Живопись, как источник вдохновения. Художник и вдохновение

Вдохновение – просто необходимая вещь для всех людей творческих профессий, в частности, художников. Однако, оно довольно капризно, и приходит, когда вздумается. Иногда оно накатывает, накрывая с головой, а бывает и так, что пропадает без вести как раз в тот момент, когда в нём возникает острая необходимость, например, при срочном заказе. Что делать в такой ситуации?

У каждого художника свои методы стимулирования вдохновения. Кому-то в поисках прекрасных идей помогает любимая музыка, другие выезжают на природу с мольбертом, дабы побыть в одиночестве и подумать. Пути поиска прекрасного у каждого могут быть свои, главное для художника – результат.

Поиск прекрасного в обыденном

Если художник присмотрится к простому цветку, растущему в траве, он может увидеть уникальную и неповторимую форму с причудливым узором. Он подметит не только основной цвет, но и едва заметные плавные переходы из одного оттенка в другой. Стоит хорошенько разглядеть его, и можно понять, что перед глазами находится совершенное творение природы.

Подобный же вывод можно сделать, разглядывая снежинки, имеющие совершенно разные, неповторяющиеся формы, либо же , ягоды рябины, растущей за окном, да и вообще – абсолютно любые привычные вещи, которые мелькают перед человеческими глазами ежедневно.

Источником вдохновения могут стать не только вещи, созданные природой. Известны случаи, когда художники смотрели на обычные гвозди, стаканы или стеклянные бутылки и получали великолепные идеи для творчества. Даже просто сидя на диване в одиночестве и разглядывая узоры на стенах, можно найти в них что-то необычное и чудесное.

Поиск прекрасного в музыке

Звуки, сплетённые в мелодию, всегда вдохновляли живописцев. Многие из них создают свои шедевры именно под музыку. Для каждого она разная. У кого-то полёт фантазии просыпается под спокойную расслабляющую мелодию, других же воодушевляет на творчество тяжёлый рок.

Звуки, вдохновляющие художников, не обязательно могут быть именно музыкальными. Многие работают под звук, имитирующий морской прибой, шелест листвы или щебет птиц. Не всегда ведь есть возможность творить непосредственно около источника данных звуков.

Главное – не то, какую музыку предпочитают прослушивать художники в поисках прекрасных идей, а результат, полученный благодаря этому прослушиванию.

Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.

Эдвард Мунк. «Крик»

  • «Крик» Эдварда Мунка

Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.

О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.


Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).

  • Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.

Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.


Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»

  • Вулканические закаты Уильяма Тернера

Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .


Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"

  • Шедевры из микробов

На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.


Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»

  • «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».

Про художника-иллюстратора Annelie Solis почти нет информации в рунете, тем не менее, ее впечатляющие работы достаточно известны. На просторах интернета я нашла интервью с художницей, мне оно понравилось тем, как воодушевленно девушка рассказывает о своих работах и делится секретами своего вдохновения, поэтому я постаралась как можно точнее перевести ее слова. Приобщаемся к искусству и вдохновляемся, господа! =D


Что вдохновило вас на создание ваших картин?


Я уверена, они создавались моей внутренней силой, внутренним духом, но что было этим духом до сих пор для меня загадка.



То, что я изображала в своих работах применимо ко мне. Они все несут в себе одухотворенность, пробуждение, осознание и мудрость. Это можно понять через подсознание, с помощью воображения. Это проводники, которые олицетворяют мое понимание мира, то, что я познаю на своем пути.


Я могу сказать, что меня вдохновляет все: природа, мечты, музыка и фильмы, мои друзья, много уникальных культур, которыми живет моя страна. А также культуры коренных народов и религии всего мира, в которых моя душа находит отклик, но то, что вдохновит меня на создание новой работы всегда тайна, и это здорово. Мои картины - это ода к вдохновению.


Как протекает процесс от первоначальной идеи к самому созданию картины в реальности?


Процесс постоянно меняется. Раньше, когда ко мне приходила вспышка вдохновения, я бросала все и бралась за краски. Но теперь для меня стало важно сначала подготовить свое место прежде чем начать, навести порядок, как физический, так и энергетический. Я сосредотачиваюсь на энергии, чтобы позволить себе быть передатчиком божественного сообщения. Когда я открываю глаза моя рука передает эту энергию на холсте, только так мое искусство может принести благословение другим.



Чтобы начать рисовать, в зависимости от ясности моих видений, я иногда пользовалась чужими изображениями или моделями, но в последнее время, мне намного приятнее использовать только свое воображение для создания моих работ. Большую часть процесса я просто позволяю ему течь. Как правило, в какой-то момент мне перестает нравиться результат, и тут я решаю, начать исправлять что-то или отдаться процессу полностью. Иногда я просто отпускаю все на самотек и это работает!


Вы выдумываете этих сказочных существ или они являются вам в образах?


В один миг, когда я начинаю работу над картиной, они просто ко мне приходят. И по мере создания работы они все более материализуются.



