Василий николаевич чекрыгин. Художник чекрыгин василий - картины и биография. Чекрыгин Василий Николаевич, живописец, график

(1897, Киев - 1922, Москва). Живописец, график, теоретик искусства.

1920? Василий Чекрыгин, автопортрет

В.Н. Чекрыгин родился в семье приказчика. После окончания городского училища он обучался в иконописной мастерской при Киево-Печерской лавре. В четырнадцать лет юноша уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ, которое покинул в конце 1913. Летом 1914 совместно с Л.Ф. Жегиным художник путешествовал по Франции, Германии и Австрии. Более всего Чекрыгин ценил древнерусское искусство и творчество Андрея Рублева, а во время пребывания в Европе его внимание привлекли такие имена, как Фидий, Эль Греко, ф. Гойя, Рембрандт, Мазаччо, Джотто, Я. Тинторетто, Леонардо да Винчи и Поль Сезанн. В 1915 Чекрыгин записался вольноопределяющимся в армию, участвовал в боях под Двинском. Несколько раз по болезни его эвакуировали в тыл, и летом 1917 он возвратился в Москву.

В течение года Чекрыгин служил в художественной комиссии Совета солдатских депутатов, в 1918 преподавал живопись в Доме искусств Сокольнического района, затем вновь пошел на военную службу в Высшую школу военной маскировки. За короткий период из нескольких лет Чекрыгин в своих творческих поисках прошел путь от футуризма, который сыграл большую роль в формировании его художественных принципов, до синтетического монументального искусства. Увлеченный кубистическими опытами Пикассо, он писал в духе кубизма (1912-1913), а через некоторое время уже восхищался А.А. Ивановым и М.А. Врубелем, участвовал в ученической выставке, представив портрет «ПОДРАЖАНИЕ ЭЛЬ ГРЕКО И СЕЗАННУ» (1913), иллюстрировал сборник стихотворений В.В. Маяковского «Я» библейскими сценами. В 1914 году на программной выставке группы М.Ф. Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» Чекрыгин показал кубистические работы. В 1920 художник работал в Детском театре, сделал прекрасные эскизы к постановке «Принцесса Турандот», участвовал в оформительской работе по украшению Москвы к революционным праздникам.

Чекрыгин прожил короткую жизнь - всего 25 лет, но за это время сумел сделать невероятно много и в теоретическом, и в практическом отношении. Подростком он дружил с людьми на несколько лет старше себя и поражал их широтой эрудиции, зрелостью и точным знанием целей, которые перед собой ставил. В художественной жизни рубежа 1910-1920-х творчество, теоретическая работа, самая личность Чекрыгина занимают совершенно особое, значительное место. Его интересовали общие проблемы философии искусства, курс которой он предполагал читать во Вхутемасе, но ему «было в этом отказано. Сохранились лишь записи художника на эту тему. Конкретное выражение теоретическая позиция Чекрыгина получила в манифесте объединения «Маковец» («Искусство и жизнь»), названном «Наш пролог». Чекрыгин был идейным вдохновителем группы. Художников объединяло стремление к высокому синтетическому искусству, к монументальным формам. В манифесте говорилось: «Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное. Мы знаем, что монументальным искусство становится, лишь овладев высшей степенью мастерства. Отсюда нашей задачей является обратить чувство в представление, найдя пределы взаимоотношения стороны материальной (формы) с духом.

Жизненный путь русского художника, к сожалению, оборвался очень рано. В девятнадцать лет Чекрыгин, попав под поезд, трагически погиб.

Я исследовал мысль, и познавал, и рождал образы как художник, но не познал жизни, не постиг глубины ее…

В. Чекрыгин. «О Соборе Воскрешающего музея», Москва, 1921

Биографическая справка

Холст, масло. 1921-1922

Чекрыгин Василий Николаевич (1897-1922) – живописец, график, идейный вдохновитель группы художников «Мбковец». Родился в г. Жиздра Калужской губернии. Детские годы провел в Киеве. Обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре и четырехклассном городском училище. В тринадцать лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Около 1913 года знакомится с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, разделяя их художественные вкусы становится «последователем футуризма». Первым иллюстрирует и отпечатывает в технике литографии стихи В. Маяковского. Зимой 1913-1914 года выставляет несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал, годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвует в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым и путешествует по Европе. Возвратившись в Россию, попадает на фронт. В составе пулеметной бригады воюет под Двинском. В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей. В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мертвых» (1921-1922). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Мбковец»). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получила статья «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященная памяти философа Николая Федорова. Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав под поезд.

