Проектная работа "Русская матрёшка". Проект (старшая группа) на тему: Проект "Русская матрешка"

Проект: «Русская Матрёшка»

Вид проекта : Творческий с элементами исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: С детсадовского возраста мне интересна кукла-Матрёшка. Она привлекает своей загадочностью. Внутри одной куклы прячутся еще 4,5,6… Я решила побольше узнать об этой игрушке. Когда я стала читать о матрёшке разную литературу, то у меня возник проблемный вопрос: почему современные девочки играют куклами, пришедшими к нам из других стран (Барби, монстр-хай….) и не играют русской матрёшкой.

Цель: Популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстниц.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей появления Матрёшки и способам её изготовления через изучение специальной литературы;

2. Выяснить значимость матрёшки для современных детей.

3. Изготовить матрёшку.

Гипотезы проекта: Я предполагаю:

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Продукт проекта: Авторские матрёшки.

1. Теоретическая часть.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она всегда завораживала меня свое простотой и загадочностью. Всегда удивляла, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском садике. Много раз я задумывалась о происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

1.1. Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

И наконец, в 2001 году первый в России музей был открыт для посещений в Москве, в котором хранится самая первая разъемная игрушка-матрешка. В музее посетители имеют возможность узнать подробную историю этой очаровательной барышни, а также посетить Салон изделий народных промыслов, в котором очень трудно устоять и не купить себе сувенир. Желающие могут получить мастер-класс по росписи матрешек, и приобрести наиболее понравившиеся образцы.

1.2. Работа над созданием матрёшки.

Делают матрёшек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе (вытачиванию фигурок). Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил).

1.3. Разновидности матрешек.

Матрёшек изготавливали в разных городах, и они имели свои отличительные особенности. (См. в таблице)


Сергиев-Пасадская

Используется три-четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

Я из Сергиева-Пасада

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан

Ярко русский сарафан.

Семёновская матрёшка

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к Вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бардовых в подарок принесла.

Полхов-Майданская

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново-красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

Я Подружки из Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками.

И ягодами разными, спелыми и красными.

Загорская

матрешка

Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук

Вятская матрешка

Традиционно одета в красный платок, и светлый передник, на котором изображается букет из красных цветов.

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрёшки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиций, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрёшки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку.

Русская матрёшка - она была и остается творением человеческих рук.

Русская матрёшка – душа России.

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов, доказана.

2. Исследовательская часть.

2. 1. Анкетирование.

Добывая для исследования информацию о матрешках, мне стало интересно, а у многих ли есть сейчас такая игрушка-матрёшка и как дети к ней относятся? И решила сделать анкетирование среди девочек своего и других классов.

Которое состоит из 5 вопросов. И вот что у меня получилось.

Результаты анкетирования.

Всего в опросе участвовало 53 девочки.

Да-47

Нет-6

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Да-24

Нет-30

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-1

Да-49

Нет-2

Не знаю-1

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-22

Весёлая-6

Смешная-3

Интересная-4

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-1

Есть другие куклы внутри-2

Разноцветная-1

Расписная старинная игрушка-1

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

Очень-5

Да-38

Нет-9

Не знаю-1

Вывод: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделала выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Почти всем девочкам, которые участвовали в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает девочек тем, что она красивая, весёлая, смешная.

2.2. Результаты исследования магазинных прилавков.

Даже я при работе над проектом настолько заинтересовалась этой игрушкой, что когда я искала в магазине матрёшек, не удержалась чтобы ее себе не купить. Теперь у меня тоже есть игрушка матрёшка, мне она нравится тем, что она яркая, красиво расписана и в ней есть еще куклы меньшего размера.

А) Игрушечные магазины .

+

Товары для детей (ул. Гагарина)

-

1000 мелочей.

+

«Цветы»

+

Б) Продуктовые магазины.

Также когда мы ходили в продуктовые магазины, я увидела, что символ матрёшки используют в упаковке для чая, используя символ разных стран.

Вывод: Исследуя магазины нашего города, я сделала вывод. Матрёшку при желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки есть различного размера, разной росписи. Я увидела матрёшку Вятскую, Гжель, но в основном это матрешки авторские символизирующие героев различных сказок.

3. Творческая работа.

