Особняк маргариты морозовой - наводы. Особняк М.К. Морозовой Особняк морозовой в глазовском переулке

Особняк Маргариты Морозовой March 14th, 2016

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

Меценат М.А.Морозов и его дом (московские особняки)

Опять небольшое путешествие по Москве. На этот раз речь пойдет о доме, расположенном на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара (Смоленский бульвар, д.26/9). Глазовский переулок Москвы. Назван по фамилии местной домовладелицы начала XIX века генерал-майорши Аграфены Глазовой. Старые названия: Несвицкий переулок (XVIII век), по фамилии местного домовладельца; и Струков переулок (XVIII век), тоже по фамилии местного домовладельца. В 1960-1993 годах назывался: улица Луначарского, в честь наркома просвещения А. В. Луначарского, который жил здесь. В конце прошлого столетия владельцем особняка в Глазовском переулке стал Михаил Абрамович Морозов, представитель знаменитейшей купеческой фамилии дореволюционной России. Вот об этом-то особняке - особняке М.А.Морозова и пойдет речь.

Нынешний особняк построен на фундаменте прежнего старого дома в 1877 году для чаеторговца К.С.Попова архитектором А.И.Резановым. К.С. Попов торговал ввозным чаем и прославился тем, что заложил первые отечественные чайные плантации на Кавказе. Но в 1890 году Попов продает особняк и он становится собственностью М.А.Морозова.

Особняк М.А.Морозова, фото начала 20 века.

Хозяйке дома Маргарите Кирилловне внутреннее убранство дома не нравилось, она находила его "причудливым и некрасиво отделанным", переделать, однако, не получилось. Маргарита Кирилловна Морозова, урожденная Мамонтова, слыла первой красавицей Москвы. Была женщиной неординарной, занималась благотворительностью, помогала Скрябину, Дягилеву. Серьезно увлекалась философией, всячески поддерживала русских мыслителей серебряного века: Бердяева, Флоренского, Булгакова, Розанова. В нее был влюблен Андрей Белый, посвятивший ей многие строки в "Кубке метелей" и поэме "Первое свидание".

Серов Валентин. Портрет Маргариты Морозовой 1910

(Днепропетровск, Художественный музей)

Дом выполнен в классическом стиле, а внутри, способен поразить самое богатое воображение. Египетская парадная, охраняемая сфинксами, орнаменты из таинственных знаков по стенам, самый настоящий саркофаг с мумией в прихожей, будто на машине времени переносят посетителя в минувшие тысячелетия. Открывая двери, переходя из зала в зал, путешествуешь по культурному наследию разных народов. Тут и античная Греция и пышный Восток. Даже не верится, что сложные узоры восточной гостиной, из которых состоит буквально каждый сантиметр стен и потолка выполнен руками русских мастеров, настолько неотличимо все от лучших образцов арабского декоративного искусства.

Серов Валентин. Портрет М.А.Морозова. 1902
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Сам же хозяин особняка Михаил Абрамович Морозов был купцом нового поколения - блестяще закончил историко-филологический факультет Московского университета, неплохо рисовал, сочинил и опубликовал роман, писал исторические исследования и публицистические эссе, испробовал себя в качестве университетского преподавателя. Массивный, элегантный, самодовольный, властный - таким он предстал на портрете Валентина Серова. Он объездил всю Европу, и в своих письмах колоритно, с присущей ему во всем оригинальностью описал природу и быт многих городов и курортов.

Михаил Абрамович Морозов, фото начала 20 века

«Михаил Абрамович Морозов вообще был чрезвычайно характерной фигурой , - вспоминал С. П. Дягилев, - в его облике было что-то своеобразное и неотделимое от Москвы, он был очень яркой частицей ее быта, чуть-чуть экстравагантной, стихийной, но выразительной и заметной ».

