Откуда мы славяне? Хинди-руси бхай-бхай с точки зрения днк генеалогии, или откуда есть пошли славяне Кто такие славяне

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Напомним о ДНК-генеалогии

У каждого из нас «на манжетах ДНК», в негенных областях ДНК, там, что иногда называют «никчемные участки ДНК» находится записная книжка человечества. В ней в виде набора особых последовательностей нуклеотидов записана история наших предков на тысячи и десятки тысяч лет назад. Скорее всего и на миллионы лет назад, но у нас словарный запас маленький, и так глубоко мы читать еще не умеем. Эта история в наших ДНК усыпана реперными отметками по шкале времени, и эти отметки, или насечки, даны мутациями в ДНК. Каждая из этих мутаций происходит раз в несколько тысяч лет, так что привязка истории по времени уже в некоторой степени есть.

Этот язык «записной книжки» ДНК уже переведен нами в некие символы, и последовательность этих символов называется гаплотипом человека. У каждого – свой гаплотип, который можно назвать «паспортом», индивидуальным паспортом каждого человека. Об этом я рассказывал в статье (О мужчинах.). Этот паспорт передается по наследству, мужской «паспорт» - мальчикам при рождении, женский «паспорт» - девочкам (О женщинах.).

Гаплотипы

Итак, наследственный ДНК-паспорт у каждого из нас называется гаплотипом. У каждой этнической группы – свой гаплотип. У каждой подгруппы – тоже. У каждой семьи – тоже свой. Чем больше число символов в паспорте – тем выше разрешение, от этнической группы до конкретной прямой родственной линии. Для описания этнической группы порой достаточно всего шести символов. Например, для евреев ближневосточного происхождения – в этническом смысле – достаточно следующих шести знаков, для так называемого гаплотипа патриархов, или базового гаплотипа, или «гаплотипа двенадцати колен израилевых»:

14-16-23-10-11-12

Эти знаки соответствуют шести ДНК-маркерам, а сами числа называются аллелями. Они показывают число повторов определенных нуклеотидных последовательностей в каждом маркере. Этот гаплотип имел патриарх клана, и, согласно Библии, его звали Иаков. За прошедшие 3600 лет вид гаплотипа был в определенной степени изменен мутациями, которые происходят в каждом маркере с определенной вероятностью раз в несколько тысяч лет. А поскольку вероятности мутаций складываются, то весь 6-маркерный гаплотип, пример которого приведен выше, меняется раз в тысячу лет, а то и быстрее. В итоге у потомков образуется набор гаплотипов, представляющий в некотором смысле «облако». Например, у 200 евреев, современных потомков Иакова (или, более обтекаемо, потомков ближневосточных древнеевреейских патриархов) обнаруживается «облако» из 47 гаплотипов, в которых первый маркер имеет числа 13, 14 и 15 (мутации исходного 14 в обе стороны), второй – 13, 14, 15, 16 и 17, третий – 22, 23, 24 и 25, четвертый – 9, 10 и 11, пятый и шестой – 11, 12 и 13. Вот так и образуется «облако», группирующееся вокруг «центрального», или «базового» гаплотипа.

Гаплотипы славян

Поскольку мы пока не можем четко определить, кто такие славяне, то примем за условное определение славян тех, кто в большинстве проживают в старинных русских городах. То, что они говорят на русском языке, светловолосы, имеют «славянские черты лица» и исповедуют православное христианство – совершенно вторично в рамках нашего рассмотрения. Мы ведь ведем к истокам славянского этноса, предположительно тысячелетия назад, а все указанные «вторичные» признаки или относительно недавние, или могли быть смазаны генетикой за столетия или тысячелетия смешивания генов в каждом поколении с женами и подругами самого разного этнического происхождения. А гаплотип из мужской, Y-хромосомы, неистребим при передаче наследственности и не меняется тысячелетиями и десятками тысяч лет, кроме как за счет естественных мутаций. Поэтому гаплотип может быть настоящей «меткой» рода по мужской линии.

Итак, взглянем на гаплотипы мужчин, проживающих в старинных русских городах.

Три наиболее широко распространенных гаплотипа у них – следущие:

16-12-25-11-11-13

16-12-24-11-11-13

16-12-25-10-11-13

На них приходится половина от первых десяти гаплотипов в старинных русских городах. Кстати, второй – это мой гаплотип.

В приложении даны наиболее часто встречающиеся гаплотипы по 26 городам и территориям России, Украины, Белоруссии. Они расходятся по трем основным славянским гаплогруппам – R1a, I1b и N. Все три верхние, наиболее популярные гаплотипы – относятся к гаплогруппе R1a. Условно говоря, восточные славяне. Их предки пришли с востока. Вторая гаплогруппа – I1b. Это, условно говоря, южные славяне. Они пришли с Балкан. Третья гаплогруппа – северная. Поморские славяне, условно говоря. Хотя ареал гаплогруппы N – вообще весь север Российской Федерации, с переходом в Скандинавию. Относительно небольшая доля славян относится к гаплогруппе I1a. Это гаплогруппа северогерманская, скандинавская, саамская.

Сравнение гаплотипов славян с некоторыми другими

Гаплотипы восточных славян (гаплогруппа R1a) – вполне уникальны среди многих других этнических групп. Евреев мы уже упоминали, их гаплотипы имеют в среднем 10 мутаций в сторону по сравнению с восточными славянами. Это – десятки тысяч лет до общего предка. Формальный подсчет дает примерно 1000 поколений до общего предка, это – двадцать пять – тридцать тысяч лет. Даже близкий этнический родственник, западноевропейский атлантический гаплотип

14-12-24-11-13-13

находится от восточно-славянского в пяти шагах мутаций. Это, по формальным расчетам, 520 поколений до общего предка. Вообще одна мутация в таком гаплотипе, как показано выше, в шестимаркерном – это примерно 2500 лет разницы в истории гаплотипа.

Гаплотипы арабов – обычно 9-11 мутаций в сторону от славянских гаплотипов, например

14-17-23-11-11-12.

Гаплотипы эфиопов – на 7 мутаций в сторону. Пример:

15-12-21-10-11-14

Гаплотипы армян и турок (по иронии судьбы они у них очень похожи) – 6-9 мутаций в сторону от восточных славян:

14-12-24-11-13-12

14-15-23-10-11-12

Гаплотипы китайцев – обычно 3-5 мутаций в сторону, как, например, в гаплотипе

15-12-23-10-11-14

Гаплотипы монголов – обычно 8-10 мутаций в сторону, как, например

13-12-24-10-14-13

13-12-24-10-14-14

13-12-23-10-14-13

13-12-24- 9-14-14

Гаплотипы японцев – часто 6-7 мутаций в сторону

15-12-25-10-14-14

15-12-22-10-13-13

Гаплотипы американских индейцев – часто 8-9 мутаций в сторону

13-12-23-10-14-13

при том, что они происходят от гаплотипов сибирских народов.

Иначе говоря, совпадение базовых гаплотипов – дело исключительно редкое, и к тому должны быть веские причины. К тому же, все перечисленные выше гаплотипы относятся к другим гаплогруппам - J, C, O, Q и другим. Восточные славяне, напомню, относятся к гаплогруппе R1a и ее подгруппе R1a1. А гаплогруппа – это не только гаплотипы, но и дополнительные уникальные мутации.

