Сообщение на тему жизнь и творчество грибоедова. Сообщение по литературе о грибоедове. Творческий и жизненный путь грибоедова александра сергеевича. Успех «Горя от ума». Грибоедов и декабристы

Александр Грибоедов – личность выдающаяся и неординарная. Природа щедро одарила его разнообразными способностями и талантами: к литературе, музыке, лингвистике, военному делу, политике и дипломатии. В жизненном пути этого разностороннего человека немало необычного и даже удивительного. Мы собрали самые интересные факты из жизни Грибоедова , которые помогут лучше понять всю многогранность и неординарность этой личности.

  1. Имел много способностей . Грибоедов вошел в историю как писатель-драматург, лингвист, дипломат, композитор, кавалерист. Отличался прирожденными способностями к наукам и был очень образованным человеком. Закончил 2 факультета Московского университета, получив кандидатские степени по словесности и праву. И не доучился на третьем – математическом. Как раз перед последними экзаменами на получение степени началась война с Наполеоном, и юный Александр записался добровольцем в солдаты.
  2. Был незаконнорожденным ребенком и не знал своего настоящего отца . В послужных списках он указывал разные даты рождения: то 1793, то 1795. Позже обозначил годом своего рождения 1790. Мать писателя Александра Федоровна официально вступила в брак только в 1792 году.
    Писатель знал о своем происхождении, и всю жизнь это обстоятельство его тяготило. Кстати, фамилия «Грибоедов» не что иное, как перекрученная на русский лад польская фамилия Гржибовский. Писатель имел польские корни.

  3. С раннего детства поражал талантами. Особенно – к языкам . Маленький Саша очень красиво пел, играл на флейте и фортепиано, писал стихи и музыку. В 6 лет хорошо владел 3 иностранными языками. Вообще, Грибоедов – прирожденный полиглот. Занимаясь самообразованием, в совершенстве овладел 9 иностранными языками. Дом, в котором прошли детские годы Грибоедова, стоит в Москве и поныне.

  4. Пошел добровольцем на войну, но так и не поучаствовал ни в одном сражении . Патриотизма и мужества юному Александру не занимать, а вместе с горячим темпераментом это вызвало острое желание встать на защиту родины. Но не судьба – он не попал в действующую армию. Всю войну, пока соотечественники сражались не на жизнь, а на смерть, полк Грибоедова стоял в резерве.

  5. Участвовал в дуэли из-за женщины . Это была редкая форма дуэли – четвертная. Она особенна тем, что после инициаторов дуэли стреляются и их секунданты. Как раз Грибоедов и был одним из таких секундантов. Не поделили женщину. Яблоком раздора между 4 мужчинами оказалась балерина Истомина, упомянутая Пушкиным в «Евгении Онегине». Исход оказался трагичным: один из участников В. Шереметьев (друг Грибоедова) погиб. Дуэль между секундантами перенесли на более поздний срок. Она состоялась через год. Грибоедов предложил мировую, но оппонент не согласился замять дело. Он остался невредимым, а вот Грибоедов пострадал: противник прострелил ему кисть и отстрелил палец.

  6. Написал много музыкальных пьес, но почти все они навеки утрачены для потомков . До наших времен дошли только 2 вальса для фортепиано. Ныне они адаптированы для исполнения и на других музыкальных инструментах (баяне, флейте, арфе и пр.).

  7. Всю жизнь был масоном . Принадлежал к масонской ложе «Объединенных друзей» – самой большой в Петербурге. Из писем и заметок становится понятно его твердое намерение усовершенствовать свою ложу, убрав излишнее увлечение обрядами и ритуалами. Агитировал за распространение русского языка и грамоты. К сожалению, его проект не нашел поддержки среди масонов.

  8. Замешан в движении декабристов . Из-за чего полгода находился под следствием. Потом писателя отпустили, не сумев доказать его причастность к движению. Вообще он был стойким националистом: любил родной язык, музыку, традиции, русскую кухню и даже одежду. Всю жизнь тяготился судьбой своего народа. Имел много друзей среди декабристов. Разгром их движения переживал тяжело, вплоть до душевного кризиса.

  9. Был лично знаком с Пушкиным . Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел.

  10. Его литературное наследие – всего одно произведение, но бессмертное . Кто не знаком с его знаменитым «Горе от ума»? Замысел комедии родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец И. А. Крылов.

  11. Ушел из жизни преждевременно, при загадочных обстоятельствах . Согласно официальной версии, во время дипломатической службы в Персии его растерзала толпа исламских фанатиков. Это случилось в Тегеране в 1829 году. Причиной конфликта стало намерение русского посольства помочь персидским пленным вернуться на родину. Последней каплей стало намерение русских помочь вернуться на родину наложницам и евнуху из гарема шахского зятя. Провоцируемая духовенством, топа черни ворвалась в посольство, резали и крушила все, что попадалось под руку. Вместе с Грибоедовым погибло еще больше 50 сотрудников посольства.

  12. Предчувствовал смерть . Друзья дипломата вспоминали, что последние месяцы жизни он ходил мрачный, жаловался на плохое самочувствие и постоянно твердил, что в Персии «его могила». Хотя тогда повода для подобных выводов не было – отношения с персидским правительством у Грибоедова были дружескими. Из-за мучивших тягостных предчувствий попросил отстранить его от дипломатической службы. Но отставку ему не дали.

  13. Женился за год до своей смерти на юной 16-летней девушке – княжне Нино Чавчавадзе . Эта любовь скрасила последние годы его жизни, омраченные сложной дипломатической работой. Интересно, что свою будущую жену он знал едва ли не с пеленок и брал участие в ее образовании. Когда Нино была маленькой, Грибоедов давал ей уроки музыки.

  14. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз . Среди груды изуродованных тел Грибоедова опознали благодаря особой отметке – отсутствию пальца на левой руке. Ныне оно покоиться в Тифлисе на склоне горы Мтацминда. Похоронен дипломат на территории монастыря. Над могилой по заказу жены писателя поставлена часовня. После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. Николай I принял его. Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне. Такова цена жизни Грибоедова и его сослуживцев.

