«Виды транспорта». Конспект занятия в старшей группе

Специально для всех мальчиков и для девочек, которые тоже любят машинки, я предлагаю познакомиться со следующим материалом.

  1. и игры транспорт,
  2. и пазлы с транспортом,
  3. и картинки транспорт,
  4. раскраска,
  5. мультик,
  6. презентация и многое, многое другое, что поможет Вам в дальнейшем в ходе освоения этой интересной темы для детей.

Здесь представлен наземный, подземный, пассажирский, подземный, воздушный, водный, железнодорожный транспорт и спецтехника, звуки которого представлены на видео.

Надо сказать, что игра рассчитаны на различный возраст, и только Вы сами сможете выбрать и решить, какая из игр и вариантов картинок с транспортом подойдет именно Вашему малышу. Только с помощью проб и ошибок Вы это узнаете.

С чего начать?

Начинайте с самого просто - тематических карточек с транспортом, потом переходите к более сложным заданиям. Картинки, рисунки и фото транспорт предназначены для бесплатного использования для преподавателей, учителей и просто знающих родителей дома для домашних развивающих занятий, в клубах раннего развития, для адаптационных занятиях в садах и младших классах школ.

Я постаралась скомпоновать материал таким образом, чтобы ребенку была очень интересна эта тема, здесь собраны игры с транспортом на развитие мелкой моторики пальцев рук, что существенно влияет на речь ребенка трехлетнего возраста и младше, а кроме того, внимательности, математические способности, память, умения сортировать от большого к меньшему, умения осознавать понятия «налево» и «направо», и, конечно же, творческие и логические игры, которые не только расширят кругозор и разовьют Вашего ребенка, но и принесут ему много радости.

Развивающие задания и игры

По этим картинкам Ваш ребенок познакомиться с такими видами транспорта, как вертолёт, машина, автобус, поезд, мотоцикл, самолёт, такси, грузовик, лодка. Вы можете просто показывать картинки малышу с изображением видов транспорта, можете просить его показать, где тот или иной водный или наземный транспорт. Кроме того, можно распечатать два варианта, один из которых разрезать на карточки и соотносить с другим вариантом. Для старших деток будет интересна история возникновения и развития разных видов транспорта.

Список вопросов по теме

Если малыш сам еще не может составить рассказ о транспорте - помогите ему - задавайте наводящие вопросы, такие как:

  1. Как называется этот вид транспорта?
  2. Что или кого он перевозит?
  3. Он ездит по дороге, летает в небе или плавает в воде?
  4. Сколько человек может перевезти этот транспорт?
  5. Зачем нужен этот транспорт?
  6. Какую пользу он приносит людям?

Еще один вариант тематических карточек и фото с транспортом. Здесь собраны картинки следующих видов транспорта:

  1. корабль,
  2. машина,
  3. самолёт,
  4. грузовик,
  5. полицейская машина,
  6. автобус,
  7. пожарная машина,
  8. вертолёт,
  9. подводная лодка.

Варианты игр с этими картинками транспорта могут быть аналогичны предыдущим.

Очень хорошая игра с транспортом на развитие внимания и памяти у малышей. Здесь нужно по тени определить, что это за транспорт.

Математическая игра с картинками транспорта. Здесь нужно посчитать количество машинок и обвести нужный вариант в кружочек.

Развивающий пазл из картинок транспорта. Вы можете его разрезать на столько частей на сколько справиться с ним Ваш ребенок. Постепенно Вы можете усложнить задание, разрезав пазл с транспортом на большее количество частей. Очень хорошая игра, развивающая логику, внимательность, память и мелкую моторику пальцев рук.

Играем в транспорт с паровозиком. Для тех деток, кто уже знает цифры здесь нужно составить поезд с помощью пронумерованных вагончиков.

Игра развивает внимание, память, усидчивость. Знакомит ребенка с цифрами и счетом.

Если ребенок еще не знает сам чисел Вы можете использовать эту игру в качестве дополнительного материала для запоминания цифр. Составляйте паровозик вдвоем).


Игра на понимание таких понятий как «налево» и «направо». Здесь нужно рассортировать транспорт на тот, который летит налево и тот который летит направо.

Картинки с транспортом - вертолётом на запоминание цветов. Они подойдут для самых маленьких малышей, особенно для мальчиков. Вы можете их как сортировать по цвету, так и просто смотреть и запоминать или распечатать два варианта, один разрезать на карточки и соотносить со вторым вариантом. Ребенок познакомится со всеми известными цветами, такими как: оранжевый, красный, жёлтый, зелёный, розовый, синий, фиолетовый, чёрный, серый, белый.