Мы с Мамой решили сделать матрешек в технике папье-маше и вот что у нас получилось.

Также образ матрешки выполнен в технике аппликация.

Еще одну матрёшку мне сделала мама. В технике вязания спицами. Вот что у нее получилось. Это конечно образ матрешки, (она не открывается), но я с удовольствием ей играю.

На уроке ИЗО я рассказала ребятам про историю матрешек, про виды матрешек.

И предложила им тоже нарисовать матрешку и расписать, кто как хочет.


Я выбрала самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я поняла, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

Заключение.

В ходе работы над проектом я открыла для себя много нового и интересного:

    Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века.

    Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина.

    Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» что означает «Знатная дама».

    Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства.

    Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская.

    Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

    Я доказала 1 гипотезу о том что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснила: что многие знают кто, такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Всем девочкам, которые участвовали, в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью : мы создали матрёшку в технике папье-маше, и образы матрёшек в технике вязания, аппликации. Я подтвердила свою 2 гипотезу, о том что, Матрёшку можно сделать своими руками.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. ru /Картинки-яндекс

Цель. продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;
  • Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
  • Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового;
  • Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать;
  • Содействовать развитию творческих способностей детей;
  • Воспитывать любовь к традициям

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность.

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель.

Продукт проектной деятельности:

  • Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки);
  • Раскраски “Чудесные превращения”;
  • Выставка рисунков “Матрешки”

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке;
  • Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
  • Развитие творческих способностей

Участники проекта:

  • Воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна
  • Дети 2 младшей группы
  • Родители

Презентация проекта:

  • Выставка совместного творчества “Ай да, Матрешка!” (творчество родителей);
  • Создание мини-музея “Русская Матрешка”;
  • Мультимедийная презентация проекта (для педагогов)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

  • Опрос родителей:
    • знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки?
    • есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?
    • какие игры с матрешками вы знаете?
    • играете ли вы с детьми в игры с матрешками?
  • Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;
  • Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
  • Разработка плана по реализации проекта

2. Основной этап:

  • Рассказ о народной игрушке матрешке;
  • Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”;
  • Игры с игрушками матрешками;
  • Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”;
  • Рассматривание картины “Играем с матрешками”;
  • Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
  • Раскраски “Матрешки”;
  • Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”;
  • Организация мини-выставки “Ай да, Матрешка!”;
  • Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки);
  • Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках;
  • Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”;
  • Физминутки, динамические паузы “Матрешки”

Совместная деятельность детей и воспитателя

  • Чтение стихов о матрешках;
  • Разучивание и пение песенок о матрешках;
  • Загадывание и отгадывание загадок о матрешках;
  • Развивающие игра “Разрезные картинки”;
  • Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”;
  • Продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
  • Непосредственно-образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками;
  2. Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски);

Совместная деятельность детей и родителей

  1. Чтение и разучивание стихов о матрешках;
  2. Загадки о матрешках;
  3. Совместное творчество детей и родителей по изготовлению матрешек для музея;

3. Заключительный этап:

Музей “Русская матрешка”

4. Игры с матрешками

  1. Учим открывать и закрывать матрешку.
  2. Ищем половинки.
  3. Учим вкладывать фигурки одну в другую.
  4. Учим разбирать матрешку.

5. “Матрешечный оркестр”.

Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма.

6. “Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений.

7. “Погремушки”.

Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь.

8. “Угадай, что где лежит?”

Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит.

9. “Где больше?”

Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше.

10. “Прятки”.

Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов.

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Исследовательский проект

«МАТРЁШКА-СИМВОЛ РОССИИ»

Обелец Алёна,

ученица 2 класса

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Руководители:

Раскопина В.Б.,

учитель начальных классов;

Шукова Л.И.,

учитель ИЗО

Посёлок Дукат

2013/2014 учебный год

Оглавление:

    Введение.

2. Основная часть:

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

(Слайд 1) Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. (Слайд 2) Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек, создать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметила, какие задачи необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования

Я выдвинула две гипотезы исследования: 1 гипотеза: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.
Использовала различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.

2.Основная часть.

В воскресный день я с мамой отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли… (Слайд 3)

2.1. Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка - (Слайд 4)

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. (Слайд 6)

    Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

(Слайд 7) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.

(Слайд 8) Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на


острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки .

(Слайд 9)

Первую русскую матрешку изготовил токарь-

игрушечник Василий Звёздочкин.

Эскиз для ее росписи создал художник

Сергей Малютин, самолично матрёшку

и расписавший.

(Слайд 10) Первая матрешка оказалас

круглолицей,пухленькой, озорной девушкой

в косынке и народном платье, с петухом в руках.

(Слайд 11) И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше

2.2. Виды русской матрешки.

(Слайд 12) При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Основные центры росписи матрёшки

Сергиевская Семёновская Полхов - майданская

матрёшка матрёшка матрёшка

(г. Сергиев Посад) (г. Семёнов) (г. Полхов-майдан)

(Слайд 13)

Я из Сергиева - Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

(Слайд 14)

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов .

(Слайд 15)

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново – красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

(Слайд 16) Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

(Слайд 17)

    Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

(Слайд 18)

    Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

(Слайд 19)

    Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

(Слайд 20)

    Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). (Слайд 21)

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

(Слайд 22) Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

(Слайд 23) С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

(Слайд 24) Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

(Слайд 25) Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Вывод: выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея…

(Слайд 26) Матрёшка стала официальным сувениром Зимних Олимпийских Игр

в Сочи-2014.

(Слайд 27) Я решила сделать матрёшек, будущих спортсменов.Вместе с учителем рисования Ларисой Ивановной и мамой приступили к работе!


(Слайд 28) Сначала, дома с мамой, мы изготовилиматрёшек (5 штук), используя технологию «Папье-маше».

В школе с учителем ИЗО Ларисой Ивановной покрыли матрёшек белой гуашью. Затем карандашом я нанесла рисунок (перед этим нарисовали эскизы).

А потом раскрасила матрёшек цветной гуашью.

Вот, какие замечательные матрёшки получились.

Мама и её дети: матрёшка на лыжах, на коньках, на сноуборде, а самая маленькая на санках.

И кто знает, может они будущие чемпионы Олимпийских игр.

1. Придумала необычную, непохожую на другие, матрёшку, которой ни у кого нет.

2. Теперь я могу сама создавать подобные игрушки и научить своих подруг.

Вывод: выдвинутая мною вторая гипотеза так же доказана. Каждый может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы

1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества 4. Матрёшка - Википедия 5. Русская матрешка . http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 6. История матрешки. 7. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. http://puzkarapuz.ru/9508-pravoslavnaja-moskva.html

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края

«Матрёшка – образ и душа России».

Щербаков Иван, ученик 3 Б класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Федоренко Лариса Владимировна

с.Горькая Балка

1.Введение_________________________________________________3

2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________6

3.Глава 2.Информационный этап______________________________7

4.Глава 3.Практический этап_________________________________10

5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12

6. Список литературы_______________________________________13

7. Приложение_____________________________________________14

Введение:

Русская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.

Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

Тема проекта посвящена матрёшке. Матрёшка -уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она завораживала меня свое простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречался в детском садике. Много раз я задумывался о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Я решил узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

Тема проекта: « Матрёшка – образ и душа России» .

Цель:

    узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России.

    популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников.

Задачи проекта:

    познакомиться с историей появления Матрёшки и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

    выяснить значимость матрёшки для современных детей.

    изготовить матрёшку.

Гипотезы исследования : Я предполагаю:

    что Матрёшка хранит в себе много секретов.

    Матрёшку можно сделать своими руками.

Методы исследования:

    наблюдение;

  • анкетирование.

Ожидаемые результаты:

    знание истории происхождения Матрёшки;

    знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

    умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

    повысятся познавательные способности;

    расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:

    выставка рисунков и аппликаций;

    матрёшка из папье-маше.

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков, выставка аппликаций.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

2.Информационный.

3.Практический.

4.Заключительный.

1.Подготовительный этап.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Мне очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Я думаю, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель , которую я поставил перед собой - узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России и

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников. Следующим шагом было определение задач исследования, с чем я тоже справился.

2. Информационный этап.

На данном этапе был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов, информационных текстов, сказок, частушек, просмотр видеороликов и т.д.В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Матрёшка… Это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет?
Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Я заинтересовался этим, стал искать ответы в толковых словарях.Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»?

Сравнив определения, я сделал вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.

В Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина.

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка –кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?- ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская –

Вот какая разница!

1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена, в руках держит узелок, корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2 .Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Полховская матрешка - вытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами. Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.

4 . Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»,

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно хранит в себе много секретов, доказана.

Мои исследования показали: русская матрёшка является олицетворением самой России, с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

3. Практический этап.

Практическую часть моего исследования я начал с социологического опроса учащихся и их родителей.

Обработка полученных данных позволила сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного исследования. Для анкетирования я взял пять вопросов. Всего в опросе участвовало 58 человек (43 ребёнка и 15 взрослых).

Вопрос.

Ответ.

Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрёшку?

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-6

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-25

Весёлая-10

Смешная-5

Интересная-6

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-3

Есть другие куклы внутри-4

Разноцветная-2

Расписная старинная игрушка-2

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

ВЫВОД: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделал выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Почти всем детям, которые участвовали в анкетировании, нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы она стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает тем, что она красивая, весёлая, смешная.

В классе провели конкурс на лучший рисунок, аппликацию. Я выбрал самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

Я долго думал над, тем, какую матрёшку могу создать? Хотелось придумать, что-то особенное.

Я решил сделать матрешек в технике папье-маше.

Описание:

1.Подоготавил свое рабочее место, материалы и инструменты, необходимые для работы.

2. Взял не нужные листы бумаги, журнал и газету, и сформировал шар. Понадобятся два шара, один шар большой, другой поменьше.

3. Обмотал бумажные шары скотчем, для плотности. Шар, который побольше должен плотно входить в ведерко, а который поменьше, будет служить головой для матрешки.

4.Маленький шар при помощи скотча приделал к большому шару, как показано на фото- у нас должна получится вот такая заготовка будущей матрешки.

Вот заготовка и готова.

5.Теперь беру кусочки бумаги и обклеиваю при помощи кисти и клейстера заготовку.

Мой совет: в целях экономии белой бумаги сначала обклеивал газетными кусочками,а верхний последний слой белой бумагой, клейстер тоже использовал не сильно много, чтоб изделие не пузырилось. Чем больше слоев, тем равнее и прочнее наша матрешка.

6. Дал матрешке просохнуть на солнышке сутки, можно у отопительных приборов. Изделие готово к росписи. А расписать матрешку помогла фантазия и выдумка.

Вот результат моей работы.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я понял, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

4.Заключительный этап.

В ходе работы над проектом я открыл для себя много нового и интересного:

Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века;

Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;

Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать ;

Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства;

Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская;

Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

Я доказал 1 гипотезу о том что Матрешка,действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснил, что многие знают, кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Всем детям нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью мы создали матрёшку в технике папье-маше и образы матрёшек в технике рисования, аппликации. Я подтвердил свою 2 гипотезу о том,что Матрёшку можно сделать своими руками.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, потому что была и остается творением человеческих рук,а чудо в том,что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

А для себя я сделал выводы:

1.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.

2.Матрешка – это образ русской красавицы.

3.Матрёшка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

4.Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.

5. Список литературы:

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение».

Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА » Учебно-методическое пособие, Курган, 2008

Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105

старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html

символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml

История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

Стихи,частушки.Интернет-источники.

http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс

6.Приложение.

1.Анкета.Социологический опрос.

2.Стихи и частушки о Матрёшке.

3.Рисунки, аппликации, поделки.

Приложение

Загадка. Яркий сарафанчик, расписной платочек,

Прячутся внутри неё, дочки и сыночки!

Кто это, дети? (матрешка).

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Песня («Мы матрешечки, мы круглешечки )

1.Я матрешка-сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

2.Я, матрешечка - краса,

очень длинная коса.

Ленту алую вплету,

Хороводы заведу.

3.Мастер выточил меня,

Из куска березы.

До чего ж румяна я,

Щечки словно розы!

4.Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка.

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!

5.Вместе выйдем в хоровод,

Ножкой топнем – топ – топ - топ!

Будем петь и веселиться

Вместе с нами весь народ!

6. Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки озорницы.

Ой да все мы круглолицы

Знаменитые сестрицы.

7. Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Но не можем расставаться

И боимся потеряться.

И всегда нас аккуратно

Надо всех вложить обратно.

8. Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много нас или немножко

Но зовут нас всех матрёшки.

9. Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

10. Никогда мы не скучаем,

Есть секрет у нас внутри.

В руки взял одну матрёшку-

Оказалось целых три.

11. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе очень дружно

Спим мы все одна в другой.

12 .Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно всем, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он,должно быть, весело сказал.

Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели всегда честной народ!

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере- творце.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куклу ты открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая,

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех.

Чуть побольше, чем орех.

Вот,поставленные в ряд,

Сёстры куколки стоят.

Сколько вас?,-у них мы спросим,

И ответят куклы: ВОСЕМЬ.

Песня «Мы веселые матрешки, ладушки»

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Ай да кукла,

Ай да милашка!

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

Много лет у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ты, играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай!

Частушки (поют матрешки)

1.Очень любим мы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Сами ткём мы и прядём,

Сами в гости к вам идём.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко.

Две матрёшки, три матрёшки,

И одна матрёшечка.

4. Шли по ягоды матрёшки,

Позабыли взять лукошко.

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

6. Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

7. Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

8. Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

9. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках!

10. Ах,матрёшечка-матрёшка,

Хороша- не рассказать.

Очень любят со мной дети

Как с игрушкою играть.

11. Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

12. Щёчки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

13. Мы играем и поём,

Очень весело живём

Мы с подругою одной

Все идём гулять гурьбой

14 . Петь умеем, танцевать,

Очень любим выступать

Сарафаны хороши

И поём мы от души

Считалочка

1. Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз - Матрена.

Два - Малаша,

Мила - три.

Четыре - Маша.

Маргарита - это пять.

2. Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки

на окошке,

Две Аринки

на перинке,

Две Танюшки

на подушке,

А петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

Игра «Музыкальная матрешка».

(дети встают в круг. Под музыку передают Матрешку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрешка, выполняет движения, согласно стихам:

*У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко!

* У кого в руках матрешка, тот похлопает в ладошки!

*Кто матрешку в руки взял, тот красиво приседал!

* У кого в руках матрешка, помяукай нам как кошка!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12 «Золотой петушок»

Педагогический проект на тему: «Русская матрешка»

Составила воспитатель Вахлушина В.В.

Вид проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой «матрешкой» невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучение и тесное знакомство с ней.

Проблема:

У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки. Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России.

Цель проекта:

Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с русской матрешкой.

Задачи:

Задачи, направленные на детей:

1. Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;

2. Способствовать развитию творческих способностей, умения применять и передавать свои знания на практике; активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора при помощи тычка, кисточки;

3. Воспитывать ценностное отношение к труду народных умельцев и своему собственному.

Задачи, направленные на родителей:

1. Вызвать интерес к народной игрушке;

2. Активизировать творческий потенциал родителей, привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству участников проекта;

3. Приобщить к истокам русской народной культуры.

Задачи, направленные на педагога, реализующего проект:

1. Создать условия для эффективного общения, формирования познавательно – поисковых умений всех участников проекта;

2. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Этапы реализации проекта.

1. Информационно - подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Информационно - подготовительный

Погружение в проект:

1. Обсуждение темы.

2. Определение цели проекта, предстоящей деятельности.

3. Формулирование задач.

4. Прогнозирование результата.

5. Создание среды.

6. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого участника.

1. Введение в проблему.

2. Принятие задачи.

3. Обсуждение оформления уголка по изодеятельности.

4. Беседа «Матрешка – любимая игрушка»

1. Актуализация проблемы в системе работы ДОУ с семьей.

2. Оказание помощи в обогащении наглядного материала по данной теме.

2. Основной

Основной

1. Помощь в решении задач.

2. Организация совместной деятельности (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, речевой и т.д.

3. Подготовка к презентации проекта.

4. Выявление положительного опыта семейного воспитания.

Совместная деятельность детей и взрослых по реализации проекта:

1. Организованная образовательная деятельность: «Знакомство с русской матрешкой», «Красавица Матрешка».

2. Беседы об истории появления в России матрешек: «Знакомьтесь, русская матрешка», «Матрешка – любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Почему Матрешку называют символом России?», «Из чего сделана матрешка?», «О цветовой гамме матрешек».

3. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке: Л. Некрасова «Веселые матрешки»,

1. Участие родителей в выставке детско – родительского творчества «Матрешечки».