  15. Вдова писателя после гибели мужа до самой своей смерти не снимала траурных нарядов . А это немало – целых 28 лет. Именно настолько она пережила Грибоедова. Кстати, на момент смерти мужа ей было только 17 лет. Похоронили Нино рядом с мужем.

Творческий путь А.С. Грибоедова.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческий путь А.С. Грибоедова.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Творчество поэтов-декабристов.

Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 ᴦ.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участво­вал.

После выхода в отставку в 1816 ᴦ. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К- Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Со­сницким, Семеновой, Вальберховой, позднее - с Каратыгиным. Гри­боедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии ʼʼГоре от умаʼʼ свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 ᴦ. на службу в Персию в качестве секретаря русской диплома­тической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.

С 1822 ᴦ. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермоло­ве. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом ʼʼГоря от умаʼʼ и написал в Тифлисе первые два действия комедии.

Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 ᴦ. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную обще­ственную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всœем сер­дцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.

Летом 1823 ᴦ. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего прияте­ля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями ʼʼГоря от умаʼʼ. В июне 1824 ᴦ. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Пе­тербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге гото­вится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти всœе друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф- Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной кварти­ре с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров ʼʼГоре от умаʼʼ для распространения по всœей России.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали всœе более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и всœе более отчетливое осозна­ние исторической роли народа.

Литературно-критические взгляды А. С. Грибоедова в значитель­ной степени предопределяли реалистический художественный метод ʼʼГоря от умаʼʼ. Вместе с тем столь целостное по своей основной мысли и настроению, согретое неподдельным авторским лиризмом, гениаль­ное творение имело сложную творческую предысторию. Оно связано с ранними драматургическими опытами писателя.

В 1815 ᴦ. Грибоедов написал комедию в стихах ʼʼМолодые супру­гиʼʼ, являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера ʼʼСемейная тайнаʼʼ. В 1817 ᴦ. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет ʼʼСтудентʼʼ, а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким - комедию ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Несколько позднее совместно с А. А. Жандром он перевел с француз­ского языка комедию Барта ʼʼПритворная неверностьʼʼ. Конечно, ʼʼГоре от умаʼʼ резко отличается от этих пьес. Но и в них проявился талант драматурга. Характерной особенностью уже ранней драма- (тургии Грибоедова является ее сценичность: она рассчитана на живое < воплощение в актерской игре. Грибоедов писал для театра и сам смотрел свои пьесы из зрительного зала. Молодой драматург изучил лучшие драматургические приемы французского и русского класси­цизма, выдвигавшего важное требование: комедия должна быть сценичной, стройной в отношении архитектоники, с четкой завязкой и развязкой, стремительной по развитию действия.

Тогдашний комедийный репертуар развивался по двум линиям: А. А. Шаховский и М. Н. Загоскин писали злободневные сатирические комедии, которые всœегда были ʼʼурокамиʼʼ, полными намеков на совре­менников, а Н. И. Хмельницкий писал комедии на светские темы,

часто заимствуя сюжеты из французских источников. На основании ʼʼМолодых супруговʼʼ и ʼʼПритворной неверностиʼʼ Грибоедова нередко относили к ʼʼсветскойʼʼ школе Хмельницкого. Но это крайне односто­роннее мнение. Грибоедов уже в эту пору, усваивая достижения той и другой школы, искал свой путь. Именно этим объясняется его од­новременное сотрудничество с Шаховским и Хмельницким. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, полемика с литературными противниками, отталкивание от различных традиций в драматургии - характерная черта раннего творчества Грибоедова.

Несмотря на условный литературно-полемический подтекст, коме­дия ʼʼСтудентʼʼ в целом строится на бытовом материале. Комический эффект производит фигура студента и поэта-мечтателя Беневольско-го, который просит руки воспитанницы Вареньки и нужноедает всœем своими чувствительными виршами. О нем даже его слуга Федька говорит: ʼʼПойду возьму свои пожитки да поищу себе барина потолко­вееʼʼ. В пьесе есть удачные сцены в духе бытового реализма. Это особенно заметно в обрисовке помещика Звездова, его жены, гусар­ского ротмистра Саблина и воспитанницы, которая хорошо чувствует, ʼʼкаково быть сиротойʼʼ. Возможно, что эти сцены написал Грибоедов. Во всяком случае, его стиль чувствуется в колоритной речи хозяина дома - самодура-помещика Звездова.

Еще ближе к быту комедия ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Из предисловия Шаховского к отдельному изданию комедии точно известно, какие сцены написал Грибоедов (начало второго действия до ухода Мавры Савишны). В этих сценах угадываются некоторые приемы будущего автора ʼʼГоря от умаʼʼ. Несмотря на легкость чисто комедийной интриги и традиционный напевный александрийский стих, в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают выступать правдивые черты нравов провинциального барства.

По линии бытовой правды и мастерству языка связь между ранним творчеством Грибоедова и ʼʼГорем от умаʼʼ очевидна и давно установлена. Более сложным является вопрос о возникновении в творческом сознании Грибоедова образа Чацкого. Здесь разрыв между ранними пьесами и ʼʼГорем от умаʼʼ наиболее разителœен. Не­сомненно, образ Чацкого складывался в сознании драматурга посте­пенно, параллельно с ростом политического движения в стране. В тирадах Чацкого мы угадываем хорошо знакомую Грибоедову обличительную патетику революционно-романтической поэзии. Одна­ко и в раннем комедийном творчестве Грибоедова можно найти подступы к образу Чацкого. Хотя ʼʼПритворная неверностьʼʼ является всœего лишь вольным переводом французской пьесы XVIII в., объясне­ние Рославлева с Лизой сильно напоминает аналогичную сцену объяснения Чацкого с Софьей. Точно так же монолог героя в начале пьесы, полный сарказма против высшего света͵ его нравов и пред­рассудков, предваряет монолог Чацкого ʼʼА судьи кто?..ʼʼ. Рославлев говорит о тех, кто судит о его ʼʼстранностяхʼʼ:

Прелœестницы, с толпой вздыхателœей послушных, И общество мужей, к измене равнодушных, И те любезники, которых нынче тьма:

Без правил, без стыда, без чувств и без ума, И в дружбе, и в любви равно непостоянны. Вот люди!.. И для них мои поступки странны, Я не похож на них, так чуден всœем кажусь.

