Островский николай алексеевич как закалялась сталь. Николай островский - как закалялась сталь

Английские журналисты не верили, что он реальный человек

Первый мэр Москвы Гавриил Попов, узнав, что из школьной программы исключен роман «Как закалялась сталь», написал для «МК» статью с таким названием. По его убеждению, книга - памятник советской эпохи, без которой ее трудно понять. Читая книгу, он пришел к выводам, объясняющим крах социализма, несмотря на героические усилия комсомольцев.

«МК» в беседе с Галиной Островской, племянницей писателя, впервые сообщил, что за отказ участвовать в казнях Николай Островский сидел в тюрьме, и о других замалчиваемых важных сведениях.

Сегодня Лев Колодный рассказывает о жизни Николая Островского в Москве, где слепой и прикованный к постели писатель сочинил первую часть великого романа.

Писатель Николай Островский диктует главы романа «Рождённые Буреи»..

Дом в Мертвом переулке

В Москве Арбат и его переулки овеяны славой великих имен. Медовый месяц осчастливил на этой улице Пушкина; первая любовь пленила Лермонтова на Малой Молчановке; в арбатской квартире московские поэты чествовали Блока; в Борисоглебском переулке началась у Цветаевой в «волшебном доме» семейная жизнь; в Померанцевом переулке жил Серей Есенин…

Сюда постоянно ведут экскурсантов. Но они обходят стороной Пречистенский переулок, хотя на его доме 12 мемориальная доска гласит, что в нем Николай Островский написал первую часть романа «Как закалялась сталь». В этот дом по Мертвому переулку (так назывался при жизни писателя этот старинный проезд) он получил в 1932 году ордер на жилплощадь. Его привезли сюда в карете скорой помощи «стопроцентно нетрудоспособным».

Поселились в «полукомнате», наспех отгороженной от соседей досками. Обстановку составляли старая железная кровать, старый ломберный столик, стул, еще одна кровать, сооруженная из ящиков и досок, и еще два стула из чурок. Уходя на службу, жена оставляла лежачего мужа одного в закрытой комнате многолюдной коммунальной квартиры.

Страдая от боли, никому не известный инвалид записывал прыгающими буквами строчки в параллельных прорезях картона придуманного им «трафарета». Однажды вернувшуюся со службы Раису Николай попросил переписать несколько сброшенных на пол листов с неразборчивым текстом. Она подумала, что это письмо друзьям. Оказалось — первые страницы романа «Как закалялась сталь».

Когда отказала рука, Николай стал диктовать роман Гале, отзывчивой соседке по квартире. Диктовал родственникам, друзьям. В Российском государственном архиве литературы хранятся фотокопии 19 почерков добровольных помощников.

Центр «Интеграция» имени Н.А.Островского

Когда случилось признание? Первая часть романа «Как закалялась сталь» написана в 1931 году и напечатана в апреле 1932 года. Публикация в журнале «Молодая гвардия», органе ЦК комсомола, вызвала невиданный интерес, неожиданный для редакции. Вскоре вышло первое издание книги в Москве. За столицей последовали многие города, появился перевод в Украине на родном языке Николая, выросшего в семье, говорившей на украинском. Начали переводить и публиковать книгу в Европе и Америке.

Николай Островский стал сочинять «Как закалялась сталь» в 26 лет. На титульном листе рукописи Михаил Шолохов написал название романа «Тихий Дон» в 21 год. Когда они были подростками, разразилась Гражданская война. Оба видели, как менялась власть, переходя из рук в руки, как убивали друг друга красные и белые в Украине и на Дону. О чем молодыми издали романы, поставившие их в один ряд с классиками.

Когда не стало советской власти, за которую сражался комсомолец Островский, начали открыто отнимать авторство и у Островского: слепой, парализованный, за него написали редакторы «Молодой гвардии» или кто-то другой. «Уж не Катаев ли левой ногой?»

После выхода книги «Как закалялась сталь» и до 1991 года, распада СССР, роман издавали 750 раз на 75 языках народов Советского Союза, переводили книгу чаще всех русских классиков.

Трижды «Как закалялась сталь» экранизировалась. Первый раз это случилось в 1942 году, в разгар Отечественной войны, когда решалась судьба государства. Павел Корчагин вдохновлял народ на фронте и в тылу. Картина срочно понадобилась, как танки и самолеты, как оружие для победы.

В Москве есть улица имени Павла Корчагина, единственная, названная именем героя романа.

Все так и не совсем так. Нет больше на Тверской, 14, музея Николая Островского в доме, где последний год жил и умер писатель. Когда искоренялась память о советском государстве, его основателях и героях, Музей революции СССР переименовали в Музей современной истории, Историко-революционный музей «Красная Пресня» превратили в Историко-мемориальный музей «Пресня». Как будто не было революций 1905 и 1917 годов и Москва не хоронила тысячи павших в борьбе.

Музей писателя преобразовали в гуманитарный центр «Преодоление» с его именем. На этом не успокоились. Теперь вот музей получил третье, конъюнктурное название — культурного центра «Интеграция» имени Н.А.Островского. Зачем?

