В помощь школьнику. Сочинение на тему Тема любви в романе «Евгений Онегин

Новинки: в Братеево

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали про любовь”… Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только “слыхали”, но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Действительно, к другому пониманию счастья в любви приходит Онегин в конце романа:

Сама Татьяна любит Онегина самозабвенно, “…без искусства, / Послушная влеченью чувства”. Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.

Пред вами в муках замирать,

Как я ошибся, как наказан!

Роман “Евгений Онегин” - это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.

Замена счастью. Боже мой!

Замена счастию она.

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе, такова его концепция любви.

Любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: “Он пел любовь, любви послушный…” Пушкин восхищается чувством Ленского: “Ах, он любил, как в наши лета / Уже не любят…” Другое дело Онегин. Сначала он был разочарован в женщинах (“…Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум” и “…Я не создан для блаженства; / Ему чужда душа моя; / Напрасны ваши совершенства…”), но потом понимает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне:

…понимать

Привычка свыше нам дана:

Душой все ваше совершенство,

Я думал: вольность и покой

Тема любви в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Любовный конфликт в романе
«Евгений Онегин»

Это традиционные для произведений такого жанра конфликты - любовные. Главная проблема - это любовные взаимоотношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной; вторичная проблема - любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной. Оба конфликта строятся не только на традиционном противопоставлении мужчины и женщины, но и на втором противопоставлении - между романтической и реалистической натурой.

Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался А. С. Пушкиным на протяжении целого ряда лет - с 1823 по 1831 год. За это время и замысел романа, и его сюжет претерпели значительные изменения: ведь менялся и сам автор, его взгляд на мир, на окружающих, на самого себя. Но неизменным остался в этом произведении только Конфликт , точнее - конфликты, ведь в романе не один, а два конфликта.

Так, реалист по натуре Евгений Онегин противостоит романтичной Татьяне Лариной, а поэт-романтик Ленский - реалистичной во взглядах на жизнь Ольге.

Зарождается в третьей главе, когда Ленский знакомит своего нового приятеля с семьей Лариных. До этого мы уже знаем, что Владимир влюблен в Ольгу, с которой был дружен еще с детства и которая подарила ему «младых восторгов первый сон»:

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена...

Эта любовь наивна и чиста, но этим-то она и при-влекает Пушкина, Ленский еще не знает реальной жизни, он не испорчен «холодным развратом света», он искренне верит в вечность любви и в преданность дружбы. Автор как бы противопоставляет Онегина, с его холодной, мертвой душой, и восторженного Ленского. Пушкин сравнивает своих героев:

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

В этом сравнении выигрывает, конечно, Ленский. Но его наивность, горячность губят его: Ленский, ревнуя Ольгу к «коварному» Онегину, вызывает своего бывшего приятеля на дуэль. Но этот поединок закончился для юного поэта трагически: он был на нем убит.

Пушкин скорбит о ранней гибели Ленского, ему искренне жаль своего героя. Ольга же, хотя и плакала горько по своему жениху, но вскоре утешилась, вышла замуж за улана и покинула родительский дом. Мы не можем сказать точно, любила ли Ольга Ленского по-настоящему, так горячо, как он любил ее. Скорее всего, Ленский просто нравился ей, ведь он был «богат, хорош собою», он был, по-видимому, «выгодным» женихом для нее. К тому же их соседи-отцы были дружны и давно уже сговорились об их свадьбе: «детям прочили венцы». Я думаю, что Ольга просто позволяла Ленскому любить себя, восхищаться собою, посвящать себе стихи, в которых Владимир «пел любовь, любви послушный», т. е. она не могла понять всей глубины чувства Ленского. Ольга, скорее всего, повторит в будущем судьбу своей маменьки, то есть станет такой же провинциальной барыней-помещицей, как и она. Таким образом, второй, Любовный конфликт в романе «Евгений Онегин» заканчивается в шестой главе с гибелью Ленского.

Но главный, Любовный конфликт в романе «Евгений Онегин» , развивался совсем не так традиционно и просто. После знакомства Онегин сумел сразу же оценить Татьяну с ее неброской внешней красотой и богатым духовным миром. Получив любовное признание Татьяны, Евгений был удивлен: он совсем не ожидал от нее такой смелости и такой страстности в выражении своих чувств, хотя для нас, как для читателей, это не было столь уж неожиданным, ведь мы знали, что Татьяна - необычная натура. Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: не любила их шумные игры, а любила «на балконе предупреждать. зари восход», любила слушать «страшные рассказы няни». Героиня Пушкина стала рано зачитываться любовными романами:

Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы. . .

И Ричардсона, и Руссо.

Татьяна воображала себя героиней такого же романа и ждала своего героя; и поэтому, лишь увидев Онегина, влюбилась в него, точнее - в тот романтический образ, который она себе выдумала. Татьяна, как героиня романа, пишет любовное послание своему герою, чем приводит Онегина в недоумение, ведь он едва был знаком с нею.