Был старостой Успенского собора Московского Кремля, собирал материалы по его истории, частично финансировал реставрационные работы. Жертвовал средства на поддержку Московской консерватории (был её казначеем), Строгановского художественно-промышленного училища, на создание в Москве на Девичьем поле Института имени Морозовых (для лечения страдающих опухолями) при Императорском Московском университете, на содержание приютов и больниц Ведомства учреждений императрицы Марии. Взял на себя расходы по созданию зала, посвящённого искусству Греции, в строившемся здании Музея изящных искусств императора Александра III. Страстный любитель драматического театра и балета, Морозов писал отзывы на театральные постановки и публиковал их в газетах.
В 1890-х гг. М.А.Морозов увлёкся коллекционированием. Первоначально приобретал полотна русских художников А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, С.А. Виноградова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Г. Перова, В.А. Серова (портреты самого Морозова и его сына М.М. Морозова), К.А. Сомова. В его коллекции имелось также значительное собрание икон.

Морозов Михаил Абрамович в своем кабинете в доме на Смоленском бульваре

Наиболее яркая часть коллекции - французская живопись, представленная работами Э. Дега, М. Дени, К. Коро, Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, А. Тулуз-Лотрека и др. Первым из российских коллекционеров Морозов оценил творчество П. Гогена, В. ван Гога, П. Боннара, познакомил с их работами московских любителей живописи, привлёк к ним внимание других коллекционеров — своего брата И.А. Морозова и С.И. Щукина. В начале 1900-х гг. его коллекция включала 83 произведения русской и западноевропейской живописи, 10 скульптур, свыше 60 икон. В собрании Морозова была египетская мумия в деревянном, раскрашенном саркофаге (приобретена в Каире в 1894), в 1896 Морозов передал её в дар Румянцевскому музею.

Во всем здесь, как и в характере хозяина, чувствовалось смешение нового и старого: собственная электростанция при усадьбе и толстый, с необъятной бородой, в русском кафтане кучер на тройке перед крыльцом, старообрядческие иконы на стенах по соседству с полотнами Поля Гогена и Клода Моне, лучшие французские вина и необъятных размеров русский самовар на одном столе. К двум часам дня, собирали Морозовы всю живописную Москву. Потчевали в доме художников, в благодарность за поставляемую ими пищу духовную, не менее живописно и артистично. Говядина а-ля Шатобриан, шесть закусок, два жарких: индейка, фаршированная каштанами, молодой вепрь с трюфелями и печенкой, ну там рыба, салаты, сладкие пирожки, фисташковое мороженое. Запивали розовым шампанским, пить классическое по утру, считалось моветон. Умер Морозов рано, 33-лет, а коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский. Кстати говоря, греческий зал Цветаевского музея устраивался на деньги, пожертвованные Морозовым. Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала еще до революции, от мужниного наследства отказалась в пользу детей, их у нее было четверо. Из России Морозова не уехала, хотя были времена, когда единственным безопасным для нее местом оставался склеп покойного мужа на Рогожском кладбище, в котором ей приходилось прятаться. Уезжать из России после революции она не захотела и вторую половину своей жизни прожила в глубокой бедности.


В 1910 году особняк был продан фабрикантам Ушаковым, а в 1918-м национализирован. 10 ноября 1918 года здесь состоялось торжественное открытие клуба имени Октябрьской революции, на котором выступал В.И.Ленин. В начале 1920-х годов в особняке ютился начинающий писатель Ф.В.Гладков, написавший здесь свой знаменитый роман "Цемент". Потом был райком парти. После возврата частнособственнических идеалов, дом выкупили учредители, существовавшего до дефолта банка Российский Кредит.

02:47 30.05.2012
Сокровища московских улиц и переулков, часть 2


Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, 40),

построенный по проекту Казакова для российских монархов, теперь — Дом приемов столичной мэрии с отелем де-люкс. До революции императорская фамилия использовала свой Путевой дворец для коронационных приготовлений перед торжественным въездом в Москву и в качестве летнего загородного замка. А когда она съезжала, резиденция становилась бесплатным музеем. При Юрии Лужкове памятник освободила занимавшая его Военно-воздушная академия имени Жуковского и его на деньги столичных налогоплательщиков перестроили под элитарный Дом приемов.

