Права безработных. Права и обязанности безработного. Правовой статус безработного. Выплаты безработным

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и . После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности .

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы - это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста ( или ), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

  • сохраняемого среднего заработка от прежнего работодателя.

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло или в порядке . При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Приобретая официальный статус безработного, гражданин получает определенные права и обязанности, а также может претендовать и на некоторые государственные гарантии.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным .

При этом возможность обучения или переквалификации также доступна для каждого из них.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные , а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для . Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы .
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется . Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, . В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. . Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

Чаще всего прекращение действия данных гарантий, а также прав и обязанностей наступает в тот момент, когда соискатель трудоустраивается.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному - отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Статус безработного: права и обязанности

Вам как безработному принадлежат многие права. Знание своих прав позволит Вам вести поиск работы и регулировать Ваш трудовой статус в соответствие с Вашими интересами.
Одним из Ваших помощников в поиске работы, к которым Вы можете обратиться бесплатно, является служба занятости.

Имейте в виду, что обратиться в службу занятости для поиска работы Вы можете всегда, это абсолютно не связано с наличием у Вас опыта работы, не зависит это и от того, уволились ли Вы по собственному желанию или Вас уволил работодатель по своей инициативе.

Контактируя со службой занятости, Вы имеете право на:

* консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой Вам информации в органах службы занятости;
* самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
* обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);
* заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
* оплату Ваших затрат, вызванных тем, что Вас направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с Вашего согласия);
* выплату пособия по безработице;
* выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
* возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Имейте в виду, что если Вы как безработный утратили право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если Вы проходите профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости вам может оказываться материальная помощь.

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если Вы:
* не имеете профессии (специальности);
* не можете найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;
* Вам необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей Вашей профессии;
* Вы больше не можете работать по прежней профессии.

Профессиональная консультация предполагает, что Вам окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом Ваших психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:
* профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;
* переподготовка для приобретения новых профессий;
* обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;
* повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;
* повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;
* стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

ВАЖНО : В приоритетном порядке пройти профессиональное обучение могут:

1) инвалиды;
2) безработные по истечении шестимесячного периода безработицы;
3) граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) таких граждан и военнослужащих;
4) выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работы (раньше не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Для прохождения обучения служба занятости заключит с Вами договор, на основании которого Вам будет выдано направление на обучение.
На период профессионального обучения Вам гарантируется бесплатное медицинское обслуживание и медицинские осмотры, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе, за период Вашей временной нетрудоспособности.
Вы можете получать по месту прохождения производственного обучения и заработную плату за самостоятельно изготовленную Вами продукцию, которая не влияет на размер получаемой Вами стипендии.
При желании Вы можете сочетать обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ на основании срочного трудового договора.

Статус безработного: Ваши обязанности

Если Вас признали безработным, то Вы обязаны соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Напомним, что Вы должны проходить перерегистрацию в органе службы занятости по месту жительства в установленный этим органом срок, но не реже двух раз в месяц, если служба занятости в письменном виде не разрешит Вам приходить не реже одного раза в месяц.
В противном случае Вас могут лишить статуса безработного.
Второй важной обязанностью является предоставление достоверных сведений.

ВАЖНО : Если Вы трудоустроились, но продолжаете информировать службу занятости о том, что являетесь безработным чтобы получать пособие и фактически получать его, то Вас могут уличить в мошенничестве и инициировать уголовное преследование.


Статьи этого раздела

  • Дисциплинарное взыскание за грубость с клиентом

    Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание за грубое обращение с клиентом? Ведь деловая репутация и финансовые показатели компаний, в особенности занимающихся предоставлением услуг, зависят не только от качества и сроков их выполнения, но и…

  • Дисциплинарная ответственность за отказ от обязательной вакцинации

    Есть ли основание (федеральное или региональное) для отстранения от работы сотрудников, не прошедших обязательную вакцинацию в период эпидемии? Какие меры дисциплинарной ответственности применимы к работнику, отказавшемуся от обязательной вакцинации?