Тем не менее Онегин бережно отнесся к чувству Татьяны и во время объяснения с ней явил «души прямое благородство». Он честно признался, что не создан для семейной жизни, что супружество будет для него лишь мукой. Мне кажется, что Евгений просто не захотел расстаться со своей свободой, побоялся ответственности, которую налагают семейные обязательства, ведь главная черта Онегина - эгоизм, он привык жить только для себя, не заботясь о других. Онегин, кроме того, является рабом светских условностей, и наиболее ярко это проявилось во время его дуэли с Ленским.

Онегин понимал, что он был не прав, подшутив так жестоко над искренней любовью молодого поэта, что он должен отказаться от дуэли и помириться с ним. Но Онегин боится, что его сочтут трусом, и принимает вызов.

Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Онегин глубоко и искренне раскаивался в том, что случайно убил Ленского на дуэли. Вскоре он покинул свое имение, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», и отправился в путешествие по России.

Татьяна была уверена, что уже никогда вновь не увидит Онегина, и поэтому согласилась на уговоры матери выйти замуж за генерала: «для бедной Тани все были жребии равны». Ее положение изменилась: она стала светской дамой, у нее свой «модный дом и вечера», но в душе она осталась все той же, прежней Татьяной, которая продолжала любить Онегина, хотя теперь уже и не идеализировала его.

Мы снова встречаемся с Евгением через насколько лет и видим, что Онегин во многом изменился внутренне, хотя внешне его жизнь осталась прежней: Онегин, «томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

Встреча с Татьяной потрясла Евгения. Вместе прежней, робкой провинциальной барышни, он увидел уверенную в себе светскую красавицу, законодательницу бала. В его душе вспыхивает любовь, и это искреннее чувство. Он пишет Татьяне одно послание, второе, третье, но не получает ответа. Он ищет встречи с ней, и зо время их последнего объяснения получает отказ от Татьяны: она признается, что все еще любит его, но не может ответить на его чувства, так как для нее супру-жеский долг и верность значат больше, чем чувство любви:

Я вас люблю
(к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Онегин, пораженный, выслушал это признание Татьяны, и на этом прекращается действие романа. Любовный конфликт в романе «Евгений Онегин» не разрешился традиционно для любовного романа того времени - свадьбой героев или смертью одного из них, а просто прервался. 3 этом заключается его необычность: Пушкин оставил возможность читателю самому продолжить действие романа и «досочинить» дальнейшее развитие любовного конфликта В романе «Евгений Онегин» . Может быть, Онегин и Татьяна в будущем еще обретут счастье вдвоем, но, скорее всего, нет. Я думаю, что их отношения так и останутся прежними, без всяких изменений и дополнений.

В pомане А.С.Пушкина "Евгений Онегин" наpяду с дpугими пpоблемами, не маловажное место уделяется теме, пpедставленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дpужбы и любви.

Hачинается все с того, что в пеpвой главе автоp говоpит об Онегине - "дpузья и дpужба надоели". Hо почему, кто в этом виноват? Веpоятно, отчасти сам Онегин, выбpавший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм пpоизведений Байpона. Kpоме того, чеpез несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Hаполеона, и Пушкин скажет: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Hаполеоны...". Разве это в некотоpой степени не об Онегине? Одной из пpичин, того что Онегину надоела дpужба - его хандpа. Hо почему она овладела им, а Автоpом, котоpый пpедстает в pомане его дpугом - нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти напеpекоp этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впpочем и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подpужился вначале пpосто потому, что больше в деpевне, куда он попал после смеpти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего дpузья". Это так и было - им обоим действительно было нечего делать - Онегину из-за его скуки и хандpы, а Ленскому из-за его неопытности и наивности - он не знал настоящей жизни, он не мог пpиспособиться к ней. И Автоp, и Онегин - они были стаpше Ленского - неудивительно их иpоничное и шутливое отношение к его pомантической натуpе. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему пpиятелю наставником, покpовителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его pомантического вообpажения. Hет, он не любил Ольгу, он любил обpаз, созданный им самим. Романтический обpаз. А Ольга... Обыкновенная пpовинциальная баpышня, поpтpет котоpой Автоpу "надоел... безмеpно". Hедаpом Онегин, котоpый был намного мудpее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбpал бы дpугую, когда бы был как ты, поэт...". Hо почему же Онегин так увеpен, что не сможет полюбить сам? Он встpечает Татьяну, ту самую "дpугую", и она пpизнается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью pеального Онегина, а отчасти опять же в обpаз, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин?

