Островский А. Гроза, Образ «жестокого мира» в драматургии А. Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»). Сочинение Островский А.Н

А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...».

Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, как и во всей России, царят жестокие нравы. А прибывший из Москвы Борис только потому, что «порядочно образован» и одет не в русское платье, уже выглядит среди горожан иностранцем.

Порядки в городе устанавливают два богатейших человека, названных Добролюбовым представителями «темного царства»: Кабанова по прозвищу Кабаниха и Дикой. Их говорящие фамилии в равной мере пугают обывателей города Калинова. Цель Дикого - беззаконное упоение властью. Свои тысячные состояния такие, как Савел Прокофьевич Дикой, наживают, обворовывая народ. Правду искать без толку. Жаловались мужики городничему на Дикого, а тот цинично ответил градоначальнику, потрепав его по плечу:«.. .недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой жаден. Любая просьба о деньгах выводит его из себя: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». При этом он находит себе оправдание: «Ну что ж такое? Кому своего добра не жалко?»

Дикой нечестен не только со своими работниками, но даже с родственниками. Именно на домашних он отыгрывается, проиграв гусару на перевозе. Его осиротевший племянник Борис попадает в полную зависимость от самодура дяди. Ему причитается наследство от бабушки, но дядя решает выплатить его лишь при условии, что Борис будет к нему почтительным. Тут даже ситуация Онегина с дядей («..он уважать себя заставил...») покажется цветочками. Вот и живет племянник «ни на каком положении»: делает, что прикажут, а разочтут его в конце года, как дяде будет угодно. Скорее всего, Бориса обманут. Дядя уже поговаривает: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?» «У меня там война идет», - говорит Дикой в 3-м действии про свой дом. «Война всех против всех» - таково правило «темного царства». Следуя ему, Дикой решает все свои денежные и имущественные дела. По его представлениям, они должны быть оставлены на милость «победителя»: захочет - рассчитается с работниками, отдаст Борису долю наследства, не захочет - не отдаст, его воля.

Отъявленный грубиян, «ругатель», вечно «как с цепи сорвался», Дикой - не исключение в своем городе. Остальные купцы «злостные кляузы строчат на ближних», подрывают из зависти торговлю друг друга, постоянно судятся. Здесь тоже идет война: могут «постращать», в случае чего «ноги обломать», а то и «глотку перегрызть».

Единственный человек, который может «разговорить», а то и одернуть зарвавшегося Дикого, - его кума Кабаниха. Под стать Дикому, ровня по состоянию, она не боится самодура Дикого, прекрасно понимая его натуру. Она ему заявляет: «Ну ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Кабаниха по-своему даже презирает Дикого: «А чесгь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами»; «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

По характеру Кабанова, мне кажется, намного сильнее Дикого. Вдова, мать семейства, властная и суровая женщина, она строго соблюдает все патриархальные порядки, ни в ком не терпит проявления воли, поедом ест домашних, но при этом ханжески раздает милостыню нищим.

Кабаниха - более сложный вариант самодурства: ее цель - законное упоение властью, право на которую она видит в «Домострое». Можно сказать, что в пьесе Кабаниха - олицетворение прежде всего семейного деспотизма.

Марфа Игнатьевна Кабанова твердо убеждена в том, что ее долг -наставлять детей для их же блага. Она донимает их не столько бранью, сколько попреками за непочтительность, непослушание. Она приказывает сыну давать наставления Катерине, как ей жить без него, а на возражения Тихона, что она, чай, сама знает, Кабанова, для которой главное - строгое соблюдение обряда, сама начинает поучать невестку и потом оставляет сына не прощаться с женой, а давать ей положенные наставления.

Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды, так и должно быть. Она поясняет сыну и снохе, что строга от любви к ним, чтобы добру научить. Кабанова понимает, что молодым не нравятся ее поучения, что им воли хочется: «Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет». По мнению Кабановой, молодые шагу не\умеют ступить без наставлений старших: ни проститься друг с другом, ни гостей принять. «Так-то старина и выводится. В другой дом и войти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Здесь и презрение к молодым, не знающим, как, по ее мнению, надо жить, и сожаление, что выводится старина, и сознание своей ненужности при наступающих переменах в жизни.

Если приглядеться, Кабанова далеко не бесчувственная мать. Варвара после отъезда брата говорит: «У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет». И в то же время сколько жестокости в ее сердце. Вот она пеняет сыну за то, что он недостаточно строг с женой: «Какой же это порядок в доме будет?.. Да коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке: ей тоже замуж идти; этак она твоей болтовни наслушается, так после нам муж-то спасибо скажет за науку».