  • Встречный иск в трудовом споре

    Зачем нужен встречный иск в трудовом споре? Когда, кто и кому может его предъявить? Что надо доказать, чтобы суд принял встречный иск к производству? Как он рассматривается и к чему может привести? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

  • 32 совета от гуру трудовых споров Марины Буяновой работодателям

    1. Обращайте внимание на название и предмет договора. Такое название, как "трудовое соглашение" или "контракт", в суде примут за уловку. 2. Если вы пишете: зарплата, тарифная ставка, надбавка, премии и т.д. -…

  • Вопросы правомерности отказа в приеме на работу

    Довольно часто мы, решая, кого из кандидатов выбрать на вакантную должность, руководствуемся не только их заявленными деловыми качествами, но и субъективными впечатлениями. Однако, отказывая тому или иному кандидату в заключении трудового договора, нужно быть осторожным. Сегодня на примерах из судебной практики покажем, какие ситуации, связанные с отказом в трудоустройстве, могут стать предметом трудового спора

  • Расторжение срочных трудовых договоров: как оспаривается в суде

    Судебные споры по вопросам расторжения срочных трудовых договоров не прекращаются. Автор рассматривает наиболее частые основания возникновения трудовых споров при расторжении срочных трудовых договоров и наиболее типичные примеры их разрешения

  • Дисциплинарное взыскание за опоздание на работу

    В наше время не редкость, когда сотрудники компаний злоупотребляют дисциплиной труда, время от времени опаздывая на работу. При этом зачастую несвоевременный приход на рабочее место случается по неуважительной причине. Порой такое опоздание может нанести фирме существенные убытки. Мы расскажем, каким образом можно наказать нерадивого сотрудника. На примерах вы увидите, какие документы и каким образом следует заполнить, чтобы исключить в дальнейшем споры в суде

  • Взыскание заработной платы, не указанной в трудовом договоре

    На практике нередки случаи, когда условия оплаты труда, оговоренные между работодателем и будущим работником, не соблюдаются после начала работы. Это может быть при допущении работников к работе (когда условия оплаты труда оговариваются лишь устно, а трудовой договор и приказ оформляются через несколько дней после начала работы). Возможны случаи оформления указанных документов без установления в них размера заработной платы, а равно с отсылкой к штатному расписанию, с которым работник не был ознакомлен. Сможет ли работник впоследствии защитить свои права в суде? Рассмотрим этот вопрос, проанализировав примеры из судебной практики.

  • Необоснованный отказ в приеме на работу

    Мы выбираем, нас выбирают... Или не выбирают? Отказ в приеме на работу довольно распространенное явление. В определенных ситуациях кандидат после собеседования с работодателем объективно понимает, что не подходит для данной должности, но бывает, что необоснованность отказа очевидна. После того как такой сотрудник осознает, что его трудовые права были нарушены, у него есть два варианта: смириться и продолжать обивать пороги потенциальных работодателей или собраться с силами и настоять в суде на своем праве занять вакантную должность в штатном расписании именно у данного работодателя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

О главление

Введение

Понятие безработного

Порядок регистрации безработного гражданина

Права и обязанности безработного

Заключение

Список литературы

Введение

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991г. принять первый в истории России Закон о занятости населения в РСФСР - попытка каким-то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992г. он претерпел существенные изменения и дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики.

Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ (в редакции от 20 апреля 1996г.) 1 с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы - характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов, всех участников рынка труда. В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении. Целью моей работы является показать, насколько государство способно защитить данную категорию граждан, путем предоставления им социальных и правовых гарантий.

Понятие безработного гражданина

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступать к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведённого правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечёт возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Порядок регистрации безработных граждан

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан.

Во-первых, в нём предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. При первичной регистрации органами по вопросам службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, обращение и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. Также при первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация:

· о состоянии рынка труда на соответствующей территории;

· о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

· о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

· о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости - регистрация в целях поиска подходящей работы.

Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение, установленного органом по вопросам занятости для решения вопроса о регистрации их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Снятие безработных граждан с регистрационного учёта осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости.

Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель органа по вопросам занятости.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечёт за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности безработного

Законодательство РФ о занятости населения.

В силу того, что общественные отношения в области занятости достаточно сложны и многообразны и поэтому законодательство РФ в данной сфере представляет собой сложную систему.

Правовую основу для законодательных актов составляет Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории РФ. Статья 37 Конституции РФ предусмотрела защиту граждан от безработицы и закрепила основные гарантии в данной области и закон «О занятости населения в Российской Федерации»

В РФ существует комплекс законов, которые в той или иной мере затрагивают вопросы занятости, а именно: Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г); Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.95г.); Уголовно - Исполнительный Кодекс, вступивший в действие с 08.01.97г.; Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.93г.; Федеральный закон « О беженцах» от 19.02.93г. и другие.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области занятости правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству о занятости. Задачами законодательства о занятости являются: - обеспечение и защита конституционных прав граждан на труд и защиту от безработицы; разграничение компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Дополнительные права граждан в сфере занятости отражены в ряде указов Президента РФ.