Гаплотипы индусов

И вот, после рассмотрения того, как различаются гаплотипы у разных народностей и этнических групп, вдруг видим, что гаплотипы многих индусов и многих славян практически идентичны!

При рассмотрении 718 гаплотипов пакистанцев (вряд ли стоит напоминать, что Пакистан отделился от Индии совсем недавно, а мы говорим о тысячелетиях) самая большая группа имела следущий гаплотип:

16-12-25-11-11-13

А какой там был «базовый» у славян?

16-12-25-11-11-13

Тот же самый.

Напомним, что «базовый» - это тот гаплотип, что был у предков тысячелетия назад, а потом у потомков оброс мутациями. Хотя и сам сохранился у многих потомков, немутированный в силу простой вероятности, причем, как правило, в наибольших количествах. Чтобы он весь мутировал, нужно не менее 10-15 тысяч лет. Выходит так, что у славян и индусов вполне мог быть общий предок, с тем самым «базовым» гаплотипом, 16-12-25-11-11-13.

Минуточку, между «был» и «мог быть» - большая разница. Не так ли?

Так. И для того, чтобы эту разницу прояснить, и есть гаплогруппы. Гаплогруппа – это знак этнической общности. Это – один клан. Это – один общий предок клана, помеченный специальной единичной мутацией, называемой «снип» ( ). И все потомки этого клана несут в своих генах эту особую мутацию, независимо от вида гаплотипов. Точнее, гаплотипы – вторичны по отношению к снипу. Снип определяет принадлежность индивидуума к гаплогруппе, гаплотипы эту принадлежность иллюстрируют. Гаплотипы и их мутации показывают, как далеко потомок ушел от общего предка, общего с другим сородичем из той же гаплогруппы.

Так вот, и восточные славяне, и индусы (пакистанцы) принадлежат к одной и той же гаплогруппе – R1a. А значит, общий предок у них БЫЛ, а не просто мог быть.

Вот мы его, общего предка, и нашли. По гаплотипам.

Естественно, базовый гаплотип и индусов в Индии-Пакистане, и слявян в России-Украине-Белоруссии окружен облаком гаплотипов. И эти гаплотипы поразительно схожи. Ветви одного дерева.

Взглянем на гаплотипы племени пуштунов. Их в тестированной группе 93 человека. У 37 человек гаплотипы следующие:

16-12-24-11-11-13

15-12-24-11-11-13

16-12-23-11-11-13

15-12-25-11-11-13

16-12-25-11-11-13

17-12-23-11-11-13

Это – у 40% всех тестированных пуштунов!

Первый гаплотип – мой. И что поразительно, следующая пара маркеров, седьмой и восьмой, уже при более тонкой структуре гаплотипа, тоже полностью совпадает с моей. Это маркеры под штатными номерами 389-1 и 389-2. И у меня, и у тех пуштунов с наиболее популярным среди них гаплотипом в первой строчке (из 13 человек из 93, или 14%) соответствующие аллели равны 13,30. То есть полное совпадение со мной, славянином, уже по 8 маркерам.

В статье Иосиф и его братья, или взрослые игры с молекулярной генеалогией. часть - 5 , я рассматривал 260 восточно-славянских гаплотипов, и нашел в них 293 мутации по отношению к базовому гаплотипу 16-12-25-11-11-13. Это дает в среднем 0.19 мутации на маркер, или примерно 117 поколений, или 3000 лет до общего предка.

Еще одна база данных, раздел «Южная Индия». Наиболее популярные гаплотипы:

16-12-25-11-11-13

15-12-25-10-11-13

17-12-25-11-11-13

15-12-26-11-11-13

17-12-24-11-11-13

16-12-25-10-11-13

Как видим, та же самая картина, те же «восточно-славянские гаплотипы». И гаплогруппа та же – R1a.

Все сходится к тому, что восточные славяне – прямые родственники индусам – если не всем, то весьма представительной группе, до сих пор доминирующей в ряде областей Индии и Пакистана.

Как так получилось?

А вот это – уже область интерпретаций и увязок с многочисленными данными многих научных направлений. Со своей стороны могу только сказать, что общий предок нас, славян и индусов, жил всего примерно 3000 лет назад, после этого и разошлись. А дальше дело завершила генетика – сформировала лица, теперь настолько разные у славян и индусов, цвет кожи и волос, вкупе с бытием, которое, как известно, определило сознание.

Копнем чуть глубже

Итак, получается, что предки славян – индусы. Протославяне. Или наоборот, предки индусов - славяне. Протоиндусы. И протославяне, возможно, говорили на санскрите. Не удержусь и приведу короткий отрывок из ссылки в конце этого рассказа-расследования, хотя в основу этого отрывка были положены совсем другие факты и соображения:

«Теперь уже становится ясно, почему такое сходство у индийских и русских народных мотивов, почему так схожи древний санскрит и русский язык. Причем похожи не только некоторыми словами, как многие языки мира. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структуры слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики-

Любопытные факты: русский и санскрит

Из книги доктора исторических наук Н.Р. Гусевой "Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория". Впечатления жителя Индии, приехавшего в Москву.

"Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали "dwesti tridtsat chetire". В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве, или нахожусь в Бенаресе или Удджайне в наш классический период 2000 лет назад.

На санскрите 234 будет: "dvishata tridasha chatvari"-

Заметим, что в данном случае сходство русского языка с санскритом ближе, чем с английским, немецким, французским, испанским и прочими родственными им языками. Попробуйте произнести 234 на любом из них, и вслушайтесь.

Но о каких славянах речь? И вот выясняется, что речь здесь может идти только о восточных славянах, гаплотипы которых относятся, как и у индусов, к гаплогруппе R1a с подгруппами. «Северные славяне», с гаплогруппой N, произошли от других «прото». У них нет той уникальной метки, снипа, которая есть и у индусов, и у восточных славян. Что еще раз подтверждает общее происхождение двух последних народностей.

Но что вообще потрясает основы «славянизма» – это то, что заметная часть украинцев, а именно южных славян, тоже не имеет общего происхождения с восточными славянами. У тех и других воспроизводимо другие гаплотипы, воспроизводимо другая гаплогруппа, и индусы к южным славянам никакого отношения не имеют, во всяком случае после выхода из Африки, примерно 60 тысяч лет назад.

Давайте разбираться.

У восточных славян и индусов – гаплогруппа R1a, у южных славян – гаплогруппа I1b. Те, кто потом стали восточными славянами, пришли с востока. Если верить в концепцию Аркаима – с южного Урала, три-четыре тысячи лет назад, со своей гаплогруппой R1a. Те, кто стали южными славянами, пришли с Балкан, со своей гаплогруппой I1b. А потом переженились, перемешались, обменялись генами, да и продолжают обмениваться в каждом последующем поколении – немудрено, что возникла славянская общность с похожими языками, религией, культурой. Но гаплотипы не изменить – они так и несут свои R1a, I1b и N через сотни и тысячи поколений, через генетику, через религию, через культуру, почти не изменяясь, разве только за счет спонтанных мутаций.

