Отличительные черты романтических образов Максима Горького. Можно ли изменить черты своего характера. М. Горький: своеобразие романтических произведений Основные черты характеров романтических героев горького

Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд ярких литературных образов. Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ, но и передать романтический дух: Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу

Людям, Радда со своим прекрасным голосом – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, они не боятся даже самой смерти. В рассказах Горького только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.

Финал поэмы трагичен – Лойко убивает Раду на глазах всего табора и гибнет сам. Горький рисует именно такое завершение поэмы потому как ни Лойко, ни Рада не хотели терять свободу.

К свободе также стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванской Изергиль. Герои рассказа – Ларра и Данко – противопоставляются друг другу, но у них также присутствуют и общие схожие черты. Сила характера, гордость подчеркиваются в Ларе. Но хорошие качества превращаются в свою противоположность, потому что она презирает людей.

Данко тоже стремится к свободе, берет на себя тяжелую миссию – вывести людей из леса. Он вырывает свое сердце, тем самым, освещая им дорогу. У романтических героев Горького присутствует множество положительных, человеческих качеств – свободолюбие, а также умение служить людям


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Система образов. Система образов в рассказах Горького пол­ностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему сво­их произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар Чудра”;. Красота, сильные чувства и решительные действия героев восхищают старого цыгана Макара Чудру. В рассказе “Старуха Изергиль”; положительный герой – носитель всех добродетелей, […]...
  2. Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар Чудра”. Красота, сильные чувства и решительные действия героев восхищают старого цыгана Макара Чудру. В рассказе “Старуха Изергиль” положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – […]...
  3. Идейно-тематическое содержание. В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности роман­тического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка кон­фликта в романтических произведениях Горького не воспринимает­ся как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола – это утверждение нравственной победы. Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной це­ли. […]...
  4. “Старуха Изергиль” – одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения […]...
  5. В произведениях рассматриваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Своих героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманистический идеал Данко противопоставляется как мещанской успокоенности людей, так и эгоизму […]...
  6. В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького не воспринимается как поражение. Так, смерть Данко или гибель Сокола – это утверждение нравственной победы. Герои романтических рассказов Горького устремлены к одной цели. Для Макара […]...
  7. Художественные особенности. В произведениях рассматри­ваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Сво­их героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманисти­ческий идеал Данко противопоставляется как мещанской успоко­енности людей, так […]...
  8. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”. Романтические произведения М. Горького […]...
  9. Имя провинциала Алексея Пешкова мало кому было известно в конце 90-х годов XIX века, но читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – Максима Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических […]...
  10. Герои романтических произведений М. Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый из них выбирает свой путь. И при этом каждый считает, что выбрал верный шаг в нужном направлении. Горький как психолог находит ситуации, в которых проявляются врожденные человеческие стремления. В поведении героев Горький чутко улавливает “приступы удручающей, коверкающей душу скуки” и тоски. […]...
  11. Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени. В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих произведений – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, […]...
  12. Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем […]...
  13. Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода. А. Сталь В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и […]...
  14. Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы […]...
  15. Рубеж XIX-XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в […]...
  16. I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
  17. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
  18. Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история – наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления – гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала могущество и непокорность природы, и тогда они даже не догадывались, насколько сильной является собственно человеческая […]...
  19. История создания. Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской об­щественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном (американским изо­бретателем) вошел в тройку “величайших современников планеты”;. Первый […]...
  20. В своих ранних произведениях Горький предстает перед нами как истинный романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей на противоборство с миром один на один, предъявляющий окружающим исключительные требования. Он отвергает общество, считая себя выше него, и обречен на одиночество. Поэтому он находит общение лишь со стихиями, с морями, океанами, горами. И система романтических ценностей отличается […]...
  21. В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются наличием гордого нрава, и не желают признавать устои и ведение жизни по законам своего общества. Герои такого типа встречаются нам в произведениях раннего периода творчества А. М. Горького. Рассказ “Старуха […]...
