Родословная толстого льва николаевича кратко. Род толстых. Мария Дмитриевна Чаадаева

29 июля на телеканале «Россия К» стартовала премьера авторской программы Фёклы Толстой «Толстые».

Несколько лет назад журналист и телеведущая Фекла Толстая сняла документальный цикл «Великие династии» о потомках известных дворянских фамилий. Тогда резонно возник вопрос: почему Фекла, праправнучка Льва Толстого, не рассказала о своем прославленном роде. И вот теперь она все-таки решилась исследовать свои корни и сделала авторскую программу о Толстых.

За семь веков русской истории в роду Толстых были писатели и министры, мореплаватели и художники, академики и композиторы, губернаторы и журналисты. По истории рода Толстых можно проследить всю историю России. Сегодняшние Толстые - одна из самых разветвленных, самых дружных, самых счастливых семей. Премьерная восьмисерийная программа «Толстые» знакомит с историей рода Толстых, овеянной удивительными преданиями и легендами.

Фекла Толстая рассказала о кропотливой и интересной работе над программой.

Я снимала этот цикл о своей семье и для меня это была более эмоциональная работа, чем какая - либо другая. Мне хотелось показать не столько биографии людей, сколько то, как в них отражалась история страны, как они действовали в тех или иных обстоятельствах. Интереснее говорить не об истории масс, классов, сословий, а об истории на примере конкретной судьбы. Все Толстые были неравнодушны к судьбе Отечества и в меру сил пытались способствовать его процветанию. События, о которых мы расскажем, могут быть как вполне историческими: сражения, государственные перевороты, дипломатические переговоры, строительство знаменитых дворцов; так и вполне частными, ведь иногда краткое описание семейной драмы может рассказать нам о давних временах много больше, чем многотомные энциклопедии.

Фекла, а какие главные семейные черты Толстых?

У меня было большое желание найти общие семейные черты. Я думаю, что Толстые прямолинейны и довольно натуральны (в том отношении, что не любят делать вид). И натуральны еще потому, что любят жить на природе. А как Лев Николаевич говорил еще про Толстых, что они немного дикие.

А чья судьба вас лично потрясла сильнее остальных?

Отмечу особо младшую дочь Льва Николаевича Александру, которая в последние годы жизни писателя была единственной на стороне отца. Я происхожу от рода брата Ильи, который был на другой стороне. Но мне она всегда казалась фигурой необычной. Она воевала в Первую мировую войну. Дослужилась до полковника медицинской службы, потом успела посидеть в подвалах Лубянки, затем стала комиссаром Ясной Поляны. Позже уехала за границу, где спасала беженцев от смерти. Удивительная личность. Мне бы хотелось, чтобы больше людей о ней знали, такой крепкой, яркой женщине.

Где проходили съемки программы?

Сейчас потомков писателя, его правнуков и праправнуков, около трехсот человек. Они живут в разных странах мира. Мы были в Америке, в Европе и по России поездили, конечно. Посещали заброшенные имения, куда даже машина не могла проехать, шли через поля пешком. Например, есть такое имение Покровское (оно принадлежало сестре Льва Николаевича) в Тульской области на границе с Орловской областью.

По нашей задумке в каждой серии, кроме меня будет еще кто-либо из семьи, кто расскажет о герое фильма. Также зрители услышат комментарии историков, а мемуары и письма прочтут актеры Виктор Раков и Ирина Розанова.

Фекла, остались ли семейные реликвии рода Толстых?

Реликвий сохранилось очень много и наша семья может считать себя очень счастливой в этом отношении. Многое сохранилось благодаря тому, что Лев Николаевич был выдающейся личностью и его жена понимала еще при его при жизни, что из его домов в Ясной Поляне и в Москве нужно сделать музеи. Остались и более старые вещи, например, принадлежащие первому графу Петру Андреевичу Толстому, это человек петровского времени. И мы продолжаем семейную традицию бережного отношения к истории. Мы будем открывать выставку посвященную моему отцу, правнуку Льва Толстого, Никите Толстому. Мой отец родился в эмиграции, а потом семья вернулась в Россию, они стали одними из первых репатриантов. Так вот можно будет увидеть даже билет «Аэрофлота», по которому мой отец впервые прилетел в Россию в 1945 году. Выставка пройдет в здание Государственного музея Льва Толстого на Пятницкой, 12.

