редактором в еженедельном литературном приложении «Пятница» к русскоязычной газете «Наша страна».

В эти годы работы Рубиной начинают публиковать российские журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов».

В 2001-2003 работала в Москве в должности руководителя культурных программ Еврейского агентства (Сохнут).

В 2013 году создала три варианта «Тотального диктанта» в рамках ежегодной образовательной акции, направленной на развитие культуры грамотного письма среди граждан России.

Живет с семьей в пригороде Иерусалима - в городке Маале-Адумим.

Семья

Сын Дмитрий (от первого брака).

Второй муж - художник Борис Карафелов, постоянный иллюстратор её произведений.

Дочь - Ева Гасснер.

Знаете ли Вы, что

Дину Рубину назвали в честь Дины Дурбин - американской киноактрисы, звезды Голливуда 1940-х годов.

Сюжет и жизнь героев её романа «На солнечной стороне улицы» тесно связаны с Ташкентом 40-х - 60-х годов XX века.

Рассказ «Цыганка» основан на реальной семейной истории писательницы.

Прототипом героини повести «На Верхней Масловке» послужила скульптор Нина Ильинична Нисс-Гольдман.

Библиография

Романы

2009 Белая голубка Кордовы
2008 Почерк Леонардо
2006 На солнечной стороне улицы
2004 Наш китайский бизнес
2004 Синдикат
2001 На Верхней Масловке
1998 Последний кабан из лесов Понтеведра
1996 Вот идет Мессия!

Повесть, рассказы, новеллы

2012 Окна
2010 Любка
2010 Синдром Петрушки
2010 Адам и Мирьям
2009 Фарфоровые затеи
2008 Камера наезжает!
2008 Ручная кладь
2008 Чужие подъезды
2008 Школа беглости пальцев
2008 ...Их бин нервосо!
2008 Я и ты под персиковыми облаками...
2008 Вид из окна съёмной квартиры
2008 Мастер-тарабука
2008 Иерусалимский синдром
2007 Гладь озера в пасмурной мгле
2007 В России надо жить долго
2007 Старые повести о любви
2007 Альт перелетный
2006 Цыганка
2005 Холодная весна в Провансе
2003 Несколько торопливых слов любви
2002 Во вратах твоих
2002 Глаза героя крупным планом
2000 Когда выпадет снег
1999 Астральный полет души на уроке физики
1999 Высокая вода венецианцев
1997 Ангел конвойный
1996 Уроки музыки
1994 Один интеллигент уселся на дороге
1990 Двойная фамилия
1987 Отворите окно!
1982 Дом за зеленой калиткой
1980 Когда же пойдет снег...?

Эссе

2008 Больно только когда смеюсь
2002 Воскресная месса в Толедо
2001 Чем бы заняться?
1999 Под знаком карнавала

Экранизации

2015 Синдром Петрушки
2011 На солнечной стороне улицы (сериал)
2009 Любка (ТВ)
2006 Двойная фамилия
2004 На Верхней Масловке
1984 Наш внук работает в милиции

Награды и премии

2009 Премия «Портал», лучшее фантастическое произведение (крупная форма) за роман «Почерк Леонардо».
2008 Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям», опубликованный в журнале «Дружба народов», № 7, 2007 год.
2007 Российская премия «Большая книга» за роман «На солнечной стороне улицы».
1995 Премия Союза писателей Израиля за роман «Вот идет Мессия!».
1990 Премия им. Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге».
1982 Премия Министерства культуры Узбекистана за пьесу «Чудесная дойра» для театра музыкальной комедии, написанную ею совместно с поэтом Рудольфом Баринским в конце 70-е годов XX века в Ташкенте, по мотивам узбекских народных сказок.