Как по другому называется таблица умножения

Японские археологи обнаружили деревянную табличку с фрагментом таблицы умножения, которая была изготовлена в VIII веке. Известно, что ею пользовались вовсе не дети, а взрослые. Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры, напоминают принятые в качестве официального письма при китайской династии Тан (VII-X века), скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени. Множество высокопоставленных японцев того времени каждый год посещали Поднебесную для того, чтобы изучить какую-нибудь науку, и математика среди них занимала отнюдь не последнее место. Причем первая таблица включала в себя и умножение двузначных чисел друг на друга и доходила до 20.
В Китае же была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет. Получается, еще до правления Великой китайской стены, китайцы уже точно знали, сколько будет дважды два. Не исключено, что именно они и придумали впервые таблицу умножения.
Однако этой версии противоречат многие находки, сделанные ранее. Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет. Однако и это далеко не рекорд. Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет.
Не исключено и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Ведь таблица умножения необходима тогда, когда человек имеет дело с большими числами и вынужден постоянно совершать арифметические действия. Поэтому узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Хотя в европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору, но никаких доказательств этому нет.
Впервые в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков и это была таблица умножения до 12, которую юные британцы проходят и по сей день. А в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы - до 20.

Что такое умножение?
Это действие сложения.
Но не слишком-то приятное,
потому что мно-го-крат-ное…

Умножая число на ноль,
Вы получите без сомнения
тот же самый пузатый 0 -
пусть не более,
но и не менее.

Запомни: любое число,
умноженное на единицу,
должно в результате назло
в само же себя превратиться.

Т. Собакин

Для тех, кто таки смог дочитать до конца, бонус: мнемонический прием запоминания таблицы умножения на 9, с которой в основном у детей проблемы.
Итак, положи руки на стол и запомни номера пальцев

Чтобы умножить число на 9, найди палец с таким номером и посчитай сколько пальцев слева от него, получишь первую цифру произведения (это десятки), а справа - вторая цифра произведения (это единицы).

Несколько дней назад японские археологи обнаружили деревянную табличку с фрагментом таблицы умножения, которая была изготовлена в VIII веке. Известно, что ею пользовались вовсе не дети, а взрослые. Это самая древняя таблица умножения из тех, что когда-либо были найдены в Японии. И вместе с тем далеко не самая древняя в мире…

Не так давно при раскопках здания административных служб в городе Нара, древней столице Японии (VIII век), археологами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Самое интересное, что, судя по всему, ею пользовались вовсе не дети, а взрослые. Предполагается, что подобные таблицы были необходимы императорским чиновникам для того, чтобы легче освоить одно из основных арифметических действий.

Из всех табличек, обнаруженных в Японии, найденная недавно — самая древняя. Прежде самыми ранними считались таблички X-XI веков, обнаруженные на территории другой столицы древности, Хэйан (современный Киото). Однако теперь стало ясно, что несчастных чиновников заставляли зубрить основы алгебры как минимум на два века раньше.

Каким же образом жители Страны восходящего солнца впервые узнали о существовании этой математической "запоминалочки"? Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры, по стилю написания чрезвычайно напоминают те, что были приняты в качестве официального письма при китайской династии Тан (VII-X века), скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени.

Напомним, что в эпоху Нара торговые и культурные связи между двумя дальневосточными империями были самыми интенсивными за всю историю развития двух стран. Множество высокопоставленных японцев каждый год посещали Поднебесную для того, чтобы изучить какую-нибудь науку, и математика среди них занимала отнюдь не последнее место. Как говорил один из реформаторов японского государства VII века Сетоку Тайси (кстати, именно он впервые назвал свою родину словом "Япония", до этого страну называли Ямато), "важнейшие науки, которые следует знать каждому образованному человеку, — это каллиграфия, математика и музыка".