В школах России дети больше не учат крылатые слова: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

В школьной программе по русской литературе нет романа «Как закалялась сталь». В списках книг для чтения на каникулах книга не значится. На филологических факультетах университетов о Николае Островском умалчивают, как прежде предавали забвению Ивана Бунина и других замечательных писателей…

Островский в молодости.

Внук и сын унтер-офицеров

В детстве Николай десять лет рос в многодетной дружной семье в любви и достатке. Дед Николая — унтер-офицер Иван Островский, оборонял Севастополь. Отец — унтер-офицер, кавалер двух «Георгиев», владел домом, землей, садом, содержал в селе чайную и корчму, где торговал водкой. Мать, Ольга Заяц, — чешка. В анкетах в графе «национальность» Островский писал «украинец».

Все рухнуло, когда мировая война прокатилась катком по родине. Семья, чтобы выжить, разделилась и поселилась в разных краях. Отец, лишившись права торговать водкой, всего, что имел, стал наемным рабочим, что дало Островскому основание написать в анкете, когда решалась судьба романа, что родился в рабочей семье. «По найму работать стал с 12 лет, образование низшее, по профессии помощник электромонтера».

Комсомольский журнал не издал бы роман сына унтер-офицера, кавалера Георгиевских крестов. Тогда как награда у авторов журнала приветствовалось пролетарское происхождение и положение рабочего.

С матерью жил Николай в маленькой Шепетовке, там учился в двухгодичной городской школе и Высшем начальном училище, дававшем неполное среднее образование.

Мировую и Гражданскую войну, петлюровцев и белополяков, бригаду Котовского и Первую Конную армию Буденного, германских оккупантов и банды Николай повидал. Его самого втянуло в воронку моря «взбаламученной России».

Под огнем артиллерии в конной атаке под Львовом в августе 1920 года его тяжело ранило шрапнелью в голову и живот. «Перед глазами… вспыхнуло магнием зеленое пламя, громом ударило в уши, прижгло каленым железом голову. Страшно, непонятно закружилась земля, перекидываясь на бок… И сразу наступила ночь».

Лечился в киевском госпитале. И состоял в то же время учеником Высшего начального училища, где радовал учителей и сдавал все экзамены на «отлично».

Как так могло быть — заниматься и воевать одновременно? Есть тому объяснение.

Когда стояли под Шепетовкой полки Красной Армии, Николая пристал к бронепоезду «Красный боец» в летние каникулы. «Как грамотному, ему предложили стать политбойцом, — вспоминал служивший на бронепоезде красноармеец. — Вскоре Островскому надоело воевать на бронепоезде. Захотел в кавалерию. Комиссар уговаривал его, но Николай заявил: «Не отпустите — убегу». Мы пошли на ремонт, а Николай — в бригаду Котовского, который проходил через эту местность. Он попал в разведывательный эскадрон Пузыревского». То был отряд Всеукраинской Чрезвычайной комиссии.

Каким образом оказался мальчишка в отряде чекистов?

«Порыв того желания жить своей мечтой бросил меня в армию в 1920 году, — признавался любимой девушке, — но я вскоре понял, что душить кого-то не значит защищать свободу, да и многое другое». Николая судил Ревтрибунал за то, что не хотел расстреливать приговоренных к смерти, за что два месяца сидел в тюрьме. Спасло от худшего малолетство.

Из бригады Котовского, как вспоминал другой боец, «буденновцы переманили его в 1-ю Конную армию, потому что был он хорошим гармонистом, а его привлек буденновский шлем». Все эти события происходили летом, во время школьных каникул.

В справке для «Молодой гвардии» написал в трех словах: «Участвовал в гражданской войне». Хотя документов, подтверждающих его слова, никому найти не удалось.

Получив аттестат, поступил в Киеве в электромеханический техникум и вместо лекций оказался на заготовке дров и строительстве железнодорожной ветки для подвоза топлива в замерзающий город.

Его избирают секретарем райкома комсомола, принимают в кандидаты и в члены РКП(б), чему он безмерно радовался. «Без партбилета железной большевистской партии Ленина… жизнь тускла. Как можно жить вне партии в такой великий, невиданный период?»

Набожный, как все в семье, Николай стал атеистом в 14 лет, увидев ужасы, творимые людьми на земле на глазах у Всевышнего. Как Павка, помнил наизусть «все тропари, Ветхий и Новый завет», Николай цитировал Библию в письмах неоднократно.

Гениальная память, не пораженная болезнью голова помогли без рук и без ног не только выжить, но и написать великий роман. Могло этого и не случиться: узнав случайно о своем диагнозе, в 18 лет выстрелил себе в сердце. Но промахнулся, попал в легкое. После лечения раз и навсегда решил — жить.

«Старый большевик» Марта

Впервые в Москве Островский появился в 22 года. С вокзала направился к Мясницким воротам на Бульварном кольце, в Гусятников переулок, дом 3, квартиру 25 на пятом этаже. По 117 ступеням поднялся на костылях, носильщик донес сверток и чемодан.