Четыре последние строчки отсутствуют у Барта и являются ориги­нальными стихами Грибоедова. А именно они наиболее сближают Рославлева с Чацким. Душевные переживания героя, его отношение к любимой девушке и к обществу намечают уже обе линии ʼʼГоря от умаʼʼ - любовную и политическую.

Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К- Пиксанов считает, что Грибое­дов - ʼʼлитературный однодумʼʼ и после ʼʼГоря от умаʼʼ его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идей­ную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся неза­вершенными. Для правильного решения этого вопроса крайне важно разобраться как в идейной, так и в художественной стороне замыслов писателя.

Грибоедов мечтал создать ряд высоких трагедий, но до нас дошли лишь наброски планов и отдельные сцены. Дополнительные сведения о замыслах писателя находим у мемуаристов. С. Н. Бегичев рассказы-

вает о замысле пролога в двух актах под названием ʼʼЮность вещегоʼʼ, посвященного М. В. Ломоносову и предназначавшегося для открытия нового театра в Москве (ныне Большой театр). Замысел, видимо, относится еще к концу 1824 ᴦ. Вероятно, летом 1825 ᴦ. в Крыму Грибо­едов начал писать трагедию из эпохи борьбы русских с половцами (сохранился отрывок без заглавия, условно называемый ʼʼСерчак и Итлярʼʼ), Наиболее интересными были замыслы трагедии ʼʼРода-мист и Зенобияʼʼ (сохранилось схематическое изложение двух первых актов в чужой записи), исторической драмы о 1812 ᴦ. (сохранился план драмы и одна сцена) и трагедии ʼʼГрузинская ночьʼʼ (сохрани­лись две сцены и изложение содержания всœей трагедии мемуари­стом).

После разгрома восстания декабристов мысль Грибоедова настой­чиво билась над решением вопроса о причинах, вызвавших революци­онное движение и его разгром. Писатель не сошел с однажды избранного им пути, он, как и А. С. Пушкин, оставался верным заве­там и памяти декабристов. Но, как и Пушкин, он еще более четко осознал обреченность заговорщической тактики и решающую роль народа в борьбе за свободу.

Неосуществленные творческие замыслы Грибоедова свидетельст­вуют о его ненависти к крепостничеству и угнетению: в трагедии ʼʼГру­зинская ночьʼʼ рассказывалось о том, как грузинский князь отдал дру­гому князю в обмен на коня сына своей кормилицы; отчаявшаяся мать старается отомстить князю; гибнет его дочь, гибнет и сама кормилица.

Особенно замечателœен был замысел драмы о 1812 ᴦ. В центре пьесы - ʼʼвсœеобщее ополчение без дворянʼʼ, героем которого является крестьянин М *. Записи в плане весьма выразительны: ʼʼЗимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертейʼʼ, ʼʼподвиги М *ʼʼ, затем сцена в Вильне, ʼʼотличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М * в пренебрежении у военачальников. Отпускается восво­яси с отеческими наставлениями к покорности и послушаниюʼʼ. Последняя пометка в плане свидетельствует о трагическом конце героя: ʼʼПрежние мерзости. М * возвращается под палку господина,

который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние самоубийствоʼʼ. Что

скрывается под этим многоточием - нам неизвестно, но, возможно, и месть господину. Мы видим, как глубоко проник Грибоедов в на­родный характер Отечественной войны 1812 ᴦ.

Несомненно, одной из причин, помешавших писателю завершить свои смелые замыслы, была реакция, наступившая после разгрома декабристов. Недаром Грибоедов писал Бегичеву 9 декабря 1826 ᴦ.: ʼʼКто нас уважает, певцов истинно-вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепо­стных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателœем в краю вечных снеговʼʼ. Грибоедов считает, что героическое время прошло. В том же письме он добавляет: ʼʼЧитай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятсяʼʼ. Нечего было и мечтать увидеть в печати драму о 1812 ᴦ. Ведь и ʼʼГоре от умаʼʼ оста­валось под запретом.

Но была и внутренняя причина незавершенности этих замыслов Ни один из них в драматургическом отношении не поднимался до ʼʼГоря от умаʼʼ. Важнейшими качествами комедии Грибоедова, как мы говорили, были высокая идейность, злободневность и сценичность. Этих качеств не могла заменить ни глубина исторических параллелœей, ни яркость аллегорических намеков на современность. А именно в параллели с современностью весь смысл ʼʼРодамиста и Зенобииʼʼ, в иносказании - смысл ʼʼГрузинской ночиʼʼ.

Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 ᴦ. Ее реалистическое и острополитическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. Здесь, наряду со сценами на Красной площади и под Москвой, передающими народный ха-.| рактер войны, должна была быть сцена в Архангельском соборе, где I на призыв ʼʼтрубного гласа архангелаʼʼ возникали ʼʼтени давно усоп- у ших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.ʼʼ. Эти тени ʼʼпророчествуют о годинœе искупления для России... Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезаютʼʼ. Все эти мистериальные мотивы чересчур противоречили реалистическому в общем замыслу. Подобным образом и в ʼʼЮности вещегоʼʼ показывалось, как сыну рыбака Ломоносову, почувство­вавшему свой завидный удел, покровительствует некий ʼʼневедомый муж, богомолецʼʼ, который оказывается его ʼʼтаинственным спутни­комʼʼ во время побега из дома.

В чем же тут дело? Ведь и Пушкин жил в годы реакции, но его творчество всœе более развивалось по пути реализма. Расширение круга исторических и западноевропейских тем в его творчестве не мешало росту реализма. Осуществляя один замысел за другим, Пуш­кин всœе глубже разрабатывал жизненные социально-психологические конфликты. А ведь Грибоедов пришел к реализму одновременно с Пушкиным и независимо от него. Дело в том, что грибоедовское мировоззрение и грибоедовский реализм никогда не были тожде­ственны мировоззрению и реализму Пушкина. Мы не знаем тексту­альной творческой истории ʼʼГоря от умаʼʼ (черновики не сохрани­лись), но вполне реалистические формы комедии, особенно в отноше­нии образа Чацкого, были найдены не сразу. Обратим внимание на предисловие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Грибоедов написал к предполагавшемуся изда­нию комедии: ʼʼПервое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Гакова судьба всякому, кто пишет для сцены...ʼʼ Итак, совершенствуя ʼʼГоре от умаʼʼ, Грибоедов полагал, что он в какой-то мере его портит... В жанре трагедии ничто не побуждало автора стеснять свои ʼʼвозвы­шенныеʼʼ замыслы, а ʼʼсуетного желанияʼʼ видеть их на сиене, вероят­но, не было. В трагедии Грибоедов в большей степени, чем в комедии, был связан с поэтикой декабристов. В этом жанре сильнее проявлялся

романтизм декабристов. Историзм и народность Грибоедова еще чересчур зависели от передового романтизма, чтобы драматург впол­не и во всœех жанрах литературного творчества мог оторваться от его традиций.