О, об этом "домике" мне недавно попадалась целая статья с чудесными фотографиями. Сейчас поищу и дам ссылку.

И несколько фото оттуда


Особняк Ермолова-Коншиной (Пречистенка, 20)

Одно время принадлежал Алексею Ермолову, царскому наместнику на Кавказе. В 1921-м советское правительство отвело особняк Айседоре Дункан и ее школе танца. Помните, в "Собачьем сердце" Вяземская и Швондер, "уплотнители" профессора Преображенского, негодовали: "Столовых нет ни у кого в Москве, даже у Айседоры Дункан". Имелся в виду как раз этот дом. Сегодня в роскошных интерьерах (здешняя изюминка — знаменитая Мавританская комната с золотыми дверями) обитают начальники Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса.

Из старых фото нашла только такие :

Особняк А.И.Коншиной. Боковой фасад. Фотография начала XX века

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века


Усадьба поэта, героя войны 1812 года Дениса Давыдова (Пречистенка, 17)


Усадьба Давыдова (Пречистенка, 17) во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками, включала сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.; в 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, были выстроены одноэтажные флигеля по сторонам двора, а главное здание перестроено в стиле раннего классицизма.

После пожара 1812 дом восстанавливался, был надстроен мезонином с широким арочным окном и получил величественную ордерную декорацию в виде сдвоенных и одинарных коринфских колонн, фланкирующих главный вход. Боковые части главного здания и флигеля надстроены в 1830-х гг., в 1869—74 перестроены А.А. Обером. В 1835—37 усадьба принадлежала поэту Д.В. Давыдову, её посещал А.С. Пушкин. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия.

Тут меня посетила некая крамольная мысль. Всего два года с небольшим поэт был владельцем этого особняка. А до него хозяевами были тоже очень достойные люди. Ничего не имею против поэта-гусара - совсем наоборот, он мне очень симпатичен. Это просто так, бормотание себе под нос, не стоит обращать внимания на вздорную старушенцию. Пусть будет "усадьба Давыдова".

В 1830-х гг. были надстроены боковые части главного здания и флигеля. Уже в 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е.Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И.Я. Красницкого». В 1869—1874 гг. усадьба перестраивалась А.Л. Обером. Позднее в усадебном доме размещалась женская гимназия С.А. Арсеньевой .

Вот! "Пречистенский дворец "! Ну, дворец - не дворец, а красиво сказано!

Ладно, давайте еще посмотрим фото:

Ну, и по традиции - несколько фото из "Яндекс-Панорамы"

Со стороны Смоленского бульвара

Со стороны Глазовского переулка


В том же Глазовском переулке, только на четной стороне, находится


Особняк Отто Листа, он же Дом дирижера Сергея Кусевицкого (Глазовский переулок, 8)

Чуть ли не первый московский особняк в стиле модерн.

Построен в 1898-1899 годах. Это был собственный дом известного архитектора Льва Николаевича Кекушева .

Фото отсюда

При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля (см. авторское описание особняка в журнале "Зодчий" за 1901 год). Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, так неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Автором мозаики над входом предположительно является британский архитектор и художник Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW"), соавтор проекта гостиницы «Метрополь».

Хотя Кекушев строил особняк для себя, он почти сразу же был продан фабриканту Отто Листу, а затем и Наталье Кусевицкой из богатой семьи Ушковых, чьё состояние сыграло значительную роль в деятельности её мужа - виртуозного контрабасиста, известного дирижера и музыкального просветителя Сергея Кусевицкого.

Дом когда-то звался "музыкальным": здесь в 1909 году в доме жил друг Кусевицкого - композитор Александр Скрябин, бывали Сергей Рахманинов, Николай Метнер, гостил Клод Дебюсси. В середине XX века в особняке находилосьпосольство Аргентины, позднее он был передан Представительству Правительства Калужской области, которому в настоящее время и принадлежит.