2. Участие родителей в оформлении мини – музея «Веселые матрешки».

3. Организация бесед, чтения художественной литературы в семье.

И. Черницкая «Матрешки», С. Маршак «О матрешках», З. Петрова «Ой, да мы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Матрешка», рассказ Я. Тайца «Сколько?», сказка «Жили – были матрешки», сказка Н.Стецюк «Сказка о матрешках», И. Неверович «Сказка – крошка про матрешку», С. Вокринцева «Матрешка», И. Булва – Давыдова «Игрушки», матрешкины частушки.

4. Заучивание потешек и песенок о матрешке.

5. Составление описательных рассказов о матрешках.

6. Отгадывание загадок о матрешках.

7. Дидактические игры «Матрешка», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки», «Что из чего сделано?», «Собери матрешку», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Веселый счет».

8. Рассматривание фотографий и иллюстраций, наглядного материала с изображением разных матрешек.

9. Прослушивание музык. произведений: «Русские матрешечки» сл. А. Осьмушкина, муз. В. Темнова; «Русская матрешка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрешки» сл. Петрова, муз. З. Левина и т.д.

10. Наст. – печатная игра «Наша Родина», «Народные промыслы», «Матрешки».

11. Сюжетно – ролевые игры: «Новоселье у Матрешки», «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек».

12. Исследоват. деят. «Тонет – не тонет».

13. Конструирование «Домик для матрешки», «Дорожка для Матрешки».

14. Изготовление поделки из бумаги «Красавица Матрешка», «Разноцветные матрешки».

15. Рисование «Передник для матрешки», «Матрешечка».

16. Физминутка «Матрешки».

17. Пальчик. гимнастика «Мы Матрешки – вот такие крошки», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять».

18. Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», «Шли Матрешки по дорожке».

3.Заключительный

Полученный результат:

Дети имеют знания и умения:

1. Знания истории происхождения матрешки, появление ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узоры).

3. У детей повысился интерес к изучению народной культуры России.

4. Умение передавать элементы росписи матрешек.

5. Совместная деятельность способствует укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.

6. Повысилась педагогическая культура родителей, что позволило педагогу установить с ними доверительные и партнерские отношения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 Педагогический проект «Русская матрешка» Воспитатель: Вахлушина Виктория Вячеславовна Ярцево 2016

Паспорт проекта: Вид проекта: познавательно - творческий Участники: дети средней группы, воспитатель группы, родители воспитанников. Срок реализации: 1 месяц Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность проекта: Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой. Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с русской матрешкой.

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла; Способствовать развитию творческих способностей, умения применять и передавать свои знания на практике; активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора при помощи тычка, кисточки, печаток; Воспитывать ценностное отношение к труду народных умельцев и своему собственному; Активизировать творческий потенциал родителей (законных представителей), привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству участников проекта; Приобщить родителей (законных представителей) к истокам русской народной культуры. Задачи:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Постановка проблемы. 2. Сбор и анализ литературы. 3. Определение целей и задач в соответствии с возрастом воспитанников и образовательными областями. 4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. 6. Составление тематического плана по реализации проекта.

ОСНОВНОЙ ЭТАП 1. Апробация содержания проекта «Русская матрешка». 2. Проведение ООД, бесед, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений. 3. Оформление экспозиции мини-музея «Веселые матрёшечки». 4. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ « В ГОСТЯХ У МАТРЕНЫ ИВАНОВНЫ»

МИНИ-МУЗЕЙ «ВЕСЁЛЫЕ МАТРЕШЕЧКИ»

Выводы: Дети познакомились с историей происхождения матрешки, с её особенностями (материал, форма, цвета, узоры); Используют в самостоятельной деятельности малые формы народного фольклора; Умеют передавать простейшие элементы росписи матрешки; Бережно относятся к произведениям народно-прикладного искусства.

Перспективы дальнейшей работы: – проведение экскурсий для воспитанников ДОУ и их родителей; -создание книжек-малышек «Сказки тетушки Матрены» для детей младшего дошкольного возраста; -оформление альбома «Красавица Матрешка. История и виды»; обмен опытом с педагогами дошкольного учреждения накопление, подготовка и распространение методических материалов.