И что сейчас имеем?

А вот что. Гаплотип гаплогруппы N, северных славян, «гипербореев», заметно отличается от гаплотипов других славян. Если у восточных и южных славян по прихоти судьбы шестизначные гаплотипы очень близки – так статистика легла – и имеют вид (с мутациями)

16-12-25-11-11-13

16-13-25-11-11-13,

соответственно, то у северных славян гаплотипы обычно имеют вид

14-12-23-11-14-14

14-12-23-10-14-14

то есть 8-9 мутаций в сторону от первых. 800-1000 поколений до общего предка, 20-30 тысяч лет. Эти гаплотипы и разглядывать особенно не надо, и так видно, что сильно отличаются.

Гаплотипы восточных и южных славян начинают заметно различаться уже при небольшом увеличении числа маркеров, до семи-восьми. У восточных славян там появляется 11-14 или 11-15 (с легкими мутациями), у южных – 14-14 или 15-15 (опять же с единичными мутациями). Поэтому наметанный взгляд сразу распознает по гаплотипу, где южные славяне, с родиной предков в Боснии-Герцоговине, Сербии, Хорватии или Болгарии, и где восточные славяне.

Восточных славян в старинных русских городах значительно больше. Но при смещении на юго-запад, от Украины к Балканам, число южных славян резко возрастает. Они, повторяю, к индусам отношения уже практически не имеют. Но с восточными славянами давно сроднились.

В славянских городах примерно 70% жителей относятся к восточным славянам (гаплогруппа R1a), 23% - к южным славянам (гаплогруппа I1b), и примерно 7% - к северным славянам (гаплогруппа N). Это из тех, кого тестировали на гаплотипы. При переходе юго-западных границ бывшего Советского Союза ситуация резко изменяется – там только четверть восточных славян и три четверти южных. Так что этнические, или, точнее, ДНК-генеалогические границы действительно в данном случае совпадают с границами государственными.

Южные славяне получили свою генетической метку, или «снип» М170, который и определил их исходную гаплогруппу I, примерно 20-25 тысяч лет назад. Потом за ним последовал снип S31, который и отделил генеалогически южных от прибалтийских славян, у которых снипы совсем другие, получившие индексы М253, М307, Р30 и Р40. В любом случае, у восточных славян совсем другая история снипов. С южными они пересекались последний раз, получив – те и другие – снипы М168 при выходе из Африки и М89 примерно 45 тысяч лет назад. С тех пор пути их разошлись. Будушие восточные славяне ушли из Месопотамии на восток, чтобы оттуда вернуться на южный Урал, Среднерусскую возвышенность и в причерноземные и прикаспийские степи, а будущие южные славяне ушли через Босфор и Дарданеллы на Балканы. Больше всего их осело в Боснии и Хорватии, но многие продвинулись туда, что потом стало Украиной и Россией. Так, через тысячелетия они встретились с восточными славянами, и образовали славянскую общность. Как видим, южных славян сейчас около 20% от населения России и Украины, и намного больше на Балканах. А восточные славяне несколько тысячелетий назад были родными братьями индусов.

Tак кто от кого произошел?

Трудно сказать. Нужны усилия представителей многих специальностей, чтобы ответить на этот вопрос. И вот эта связь восточных славян с индусами, которую я здесь показываю с помощью ДНК-генеалогии – дополнительный вклад в решение этого вопроса.

Сходство гаплотипов восточных славян и индусов впечатляет. Выше рассматривались короткие 6-маркерные гаплотипы, которые были практически идентичны для обеих групп. Но оказалось, что и 12-маркерные гаплотипы для них практически совпадают. Попробуем это показать «на натуре».

Если взять, например, гаплотипы славян и евреев, то они не совпадают. Это было показано выше. У славян – облако мутированных гаплотипов вокруг 16-12-25-11-11-13, у евреев – вокруг 14-16-23-10-11-12. Если представить это графически, с помощью профессиональной программы кластеризации, то для 59 славянских гаплотипов (это все, что нашлись в базе данных для гаплогруппы R1a) и 200 гаплотипов евреев, потомков ближневосточных патриархов (гаплогруппа J1) кластер оказывается двойным, как показано на рисунке:

Слева, красным – славяне, справа – евреи. Каждый кластер имеет свое ядро, и облако более мутированных гаплотипов вокруг. Чем больше одинаковых гаплотипов – тем больше размер кружка. Ясно, что перед нами – два разных этнических, генеалогических сообщества.

А вот как выглядят кластеры славян и индусов. На графике ниже – 113 человек, примерно поровну тех и других. Красным, опять, славяне, желтым – индусы. Практически полное наложение кластеров. Добавлю, что 27 из 113 гаплотипов перекрестно идентичны – у славян и индусов. И это – по 12-маркерным гаплотипам! Напомню, что для 12-маркерного гаплотипа вероятность случайного совпадения для двух человек – один из двух миллиардов (Иосиф и его братья, или взрослые игры с молекулярной генеалогией. часть -1 ). А здесь – перекрестно идентичны 27 из 113!

В стороны иглами отходят гаплотипы, которые отличаются мутациями больше других. И здесь не обошлось без казусов. Дело в том, что здесь термин «славяне» довольно условен. На самом деле я взял из базы данных гаплотипы ВСЕХ жителей России, Украины и Белоруссии, которые в этой базе были, и которые имели гаплогруппу R1a. Я не хотел никого дискриминировать. Так вот, наиболее отклоняющиеся от кластера гаплотипы, под номерами 13, 34, 44, 54 и 87, это те, структура которых наиболее отличается от «канонической» индусской или славянской. За индусов под первыми тремя номерами ничего сказать не могу, кроме того, что номер 44 зовут Саид Акбар, но номера 54 и 87 могут называться славянами довольно условно, с именем Борух у одного, и фамилией Левенталь у другого.

Короче, сходство гаплотипов с довольно тонкой структурой (12-маркерные!) у славян и индусов поразительно.

Если этот смешанный славяно-индийский кластер упростить, и весь построить из коротких 6-маркерных гаплотипов, то он будет выглядеть так, как показано ниже.

Здесь уже и разными цветами выделять индусов и славян бесполезно – кружки-гаплотипы в большинстве случаев у них слились. Там 113 гаплотипов, а кружков гораздо меньше, всего 31. Иными словами, перекрестно совпали 82 гаплотипа, и весь набор гаплотипов редуцировался до тридцати одного. Красным цветом здесь я пометил только наиболее сильно выпадающих у славян, чтобы показать, что выпадают примерно в равной степени и славяне, и индусы. Самый выпадающий гаплотип у индусов, под номером 44 - это все тот же Саид Акбар. У него гаплотип действительно аномальный – вместо обычного 16-12-25-11-11-13 или вокруг него, у Саида 15-14-22-10-12-13. Вот и отнесло его. У наших, у славян, выпадения гаплотипов значительно более скромные. Вместо того же обычного 16-12-25-11-11-13 и вокруг него, у них 15-12-26-11-11-14 (номер 58 на графике) и 16-12-26-11-11-14 (номер 81). А в остальном восточные славяне и индусы на этом совмещенном кластере практически неразличимы.