Однако, скорее всего, это ошибка. Прошлым летом я прочитала интереснейшую книгу "Булгаков на Патриарших" Бориса Мягкова, одного из первых исследователей творческого наследия М.А. Булгакова. Так вот, он склоняется к тому, что прототипом "Особняка Маргариты" послужил "Дом со львом" (Остоженка, 21)


Особняк Кекушевой

Дата создания: 1900г. - 1903г. Архитектор: Кекушев Л.Н.


Особняк на Остоженке своими формами напоминает средневековый европейский замок. Это второй особняк, выстроенный архитектором Кекушевым для себя (официально принадлежал его жене). Он является одним из признанных шедевров модерна в Москве

В архитектуре и декоративной отделке здания обнаруживаются явные проявления стиля модерн: асимметричность композиции, проявляющаяся в разновысотности объемов, фантастически выгнутые контуры проемов, наличие растительных мотивов в орнаменте.

В наше время в здании располагается бюро военного атташе Египта.


Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899)

Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником бельгийского ар-нуво.

Особняк стал как бы манифестом кекушевского модерна, и его характерные приемы получили дальнейшее развитие в лучших постройках архитектора: использование в декоре фасада ярких мозаичных панно с многоцветным растительным орнаментом, витые, словно воздушные чугунные решетки, разновеликие окна в оригинальном обрамлении темных рам…

Описание архитектурных приемов, использованных Кекушевым в этом строении, оставляю профессионалам, – они в Сети представлены в изобилии.

Согласитесь, этот особняк с большой открытой лоджией более уместно смотрелся бы на фоне средиземноморского ландшафта, нежели в нашем суровом климате.

Да еще это веселенькое мозаичное панно, что над входной дверью: яркие цветы (напоминающие георгины) в окружении подводных жителей… Не станем додумывать, с какой целью изобразил все это автор, – важно другое: в правом нижнем углу хорошо заметны две буквы WW.

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899)

Считается, что это панно – подарок от другого архитектора, Вильяма Валькота, за то, что Лев Николаевич не затаил на него обиду. А ведь мог! Потому как именно кекушевский проект строительства гостиницы «Метрополь» комиссия признала лучшим, но возглавлявший тогда «Северное домостроительное общество» Савва Мамонтов начинает строить по проекту Валькота. Но об этом позже.

Великолепны были и интерьеры особняка, тщательно, до мельчайших деталей продуманные архитектором, как и выполненная по его эскизам мебель, в том числе встроенные шкафы, составляющие единое целое со стеновыми деревянными панелями. Зодчий предусмотрел спрятанный под панелями сейф в кабинете и большой тайник под полом лоджии.

Мозаичное панно над входной дверью

Еще во время строительства особняка посмотреть на него собирались толпы москвичей. А когда он заблистал окончательной отделкой, то молва признала его самым прекрасным из новых зданий Первопрестольной. Многие состоятельные люди делали архитектору соблазнительные предложения о продаже, – Лев Николаевич отказывал. Но Отто Лист, решивший во что бы то ни стало заполучить уникальное здание, предложил ему такую цену, что архитектор не устоял.

Отто Адольфович Лист – личность настолько интересная, что о нем надо сказать особо. Он был ученым и предпринимателем да к тому же авантюристом по натуре. Вся его жизнь состояла из взлетов и падений. Со своим компаньоном Константином Фарцбергом он занимался разработкой и производством анилиновых красителей. И в ходе опытов случайно открыл сахарин. Компаньоны разругались вдрызг, доказывая свои приоритет на новый продукт, который – они это прекрасно понимали – сулил невероятные барыши. Но затем достигли соглашения: Фарцберг запатентовал сахарин на свое имя, а Лист женился на его дочери, тем самым тоже получив права на сахарин. По воспоминаниям родственников, его супруге приходилось с ним не сладко (несмотря на сахарин – ха!), и она обреченно шла закладывать свои бриллианты, когда семья вновь оказывалась на мели. Изобретатель «пытался приучить Россию потреблять его сахарин вместо сахара, вложил в затею много денег и в очередной раз разорился. Он сетовал, что не дал взятки кому надо» (Иванова Е. Мемуары принцессы-золушки).

