Положение человека в китайской культуре. Особенности китая удивляют и восхищают. Мао Цзэдун и культура Китая

Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур, она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Но если культуры Месопотамии и Древнего Египта давно уже канули в Лету, Китай продолжает существовать уже пятое тысячелетие, являясь одной из старейших цивилизаций на Земле. Возникшая в древности культурная традиция Китая никогда не прерывалась, даже в периоды чужеземного господства. Никогда китайцы не отказывались от своего культурного наследия (как это было в Европе в Средние века по отношению к античной культуре). Подавляющее большинство традиций и обычаев Китая, особенности духовной жизни китайского общества прямо выводятся из культурных особенностей, возникших на самых ранних этапах истории страны. История и культура Китая достаточно хорошо известны, подкрепляются археологическими материалами и, начиная с XIII в. до н.э., письменными источниками.

Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2-го тыс. до н.э. Сами китайцы именно с этого времени ведут периодизацию истории своей страны, в ее основе - смена правящих династий китайских императоров. Начинается китайская историография с периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Правда, вопрос об историчности этой династии вызывает у специалистов определенные сомнения из-за отсутствия достоверных письменных источников, относящихся к этому времени. По этой же причине невозможно точно решить вопрос о том, что представляло собой китайское общество этого времени. Этот период, начавшийся еще в раннем палеолите и продолжавшийся до образования первых государств, может быть назван Архаическим Китаем.

Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. С этого времени отсчитывают этап древней истории и культуры Китая. Период Древнего Китая продолжается под властью Чжоу (XI-V вв. до н.э.), а также Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Эпоха Древнего Китая очень важна, так как именно в это время формируются все основные элементы, идеалы и ценности китайской культуры.

Затем выделяется эпоха Традиционного Китая, включающая этапы правления шести династий (III-VI вв.), периоды Тан (VII-IX вв.), Сун (X-XIII вв.), Юань (XIII-XIV вв.), Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII-XX вв.). Это время практически не создало принципиально новых культурных явлений, а лишь развивало тенденции, заложенные ранее, в Древнем Китае.

И с 1912 г. начинается период Современного Китая, точкой отсчета которого является отречение последнего китайского императора и установление в стране республики.

Хотя сами китайские ученые настаивают, что большинство особенностей китайской культуры возникли еше в период Ся, европейские исследователи по- прежнему ориентируются на более поздний период Шан-Инь, подробно изученный с помощью археологических материалов и письменных источников, считая, что именно с него и начинается китайская цивилизация. Именно в период Шан- Инь было начато бронзолитейное производство, сложились основы китайской государственности (царская власть), сформировано специфическое мировоззрение, изобретена письменность, возникшая из надписей на гадательных костях.

Важнейшими достижениями периода Чжоу стали использование железа, поливного земледелия, пахоты с использованием тяглового скота, нефтепродуктов и газа (для освещения городских улиц и отопления жилиш в активно строящихся городах), появление настоящих денег. В это же время формируются специфическая китайская философия и религия (конфуцианство и даосизм), складывается национальная письменная культура и рождается книга.

В период Цинь появляется первая империя Китая. В это время был проведен целый ряд хозяйственно-экономических и политических реформ, в ходе которых формирующиеся товарно-денежные отношения в стране были полностью подчинены государственному контролю. Самыми известными памятниками этой эпохи стали Великая китайская стена и Великий китайский канал.

И наконец, Ханьская империя - в это время окончательно складываются основные черты китайской культуры, язык и письменность, остающиеся неизменными до сегодняшнего дня. Также в это время преодолевается традиционная замкнутость Китая - функционирует Великий шелковый путь, связавший империю с другими странами. По этому пути в Китай проникают различные технические и идеологические новации, самой значимой из них было появление буддизма.

С гибелью Ханьской империи начинается Традиционный Китай. Первый этап носит название Шести династий. Среди достижений этого периода - окончательное оформление конфуцианства, даосизма и буддизма в основную идеологическую систему общества, получившую название «Три учения», давшую китайцам возможность одновременно исповедовать несколько религий. Даосизм стимулировал развитие алхимии и медицины, буддизм принес с собой астрономию и математику. Чай становится национальным китайским напитком. Начинается новый этап и в развитии художественной культуры - анонимное народное творчество заменяется авторским, формируются основные жанры в литературе и изобразительном искусстве, которые приобретают светский характер.