  22. С главными героями романа “Война и мир” писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведе­ния. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя рез­ко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. […]...
  23. 1. Темы раннего творчества писателя. 2. Романтический герой. 3. Подвиг во имя людей. Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я – романтик. М. Горький Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях – одни утверждали, что творческий метод Горького – реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли […]...
  24. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал: Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут […]...
  25. Нужны подвиги! Нужны такие слова, Которые бы звучали как колокол Набата, тревожили все и, сотрясая, Толкали вперед. М. Горький Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, […]...
  26. В произведениях русских писателей описание природы всегда занимала значительное место. Возможно, это объясняется тем, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Не удивительно, что […]...
  27. Рассказ М. Горького “Старуха Изергиль” написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название “сказовой” и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий. В самом начале […]...
  28. Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь “нет никаких понуканий, никаких требований”. Предметной деталью Гончаров передает переломные моменты в жизни героя. Так, в XII главе третьей части писатель заставляет Захара облачить его в халат, вымытый и починенный хозяйкой. Халат здесь символизирует возврат к старой обломовской жизни. – Еще я […]...
  29. В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица – главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой доле отверженных, “бывших людей”, очевидна. В своем презрении к уродливым собственническим устоям деклассированный люд нес в себе стихийное влечение к воле, свободе. Во многих В […]...
  30. Жанровые особенности. Для романтического художественно­го мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода свя­зано жанровое своеобразие произведений Горького начального пе­риода. “Рассказы в рассказе”; с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры”; и “Старухи Изергиль”;. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он […]...
  31. Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской общественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном вошел в тройку “величайших современников планеты”. Первый рассказ “Макар Чудра” был […]...
  32. Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
  33. 1. Характерные черты романтизма в России. 2. Специфика раннего творчества Горького. 3. Революционный романтизм писателя. Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик? Я – романтик. М. Горький Романтизм, сложившись как направление в противовес классицизму, распространился в литературе разных стран, в том числе и в России. Характерно то, что в Европе это произошло […]...
  34. Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы “Нищенка”, “Челкаш”, “Коновалов” и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, […]...
  35. Ранняя романтика Горького проникнута поисками активно­го героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпи­графом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храб­рых – вот мудрость жизни!” Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других – вот идеал […]...
  36. “Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию, в которой наиболее сильно отразилось авторское […]...
  37. Для романтического художественного мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода связано жанровое своеобразие произведений Горького начального периода. “Рассказы в рассказе” с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры” и “Старухи Изергиль”. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность […]...
  38. Известно, что литература времен Максима Горького отличалась от литературы прошлых лет, тем, что писатели поставили перед собой новые цели, а значит, выбрали новые образы, новых героев. Творчество, особенно раннее, Максима Горького пропитано романтической утомленностью к переменам. В произведениях Горького присутствовал и пафос, и борьба, и вера в человека, и романтика, и надежда, в то время […]...
  39. Какие особенности летописей вы можете вы­делить? Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са­мосознания народа. Летопись представля­ла собой исторический документ, вклю­чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру­гие документы. События не только отече­ственной, но […]...
  40. Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он провел на вилле Горького и написал там новеллы “Лист”, “Подарунок на іменини”, “Коні не винні”. Позже Максим Горький, вспоминая о своей первой встрече с украинским […]...
  • Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
  • Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

Цели уроков:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

Урок на тему «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»)

Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Старуха Изергиль».

Вид урока: получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод : эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

б) Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Ответ. В обрамлении «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

«Старуха Изергиль» (этап получения новых знаний – эвристическая беседа)

Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

а) Легенда о Ларре.

Чем мотивирован характер Ларры?

Какое понимание свободы он воплощает?

Как изображены люди в легенде?

В чем смысл наказания Ларры?

Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

б) Легенда о Данко.

Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

Какой поступок вы назовете подвигом?

Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

Разумен или нет поступок Данко?

Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

- Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».
«В жизни… всегда есть место подвигам».

Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Что сближает Изергиль с Ларрой?

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

Урок на тему «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын»

Домашнее задание к уроку:

а) Проблемный вопрос

Произведения для изучения:

  1. «Макар Чудра».
  2. «Хан и его сын».

Вид урока: получение и закрепление новых знаний.

Основной метод : эвристическая беседа.

Ход урока

«Макар Чудра» (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания)

Как создает Горький романтический характер?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Реализация домашнего задания

Задание. Проблемный вопрос . Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ . Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

Каково понимание свободы героями рассказа?

Какой конфликт лежит в основе легенды?

Как он разрешается?

Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

Согласен ли с ними герой-повествователь?

Как выражена его позиция?

В произведении очень важен образ повествователя. Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

Каков смысл финала рассказа?

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

«Хан и его сын» (закрепление и проверка знаний)

Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын»

Примеры из текста

В произведении есть рассказчик - татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

«Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»
Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»

Необычна обстановка, в которой происходит действие.

«…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

«…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

Романтический пейзаж.

«Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

Обилие сравнений.

женщины «красивы, как весенние цветы»;
у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;
глаза, как васильки;
поднял, как перо;
облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»

Метафоры.

«ласки нежили и жгли»;
«дрожь в сердце»;
«гаснет день ото дня жизнь моя»;
раны «точили бы кровь мою»;
«рвется мое сердце»
«Но она обняла за шею своего старого орла»;
«улыбается смерть»

орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

Возвышенная речь героев.

«Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

Олицетворения.

«…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;
«И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»

Единственное начало в позиции героев.

«Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);
«Не могу я отдать ее тебе, не могу, - сказал хан»;
«Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)

«…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

Ваше мнение о прочитанном.

Использованная литература

  1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
  2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
  3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
  4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
  5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
  6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
  7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
  8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.
Тема урока: М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Романтический пафос раннего творчества

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Горького.

Задачи урока: показать художественное своеобразие ранних романтических произведений писателя; познакомить с ранними романтическими рассказами «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На соли», «Рождение человека»;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм, уважение к человеческой личности; формировать эстетический вкус, культуру чтения.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Беседа

Как можно объяснить псевдоним, который взял А.М. Пешков, начав публиковать свои произведения?

Свидетелем каких исторических событий конца XIX – начала XX века стал Горький? Каково было отношение писателя к этим событиям?

2. «Литературная кладовая». Творческая работа по повторению изученного «Лови ошибку» (навыки критического мышления при решении заданий). В вопросы по литературе вкрались ошибки, найди их.

1. Даты жизни писатели и врача А.П. Чехова 1860-1904 – Да

2. Трилогия 1898 года «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» принесла известность Леониду Андрееву – Нет, А.П. Чехову

3. Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превращается в Данко. – Нет, в Ионыча, среда заела, трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть.

4. Личность Куприна в воспоминаниях современников «Молодой, похожий на молодого Вакха, тихий, медленный, коренастый, с бычьей шеей и сильными руками, мускулистый, приятный» - Да.

5. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» - это строки из рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». – Нет, из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

6. Критик Адамович сказал о Бунине «С возрастом он стал красивее и как бы породистее. Седина ему шла. Появилось в его облике что-то величавое, римски-сенаторское. Он был на редкость умен». Да.

7. Оля Мещерская главная героиня рассказа «Темные аллеи». – Нет, «Легкое дыхание»

8. Максим Горький родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра-краснодеревщика. – Да

9. Творческий путь Л. Андреева начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». – Нет, М. Горького

10. К ранним романтическим рассказам М. Горького относятся «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Да.

11. В повести «Иуда Искариот» четко выделяются три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни и легенда о Данко. – Нет, в рассказе «Старуха Изергиль».

12. Умер в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа с глубокой тоской по родине «Нет России. Нет и творчества» Леонид Андреев. – Да.