После очередного краха особняк Листа был выставлен на продажу. И купила его богатая дама – Наталья Кусевицкая. Она принадлежала к богатой купеческой фамилии Ушковых, у которых в Самарской губернии были обширные имения и предприятия химической промышленности. Ушковы были поклонниками искусств и меценатами. Несмотря на то что Наталья профессионально играла на фортепиано, была талантливым скульптором и неплохой художницей, девушка обладала деловой хваткой и наравне с братьями была компаньоном отца. В частности, ей было выделено чайное дело, пришедшее в семейный бизнес с приданым ее матери, которая была из богатых чаеторговцев Губкиных.

Теперь самое время рассказать о человеке, чью фамилию она носила.

Сергей Александрович Кусевицкий (1874–1951) родился в Вышнем Волочке в семье ремесленника, где все – и родители и четверо детей – играли на музыкальных инструментах и даже выступали семейным ансамблем.

Он был очень талантливым человеком – играл на скрипке, виолончели, фортепиано. В 12 лет сочинял музыку для драматических спектаклей местного театра и дирижировал театральным оркестром.

Словом, вполне заслуженно молодое дарование получило известность в родном городе.

Но в 17 лет Сергей решает, что пора покорять Первопрестольную, и, накопив немного денег, сбегает в Москву.

Сергей Александрович Кусевицкий

Там он приходит к директору Московской консерватории с просьбой о зачислении.

Но прием был уже закончен.

Все же директор не отмахнулся от талантливого паренька и дал ему письмо к ректору музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе П.А. Шостаковскому. Но и там классы скрипки и фортепиано были укомплектованы. И ректор предложил ему освоить контрабас, куда еще была возможность взять студента на государственный счет. В то время этот музыкальный инструмент не был в почете, считался вспомогательным. Но Сергей Кусевицкий доказал, что талант делает инструмент главным: он стал виртуозным исполнителем, перекладывал многие известные произведения в партии для контрабаса.

В 1894 году Сергей Кусевицкий блестяще окончил училище и был зачислен в оркестр Большого театра. Говорят, ему пришлось принять католичество, потому что путь в Императорский Большой евреям был заказан. Широкую известность контрабасисту Кусевицкому принесли сольные выступления – беспрецедентный случай в мире!

И однажды во время концерта он встретился взглядом с восторженными глазами девушки, сидевшей в третьем ряду. И влюбился без памяти! Он целых два года искал прекрасную незнакомку. И нашел. Ею и оказалась Наталья Ушкова. Кусевицкий развелся с женой – балериной Большого театра Надеждой Галат – и 8 сентября 1905 года женился на Наталье Константиновне. Хотя общество и семья Натальи восприняли этот брак как мезальянс: девушка из богатой купеческой семьи и еврейский парень из глубинки?.. Но в итоге родня приняла музыканта.

Супруга оказалась не только любящей и заботливой женщиной, но всю себя и свое состояние посвятила мужу и его музыкальной карьере. Они прожили вместе 38 счастливых лет.

Именно для семейного гнезда Наталья Константиновна купила особняк у Листа, который в истории русской архитектуры стал называться ее именем. Она не просто обжила роскошное убранство дома, она вдохнула в него жизнь! И в этом доме поселилось счастье.

Вскоре особняк в Глазовском стал одним из культурных центров Москвы. В нем частыми гостями были выдающиеся русские композиторы: С. Рахманинов, С. Прокофьев, Н. Метнер… Подолгу гостил друг хозяина композитор А. Скрябин, творчество которого Кусевицкий всячески пропагандировал. В 1913 году в этом особняке останавливался Клод Дебюсси. Приходили сюда известные музыканты, певцы, бывал молодой поэт Борис Пастернак. Здесь же проходили и собрания основанного Кусевицким Российского музыкального издательства.

