Урок литературы "Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма". Презентация на тему ""осень" николай карамзин" Урок карамзин осень как произведение сентиментализма

. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

ФИО (полностью)

Бойко Алла Анатольевна

Место работы

МБОУ Задонская СОШ

Должность

Преподаватель русского и литературы

Литература

Тема и номер урока в теме

Повесть Н.М Карамзина « Бедная Лиза» как произведение сентиментализма .

Базовый учебник

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

1. Цель урока: обобщить знания о специфике сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; проанализировать основные элементы сентиментализма в поэзии и художественной прозе Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Задачи:

обучающие :

Определить основные черты сентиментализма как литературного направления в русской и европейской культуре XVIII века; помочь школьникам осознать связь русского сентиментализма с европейским сентиментализмом;

Пополнить круг сведений о Н.М. Карамзине как крупнейшем представителе русского сентиментализма и многогранной личности;

Проанализировать лирику и прозу Н.М. Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

Развивать умение анализировать литературное произведение в рамках литературного направления.

Учить пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Учить интерпретировать сюжет картин;

Учить написанию творческих работ на заданную тему (при домашней работе с карточками дифференцированного характера).

- развивающие:

Учить умению анализировать; сопоставлять сюжеты, характеры героев, творческий почерк разных писателей; устанавливать причинно-следственные связи в логике поведения героев, синтезировать - обобщать, делать выводы;

Развивать умение работать индивидуально и в группе;

- воспитательные:

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Карамзина и европейских писателей XVIII века.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира.

3. Тип урока - традиционный, с элементами интеграции; урок обобщения и пополнения знаний.

4. Формы работы учащихся - анализ художественных текстов, в т.ч. сравнительный анализ, обработка информации, изложенной в электронном модуле и учебнике (составление таблицы), комментирование содержания картин, письменная работа по карточкам дифференцированного характера, пересказ краткого содержания литературных произведений с элементами анализа.

5. Необходимое техническое оборудование -

1.Учебник «Литература. 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 93 с.

2. Тексты стихотворений Н.М. Карамзина «Поэзия», «Выздоровление» и «К соловью» и повести «Бедная Лиза», стихотворения И.В. Гете, Э. Юнга, Дж. Томсона, романы И.В. Гете «Страдания молодого Вертера», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

3. Дополнительная литература (выставка для рекомендации школьникам)

Лотман ЮМ. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Осетров ЕМ. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 2006

4. Репродукции с картин

5. ПК с выходом в Интернет

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

I . Предкоммуникативный этап

Слайд с темой и целями урока

1. Объявление темы и целеполагание.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом «Из русской литературы XVIII века» и сегодня обращаемся к творчеству Н.М. Карамзина.

Тема нашего занятия - «Творчество Н.М. Карамзина как вершина русского сентиментализма».

Наша цель - рассмотреть принципы сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; выяснить место и роль Карамзина в истории русской литературы XVIII века как крупнейшего представителя русского сентиментализма; выявить основные черты сентименталистской поэтики Карамзина на материале его лирических и эпических произведений в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Актуализация знаний

Вспомним, что вы знаете о сентиментализме.

Ответы учащихся (определение понятия, толкование термина «сентиментализм»)

II . Коммуникативный этап

1.Слово учителя.

Особенность литературы XVIII века состояла в том, что сосуществовали два литературных направления - классицизм и сентиментализм. Вы уже знаете, в чем состояла особенность классицизма, познакомились с писателями-классицистами.

Выясним, что собой представлял европейский сентиментализм как литературное направление, каковы место и роль русского сентиментализма в европейском литературном процессе. Для этого обратимся к информационной базе Интернета.

(Просмотр модуля «Сентиментализм»).

Итак, при каких обстоятельствах и по какой причине возник сентиментализм?

Каково взаимоотношение русского и европейского сентиментализма?

Он возник в недрах классицизма, как реакция на классицизм и его поэтику.

Уже сформировавшиеся в Европе принципы поэтики были восприняты и переосмыслены русскими писателями на русском материале.

ПК или интерактивная доска (при составлении таблицы)

2. Систематизация знаний по теории литературы над понятием сентиментализм.

Работа с учебником и составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века» .