Итак, где жил общий предок восточных славян и индусов? Откуда предки славян пришли в Восточную Европу? Может, с Южного Урала? Может, находка Аркаима (Аркаим) прояснит эти тайны?

Но это уже тема другого рассказа.

Приложение

Давайте взглянем на население городов и некоторых регионов. Первая цифра будет показывать пропорцию восточных славян, вторая – южных, третья - северных.

Архангельск 38 41 21
Белгород 56 40 4
Брест 59 36 5
Брянск 79 21
Витебск 68 22 10
Владивосток 74 26
Владимир 85 15
Болгария 21 79
Банья Лука (Босния-Герцоговина) 35 65
Мостар (Босния-Герцоговина) 17 83
Вологда 61 26 9
Волот 78 22
Гомель (Белоруссия) 67 33
Гродно (Белоруссия) 88 12
Иваново 78 22
Калуга 71 29
Киев 73 27
Липецк 71 29
Москва 69 28 3
Нижний Новгород 55 30 15
Новгород 70 16 14
Орел 81 19
Пенза 81 19
Псков 52 16 32
Рязань 77 14 9
Саратов 68 14 18
Смоленск 81 15 4
Тамбов 72 28
Тарту (Эстония) 60 4 36
Тверь 76 16 8
Тула 75 25

Наиболее распространенные гаплотипы в старинных русских и других славянских городах. В скобках указано количество тестированных человек.

Белгород (35 чел)

16-12-24-11-11-13
16-12-25-11-11-13
16-12-26-11-11-13

Брянск (43 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Владимир (50 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-12
16-12-26-11-11-13

Вологда (40 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13
14-12-23-10-11-13 (гаплогруппа I1а, прибалтийская, скандинавская, северогерманская, саамская)

Волот (32 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13
16-12-24-10-11-13

Иваново (40 чел.)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Калуга (36 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Киев (243 чел)

16-12-24-11-11-13
16-12-25-11-11-13
17-12-25-10-11-13

Липецк (47 чел)

16-12-24-11-11-13
16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Москва (85 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Нижний Новгород (53 чел)

16-12-24-11-11-13
16-12-25-11-11-13
14-12-23-11-14-14 (гаплогруппа N, северная, поморская, скандинавская)

Новгород (127 чел)

16-12-25-10-11-13
16-12-25-11-11-13
15-12-25-11-11-13
14-12-23-10-14-14 (гаплогруппа N)

Архангельск (42 чел)

14-12-23-11-14-14 (гаплогруппа N)
14-12-22-11-14-14 (гаплогруппа N)
16-12-24-11-11-13

Орел (72 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
15-12-25-11-11-13

Пенза (81 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13
15-12-25-11-11-13

Псков (40 чел)

15-12-23-11-14-14 (гаплогруппа N)
16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Рязань (35 чел)

16-12-24-10-11-13
16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13
15-12-25-10-11-13

Смоленск (43 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13
15-12-25-11-11-13

Тамбов (48 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
15-12-25-10-11-13
17-12-25-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Тула (42 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-24-10-11-13
16-12-25-10-11-13

Тверь (43 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Брест (30 чел)

16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13
16-12-24-10-11-13
16-12-25-11-11-13

Витебск (53 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13

Гомель (30 чел)

16-12-24-11-11-13
15-12-25-11-11-13
16-12-25-11-11-13
16-12-24-10-11-13

Гродно (56 чел)

16-12-25-10-11-13
16-12-25-11-11-13
17-12-25-10-11-13
16-12-24-11-11-13

Белоруссия «в целом» (69 чел)

16-12-25-11-11-13
16-12-24-11-11-13
16-12-25-10-11-13
16-12-24-10-11-13

16-12-25-10-11-13 (10)
16-12-25-11-11-13 (6)
16-12-24-10-11-13 (5)
15-12-25-11-11-13 (4)
16-12-24-11-11-13 (3)
15-12-25-10-11-13 (3)
15-12-24-11-11-13 (2)
17-12-25-11-11-13 (2)
15-12-25-11-10-13 (2)
15-12-24-10-11-13 (1)
15-12-25-11-11-13 (1)
16-12-24-11-11-12 (1)
16-12-23-11-11-13 (1)
15-12-24- 9-11-13 (1)
15-12-25-10-12-13 (1)
15-12-23-10-11-13 (1)
15-12-24-10-10-13 (1)
15-12-26-10-11-13 (1)
15-12-26-11-11-13 (1)
16-12-24-11-11-14 (1)
16-12-22-11-11-13 (1)
15-12-22-10-12-13 (1)
17-12-25-10-11-13 (1)
16-12-25-12-11-13 (1)

И фамилии у всех типично индусские – Сринивасан, Сингх, Пател, Кришнасвами, Бхатнагар, Шарма...

Наиболее часто встречаются те же самые гаплотипы, что и у восточных славян. Всего в данной группе из 52 гаплотипов по отношению как к «базовому» 16-12-25-10-11-13, так и к второму гаплотипу 16-12-25-11-11-13 имеется 85 мутаций, в среднем 0.27 мутаций на маркер. Это соответствует примерно 170 поколениям до общего предка, или 4200 лет.

3 844

Кто мы? Откуда? Из каких краёв вышли наши предки? Далеко не праздные вопросы и интересны всем, кто интересуется историей.
Нестор в своём повествовании называет не только названия славянских племён, но и указывает их местоположение. Называет народы, граничащие со славянами: меря, весь, чудь, мурома и ряд других племён.
Углубляясь ещё более в прошлое исторической памяти, мы узнаем, что в VI веке существовали три крупных объединения славян – анты, венеды и склавены.

Готский историк Иордан, живший в VI веке, указывает местоположение этих племенных объединений.
«Начиная с места рождения реки Вистулы на безмерных просторах расположилось племя венетов. …преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север – до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты – сильнейшее из обоих племён – распространяются от Данастра, та, где Понтийское море образует излучину, эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов».

Иордан также не забывает указать «что венеты … происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов». Иордан, приводя это ценное свидетельство, довольно точно указывает, когда произошло разделение венетов. Единым народом венеты были до нашествия готского короля Германариха в IV веке. Согласно Иордану, было образовано большое царство от Дуная до и . Но просуществовала держава его недолго, в 375 году орды гуннов заполнили пространство между Доном и Волгой своими кочевьями, а заодно и опрокинули державу Германариха державшуюся до этого момента только благодаря авторитету самого правителя. Но и гуннам пришлось не многим больше готов властвовать на указанной территории, в начале VI века появились авары (обры – русской летописи).

Упоминание в «ПВЛ» о нашествии аваров, пожалуй, первое достоверное сведение летописца. «ПВЛ» описывая VI век, сообщает о двух крупных восточнославянских племенных объединениях. В одном случае речь идёт об основании Киева. Второе сообщение рассказывает о завоевании аварами земель племенного объединения дулебов и полном разгроме славян. Конкретное указание летописца и выделение им именно дулебов позволяет говорить, что дулебы и их князь возглавляли в то время крупный племенной союз, поэтому они и сумели оказать серьёзное сопротивление аварам, за что те и учинили жестокую расправу над дулебами.