Отмеченные тенденции своего полного расцвета достигают в периоды Тан и Сун, которые считаются классическими в китайской культуре. В это время Китай ведет активную завоевательную политику, стремясь взять под контроль весь Великий шелковый путь. Тесные связи возникают с Японией, арабским миром. Среди важнейших достижений этого времени - изобретение книгопечатания, появление библиотек, распространение тяги к образованию среди самых широких народных масс. В этот период были созданы эталонные образцы поэтического, прозаического и живописного творчества. Сложилась полноценная городская культура, что, в свою очередь, вызывало демократизацию художественной культуры. Этому способствовали введенные в стране экзамены на любой чиновничий чин, в ходе которых оценивались лишь знания кандидатов, а не их происхождение. Поэтому получение образования, открывавшего человеку путь на самые вершины социальной лестницы и включавшего в себя знания и навыки в области художественного творчества, стало целью большинства китайских семей (даже крестьянских). Этот период можно сравнить с европейским Возрождением.

Монгольское нашествие положило начало новому периоду в истории страны - Юань. Оно нанесло огромный ущерб экономике страны. Пытаясь управлять страной, монголы были вынуждены использовать китайский опыт в области государственного управления, усвоив, в конце концов, ценности китайской культуры в целом. Также шла дальнейшая эволюция изобразительного искусства, рождается театр, считающийся эталонным в искусстве драмы. Народные антимон- гольские восстания привели к власти династию Мин. Основной тенденцией периода Мин стала реставрация национальных культурных ценностей. В конце концов это привело к «окаменению» китайской культуры. Завершением процессов консервации культуры стала внешнеполитическая самоизоляция империи. Периодически случающиеся военные конфликты с португальцами, испанцами, японцами только поддерживали уверенность Китая в избранном пути.

Тем не менее эта политика не помогла, и приглашенные для подавления народных волнений маньчжурские войска привели к власти новую династию - Цин. Маньчжуры были полукочевым народом. Заняв место привилегированного сословия, они пытались сохранить свою этническую чистоту и традиции. Но управлять огромной страной, обладая лишь навыками стрельбы из лука и верховой езды (это было обязательно для всех маньчжурских юношей), было невозможно. Поэтому, так же как и в период монгольского владычества, маньчжуры приняли китайские духовные ценности и политический опыт китайской цивилизации, но оставили всю духовную деятельность китайцам, которых при этом всячески унижали. Консерватизм и невежество правящих маньчжурских кругов, презрение к духовному творчеству, проникшее и в круги китайской интеллигенции, привели к стагнации китайской культуры, а затем и к ее вырождению. «Три учения» вырождаются в ортодоксальные, догматические системы. Образование становится полностью формальным, превращаясь в простую зубрежку. Государственные экзамены превращаются в фарс, коррупция приобретает невиданные масштабы. Процессы деградации затрагивают и художественную культуру, произведения которой становятся помпезными, вычурными (похожими на европейское рококо).

Со второй половины XIX в. страну потрясали народные антиманьчжурские восстания, колониальные войны, которые вели в Китае европейские державы. Двойственным было влияние европейской культуры. С одной стороны, она воспринималась в штыки как культура захватчиков. С другой стороны, несостоятельность правящего режима заставила многих представителей интеллигенции обратиться к научной и философско-политической мысли Европы. И в начале

XX в. в китайской культуре можно было отчетливо выделить три основные тенденции - отрицание патриархальных устоев в том виде, в котором они существуют в эпоху Цин; рост патриотических настроений и призыв вернуться к подлинным ценностям китайской культуры; преклонение перед европейской цивилизацией.

С отречением последнего китайского императора от трона закончился период Традиционного Китая, сменившийся Современным Китаем. С 1911 г. Китай формально стал республикой, но до 1949 г. (образования КНР) в стране мало что изменилось. Страна распалась на множество полугосударственных образований, между которыми периодически возникали конфликты. Японская интервенция осложняла существующую ситуацию. Тем не менее в это «смутное время» шли интенсивные процессы обновления в духовной сфере - на основе реформирования старой элитарной письменности создаются новые литература и искусство, испытывающие серьезное европейское влияние.