Составим сравнительную таблицу «Литературные направления XVIII века», чтобы хорошо это представить и выделить черты сентиментализма как второго литературного направления, обусловленного классицизмом. Для этого воспользуемся информацией, представленной в просмотренном модуле и материалом учебника на стр. 69-70. Она будет необходима нам для анализа произведений Карамзина и европейских сентименталистов в аспекте литературного направления.

Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту таблицу?

Кроме того, литература сентиментализма готовила переход к новому литературному направлению - романтизму.

Коллективное составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века».

Литература сентиментализма представляла собой более современное направление, которое закрепляло за человеком право на частную жизнь и при активной гражданской позиции.

«Н.М. Карамзин Слово о писателе»

3. Систематизация сведений о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

Вам уже знакомо творчество Н.М. Карамзина. Вспомним основные вехи его биографии. В этом нам поможет информационный модуль. Просмотрите информацию, представленную в модуле, и отметьте, что нового вы узнали из этого проекта.

(Просмотр модуля)

Однако не все сведения о специфике литературной деятельности нашли отражение в модуле. Предлагаю дополнить информацию о писателе, поскольку это необходимо нам для осознания мировоззрения писателя.

Ответы детей.

Реферирование подготовленного ученика, который освещает факты биографии и этапы творческого пути писателя:

Принадлежность Карамзина к старинному дворянскому роду, круг его детского чтения;

Служба в лейб-гвардии Преображенском полку и знакомство с И.И. Дмитриевым;

Вступление в масонскую ложу «Златой венец» и увлечение переводами;

Создание первой сентиментальной повести «Евгений и Юлия»;

Путешествие по Европе и знакомство с видными философами и писателями, присутствие в Париже во время Великой французской революции, создание книги «Письма русского путешественника»;

Отход от масонов и погружение в литературную деятельность (повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» как образцы «сентиментальной» прозы);

Создание предромантических элегий и литературные споры с «архаистами»;

Смерть первой жены и обретение семейного счастья во втором браке;

Назначение придворным историографом и работа над «Историей государства Российского».

Дидактический материал - карточки для групповой работы (см. Приложение № 2).

4. Анализ поэтических произведений Н.М. Карамзина в аспекте литературного направления

(проверка домашнего задания - предварительная групповая работа по карточкам дифференцированного характера).

Рассмотрим, в чем же состояло новаторство Карамзина-сентименталиста. Для этого обратимся к его лирике.

Дома вы по вариантам анализировали стихотворения Н.М. Карамзина. Обменяемся нашими наблюдениями.

1 группа готовила анализ фрагмента стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия». Отвечает ….

Выполним коллективно задание № 11 данного варианта. Найдем элементы, которое позволят нам определить данное произведение как новую поэзию - сентиментальную.

Сравните фрагмент Н.М. Карамзина с произведениями европейских сентименталистов Э. Юнга и И.В. Гете. Что их объединяет? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

2 группа рассматривала стихотворение «Выздоровление». К доске идет….

3 группа рассматривала стихотворение «К соловью». К доске идет….

Определим черты сентиментализма в данном стихотворении.

Сравним это стихотворение со стихотворениями европейских сентименталистов Э. Юнга, Дж. Томсона, И.В. Гете.

Какой вывод о роли Карамзина можно сделать, рассмотрев его стихотворения в контексте европейской поэзии?

Выступления уч-ся с анализом отрывка из стихотворения Карамзина «Поэзия».

Коллективная работа. Определение черт сентиментализма в отрывке из стихотворения «Поэзия».

Аргументация ответов, с опорой на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Выступления уч-ся с анализом стихотворения Карамзина «Выздоровление».

Ответы детей с опорой на текст и на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Вывод:

Сентименталистская лирика Карамзина стала движением вперед в направлении к раскрепощению содержания и самого языка литературы.

Сентиментализм сформировал новую литературную ситуацию, связанную с постижением сокровенной части человеческого «я», мира его чувств, внутренних движений и переживаний. В этом отношении

5. Работа по определению черт сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Обратимся к прозе Карамзина. Повесть «Бедная Лиза вам уже знакома».

Вспомним сюжет повести.