О творчестве Чекрыгина

За месяц до трагической гибели Василия Николаевича Чекрыгина, 30 апреля 1922 года в Государственном музее изящных искусств (с 1937 года Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) открылась выставка, организованная союзом молодых художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Мбковец»). Идейным вдохновителем нового творческого объединения являлся Василий Чекрыгин. Один из основных разделов экспозиции был посвящен его творчеству. Из четырехсот работ Чекрыгина, отобранных для выставки, экспонировалась половина (201 произведение). Количество весьма внушительное, достаточное и для персональной выставки. Друг и коллега художника Лев Жегин вспоминал: «Живописных работ Васи почти не было […] но зато его рисунки блестящим кольцом опоясывали зал […]. Все огромное количество рисунков, созданное им за этот год, было сделано ночами, когда он дежурил у постели тяжелобольного брата жены.Как же создавались эти листы-шедевры – иначе их трудно назвать?Небольшой столик, лист бумаги, освещенный керосиновой лампой, коробочка прессованных углей «Contй а Paris» - вот вся несложная обстановка дивной лаборатории образов.Вася говорил мне, что когда он работает, у него такое ощущение, что не он сам, а кто-то другой водит его рукой – ему приходится лишь доделывать и исправлять "недосмотры". Такое вторжение чьей-то чужой силы воли он считал греховным…я всячески оспаривал это, видя в этом проявление внутренних, неосознанных творческих сил. Так создавался его графический oeuvre (стиль). Впрочем – это графика только по материалу – прессованный уголь, сангина, карандаш… по существу – это сама живопись, его рисунки всегда воспринимаются как цвет».Творчество Чекрыгина резко выделялось в окружении искусства современников своей зрелостью. В рисунках, созданных за последние два года жизни, художник стремился воплотить свои дерзкие и в тоже время трогательные замыслы, интуитивно пытаясь постичь будущие космические свершения человечества. Он фанатично служил искусству, отдавая живописи все свои духовные и физические силы.Чекрыгин черпал вдохновение в философских трудах Николая Федорова. Книга Федорова «Философия общего дела» произвела на художника неизгладимое впечатление. Он не только подробно изучал, популяризировал, но фактически иллюстрировал воззрения философа. Работа над циклом «Воскрешение мертвых» стала для него своеобразным разговором с самим собой, глубоким анализом своего внутреннего «я».Чекрыгин был фантастически трудоспособен. Его графическое наследие составляет почти 2000 рисунков. Все эти десятки листов подчинены одной теме. Они - часть грандиозного монументального цикла, фрески, о создании которой всегда мечтал художник. В январе 1921 года Чекрыгин писал: «Вот уже 16 лет как я мечтаю о монументальном творчестве, о крупной росписи церкви. Именно церкви, а не гражданского здания. Только в этой работе мне была бы дана возможность высказаться вполне. Больно осознавать, что части замысла общего волей обстоятельств (а обстоятельства наши – невежество нашего культурного общества) мы, современные художники, вынуждены разбивать на ряд мелких фрагментов, [наши замыслы] в рисунках, набросках разойдутся в разные стороны и погибнет общая картина».В искусстве Чекрыгина соединяются драматизм и романтика, сводятся воедино различные эпохи. Художник не отсылает зрителя к конкретному историческому времени, или событию. Его произведения - это посвящение человечеству, его общности и многоликости, его прошлому, настоящему и будущему.Рисунки Чекрыгина необыкновенно графичны. Сложное цвето- ритмическое равновесие, напряженное сопоставление черного и белого, бесконечная глубина угля и сверкающая поверхность бумаги, наполняют его произведения движением и особой выразительностью.Чекрыгин был незаурядным художником с ярко выраженной индивидуальностью. Его творчество, безусловно, представляет интерес для современных зрителей и исследователей в художественном и теоретическом отношении.