13. В 1933 году получил Нобелевскую премию первый русский поэт А.И. Куприн. – Нет, И.А. Бунин.

14. «Сын орла и женщины. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого» Данко. – Нет, Ларра.

15. Максим Горький член Императорской академии, председатель Первого Всесоюзного съезда писателей, награжден орденом Ленина. – Да.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

3. Слово учителя

Мы с вами знаем, что творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. В 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Вспомните, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм художественный метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования в ранних произведениях Горького обычно романтический герой - гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. О Лойке Зобаре, например, сказано: «С таким человеком сам лучше становишься». Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы: море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. (Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова.)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

В романтических рассказах воплощены мечта о красоте и наблюдения писателя за противоречиями человеческой души. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима - так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия . Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира - коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие ваши слова.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море».

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже - приморском, ночном, таинственном и прекрасном - могут реализовать себя герои Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе.

Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете.

Радда - высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере - любовью и гордостью - мыслится Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.

Герои легенд старухи Изергиль - Данко и Ларра - тоже воплощают собой единственную черту: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.

Какова мотивировка характеров героев?

Данко, Радда, Зобар таковы по своей сути, таковы изначально. Ларра - сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности - это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль, образы Радды и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.

Каков смысл противопоставления Данко и Ларры?

Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын «орла и женщины» был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож - точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара - быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Одно желание владело им - вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».

Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом «гордое сердце», и один «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Чего, по-вашему, испугался «осторожный человек»?

Обратите внимание на символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры и выражает идеал самого писателя.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

4. Творческое задание на соответствие с целью проверки знания текста рассказа «Старуха Изергиль»

«А этот юноша, отверженный, выкинутый вон, смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его не был человеком. А этот – был человек». – Ларра

«Молодой красавец. Красивые – всегда смелы. Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» - Данко

«Время согнуло её пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями» - Старуха Изергиль

«Он уже стал теперь как тень. Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!...» - легенда о Ларре

«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете…» - легенда о Данко

«Старуха дремала. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» - Старуха Изергиль

«Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат увидал ее и остолбенел, сидит и смотрит, дрожа, как в огневице». – Радда

«Её черные глаза были тусклы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбивавшихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами» - Изергиль

«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. С таким человеком ты и сам лучше становишься. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.» - Лойко.

Даты жизни: 1860-1904 = А.П. Чехов

1870-1938 = А.И. Куприн

1870-1953 = И.А. Бунин

1871-1919 = Л.Н. Андреев

1868-1936 = М. Горький

5. Аналитическая беседа

Особенности композиции романтических рассказов Горького.

- Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе.

Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный.

Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.

Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.

Эти две легенды как бы обрамляют повествование о жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.

Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости.

Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. «Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».

Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама старуха, сближают этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Древность старухи, ее индивидуализм, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень).

Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.

6. Развернутый ответ на вопрос

Учащиеся письменно дают развернутый ответ на вопрос «Почему люди не заметили самопожертвования Данко?»

7. Творческая работа по заполнению сравнительной таблицы

Сравнительная таблица

Образ Ларры

Образ Данко

Происхождение

сын орла и женщины

«один из людей »

Внешность

Двадцатилетний юноша, красивый и сильный.

Глаза «холодны горды, как у царя птиц».

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня»

Отношение к людям

Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе»

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь»

Поступки

Убийство дочери одного из старейшин, ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из уст её кровь брызнула к небу

Самопожертвование: «Он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

8. Просмотр отрывка из к/ф по рассказам «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». «Табор уходит в небо»

V . Этап информации о домашнем задании

1. История создания пьесы «На дне» (сообщения 3 человека), стр. 262-266

3. Выписать из пьесы «На дне» крылатые выражения.

VI . Этап рефлексии

Сочинение

Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни.

