План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза. Сочинение Островский А.Н

1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».

2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?

Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».

3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?

Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.

4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.

5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.

6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?

Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.

7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?

Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.

9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта

Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.

11. Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

1. Жизнь в провинциальном городке.
2. Живой и непокорный характер главной героини.
3. Роль природы в пьесе.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение. И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия. Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею. Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте.

Совершенно иной предстает главная героиня пьесы — Катерина Кабанова. Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка — красивую природу. Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений. Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей»... И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах. На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.

Приближается гроза — яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира «темного царства». Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой. Она мечтает о полете: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...». Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами. Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой. Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной. От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку... Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье — чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее. Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение. В природе разразилась гроза; и такой же «грозой» в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены. Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает. Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж - один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя - страдающего, меланхолически - мечтательного или неспокойного, бунтующего, борющегося, он отражает одну из центральных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроения персонажей.

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек - часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.

Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети», свидетельствующие о крестьянском разорении: «Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами»).

Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения.

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было семь лет.

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С.П. Шевырева и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи - дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова - грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин - это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара - «варварка».

Драму Островского «Гроза» И.С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга и в 1860 г. появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60-х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране, по определению В.И. Ленина, отчётливо наметилась революционная ситуация.

Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.

Особенное внимание русских писателей в 50 -60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, - требовавшая неотложного освещения. Это - тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая. от капризов самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, - это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать - много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.

Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы, «Жестокие нравы, сударь, нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства».

«Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», - заявлял Добролюбов. А «решительное дело» на подцензурном эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.

В классической драматургии, несомненным представителем которой является А.Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени - оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы «Гроза», Островский определил достаточно точно - некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.

Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.

А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: «жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие». Слово «жестокие» он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.

Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.

Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? «Это геенна огненная!» - восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной «геенне», собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…

Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это - кульминация. Это - четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.

Свобода, покой, любовь - там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.

Удивляется Борис: «Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись». Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов «Ад». Однако наступает день - и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.

Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как «обновке на небе». Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: «Здесь страшнее!»

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.

Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.

В пьесе «Гроза» перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на Великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!

Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.

Катерина - натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много». Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад - это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.

Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.

Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.

Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.

Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте. Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
Катерина - натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад - это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.
Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из «самых слабых и терпеливых», был для...

    В основе драмы «Гроза» - изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась...

Действие разворачивается в маленьком провинциальном городе Калинове на берегу Волги летом. Об этом мы узнаем в самом начале пьесы. И время года, и место имеют огромное значение. В начале первого действия мы видим Кулигииа, который смотрит на Волгу и восхищается ее красотой. В любом произведении, а тем более, драматургическом, нет и не может быть мелочей. Все, на что обращает внимание автор, имеет большое значение.