После создания Китайской Народной Республики в китайской культуре (как и в политической жизни) происходят крайне противоречивые процессы. В период так называемой «культурной революции» провозглашается политика критики прошлого, запрета всех традиционных ценностей, многие представители китайской интеллигенции были физически уничтожены. Но уже с начала 1980-х вновь наблюдается тенденция возвращения к культурным истокам. Так, в 1989 г. с огромным размахом была отпразднована 2540-я годовщина со дня рождения Конфуция. В стране была создана разветвленная сеть музеев, оказана широкая поддержка религиозным конфессиям, создано большое число научно-исследовательских и образовательных учреждений, работающих в области изучения национальной культуры. Большими тиражами издаются классические произведения.

Сегодня Китай, взяв многое от европейской цивилизации в области науки и техники, создав современное промышленное производство и финансовые структуры, в целом сохранил свой традиционный духовный облик, большинство ценностей своей культуры.

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Китай – страна с древней культурой и уникальной историей, народ с самобытной загадочной и еще более удивительной культурой чем у других народов, религией, землей неописуемых красот. На протяжении многих веков формировалась эта уникальная культура Китая . За многовековую историю страны на территории современного Китая появлялось, развивалось и исчезало множество этнических групп и народностей со своей собственной культурой, с которыми связаны многие и его культуры.

Мифология и духовность в культуре Китая

Мифология и духовность всегда были наиболее значимыми элементами в жизни китайцев. Поэтому можно сказать, что религия имела наиболее глубокое влияние на традиции, обычаи и культуру китайского народа. Основными же религиозными течениями в являются даосизм, конфуцианство и моизм, появившиеся в культуре Китая примерно за 500 лет до н. э. и являются её неотъемлемой частью.

Даосизм, как элемент культуры, основан на представлении особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к тому, что Природа, Вселенная и Человек едины, и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Второе философское учение в Китая – конфуцианство – можно упрощенно интерпретировать, как сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях. Сутью моизма является всеобщая любовь ко всему – к растениям, к животным, к людям. Кстати, все эти религиозные течения получили практически одинаковое распространение в культуре Китая.

Наследие культуры Китая

Естественно столь развитая культура Китая не могла не дать множество величайших прикладных открытий. Достояние культуры Китая – это порох и шелк, бумага и тушь для письма, компас, фарфор многие столетия был монопольным производством китайских ремесленников. Страна изобилует огромным архитектурным наследием, оставшимся китайскому народу от своих предков, что свидетельствует о высокой степени развития культуры Китая.

В первую очередь, это конечно Великая Китайская стена − достояние культуры , включенная в 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это императорский дворец в Пекине − неотъемлемая часть культуры Китая

Наиболее выдающиеся культурно-исторические памятники Китая, внесенные в Список мирового наследия ЮНЕСКО:

  1. Императорский дворец Гугун
  2. Стоянка синантропа
  3. Мавзолей императора Цинь Шихуанди и "терракотовая армия" - результат высокого развития культуры Китая
  4. Гроты Могао в Дуньхуане
  5. Горный курорт и храмы Чэнде
  6. Дом, храм и могила Конфуция в Цюйфу
  7. Древний архитектурный комплекс на горе Удан
  8. Дворец Потала − особая ценность в культуре Китая
  9. Живописная местность горы Лушань
  10. Древний город Лицзян
  11. Древний город Пиняо
  12. Классические сады города Сучжоу − наследие культуры
  13. Летний дворец
  14. Храм Неба − неотъемлемая часть Китая
  15. Резные скульптуры в Дацзу
  16. Гора Тайшань
  17. Гора Хуаншань
  18. Гора Эмэй и Большой Будда в Лэшане − важная составляющая культуры Китая
  19. Гора Уи

Природа Китая

  1. Живописное место Улинюань
  2. Ущелье Цзючжайгоу
  3. Живописное место Хуанлун
  4. Предлагаем взглянуть на

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древнейший период китайской культуры, сведения о котором дошли до наших дней в виде письменных источников, начинается в 18 веке до нашей эры и связан с правлением династии Шан - Инь(??). Условия жизни китайцев многие столетия были неизменны. Поэтому непрерывность, традиционализм и замкнутость - одни из важнейших особенностей развития китайской культуры. Еще в эпоху древности сформировались все основные идеалы и ценности китайской национальной культуры, которые соблюдаются до сих пор.

