Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание. Образ "маленького человека" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.

Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.Достоевский … В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич… Только если уж слишком была невыносима шутка, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Изображение человеческих страданий в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

5 слайд

Описание слайда:

План работы 1. Викторина «Внимательный ли Вы читатель»? (1 часть романа) 2. Ваши впечатления о прочитанном. 3. Анализ содержания 1 главы. Работа над таблицей. 4. Анализ содержания 2 главы. Записи в тетрадях. 5. Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос) 6. Выводы. Записи в тетрадях.

6 слайд

Описание слайда:

Внимательный ли Вы читатель? 1. Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью. 2. Раскольников шёл делать пробу своему предприятию. 3. Уходя от Алёны Ивановны, Раскольников заходит в распивочную и встречает Мармеладова – титулярного советника. 4. Возвратившись домой, Раскольников читает письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна. 5. Из письма Раскольников узнает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Петра Петровича Лужина по любви. 6. Встретив на улице с пьяную девушку, герой решил помочь ей добраться до дома. 7. Раскольников пошёл было к Разумихину, одному из прежних товарищей по университету, но передумал. 7. До преступления Раскольников видит два сна. 8. Около года назад Родион невольно подслушал разговор студента и офицера в трактире о старухе-процентщице и Лизавете. 9. Раскольников задумал и совершил убийство старухи процентщицы и её сестры Лизаветы.

7 слайд

Описание слайда:

План первой части романа 1. Знакомство с Раскольниковым (1 глава). 2 Исповедь Мармеладова (2 глава). 3. Письмо матери (3-4 главы). 4. Встреча с пьяной девочкой на бульваре (4 глава). 5. Сны Раскольникова до убийства (5-6 главы). 6. Разговор студента и офицера в трактире, подслушанный Раскольниковым (6 глава). 7. Убийство процентщицы и её сестры Лизаветы (7 глава).

8 слайд

Описание слайда:

Знакомство с героем «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…» Сенная площадь

9 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников … С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься… …Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

10 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников Что вызывает симпатию? Что вызывает неприязнь к нему? замечательно хорош собою угрюмый занимался усердно необщительный отзывчивость на чужое горе скрытный любит мать и сестру высокомерный жажда добра и справедливости с презрением относится к людям

11 слайд

Описание слайда:

Бывают иные встречи… Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное…

12 слайд

Описание слайда:

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было… И отсюда питейное! Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! Но... такова уже черта моя, а я прирожденный скот! Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу! Ну, кто же такого, как я, пожалеет?

13 слайд

Описание слайда:

Причины гибели Мармеладова социальная (бедность, нищета) нравственно- психологическая (нет поддержки в семье) философская («я прирожденный скот»)

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных.
В. М. Шукшин

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть...через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует» (3,V). Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам — вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей».

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью. Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя» (5, IV).

Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького чело-века», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.

В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство — любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?» (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «"Соня! Дочь! Прости!" — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана...» (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (5,V). Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное — неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев — фельетониста, Д.В.Григорович — шарманщика, Е.П.Гребёнка — жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей». Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

В формуле «маленький человек» Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

  1. Тема «маленького человека» - сквозная в творчестве Достоевского.
  2. Особенности изображения «маленьких людей» у Достоевского.
  3. Образ Мармеладова и Екатерины Ивановны..
  4. Образ Сонечки Мармеладовой.
  5. Раскольников и его семья.

Тема «маленького человека» является у Ф. М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.
У Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и

Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми.
Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.
В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спи-вается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.