Знаю, что раз в два года вся большая семья собирается в Ясной Поляне. А существуют еще какие-либо традиции?

Да, это самая яркая семейная традиция последнего времени. После того, как один из Толстых (мой троюродный брат Владимир Ильич)стал директором музея усадьбы «Ясная поляна», мы получили возможность собираться в своем родном гнезде. Несмотря на то, что род Толстых огромен, мы относимся к друг другу как к близким людям, и эта «сеть» своего рода, потому что в какую страну мира ты не приезжаешь, у тебя везде есть родственники и даже если ты только знакомишься с ними, ты ощущаешь родство душ, близость интересов, единство характеров.

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

Там же, с.463

Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Цитата сообщения 190 лет со дня рождения одного из величайших писателей мира Льва Николаевича Толстого



Музей-усадьба «Ясная Поляна»



Л. Н. Толстой. Кинохроника 1910 г. (составленная из съемок 1908-1910 гг.).

Музыка: П. И. Чайковский - Большая соната соль мажор, соч. 37, 1-ая часть.

Содержание:

I. ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ МОСКВЫ. Сентябрь 1909 г. (00:00) 1. Лев Николаевич Толстой уезжает в Москву из имения Черткова (00:03)

2. Графиня Софья Андреевна Толстая (00:17)

3. Л. Н. Толстой, Чертков и семья великого писателя (00:29)

4. Приезд в Москву (01:34)

5. На станции Брянск (01:43)

6. Лев Толстой прибывает в дом свой в Хамовниках; дом этот будет превращен в толстовский музей (01:51)

7. Отъезд Льва Николаевича в Ясную Поляну (02:16)

II. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ. 1908-1910 гг. (02:49)

8. Семья Л. Н. Толстого (02:51)

9. Лев Николаевич раздает милостыню бедным крестьянам (03:02)

10. Прогулка Толстого верхом в сопровождении доктора Маковецкого (04:05)

11. Л. Н. на прогулке в пять часов утра (04:57)

12. Лев Николаевич и его супруга графиня Софья Андреевна (05:05)

13. Внуки Льва Николаевича (05:56)

14. Лев Николаевич Толстой за работой (06:34)

15. Граф Толстой на балконе с семьей (06:47)

16. Больной гр. Л. Н. Толстой у себя на балконе в день юбилея. 28 августа 1908 г. (07:13)

III. СМЕРТЬ В АСТАПОВЕ И ПОХОРОНЫ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ. 7-9 ноября 1910 г.

17. Л. Н. Толстой на смертном одре (07:22)


Интересные факты:

За эпическим четырёхтомником «Война и мир» (который сам автор называл «многословной дребеденью»), и особенно за его интерпретацией в исполнении школьной программы, затерялась истинная, мистическая личность Льва Толстого.

Кем же он был — философом-вольнодумцем, или через его мессианские озарения сквозила шизофрения? Если бы такой человек жил в Средневековой Европе, его бы непременно сожгли как еретика, как сожгли в 1314 году магистра ордена тамплиеров Жака де Моле.

А Лев Толстой был не так далёк от тамплиеров, как можно подумать.
Лев Толстой — потомок крестоносца-тамплиера

Род матери Льва Толстого, М. Н. Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому. А основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс, также именуемый Индрис, в 1352-м году убежавший на Русь от террора, развязанного в адрес его соратников. После разгрома Ордена и казни его Магистра часть рыцарей скрылась в неизвестном направлении, увезя с собой часть орденских сокровищ и важнейшие документы, где рассказывалось об истоках христианства. Основная версия — что беглецы скрылись в Шотландии, осталась неподтверждённой.
По сообщению Черниговской летописи, приехал на Русь дворянин Индрис в двумя сыновьями Литвонисом и Зигмонтеном, и с ними пришло 3000 человек дружины. При крещении Индрис был наречён Леонтием, а сыновья — Константином и Фёдором. Впоследствии потомки Леонтия поступили на службу Великому князю Московскому Василию Тёмному.