Перед приезжим открылась дверь квартиры, где жила Марта Пуринь, выпускница рижской гимназии с золотой медалью, латышская коммунистка, приговоренная на родине к расстрелу. Марта служила в «Правде» и училась в институте. Познакомился с ней Николай в санатории и влюбился в эту красивую 31-летнюю женщину. В романе ей 18 лет, она названа «маленькой латышкой» под фамилией Лауринь.

В этой квартире, впервые за многие годы хорошо отдохнув, запоем читал классиков. Три недели прожил Николай у Марты и ее подруги Надежды, отдавших ему одну из двух комнат.

В письме к брату Островский называл Марту «неразвернутой страницей в моей так рано сломленной жизни». Считал ее «старым большевиком», так как вступила в партию в сентябре 1917 года. По воспоминаниям Марты Пуринь, «в его рассказах чувствовалась большая наблюдательность, остроумие, полет фантазия, то есть одаренность». Она и другой старый большевик Иннокентий Феденев, встреченный в санатории и ставший преданным другом, помогли выбрать инвалиду путь в жизни, убедили устные рассказы записывать и публиковать, как это делают профессиональные литераторы.

Личная жизнь с Мартой не сложилась. И остаться в столице не удалось. Хождение на костылях в ЦК комсомола бывшего секретаря райкома в попытке получить назначение и службу в Москве закончилось падением и потерей сознания. Член Центральной контрольной комиссии партии Емельян Ярославский отказал в помощи: «…партия не в силах всех искалеченных товарищей лечить».

«Учусь лежа, заочно»

Пришлось жить, не имея своего угла, в разных городах, безрезультатно лечиться в санаториях и больницах. В доме родственницы ее дочь Раиса, впервые увидев Николая, подумала: «Какой красивый!» Влюбленная девушка сама, как признался Островский другу, «чудачка неглупая, физически привлекательная, заговорила о физической стороне любви», несмотря на то, что к тому времени возлюбленный потерял здоровье. Тайно от родителей они стали мужем и женой летом 1927 года.

У него появился радиоприемник: «Мне без радио нет смысла жить». Николай часами просиживал у аппарата, ловил Москву, слушал столицу Украины Харьков.

Поступает в Коммунистический университет имени Свердлова в Москве, изучает историю Запада и Америки. Пишет другу: «Учусь лежа, заочно». Прервал занятия, когда полностью ослеп.

В санатории, где вместе с Николаем лечились потерявшие здоровье в тюрьмах и ссылках старые большевики, эти влиятельные люди добились в Сочи для него сначала комнаты в подвале, потом двухкомнатной квартиры, помогали материально семье, занимались его литературными делами.

Пораженный личностью, мужеством и одаренностью Николая, Иннокентий Феденев обивал пороги редакций. «…Все мои дела в редакции делает старик Феденев, — писал Николай, — его мне послала «фортуна». Он член ВКП(б) с 1904 года, много сидел в тюрьмах, был комиссаром Конармии. Теперь руководит иностранным отделом Госбанка».

Получив разгромную рецензию, добился старый большевик второй — с положительным отзывом — в журнале «Молодая гвардия», где Марк Колосов и Анна Караваева, известные в то время литераторы, решили отредактировать и напечатать роман.

Все вышло как в пословице «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Один из них, руководивший знаменитой Новгородской ярмаркой, добился, чтобы принял Николая в Москве самый известный в стране офтальмолог, лечивший Ленина, профессор Авербах. Но спасти погасшие глаза никто не смог.

Благодаря неустанным хлопотам друзей у него весной 1930 года появился в Москве кров по адресу: Мертвый переулок, 12, переименованный в честь Островского после его смерти. (Теперь это Пречистенский переулок. — «МК». )

Здесь жил два года в холодное время, а в теплые дни уезжал в Сочи. Там с ним встретился, узнав о нем от библиотекаря, Михаил Кольцов, великий советский журналист. После выхода романа критика замалчивала сочинение неизвестного автора. Кольцов, потрясенный судьбой Николая, решил о нем непременно написать. Очерк под названием «Мужество» появился в центральном органе партии — газете «Правда», выходившей колоссальными тиражами. Рассказ в газете взволновал миллионы людей. О писателе и его романе узнала вся страна.

Михаил Кольцов написал об Островском очерк «Мужество» в газете «Правда».

Очерк завершался здравицей: «Маленький бледный Островский, навзничь лежащий в далекой хатенке в Сочи, слепой, неподвижный, забытый — смело вошел в литературу, отодвинув более слабых авторов, завоевал сам себе место в книжной витрине, на библиотечной полке. Разве же он не человек большого таланта и беспредельного мужества? Разве он не герой, не один из тех, кем может гордиться страна».

В Сочи потянулись делегации рабочих, пионеры и комсомольцы, известные писатели Александр Фадеев, Борис Корнилов, Михаил Светлов… Пришли брат и сестра Ленина Дмитрий и Мария Ульяновы, «великий летчик нашего времени» Валерий Чкалов и его экипаж.

Очерк в «Правде» ускорил признание и положение Николая Островского. Ему назначили персональную пенсию, отовсюду присылали гонорары. Всем, кому был обязан в жизни, воздал должное, посылал родным по 5000 рублей, очень большую сумму в то время, покупал дорогие подарки.