Так что чиновникам, хотели они того или нет, чтобы не прослыть невеждами, приходилось зубрить таблицу умножения точно так же, как современным школьникам. Причем, судя по найденному в Наре фрагменту, им было куда тяжелее: таблица включала в себя и умножение двузначных чисел друг на друга. Скорее всего, далеко не все могли выучить ее наизусть, поэтому носили с собой в присутственное место своеобразные шпаргалки. Видимо, находка археологов как раз ею и была.

Итак, как уже выяснилось, в Японию таблица умножения попала из Китая. А откуда она взялась в Поднебесной? Это достаточно сложный вопрос, который имеет несколько вариантов ответа. Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.

Эту версию подтверждает находка, сделанная более двух лет назад китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет. Получается, еще до правления знаменитого Цинь Ши Хуан-ди (259-210 годы до н.э.), когда была построена Великая китайская стена, китайские студенты уже точно знали, сколько будет дважды два. Что неудивительно — без умножения, как известно, никакой стены не построишь, ни малой, ни великой.

На основании этой находки ученые КНР предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами, идущими по Великому шелковому пути, проникла в Индию, а оттуда в страны Передней Азии и Европу. Однако этой версии противоречат многие находки, сделанные ранее. Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет.

Однако и это далеко не рекорд. Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.

Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Ведь таблица умножения необходима тогда, когда человек имеет дело с большими числами и вынужден постоянно совершать арифметические действия. Как мы знаем из истории, эта необходимость возникает в земледельческих обществах (охотники и собиратели не могли создавать таких запасов, которые нельзя было бы подсчитать "на пальцах").

Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.), хотя, если честно, никаких доказательств этому нет. Как мы помним, этот математический гений не оставил после себя ни одного письменного трактата. Да и вообще, все, что о нем известно, весьма недостоверно (впервые его жизнеописание и изложение заслуг появились в сочинениях более поздних авторов, в лучшем случае через 200 лет после его смерти).

Тем не менее впервые таблица умножения, — примерно в том виде, в каком ее печатают на обложках школьных тетрадей, но в ионийской нумерации, — появилась в сочинении неопифагорейца Никомаха Геразского (I-II века н.э.) "Введение в арифметику". По словам Никомаха, эта таблица восходит "к самому Пифагору". Неудивительно, что во времена поздней Античности, Средневековья и Возрождения ее называли по имени создателя — "таблицей Пифагора".

Таблица умножения знакома любому человеку еще со школьной скамьи. Дети начинают учить ее в начальной школе, и часто школьники любопытствуют - кто же изобрел таблицу умножения?

Из истории

Первое упоминание о известно еще с 1-2 веков. Она была изображена в формате десять на десять в книге Никомаха Геразского «Введение в арифметику». Там же было приведено, что такое изображение таблицы около 570 года до нашей эры применял Пифагор. В таблице Пифагора цифры были записаны в ионийской нумерации. Там использовалось двадцать четыре буквы из греческого алфавита и три архаические буквы финикийцев 6=вау, 90=коппа, 900=сампи. Для отличия цифр от букв над числами проводилась горизонтальная черта.

Древнегреческая запись десятичных чисел и современная модель таблицы умножения существенно отличаются друг от друга. К отличиям можно отнести использование и неиспользование ноля. Цифры-буквы от 1 до 9 не используются для обозначения полных десятков, полных сотен и полных тысяч. Они обозначаются собственными буквами.

В древности у народа не было знаков суммы и разности. Если в паре чисел-букв левое число было больше, то они складывались, а если больше было правое число, то из него вычиталось левое.

Изучение

Введение в обиход народа таблицы умножения поспособствовало прогрессу устного и письменного счета. Ранее существовали различные хитрые способы вычисления произведений однозначных чисел. Они замедляли процесс, и из-за них совершалось множество вычислительных ошибок.

В российских школах таблица умножения доходит до 10Х10. В школах Великобритании таблица умножения заканчивается на 12Х12. Это связано с единицами английских мер длины. Один фут равняется двенадцати дюймам.