Обратите внимание на смысл названия повести - «Бедная Лиза».

Каков идейный смысл произведения?

Поясните значение знаменитой карамзинской фразы «и крестьянки любить умеют!» Прокомментируйте.

Краткий пересказ содержания повести одним их учеников.

И крестьянки любить умеют.

В умении чувствовать и переживать нет сословных границ. Люди различаются не по сословиям, а по способности любить и сохранять верность и порядочность в отношениях.

Работа с иллюстрацией к повести «Бедная Лиза» в учебнике литературы (стр. 80).

Обратите внимание на иллюстрацию к «Бедной Лизе» на странице 80 учебника. Как вы думаете, какой эпизод повести проиллюстрирован? Подтвердите словами из текста повести.

Какой представлена Лиза? Соответствует ли созданный образ Карамзинской Лизе? Докажите.

Она опоэтизирована.

Карамзин, как все сентименталисты, поэтизировали крестьян, подчеркивая их природную свежеть непосредственности, умение чувствовать красоту и тонкость и сложность переживаний, в т.ч. любовных.

Репродукции картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Иллюстрирование мысли Карамзина «и крестьянки умеют любить» в контексте интерпретации сюжетов картин И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Обратите внимание на репродукции с картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Кого вы видите на картине художников И.П. Аргунова?

Как, при помощи каких деталей создает потрет молодой крестьянки художник?

Какие детали вы считаете главными и почему?

Какое настроение передано художником?

Каким настроением пронизана картина А.Г. Венецианова «Жнецы»?

Что является центром картины?

Какая деталь является значимой и важной для понимания мысли художника и почету?

Можно ли рассматривать эту деталь как метафору?

Что побудило художника обратиться именно к этому сюжету?

Какова его творческая задача?

Подтверждают ли сюжеты рассмотренных картин наш вывод о поэтизации сентименталистами крестьян, предположение за ними умения чувствовать красоту, тонкость и сложность переживаний?.

А мысль Карамзина о том, что «и крестьянки умеют любить»? Докажите.

Какой вывод можете сделать

Комментирование содержания картин

Девушка в русском костюме отличается духовной красотой и естественность. Все в ней прекрасно природной, натуральной красотой. Взгляд серых глаз серьезен и прям. Такая если полюбит, то сильно, надежно и навсегда. Картина «Жнецы» поэтизирует любовное чувство молодых крестьян, подчеркивает их способность постигать красоту, выражать красоту - трепетность и нежность молодых влюбленных подчеркивают трепетные бабочки на руке крестьянки. Бабочка в искусстве символизирует душу, способность чувствовать и переживать высокие чувства).

Аргументации школьников

Сентиментализм в искусстве и литературе прибегал к поэтизации характеров людей простого сословия, подчеркивая духовное равенство людей всех сословий как детей природы. Говорил о губительности цивилизации и о близости к природе как облагораживающем источнике.

« Важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”»:

Использование детали для характеристики внешности и отражения внутреннего мира личности;

Непрямое называние чувств героев, роль жеста в передаче их душевного состояния;

Особая роль пейзажа;

Функция рассказчика в повести, роль лирических отступлений;

Обилие изобразительно-выразительных средств (психологические эпитеты, повторы, преобладание экспрессивных конструкций).

Вернемся к повести «Бедная Лиза». Какие черты сентиментализма наличествуют в повести?

Найдите в тексте описания внешности героев. Прочитайте их.

Какая деталь внешности является основной в портрете Карамзина?

Найдите и прочитайте эти фрагменты.

Найдите описание природы в повести и прочитайте.

Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести?

Каков основной конфликт повести?

Где рождается противоречий, т.е. в какой момент исчезает гармония и начинаются страдания Лизы?

Каков характер конфликта?

Заметим, что в литературе сентиментализма этот конфликт является основным.

Какова функция рассказчика в повести?

Есть ли в повести лирические отступления? Найдите и прочитайте.

Какова роль лирических отступлений?

Найдите фрагменты, в которых передается переживание Лизы и Эраста. Какие средства выбирает автор для передачи эмоционального состояния героев?

Приведите примеры из текста психологических эпитетов, лексические и синтаксические повторы, преобладание экспрессивных конструкций.

Подведем итог нашим наблюдениям.

(демонстрация слайда)

Все это - важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». «Поэтика» - это набор основных приемов создания текста.

В этом важнейшая заслуга писателя, поскольку для литературы 18 века это было новаторским движением вперед.

Чтение цитаты.

Избирательно, скупо, при помощи основных деталей.

Глаза, поскольку они отражают внутренний мир личности.

Он обращается к жестам в передаче их душевного состояния.

Чтение цитаты.

Чтение цитаты.

У пейзажа особая роль - он служит передаче чувства человека.

Конфликт чувства и долга (нравственных традиций).

Когда Лиза по причине сильного чувства нарушила нравственные традиции поведения девушки.

Это конфликт между чувством

Он передает не только сюжет истории, но и выражает собственное отношение - сочувствие Лизе, осуждение «воспитателей» слабого Эраста и т.д.

Обильные и разнообразные эпитеты и метафоры

(цитируют).

Примеры повторов и экспрессивных конструкций.

6. Сравнительный анализ повести «Бедная Лиза» и романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Повесть «Бедная Лиза пользовалась необычайной популярностью в России». А в Европе господствовал другой герой - молодой Вертер, герой сентиментального романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

Кто читал этот роман? Кратко расскажите его содержание.

Сравним фрагменты произведений Гете и Карамзина.

Читаем 1-е письмо Вертера. Можно ли соотнести этот фрагмент с поведением, языком героев «Бедной Лизы»?

Кого из героев напоминает Вертер? Почету?

Сравните пейзажи в «Бедной Лизе» и «Вертере». Какой вывод вы можете сделать?

Посмотрите на эпизод первой встречи с Лоттой. Можно ли найти аналогии в произведении Карамзина?

Какой вывод вы сделаете, сравнив два произведения - русского и германского авторов?

Краткий пересказ содержания романа Гете учеником. (См. Приложение 3).

Ищут элементы поэтики сентиментализма, объединяющие «Вертера» и «Лизу» (используя таблицы и слайды)

Эраста. Так мог писать Эраст.

Это сентиментальный пейзаж. Он наполнен чувством и соотносится с состоянием героя!

Да, так воспринимает Лизу Эраст в моменты их первых встреч.

Вывод об общности содержания, стиля и языка произведений Гете и Карамзина.

III . Посткоммуникативный этап.

1. Разбор домашнего задания. Инструктаж перед домашней творческой работой.

Этот вывод станет вашим домашним заданием. Вам необходимо сравнить сюжеты, героев и принципы создания образов в произведениях Гете и Карамзина. Найти черты сентиментализма и сделать вывод. Работа выполняется письменно в рабочих тетрадях.

2. Рефлексия.

Итак, обратимся к теме нашего занятия

Какие цели мы ставили? Проверим, достигли ли мы их.

3. Оценка собственной работы.

Оценка работы класса и отдельных студентов.

рефлексия

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

«Сентиментализм как художественное направление в литературе и искусстве»

Репродукции картин художников И.П. Аргунова «Портрет неизвестной»

А.Г. Венецианова «Жнецы»

Приложение 1.

Сравнительная таблица ««Литературные направления XVIII века»

Классицизм

Сентиментализм

Ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон творчества. Античность - материал для формирования сюжетов и героев в новой литературе.

Преимущественная ориентация на современность.

Невнимание к частной жизни человека.

Внимание к внутренней жизни самого человека (миру его чувств, переживаний).

Гражданственность как ценностное приоритетное качество идеального человека.

Человек - гражданин вселенной.

Чувство, чувствительность - ключевые слова сентиментализма.

Приоритет разума перед чувствами.

Утверждение права человека на богатый мир чувств и эмоциональных переживаний.

Схематичность, обобщенность характеров героев.

Утверждение неповторимости, индивидуальности человеческой личности.

Четкое разграничение общественного и личного, сознательного и стихийного, Природы и цивилизации.

Показ сложного взаимодействия общественного и личного, сознательного и стихийного. Природы и цивилизации.

Внешние описания составляют условный фон, на котором развивается действие.

Внешние описания (пейзаж, интерьер) даны через призму восприятия героев, как отражение их чувств и переживаний.