Другим известным потомком Индриса является маршал Тухачевский.

Толстой — «двоечник»

Начальное образование Толстой получил дома. Сначала его гувернёром был немец Ресельман, затем — француз Сен-Тома. В 1844 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет на разряд арабско-турецкой словесности. Несмотря на первоначально отличные результаты, студент попросту ничего не делал, и был оставлен первокурсником на второй год.

Тогда он перевёлся на юридический факультет, но и там проучился всего два года. Молодому дворянину претила любая информация, навязываемая извне, и учиться по общей программе он не мог, хотя при самостоятельном обучении всегда добивался высоких результатов. В 1847 году Толстой покинул университет, так и не сдав экзаменов на степень. Зато молодой студент начал вести дневник, увлёкся этим занятием, и впоследствии именно из него черпал многие сюжеты для своих произведений.

Будущий писатель — герой Севастопольской войны

Старший брат Толстого, Николай, служил в армии и убедил брата также поступить в армию в качестве юнкера. Братья вместе попали на службу на Кавказ и принимали участие во многих стычках с горцами. Лев Николаевич заслужил Георгиевский крест, однако великодушно уступил его простому солдату, которому эта награда давала права на существенные льготы. В ноябре 1854 года Лев был переведён в Севастополь, где в течение десяти месяцев участвовал в Крымской войне. Он командовал артиллерийской батареей, присутствовал при штурме Малахова Кургана. Молодой солдат во время активных сражений написал биографическое произведение «Отрочество», а также трилогию «Севастопольские рассказы», где размышлял о суровых и неожиданных путях войны. Книги оказались удачными, и их охотно взяли в печать для журнала «Современник», редактором которого был А. Н. Некрасов.
За участие в обороне Севастополя Толстой получил несколько наград, в том числе Орден Святой Анны 4-й степени и медаль «За защиту Севастополя».

«Бунтарская» система ценностей

Молодой писатель критично воспринимал существующие порядки общественной жизни. Его интеллект находился выше этих установок. Толстой видел несправедливое распределение благ и старался его компенсировать.
Уже в 1849 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных, преподавал там Фока Демидович — крепостной крестьянин. Нередко и сам Толстой проводил там занятия.
Лев Николаевич не был духовно зависим от чьего-либо одобрения. Он выступал против церковных злоупотреблений, а ритуалы называл колдовством. В результате его отлучили от Церкви, и до сих пор его имя подвергается яростному осуждению в качестве «грешника», «богохульника», «бесноватого» и «духовного самоубийцы». Однако по своим поступкам и высказываниям русский писатель был гуманистом, и не зря его сравнивают с Махатмой Ганди. Безусловно, заблуждения у Толстого тоже имелись, главным образом по причине пробела в знании истории, но этот человек находился в искреннем поиске верного пути и всегда был честен с собой и с другими.

Существует версия, что Толстой не только требовал религиозных реформ: он ещё и замахивался на создание собственной религии. Он хорошо знал сущность масонства и всевозможных сект, а также Талмуд и Коран. Эта информированность также была поводом для обвинений в богохульстве.
В 1889 году Толстой писал в своём дневнике: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие — провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, — сделан колоколом». «Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира… Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».
Толстой написал письмо-обращение царю Николаю II, где называл его братом. В письме он требовал изменения существующего порядка и предупреждал, что иначе последуют великие несчастья для страны и общества. Указывал, что в результате религиозных и политических гонений тюрьмы переполнены, народ голодает, и правительством недовольны буквально все слои населения. Пророчески привёл фразу короля Людовика XV «После нас хоть потоп». Да, во Франции в результате его бездумного правления произошла революция, Людовик XVI и Мария Антуанетта погибли на гильотине, были пролиты реки крови.
«Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им». Единственное средство… дать народу возможность высказать свои желания и нужды … исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его».
При всех своих моральных качествах, Николай II был слишком безволен и зависим от своего окружения, и не последовал советам писателя, который впоследствии оказался провидцем.

