Выставка шедевры ватикана в третьяковке. В Ватикан на полчаса. Выставка шедевров Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее

Evgeniy Elfimov отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 22

Был сегодня на выставке Roma Aeterna. Сначала о плюсах. Организаторам выставки удалось добиться главного: они сумели передать самый дух Ватикана. Скученность людских толп в маленьком пространстве, невозможность нормально рассмотреть картины, вынужденный обзор поверх голов – как это до боли напоминает Ватиканские залы… Второй огромный плюс – это электронные билеты. Если у вас есть электронные билеты, вы спокойно проходите внутрь без каких-либо серьезных затруднений. Браво! Еще год назад казалось, что в ГТГ это невозможно. Но терпением и трудом всего можно добиться, особенно того, что уже давно опробовано в больших и малых музеях мира. Третий плюс, и это заслуга ватиканской стороны, - все картины в превосходном состоянии. Очевидно, что они все были отреставрированы. Если чего-то не хватает, то только тех фрагментов, которые были утеряны навсегда. Четвертый плюс – освещение. Оно есть! Правда настроено так, что осматривать картины нужно издалека, то есть поверх нестройных шеренг отечественных любителей прекрасного.
Минусов у выставки практически нет. Единственный серьезный минус, что смотреть практически нечего. Особенно отчетливо понимаешь это в третьем зале. Думаю, что бодро шагая по музеям Ватикана, вряд ли остановишься у тех картин, которые были привезены в Москву. Занятно наблюдать, как посетители стремятся пробиться к Рафаэлю. Пытаются в полутьме разглядеть малоформатное творчество великого мастера. На выставке не покидает такое чувство, будто Пуссен наматывает кишки бедного Эразма. Медленно, нудно и неприятно.
Вывод: на выставку стоит пойти только в том случае, если вы никогда не покидали пределов родного отечества и не бывали в хороших музеях.
Лайфхак для утомленных. Если вам станет грустно, то спуститесь этажом ниже и посмотрите чудесные картины русских художников 19 века. Портрет императора Александра III прекрасен. Венецианский вид чудесен. Русская девушка завораживает.
P.S. Справедливости ради отмечу, что Святой Франциск Маргаритоне дʼАреццо интересен, ангелы Мелоццо да Форли вне конкуренции в своей категории.

Natalia Safronova отзывы: 25 оценок: 203 рейтинг: 30

Позор Третьяковке за такую организацию. Все билеты проданы якобы на 1,5 месяца вперед, по ним пускают макс 80 чел в полчаса. Без билетов из очереди пускают по 10 человек в полчаса - это не шутки. Люди мерзнут на улице с детьми. Отвратительная организация.

Svetlana Fishman отзывы: 112 оценок: 121 рейтинг: 334

Были вечером в пятницу 2го декабря. К организации претензий нет вообще. Все чётко и точно, никакой давки в залах, смотреть можно совершенно в своем удобном режиме. Даже если у какой-то картины собирается человек 5-6 - это ненадолго, и через минуту уже можно смотреть на нее тет-а-тет. Очень дозированно впускают в порядке живой очереди - 10 человек 1 раз в полчаса, поэтому сами можете оценить, когда пройдёте, если всё-таки решитесь постоять. Сразу скажу, что я бы не стала это делать зимой, ради посещения конкретно этой экспозиции.
Объясню почему. Да, выставлено 42 произведения (хотя первоначально заявлялось 47), есть "изюминки", но как такового "хэдлайнера", "гвоздя программы" в принципе нет. Заканчивается осмотр и вовсе очень странным решением - один зал - одна картина, но это не тот финал, которого ожидаешь. Что касается Рафаэля - есть две работы, но сразу предупрежу, что это не полотна, а очень небольшие деревянные части росписи алтаря.
Ощущение сравни тому, что испытываешь, когда в ресторане принесли аперитив, а потом оказалось, что это и есть весь ужин. Для возбуждения аппетита вполне подходит, но на выходе вы остаетесь с чувством неутолённого голода.
Кто ответственен за это, я не знаю, пожадничала ли итальянская сторона, или что-то с нашей не смогли согласовать или прогарантировать, но факт остаётся фактом - полноценной выставки итальянских мастеров мы не увидели. Поэтому жди нас, Италия!