В октябре 1935 года вышло постановление о награждении орденом Ленина. Высшую награду вручили в Сочи. Церемония транслировалась по радио по всей стране.

Вернулась к мужу после трехлетней размолвки жена Раиса.

«Это святой»

Николай Островский хотел жить в Москве, писать вблизи архивов и библиотек роман «Рожденные бурей». Но в столице, кроме «полукомнаты» в Мертвом переулке, у него и жены ничего не было.

Только когда Анна Караваева и Марк Колосов, руководители «Молодой гвардии», обратились к Сталину, все немедленно решилось. Город предоставил лучшую по тем временам трехкомнатную квартиру на главной улице Горького, бывшей Тверской. В ней произошла долгожданная встреча авторов «Как закалялась сталь» и «Тихого Дона».

В Сочи для семьи Островского по решению правительства Украины строили дом. Нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе подарил легковую машину. К ней прикрепили водителя. По ходатайству помощника наркома обороны Ворошилова выдали военный билет, бывшему бойцу присвоили звание бригадного комиссара. Его фотографировали для газет и журналов в гимнастерке с орденом Ленина.

1935 год писатель считал самым счастливым. «Кто бы мог подумать, что у меня будет такой счастливый конец жизни, — писал он другу, — ведь если, скажем, я нечаянно погибну, чего я не хочу, то это будет гибель на боевом посту, а не на инвалидных задворках».

Английские журналисты не поверили в существование в СССР писателя Островского. Думали, что роман исполнила бригада литераторов, но после беседы с ним признались: «Бедный Островский обладал чем-то большим, чем просто умением. Он был в известном смысле герой».


Андре Жид у постели Николая Островского.

Он принял посетившего СССР классика французской литературы Андре Жида, удостоенного позднее Нобелевской премии. «Встреча эта меня взволновала и растрогала. Еще чувствую в своей руке тепло руки старика, его крепкое пожатие и случайно упавшую на мою руку слезу». Это слова Островского. А вот то, что лучше всего, по-моему, о нем написано: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой». Религия не создала более прекрасного лица. Вот наглядное доказательство, что святых рождает не только религия. Лишенная контакта с внешним миром, приземленности, душа Островского словно развивалась вверх».

«Как закалялась сталь», несмотря на обращение Совета Федерации и многих авторитетных организаций вернуть книгу в программы изучения русской литературы, остается за бортом школы. Все — за; против романа — Министерство образования и науки.

Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения.

В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно разделить на два противостоящих лагеря.

В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек, формировались новые представления о жизни, новая мораль. Автор стремился показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью». Этой задачей, стоящей перед автором, и объясняется такой широкий охват действительности, обилие в романе исторических событий и явлений общественной жизни страны, строящей социализм.

В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается довольно часто, и те, кого мы видим в одном эпизоде, создают представление о коллективном облике определенной социальной среды. И те и другие помогают увидеть два лагеря: в одном из них Корчагин и его единомышленники, в другом – яростные враги революции или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические лица помогают лучше представить эпоху массовых потрясений, событий, затронувших судьбы миллионов людей. Массовость революционного движения в романе показана именно через эту множественность параллельных человеческих судеб.

Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы молодежь». Иван Жаркий, Серёжа Брузжак, Рита Устинова, Панкратов, Гришутка Хороводько и другие при всей своей индивидуальности несут в себе то общее, что повторяется от характера к характеру, и в результате полно и ярко раскрывают черты молодой гвардии большевиков.

Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь Токарев, Жигирева, Чернокозов и др. И хотя появляются они в романе эпизодически и каждый из них очерчен двумя-тремя штрихами, все вместе они создают глубокое представление о роли партии в революции и гражданском строительстве, о типе коммуниста – организатора и воспитателя масс.

Страстное стремление остаться в строю борцов за идеи коммунизма руководит Павлом Корчагиным. Начинается битва с недугами. И здесь сказывается героизм Павла и трагизм его положения, так как он терпит одно поражение за другим в этой битве. Но оптимизм этой трагедии в «победе духа над телом», в найденном пути возвращения в общий строй бойцов, в слиянии личного с общественным, в активном участи в жизни страны и воспитания молодых коммунистов пламенным словом писателя-бойца.

Воплощая в своем герое, в его характере и поступках черты нового типа человеческой личности, носителя героического начала, коммуниста-бойца за идеалы народа, Островский создает образ положительного героя, духовный строй и общественное поведение являют собой норму, могут служить образцом для подражания.

В галерее положительных образов советской литературы Павел Корчагин занимает особое место: в нем как бы собраны и обобщены главные черты, присущие человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной героичностью.

Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя, который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться, побеждать. И то, что художественный образ, воплотивший в себе нормы коммунистической морали, стал нарицательным в нашем народе и выражает уже массовое явление в жизни, свидетельствует об истинной народности этого образа».

В книге болгарского писателя Людмила Стоянова «О литературе, искусстве и культуре» есть следующие слова: «Самое трудное в литературе – создать новый тип, целостный и правдивый, в котором тысячи и тысячи находят что-то свое, от своей судьбы и от своей жизни. Павел Корчагин именно такой новый тип, новый человек, и именно это значение почувствовали миллионы читателей, которые его любят, как нечто свое, близкое».