В. Чекрыгин. Мысли 1920-1921

  • Воскрешение умерших, но не Воскресение. Воскрешение активное, нами, сыновьями умерших отцов. А не пассивное ожидание чуда Воскресения, совершившегося бы помимо нашей активной воли, работы воссоздавания. Всякий опыт, не имеющий характер коллективного, общего творимого всем человеческим родом, не полон, не достаточен.
  • Вечной жизни жаждем мы не только для себя, только для себя я не принял бы, а для всех умерших, живших до нас, только в полноте общей жизни мыслимо познание жизни и приближение к Святой Троице.
  • Моя живопись хотела бы ткать образы более совершенные, чем образы мира явлений, те образы, которые у природы стоят на пути намерения, как говорил Гёте. Несомненно, что Воссозидание умерших будет в очищенных образах, которые есть основа, не затемненная отклонениями. Эту основу, первоначальный чистый образ, всякий подлинный художник прозревает.
  • Много соков вытянула из меня живопись. Как тяжело отдавать душу мертвому холсту, холодной бумаге. Отдаем жизнь. Раньше я думал, что творение легко. Что от «переполненного сердца говорят уста». Говорят-то от растерзанного сердца. Мое искусство видит жизнь зловещую, жизнь плоти. Оно в своем падении сильнее чувствует небо.
  • Мы, художники, со всех сторон народ смешной, сумасшедший, стоит нам сделать что-то такое на бумаге или холсте, что удовлетворило нас на мгновенье, и мы счастливы. Насвистываем целый день, руки у нас как у задирных мальчишек в карманах, вольнее дышим, светлее смотрим на мир и ко сну идем без тоски.
  • Когда мне бывает особенно тяжело, я вспоминаю Андрея Рублева с его другом, радующимся дивным иконам, Леонардо со спокойной и одинокой душой, великой душой, не отбросившей мира. Он мог стать великим пессимистом, были все данные к этому, но он величайший оптимист, в этом большая опора для меня.
  • Я бы назвал цвет, свет, звук – высшей плотью. Творение из этой плоти вовсе не есть создавание подобий. Оно – творение в высшем роде, в высшем мире. Ученые возразят: то что не имеет клеточек, не может быть названо телом. Мы, художники, может быть, и ошибаемся, но не так уж мы не правы. У нас нет другого материала, которым бы мы могли рассказать о Слове.
  • Или я умираю, или жизнь в самом деле лишается цвета, замирает – истощается дух в человеке. Природа все также ясна и благоуханна, но чувство ее слабо нынче. Конечно, может быть, это заключение субъективно, но так ли? Кто не чувствует «кризиса сознания», «кризиса мысли», «кризиса культуры», о которых так много говорится, но еще больше переживается передовыми людьми во всех закоулках Европы? Это отрицать нельзя. Не причисляя себя к передовым людям Европы, чувствую этот кризис сознания глубоко и больно и я. Куда идти?


(1897-1922)

В. И. Чекрыгин рос в Киеве и мальчиком был принят в иконописную школу Киево-Печерской лавры. В тринадцать лет в сопровождении старшего брата отправился в Москву поступать в МУЖВЗ и легко выдержал конкурс.

В 1912 г. три студента училища своими руками изготовили книжку стихов, которые написал один из них- Чекрыгин переписал стихи на специальную бумагу, с которой их можно было перевести на литографский камень, и добавил несколько рисунков. Это была первая книжка стихов В. В. Маяковского - "Я!". Талантливый юноша дружит со старшими товарищами, увлеченными поисками новых форм, новых путей в искусстве. Он пишет угловатые, резкие, полные внутреннего драматизма портреты, вызывая неудовольствие педагогов.

В 1914 г. уходит из училища, участвует в одной из знаменитых "левых" выставок - "№ 4" (1914). Первая мировая война застала его за границей, кружным путем он возвратился в Россию, был на фронте.

Начало 1920-х гг. - расцвет творчества художника. От этого времени дошло до нас почти полторы тысячи его рисунков. Он работал чаще всего прессованным углем, мягкими, бархатистыми пятнами ложащимся на бумагу. И из этих клубящихся пятен, образующих на листе неопределенное, таинственно пульсирующее темное пространство, выступают неясные, но проникнутые страстным драматическим напряжением фигуры и лица. Рисунки эскизны, беглы. Художник не дает им названий - они лишь звенья бесконечной цепи, частицы единого, колоссально то замысла, наброски отдельных персонажей и эпизодов, которым предстоит еще получить свой окончательный смысл, объединившись в стройное целое.

В самом деле, художник мечтал о грандиозной фреске, посвященной грядущим судьбам человечества. В основе этого утопического замысла - философское учение Н. Ф. Федорова о воскрешении ушедших поколений и переселении человечества в космические дали, которое произвело на Чекрыгина неизгладимое впечатление. Но овладение космосом, путь к звездам - это для художника не техническая задача, а духовный подвиг, совершаемый героическим порывом и озарением. Листы Чекрыгина с их сияющими из мрака обнаженными телами не имеют ничего общего с научной фантастикой. "Не принимайте эти фигуры за тела, в них не должно быть ничего телесного, это только образы, духи", - говорил художник.

Но рядом с этой философской утопией возникает в чекрыгинских рисунках совсем иная тема, злободневная, прямо с газетной страницы: "Голод в Поволжье" (1922). И здесь тот же интерес не к факту, хотя и страшному, а к его внутреннему драматизму, к духовному напряжению времени. Перейдя от живописи к рисунку, позволявшему почти мгновенно выплескивать на лист эту разрывавшую его бурю страстей, Чекрыгин оставался живописцем по всему своему творческому складу. Эти скромные по материалу листы и кажутся живописью, они не графичны, не линейны, наполнены могучими массами цвета (пусть только черного и белого), сиянием света и глубинами тьмы. И в своей трагической мощи работы эти перекликаются с наиболее драматическими образами великих мастеров прошлого-с могучими рисунками Тинторетто, одухотворенной графикой Рембрандта, трагическими гротесками Гойи.