Вероника Анина отзывы: 25 оценок: 21 рейтинг: 152

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Признаемся сразу: купить билет будет сложно, практически невозможно, но это того стоит. Никогда раньше Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы такое количество шедевров из постоянной экспозиции.

Что такое "миссия невыполнима" в современном культурном пространстве Москвы? Правильно, попасть на выставку в Третьяковскую галерею. Причем вы можете даже отстоять многочасовую очередь, и все равно это не даст вам ровно никаких гарантий в успешном завершении сего предприятия.

Являетесь поклонником новейших технологий и решили заказать билет через Интернет? Сюрприз! Все билеты до конца декабря давно распроданы, а с 1 по 15 января вход на выставку возможен только по именным билетам в ровно отведенный вам промежуток времени. К руководству музея нет ровным никаких претензий: они все делают правильно, просто поток желающих попасть на выставку “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо” настолько велик, что музей работает на пределе своих возможностей, и пришлось все посещения строго регламентировать, чтобы внутри выставочного пространства не восторжествовал хаос.

Мелоццо дельи Амбрози. “ A нгел, играющий на виоле”

В чем причина такого ажиотажа? Сейчас расскажем! Дело в том, что нынешняя выставка действительно уникальна. Первая и главная причина - Ватикан еще никогда ни одному музею в мире не предоставлял одновременно такое количество произведений лучшей части своей коллекции, а это целых 42 живописных полотна! Перед нами сейчас разворачивается беспрецедентный, по сути, проект не только для российского и европейского культурного пространства, но, очевидно, и для всего мира.

Пьетро Ваннуччи. “Святой Плакида” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Не будет преувеличением сказать, что каждая представленная на выставке картина - выдающаяся. В Пинакотеке Ватикана собрано наиболее значимое художественное наследие истории Папского государства в период с XII по XVIII век. Здесь представлены работы таких гигантов, как Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссен. Нынешняя выставка в Третьяковке - это своеобразное напоминание всем нам, что “Москва - третий Рим”, а что значит Рим для России, можно даже не вспоминать, об этом и так сказано и написано достаточно.

Паоло Кальяри. “Видение святой Елены” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Особое внимание посетителям стоит обратить на картину, открывающую выставочную экспозицию - “Христа Благословляющего” - самую раннюю римскую икону, написанную в XII веке под сильнейшим влиянием Византии. В определенном смысле это знаковое произведение для православия и католицизма, поскольку оно хранит в себе напоминание об их едином истоке, давшем начало, как русскому, так и итальянскому искусству. Эта икона - краеугольный камень, дающий ключ к пониманию всей нынешней выставке в Третьяковской галерее.

Ради чего еще стоит выстоять очередь? Конечно же, ради самой знаковой из привезенных работ - “Положение во гроб” Караваджо, которая коренным образом повлияла на всю историю мировой живописи. Во-вторых, ради трех фресок Мелоццо да Форли, где изображены ангелы, которых, без лишней скромности, можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире. Догадались, о чем идет речь? Да-да, это именно они. Ну, и конечно же нельзя не увидеть “Святого Франциска”, написанного Mаргаритоне дʼАреццо в XIII веке. Без этой картины не обходится ни один современный учебник истории. А завершить посещение выставки стоит двумя грандиозными произведениями Кривелли и Беллини - “Оплакивания”.

В этой выставке много беспрецедентного. Это и 42 экспоната из постоянной экспозиции (на открытии говорилось, что в Государственную Третьяковскую галерею приехало едва ли не 10% Ватиканской пинакотеки), редко покидающих родные и почти буквально намоленные стены. Это и политическая составляющая, патронирующая нынешние художественные гастроли на самом высоком государственном уровне (Третьяковке и удалось привезти в Москву почти все заказанные в Ватикане работы, из-за чего чреда религиозных сюжетов оборачивается практически непрерывной историей развития стилей в итальянском искусстве с XII по XVIII век). Это и особое сценографическое решение выставочной территории — с огромным, изнутри подсвеченным логотипом и фальшстенами, меняющими привычную геометрию залов на третьем этаже Инженерного корпуса Третьяковской галереи (оформление «Roma Аeterna» и Агнии Стерлиговой ). Один из них, подобно архитектурному плану храма Святого Петра, имеет восьмиугольную форму, а другой, подобно площади перед главной ватиканской базиликой, — округлую.