Могила без креста

Толстой завещал похоронить его без отпевания и в простой могиле без креста: просто «зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Эта фраза русского писателя перекликается с аналогичным высказыванием древнегреческого мудреца Демонакта, который на вопрос, какие распоряжения он отдаст о своём погребении, ответил: «Не хлопочите. О моём погребении позаботится запах»
На могиле Толстого вскоре после его смерти произошёл случай, который послужил поводом для нового всплеска рассуждений о его демонической сущности. Сюда постоянно приезжали ученики, последователи и почитатели таланта великого писателя. К большой досаде ортодоксальных верующих, которые констатировали, что могила приобрела все признаки религиозного почитания. 28 августа 1911 года группа учеников Толстого возложила на могилу цветы. Десятилетний сын одного из них, Бирюкова, нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребёнка обвита крупной гадюкой, укусившей мальчика.
Этот случай опять-таки был расценен как мистически-злобный отзвук души писателя. Однако гадюки нередко селятся на могилах: их там меньше трогают, и, естественно, защищают своё потомство от возможных посягательств.



Потомки писателя

К числу потомков писателя принадлежит несколько талантливых и выдающихся современников. В России проживает

Владимир Ильич Толстой

— советник президента России по вопросам культуры. Именно он является организатором сохранения наследия своего предка.

Фёкла Толстая


— известная российская журналистка. Окончила МГУ, владеет пятью языками.
Пётр Толстой — также журналист, его отец с семьёй вернулся в Россию из эмиграции в 1944-м году.


Дмитрий Толстой живёт в Париже и владеет фотостудией. Он является автором серии фоторабот усадьбы Ясная Поляна.


В Ясной Поляне - потомки Толстого

Шведскую ветвь Толстых основал сын Льва Николаевича — Лев Львови ч: он был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору и женился на ней.

Их потомки: Андрей Толстой, один из самых известных оленеводов Скандинавии. Виктория Толстой (именно так, не склоняя) — джазовая певица, сказала: «Когда несколько лет назад я была в Москве, побывала в Доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас связывает и объединяет на самом глубоком генетическом уровне!»
Илария Штилер-Тимон живёт в Израиле и преподаёт итальянский язык. Она является правнучкой старшей дочери Льва Толстого — Татьяны Сухотиной-Толстой.

Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/o ther/38837363/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Петр Толстой

праправнук Толстого, журналист

Хотя многие современные Толстые живут за границей (эмигрировали после революции), остались у «глыбы отечественной литературы» потомки и в нашей стране. Например, Петр Толстой, чей отец в 1944 году вернулся из эмиграции вместе с братом. Благодаря родным о прапрадедушке Петр знал с самого детства: неоднократно бывал в Ясной Поляне, близко знакомился с семейными реликвиями. Этот представитель рода Толстых — очень известный российский журналист и телеведущий, который много лет работает на Первом канале. Сейчас ведет программы «Политика» и «Время покажет». О знаменитом прапрадеде в одном из интервью Петр говорил так:

Толстой оставался честным по отношению к себе, оставался им всегда, даже когда заблуждался

Фекла Толстая

праправнучка Толстого, журналистка

Троюродная сестра Петра Толстого и тоже очень известная российская журналистка. Настоящее имя — Анна, но знают ее в основном под именем Фекла — детским прозвищем, которое позже превратилось в псевдоним. Толстая родилась в семье филологов и пошла по стопам родителей: окончила филологический факультет МГУ, владеет пятью языками. Однако уже в детстве ее потянуло на телевидение: будучи школьницей, Фекла стала сниматься во второстепенных ролях в кино, а в 1995 году поступила в ГИТИС на режиссерский факультет. За спиной Феклы — множество проектов на радио и телевидении, в том числе авторские передачи о собственном семейном древе «Толстые», а также «Война и Мир»: Читаем роман». В беседе с «МК Бульваром» журналистка с радостью говорила о плюсах своей огромной семьи, члены которой раскиданы по всему миру:

Если у тебя есть родственники в другой стране, ты совершено иначе ее понимаешь. Могу осваивать, например, Рим вместе с моей прекрасной племянницей, которая, как римлянка, показывает мне места, любимые с детства, — и это ни с чем не сравнимое ощущение. То же самое могу сказать о моих родственниках в Париже или Нью-Йорке. Я попадаю в семью, общаюсь с их друзьями