Во времена Советского Союза ученикам первого класса задавали на летние каникулы учить таблицу умножения. Во втором классе на уроках математики закрепляли знания по таблице умножения. Сейчас же в России изучение таблицы умножения начинается обычно во втором классе.

Применение таблицы умножения

Основное применение таблицы умножения заключается в выработке практических навыков умножения натуральных чисел. Но это не единственное ее использование. Также применяют таблицу умножения для некоторых математических доказательств. Например, для вывода формулы сумы кубов натуральных чисел или получения подобного выражения для суммы квадратов.

Кто же придумал таблицу умножения?

Таблица умножения имеет свое второе название по имени своего создателя – таблица Пифагора. Известна она была еще с древности. Пифагор изображал ее почти в таком же виде, которым обладает современная модель таблицы умножения на обложках школьных тетрадей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Таблица умножения нравится далеко не всем детям. Между тем выучить ее нужно, иначе через несколько лет у ребенка неизбежно возникнут трудности с вычислениями. Для того, чтобы младший школьник или дошкольник запомнил таблицу умножения, вовсе не…

Чтобы выучить таблицу умножения, перед глазами нужно иметь пример, где в понятном и доступном виде будет видно каждое сочетание чисел. Создать таблицу умножения можно в программе Excel, при этом вы сами сможете распечатать любые столбики или строки…

Простые дроби (обыкновенные)- это часть единицы или несколько ее частей. Она имеет числитель и знаменатель. Знаменатель – это число равных частей, на которые поделена единица. Числитель - это число взятых равных частей. С простыми дробями можно…

Преобразование выражений чаще всего производится с целью их упрощения. Для этого используются специальные соотношения, а также правила сокращения и приведения подобных. Вам понадобится- действия с дробями;- формулы сокращенного умножения;-…

Существуют методики, позволяющие развивать математические возможности человеческого мозга вообще и методики вычисления произведений многоразрядных чисел в частности. Равно как и существуют люди с мозгами, которые от рождения имеют такие возможности.…

Возникновение понятия действительного числа обусловлено практическим использованием математики для выражения с помощью определенного числа значения любой величины, а также внутренним расширением математики. Действительные числа – это положительные…