Романтики-декабристы искали исконные черты русской народно­сти прежде всœего в национальной старинœе, в народных нравах и обря­дах, в вечевой вольности. До социальной трактовки народности они не поднимались. Пушкин пошел дальше: в ʼʼБорисе Годуновеʼʼ он пока­зал народ в качестве решающей силы истории, он воспел Разина, нарисовал образ Пугачева. Грибоедов занимает противоречивые позиции. В очерке ʼʼЗагородная поездкаʼʼ (1826), в которой писатель вслед за своим Чацким с горечью говорит о разобщении между наро­дом и классом господ, главная забота Грибоедова состоит в том, чтобы народ ʼʼхотя по языку нас не считал за немцевʼʼ. Грибоедов толкует здесь о дворянском классе суммарно, называя его ʼʼповреж­денным классом полуевропейцевʼʼ, к которому причисляет и себя. Грибоедов полагает, что на почве романтически и этнографически понимаемой им народности (песни, язык, одежда) возможно единœе­ние народа и господ. А пока ʼʼнарод единокровный,- восклицает Грибоедов,- наш народ разрознен с нами и навеки!ʼʼ

По этой причине, естественно, народное и героическое для своих трагедий Грибоедов пытается искать в прошлом. К такой трактовке теперь примешивается сознание того, что ʼʼэти характеры более не повто­рятся ʼʼ (вспомним замечание Грибоедова о Плутархе). В июне 1825 ᴦ. Грибоедов писал В. Ф. Одоевскому: ʼʼСам ц,я древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умершими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображениемʼʼ (Грибоедов предполагал написать трагедию о Влади­мире Святом).

Этот же мотив героической старины, противопоставленный се­годняшним будням, звучит и в замечательной элегической думе Грибоедова ʼʼПрости, Отечество!ʼʼ, которую можно датировать време­нем после поражения декабристов. Грибоедов спрашивает, в чем же теперь мудрость жизни, когда пришлось

Свободу схоронить в могилу,

И веру в собственную силу,

В отвагу, дружбу, честь, любовь!!!

Есть только один выход:

Займемся былью стародавной. Как люди весело шли в бой, Когда пленяло их собой Что так обманчиво и славно!

Весьма вероятно, что это стихотворение было прологом или лириче­ским вступлением к какой-то поэме о героическом прошлом русского

народа. Но оно является частью и общей программы трагедийных замыслов Грибоедова после разгрома восстания декабристов.

И всœе же крайне важно оценить всœе значение идейной стороны новых замыслов Грибоедова, и особенно драмы о 1812 ᴦ. В набросках этой драмы он трактует проблему народности социально: помещичий класс - душитель свободы. Но в этих идеях и замыслах были истори­ческая ограниченность и непреодоленные традиции гражданского романтизма, которые помешали писателю создать новые законченные реалистические произведения.

Главной заслугой Грибоедова перед русской литературой явля­ется создание ʼʼГоря от умаʼʼ. Глубина изображения жизни, пафос свободолюбия, яркая типичность образов, меткий, афористический язык сделали комедию Грибоедова вечно юным и злободневным произведением.

Творческий путь А.С. Грибоедова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческий путь А.С. Грибоедова." 2017, 2018.

15(4) января 1790 (по некоторым данным 1795) года в Москве в семье отставного майора родился Александр Сергеевич Грибоедов. Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет. Отец будущего писателя был человеком малообразованным. Воспитанием детей занималась мать, которая была известной пианисткой и знатной дамой. Благодаря ей писатель получил прекрасное домашнее образование.

Образование

Грибоедову с детства везло с учителями и воспитателями. Его гувернёрами были Петрозилиус и Богдан Иванович Ион – люди, талантливые и известные. Поэтому уже в детстве будущий драматург знал несколько иностранных языков, научился играть на фортепьяно. В 1802 году он поступает в Московский университетский пансион. За его дальнейшим образованием следит профессор Буле. Юноша прекрасно учится, получает награды и в 13 лет становится кандидатом словесных наук.

Еще в студенчестве начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных собраний. Тогда же были написаны первые сочинения Грибоедова.

Однако самые интересные факты биографии писателя таят в себе зрелые годы жизни.

Служба в армии

Довольно странным было решение блестяще образованного молодого человека выбрать военную карьеру. В 1812 году с началом Отечественной войны жизнь Грибоедова очень изменилась. Он вошел в состав полка графа Салтыкова. Александру Сергеевичу так и не удалось принять участие в военных действиях, и он выходит в отставку.

Жизнь в столице

В 1817 году он поступает на службу в Петербургскую Государственную Коллегию иностранных дел. Увлечение литературой и театром сближает Грибоедова со многими известными людьми. Он знакомится с Кюхельбекером и Пушкиным. Вступив в масонскую ложу, общается с Пестелем, Чаадаевым, Бенкендорфом. Интриги, сплетни светского общества омрачали этот период жизни. Пошатнувшееся материальное положение заставило писателя уйти со службы.

На Кавказе

С 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов служит секретарём в российском посольстве в Персии. Ответственно относясь к государственной службе, он параллельно изучает языки и литературу о культуре Востока. В составе Российской миссии в 1819 году Грибоедов продолжает службу в Тебризе. За удачные переговоры с персами, в результате которых удалось освободить пленных русских солдат, он был представлен к награде. Успешная дипломатическая карьера не мешает писателю заниматься любимым делом. Именно здесь были написаны первые страницы бессмертной комедии «Горе от ума».