Даже при поверхностном прочтении драмы Островского «Гроза» можно обратить внимание на то, что описание природы встречаются очень часто. Уже в самом названии драмы отражено природное явление - гроза. В драме сила и красота природы как бы противопоставляется душному и тесному обществу, в котором царят «жестокие нравы». Например, Кулигин называет Калинов «паршивым городишкой», он же подчеркивает, что здесь чудесная природа.
Описание природы - это не только и не столько фон, который необходим для постановки драмы на сцене. Описание пейзажа необходимо для того, чтобы про-демонстрировать убогость жизни людей. Кулигин говорит, что людей не радует чудесная природа; гуляют жители города крайне редко, только по праздникам. Ведь бедным некогда гулять, а богатые прячутся за заборами.
Создается впечатление, что единственное достоинство маленького провинциального городка Калинова, - это красивая природа. Мир людей груб, жесток и неприятен. Но ничто не может испортить красоту и величие реки Волги, рядом с которой находится город, Катерина с детства любила природу. Она говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей»... В ее сознании веселье тесно связано с природой, с прогулками, с радостью. В городе люди вынуждены жить в атмосфере устаревших порядков, мрачного настроения. Такие, как Кабаниха и ей подобные, не обращают на природу пи малейшего внимания. Им ни к чему наслаждаться красотой пейзажа. Ведь природу нельзя покорить, поработить. Поэтому они «прячутся за заборами», тираня своих домашних.
Предчувствуя приближение грозы, Катерина начинает страдать от ощущения своей беспомощности, беззащитности. Только такая впечатлительная натура, как она, может ощутить превосходство сил природы. Люди кажутся такими слабыми по сравнению с могучей стихией. Но окружающие Катерину люди не обладают столь развитым воображением, поэтому они не могут сравнить себя с миром живой природы.
Гармоничная связь Катерины и природы очевидна. Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...» Птица- часть природы, и Катерина не случайно сравнивает себя с этим свободным созданием. Птица может лететь куда захочет, в отличие от несчастной женщины, вынужденной сидеть взаперти согласно домостроевским порядкам.
Романтичная и впечатлительная, Катерина всегда умела видеть красоту природы. Когда она вспоминает о споем счастливом детстве, то говорит об уходе за цветами, а их было «много-много». Катерина мало говорит о людях, которые ее окружали в детстве, вспоминает только любящую и заботливую мать. И это не случайно, общение с людьми мало занимало девочку, цветы ей были намного важнее, ближе и понятнее. Красота сада, цветов, реки - вот это мир Катерины до замужества. После свадьбы все изменилось. Теперь девушке осталось только вспоминать о былом счастье.
Когда Катерина была маленькой, однажды ее сильно обидели. Она убежала на Волгу, села в лодку. Девочку нашли только утром верст за десять. В этом эпизоде также проявляется связь с живой природой - обиженная девочка ищет спасение не у людей, а у реки. Катерина - истинно народный образ, гармонично и естественно связанный с природой. Трудно представить Дикого, Кабаниху и им подобных гуляющими на Волге, наслаждающимися красотой цветов в саду. А Катерину, напротив, трудно представить за высоким забором, не имеющей возможности видеть красоту мира вокруг. Действие драмы разворачивается жарким летом. И это также не случайно. Ведь летом, как никогда, человек может ощутить свою неразрывную связь с природой, может насладиться ее красотой, величием, силой. Летом особенно нужна свобода, которой лишена главная героиня драмы.
По отношению персонажей драмы к природе можно судить об их душевных качествах. Для Катерины природа - это часть ее самой. Кулигин также восхищается красотой мира вокруг. Он говорит, что не может наглядеться на красоту природы всю свою жизнь. Это характеризует Кулигина и Катерину как натур возвышенных, романтичных, эмоциональных. Другие герои драмы совершенно иные. Они воспринимают мир вокруг как обыденность. И поэтому кажутся еще более убогими, мрачными. Они боятся явлений природы. Например, когда Кулигин говорит Дикому о необходимости установить в городе громоотводы, последний кричит, что гроза - это наказание, которое посылается свыше. С точки зрении Кулигина, гроза - это «благодать», ведь каждая травинка радуется, а люди сами себе «пугал наделали» и боятся их. Но окружающие больше склонны верить Дикому, а не Кулнгину.
Многие писатели изображали сцену свидания влюбленных на фоне природы. Когда происходят встречи Катерины и Бориса, вокруг стоит удивительно прекрасная летняя ночь. И эта деталь не может ускользнуть от взгляда читателя, ведь таким образом автор показывает гармонию отношений людей и мира вокруг. Правда, эта гармония непрочна. Проходит совсем немного времени, и Катерина уверилась, что совершила тяжкое преступление.
Катерина слышит разговоры вокруг, что во время грозы обязательно кого-то убьет или загорится дом. Девушка уверена, что гроза послана как наказание ей, и убьет именно ее. Во время грозы Катерина кается в совершенном, признается в измене. Гроза как природное явление как нельзя лучше соответствует настроению женщины. Она в смятении, страхе, не знает, как и где искать спасения. И природа вокруг также в смятении, буря сделала окружающий мир непривычным, тревожным, страшным. На экзальтированную Катерину все это действует самым сильным образом. К тому же она видит фреску в церкви, на которой изображена картина ада. Разве всего этого не достаточно, чтобы довести впечатлительную женщину до помешательства... Гроза в драме Островского - это одновременно и явление природы, и символ мучительных душевных страданий Катерины.
Катерина давно уже мысленно распрощалась с жизнью. Теперь ей осталось лишь довести дело до конца. В те минуты, когда Катерина говорит о своих терзаниях, идет дождь. Природа словно плачет вместе с ней, скорбя и жалея несчастную. А от людей Катерина не получает сочувствия, разве что Кулигин пытается вызвать милосердие в слабом и безвольном Тихоне. Река Волга, которую Катерина любила с детства, принимает ее, не спрашивая о том, грешницей или праведницей та была при жизни. Смерть в волнах реки кажется Катерине более легким наказанием, чем суд людей.