В сообщениях византийских авторов VI века об антах говорится как о серьёзной угрозе могуществу Византии. Об антах как мощной военной группировке можно сделать вывод и исходя из археологических материалов. Всему миру известны сокровища антских курганов Среднего Поднепровья, богатые золотом и серебром (кубки, кувшины, блюда, браслеты) из Византии. Что, конечно же, говорит о постоянных набегах антов на земли . Другим способом получить столько богатств из Восточно-Римской империи было очень сложно.

Что касается склавенов, то известно, что Иордан первым упоминает о них, до его об этом племенном союзе никаких известий нет. И ещё одна немаловажная деталь, термин «венеды» после Иордана пропадает со страниц исторических хроник. Поэтому вполне вероятно, что склавены являются прямыми преемниками венедов, что касается антов и их соответствия с венедами то возможно они намного раньше выделились из общности венедов. Византийские авторы VI – VII веков особо отмечают различия антов и склавенов, но в тоже время отмечают – что говорят они на одном языке.

В VI веке появляется и первое упоминание о народе связанном с именем «рос». Первым упоминает об этом народе Псевдо-Захария в транскрипции «Hros» — ерос. Несколько позже о росах, русах упоминают арабские хронисты Масуди, ибн Хордадбе, есть известия о народах связанным с корнем –рос, — рус и в ряде европейских сообщений. Однако вопрос об этимологии термина «русь» настолько сложен и не однозначен, что требует отдельного исследования. Пока же отметим, что точки зрения происхождения «руси» — от названия речки Рось и от варяжского племенного названия князя Рюрика далеки от совершенства, очень спорны и по многим позициям неприемлемы при историческом и лингвистическом анализе.

Возвращаясь к венедам, отметим, что Иордан сообщает, что венеды наиболее древнее наименование славян. Соотнесение венедов со славянами вряд ли у кого вызывает сомнение и поэтому вполне кажется закономерно связывать это наименование с упоминанием венедов, энетов, энеев и ряда других похожих наименований у античных авторов: Полибий, Тит Ливий, Страбон, Птолемей, Тацит. Но при этом нельзя забывать о венетах побережья Адриатического моря, соотнесение которых со славянством сомнительно, но возможно.

Однако все данные предположения верны только в том случае, если Иордан ошибся один раз в утверждении что венеды – суть .
В более ранних источниках уже не встречаются наименования племён, которые можно было бы соотнести со славянами. Как будто даже не существовало такого народа или его роль в жизни того периода была столь незначительна, что не заслуживала отдельного упоминания древних авторов.
Геродот в своей «Истории» перечисляя народы Причерноморья и течения Днепра указывает, что эту местность занимали скифы.

У Геродота представлены не как однородная группа населения, а подразделённая на шесть союзов племён. Самым главным выступают царские скифы. Они, несомненно, правители, именно им платили дань покорённые племена на управляемой ими территории, а в случае нападения врагов защищали её.

Среди шести союзов племён Геродот упоминает о скифах-пахарях, главным занятием которых являлось земледелие и обеспечение царских зерновыми запасами, а также производство зерна на продажу – в первую очередь эллинам. Немаловажным в хозяйстве скифов-пахарей было и скотоводство, точнее коневодство. Конь являлся культовым животным всех скифов, а сами скифы не представляли себя без коня. Конь был продолжением собственного «я» любого скифа и только при наличии коня скифы воспринимали себя как цельный организм.

Высший расцвет скифской культуры пришёлся на VI – IV века до н.э. И их культура оставила богатейшее наследство для современности.
Самоназвание скифов-пахарей Геродот также указывает – сколоты и приводит легенду: «От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них Колоксая – цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются «сколоты» по имени царя; скифами же назвали их греки».

Племена сколотов Геродот размещает: траспии на Тирасе (Днестр), катиары – на Верхнем Буге, авхаты на Гипанисе и Виси, паралаты на Борисфене (Днепре). Летописные сколоты, их культура соответствует археологическим памятникам черняховской культуры. Проведённые антропологические исследования установили сходство внешнего облика населения скифского времени, черняховской культуры и средневековой Руси. Следовательно, сколоты на данной территории, в отличие от царских скифов, не являются пришлым населением. По утверждению Б.А. Рыбакова скифы-пахари были наследниками на Среднем Днепре чернолесской культуры, предшествовавшей им на данной территории.

Давно известно, что черняховская культура полиэтнична и в её образовании участвовали представители различных племён – даков, готов, скифов и часто сюда же прибавляют праславян, что в принципе даже очень возможно: если они уже представляли собой какое-либо этнической образование, что не факт. Такая постановка проблемы вполне логична в силу нерешённости до сих пор вопроса происхождения славянства и места их формирования, т.е. их материнской территории. Развитие черняховской культуры было прервано нашествием гуннов. Поэтому вполне возможно, скорее даже имело место, что часть представителей племён этой культуры участвовали в формировании славянского этноса на последнем этапе их сложения. Причем, скорее всего южного варианта славян.
Лесостепная и степная зоны правобережной Украины и лесостепная левобережной, Молдавия, часть Юго-Восточной Польши и частично Трансильвания и Румыния. Вот территория сложения или место образования одного из вариантов славян – южного. Это территория распространения черняховской культуры. Почему южного?

Историки первой половины I тысячелетия н.э.: Евсевий, Сократ Схоластик и другие в своих трудах сообщают о частых нападениях на Византию варварских племён и переселении некоторых из них на Балканский полуостров. С момента нашествия гуннов этот процесс принял ещё более интенсивный характер. Многие племена и не только этого региона вынуждены были переселиться под натиском гуннов на земли Восточно-Римской и Западно-Римской империй. Гунны в своём завоевательном движении покорили многие народы, ими была завоевана и почти вся территория Германии.

Племена, переселившиеся на новые территории, вступали в контакты с аборигенами потомками иллирийцев, ретиев и других в результате образовался южный вариант славян, основу которого составляли, видимо всё-таки остатки готов (остготов) и фракийцев. Этот вывод сделан исходя из труда первого болгарского историка Паисия Хилендарского «История славяно-болгарская. О пользе истории». Труд Паисия основан на легендах славян и тюрко-язычных болгар. Он представляет собой смесь этих легенд, но содержащих видимо реальные факты древней истории.

«… Яфетово племя разделилось на пятнадцать языков, все эти народы перешли через Чёрное и Белое (Эгейское) моря и поселились в этой земле — Европе. Был у Яфета один сын, звали его Мосхос. На его племя и род пришёлся наш славянский язык, и прозвали его Мосхосов род и язык. Этот род и язык пошёл в полуночную, северную страну, где сейчас Московская земля.… В Московской земле есть некая страна, называемая Скандавией. Когда … московцы расселились там, они называли жителей этой страны скандавлянами. Эти скандавляне через много лет, … нашли новую землю на краю моря-океана. Называлось оно морем Балтским и Болгаринским. И поселились скандавляне там, около Брандибура, и по имени скандавлян назвали род свой славянами, и зовутся так до сих пор. Те, что остались там, называются славянами, …. Они говорят на самом правильном и чистом славянском языке….» (Паисий Хилендарский. История славяно болгарская. О пользе истории //Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы IX – XVIII веков: Сборник. М.: Худ., лит. 1990).