Возвращение

В 1823 году Грибоедов приезжает в Москву и продолжает работать над комедией. Чтобы напечатать своё произведение, писатель отправляется в Петербург. Но его ждало разочарование: не удалось издать комедию полностью или поставить её на сцене театра. Произведение читатели, им восхищались, но это не устраивало Александра Сергеевича.

Связь с декабристами

Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Грибоедов едет в Киев. Встреча с друзьями (Трубецким и Бестужевым) привела его в стан декабристов. За участие в восстании он был арестован и провёл в заключении полгода.

Последние годы жизни

Разгром декабристского восстания, трагическая судьба товарищей пагубно повлияли на душевное состояние Грибоедова. Он предчувствует свою гибель и постоянно говорит об этом.

В 1826 году правительству понадобился опытный дипломат, так как обостряются отношения России с Турцией. На эту должность был назначен великий писатель.

По дороге к месту назначения в Тифлисе Александр Сергеевич женится на молодой княжне Чавчавадзе.

Его счастье было недолгим. Смерть Грибоедова настигла вскоре по прибытии в Тегеран. 30 января (11 февраля) 1829 года на Российское посольство было совершено нападение. Героически защищаясь, писатель погиб.

Краткая биография Грибоедова не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя. За свою недолгую жизнь он создал несколько произведений: «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность». Однако самое известное его произведение – комедия в стихах «Горе от ума». Творчество Грибоедова невелико, многим планам не суждено было сбыться, но его имя останется вечно в памяти народной.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Александр Сергеевич был очень талантливым человеком. Он владел множеством языков, сочинял музыку, интересовался наукой.
  • посмотреть все

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков. Русский деятель закончил Московский университетский благородный пансион (1803), а затем – три отделения Московского университета.

На военной службе в звании корнета Грибоедов пробыл с 1812 по 1816 годы, после этого начинает реализовывать себя на публицистическом и литературном поприщах. Среди первых его работ – комедия «Молодые супруги», которую он перевел с французского, и «Письмо из Брест-Литовска к издателю». В 1817 году Грибоедов вступает в масонскую организацию «Соединенные друзья» и занимает пост губернского секретаря на государственной службе. Грибоедов продолжает писать, к его творчеству добавляются комедия "Студент" и "Притворная неверность". В это же время одаренный деятель знакомится с Александром Пушкиным и его окружением.

Грибоедов дважды ездил в Персию по поручению правительства - в 1818 и 1820 году. Служба на востоке тяготила его, и Грибоедов перебрался в Грузию. В этот период начинается работа над самым знаменитым произведением – «Горе от ума».

В 1826 году русского писателя обвинили в принадлежности к декабристам. Грибоедов пробыл под следствием около 6 месяцев. Но его причастность к заговору доказать не удалось, и Грибоедов получил свободу.

В 1828 году он женится на Нине Чавчавадзе, но их брак был недолгим: Александр Сергеевич был убит бунтующей толпой 30 января 1829 года во время визита русского посольства в Тегеран.

Биография 2

Великий писатель, грамотный дипломат, музыкант и композитор это не полный список достоинств Александра Грибоедова. Любознательный мальчик дворянского происхождения. Его воспитанием и обучением занимались лучшие ученые того времени.

Способностей Саши не было предела, он с легкостью овладел шестью иностранными языками. С детства играл на музыкальных инструментах, писал стихи.

Ему очень хотелось проявить себя в боевых условиях, и он записался в полк гусар, но война с Наполеоном уже начала заканчиваться и к большому огорчению Александра. Так ему и не удалось поучаствовать в боевых действиях.

Мать, Анастасия Федоровна, видела своего сына чиновником, но Грибоедову служить совсем не хотелось, это ему казалось скучным делом. В это время он увлекся театром и литературой, пишет комедии. Молодой и горячий он в скором времени попадает в неприятную историю, становится секундантом. Дуэли в то время были не просто запрещены, за участие в них можно было попасть в тюрьму. Анастасия Федоровна сделала очень много, чтобы спасти сына от заключения. И ему пришлось покинуть Россию и отправиться в Персию.

Находясь в чужих краях Александр, очень скучал. Через какое-то время он добивается, перевода в Грузию. Здесь он начинает писать свою знаменитую комедию. Параллельно пишет стихи, пьесы продолжает заниматься музыкой.

Александр Грибоедов был не просто знаком с Иваном Крыловым, он ему читал «Горе от ума». Произведение великому баснописцу понравилось, но он с сожалением сказал, что цензура его не пропустит. Это оказалось правдой. Мало того пьесу не только запретили ставить в театре. Но и печатать. Ее приходилось тайно переписывать.

Вскоре Александр вернулся на Кавказ, где продолжил службу в штабе Ермолова. В это время произошло восстание декабристов. Грибоедов попадает под подозрение и его арестовывают.

Перед тем как в последний раз поехать с дипломатической миссией в столицу Ирана Александр женился. Счастье молодых длилось недолго, всего несколько недель. Отправляясь в очередной раз в командировку никто и подумать, не мог, что она окажется последней.

Потребовалось полвека, чтобы заговорили о Грибоедове и о его роли дипломата писателя и просто человека.

Вариант 3

А.С. Грибоедов – выдающийся русский драматург, поэт, композитор и пианист. Считался одним из самых умных и образованнейших людей своего времени. Много полезного сделал для России на дипломатическом поприще.

Родился он в 1795г. Был представителем старинного обеспеченного рода. Мать, женщина резкая и властная, очень любила сына. Он отвечал ей тем же. Однако между ними нередко возникали конфликты.

Способности к обучению у Александра проявились ещё в детстве. Уже в шестилетнем возрасте свободно мог общаться на 3 иностранных языках, а к юношеским годам овладел 6 языками. Сначала получил прекрасное домашнее воспитание под руководством опытных гувернёров, потом был зачислен в Московский университетский пансион. Далее, окончив словесное отделение философского факультета Московского университета, тринадцатилетним подростком получает степень кандидата наук. Затем продолжает учёбу на юридическом факультете, после окончания которого в 15 лет получил степень кандидата прав.