Внеклассное мероприятие "Заседание клуба любителей математики"
Тема: Таблица умножения. История её создания.
Цели.
Деятельностные:
 тренировать способность к исследованию;
Образовательные:
 познакомить с историей появления таблицы умножения;
 предложить детям наиболее быстрые способы запоминания таблицы умножения.
Воспитательные:
 формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность;
Развивающие:
 развитие монологической речи в ходе сообщений;
 развитие интереса к математике;
Оборудование: Портрет Пифагора, таблицы «Таблица умножения на пальцах», игра «Математи-ческое домино», компьютер
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Математика сложна,
Но скажу с почтением
Математика нужна
Всем без исключения.
- Сегодня на "Заседание клуба любителей математики" мы познакомимся с историей появ-ления таблицы умножения и наиболее быстрыми способами её запоминания.
2. Знакомство с историей появления таблицы умножения.
Выступление учащихся выполнявших исследовательскую работу.
1 исследователь.
Недавно при раскопках здания, а в городе Нара, древней столице Японии (VIII век), архео-логами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Из всех табличек, обнаруженных в Японии, найденная — самая древняя
Каким же образом жители Страны восходящего солнца впервые узнали о существовании этой математической "запоминалочки"? Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры напоминают китайское письмо скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени. А откуда она взялась в Китае? Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.
2 исследователь.
Эту версию подтверждает находка, сделанная китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.
На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами, идущими по Великому шелковому пути, проникла в Индию, а оттуда в страны Передней Азии и Европу. Однако этой версии противоречат многие находки, сделанные ранее. Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет.
3 исследователь.
Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.
Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.),
Впервые же в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков. Правда, это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят, и по сей день. А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы — до 20.
Выступление театралов.
А как вы думаете, всегда ли люди считали, что 2×2= 4? Послушайте притчу о таблице умножения.
3. Знакомство с притчей о таблице умножения. Автор Алексей Бахмутов
Инсценирование притчи.
Автор. Когда-то давно в Атлантиде жили люди.
И было среди них четыре мудреца, которые говорили, что их осенило. Свыше и они изо-брели таблицу умножения.
Первая строчка таблиц умножения у всех мудрецов была одинаковая: 1х1=1.
А вот, начиная со строчки 2х2, начинались разногласия. У одного мудреца 2х2=3, у другого 2х2=4, у третьего 2х2=5, а у четвертого 2х2=6. И каждый из них утверждал, что именно его таблица истинная.
И разделился народ Атлантиды: одни поверили тому, кто говорил 2х2=3, другие - другим. С того времени разделились и судьбы людей, и вместо одного народа атлантов, появилось четыре, ну, и некоторое количество племен, которые не примкнули ни к какой группе.
Те, которые следовали принципу 2х2=5, уверенные в своей правоте, и, пользуясь повышенным самомнением, быстро завоевали племена, не примкнувшие поначалу ни к кому из просвещенных народов. И стали жить и благоденствовать за их счет. Правда, только до поры до времени, пока бывшие рабы не стали хозяйничать на их землях...
Те, которые проповедовали 2х2=6, пользуясь своей арифметикой, в которой результат все-гда больше, чем в любой другой таблице, стали быстро богатеть, давая деньги взаймы и используя свою таблицу для расчета процентов. Правда, это вскоре привело к тому, что они вообще потеряли все свои земли. Но они нашли это даже выгодным, так как, расселившись среди народов, пользующихся другими таблицами, увеличили свои личные доходы, считая проценты прибыли по своей замечательной таблице.
Те же, которые приняли 2х2=3, посчитали себя обиженными, так как у них всегда всего получалось меньше, чем у других. И тогда они стали грабить, продавать в рабство и травить наркотиками иноверных, чтобы восстановить попранную справедливость и перераспределить богатство Атлантиды.
И только один народ, который принял 2х2=4, честно и в поте лица своего работал на земле своей, осваивал дикие пространства вокруг, и, в конце концов, несмотря на скромность своего бытия, стал владеть большей и лучшей частью Атлантиды, на зависть своим бывшим соплемен-никам.
И вот тогда, умные люди из "обиженных" возопили:
1 ученик.
"Какая несправедливость! У нас все должно быть общим, потому что все таблицы умно-жения в первой строчке имеют одинаковый вид: 1х1=1!"
Автор. И наивные и совестливые люди из народа 2х2=4, сказали:
2 ученик
"А ведь и, правда! Они же наши братья! Мы же были единым народом! И первые строчки наших таблиц такие одинаковые!"
Автор. И распахнули двери своего дома... И смешались таблицы умножения у них, и уже никто точно не знал, сколько будет 2х2...
И не стало Атлантиды
- Как вы думаете, кто прав?
- Какова главная мысль притчи? Давайте вспомним, а сколько же будет 2х2=?
4. Физкультминутка.
Исполнение танца под песню «Дважды два четыре».
Автор слов: М. Пляцковский. Композитор: В. Шаинский
5. Знакомство с наиболее быстрыми способами запоминания таблицы умножения.
Таблица умножения в стихах.
1ученик. Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.
2 ученик. По ней легко найти решенье,
Куплет достаточно прочесть,
А чтоб запомнить вычисленья,
Везде своя подсказка есть!
3 ученик. Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней - умножить раз,
Чем слагать весь целый час
4 ученик. Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.
5 ученик. Один в поле не воин.
Одиножды два - двое.
6 ученик. Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.
7 ученик. Сел петух до зари
На высокий шест:
-Кукареку!... Дважды три,
дважды три - шесть!
8 ученик. В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок.
9 ученик. Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять - получим десять,
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
10 ученик. Повстречался с раком краб:
Дважды шесть - двенадцать лап.
11 ученик. Дважды семь у мышей -
Есть четырнадцать ушей.
1 ученик. Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь - ног шестнадцать.
2 ученик Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов - восемнадцать.
3 ученик. Дважды десять - два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
4 ученик. Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить...
Трижды три - выходит девять.
5 ученик. Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
-Трри умножить на четыре,
Двенадцать месяцев в году.
6 ученик. Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет "трижды пять"?...
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять- пятнадцать пятен!
7 ученик. Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать - трижды шесть.
Трижды семь - двадцать один:
На носу горячий блин.
8 ученик. Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь - двадцать четыре.
9 ученик. Трижды девять - двадцать семь.
Это нужно помнить всем.
10 ученик. Три девицы под окном
Наряжаются тайком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять - будет тридцать.
11 ученик. Четыре милых свинки
Плясали без сапог:
Четырежды четыре -
Шестнадцать голых ног.
1 ученик. Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки...
На каждой ноге - пять пальцев:
Четырежды пять - двадцать
2 ученик. Шла на парад Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!
3 ученик. Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!
4 ученик. У Бабы Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь - тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
-Четырежды девять - тридцать шесть!
5 ученик. Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять - сорок.
6 ученик. Вышли зайцы погулять:
Пятью пять - двадцать пять.
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть - выходит тридцать.
7 ученик. Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь - тридцать пять!
8 ученик. Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь - сорок.