Рассказ Паисия содержит в себе интересные факты: страна Скандавия – трудно не сопоставить со Скандинавией, откуда как раз и переселились на будущие германские земли – готы; упоминание Брандибура; происхождение названия славян от скандавлян, скорее всего, надуманно Паисием.
В своей истории Паисий также сообщает, что славяне затем вернулись в Московские земли и уже оттуда пришли в Болгарию. Этот факт интересен тем, что возможно под Московскими землями Паисий имел в виду Приднепровье – где как раз до нашествия гуннов находились земли черняховской культуры, основанной готами. Следовательно, исходя из истории Паисия, территории Северного Причерноморья и Поднепровья не являются землями сложения славянского этноса, таковой была территория Висло-Одерского междуречья, но и здесь они пришлое население. Но такое утверждение возможно верно для южной ветви славянства. Как раз к этому населению видимо и относятся племенные образования уличей и тиверцев Русской летописи, хотя в сложении тиверцев и участвовали, возможно, ираноязычные племена сарматов, роксаланов и других.

Возвращаясь ко времени расцвета чернолесской культуры (X – VII века до н.э.), отметим, что это время появления пашенного земледелия и открытия железа. До сих пор является дискуссионным вопрос об этнической принадлежности этой культуры, одни называют как фракийскую, другие как праславянскую. Её считают преемницей белогрудовской и комаровской культур. Если белогрудовская культура соотносится с фракийцами при большом влиянии скифского населения, то комаровскую соотносят с локальным вариантом культуры боевых топоров, несмотря на сильную невыразительность культуры боевых топоров, попавшую затем под влияние и переродившуюся во фракийскую культуру.

Б.А. Рыбаков считает, что именно это время отразилось в древнем праславянском эпосе о трёх царствах и богатырях: Световике, Горыне и Усыня-Верниводе. Где богатыри-кузнецы куют огромный сорокапудовый плуг и побеждают прилетевшего с юга огненного змея, требовавшего дань в виде девушек. Огненный змей – это устойчивый символ орд южных кочевников. Для времени расцвета чернолесской культуры опасность всегда исходила от киммерийцев, которым в VII до н.э. веке на смену пришли скифы. И чернолесcкую культуру сменяет скифская, точнее сколотская культура, которая вероятно является местной земледельческой в отличие от пришлой скифской культуры кочевников.

Разгром скифской культуры в III веке до н.э. сарматами сильно отразился на развитии местного населения, на смену материально и изыскано богатым захоронениям скифской эпохи приходят невыразительные, бедные и примитивные захоронения зарубинецкой археологической культуры. Довольно близкую латенской культуре (фракийской). Очень многими исследователями принято считать зарубинецкую культуру как праславянскую, даже несмотря на такой существенный факт как обряд захоронения без курганных насыпей, что не типично для славянских культур. Генетически она связана с пшеворской культурой, которая в свою очередь ещё больше связана с ястфорской культурой. Возможно, ли на основе этого факта предположить, что зарубинецкая культура имеет свои корни в среде германских культур? Считается, что пшеворская культура вполне соотносима с письменными венедами, тогда возможно Иордан и не допустил ошибку, назвав венедов германцами. К тому же пражская культура IV века неоспоримо славянская, имеет минимальное количество аналогий с пшеворской, которая очень долгое время считается праславянской.

В таком случае если зарубинецкая культура близка пшеворской и ястфорской, она вряд ли может быть соотнесена со скифами-пахарями, которые в свою очередь явные приемники чернолесской (фракийской) культуры. И что немаловажно, с приходом в Поднепровье сарматов, значительная часть сколотов перемещается во Фракию. Страбон сообщает, что фракийцы уступили часть земель пришельцам (Страбон. География. Кн. 7. С. 284).

Хотя и косвенно, но это сообщение подтверждает наличие возможного родства сколотов и фракийцев. В Малую Скифию, так стала называться местность, где поселились сколоты, видимо ушла наиболее обеспеченная часть. В этой местности появляется с их приходом семь городов – Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфенополь и Герания, о них упоминает Плиний Старший (ВДИ. 1949, №2, С. 275 – 276).

Современная Германия, в своей северной, северо-западной и восточной частях, буквально пестрит славянскими по происхождению названиями городов, деревень, деревушек, речек, озёр, лесов, лугов, холмов и прочих объектов, которые были даны этим объектам лютичами, бодричами и сербами. Славянские по происхождению названия городов, можно легко опознать по окончаниям -иц, -ин, -ов, -ау. Также славянскими по происхождению, являются многие названия, заканчивающиеся в настоящее время на «бург» (по-немецки «крепость»). Название может включать славянский корень «бор», адаптированное в немецкий язык в виде «бург». Есть еще распространенный тип названий немецких городов, заканчивающихся на «берг» (по-немецки «гора»). Если в окрестности населенных пунктов с таким названием нет никаких гор, но протекает река, или город расположен на берегу моря, в этом случае, «берг» в этих названиях, является приспособленным под немецкий язык славянским словом «брег». Слово «брег» означает «берег». Сравните: польский город Колобжег (Колобрег, дословно, «около берега») по-немецки назывался Кольберг.

Примеры славянских названий в Германии: Ратцебург - Ратибор, упоминается еще со времен первых попыток покорения немцами этих земель; Мариенбург - Марибор; Бранденбург - Бранибор; Круков - Крюков; Мехов - возможно от слова «мех»; Белау - Белов; Лютау - Лютов; Лабенц - Лабинец, от Лаба; Гольцов - от «голец»; Люхов - Луков; Гудов - от глагола «гудеть»; Белиц - от слова «белый»; Коллов - Колов; Альт-Мёльн - Старая Мельня, это «Mühle», а не «Mölln»; Глазау - Глазов; Вендланд - земля вендов; Швинау - вероятно, Свинов; Вендиш-Эферн - название содержит упоминание вендов; Мориц - Морица; Плёцкау - Плесков, сравните: Плёс и Псков; Любек - Любич, Любин, Любицы и т. д.; Горау - Горов; Зерно - от слова «зерно»; Брезен - Брезан; Кёзелиц - Козелец, от слова «козел», сравните с Козельск; Рослау - Рослов; Добриц - Добрич, от слова «добро»; Домниц - от слова «дом»; Росток; Берлин - город бера (берлога); Хемниц - Кемниц; Дрезден - возник из «дрежд -яне» место, где люди живут в лесу; Лейпциг - Липск; Цербст - Сербск; Люббэн - Любин; Шверин - Зверин; Гидронимы: Эльба - Лаба; Одер - Водра, Одра; Нейсе - Ныса; Заале - Сала; Шпрее (на которой стоит Берлин) - Спрева, Траве (в устье которой стоит Любек) - Трава, Степениц - Степеница (степенно, неторопливо течет) и т. д. Мюриц - Морица.