Страстная одержимость искусством, проникающим в судьбы страдающего и прекрасного человечества, сделала совсем еще молодого Чекрыгина вдохновителем целой группы художников с близкими духовными устремлениями. Они называли ее "Искусство - жизнь" или, по заглавию своего журнала, "Маковец". Художник-мыслитель, стремившийся и теоретически определить смысл своего искусства, Чекрыгин был идеологом группы. Но путь его оборвался трагически рано: в возрасте двадцати пяти лет художник погиб под поездом.

    ЧЕКРЫГИН Василий Николаевич - (1897 1922) российский художник. Духовный основоположник общества Маковец. Пройдя через футуризм, вернулся к традиции символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углем Воскрешение мертвых, идейно связанный с философией Н. Ф. Федорова.… … Большой Энциклопедический словарь

    Чекрыгин Василий Николаевич - (1897 1922), живописец и график. Прошёл через увлечение футуризмом, вернулся к традициям символизма, создав в 1921 22 большой цикл рисунков углём «Воскрешение мёртвых», идейно связанный с философско утопическими воззрениями Н. Ф. Фёдорова. Мечтал … Энциклопедический словарь

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (1897 1922) живописец. Учился живописи в иконописной школе Киево Печерской лавры и в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Продолжал художественное образование за границей. Организатор и теоретик художественного общества "Искусство… … Большая биографическая энциклопедия

    Чекрыгин Василий Николаевич

    Чекрыгин, Василий Николаевич - (18.01.1897, г. Жиздра, Калужской губернии 03.06.1922, Москва) русский график и живописец. Выходец их мещанской среды. В 1910 1914 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (стипендиат премии им. И.Левитана). В 1914 совершил… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    Василий Николаевич Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин, Василий - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин - Чекрыгин фамилия. Известные носители: Чекрыгин, Александр Иванович (1884 1942) артист балета, педагог, балетмейстер. Чекрыгин, Василий Николаевич (1897 1922) русский живописец, график. Чекрыгин, Иван Иванович (1880 1942) … … Википедия

    Василий Чекрыгин - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

    Чекрыгин В. - Василий Чекрыгин, автопортрет Василий Николаевич Чекрыгин (19 января 1897 года), Жиздра Калужской губернии 3 июня 1922, станция Мамонтовка Московской области) русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца».… … Википедия

Чекрыгин Василий Николаевич, живописец, график

Чекрыгин Василий Николаевич (1897, Жиздра – 1922, между городом Пушкино и селом Мамонтовка Московской области), живописец , график . В 1906–1910 учился в иконописной школе при Киево-Печерской Лавре. В 1910–1914 – в МУЖВЗ. В 1913–1914 совершил путешествие вместе с художником Л.Ф. Жегиным по Англии, Германии , Франции . По приглашению М.Ф. Ларионова участвовал в выставке "№4. Футуристы, лучисты, примитив" в Москве (1914). В 1914 с началом первой мировой войны добровольно отправился на фронт, откуда возвратился в 1916 по болезни. В 1917 жил в Москве, в 1918–1919 – в Киеве . Один из учредителей художественного общества "Маковец".

В.Н. Чекрыгин прожил недолгую, но необычайно плодотворную жизнь в искусстве . В юные годы в Москве он оказался в эпицентре событий зарождающегося авангарда: общался с В.В. Маяковским, братьями Бурлюками, интересовался кубизмом . Но в то же время большое воздействие оказало на него знакомство с древними культурами Египта, Индии , Византии , картинами старых мастеров. Кроме того, он практически избежал влияния искусства П. Сезанна. Главной задачей художник уже в эти годы считал передачу духовных идей в искусстве. С 1917 года он занимался преподаванием и чтением публичных лекций, посвященных теории искусства, увлекался философией, в особенности творчеством Н.Ф. Федорова, сам писал философские труды ("О Соборе Воскрешающего музея "). На рубеже 1910–1920-х годов Чекрыгин в совершенстве овладел техникой угольного рисунка , которую воспринимал как монохромную живопись. За последние несколько лет он создал около полутора тысяч большеформатных рисунков графитом и углем, преимущественно на темы воскрешения человечества и всеобщего восстания, навеянного образами революционного времени.

В 1921 году Чекрыгин – самый молодой организатор общества художников и поэтов "Маковец", в основании которого принимал участие знаменитый философ П.А. Флоренский. Участники "Маковца" искали "внутренний