На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд ярких литературных образов. Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ, но и передать романтический дух: Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Радда со своим прекрасным голосом - всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, они не боятся даже самой смерти. В рассказах Горького только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Финал поэмы трагичен - Лойко убивает Раду на глазах всего табора и гибнет сам. Горький рисует именно такое завершение поэмы потому как ни Лойко, ни Рада не хотели терять свободу.

К свободе также стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванской Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» - Ларра и Данко - противопоставляются друг другу, но у них также присутствуют и общие схожие черты. Сила характера, гордость подчеркиваются в Ларе. Но хорошие качества превращаются в свою противоположность, потому что она презирает людей. Данко тоже стремится к свободе, берет на себя тяжелую миссию - вывести людей из леса. Он вырывает свое сердце, тем самым, освещая им дорогу. У романтических героев Горького присутствует множество положительных, человеческих качеств - свободолюбие, а также умение служить людям

Ранние романтические рассказы М.Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - эти слова Горького можно отнести к любому из героев его романтических произведений. Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данко, Ларра, Изергиль – все они горды и независимы, их отличает личностная незаурядность, яркость натуры, исключительность страстей. Горьковский романтизм формируется в эпоху, казалось бы, для романтизма не предназначенную, - девяностые годы 19 века, однако именно яростный бунт писателя против «свинцовых мерзостей жизни» и рождает концепцию человека-деятеля, творца своей судьбы: романтические герои Горького не склоняются перед обстоятельствами, а преодолевают их. «Нужны подвиги, подвиги!» - написал Горький за несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» и воплотил в своих романтических произведениях героев, способных эти подвиги совершить, поэтому произведения с драматическим, а то и трагическим финалом выявляют смелый, радостный взгляд на мир молодого писателя.

«Макар Чудра» (1892)

«Макар Чудра» - первое произведение, сделавшее Горького известным. Герои этого рассказа – молодые цыгане Лойко Зобар и Радда – исключительны во всем: во внешности, чувствах, судьбе. Красоту Радды невозможно передать словами, ее «можно было бы на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку. Как свою душу, знает». У Зобара «очи, как ясные звезды, горят», «улыбка – целое солнце, усы легли на плечи и смешались с кудрями». Макар Чудра не может скрыть своего восхищения удалью, душевной щедростью, внутренней силой Зобара: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, раньше, чем он мне слово сказал. Удалой был малый! Разве он кого боялся! Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!» Красота в романтических произведениях Горького становится нравственным критерием: прав и достоин восхищения уже потому, что красив.

Под стать Зобару и Радда – и в ней та же царственная гордость, презрение к человеческой слабости, в чем бы она ни выражалась. Большой кошель моравского магната, которым он хотел прельстить гордую цыганку, удостоился лишь быть небрежно отброшенным Раддой в грязь. Не случайно Радда сравнивает себя с орлицей – независимой, высокой парящей, одинокой, потому что мало кто ей под стать. «Голубок ищи – те податливей», - советует ее отец Данила магнату.

Основой романтического произведения становится конфликт романтического героя с общепринятыми ценностями, в данном случае в душе Зобара и Радды сталкиваются две страсти - свобода и любовь как привязанность, ответственность, подчинение. «А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня… Никогда я никого не любила, Лойко, я тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Герои Горького встали перед выбором, который можно назвать трагическим, поскольку его невозможно совершить, - остается лишь отрицание самой необходимости выбора, то есть жизни. «Коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат». Гордость и любовь не могут примириться, так как компромисс немыслим для романтического сознания.

Особую роль в рассказе Горького имеет композиционное обрамление. Романтический рассказ, в центре которого исключительные герои и ситуации, утверждает особую систему ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная человеческая жизнь. Антитеза повествователя и Макара Чудры, рассказавшего легенду о любви и смерти гордых красавцев цыган, выявляет характерное для романтического произведения двоемирие - несоотнесенность, противостояние обыденного взгляда на мир и жизненной философии романтического героя. Свобода, не скованная никакими привязанностями – ни к человеку, ни к месту, ни к труду, - это в глазах Макара Чудры есть высшая ценность. «Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гонясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