Я получила много писем от людей, которые делились со мной тем, как сильно их вдохновляют мои работы. Мне это было безумно приятно и эти письма просто заставляли мое сердце биться чаще. Я надеюсь, что есть еще множество неизвестных мне людей, на которых мои картины повлияли.


Это немного странная история, но она действительно заставила меня обратить внимание на едва различимую силу, которая может работать через людей. Мой хороший друг владеет 200 акрами тропического леса на склоне горы, где он планирует построить лечебный центр и организовать духовное сообщество. Эта красивейшая земля, наполненная энергией и светом. Однажды, когда я была там, я нарисовала женщину в головном уборе с символом мандалы. Я сделала это для проходившей там групповой выставки, несмотря на то, что у меня было очень мало времени для работы. Я не буду врать, у меня не было высоких намерений по поводу этой картины, я просто хотела нарисовать что-то красивое, вдохновляясь прекрасными видами вокруг. Но когда мой друг увидел мою работу, его глаза загорелись и он сказал, что я нарисовала Даму Гор, одну из сказочных существ, которая явилась к нему и сообщила, что ему нужно развивать эти места. Я тогда просто вся покрылась мурашками.


Рисовать ваши видения - это как разворачивать подарок?


Я знаю, что есть еще столько неизведанного для меня, но сейчас я чувствую, что моя цель - это вдохновлять других через красоту. Кто-то сказал мне недавно, что описал бы мои работы, как "поражающее человеческих дух". Мне это понравилось. Воодушевленный человеческий дух - это начало любого великого поступка. Вдохновение - это то, с чего все начинается. А красивые вещи являются поставщиком этого самого вдохновения. Меня мотивирует то, что мое искусство побуждает сердца, взбудораживает, веселит, волнует воображение, воодушевляет на творчество, вызывает чувства удивления и волшебства.


Какая ваша истина?


По своей природе человечество наслаждается бесконечным творческим потенциалом. Жизнь - это гонка, в которой все взаимосвязано, так почему бы не сделать этот путь счастливее, настолько, насколько это возможно для себя и для всех остальных.


Сначала давайте разберёмся в самом понятии вдохновения. Вот что пишут на этот счёт учёные: вдохновение — состояние внутреннего подъёма, характерное переживанием стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления.

Всё понятно? То есть, по их мнению, можно на этом ставить жирную точку и больше не возвращаться к очевидному ответу на вопрос. Есть, правда, и другие определения. Например: вдохновение — это быстро сделанный расчёт. Уже более понятно, но всё равно не соответствует истине. Видимо, потому что эти люди сами крайне редко сталкиваются с этим чувством в виду своих профессий.

Творческие люди категорически отрицают наличие какого-либо расчёта в своей работе. Многие даже не могут назвать своё занятие работой. На работу приходишь ровно в 9 утра и уходишь ровно в 6 вечера. А писать музыку, картины, заниматься художественной фотографией по строгому плану нельзя. Объяснять происхождение вдохновения - для таких людей всё равно что объяснять происхождение космоса. Они могут разве что высказывать свои мысли на эту тему:

Вдохновение - это молния, которая блещет не для всех. П. Декурсел

Если бы то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. П. Чайковский

Вдохновение - как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. К. Паустовский

Некоторые прославленные сравнивают вдохновение с чувством некой одержимости. Но тут главное не спутать с настоящей одержимостью и нервным перевозбуждением. Иначе элемент творчества просто исчезает.

Очень часто люди задаются вопросом «А где брать это самое вдохновение?». Ну конечно не на рынке по 40 рублей за килограмм и не из под крана! Пегас сам решает кого ему посещать. Обязательно должны быть навыки в направлении живописи, которые нарабатываются путём учёбы. Самообразованием занимались все великие художники. Иначе крылатый конь вас проигнорирует.

Когда у художника нет проблем с основными составляющими профессии, то неожиданно может появиться работа на заказ. Польза от них понятна — они оплачиваются. Но также очевиден и вред. Одно дело, когда художнику заказывают написать чей-то портрет, он выполняет и все остаются довольны. А если самому автору или заказчику не нравится результат и приходится переделывать? Вдохновению в таких случаях чаще всего не остаётся места. Известного автора песен как-то раз спросили:

«Кем вы себя считаете — профессионалом или любителем?»

«Любителем, конечно».

«Почему?»

«Потому что профессионал пишет песни к среде. А я — тогда, когда есть о чём».

Не секрет, что модные дизайнеры черпают вдохновение для своих коллекций, обращаясь к произведениям художественного искусства. Образы, созданные художниками на полотнах, несут в себе особый смысл для дизайнера. Живопись может подтолкнуть к попытке воссоздания в реальности невероятной формы, цвета или образа. Особой популярностью среди модельеров пользуются творения, созданные в начале XX века, которые отличаются особенной эстетикой, риском и яркостью; творения, созданные во время буйства множества направлений. Но, тем не менее, классическая живопись также привлекает к себе внимание.