Свод правил

Не имеют аналогов также и строжайшие правила аккредитации и фотографирования на выставке. На пресс-показе журналистов неоднократно предупреждали (и даже заставили подписать особую расписку о ненарушении требований, выставленных руководством Ватиканских музеев), что картины нельзя снимать целиком или тем более по частям. Можно только в интерьере, на фоне стены, а еще лучше, чтобы в кадр попадало сразу несколько полотен. Телевизионщикам запретили наезжать на произведения телекамерами и брать живопись крупными планами. Это, впрочем, и само по себе достаточно проблематично из-за специфического экспозиционного оформления двух главных залов, доверху обшитых деревянными панелями. Для того чтобы уберечь картины от посетителей, дизайнеры сделали плавные, но высокие плинтусы, отодвигающие экспонаты на расстояние чуть больше вытянутой руки. Из-за чего все они приобретают дополнительную ауру («даль близкого», если вспомнить определение Вальтера Беньямина ), окончательно превращаясь в сакральные объекты религиозного поклонения.

Свет и цвет

В итоге к шедеврам особенно не приблизишься — за исключением разве что крошечных гризайлей Рафаэля , выставленных в отдельной витрине, и астрономического цикла болонца Донато Крети . Его восемь картин показывают в дополнительном, достаточно освещенном третьем зале. Меньше повезло картинам барочных времен, занявших самый большой зал, где царит полумрак.

Экспозиционное освещение, которым музейщики постоянно играют на привозных проектах, создает дополнительные сложности восприятия. Конечно, крайне эффектно, когда световые лучи, направленные на картины, превращают их в окна горнего мира. Однако у такого подхода есть много недостатков, связанных с непобедимыми бликами и расползающимися внутри рам слепыми пятнами. ( перестает работать с экспонатами небольших размеров, рассказывающими какие-то особенно сюжетные истории с массой миниатюрных деталей.) На нынешней выставке, помимо проторенессансных и ренессансных картин Пьетро Лоренцетти , Алессо ди Андреа , Мариотто ди Нардо , Джованни ди Паоло , это особо относится к горизонтально вытянутой двухметровой композиции «Чудеса святого Винченцо Феррера» болонского мастера Эрколе де Роберти , занявшей отдельную выгородку.

В первом зале, где освещение нормальное, расположены самые старые — и даже древние — экспонаты. Именно здесь показывают две работы Перуджино , большие композиции Джованни Беллини (пинакль «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной») и люнетта Карло Кривелли , а также еще более ранних Фра Беато Анджелико , Джентиле да Фабриано и Маргаритоне д’Аррецо , чей «Святой Франциск Ассизский» XIII века еще не самая ранняя работа на выставке (эпиграфом к ней вывешен весьма византиеподобный «Христос Благословляющий» римской школы XII века). Однако самым заметным украшением первого зала являются три фрагмента фрески Мелоццо да Форли с ангелами, играющими на музыкальных инструментах (в Ватиканской пинакотеке таких отдельных эпизодов, некогда единой росписи «Вознесение Христа», хранится 14 штук). Это именно их изящные эмблематические лики вынесены на афиши, билборды, баннеры и обложку каталога.

Экспликации внизу и именные билеты

Теперь, когда пресс-показы прошли и залы Третьяковки заполняют обычные посетители, будет интересно посмотреть, как сработают надписи и экспликации, расположенные на плинтусах: будут ли они видны в густом зрительском потоке? И наконец, совершенно новая ситуация возникла с продажей билетов, позволяющих проходить на третий этаж Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке. Онлайн-продажи билетов на ватиканскую выставку попросту нет, об этом написано на сайте музея . Обычные, бумажные, билеты раскуплены до 31 декабря этого года. С 15 декабря кассы Третьяковской галереи начнут продавать билеты на сеансы 2017 года (выставка продлится до 19 февраля). И эти билеты будут именными, так как, во время проведения предыдущих , сопровождавшихся большими очередями, музейщики столкнулись с многочисленными перекупщиками, предлагавшими билеты по ценам, завышенным в несколько раз.

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Wikimedia Commons Караваджо. Положение во гроб. Ок. 1602-1603

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д"Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Wikimedia Commons Никола Пуссен. Мучение святого Эразма. 1628

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Wikimedia Commons Мелоццо да Форли. Ангел с лютней

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

Wikimedia Commons Паоло Веронезе. «Сон святой Елены». 1580

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.