Заинтересовавшись математикой и естественными науками, он не только усердно посещал лекции, но и брал частные уроки у некоторых учёных, ибо хотел получить степень доктора наук. Успевал заниматься и литературным творчеством, но, к сожалению, его ранние произведения не сохранились.

В 1812г. из-за начала Отечественной войны Грибоедов оставляет учёбу, занятия литературой и под влиянием патриотических идей записывается в гусары. Но воевать ему не довелось, поскольку его полк был отправлен в тыл. Вскоре Александра назначают адъютантом командира и переводят в Брест-Литовск.

В 1814г. впервые публикует свои статьи. Начинает писать для театра. В 1815г. подаёт в отставку, а через 2 года поступает на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел.

Живя в Петербурге, Грибоедов берёт активное участие в деятельности литературно-театрального кружка. Пишет и издаёт несколько комедий.

В 1818г. получает назначение на должность секретаря русской миссии в Иране. Ведёт путевые записки. В Тифлисе стреляется с А.И. Якубовичем. После этой дуэли у него навсегда остался изувеченным палец на левой руке.

В Иране хлопочет об освобождении пленных русских солдат и лично сопровождает их отряд на Родину. В 1820г. начинает работу над пьесой «Горе от ума».

С 1822г. по 1823г. служит при генерале Ермолове. Пишет музыкальный водевиль, премьера которого состоялась в 1824г. Покидает службу. Хлопочет о печати и постановке на сцене «Горе от ума», но безуспешно.

В 1825г. возвращается на службу. В 1826г. на Кавказе был арестован. Его обвиняли в связях с декабристами, однако доказательств не нашли, потому освободили.

В 1828г. Грибоедов женился, а в 1829г. был убит религиозными фанатиками в Тегеране.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Баратынский Евгений Абрамович

    Евгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен.

  • Радищев Александр Николаевич

    Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Роберт Кох

    Роберт Кох появился на свет 11 декабря 1843 года в Клаусталь-Целлерфельде. Отец имел должность высокогорного инженера, а мать являлась дочерью влиятельного чиновника.

Творчество Александра Сергеевича Грибоедова

(1790, 1795 - 1829)

1.Общественно-политическая проблематика комедии «Горе от ума».

2.Своеобразие конфликта.

3.Структура действия.

4. Система образов. Образ Чацкого.

5. Принципы создания комического.

«Горе от ума» - одна из вершин русской комедиографии, одно из немногих произведений, относящихся к жанру общественной комедии, комедии идей, созданной Аристофаном (в русской традиции существует несколько комедий этого типа – прежде всего относящихся к эпохе классицизма – «Ябеда» Капниста, «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина). Грибоедовское «Горе от ума» - новаторское по поэтике произведение: оно определило тенденции развития русской общественной комедии ХIХ и ХХ вв. – от «Ревизора» Гоголя и «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина до «Самоубийцы» и «Мандата» Н. Эрдмана.

Судьба создателя «Горя от ума» - классический пример автора одного произведения. Место А.С. Грибоедова в русской литературе определяется его гениальной комедией, хотя он написал несколько одноактных пьес, которые можно отнести к популярной в начале столетия «колкой» комедии.

Достоверных сведений о жизни Грибоедова нет. Даже дата рождения определяется условно, с погрешностью в 5 лет – 1790 или 1795 год. Смерть Грибоедова, посланного Николаем I с дипломатической миссией в одну из тогдашних горячих точек – Тегеран – также овеяна легендами. Тело поэта не было найдено. Считается, что Грибоедов был зверски убит религиозными фанатиками. Его смерть была установлена по руке с брильянтовым перстнем. В наше время возникла легенда о том, что Грибоедов сбежал из Тегерана и закончил свою жизнь в секте огнепоклонников. После смерти он был причислен к святым этой секты, и якобы его изображение видели в одном из храмов этой секты. Официально датой смерти Грибоедова считается 1829 год.

Возникновение легенды закономерно. Масштаб личности Грибоедова должен был породить мифы. Грибоедов был человеком возрожденческого темперамента. В 14 лет он окончил несколько отделений Московского университета: словесности, юридических, математических и естественных наук. Знал несколько языков – причем не только обязательный для русского дворянства французский, но и немецкий, английский, итальянский, турецкий, древнегреческий и латынь. Прославился как виртуозный пианист, талантливый композитор (два вальса Грибоедова исполняются до сих пор). Был выдающимся дипломатом. Легендарна и история любви Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе, которая будучи лишь год женою Грибоедова, всю жизнь хранила ему верность. И, наконец, Грибоедов создал гениальную комедию в стихах, новаторское для русской литературы произведение.

Над «Горем от ума» Грибоедов работал около 10 лет – с 1816 (по другим сведениям с 1818 г.) по 1828 г. Черновой вариант был завершен к 1823 г., с этого момента, не имея надежд опубликовать комедию официально (не допускала цензура), Грибоедов способствует ее распространению в списках. Первое полное издание комедии вышло только в 1858 году в Лейпциге. В России же полный текст комедии появился лишь в 1862. До этого публиковались отрывки – Ф. Булгарин в альманахе «Русская Талия» в 1824 г. напечатал 4 явления I действия и III действие.

Любопытно, что несмотря на огромную популярность комедии в русском театре – провинциальные труппы набирались, исходя из количества актеров и амплуа, необходимых для постановки «Горя от ума», - в советском театре пьеса была запрещена с 1930 по 60-е годы. Скорее всего, это связано с идеологическим содержанием комедии – Чацкий обличает не только фамусовскую Москву, но любое закрытое общество, враждебно относящееся к инакомыслию. Можно сказать, что «Горе от ума» - это в какой-то степени антитоталитарное произведение. А если вспомнить, как развивается сплетня о безумии Чацкого, которого, потому что он не танцует, как все, записывают в карбонарии и фармазоны (франкмасоны – члены запрещенной в России в правление Николая I масонской организации, карбонарии – итальянские революционеры), то есть придают его бытовому поведению политический характер, становится ясно, что могло насторожить в этой классической пьесе в ХХ веке.