«Старуха Изергиль» (1895)

Система образов рассказа «Старуха Изергиль» построена по принципу антитезы, что характерно для романтического произведения. Ларра и Данко горды, красивы, однако уже в описании их внешности есть деталь, резко их различающая: у Данко глаза, в которых «светилось много силы и живого огня», а глаза Ларры были «холодны и горды». Свет и тьма, огонь и тень – это будет отличать не только внешность Ларры и Данко, но также их отношение к людям, их судьбы, память о них. В груди у Данко – огненное сердце, у Ларры каменное, Данко и после смерти будет жить в голубых степных искрах, а вечно живущий Ларра превратится в тень. Ларра, кроме себя, не видит ничего. Сын Орла, одинокого хищника, он презирает законы людей, живет по собственным законам, подчиняется лишь своим сиюминутным желаниям. «Наказание человека в нем самом» - именно поэтому вечная одинокая жизнь стала для Ларры наказанием страшнее смерти.

Горение – идеал жизни другого героя этого рассказа – Данко. Данко спасает тех людей, которые от слабости, изнеможения и страха готовы были убить его, тех, среди которых нашелся один, наступивший на гордое сердце ногой. Горький не случайно вводит в художественную ткань рассказа этот эпизод: люди были отравлены не только ядовитыми испарениями болота, но и страхом, они привыкли быть рабами, от этого «внутреннего рабства» очень трудно освободиться, и даже подвиг Данко в одно мгновение не способен вырвать страх из людских душ. Людей пугало всё: и дорога назад, и дорога вперед, в своей слабости они обвиняли Данко – человека, наделенного «мужеством вести », то есть мужеством быть первым. «Люди стали упрекать его в неумении управлять ими, они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них». Данко отдает жизнь людям, мечтая пробудить свет в их душах.

Жизнь Изергиль, третьей героини рассказа, Горький назвал «мятежной». Эта жизнь была наполнена стремительным движением и яркими чувствами, рядом с ней часто оказывались незаурядные, смелые, сильные люди – особенно рыжий гуцул и «пан с изрубленным лицом». От слабых и подлых она без сожаления уходила, даже если любила их: " Я смотрела на него сверху, а он барахтался там, в воде. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним» (о монашке), «Тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил… Тогда и я пошла» (об Аркадэке).

Изергиль не боялась жертвовать собой во имя любви, однако в конце жизни осталась одна, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Изергиль была абсолютно свободна, она оставалась с человеком, пока любила его, всегда расставалась без сожаления и даже мало помнила того, с кем прошла часть ее жизни: «А рыбак куда девался? – Рыбак? А он…тут… - Погоди, а где маленький турок? – Мальчик? Он умер…» Свою свободу Изергиль поставила выше привязанности к человеку, назвав это рабством: «Я не была никогда рабой, ничьей».

Еще одним романтическим героев рассказов Горького можно назвать природу, которая по своей исключительности сродни Зобару, Радде, Данко, Изергиль. Только там, где степной простор и вольный ветер, могли жить романтические герои Горького. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» становится одним из действующих лиц: это живое существо, принимающее участие в жизни людей. И так же, как среди людей, в природе есть добро и зло. Молдавская ночь, описание которой предваряет события первой легенды, создает атмосферу тайны. Перед появлением Ларры природа одевается в кровавые тона, становится тревожной. В легенде о Данко природа враждебна людям, однако ее злая энергия была побеждена любовью Данко: своим подвигом он преодолел тьму не только в душах людей, но и в природе: «Тут сияло солнце; вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река».

Исключительность и колоритность характеров, стремление к свободе и способность к решительным поступкам отличают всех героев романтических произведений Горького. Стали уже афоризмом слова, отданные писателем старухе Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». В этом сказывается концепция человека-деятеля, способного преобразить мир. В эпоху рубежа веков эта концепция оказалась созвучна времени, когда многие уже чувствовали приближение глобальных исторических изменений.