Другие топографические объекты: Недалеко от Дрездена есть холм, который так и называется, даже по-немецки: Холм. На острове Рюген (Руян) есть место, которое даже в современной немецкой транскрипции называется Свянта Гора. На востоке, севере и северо-западе Германии существуют тысячи славянских названий. Это прямое следствие, а так же, свидетельство исконного проживания на этих территориях славян: Псов, Пнев, Медов, Ратенов, Злы Коморов, Тельцов, Барнов, Белобрег, Бископицы, Луков, Хитан, Польчница, Слобник, Хабрахчицы, Ворчин, Гломач, Елов, Илов, Камьенц, Каменица, Мужаков, Бабин, Охранов, Радо Гора, Добрыня, Белобрег, Рыхбах, Воерицы, Ожица, Ныска, Бьялы, Гродк, Ровно, Рашов, Рушица, Рудей, Салов, Журицы, Писаны Дол, Чорнов, Сказков, Соколица, Залом, Кослов, Косарня, Конецы, Глинка, Дубо, Дубц, Демьяны, Добруша, Добранецы, Дечин, Дубравка и т.д. Перечисленные топонимы указаны в славянском варианте. По нижеследующим ссылкам можно найти названия этих и многих других городов и поселений Германии как в славянском, так и в немецком вариантах. Приводятся сопоставления топонимов на немецком, дольносербском (нижнелужицком), а также горносербском (верхнелужицком) языках. См. сопоставление немецких и нижнелужицких названий и сопоставление немецких и верхнелужицких названий. Дольносербский и горносербский - это последние, сохранившиеся до наших дней, славянские языки Германии. Языки лужичан.

В современной Германии, в местах проживания лужицких сербов, на севере Саксонии и юге Бранденбурга, на дорожных знаках, а так же иногда на картах, славянские названия городов и деревень, в неизмененном славянском виде, указываются наряду с соответствующими немецкими (или германизированными славянскими): Бела Вода - Вайсвассер, Губин - Губен, Хошебус - Котбус, Будышин - Баутцен и т. д.

В соответствии с представлениями современной исторической науки, приблизительно с VI в. нашей эры большая часть современной Австрии была заселена славянами. Хотя существуют современные и старые гипотезы о проживании славян на этих землях и в гораздо более ранние времена. Они контролировали восточную часть нынешней ее территории. Западная граница расселения славян в VI в. проходила по реке Энс, которая протекает по австрийской земле Зальцбург. Таким образом, в то время, славяне заселяли значительно больше половины площади современного Австрийского государства. В VI в. местные славяне входят в состав Аварского каганата. Затем их земли, наряду с землями чехов, словаков, некоторых полабских славян, современных словенцев, частично хорватов и частично, славян современной Польши, а также некоторые земли современной северо-восточной Италии, входят в состав независимой державы Само. Далее там существует славянское княжество Карантания. В VIII в. земли западной и восточной Австрии были включены в состав империи Карла Великого. Им была учреждена Восточная марка. Сама Австрия выделилась в автономное образование в рамках Священной Римской империи, в конце Х в.

На карте современной Австрии можно найти большое количество славянских по происхождению названий. Одним из первых в середине XIX в. на это обратил внимание чешский историк, языковед и этнограф Шембера. Хотя здесь можно также упомянуть, например, русского генералиссимуса Суворова, который во время своих Альпийских походов, в конце XVIII в. отмечал узнаваемость и понятность с точки зрения славянина, многих местных названий, а также возможность достаточно легко общаться по-русски с местным населением. Широко известно его высказывание о том, что уж сколько прошли, с тех пор, как покинули Россию, а всё с местными по-русски изъясняться можно. Это замечание он сделал в Австрийской империи, по дороге в Италию, примерно на территории современной Австрии или Словении. Но среди учёных Нового времени, одним из первых данную проблему исследовал Шембера. Он изучил тысячи карт этой страны и нашёл, по его словам, более 1000 славянских названий рек, гор, лесов, равнин и местечек. Шембера продолжил свои изыскания изучая архивные материалы и лично путешествуя по интересующим его районам. Кроме того, он обнаружил огромное количество славянских топонимов на территории некоторых тогдашних северных немецких государств, таких, как Бранденбург, Саксония, Мекленбург и т. д. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Západni Slované v pravêku» (1860). Славянская топонимика Германии

Если просмотреть реки России (европейской части), Украины и Белоруссии, то из около тысячи рек более половины заканчиваются на -ка, -ма, -га, -ва, -ша, -ра, -жа, -са, -да. Эти названия были даны ещё в те времена, когда эти окончания сами были словами ка - душа, ставшие уменьшительным окончанием, ма - мать, га - движение, ва - вода. Следовательно, названия были даны несколько тысяч лет назад. В России это были времена заселения её европейской части, после ухода ледника, и использовались в период заселения Европы ариями. Кроме этих окончаний, признаком арийско-славянских рек является и -дон, дан, дун.

Вот реки других стран Европы с гидронимами славянского происхождения:

Реки Чехии: Влтава, Морава, Одра;
Реки Польши: Качава, Квиса, Корневка, Кортувка, Крутыня, Курувка;
Реки Сербии: Драва, Морава, Нишава, Колубара, Расина:
Реки Албании: Бериша, Бистрица, Буна, Буштрица, Валбона, Гостима, Гьяница, Дунавеци, Каласа, Лана, Леснича, Тирана;
Реки Румынии: Бистрица-Молдовяна, Богонос, Бега, Дымбовица, Ер, Жижия, Красна, Молдова, Сучава, Тиса, Яломица;
Реки Венгрии: Тиса, Задьва, Раба, Драва, Зала;
Реки Франции: Луара, Сена, Гаронна, Сомма;
Реки Англии: Северн, Дон, Лондон (Темза);
Реки Норвегии: Гломма, Ворма, Бегна, Квенна, Отра, Нидельва, Оркла, Сира, Рена, Квина;
Реки Литвы: Бартува, Дитва, Жеймена, Жижма, Котра, Лепона, Летавка, Митува, Муса, Мяра, Ратнича, Рудамина, Смилга, Юра;
Реки Латвии: Абава, Бартува, Веда, Вента, Вилдога, Ворожа, Грива, Дубна, Иснауда, Кира, Кухва, Лада, Ланга, Лауцеса, Лжа, Лиепна, Лудонка, Мельничка, Миса, Пазлаука, Перновка, Плисунка, Рива, Рика, Синяя, Супенка, Тростянка, Утроя;
Реки Дании: Гудена, Стора, Варда, Вида, Суса, Оденса.

Рек явно славянских нет в области скандинавских финно-угов: Швеции, Финляндии и Эстонии. На Пелопоннесе, Апеннинах и Пиренеях арийско-славянских гидронимов практически нет. Отдельные названия объясняется не сколько расселением, сколько влиянием славяно-арийского этноса, а также поздним переименованием и искажением произношения в историческом процессе.
Реки Эстонии: Нарва.
Реки Финляндии: Вуокса;
Реки Греции: Эридан, Вьоса, Вардар, Марица, Места, Струма (четыре последних - в греческой Македонии, бывшей славянской земле);
Реки Испании: Гвадиана, Сегура, Писуэрга, Харама;
Реки в Италии: Адда, Дора;

Вот карта гидронимов славянского происхождения. Интересно и то, что на местах расселения Российских финно-угров и тюрков (Мари, Мордва, Удмурты, Чуваши и прочие) тоже сохранились арийско-славянские гидронимы. Это подтверждает, что первично Поволжье было заселено ариями. И только после похолодания Суббореального периода арии эти места покинули и их заселили финно-угры. Эта карта соответствует и генетическим данным распространения гаплогруппы R1a1 . А вот исключительно германских гидронимов, как и исключительно германской гаплогруппы нет.