Как известно, на формирование национальной культуры в значительной степени влияют климатические условия жизни народа. Борьба с постоянными наводнениями, засухами, тайфунами объединяла людей, таким образом, формируя такие основные качества китайской нации, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. В результате стихийных бедствий люди постоянно были ограничены в ресурсах, что привело к формированию у китайцев таких качеств, как бережливость, прагматизм и расчетливость.

Нужно отметить, что наличие иероглифической письменности так же явилось немаловажным фактором обеспечения стабильности культурных ценностей, сплочения народа, проживающего на довольно обширной территории и говорящего на мало похожих диалектах. Даже после захвата Северного Китая маньчжурами, во времена правления монгольской династии Юань (1271-1368), народу удалось сохранить сою целостность, свой язык, свою культуру. Монголы, несмотря на официальные заперты межнациональных браков довольно быстро ассимилировались, стали говорить на китайском языке и охотно восприняли учение Конфуция.

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры обеспечил ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, а также предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. "Конечно, в … обществе …, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были до такой степени гипертрофированы, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные для всех ранних обществ. … Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо" .

Конфуций, древний китайский философ (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), создал целое учение - Конфуцианство, в котором отразилось значение традиций и ритуалов в жизни китайцев. Основные положения его учения изложены в книге "Лунь Юй" (в переводе на русский "Беседы и суждения"), которая была написана его учениками и содержит изречения философа. Идеи Конфуция изложены довольно бессистемно и противоречиво, как и само его учение, где один его постулат может входить в противоречие с другим.

Конфуцианство представляет собой этико-политическое учение. Согласно ему, семья - это маленькая модель государства со строгой иерархией: отец - сын, родители - дети, старшие - младшие. Такой подход к устройству государства находит отражение даже в языке, "государство" (??) переводится, как "государство и семья". "Младшие" (по социальному положению, должности) - это "дети", "старшие" (чиновники, правитель) - их "родители". Базисом китайского общества является не равенство всех членов общества, а незыблемость норм поведения, на которых строятся отношения в государстве - "семье", где младший подчиняется старшему, уважает его, а старший заботится о младшем.

Конфуций полагал, что если руководить народом не с помощью законов, а руководствуясь добродетелью ("человеколюбием"), правилами поведения, то "народ будет знать стыд и исправится". Под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, то как это делается в семье, а под правилами поведения - система родовых отношений.

Что касается этической части учения, то Конфуций создал некий образ идеального человека - "благородного мужа" (??), который обладает такими нравственными качествами, как человеколюбие ("жень"), справедливость ("и"), рассудительность и мудрость ("чжи"), искренность и открытость ("синь"), а так же соблюдает ритуал ("ли"). Все эти качества воспитываются в окружении семьи, она играет определяющую роль в формировании личности. В целом все качества взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Ритуал является источником моральных принципов и их главным критерием. Человек, следующий ритуалу, обладает человеколюбием. Справедливость уравновешивает человеколюбие, придает "благородному мужу" твердость, а искренность предупреждает лицемерие в исполнении ритуала. Мудрость же - качество несколько обособленное и даже противопоставленное человеколюбию. В книге "Лунь Юй" сказано: "Мудрый любит горы, обладающий человеколюбием наслаждается горами. Мудрый находится в движении, человеколюбивый находится в покое…"

"Благородный муж" противопоставляется "низкому человеку" (??). Если "благородный муж" прежде думает о долге и подчиняет ему получение выгоды, видя выгоду, думает о долге, то "низкий человек" интересуется лишь выгодой.

Благородный муж всегда заботится о так называемом "лице" (??) - социальной репутации - своей и окружающих. "Лицо" - это … табличка, которую вы вывешиваете с целью сообщить, какого вида общения следует ожидать от вас, и какого поведения вы ожидаете от окружающих". "Хорошее лицо" определяется не только наличием 5 основных качеств, но и позицией в социальной иерархии, а также возрастом, причем самым важным является, пожалуй, позиция в социальной иерархии. Должность и ранг раньше мог получить каждый, сдав государственный экзамен того или иного уровня, знатность происхождения, состоятельность, конечно, тоже имели значение, но определяющими факторами не являлись. В наше время ситуация изменилась, но отголоски прошлого еще дают о себе знать: богатство, все же, не так важно, как место в социальной иерархии и "демонстрация" своего статуса.