Д о к л а д

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Выполнил ученик 11 «а» класса средней школы №6

Пучкин Александр

Проверила Кисленко Татьяна Дмитриевна

Задачи воспитания молодого поколения решаются в романе "Как закалялась сталь" Николая Островского (1904-1936). Трудную, интересную, легендарную жизнь прожил писатель Н. Островский. Прямой, не терпящий фальши, он всегда рвался в гущу схватки. Гражданская война... Кровопролитное сражение... Ранение в живот и в голову, удар в позвоночник - редкие выживают после такого. Комсомолец Островский выжил. Красивый, стройный 18-летний юноша хорошо поет, играет на гитаре и гармони, отличный товарищ, вожак молодежи. По призыву партии, он отправляется строить узкоколейку в Боярке. Нечеловеческое напряжение сил, тяжелая физическая нагрузка, голод, тиф. Как следствие этого - медицинское свидетельство о нетрудоспособности и пенсионная книжка.

Жить только для себя, жить жизнью инвалида - не в характере юноши. Николай Островский снова в бою, в бою на "литературном фронте": ставит перед собой цель - создать книгу для молодежи о революции, о гражданской войне, о строительстве новой жизни. К сожалению, слишком быстро ухудшалось здоровье. В одном из писем он признается близкому человеку: "Здоровье мое, к сожалению, определенно понижается, равномерно, медленно, но точно. Недавно потерял подвижность левой руки, плеча. Как знаешь, у меня анкилоз правого плечевого сустава, теперь и левый... я теперь сам не могу даже волос причесать... горит воспаленное правое бедро, я уже чувствую, что двинуть его в сторону не могу... у меня порой бывают довольно большие боли, но я их переношу все также втихомолку, никому не говоря, не жалуясь". Вскоре юноша уже не может подняться с постели. Книгу пишет уже через "транспарант", а чаще - с помощью "диктовки".

В ноябре 1931 г. первая часть романа была закончена. С апреля следующего года печатается в журнале "Молодая гвардия", и в этом же, 1932 г. выходит отдельной книгой. Вторая часть романа была опубликована в 1934 г. Успех невиданный. Отрывки из книги читали по радио, роман обсуждали на читательских конференциях. Книга получила мировое признание: она была в короткий срок издана в 42 странах на 50 языках. На примере жизни главного героя романа - Павки Корчагина - воспитывалось не одно поколение молодежи советской страны. Однако в 90-е годы произведение было исключено из школьных программ по литературе, не переиздавалось. Почему так произошло? Роман был отнесен современной критикой к литературным фактам, то есть к разряду книг, отражающих господствующую идеологию своего времени и не обладающих высокохудожественными достоинствами.

В названии романа "Как закалялась сталь" отражена идея произведения: показать, как в условиях гражданской войны и послевоенного строительства происходила закалка молодого поколения - первых комсомольцев. Характер Павла Корчагина формировался в трудных условиях. Детство его прошло в бедной семье, зависимой от господ Лещинских. В таких условиях легко можно было стать холопом. Но мальчик обладал "неиссякаемой трудоспособностью" и гордым характером. Первый протест против унижения - конфликт с попом, унизившим Павла на уроке закона божьего и которому в отместку ученик насыпал "махры" в тесто.

Чувствуя на себе презрение со стороны богатого соседа Лещинского, Павел начинает понимать несправедливость существующих законов, разделивших людей на богатых и бедных. Он понял и другое, оказывается, что и бедные бывают разные, что среди них встречаются холопы. Видел он в станционном буфете, как половой унижался из-за чаевых, а потом издевался над слабыми и беззащитными. Павка не такой, он с детства презирал всякое лакейство. Найти дорогу в жизни помогла ему революция и большевик Федор Жухрай. "Восстали рабы, - учил он,- и серую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады".

Павел Корчагин оказался человеком "крепкой породы". Он доказал это и в противоборстве с богатыми гимназистами Сухарько и Виктором Лещинским, и при освобождении Жухрая от конвоира, и на службе в Красной Армии... Вот эпизод с начальником штаба пограничного полка Чужаниным. Начштаба приказал Корчагину, не обращая внимания на его больные ноги, слезть с лошади. Павел весь вскипел, в нем боролись два чувства: обида и выдержка, но он "уже был не тем красноармейцем, что мог перейти из части в часть не задумываясь. Корчагин был военком батальона, бойцы батальона стояли за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением! Ведь не для этого же хлыща он воспитывал свой батальон! Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошел к правому флангу.

Автор много внимания уделяет работе Павла над самообразованием. Настойчивость и мужество юноши и здесь дали свои плоды - Павел становится грамотным, культурным человеком, который может уверенно не только общаться с образованными людьми, но и выступить в качестве оратора перед рабочей аудиторией. Важную роль в становлении героя сыграли книги, особенно те из них, в которых рассказывалось о подвигах во имя идеи. Слушая, как Павел читает о мужестве "Овода", красно-армеец Середа приходит к своему выводу: "Так человек не выдержал бы, но как за идею пошел, так у него все это и получается". Павел и сам, размышляя над страницами романа "Овод", признается: "Я за основное в "Оводе" - за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим".