Теория трех штилей. Четкое разграничение стилей и в соответствии с этим строгая иерархия жанров: высокий (трагедия, ода, героическая поэма), низкий (комедия, басня, сатира), средний (элегия, песня, повесть и т.д.)

Размывание жанровых границ.

Появление новых жанров: роман в письмах, сентиментальное путешествие, любовная повесть и т.д.

Принцип трех единства в драматургии (единство места, времени, действия).

Преобладание книжной лексики, старославянизмов

Демократизация языка, отказ от части отягощающей старославянской лексики проникновение разговорной лексики (слов и оборотов, звучащих в гостиных дворянской интеллигенции).

Крупнейшие представители европейского классицизма: Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен.

Крупнейшие представители русского классицизма: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов.

Крупнейшие представители европейского сентиментализма: Дж. Томсон, Э. Юнг, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Клопшток и др.

Крупнейшие представители русского сентиментализма: А.И. Радищев, Н.М. Карамзин как крупнейший представитель русского классицизма.

Приложение 2.

Цели урока

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Образовательные:

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1>; раздаточный материал <Приложение 2>.

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя - Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1).

Презентация

III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2).

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журналДетское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 - 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм.

Сентиментализм - это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII - начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8). Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”).

VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9).

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Время для выполнения этого задания - 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (СЛАЙД 10).

Учебник, стр. 210- 211.
Записать ответы на вопросы:

Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?
Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

Литература.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 512с. - (В помощь школьному учителю).
Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. - Уроки литературы. - №7. - 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.

Похожие образовательные материалы:

Николай Михайлович Карамзин известен как активный общественный и литературный деятель, публицист, историк, глава русского сентиментализма. В отечественной литературе он запомнился благодаря своим путевым заметкам и интересным повестям, но немногие знают, что этот человек был еще и очень талантливым поэтом. Николай Михайлович воспитывался на европейском сентиментализме, и этот факт не мог не отразиться на его творчестве. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина лишь подтверждает это.

С юных лет писатель увлекался французской и немецкой литературой, искренне надеясь как-то проявить себя на этом поприще, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе. Подчиняясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а потом строит политическую карьеру. Осуществить свою детскую мечту и посетить Европу ему удалось в 1789 году. Карамзин стихотворение «Осень» написал в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским налетом. Кроме того, русская литература узнала о еще одном жанре - путевых заметках.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина показывает, что данное произведение носит описательный характер. Автор хоть и рассказывает о европейской природе, но пытается провести параллель с родными и знакомыми для него лесами и лугами. Начало стихотворения слишком мрачное и невеселое. Дубрава не радует взор поэта, веет холодный ветер, срывающий желтые листья, не слышно пения птиц, отлетают в теплые края последние туман клубится в тихой долине. Подобная картина навевает уныние и грусть не только на писателя, но и на прохожего странника, и в этом нет ничего удивительного.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина позволяет во всех красках увидеть мастерски нарисованную автором картину, полную безысходности и тоски. Поэт ведет беседу с неизвестным странником, он призывает не отчаиваться, смотря на безрадостные пейзажи, ведь пройдет некоторое время и наступит весна, природа обновится, все оживет, запоют птицы. Николай Михайлович напоминает читателям о том, что жизнь циклична, все в ней повторяется. За осенью придет зима, которая укроет землю белоснежным покрывалом, потом сойдет последний снег и наступит весна, которая оденет все вокруг в брачный наряд.

Николай Карамзин «Осень» писал, чтобы сравнить с жизнью человека. Весна очень похожа на юность, когда люди красивы, полны сил и энергии. Лето сравнивают со зрелостью, когда можно уже получить первые плоды своей работы. Осень - это первый признак старости, необходимо оглянуться назад, осознать свои ошибки, зима - это старость и конец жизни. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина подчеркивает, что если природа может обновляться, то человек такой возможности лишен. Старец даже весной будет чувствовать холод зимы.

Николай Михайлович никогда не увлекался восточной литературой, хотя после детального изучения его произведения можно отметить их необычную форму. Благодаря философскому смыслу и особому размеру четверостишия стихи очень напоминают