Из открытых источников

Тимур Громов, РИА Новости Украина

"Сенатор и историк Прокопий Кесарийский был возмущен. "Почти каждый год" они нападают на "Иллирию и всю Фракию от Ионического моря до пригородов Константинополя". При этом они нагло грабят "все области", "страшно и нечеловечески свирепствуют" и совершают "неописуемые зверства". Они — "безжалостные и суровые враги", наполненные "ненасытным желанием воевать". Люди, которых знаменитый историк середины 6 века нашей эры описал в столь резких выражениях, назывались "Sklabenoi", предположительно греческое производное от названия "slovene" — славяне", — пишет в статье для Die Welt историк и публицист Бертольд Зеевальд.

"Славяне появились в поле зрения византийских авторов в то время, когда император Юстиниан снова отвоевал большие территории Римской империи. Некоторые из византийских авторов постарались включить этих "варваров" в свои известные этнологические категории. Лишь в конце периода античности и в начале средневековья на периферии Европы возникла ее самая молодая языковая семья и тотчас же начала захватывать восток континента", — продолжает публицист.

"Откуда пришли славяне, и как им удалось в течение нескольких столетий заселить весь восток и большие области юго-восточной Европы, является одним из больших вопросов исследования, которое было и остается несвободным от сильных националистических оттенков. Потому что образование наций большинства славянских народов с 1800 года происходило главным образом под чужим господством, что превращало поиски собственной "родины" в дело веры", — говорится в статье.

Обобщенное представление о проходящих исследованиях предлагает историк, специалист по Восточной Европе Эдуард Мюле в своей новой книге "Славяне". В ней он констатирует: "Все попытки идентифицировать исходную главную область, "прародину", откуда славяне должны были постепенно распространяться, остались со всей своей противоречивостью и полемикой без надежных результатов так же, как и усилия точнее определить дату происхождения славянского языка и показать его раннее развитие". Вместо этого профессор университета Мюнстера предлагает сложную модель того, как из различных не связанных между собой групп в течение короткого времени образовалась этническая семья, объединенная языком и культурой, пишет Зеевальд.

"Хотя это происходило в то же самое время, когда современники, главным образом Византия, имели развитую письменность, источники дают очень скудные сведения. Потому что восточно-римские, лангобардские или франкские летописцы описывали полосу шириной в лучшем случае от 200 до 400 километров, которая протянулась слегка изогнутой дугой от Гольштейна на севере вдоль Эльбы, Заале, Богемского леса, Восточных Альп и далматинского побережья Адриатического мора через Македонию и Фракию до ворот Константинополя. Что происходило в глубине Восточной Европы — не ясно", — продолжает публицист.

"К тому же ранние славяне часто устанавливали связи с другими народами, главным образом как дружинники у таких происходящих из Азии степных народов, как анты, авары или (прото-) булгары. Мюле ссылается на лингвистические исследования, которые охватывают громадные пространства Восточной Европы, заселенные носителями славянского языка уже в период с 6 по 8 века. Использование заимствованных слов обусловлено соседством, в котором жили финно-угорские народы, иранцы, а также носители балтийского и дако-фракийского языков", — отмечает автор статьи.

"Какое материальное наследие может принадлежать отдельным группам — большой вопрос. Потому что орудия, украшения или захоронения не несут отпечатков или надписей своих производителей. Тем не менее Мюле представляет комплект археологических заключений, которые можно толковать как проявление "ранней славянской культуры": 1. простые, без украшений, изготовленные вручную горшки, 2. простые, вкопанные в землю жилища, состоящие из одного помещения и 3. кремация и захоронение в гробницах с урнами", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Такие самые ранние отличительные черты встречаются в пражской или корчакской культуре на границе между 5 и 6 веками, следы этой культуры можно найти между Бугом и Припятью, в верховьях Днестра и в среднем течении Днепра, то есть в сегодняшней Западной Украине. Для некоторых языковедов, признает Мюле, речь идет об исходной территории славян, откуда они начали экспансию в слабозаселенные пространства Восточной Европы", — продолжает историк.

Ранний портрет славян дает византиец Прокопий Кесарийский: "Живущие далеко друг от друга, они ютятся в бедных хижинах и часто меняют место своего проживания. В бой они идут в основном пешими, при этом они вооружены только щитом и копьем, кольчуг они не носят. У некоторых нет даже рубашки или накидки на теле… Их образ жизни груб и примитивен… Но они абсолютно не плохие и не злые люди, а поступают так по своей простоте, это похоже на образ жизни гуннов". Причем Прокопий под "гуннами" понимает всех, кто относится к кочевым народам евроазиатских степей.

"Быстрая и обширная "славянизация" Восточной Европы для Мюле не является результатом военной или культурной экспансии "славянского народа", она — "результат сложного процесса ассимиляции и аккультурации", в котором различные группы и пришельцы интегрируются в новую "славянскую" общность", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Причину этого длительного успеха Мюле видит в привлекательности и объединяющей силе культурной модели, убеждавшую в первую очередь простотой, на которую еще Прокопий обратил внимание. Небольшие поселения строились в соответствии с географическими условиями и обозреваемыми ресурсами, пашни и пастбища отвоевывались у лесистых степей выжиганием деревьев. Все это можно было быстро оставлять, когда почва истощалась. Главными путями передвижения служили широко разветвленные системы рек, которые на большой равнине близко граничили друг с другом и порой разделялись лишь узкими водоразделами", — полагает историк.

"Эти деревенские общины, состоящие, вероятно, из полдюжины семей, то есть примерно 60 человек, вели натуральное хозяйство, которое было ориентировано исключительно на собственное выживание. В общинах возделывали пшеницу, ячмень и просо, а также овощи, занимались скотоводством и рыболовством и использовали продукты леса (дерево, смолу, мед, шкуры). Металл плавили в небольших шахтных печах, в которых можно было получить только небольшую температуру", — продолжает автор статьи.

"Этой простой жизни соответствовали формы правления в мире земном и потустороннем. Прокопий сообщал, что Sklabenoi "управлялись не одним человеком", а жили "испокон веков на основе демократического порядка". И в пантеоне действовала ровная иерархия. Боги в человеческом облике появились лишь в 10 — 12 веках, до этого божественный порядок определяли силы природы", — пишет Бертольд Зеевальд.

"Эта культурная модель давала отдельным талантливым лицам шанс социального роста. В борьбе с притязаниями степных кочевников отдельные "князья" во взаимодействии со старейшинами отдельных групп поселенцев могли подниматься до уровня "короля войска" и архитектурно подтверждали свой ранг строительством крепости. В качестве примера при этом могли служить ханы (прото-) булгар или аваров, а позднее на востоке скандинавские варяги (Русь), которые объединили большие области Руси в одну империю, ведущую торговлю и собирающую дань", — продолжает публицист.

"Этот тонкий верхний слой пришельцев мог пользоваться своим военным и политическим превосходством на протяжении лишь нескольких поколений. Потом они были просто поглощены культурой покоренных славян", — полагает автор статьи.