Сергей Александрович наконец смог осуществить мечту: ушел из Большого театра, стал заниматься сольными гастролями по Европе и изучать дирижирование. 23 января 1908 года Кусевицкий в качестве дирижера дебютировал с оркестром Берлинской филармонии. В концерте прозвучали произведения Чайковского, Танеева, Глиэра. А в Концерте для фортепиано с оркестром до минор за роялем сидел сам автор – Сергей Рахманинов.

Международный музыкальный мир сразу признал молодого дирижера, отмечая его талант и артистизм.

Октябрьский переворот, как лезвием падающей гильотины, разрубил жизнь России на «до» и «после». «До» для Кусевицких – было годами счастья, занятие любимым делом, дружба с талантливыми людьми. «После» – жизнь в полуподвальной тесной квартирке в доме № 7, что напротив их бывшего особняка, который раньше тоже принадлежал Наталье Константиновне, и муки наблюдать, как из реквизированного «Особняка Кусевицкой» вывозят их богатейшие коллекции живописи и фарфора, растаскивают вещи…

Сергей Александрович очень хотел найти себя в новой России… Он был членом художественного совета при музыкальном отделе Наркомпроса, в 1919 году в холодной и голодной Москве дирижировал в Большом театре «Пиковую даму».

Только расположением наркома просвещения Луначарского (а также большого количества общих друзей в мире искусства) можно объяснить произошедшее чудо: в мае 1920 года Кусевицким разрешили поездку за границу. Они знали, что уезжают навсегда, оставляя в прошлом Дом-Своей-Мечты.

Сначала это был Берлин, потом Париж. Вскоре о дирижере Серже Кусевицком и его оркестре заговорил весь мир. В 1924 году правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона, а спустя всего несколько дней на пароходе «Аквитания» чета Кусевицких отплыла в Америку, где Сергей Александрович возглавил Бостонский симфонический оркестр. Это был новый взлет в карьере дирижера.

Но до конца своих дней горячая любовь к родине жила в сердце Сержа Кусевицкого: «Я американский гражданин, но я все еще люблю Россию». И когда немецкие войска вторглись в СССР, он возглавил Массачусетский комитет помощи России, заявив, что «помочь России – это помочь себе, Британии и всей демократии».

В 1942 году скончалась Наталья Константиновна, любимая супруга, верная соратница и муза дирижера. В память о ней муж основал музыкальное издательство, носящее ее имя, Фонд Кусевицкого, поддерживавший талантливых молодых композиторов, и учредил международную музыкальную премию.

Сергей Александрович несколько раз просил разрешение у советских властей на гастроли в России, но всегда получал отказ: неблагодарная родина, которую он всю жизнь прославлял своим творчеством, стерла его имя из памяти…

Кусевицкий скончался 4 июня 1951 года в Бостоне. Похоронен он рядом с супругой в Тэнглвуде, что в живописных Беркширских горах (штат Массачусетс), где много лет проводился организованный маэстро летний музыкальный фестиваль и была создана им музыкальная академия.

Многие годы в особняке Листа – Кусевицкой было расположено посольство Аргентины, сейчас там находится представительство правительства Калужской области.

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Гравюра с титульного листа брошюры Матгеуса Фридриха против греха

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

С чистого листа Все счастливые семьи, как известно, счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастлива по-своему. То есть сперва, сразу после развода, элитам бывших провинций единой Сакартвело, а теперь суверенных (и почти суверенных) монархий, жизнь показалась

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Экс в Фонарном переулке Не секрет, что деньги на революционную деятельность добывались в том числе и с помощью ограблений, так называемых «эксов». 14 октября 1906 года в Петербурге случился один из самых знаменитых таких эпизодов – нападение на карету портовой

Из книги Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая автора Лависс Эрнест

автора

Особняк Коробковой на Пятницкой улице, № 33 (1894–1899) Свое название эта улица в Замоскворечье получила от церкви Параскевы Пятницы – святой, почитаемой на Руси. По генплану 1935 года церковь снесли. На ее месте с 1943 года находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». В XIX