Главный герой, руководствуясь идеей, выступает против разгильдяев и лодырей. Когда комсомолец Фидин из-за своего разгильдяйства сломал дорогостоящее сверло, Павел резко осудил его, справедливо считая, что комсомольцы должны быть примером самоотверженного труда на производстве. Корчагин потребовал исключения Фидина из комсомола. Может быть, слишком строгое решение? Но таков герой... Решительность и принципиальность - отличительные черты его характера.

Такой же принципиальный Павел и в быту. Возмущенный циничным поведением Файло, он скажет: "Я не могу понять, никогда не примирюсь с тем, что революционер-коммунист может быть в то же время и похабнейшей скотиной и негодяем".

Н. Островский, изображая молодежь своего времени, не упрощает проблемы: комсомольцы были разные. Так, если Павел Корчагин, Сережа и Валентина Брузжак, Рита Устинович, Иван Жаркий, Анна Борхард, Игнат Панкратов были преданы идее, то Фидин, Файло, Дубава, Туфта, Развалахин, Цветаев отличались идейной неустойчивостью, которая проявлялась как на производстве, так и в быту.

Похожие материалы:

Глава 1
Павку Корчагина выгоняют из гимназии за то, что он подсыпал махорки в тесто отца Василия. Павка ругает себя: для чего, мол, эту проклятую махорку подсыпал, Сережка подбил - подшутить над вредным попом. Но вини себя или нет, а из гимназии выгнали. После этого мать устраивает его на работу в станционный буфет - на посудомойню. Павка начинает работать там. Работа сложная - приходить надо рано, а скалывать не по-детски, а Павке то в то время всего 12 лет.
Приезжает брат Павки - Артем.
Служба Павки закончилась довольно быстро - от усталости он уснул на рабочем месте забыв выключить кран. Вода залила служебные помещения, Павку побили и выгнали. На помощь пришел брат - он трудоустроил Павку на электростанцию.

Глава 2
Пришла весть о том, что "царя скинули". В городе заговорили о скором появлении немцев. Начинается раздача винтовок. Павка знакомится с другом Артема - Федором Жухраем.
Как и предполагалось, вскоре в городе появились немцы - издается указ сдать все имеющиеся на руках оружие. Оружие сдают, но далеко не все. Во время обыска в доме Лещинских Павка ухитряется через открытое окно умыкнуть немецкий револьвер.

Глава 3
Павка впервые всречается с Тоней Тумановой - это происходит во время ужения Павкой рыбы. Неумелые рыбацкие действия типа зацепившегося крючка за корягу и неудачных подсечек вызывают улыбку на лице девушки. Затем на берег реки приходит Сухарько - гимназист, сын влиятельного отца и его друг. Оскорбляя Павку, Сухарько нарывается на драку.
Немцы арестовывают Артема и некоторых его друзей. Жухрай дома не ночевал, поэтому его не нашли. Однако Артем, вместе с Политовким и Брузжаком сумели испортить поезд немцев, на котором их конвоировали и скрылись в деревне.
Павел сдружился с Тоней, стал часто наведываться к ней в гости. После вынужденного отсутствия Артема денег в семье Корчагиных стало не хватать, поэтому Павка устраивается на вторую работу.

Глава 4
На Украине неспокойно. Кругом все заводнили петлюровкие банды - начинаются грабежи и разбои, особенно страдают еврейские семьи. Во время одного из таких погромов погибает Сережа Брузжак - он пытается спасти старика, но попадает под удар сабли одного из бандитов, получая сильное ранение.

Глава 5
Жухрай прячется в доме у Корчагиных, потому что за него, по его словам, сильно взялись. Тоня пытается познакомить Павла с Виктором Лещинским и всей его компанией, однако Павел не желает водить дружбу с такими людьми и из-за этого ругается с Тоней.
Лещинский сдает петлюровцам Павла и Жухрая, Павла схватывают и сажают в тюрьму, дом Корчагиных обшаривают, Жухраю удается выбраться из города.

3.071. Николай Алексеевич Островский, «Как закалялась сталь»

Николай Алексеевич Островский
(1904-1936)

Русский писатель, в 15 лет вступивший в Красную армию, сражавшийся в кавалерийской бригаде Г. Котовского и 1-й Конной армии С. Буденного, ставший вследствие тяжелого ранения, контузии и заболевания тифом инвалидом в 23 года, Николай Алексеевич Островский знаменит во всем мире как автор автобиографического романа «Как закалялась сталь».

Эта книга стала «новым Евангелием» всех романтиков революции, а главный ее герой Павка Корчагин выразил дух целого поколения комсомольцев 1920-х гг.

Вот уже три четверти века это одно из самых читаемых в мире произведений. Второй роман Островского - «Рожденные бурей» - остался незавершенным.

Роман писался на протяжении трех с лишним лет тяжело больным человеком. К 1929 г. Николай Алексеевич полностью ослеп, ему сделали специальный транспаратор (картонную папку с прорезями), чтобы он мог продолжать работу. Но скоро у писателя отказала правая рука. Тогда Островский стал диктовать добровольным помощникам. В итоге им было создано произведение, аналога которому еще не знал мир.