Он увеpен, что "не создан для блаженства", это на самом деле не так. Он пpосто боится полюбить, боится пpобудить чувства, убитые за вpемя его пpебывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он pазучился по-настоящему дpужить и любить. Там такие понятия, как дpужба и любовь отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, котоpое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссоpились из-за одного случая, пpоизошедшего на балу - Онегин дважды пpигласил Ольгу на танец. Kазалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пpигласил его на бал, куда съехалась вся окpуга, "сбpод", котоpый Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игpа - но не для Ленского. Его pозовые, pомантические мечты pухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговоpить Ленского от дуэли, выяснить все миpным путем, объясниться? Ему помешало это пpесловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деpевне. И оно было для Онегина сильнее его дpужбы. Ленский убит. Может быть, как это не стpашно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот - "любовь" Ольги, она поплакала, погоpевала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Дpугое дело Татьяна - нет, она не pазлюбила Онегина, пpосто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу бpата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - пеpед ней откpывается Онегин настоящий. Hо Татьяна уже не может pазлюбить его. И, веpоятно, не сможет никогда.

Итак, пpоходит тpи года, и Татьяна и Онегин вновь встpечаются. Hо уже в дpугой обстановке - в Петеpбуpге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин веpнулся из стpанствия. И тепеpь, встpетив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине пpосыпается любовь. Любовь к той, котоpой он благоpодно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он пpежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Hет, Татьяна не изменилась - изменился Онегин. Он смог "обновить свою душу". Он смог полюбить. Hо слишком поздно. Hет, Татьяна не pазлюбила его, но она "дpугому отдана" и будет "век ему веpна"... Татьяна, несмотpя на то, что она вышла замуж не по любви, не может pазpушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только pади своего счастья.

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть. Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее. Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы. Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано. Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен. Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга. В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность. Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине. Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение. Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба. Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно. А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства. Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния. Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин. Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

На жизненном пути каждый из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» встречает любовь - замечательное чувство. И это был довольно смелый поступок в те чопорные времена - вывести на первый план любовные отношения и ставить в зависимость от них судьбы людей. Ведь посмотрите, как было принято относиться к любви. Няня Татьяны Лариной говорит, что она в ее время даже «не слыхала про любовь». Когда мать Татьяны была молодой, о любви уже не только «слыхали», но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Но это не оказывало никакого реального влияния на жизнь. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого человека. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Таким образом, любви не придавалось большого значения, она существовала, но с ней общество не считалось. И мечтательные девушки, выходя замуж, забывали о любви, которую заменяла привычка.

Другое отношение к этому чувству у Татьяны. Она любит Онегина самозабвенно. Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.

Этим самым Пушкин бросает дерзкий вызов обществу, он ставит выше меркантильных понятий святое чувство любви и утверждает, что от него зависит счастье человека.

Ведь и любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: «Он пел любовь, любви послушный…» Пушкин восхищается чувством Ленского: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят…»

Другое дело Онегин. Сначала он разочаровывается в женщинах («…красавицы не долго были предмет его привычных дум…»), но потом переживает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!

Действительно, к другому пониманию любви приходит Онегин в конце романа. Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Мог ли такие слова сказать Онегин из первой главы? К пониманию любви он пришел через муки, и это было для него главным открытием в жизни.

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе. Таково отношение А. С. Пушкина к любви. По его понятиям - это самое прекрасное человеческое чувство.

Роман «Евгений Онегин» создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа.

Главный герой произведения А. С. Пушкина - молодой, привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Автор относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В первой главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге, о том, как и кем он воспитывался:

Сперва мадам за ним ходила, Потом мосье ее сменил, Ребенок был резов, но мил.

В пору юности Евгений вел себя точно так, как молодые люди его круга, то есть «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признает Пушкин, «была наука страсти нежной». Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.

Автор подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен», он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Точно так же жили тысячи молодых дворян. Такой уклад был привычен дворянскому сословию. Онегин занимал определенное место в светском обществе, где имел «счастливый талант» и возбуждал «улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Она пишет письмо Евгению с признанием и задает ему вопрос: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…».

Кажется, не способный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, тонкая девушка верит, что «Евгений послан Богом». Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того. Следующим необдуманным шагом являются его взаимоотношения с Ольгой Лариной. Онегин просто так, от скуки, начинает ухаживать за невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность жениха.

Переломным моментом явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: «Онегин с содроганием» видит дело своих рук, как «труп оледенелый» юноши везут в санях. Ленский убит «приятельской рукой». Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

А что же Татьяна? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем, Ольга «не долго плакала», а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец.

В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам не способен сострадать.

Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну - светскую женщину, «законодательницу мод». Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней, неприступною богиней», томится, страдает. Да, она перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и небрежности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства.

Увы! Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот наконец они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин отвергнут: «Я вас прошу меня оставить». «Как будто громом поражен» стоит Евгений и чувствует внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка романа.
А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством - любовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: испугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно, ничего вернуть и исправить нельзя. Таким образом, роман «Евгений Онегин» — не только рассказ об эпохе, в которой «отразился век и современный человек», но и трогательная история несостоявшейся любви.