Андрей Толстой

праправнук Толстого, оленевод

Еще один потомок, представляющий шведскую ветвь рода, Андрей Толстой — простой фермер, который уже много лет разводит оленей. Он достиг больших успехов: Андрей — один из самых известных оленеводов Скандинавии. Признавался, что так и не смог в школе прочитать «Войну и мир». Однако потом все-таки осилил четырехтомник. Несколько лет назад Андрей в первый раз побывал в России.

Владимир Толстой

праправнук Толстого, советник президента России

Владимир Ильич — человек, без которого не было бы встреч потомков Толстого (которые сегодня проходят регулярно), а судьба усадьбы Льва Толстого Ясная Поляна оставалась бы под угрозой. Земли усадьбы в начале 90-х хотели отобрать под новые застройки, леса вырубали… Но в 1992 году Владимир Ильич опубликовал в «Комсомольской правде» большой материал обо всех бедах. Вскоре он был назначен директором музея-заповедника. Сейчас же Толстой — советник президента Российской Федерации, а делами музея занимается его жена Екатерина Толстая. Тульской газете «Молодой коммунар» Владимир признавался, говоря о своих родственниках:

У каждого из нас своя индивидуальность, у каждого — свой взгляд на мир. И каждый по-своему талантлив. Толстые могут все: они фотографируют, рисуют, пишут. И при этом стесняются своих талантов: скромность — это еще одно семейное качество…

Виктория Толстой

праправнучка Толстого, джазовая певица

Да-да, она именно Толстой, а не Толстая: шведка Виктория решила не склонять свою фамилию, а сделать ее более «аутентичной». Как появилась шведская линия семьи Толстых? Сын Льва Николаевича — Лев Львович, был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору... Современная представительница этой семейной ветви, певица Виктория, у себя на родине больше известна под псевдонимом «Леди Джаз». По собственному признанию, русского языка Виктория не знает и романов Льва Николаевича не читала, однако в своем творчестве зачастую обращается к классическим русским композиторам. На данный момент на счету блондинки уже 8 альбомов, один из которых называется My Russian Soul («Моя русская душа»). Джазовому изданию JazzQuard Виктория рассказывала:

Когда несколько лет назад я была в Москве, по-бывала в Доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас свя-зывает и объединяет на самом глубоком генетическом уров-не!

Илария Штилер-Тимор

праправнучка Толстого, преподаватель итальянского языка

Штилер-Тимор — правнучка старшей дочери Льва Толстого — Татьяны Сухотиной-Толстой. По словам Иларии, ее бабушка пыталась начать театральную карьеру, но из-за тяжелого материального положения ее выдали замуж за состоятельного итальянца Леонардо Альбертини, который был одним из основателей газеты Corriere della Sera. С недавних пор Штилер-Тимор живет в Израиле, где преподает итальянский язык. Первый раз побывала в России в 1985 году, с тех пор поддерживает связь со своей русской родней. Израильский портал Haaretz.com цитирует Иларию.

14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь детей, а второй стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они произвели на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое известных писателей, которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в городе Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.

Совет 2: Иван Толстой: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Есть у писательского творчества удивительное качество: это не просто набор информации, данных об исторических и личных взаимоотношениях, нечто большее. Читатель переносится в то время, начинает понимать и оправдывать многие вещи, запоминать отношения между героями.

Произведения затрагивают душу, внутренний мир. Однако есть авторы, понимающие непростые вопросы справедливости оценки творчества либо деятельности. Этим занимаются историки литературы. К ним и относится Иван Никитич Толстой.

Поиск призвания

Он появился на свет в известной творческой семье Ленинграде в 1958 году, 21 января. Отец – сын знаменитого писателя А. Н. Толстого, мама – дочь поэта Лозинского М. Л. Глава семьи являлся известным физиком, профессором. Наукой решил заниматься и брат Михаил. Сестры же, Татьяна с Натальей, стали писательницами.