Транспорт для детей - очень хорошая игра с симпатичным жёлтым автобусом.

Здесь нужно рассортировать автобусы по размеру от самого маленького до самого большого.

Игра развивает координацию внимания, логику, память, мелкую моторику пальцев рук и усидчивость.

Разноцветные машинки.

Игра на внимательность.

Можно играть следующим образом: самый простой вариант я уже описывала в предыдущих играх - распечатать два варианта, один разрезать на карточки и соотносить с другим вариантом, кроме того, можно играть в поиске определенной, например, предложить найти ребенку все фиолетовые машинки и пересчитать их. Можно просто разрезать на карточки и рассортировать машинки по цвету. Можно составлять логические цепочки из машинок. Например, положите черную, фиолетовую, а потом еще раз черную машинку и предложите выбрать ребенку из оставшихся машинок какая будет следующей и т.д. Все зависит от Вашей фантазии. Игр здесь множество.


Пазлы для самых маленьких.

Здесь представлены три вида транспорта пожарная машина, полицейская машина и скорая машина, а также люди, кто работает на этом транспорте - пожарный, полицейский и доктор. Задача малыша найти и соотнести транспорт с его владельцем. Игра направлена на развитие логики, внимательности, памяти, концентрации внимания и мелкой моторики пальцев рук.

Еще один более сложный пазл из картинок транспорта. Разрежьте его на столько частей, на сколько Вы считаете, что справится Ваш ребенок. Постепенно разрезайте на большее количество частей.

Здесь нужно помочь полицейскому, пожарнику и доктору добраться до своей машины. Обвести карандашом пунктирную линию.

Учимся считать с картинками различных видов транспорта. Здесь нужно пересчитать количество воздушных шаров, корабликов, самолётиков и машинок и обвести правильный ответ в кружочек.

Стихи, рассказы и загадки по теме

Также на сайт предлагает стихи, рассказы и загадки на тему транспорта. Загадки, рассказы и стихи будут не только знакомить детей с разными видами транспорта, но и развивать чувство языка, ритма и память. Стихи, рассказы и загадки помогут учителям провести тематические вечера на тему транспорта.






























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным, наземным, водным видами транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с данными видами транспорта.

Материалы и оборудование: Фотографии воздушного, водного, наземного транспорта; презентация "Транспорт"; диск с музыкой - "Песенка друзей" С. М. Михалков, песня "Облака" из м/ф "Трям! Здравствуйте!" (Слова С. Козлова, музыка В. Шаинского), песня "Белые кораблики" из кинофильма "Площадь Картонных Часов". Авторы: Яхнин Л., Шаинский В..

Примечание: данное занятие можно разбить на 3 по видам транспорта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский: (Вертолёт)

Не спрашивая броду,
Смело лезу в воду -
На любой глубине
Всегда по пояс мне. (Корабль)

Молодцы! Вы отгадали все загадки. Назовите еще раз отгадки (автобус, самолёт, корабль). Как можно назвать всё это одним словом? (транспорт). Молодцы!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем всё о транспорте, какой он бывает, зачем и для чего нужен. Поехали! (дети встают паровозиком).

2. Основная часть.

I остановка "Для чего нужен транспорт?"

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки. (чтобы перевозить людей и грузы).

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист).

II остановка "Наземный транспорт".

  1. Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).
  2. Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).
  3. Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).
  4. Какие марки автомобилей вы знаете?
  5. Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).
  6. Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Теперь делимся на две команды (название команды и командира придумывают дети).

Отгадываем загадки (за правильный ответ команда получает звёздочку).

Что там мчится и шипит
И колёсами стучит:
- Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я по рельсам лечу. (Поезд)

Где встречается такое,
Что земля над головою? (Метро)

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма -
По прямым стальным дорожкам
Ходят разные дома. (Трамвай)

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи -
Он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте)

3. Физкультминутка.

Светофор.

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет - проезда нет.
Жёлтый - будь готов к пути,
А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

4. Основная часть (продолжение).

III остановка "Воздушный транспорт".

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

  1. Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
  3. Кто управляет самолётом? (пилот).
  4. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Отгадайте загадки (за правильный ответ - звёздочка).

Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - : (Самолёт)

Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)

Молодцы! Про какой транспорт загадки? (про воздушный)

5. Игра "Летает - не летает".

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

6. Основная часть (продолжение).

Поплыли вперёд (дети изображают, что они плывут). Звучит песня "Белые кораблики" из кинофильма "Площадь Картонных Часов". Авторы: Яхнин Л., Шаинский В. <Приложение3>

IV остановка "Водный транспорт".

  1. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).
  2. Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход:).
  3. Кто управляет кораблём? (капитан).
  4. Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).
  5. Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).