«Горе от ума» - такое же таинственное произведение, как и его создатель. По легенде замысел комедии пришел Грибоедову во сне. Название противоречит классицистической традиции и логике – горе приносит не глупость, а ум. И, наконец, почему пьеса о разбитых надеждах с драматическим финалом названа комедией. Неоднозначна и трактовка личности главного героя. Кто он? Один умник на 25 дураков (Грибоедов) или сумасброд, чудак, комическая фигура, традиционная для светской «колкой» комедии (Дмитриев, Писарев)? В общую неразбериху свой вклад внес и Пушкин, написав в письме к Вяземскому от 28 января 1825 г.: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей компании ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий – совсем не умный человек, но Грибоедов - очень умен».

Ответы на все эти вопросы можно найти лишь в поэтике, в структуре комедии. Причем тайна грибоедовской комедии не потеряла своей актуальности, доказательством чему служат огромное количество научной литературы, современные исследования по творчеству поэта. Каждые 3 года проводятся гибоедовские конференции, посвященные проблемам творчества Грибоедова, прежде всего «Горе от ума».

I. Новаторство комедии начинается с того, что это общественно-политическая комедия . Один день действия сконцентрировал 10-летия общественной жизни. Центральная проблема пьесы – трагедия интеллектуала, высококультурного, думающего человека в России. Образ Чацкого корреспондирует с декабристами, первыми в русской истории интеллигентами, и с литературным типом «русских мальчиков». Комедия отражает атмосферу гражданской экзальтации, характерной для 20-х гг. ХIХ столетия, процесс вызревания в недрах дворянского общества оппозиции. Старый конфликт архаистов и новаторов приобрел новое, политическое содержание, трансформируясь в столкновение реакционеров и свободной личности. Конфликт отражает ощущение необходимости общественных преобразований, охватившее русское общества после войны 1812 г. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума» пишет: «Героическая война 1812 г. прошла, ее ближайшие задачи кончились, ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись». Напомню, что в 1816 г. (это одна из предполагаемых дат возникновения замысла) в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз Спасения».

Русская абсолютная монархи даже в Европе воспринималась как анахронизм. Неслучайно на Европейском сейме 1818 г., где присутствовали главы держав, победивших Наполеона, прозвучало требование ввести в Российской империи конституцию, ограничивающую власть самодержца. Александр I дал торжественные заверения, но ничего не предпринял для выполнения своих обещаний. Более того, боясь проникновения «французской революционной заразы», Александр I удалил от себя Сперанского, разрабатывающего проект конституции. Внутренняя политика приобрела репрессивные формы: началась эпоха «аракчеевщины». Неслучайно идею свободы воплощает в комедии лишь один персонаж – Чацкий.

Принципиально важно для понимания образа Чацкого, характера конфликта , что герой возвращается в Москву после 3-летнего отсутствия. За эти 3 года утихло послевоенное ликование, поэзия военных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам – карьере, протекциям, доходам, выгодным бракам и т.д. Попав «с корабля на бал» Чацкий не разобрался, что москвичи живут другими интересами, иллюзия близких общественных преобразований для них давно развеялась. Конфликт архаистов и новаторов приобретает политическую трактовку и качественно новый уровень. Зародившись во времена Фонвизина на уровне идеи, в эпоху Грибоедова он перешел на уровень быта. Главной характеристикой конфликта у Фонвизина было качественное соотношение героев:

Простакова, Скотинин, Простаков Митрофанушк а – 3:1,

Стародум Милон, Софья, Правдин - 1:3.

Следовательно, будущее – за «новыми» людьми, молодыми героями. Причем Простакова погружена в быт, в то время, как ее оппоненты, «новые» люди, принципиально внематериальны. Чацкий – преемник фонвизинских новаторов: на это указывает сфера его интересов, далекая от быта. Но на смену количественной характеристике конфликта приходит качественная . Грибоедов писал, что в его комедии «25 дураков на одного умного человека», Чацкого. Чацкий воплощает комплекс идей, связанный с декабризмом – он предпочитает жизнь в деревне как более нравственную городской жизни, выполняя тем самым один из пунктов программы декабристов, как это позже сделает Онегин – «ярем он барщины старинный оброком легким заменил», высказывается за просвещение умов, за свободный выбор. Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех цепей рабства которыми оковано общество, свобода вперить в науки «ум, алчущий познаний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать».В тоталитарном обществе все эти решения выходят за пределы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе вызов. Именно эта идея, на мой взгляд, обусловливает новаторство действия комедии.

Грибоедов нарушает единство действия. По словам Гончарова, в «Горе от ума» «две комедии как будто вложены одна в другую». Грибоедов вводит две параллельно развивающиеся сюжетные линиилюбовную и общественную . В этом заключается специфика действия комедии, композиционными принципами которой являются четность, симметричность, двойственность . Эти принципы определяют образную систему и соотношение сюжетных коллизий.

Традиционно драматические произведения состоят и 1 («Маленькие трагедии»), 3-х или 5 актов (классицистические комедии и трагедии). Комедия Грибоедова включает себя 4 акта, то есть делится на 2 симметричные части:

I – II акты - изображение родственного, домашнего круга, что характерно для светской или «колкой» комедии;

в III – IV актах появляется «народ действующих лиц» (П.А. Вяземский). Жанровой моделью этой части является общественная, идеологическая комедия.

У Грибоедова эти 2 линии пересекаются. Чацкий в своих речах перемежает гражданские проблему с личными: от шутливых словесных пикировок с Софьей, от обсуждения домашних дел, общих знакомых он переходит к политическим проблемам (разговор Ч. и Скалозуба о знакомых – монолог «А судьи кто?»). Любовные сцены предшествуют общественным: в I акте Чацкий врывается в дом с любовном чувством, разочарован холодным приемом Софьи – злость выливает на московских знакомых и т.д. Условно схему развития действия по актам можно изобразить следующим образом:

V -- / -- V // V -- / -- V

Возникает принцип зеркальной симметрии, или энантиоморфизм . Выражением композиционной модели комедии являются слова Молчалина, произнесенные в конце II акта, когда он предлагает Лизе подарок взамен свидания: «Снаружи зеркальце и зеркальце внутри». Маленьким внутренним зеркальцем является сон Софьи, который она рассказывает Фамусову в Iакте. Сон – иллюзия реальности, в русской литературной традиции («Недоросль») – пророчество. Сон Софьи придуман. В нем смешаны атрибуты Молчалина и Чацкого. Сон, выдуманный о Молчалине, сбывается о Чацком. Сбываются все словесные мотивы – «не люди и не звери» - гости, старуха Хрюмина называет гостей Фамусова – «уроды с того света». Сон – маленькое зеркальце внутри комедии, отражающее все содержание комедии, большое зеркало реальности.