Журнал «Молодая гвардия» поначалу отверг роман как «нереальный», но затем все же опубликовал - в 1932 г. (первую часть) и в 1933 г. (вторую).

Редактировали рукопись А. Караваева, А. Серафимович, М. Колосов.

В 1934 г «Как закалялась сталь» вышла отдельной книгой. При жизни писателя она была издана 41 раз.

Критика, приняв роман за очередную поделку новоиспеченного пролетарского графомана, встретила его молчанием. И только после появления в газете «Правда» в марте 1935 г. очерка М. Кольцова «Мужество», когда все узнали о судьбе писателя, его книгу прочитала вся потрясенная страна.

Главный герой романа Павел Корчагин волею судьбы оказался участником великих исторических событий. Он как стальной магнит притягивал к себе людей и увлекал их за собой к видимой им лучше других цели. Недаром ряд критиков относят Корчагина к особым знаковым образам, получившим определение как «человек-народ». Таких в мировой литературе немного, прежде всего это Тиль Уленшпигель, Кола Брюньон, Василий Теркин.

Поскольку мы говорим о романе-биографии, многие персонажи его имеют прототипы. Так, например, судьба Корчагина отображала жизнь самого автора, прообразом Жухрая стал матрос Передрейчук, Артема - брат писателя Дмитрий и т.д. Но при этом Островский считал свой роман не только «автобиографическим документом», но и художественным произведением, в котором он использовал свое право на творческий «вымысел».

За то, что Павка насыпал священнику махры в пасхальное тесто, его выгнали из школы. Мальчик рано начал трудовую жизнь, «хозяева» которой, вплоть до посудника вокзального буфета, ежечасно третировали его. Именно тогда Павка научился давать сдачи.

Узнав почем фунт лиха, мальчик горел желанием освободить всех рабочих от социального гнета. Совсем юным встретил Корчагин Февральскую и Октябрьскую революции, германскую оккупацию, банды Петлюры - события спрессовали время, сделали Павку взрослым не по годам, сформировали и закалили его характер.

Корчагин потянулся к большевикам. Матрос Жухрай, друг его брата Артема, вразумлял юношу: «Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно». Его слова пали на благодатную почву. Назубок знавший Ветхий и Новый Завет, Корчагин уверовал в Правду и Справедливость. Жухрай действовал на восторженного Павку именно «жестокой правдой жизни». Обучил он его и «приемам английского бокса», пригодившимся парню в российских реалиях.

Корчагин был горяч, порывист, его храбрость и риск подчас трудно было отделить от отчаянного хулиганства: избил буржуйского сынка, отобрал у встречного подростка винтовку, которую спрятал на балках под крышей сарая, похитил револьвер у немецкого офицера, спас из-под конвоя Жухрая...

Павку по доносу схватили петлюровцы, и только случай избавил его от смерти. Юношу с большим риском для себя и всей своей аристократической родни спрятала его знакомая Тоня Туманова, в которую он был влюблен; ради юноши она порвала с богачом Лещинским.

В рядах 1-й Конной армии, в своей части, Корчагин организовал «молодую гвардию» - ячейку бойцов идейного фронта, ведущих политработу среди сослуживцев. Сражаясь с врагами, он впервые ощутил коллективизм как осознанную необходимость.

Прочитав роман «Овод», Павел избрал для себя кумира, которому поклонялся всю жизнь, а слова красноармейца Андрощука: «Умирать даже обязательно надо с терпением, если за тобой правда чувствуется», - и вовсе воспринял как руководство к действию. Вся оставшаяся жизнь Корчагина стала его умиранием, которое он силой своей воли и силой духа, данного ему свыше, сделал «новой» жизнью, и сам стал святым, но не мучеником, а героем.

После тяжелого ранения и контузии Корчагин попал в лазарет. Врачи, считавшие его положение безнадежным, удивлялись, как он «выцарапался в жизнь», поражая окружающих безграничным своим терпением.

Павел вернулся в город, стал активным комсомольцем. Сжав зубы, он порвал с Тоней, не разделявшей образа его жизни и его идей. «Я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким».

После того, как губернское ЧК возглавил Жухрай, Павел какое-то время служил чекистом. Но ранение и контузия все чаще давали о себе знать. Переехав в Киев, Корчагин попал на работу в Особый отдел, после чего его назначили в помощники и телохранителем организатора молодежи Риты Устинович.

Рита стала обучать Павла политграмоте. Корчагин полюбил ее, но после того, как он необоснованно приревновал Риту к ее брату, Павка понял, что не имеет права любить женщину, если эта любовь так легко вышибает его из седла и лишает сил, которые предназначены только для революции.

Зимой Корчагин принял участие в строительстве узкоколейки под Киевом. Жили впроголодь, без должной одежды и обуви, работали без отдыха, отбиваясь от бандитов. Павел выступил застрельщиком трудового «состязания», выполнял досрочно нормы, заставлял пересматривать нормирование труда в сторону ужесточения. Инженеры недоумевали: «Что это за люди? Что это за непонятная сила?»