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Химическая лаборатория Императорского технического училища на 2-й Бауманской улице, № 10 (1898–1899) Об этом здании всего несколько слов: просто уж больно старая фотография (что слева) замечательная. Вернее, то, что на ней изображено.Представьте себе, вот это нарядное здание –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, № 17 (1893–1898) По всеобщему признанию этот особняк является одним из самых ярких творений Шехтеля. Хотя построен он не в стиле модерн, а готики, – ну как пройти мимо него?Франц Шехтель был знаком со многими богатейшими людьми Москвы –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги История Малороссии - 4 автора Маркевич Николай Андреевич

XXXV. Перевод с листа Крымского Хана к Мазепе В Исусовом законе учтивому, в Мессиевом народе честному, старому приятелю Нашему, его честности Гетману, многолетно здравие твое да сохранено будет на долгие веки. А буди меня, друга своего, изволите воспомянуть, и я милостию

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Полковник Петро Болбочан: трагедія українського державника автора Сідак Володимир Степанович

автора Ленин Владимир Ильич

1898–1899 гг. ПИСЬМА Л. МАРТОВУО переписке В. И. Ленина с Л. Мартовым говорится в письме Ленина к родным (см. Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 180), а также упоминается в воспоминаниях Л. Мартова.«В. И. писал лишь, что в ряде номеров петербургского органа «Рабочая Мысль» заметна

Из книги Полное собрание сочинений. Том 4. 1898 - апрель 1901 автора Ленин Владимир Ильич

1898, 1899–1900 гг. Перевод с английского I тома и значительной части текста II тома книги С. и Б. Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма». Лениным был написан ряд подстрочных примечаний к русскому переводу книги (см. С. и Б. Вебб. Теория и практика английского

Первое упоминание о этой территории датируется XIX веком. В то время хозяйка владения - генеральша Глазова. Здесь располагалась её усадьба.

В 1879 году вместо старого здания возведёно новое по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова, ректора по архитектуре в академии художеств, по заказу К.С. Попова, торговца чаем, построившего первые чайные плантации на Кавказе. Он известен по следующим проектам: дворец князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, Санкт-Петербург, и отделка .

aramis7 , CC BY-SA 3.0

В 1894 году здание перестроили по проекту архитектора Виктора Александровича Мазырина по заказу Михаила Абрамовича Морозова, фабриканта. Когда Морозов умер, его дом достался его жене Маргарите Кирилловне.

В начале XX века хозяевами стали фабриканты Ушковы. Затем особняк национализировали, и здесь стал работать клуб Октябрьской революции. В 1920-х годах здесь находится райком партии, позднее филиал Дома пионеров Киевского района.

В XXI веке помещение занимает банк.

Архитектура

В 1879 году архитектор - А. И. Резанов. По идее архитектора внешний вид дома относится к эпохе эклектика, стиль неогрек. Однако интерьер выдержен в стиле ампир.

В 1894 году архитектор - В. А. Мазырин. При перестройке внешний вид фасада остался выдержен в стиле неогрек.


Shakko , CC BY-SA 4.0

Построены два флигеля, соединённые с особняком. В доме есть комната, названная египетской, где находились сфинксы и саркофаг с мумией.


Shakko , CC BY-SA 4.0

Литература

Писатель К. А. Коровин в рассказе «Похороны мумии», повествовал о саркофаге с мумией. Однажды Морозов и его друзья решились открыть его:

«Зачем же у вас в доме покойник?» — спросил он (профессор Г.А. Захарьин)у хозяина дома.
«Какой покойник?» — перепугался Морозов.
«А мумия?» — не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать.

В книге мумию убрали, однако в жизни мумию доставили в 1895 году в Румянцевский музей. Сейчас она представлена в Египетском зале ГМИИ.

Известные гости

В доме часто гостил художник В. А. Серов, где он и проиллюстрировал Морозова. При Маргарите Кирилловне в доме собирались: композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый, написавший Маргарите поэму и стихотворения.