9 ученик. Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь - вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять - сорок пять.
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять - сорок пять...
Будет этот лапоть
Вам на брюки капать!
10 ученик. Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять - пятьдесят!
11 ученик. Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть - тридцать шесть.
1 ученик. Шесть сетей по шесть ершей-
Это тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.
2 ученик. Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь...
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.
3 ученик. Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять - шестьдесят.
4 ученик. Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь?
Лось не стал в учебник лезть:
-Пятьдесят, конечно, шесть!
5 ученик. У семи матрешек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек-
Шестьдесят три.
6 ученик. Учат в школе семь лисят -
Семью десять - семьдесят!
7 ученик. Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.
8 ученик. Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два.
9 ученик. Самый лучший в мире счет
Наступает в Новый год...
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять - восемьдесят!
10 ученик. Свинка свинёнка решила проверить:
-Сколько получится девять на девять?
-Восемьдесят - хрю - один!-
Так ответил юный свин.
11 ученик. Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять - девяносто.
1 ученик. На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять - сто:
Вся земля как решето!
2 ученик. Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится.
Ведь недаром названа
УМНОжением она!
6. Знакомство с таблицей умножения «На пальцах»

Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).
Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9 6=54. Ниже на рисунке детально показан весь принцип "вычисления".

7. Игра «Математическое домино». Настольная игра. Работа в парах.
 Давайте вспомним правила работы в паре.
Говорим вежливо,
 называем собеседника по имени,
 говорим по очереди, не перебивая друг друга,
 внимательно слушаем,
 если непонятно, переспросите партнера,
 четко высказываем свое мнение,
 соблюдаем порядок на парте,
 уважаем мнение собеседника.
Подведение итога занятия.
Много чудес на планете
ТАМ существует
и ЗДЕСЬ...
Но умножение, дети, -
тоже одно из чудес.
Помните твердо Таблицу
хоть наяву, хоть во сне!
В жизни она пригодится.
Как пригодилась и мне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
2.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
3.Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.
4.Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай". - М., 2000.
5.Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике. - М., 1993.

1. Марина Казарина «Таблица умножения в стихах»
www.tvoyrebenok.ru/math-table.shtml
2. "Таблица умножения в стихах" А.Усачев.
nikitevich.narod.ru/index1.htm
3. История появления таблицы умножения
www.pravda.ru
ru.wikisource.org/wiki/
4. Таблиц умножения «На пальцах»
www.pravpiter.ru/zads/n017/ta021.htm
5. Алексей Бахмутов Притча о таблице умножения
www.ruskline.ru/analitika/2010/10/07…umnozheniya/