Министерство труда и социального развития РФ, также принимает немало ведомственных нормативных актов, дает разъяснения по применению указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Однако следует подчеркнуть, что во всей системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института обеспечения занятости и трудоустройства, является Закон «О занятости населения в Российской Федерации» Гарантии, предоставляемые безработным гражданам на территории Российской Федерации.

Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости безработными. Закон РФ «О занятости населения в РФ» содержит нормы, касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав - права на труд. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации - оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.

Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.

Гарантии социальной поддержки.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособий по безработице.

Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Нынешняя экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых рациональных механизмов использования государственных средств для социальной защиты граждан от безработицы. Пособие по безработице должно не только компенсировать временно утраченный заработок, но и быть экономически оправданным и социально обоснованным.

Становиться все более очевидным, что необходим более дифференцированный подход условиям и нормам социальной защиты граждан от безработицы, в том числе и к выплате пособий по безработице.

Гражданину, признанному службой занятости безработным, пособие по безработице выплачивается в размере минимальной заработной платы либо начисляется в процентом отношении к среднемесячному заработку работника по последнему месту работы. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. В соответствии с п. 5 ст. 9 , п. 2 ст. 13 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течении 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Поскольку в соответствии с ч.4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при исчисления среднего заработка во всех случаях учитывается выплата районного коэффициента, в п. 4 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ указывается, что гражданам, имеющим период оплачиваемой работы не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, средний заработок для начисления пособия по безработице рассчитывается без учета районного коэффициента.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в РФ» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Размер дополнительного пособия установлен в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные условия проживания, поэтому его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не фонда занятости населения.

Право на подходящую работу. Основным правом безработного гражданина является право на подходящую работу. Понятие «подходящая работа» определено, а Конвенции МОТ №44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельств» (1934г.) и является основой системы материальной помощи безработным гражданам во многих государствах. Для того чтобы иметь основание для получения пособия по безработице, безработные должны оказаться в положении, при котором невозможно найти подходящую работу или отказаться от предложений органов службы занятости только в случаях, если предлагаемая им занятость является неподходящей. Этим условием преследуется цель не принуждать безработных соглашаться на предложения под давлением нужды и тем самым дает возможность сохранить определенный квалификационный уровень

Конвенция МОТ №44 дает несколько критериев подходящей работы: профессия, местонахождение, вознаграждение за работу, условия труда, непричастность к трудовым конфликтам и др.

Общие требования к подходящей работе определены ст. 4 закона о занятости, согласно которой подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. (как видно, здесь четко выделено четыре условия подходящей работы.)

В соответствии со ст. 5 закона «Об образовании» гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности), государством гарантируется на конкурсной основе получения бесплатного профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получается впервые. Указанная категория граждан может пройти профессиональное обучение и по направлению службы занятости.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

При реализации прав граждан, предусмотренных не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», Декларация прав и свобод человека, Конституция РФ закрепили возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц.

При реализации прав, вытекающих из отношений занятости, часто возникают конфликты. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом органов службы занятости в признании граждан безработными, выплате пособий по безработице и стипендий, их приостановке и снижению, снятие безработных с учета и т.д.

Обжалование гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган, что в настоящий момент, как показала практика, является достаточно эффективным оружием в борьбе за права и законные интересы безработных граждан.

Обязанности безработных граждан.

Закон «О занятости населения в РФ» не содержит конкретных положений, закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать следующие обязанности гражданина, имеющего статус безработного:

· сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде занятости;

· перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и

· установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;

· явиться своевременно в течение трех дней со дня направления органами службы занятости на переговоры с работодателем;

· явиться в органы службы занятости для получения направления на работу или учебу.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей без уважительных причин влечет в одних случаях - прекращение выплаты пособия по безработице; в других - может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице, сокращение размера выплачиваемого пособия.

занятость безработный социальный правовой

Заключение

Анализ законодательства РФ о занятости в области социально-правовой защиты безработных позволяет сделать вывод, что действующие правила в данной области, по своей сути, приближены ко многим международно-правовым нормам, хотя и требуют последующих доработок.

Применение закона «О занятости населения в РФ» поставило ряд вопросов, выявило пробелы некоторых положений, а так же неточности, требующие своего внимания.

Например, статья 3 ч.3 Закона гласит, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 летнего возраста, что в свою очередь противоречит нормам КЗоТ РФ, в соответствии с которым возможен прием на работу лиц, достигших 14 летнего возраста. Поэтому закон о занятости в данном вопросе требует корректировки.

Необходимо отметить, что закон «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ» О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997г., содержит ряд обязанностей, возложенных на безработных. По моему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её невыполнении.