В 1975 Иван Никитич закончил школу и стал студентом медицинского института. Образование оказалось выбрано ошибочно. Медицина совершенно не привлекала студента. Супруга, видя настрой мужа, посоветовала ему заняться филологией.

Тогда Иван Никитич поступил в университет на филфак. Одновременно он работал в Пушкинских горах экскурсоводом. После окончания учебы выпускник преподавал русский язык и литературу в школе. Он изучал архивы, писал статьи.

Увлечение эмигрантской литературой все больше захватывало начинающего писателя. Однако с публикациями на эту тему не складывалось. В 1987 появились первые успехи. Толстой уже преподавал в Гуманитарном и Политехническом вузах. Он стал редактором «Звезды», корректором в «Русской мысли».

С 1994 Иван Никитич начал вести в университете спецкурсы по Набокову. Своей специализацией писатель-историк избрал эмигрантскую историю и литературу, а также период холодной войны. В 1992 публицист возглавил издательство Товия Гржебина как главный редактор.

Любимое дело

С 1994 Иван Никитич стал главным редактором «Опытов». В журнале вышло более пятисот его рецензий, обзоров и статей. Писатель создал книги «Отмытый роман Живаго», «Курсив эпохи».

С 1988 началась работа на «Радио Свобода» журналистом. С конца 1994 писатель вошел в число штатных сотрудников. В 1995 он переехал в Прагу. Все темы и направления автор выбирал сам. Иван Никитич великолепно рассказывает истории. Его повествование отличается яркостью, образностью и живостью. Однако писатель еще и мастер нахождения интересных сюжетов. По его мнению, работа с архивами – деятельность захватывающая. Можно найти невероятные вещи, многое в эмигрантской жизни объясняющие.

При представлении контекста более ясно вырисовывается историческая картина. Этим и занимается историк. Толстой изучает материалы прошлого, чтобы привести читателей к дню текущему. Выдумывать автору ничего не приходится. Все его произведения базируются на реальных фактах.

Заслуга автора – объединение их в единое целое, историю. При сопоставлении создается интереснейшее повествование. Единственной сложностью, по мнению Толстого, является придание историческому рассказу увлекательности. Тогда можно не просто слушать, а увлеченно внимать. Тогда каждому легко понять, почему произошло то ибо иное событие, какая связь между происшедшими фактами.

Уникальный исследователь способен отыскивать потрясающие сведения для читателей и слушателей. Иван Никитич стал ведущим нескольких программ. В их числе «Мифы и репутации». Знаковые проекты Историк создал авторский цикл «Радио Свобода. Полвека в эфире». Он ведет на канале «Культура» программы «Исторические путешествия Ивана Толстого» и «Хранители наследства».

В передачах открываются удивительные истории о произведениях, событиях, людях. В его передачах рассказывалось про малоизвестные исторические персонажи. Так, в программе о Романе Гуле, французском романисте русского происхождения, показана история самоотверженной матери, сделавшей все, чтобы увезти сына от потрясений революции. Особенно потрясает финал передачи. Оказывается, мать скрывала от сына не только болезнь, но и собственный уход. Ободряющие письма Гуль получал уже после ее смерти.

Рассказывал писатель про поэта, авторе одного стихотворения Филарета Чернова, московского профессора Сергея Мельгунова, морского мичмана Бориса Бьеркелунда и политического деятеля Василия Шульгина. Он сумел по крупицам собрать сведения об авторе ставшего песней «Замело тебя снегом, Россия».

Работа в настоящем времени

Свои телепередачи исследователь пытался перевести на бумагу, однако быстро понял, что теряется увлекательность. Самому писателю неинтересно повторять материал снова. Он предпочитает импровизацию. Сама история продумана заранее. Поводом для нее может стать что угодно, от случайно замеченной фотографии до заданного кем-то вопроса.

Да и гораздо проще Толстому что-то поведать самому, чем слушать рассказы других. Он сам заостряет внимание слушателей на интересных по его мнению деталях, уделяет не мало внимания психологии героев. Его сюжеты отличает продуманность драматургии. Мировая культура в его программах пересказывается заново, но только в интересном ракурсе.