Чем, однако, продиктовано самодурство Дикого и Кабанихи? Думаю, прежде всего страхом. У Дикого он слепой и неосознанный: что-то не ладится, отчего-то возникают неуверенность и тревога. Кабаниха умнее его, и поэтому ее страх осознанный и дальновидный. Она понимает: что-то в привычном и отлаженном механизме власти сильных и подчинения слабых и бедных сломано, что-то неизвестное наступает на город. И наступление это начинается с малого: с пренебрежения ритуалами и церемониями, а кончиться должно крушением всего порядка.

От этого-то и сеют калиновские самодуры в обывателях «страх Божий» - чтобы те не вышли из-под их власти, ломают судьбы даже своих близких - дабы и мыслить не смели о свободе. И Дикой, и Кабаниха не видят и не хотят видеть, что все, что они ни делают, - зло, лицемерие, грех, обман, насилие.

Потому-то жестокий мир самодуров из «века минувшего», ставший за годы после Грибоедова «темным царством», и не принимает такие цельные, свободолюбивые натуры, как Катерина. Только ценой смерти Катерина освобождается от его пут. Самоубийство героини - это протест против никчемной жизни темных сил царства «Домостроя», жестокого по отношению к людям. И мы понимаем, что, если уж женщина, самое бесправное существо, да еще в косной среде купечества, не хочет больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, в обществе зреют перемены.

Только после ее ухода из жизни жители города Калинова как бы прозревают. Варвара и Кудряш перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Даже всегда послушный сын Кабанихи Тихон осмеливается обвинить мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы! Вы...» Впервые безгласный Тихон обретает голос. И на Кулигина смерть Катерины так подействовала, что он обращается к самодурам с невозможным раньше упреком: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

А. Н. Островский в очерке “Записки замоскворецкого жителя” “открыл” страну, “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, – “темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает “темные” стороны купеческой жизни.
Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму “Гроза”, о которой Добролюбов сказал: “Гроза” – без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, – восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир “тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: “В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: “В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша – ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей “темного царства”. Невежественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам.
Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова – богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней: “Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не “воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем “грехе”, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха – выразитель идей и принципов “темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье – бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нищих.
Тупая, невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, “где люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.
Но если Кабаниха защищает идеи “темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к “темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза – божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого – жадность. Смысл жизни Дикого – приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают, Дикой отвечает: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) – это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)
Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них.
Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая “с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них “день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” – таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.
Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины – вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.
“Гроза” – не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества; к таким произведениям относятся и “Бесприданница”, и “Бешеные деньги”, и “Доходное место”.

Сочинение по литературе на тему: Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

Другие сочинения:

  1. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  2. Конфликт одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Read More ......
  4. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым Read More ......
  5. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется”, – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей Read More ......
  6. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим Read More ......
  7. Александр Николаевич Островский… Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лоне де Вега в Испании, Мольер Read More ......
  8. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
Образ “жестокого мира” в драматургии Островского

Жестокость может проявляться в поступках, в мыслях и даже в бездействии. Драма Островского «Гроза» является ярким тому свидетельством. Можно ли назвать жестоким мир, в котором страдает хотя бы один человек? Безусловно. Конечно, в том случае, если страдания конкретного человека не являются плодом его собственного воображения. В драме Островского страдания Катерины - это объективная реальность. С этим можем согласиться даже мы, современные читатели.