Александр Маккуин, вероятно, являлся поклонником русской исторической живописи. Особенно дизайнеру, видимо, понравилась романтическая история самозванки, которая выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны. Поэтому и взял за основу своей коллекции картину «Княжна Тараканова» Константина Дмитриевича Флавицкого. В костюмах передан контраст алого и белого, объем и настроение, свойственное картине.

Джон Гальяно, очевидно, так же вдохновляется русским изобразительным искусством. Только в отличие от Маккуина предпочитает сказочные мотивы в стиле импрессионизма. Картина М.А. Врубеля «Царевна-лебедь» вдохновила Джона Гальяно на создание коллекции a-la Rus; во время показа шел искусственный снег, дополняя неповторимый волшебный колорит коллекции.

Одна из самых интересных работ Джона Гальяно - его коллекция для Christian Dior 2008 года, для которой основной идеей были работы Густава Климта. Невероятные рисунки и цвета платьев Dior очень напоминают картины Климта, но нельзя в то же время сказать, что Гальяно скопировал принты или элементы декора. Его коллекцию роднит с работами художника общее восприятие. Бренд Balenciaga так же берет за источник вдохновения работы Гюстава Климта.

Поклонником художников-импрессионистов прослыл и Марко Занини, креативный директор марки Rochas. Ему ближе, судя по всему, французское искусство и Клод Моне, тот самый, один из основателей художественного течения импрессионизма. Занини практически в точности скопировал «Водяные лилии в отражении ивы» в качестве принтов ткани, использованной для одной из своих коллекций.

Работы мексиканской художницы Фриды Кало также послужили источником вдохновения. Что интересно, костюм героини Миллы Йовович из фильма «Пятый элемент», созданный Жан-Полем Готье практически полностью повторяет костюм с картины «Сломанная колонна».

Интересно смотрится эксперимент марки Louis Vuitton. Бренд выпустил коллекцию, созданную по мотивам работ Ричарда Принса из цикла «Медсёстры».

Говоря о живописи, как об источнике вдохновения, нельзя не вспомнить Ив Сен-Лорана. Маэстро черпал вдохновение для своих коллекций в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла; а коллекция, созданная по мотивам работ нидерландского художника-абстракциониста Пита Мондриана, имела в свое время оглушительный успех, и до сих пор платье из этой коллекции, украсившее собой обложку журнала Vogue, является одним из самых известных работ кутюрье.

B 60-ые годы XX в. как в моде, так и в искусстве продолжался поиск новых идей… Ив Сен-Лоран разработал вечернее шерстяное платье-джерси в стиле, навеянном работами испанского художника Пабло Пикассо. У этого простого одноцветного платья длинные, до запястий, рукава. И на этом темном одноцветном фоне от плеч до бедер простирается аппликация, сделанная в стиле направления кубизм.

Продолжая тему кубизма в творчестве модельеров, стоит отметить и бельгийского дизайнера Дриса ван Нотена, который любит использовать в своих работах мотивы картин Казимира Малевича, так же как и консервативный бренд Chanel. А марка Etro предпочитает черпать вдохновение в работах Марка Ротко.

Даша Гаузер в своей новой коллекции сезона весна-лето 2012, прошедшей в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia, затронула один из самых ярких этапов истории русского изобразительного искусства - Русский авангард - а в частности картины приверженцев кубизма и супрематизма. Коллекция включает в себя сочетания розового и оранжевого; бежевого с синим Кляйна; оранжевого и фиолетового на белом «загрунтованном холсте».

В качестве осязаемого примера хотелось бы привести дипломную коллекцию студентки ИНК МГУ им. Н.П. Огарева Ирины Гореловой, созданную по мотивам французского художника Жоржа Брака. Мотивы полотен художника были переведены на ткань с помощью техники «холодного батика».

Стиль поп-арт является одним из самых популярных творческих источников среди дизайнеров уже многие десятилетия. Культовой персоной этого течения является американский художник и дизайнер Энди Уорхолл, чьи работы до сих пор продолжают вдохновлять модельеров.

В 1964 году Уорхолл создал свой легендарный Диптих Мэрилин. На сегодняшний момент сложно представить более эксплуатируемый и узнаваемый образ поп-арта в современной культуре. В качестве примера можно привести работы знаменитого шляпника Филиппа Трейси, который создал шляпу по мотивам этого шелкографического полотна.

Компания Pepe Jeans получила лицензию на использование изображений Энди Уорхола в 2007 году и с тех пор создает сезонные эксклюзивные модели одежды и аксессуаров под своим брендом.

Pepe Jeans - единственная текстильная компания в Европе, которая создает коллекции с принтами Энди Уорхола полноценно, начиная от одежды и заканчивая мелкими аксессуарами. Это дает возможность создать свой оригинальный и неповторимо яркий образ, используя всю линейку коллекции.

Молодежный бренд D&G в сезоне осень / зима 2011-2012 представил коллекцию в стиле поп-арт, явно навеянную творчеством Роя Лихтенштейна. Успех коллекции можно объяснить во многом благодаря тому, что дизайнеры не стали полностью переносить идеи Лихтенштейна, а оставили простор для фантазии.