Список использованной литературы

Конституция РФ

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Уголовно - Исполнительный Кодекс

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»

Федеральный закон « О беженцах»

Е.Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда»

Ф. Прокопов «Эффективность системы пособий по безработице»

Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

В.И. Власов Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в РФ»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовой статус безработного в Российской Федерации, его основные права и обязанности. Органы службы занятости, их права и обязанности. Деятельность ГАО ТО Центр занятости населения города Тюмени как субъекта содействия занятости безработных граждан.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2017

    Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения. Пособие по безработице: условия, сроки выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Правовая организация трудоустройства граждан, социальные гарантии.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Правовой статус безработного. Ответственность за неисполнение обязательств. Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости. Социальные проблемы, участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Общая характеристика законодательства о занятости населения. Правовой статус безработного. Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения. Органы Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Порядок принятия решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным. Правовой статус безработного гражданина. Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2014

    Безработица: понятие и особенности регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Характеристика правового статуса безработного. Государственные гарантии социальной поддержки безработного. Реформирование трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие безработного гражданина, его права и обязанности. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице. Определение размера пособий. Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы. Социальная поддержка безработных граждан.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Рассмотрение понятия занятости. Определение сущности, условий признания, снятия с регистрационного учета (прохождение профессиональной подготовки, осуждение), правового статуса, мер социальной защиты, помощи в трудоустройстве безработного гражданина.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Основные признаки понятия безработного. Деятельность районных служб занятости и социальной защиты. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных. Назначение пособия по безработице.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие безработного, его правовой статус. Направления государственной политики в области содействия занятости населения. Анализ ситуации в сфере занятости, на рынке труда в Магаданской области.

Безработный человек должен знать свои права и обязанности, дабы избежать неприятностей и недоразумений. Человек, который находится без работы на текущий период времени — это гражданин, который не имеет постоянного места работы, в связи с потерей квалификации либо же по состоянию здоровья в целом. Такой категории граждан необходимо становиться на учет в территориальный или региональный орган центра занятости. При первичном приеме, как правило, происходит полное ознакомление безработного с текущей ситуацией на рынке труда, а также разъяснение всех прав и обязанностей человека на текущий период времени.

Кто имеет право на статус безработного?

Правовой статус безработного и его обязанности — это особые полномочия человека, который не является трудоспособным на данный период времени.

Согласно Трудовому Кодексу РФ определенная категория граждан может быть признана трудоспособными, при предоставлении определенного пакета документов, а также справке о последней заработной плате и обязанностях.

Те граждане, которые являются инвалидами должны предоставить все существующие документы из медицинского учреждения, которые подтверждают особенный статус здоровья.

Люди, которые согласно закону могут получить статус безработного гражданина:

  • 1. Лица, которые на данный период времени не имеют работы, пособия и постоянного заработка;
  • 2. Граждане, которые находятся в безуспешном поиске подходящей вакансии;
  • 3. Зарегистрированные лица, которые находятся в течение 10 дней в поисках места учебы для переквалификации.

Порядок регистрации безработного гражданина

Порядок регистрации гражданина его права и обязанности регламентируются Трудовым Кодексом РФ. Согласно правилам первичной и последующей регистрации и разъяснению обязанностей подлежат все категории лиц, которые находятся в поисках подходящей должности.

В первую очередь, человеку, который находится в статусе не трудящегося при постановке на учет в территориальные органы занятости необходимо предъявить следующий пакет бумаг:

  • 1. Документ, который подтверждает личность – гражданский паспорт.
  • 2. Трудовую книгу.
  • 3. Свидетельство или специальный сертификат, который подтверждает квалификацию работника или его перерегистрацию.
  • 4. Справка или любой другой документ, в котором находятся сведения о средней заработной плате сотрудника за текущий период. Скорее всего, это срок более полугода.
  • 5. Для лиц, которые имеют особый статус у государства, необходим документ, который подтверждает особенности его здоровья, и подтверждают категорию инвалидности.

Для студентов и граждан, которые не имели опыт работы на том или ином предприятии необходим также документ, который подтверждает образование – высшее или среднее.

Для того чтобы оформить бумагу о заработной плате за истекший период необходимо воспользоваться формой, которую предоставляют органы занятости.

После оформления соответствующих бумаг, лица ответственные за регистрацию, переходят к вторичной регистрации и разъяснению обязанностей безработного лица.

Права и обязанности безработных граждан

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.

Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:

  • 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
  • 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
  • 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
  • 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.

Какие права у безработного в Центре занятости предпенсионного возраста

Правовой статус гражданина, пенсионера или беременной девушки регламентируется трудовым кодексом РФ. Компенсация и выплаты в этом случае разнятся. Невыполнение прав и обязанностей грозит лишением статуса не трудящегося.