Принцип зеркальности организует и сценическое действие:

1. Два любовных треугольника - Фамусов – Лиза – Молчалин -(Петруша), Чацкий – Софья – Скалозуб - (Молчалин).

2. Отношения между Чацким и Софьей развиваются в зеркальном отражении: Софья слепа по отношению к Молчалину, ясно видит Чацкого, но не одобряет его, в финале С. прозревает – видит Молчалина таким, каков он есть. Чацкий в начале комедии ослеплен любовью к Софье, считает ее слишком умной, чтобы питать иллюзии по поводу мнимого благородства Молчалина, в конце комедии – открывает для себя истинную ценность Софьи – ей, как и всем московским дамам, нужен муж-слуга.

Принцип зеркальности лежит и в основе системы образов :

1. Чацкий появляется в комедии как представитель некой общественно-политической силы, а не как одинокий чудак, благодаря введению внесценических образов, своеобразных отражений Чацкого.Неслучайно Софья говорит о Чацком: «В друзьях особенно счастлив», а Фамусов в спорах с ним о своих противниках говорит во множественном числе – вы. К сторонникам Чацкого можно отнести племянника княгини Тугоуховской Федора, который уехал в деревню, профессоров педагогического института, приверженце ланкастерской системы обучения, двоюродного брата Скалозуба, который не понимает поведения своего родственника: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». Чацкий – знак, символ новой силы, появившейся в русском обществе. Одиночество Чацкого, противостоящего многочисленным фамусовым, подчеркивает качественную природу этого образа. Чацкий – фитиль. Который способен взорвать пороховую бочку русской действительности. Чацкий – личность, индивидуальность которой становится ярче на фоне похожести других персонажей – г-д N и D, 6 княжен Тугоуховских, которые в тексте появляются по номерами. Тем самым создается ощущение безликости героев, которые живут по одним законам – Фамусова волнует в финале не судьба своего семейства. А общественное мнение: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Мнение света создается женщинами (отражение общественных прорцессов – большей внутренней свободы женщин, которые не обязаны служить) – Татьяной Юрьевной, Хлестовой, графиней бабушкой и др.

2. Все персонажи отражаются друг в друге определенными гранями. Фамусов уподобляется Молчалину, без меры угождая Скалозубу, льстя ему. Он обращается к дворянину, равному себе по происхождению с лакейским постфиксом – с: «Сюда-с, прошу». Софья соотнесена с образом московской дамы – ей, как и Наталье Дмитриевне Горич, нужен «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Соотнесена она и с Хлестовой – обе благодарят Загорецкого.

Чацкий уподоблен Репетилову, который представляет собой сниженный вариант поведения Чацкого. Их поведение совпадает до мелочей: появляясь, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет уж на ногах и я у Ваших ног», Репетилов спотыкается на лестнице, входя в дом Фамусова: «Грянул вдруг, как с облаков». В финале комедии они уходят, повторяя одну реплику: Чацкий: «Сюда я больше не ездок, / Карету мне, карету!». Репетилов, видя, что все его покинули, собирается уезжать и обращается к кучеру: «Вези меня куда-нибудь».

Сближение Чацкого и Репетилова не только внешнее. Встретив Репетилова, Чацкий понимает, что именно так он выглядит в глазах общества, ведь никто не знает об истинной причине его раздражительности – о любви к Софье. Репетилов отождествляет себя с Чацким. И Чацкий, и Репетилов говорят о приметах нового времени – о тайных обществах, где толкуют «о камерах, присяжных, о Бейроне, ну, об матерьях важных». Самому Чацкому Репетилов представляется кривым зеркалом. Репетилова от Чацкого отличает лишь высокая тема любви. Характер отношений Чацкого и Репетилова становится понятен благодаря семантике имени последнего: фамилия Репетилов образована от французского, означающего «повторять». Репетилов карикатурно повторяет Чацкого – Чацкий: «Я странен», «Я вам, не правда ли, смешон?» - ему вторит Репетилов, доводя его мысль до гротеска: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». Общество одинаково не понимает, не принимает всерьез и не слушает и Репетилова, и Чацкого. Репетилов для Чацкого – инструмент самопознания. Глядя в репетиловское кривое зеркало, Чацкий начинает рефлектировать и понимать, что он чужой всем. Начинается процесс внутреннего прозрения.

Образ Чацкого играет важную роль в комедии. Чацкий выполняет функцию катализатора. Он связывает 2 линии развития сюжета – общественно-политическую и любовную. С появлением Чацкого события начинают бурно развиваться. Чацкий как внутренне свободный человек. Индивидуальность, высвечивает скрытые противоречия московского общества. Дом Фамусова –модель русской действительности – потенциально запрограммирован на беду, потому что отношения в нем строятся на лжи: Фамусов пытается обмануть Лизу, а затем, лжет, скрывая свой порок, дочери, Молчалин лжет и Фамусову, и Софье, откровенен он лишь с Лизой. Чацкий – единственный правдивый человек, он обнаруживает духовное одиночество обитателей дома. Любая замкнутая система, включая тоталитарное общество, перестает существовать с появлением духовно свободной личности. Такой личностью в комедии является Чацкий. Именно поэтому Грибоедов изменил первоначальное название комедии «Горе уму», то есть единственному умному человеку в комедии, Чацкому, на «Горе от ума», вводя тем самым вариативность понятия «ум». Ум в понимании Чацкого означает высокую гражданственность, честность, в понимании других персонажей – способность выгодно устроиться в обществе. Примером последнего может служить Скалозуб – «И золотой мешок, и метит в генералы».

В финале комедии москвичи теряют гораздо больше, чем Чацкий: Фамусов – репутацию, Молчалин – карьеру, Софья – настоящую любовь Чацкого и мнимую Молчалина, перспективу выгодного брака, уважение к себе.