Случайно Павка встретил разодетую в меха Тоню Туманову, с трудом узнавшую «в оборванце Корчагина». «Неужели ты у власти не заслужил ничего лучшего, чем рыться в земле? Я думала, что ты уже давно комиссар или что-нибудь в этом роде», - разочарованно спросила она. «О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке», - успокоил девушку Корчагин, искренне жалея ее несложившуюся жизнь. Она же в принципе не могла понять, что двигает Корчагиным в «его» жизни.

Физическое изнеможение и героическое спасание заготовленного леса из ледяной воды закончились для Павла воспалением легких и тифом. Пройдя пламя гражданской войны и ледяную воду мирного строительства, Корчагин свою жизнь сделал названием романа. Недаром Островский сказал как-то, что «сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится».

Жухрай и Устинович, не имея о Павле сведений, думали, что он умер. Но Корчагин победил болезнь и вернулся в мастерские, где трудился как проклятый, заставляя комсомольцев наводить в цехе порядок.

Корчагин шел по жизни, только побеждая, находя даже в сокрушительном поражении силы и мужество преодолевать боль и отчаяние. Свою судьбу Павел строил сам, как бог. Враги и беды могли сломить защитника любой политической идеи, но только не его - рыцаря Провидения, восстанавливающего на несправедливой земле и в бессовестном мире Высшую справедливость и жизнь по Совести.

Возле братской могилы Корчагин задумался о смысле прожитой им жизни и послал всем нам свой завет: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить».

Затем Корчагин работал пропагандистом, принимал участие в разгроме «рабочей оппозиции», критиковал троцкистов…

Тяжело заболевшего Павла отправили в санаторий ЦК. После обследования стало ясно, что он обречен на полную неподвижность. Санатории и больницы не могли спасти человека, на месте которого любой другой уже давно бы отдал Богу душу.

Нечеловеческие страдания и отсутствие возможности трудиться на благо людей и страны подвели Корчагина к мысли о самоубийстве. Это кульминационная точка духовной драмы Павла.

«Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови».

Павел нашел в себе силы отвергнуть минутную слабость и «бумажный романтизм» оправдания смерти, как «самый трусливый и легкий выход из положения», а в народе, частицей которого он был, перенесшем неимоверные тяготы рабского труда и кровопролитных сражений, он нашел опору.

Запрограммировав себя на очередную победу, с мыслью, что «надо остаться в строю», Корчагин решил продолжать жить «наперекор всему». Лишенный зрения и движения, Павел мог «воскресить» себя только литературным путем, и он стал писать повесть о своих современниках, бившихся за счастье всех людей и строивших новую жизнь.

Островский думал приступить в дальнейшем к созданию романа «Счастье Корчагина». Увы, судьба не дала ему этой возможности. Не имеет смысла перечислять все эпитеты, которые были даны роману в XX в. и жанры, к которым его относили, - его называли (вполне заслуженно) и экзистенциальным, и романом о любви, и самым исповедальным романом всех литератур и народов.

Удивительно, но через 30 лет после выхода в свет романа у Островского нашлось немало «соавторов».

Так, по свидетельству М. Куприной-Иорданской литературный критик Г. Ленобль называл таковым себя и еще шесть человек. Видимо, эта «великолепная семерка» не видела разницы между соавторством и редактированием, как между пением и сопением. Еще серьезнее оказалась развернутая в 1990-е гг. компания по шельмованию Островского и дискредитации образа Корчагина, кстати, совпавшая с волной актов вандализма, прокатившейся по стране - на кладбищах разбивались памятники и надгробия героев Гражданской войны.

По данным Государственного музея - гуманитарного центра «Преодоление» им. Н.А. Островского в Москве к 1 января 1991 г. «Как закалялась сталь» была издана на 75 языках народов СССР 773 раза суммарным тиражом 53 млн 854 тыс. экземпляров. После 1991 г. книга практически перестала издаваться в нашей стране.

«Как закалялась сталь» трижды экранизировалась в СССР: в 1942 г. режиссером М. Донским, в 1956 г. - А. Аловым и В. Наумовым («Павел Корчагин») и в 1973 г. Н. Мащенко был снят телесериал.

В 1993 г. в Китае был проведен специальный опрос: какое литературное произведение из мировой классики люди хотели бы увидеть на своих телеэкранах. 73 % китайцев высказались за роман «Как закалялась сталь». (В последующие 17 лет эту книгу в Китае переиздали больше 20 раз.)

Китайские режиссеры Ханган и Сахат в 2000 г. совместно с украинскими кинематографистами сняли в Украине 20-серийный телефильм.

В Пекине замирало движение на улицах, когда по телевизору показывали очередную серию. Картина получила семь «Золотых фей» (китайский «Оскар») и была отмечена как лучший телефильм десятилетия.

Весьма примечателен отзыв о ней российского киноредактора Э. Косничук: «Очень хотелось бы, чтобы этот правдивый фильм посмотрел и наш телезритель, сбитый с толку тенденциозным подходом к судьбе Павла Корчагина, в которой отразилась, как в капле воды, судьба всей страны - с одной стороны, а с другой - фальсификация истории, которой грешит современное кино».