Согласно теории культур Э. Холла, Китай принадлежит к странам с высококонтекстуальной культурой, где большое значение имеют контекст общения или невербальная информация. Даже не очень богатые китайцы не скупятся на покупку дорогой, фирменной одежды, обуви, компьютеров, так как все это формирует их "лицо" для окружающих. Вместе с тем, как это ни парадоксально, важной характеристикой лица является скромность, принижение себя. Порядочному человеку не к "лицу", демонстрировать свои таланты и заслуги, хвастаться. О себе следует говорить: "бесталанный", "недостойный", "некомпетентный" и т. д. Важнейшим принципом заботы о "лице" окружающих является принцип "не делай того другим, чего не желаешь себе". Нужно всегда заботиться о чувствах другого человека, всячески избегать конфликтов, особенно на людях, ведь, заставляя другого человека "терять лицо" (???), теряешь его и сам. Избегать такой ситуации помогает соблюдение конфуцианского принципа "золотой середины", который гласит, что между двух противоречий нужно выбирать "средний путь", это помогает избежать, смягчить конфликты, поддерживает гармонию в отношениях между людьми.

Характеризуя особенности современной китайской национальной культуры, нельзя не сказать о политических событиях, происходящих в стране начиная с 70-х годов прошлого века, так как влияние этих событий на китайскую культуру достаточно велико, они способствовали некоторому изменению традиционных ценностей, наложению на них новых ценностей, формированию новых человеческих качеств. Политика реформ и открытости, развитие смешанной рыночной экономики, частных предприятий способствовало проникновению в китайское общество европейских идеалов и формированию новых качеств, таких, как индивидуализм, достижение личной выгоды, благополучия и успеха.

Однако некоторые ценности остаются неизменными, такие, например, как патриотизм. Китайцы всегда были убеждены в своей исключительности. С древних времен они полагали, что Земля - один большой континент, окруженный со всех сторон морской пучиной. В центре его находится Срединная империя -??, а вокруг, в климатических условиях не пригодных для жизни, живут варвары, "полулюди". Кроме того, доказательствами своего превосходства над соседями китайцы так же считали наличие письменности, календаря и сложившегося уклада жизни. Отношение современных китайцев к своей стране и к иностранцам не сильно изменилось с древних времен. К примеру, вместо официального???(waiguoren) - иностранец - китайцы называют иностранцев?? (laowai) - "старый чужак", выражая, таким образом, свое шутливо-пренебрежительное отношение к иностранцам. Еще одним признаком патриотизма является то, что среди китайцев считается очень престижным служить в армии. Китаец никогда не будет осуждать политику своего государства, даже если он с ней не согласен. Считается, что все делается на благо Родины, что человек - это всего лишь винтик в миллиардном механизме государства. Интересы государства превыше всего.

Вывод

Основными идеалами и ценностями китайского общества являются такие качества, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. Они были сформированы еще в древние времена и благодаря цикличному развитию китайской культуры, ее замкнутости, все дошли до наших дней.

Большое влияние на национальную культуру Китая оказало конфуцианство. Конфуций перенес модель семейных отношений на отношения в государстве, создал образ идеального человека - "благородного мужа", соблюдающего ритуалы - нормы поведения и обладающего такими моральными качествами, как человеколюбие, искренность, мудрость. Идеальный человек всегда думает o долге и подчиняет ему выгоду. Он всегда заботится о своем "лице" (репутации) и "лице" окружающих. Свое "лицо" человек формирует сам. Складывается оно из таких элементов, как моральные качества, возраст (чем старее человек, тем он почтительней) и социальное положение, последнее является наиболее важным. Так как Китай - страна с высококонтекстуальной культурой, то большое значение придается внешней атрибутике, сообщающей информацию о человеке, а точнее о его "лице". Поэтому китайцы не скупятся на покупку дорогих статусных вещей. Заботясь о "лице" окружающих людей, китайцы избегают конфликтных ситуаций, стремятся смягчать противоречия - следуют конфуцианскому принципу "золотой середины".