Отгадайте загадки.

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военный кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер)

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)

Маленькая лошадка
Сто человек перевозит. (Паром)

От ветра он не прячется,
А грудь подставив, катится. (Парусник)

Под водою дом плывёт,
Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

Плывёт белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Про какой транспорт были загадки? (водный)

7. Игра "Третий лишний".

(за правильный ответ - звёздочка).

8. Заключительная часть.

Подсчёт звёздочек у каждой команды. Награждения победителей грамотами.

  • Что нового мы сегодня с вами узнали?
  • Что вам понравилось больше всего?

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.


Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).


Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.


Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.


Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Лилия Галимова
«Виды транспорта». Конспект занятия в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе по теме Транспорт .

Тема : Виды транспорта .

Задачи :

Познакомить детей с разным видом транспорта ;

Закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт ;

Развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез) ;

Развивать умение использовать зрительный контроль, активизирующий зрительное внимание детей;

Воспитывать познавательный интерес;

Воспитывать положительное отношение к деятельности.

Оборудование : сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт » ; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта ; наложенные друг на друга изображения транспорта , незаконченные изображения транспорта .

Ход занятий.

Здравствуйте, дети. Мы сегодня с вами поговорим о разных видах транспорта . Я вам сейчас прочитаю стихотворении, а вы внимательно слушайте, о чем же это стихотворение?

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

К. Чалиев.

Д : Это стихотворение про машину.

Правильно, дети. А машина какая вид транспорта ?

Д : Машина-это наземная вид транспорта .

А что ещё входит к наземным транспортам ?

Д : Поезда, трамваи, автобусы, мотоциклы.

Молодцы, дети. Сейчас я прочитаю второе стихотворение.

Я построю самолёт,

Шлем надену, и в полёт.

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны ,

Над морями и лесами,

Над горами и полями,

Облечу весь шар земной,

А потом вернусь домой.

В. Шишков

О чем же это стихотворение?

Д : О самолёте.

А самолет какой вид транспорта ?

Д : Самолет -воздушный вид транспорта .

Правильно. Слушайте третье стихотворение.

Нет, не кончится поход!

Сядем мы на пароход!

Пароход не замечает,

Что его волна качает.

Всем оставшимся в порту

Громко он гудит : "Ту-ту!"

Поселили нас на юте,

Каждого в своей каюте.

Корабельный повар кок

Торт нам праздничный испек.

Вместе чаек мы считали,

А потом они пропали -

Далеко мы от земли

В море синее ушли.

А в конце, как и в начале,

Тоже чайки нас встречали.

И совсем в другом порту

Пароход гудел : "Ту-ту!"

Д : Это стихотворение о пароходе. Это – водный вид транспорта .

Молодцы, дети, правильно. Значит есть три вида транспорта : водный, наземный и воздушный. А почему их так называют?

Д : Наземный транспорт едет , водный – плывет, а воздушный –летает.

Правильно, ребята. Сейчас мы с вами отправимся путешествие на разном транспорте . Я каждому раздам разрезные картинки, а вы соберете их и назовете, кто на каком транспорте отправиться в путешествие.

Игра «Разрезные картинки» .

Детям раздаются разрезанные на несколько частей изображения транспорта . Дети собирают картинку, называют и рассказывают об этом виде транспорта .

Дети давайте сейчас представим, что мы едем на различном транспорте , сейчас мы его изобразим.

Физкультминутка :

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух, чух-чух.

Дети, смотрите Незнайка отправила нам телеграмму. Она нарисовала рисунки. (показывает рисунки) Ребята, посмотрите правильно Незнайка нарисовала?

Д : Нет.

А что она хотела нарисовать?

Д : Машину.

А что она забыла?

Д : Колеса.

Правильно. Дети поможем Незнайке дорисовать рисунки?

Д : Да.

Игра «Незаконченные изображения» .

Машина без колес, самолет без крыла, вертолет без винта. Дети дорисовывают недостающие элементы.

Игра : «Кто чем управляет» - проводится с использованием среднего мяча. (дети стоят полукругом на ковре) .

Цель :/Совершенствование грамматического строя (употребление существительных в форме творительного падежа) /.

(использование предметных картин)

Кто управляет самолетом? (летчик)

Кто управляет машиной? (шофер, водитель)

Кто управляет ракетой? (космонавт)

Кто управляет пароходом? (капитан)

Кто управляет вертолетом? (летчик)

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет поездом? (машинист)

Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)

Мы сегодня с вами говорили о разных видах транспорта . А на следующих занятиях мы поговорим о правилах дорожного движения и узнаем какие ещё виды транспорта бывают .