Купеческая патриархальная среда, действительно, жестока. Ведь далеко не самые гуманные домостроевские порядки здесь соблюдаются как нельзя более старательно. В маленьком провинциальном городе Калинове жизнь убогая и замкнутая. У жителей нет каких-либо интересов, стремлений. Они невежественны, грубы, равнодушны ко всем и всему вокруг, кроме себя. На первый взгляд, жизнь в городе спокойна и проста. Но это исключительно поверхностное впечатление. Безмятежная жизнь на поверку оказывается полной равнодушия, недоброжелательства, высокомерия, ненависти. Каждый втайне завидует своему соседу, родственнику. В «жестоком мире», образчиком которого является город Калинов, активно попирается человеческое достоинство.
В драме Островского мы видим два ярких представителя «жестокого мира», это Дикой и Кабаниха. Они относятся к старшему поколению, мы легко можем себе представить, что все остальные жители очень на них похожи. Показательно, что Островский показывает именно мужчину и женщину. Патриархальные устои таковы, что младшее поколение должно слушаться своих родителей. И в драме мы видим, каковы эти самые родители. Дикой - отец большого семейства, держащий своих домашних в страхе. Кабаниха - мать семейства, которая ненавидит членов своей семьи.
Купцы-самодуры, представленные в драме Островского в лице Дикого, больше всего думают о своей наживе. Они готовы на все, чтобы преумножить свой капитал. Все поступки купцов-самодуров не могут быть подвергнуты осуждению, потому что «правда» патриархального строя на их стороне. Они сами составляют законы, да и мораль общества полностью одобряет их действия.
Следующий персонаж «жестокого мира» - пожилая женщина, Кабаниха. С.ней связаны такие «достоинства» патриархального строя, как необходимость соблюдать домостроевские обычаи и правила; она учит жить своих домашних; ей свойственны ханжество и лицемерие; она подавляет всех вокруг себя. Женщина в любом обществе является хранительницей домашнего очага. Кабанова полностью соответствует этому. Она защищает устои патриархального домостроевского общества, которое Островский показывает как «жестокий мир».
Домостроевские порядки не сочетаются с проявлением личной свободы. Интересы одного человека здесь никого не интересуют. Главное, чтобы все соответствовало правилам. Именно поэтому «жестокий мир» так нетерпим к несоблюдению традиций. Кабаниха интуитивно чувствует, что в ее собственной семье, где она диктует всем свои условия, мало-помалу появляется робкое сопротивление. Некоторым «оправданием» для Кабанихи является ее собственная уверенность в том, что следует придерживаться существующих норм. Она искренне в это верит. Поэтому ее так расстраивает поведение Катерины, ведь оно не вписывается в эти нормы. «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего», - жалуется Кабаниха. Ее сетования - это сплошное ханжество и лицемерие.
Конфликт драмы - это нарастание противоречий между «жестоким миром» и Катериной, которая совершенно невольно протестует против уклада патриархального города. «Жестокий мир» до последнего защищает свои устои, о чем свидетельствует властная позиция Дикого и Кабанихи. Однако недолго им осталось наслаждаться собственной властью над окружающими. «Жестокий мир» трещит по швам, о чем свидетельствует поведение Катерины. Если в таком обществе смог появиться хоть один человек, осмелившийся протестовать, значит, вскоре протестов будет больше. Именно об этом говорит Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»: «Но чудное дело, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему..., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
«Жестокий мир» в образе купеческой провинциальной глубинки отвратителен во всем. Все лицемерное, пошлое, низменное нашло воплощение в городе Калинове. Островский сознательно сгущает краски, делая обитателей этого города такими гротескно-уродливыми.
Для того, чтобы читатель мог осознать все отрицательные стороны этого об-щества, Островский противопоставляет обитателям города Катерину. Она родилась и выросла в той же купеческой среде, однако она совсем не похожа на тех, кто ее окружает. Обладающая живым и пылким воображением, Катерина не может мириться с бесправным существованием. По домостроевским порядкам женщина в доме своего мужа была самым бесправным существом. Катерина к этому оказалась не готова. Она не умеет приспосабливаться, потому что ее внутренний мир сформировался совершенно в других условиях. В доме родителей Катерина была счастливой и свободной.
Кабаниха назойливо вмешивается в жизнь Катерины, считая это своей прямой обязанностью. Мало-помалу Катерина начинает протестовать. Сначала робко, потом ее протест все больше и больше разрастается. Катерина робка и безрассудна одновременно. Она внутренне готова свести счеты с жизнью: «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».
Катерина одновременно вызывает сочувствие и восхищение. Ее любовь к Борису - это попытка вырваться из замкнутого круга лицемерия, назойливого вмеша-тельства в чужую жизнь, бесправия. Борис изначально выглядит непохожим на оби-тателей «темного царства», однако, как выяснилось потом, это мнение не соответ-ствовало действительности. Впечатлительная девушка просто не смогла разобраться, что человек не тот, каким хочет казаться. Однако в жизни Катерины любовь к Борису становится чем-то достойным заполнить душевную пустоту.
«Жестокий мир», разумеется, силен. Он не прощает девушке протеста. Сцена покаяния Катерины - это торжество «темного царства». Но рано радовались Кабаниха и ей подобные. У Катерины оказалось достаточно душевных сил, чтобы ра-зорвать оковы. Достаточно оказалось броситься с обрыва в реку, чтобы стало ясно, насколько убого и жестоко царство домостроя. Катерину довели до самоубийства, это очевидно нам, современным читателям. И обитатели города это также понимают, хотя, конечно, вслух признать это хватит смелости далеко не у всех.
На самом деле хрупкость «жестокого мира» становится очевидной. Самое бес-правное существо, женщина, начинает протестовать. Это свидетельствует о том, что конфликт стал очевиден. Образ Катерины, с одной стороны, позволяет понять, что домостроевские порядки неправильны, абсурдны с точки зрения нормального человека. А с другой стороны, образ Катерины показывает, что «жестокому миру» приходит конец. Драма «Гроза» показывает, что в любом обществе рано или поздно появятся протестующие, остановить которых не сможет никто - ни мораль, ни люди.

Пьеса "бесприданница" была написана в 60-70-е г. Это был срок расцвета творческих сил Островского. Никогда прежде не раскрывались так многогранно возможности дарования драматурга.

В это час Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в ту эпоху, точнее, изображение моральной стороны представителей этого класса.

В ряду пьес подобной тематики "Бесприданница", несомненно, является одной из лучших, т. к. как раз в ней нравственная сторона жизни показана наиболее четко и выпукло.

Основная мысль "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не располагать вероятность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

Под внешним лоском европеизированных коммерческих дельцов скрывалось отвратительное хищничество. Для Кнуровых, Вожжеватовых и Паратовых не существует никаких сдерживающих моральных правил. Да и для чего они им, когда они могут купить и продать абсолютно все. И более того речи не идет о том, что такие понятия, как совесть, честь, достоинство не продаются. В этом жестоком мире и они имеют свою цену, надо лишь быть в курсе, сколько предложить. Такими принципами руководствуются эти люди. Для них эгоистический расчет, законы рынка стоят вечно на первом месте. Но что самое ужасное, они и не считают себя неправыми.

"Что такое жаль, это я, - говорит Паратов Кнурову, - не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно",

Слова Паратова могут послужить лейтмотивом ко всей пьесе. Действительно, для таких людей нет ничего заветного. Сам Паратов остается верным своему низменному кредо и продает себя богатой невесте. Он более того успевает дважды обмануть несчастную девушку.

Зараза буржуазного образа мышления распространилась и на молодое поколение. Вожеватов заявляет, что в себе не замечает того, "что любовью-то называют", и находит в этом полную поддержку Кнурова: "Хорошим купцом будете".

Жалкими на этом фоне выглядят попытки чиновника Карандышева вести себя подобно финансовым акулам. Он пыжится из всех сил, не понимая что ставит в глупое положение не только себя, но и свою невесту, не понимая, что эти люди просто издеваются над ним, смеются ему в лицо. Его разум затмевает охота во что бы то ни стало приблизиться к этому кругу, вступить в эту касту. Но пропуск в это общество - денежки, которых Карандышев не имеет. Все в этом мире измеряется деньгами. И будь ты более того отъявленным негодяем, непроходимым болваном, просто жалким человеком, общество Кнуровых и Вожеватовых спишет тебе любой недостаток.

В этом ужасном мире людям чистым, светлым, натурам возвышенным практически не остается выбора. Путь Ларисы - либо замужество и жизнь с нелюбимым человеком, прозябание в деревенской глуши, либо роскошное, но позонное существование в качестве содержанки. И Лариса, как нравственно чистая натура, выбирает первое, хотя и понимает, что и это для нее не выход. Жизнь с Карандышевым рано или поздно убила бы ее, если не физически, то, по крайней мере, морально, что не менее страшно. А жизнь содержанки ее не привлекает, т.к. она придерживается высоких моральных принципов. Возможно, она бы выбрала и такой путь, предложи ей это любимый ею Паратов. Но, увы, он не принял ее любви. Ложное понятие о благородстве заставляет признаться ей, что он помолвлен, и тем самым он подписывает ей смертный приговор. Ибо, как я уже отмечала, какой бы путь не избрала Лариса, исходом его была бы смерть.

Жестокость этого мира находит свое последнее выражение в циничных торгах, устроенных Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса оказывается в безвыходном положении, зная, что ей некуда деваться, они просто разыгрывают ее в орлянку. Этот момент красноречиво показывает всю бессердечность, весь эгоизм людей-хищников, для которых денежки составляют главную часть этой жизни.

Поэтому смерть Ларисы становится спасением для нее, и она полностью искренно благодарит Карандышева. Она слишком любит жизнь, чтобы покончить с собой, а существовать дальше ей все же невыносимо. Но что же это за чудовищный мир, где для чистых, светлых людей смерть является спасением?

Островский показал драму возвышенной души, "горячего сердца" в жестоком мире дельцов-коммерсантов. И надо высказать, что показанная ситуация не менее актуальна и е наши дни. Не надо забрасывать об этом.