В последние десятилетия Китай претерпел сильные экономические и политические изменения, что неизбежно сказалось на сознании людей. Китайцы стали большее значение придавать материальным ценностям, достижению личного благосостояния, появилась такая черта характера, как индивидуализм. Однако сохранились и прежние идеалы, национальные черты. Так, патриотизм, по-прежнему, является важнейшей ценностью. Китайцы придают большое значение общественным интересам, а не личным, они трудятся, в первую очередь, на благо своей семьи и Родины. Таким образом, Китай остается коллективистской страной с семейным типом отношений в обществе, где большое значение придается социальной иерархии.

концепт родина язык лингвистический

Культура Древнего Китая

Идейным стержнем Китайской культуры, являлось конфуцианство - философско-этическое учение, возникшее в VI веке до н.э. Основоположником его был мудрец Конфу­ций (551 -479 г.г. до н.э.). Конфуцианство утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом. Каждый член об­щества должен занимать предопределенное ему изначально место. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому, до­стичь того, к чему сам стремится и не делать того, чего не же­лаешь себе. Эта этическая установка была позже сформул­рована в и получила название золотого правила нрав­ственности .

Конфуций отождествлял общество с государством. Госу­дарство понималось Конфуцием, как большая семья, в кото­ром государь (император) — это «Сын Неба» , и «Отец и Мать народа» . В подобном государстве господствовали строгие , а не правовые механизмы. Долгое время кон­фуцианство выполняло в Китае функцию государственной идеологии .

Другим важнейшим направлением китайской филосо­фии, являлся даосизм (основоположник Лао-Цзы VI век до н.э.). Центральным понятием даосизма было провозглашено «дао» - путь. С точки зрения даосизма все в мире находится в движении, в изменении, в пути, все непостоянно и конечно. Необходимо следовать установленному миропорядку, соот­ветствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо выполнять особые упражнения, напоминающие йогу.

Китайцы долгое время придерживались веры в свою ис­ключительность и все другие народы до середины XVIII века считали варварами.

Китайская цивилизация древнейшая из цивилизаций. Уже в X веке до н.э. это была высокоразвитая культура. Китай по­дарил миру иероглифическую письменность, шелк, бумагу, фосфор, компас, плуг, порох, двигатель. Всему миру известны достижения китайской медицины, астрономии, математики.

В Китае не существовало понятия о Боге . Мир не создает­ся Богом, он раскрывается из собственной скрытой основы, как из бутона цветка.

В китайской культуре не было понятия духа и тела, идеи материи . Мир воспринимался нерасчлененным на дух и ма­терию. Человек равен космическим силам Неба и занимает во вселенной центральное место. Подход к любому явлению жизни, начинается, прежде всего, с понятий нравственности (конфуцианство).

Среди категорий китайской культуры самое важное ЦИ . Оно не переводится на русский язык. Понимается примерно так: подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода в пар, так и ЦИ, сгущаясь, становится веществом, истончаясь духом. Все, что есть в мире - это ЦИ, кроме ЦИ ничего нет. ЦИ изначальный дух в первозданной природе. Камень тоже содержит зачатки одухотворенности. ЦИ под­вижно, как все в мире. Вот гора. Она гора, когда возникла, но со временем постареет, рассыплется ветром, станет песком, а рано или поздно из песка возникнет новая гора. Итак, ЦИ - это жизненная энергия, наполняющая мир.

Китайское мышление отличалось от причинно-следствен­ного, свойственного европейцам. Например, что общего меж­ду металлом, Западом, белым цветом, легким и справедливос­тью. Европеец не увидит здесь связи. Китайцу все ясно: пер­воэлементом во всем этом, является металл.

В основе мышления такого типа лежит теория симпатии . Положительная сфера бытия - Ян , отрицательная - Инь . По­добное взаимодействует с подобным. «Не можешь ты цветка сорвать, чтобы звезды не потревожить», - сказал китайский поэт.

Китайская культура оптимистична . Космос гармоничен, упорядочен, полон жизни и энергии. Небо - это мужское нача­ло, полное заряда Ян. Земля, как противоположность небу - женское начало Инь. Почва знаменует гармонию Ян и Инь.

Пространство : на востоке господствует молодая положи­тельная сила (дерево), обретшая зрелость на юге. Юг - огонь, Запад - металл, Север - вода. Север воспринимался китай­цами, как царство холода и мрака, откуда совершают набеги дикие кочевники. Юг - источник светлой и горячей силы Ян. Это отразилось на планировании китайских городов: они воз­водились строго по квадрату с главными воротами на юге. Ли­цом к югу восседал на троне император. Сначала китайцы счи­тали небо круглым, а землю квадратной. Потом поняли, что небо - это пустота, в которой разлита жизненная сила ЦИ.

Представление о жизни и смерти : «Жизнь лишь плава­ние по течению, смерть лишь отдых в пути». Так представляли себе мир китайцы. Учений о бессмертии души в китайс­кой философии не было. Жизнь и смерть - две непремен­ные фазы единого процесса времени. Жизнь - благо, смерть зло и ее надо преодолеть. Одна из религий, даосизм, разраба­тывала способы продления жизни: особую сексуальную прак­тику, дыхательные упражнения, медитацию, гимнастику.

Искусство и литература: Китайская вселенная строится на красоте. Космос «узорчат», узор позже перешел в значение «письменный знак», письменность, «культура, выраженная в письменном знаке». Одно из главных понятий китайской куль­туры - понятие ВЭНЬ . ВЭНЬ - это космическое начало, вы­ражающее узорчатость, украшение во Вселенной. Шаман обя­зательно имел эту узорчатость-татуировку, как признак свя­щенности. ВЭНЬ - это проявление космоса в человеке. Под­нимая голову вверх, мудрец изучает созвездия. Опуская голо­ву вниз - постигает скрытый смысл звериных и птичьих сле­дов. Результатом этого вглядывания стало появление иерогли­фической письменности и культуры. Письменность, по мне­нию китайцев, несет в себе великое Дао - путь. Отсюда поис­тине благовейное отношение народа к письменному тексту. Занятие литературой - дело благородное и достойное. Но под настоящей литературой понимались не роман, а философс­кая проза.

Китайская живопись - это изображение не вещей, а идей, смыслов. Особое место занимает в ней одноцветные картины. Изображение наносится черной тушью на белую бумагу или слегка подкрашенный шелк. Художники стреми­лись передать идею пустотности, воздушной «безосновности» всего сущего. Установка в китайской живописи делалась на поиск гармонии и единства с космосом.

Религия: Конфуцианство вряд ли можно считать религи­ей. Это этико-политическое учение. Было много смешанных верований и культов. Это синкретичное верование, как дао­сизм. Религии Китая допускали существование разных веро­ваний. Не было монотеизма. Буддизм пришел в Китай из Ин­дии и трансформировался. Китаец мог исповедовать одновре­менно три религии : на работе быть конфуциантом, с друзьями и на лоне природы - даосом, наедине с собой буддистом (размышления о жизни и смерти).

Общественные ценности:

Вера в возможность создания морального общества, что требовало идеальных, высокоразвитых лидеров;

Семья - особый клан, прообраз государства. Человек, который правильно содержит свою семью, может управлять государством;

Идеал благородного мужа, чиновника, монарха.

Огромную роль в древнекитайской культуре играли бла­городство происхождения и наличие высокопоставленных предков.

Правящий слой рекрутировался с помощью экзаменов. Любой житель имел право пройти экзамен на знание конфу­цианских текстов и комментарий литературы и мог получить ту или иную ученую степень.

У простолюдина, успешно сдавшего даже низший уезд­ный экзамен на степень сюцая (расцветающий талант), резко менялась вся жизнь. Он освобождался от налогов, воинской и трудовой повинности, носил халат и головной убор учено­го. Так формировался слой управленцев (мандаринат - ман­дарины - от слова приказывать). Термины «чиновник» и «ин­теллектуал» в китайской культуре совпадали. Все это объяс­няет исключительную ценность образования.

Китайское образование носило отчетливо выраженный гуманитарный характер. Филология, философия, история считались почетными науками. Естественные науки носили прикладной характер. Торговля, бизнес, промыслы котиро­вались не очень высоко. Чиновники смотрели на купцов с презрением. Крестьяне - это «хороший» народ, торговцы - «дурной».

Семья: идеалом служила модель «пять поколений под од­ной крышей». Семья - это клан людей, находящихся в род­ственных отношениях. Главное, чтобы с детства и до смерти китаец чувствовал себя частью клана. Вне семьи он ничто.

Культ предков - часть национальной религии.

Читайте продолжение темы «Культура Древнего Востока»: