Мозаичный дворик Малой академии художеств СПб - необычная достопримечательность Северной столицы! Мозаичный номер дома Панно «Христос благословляет детей»


Улица Большая Зеленина - кладезь красивейших зданий. Ну а дом № 28 смело можно считать жемчужиной этой улицы. Сразу же бросается в глаза огромное мозаичное панно. Оно состоит из пяти частей: здесь красуются поля, холмы, водные просторы, которые бороздит шикарный парусник. Такая работа заслуживает встать в один ряд с шедеврами знаменитых маринистов. Немного выбиваются из всего этого великолепия сюжеты с видами городских зданий и индустриальным пейзажем, объятым клубами дыма. Эту панорамную мозаику создали в 1905 году по эскизам художника Шелкового для светлейшего герцога Лейхтенбергского, которому и принадлежал необычный доходный дом.

    Большая Зеленина ул., 28

Панно «Христос благословляет детей»



Прогуливаясь у Института кино и телевидения, петербуржцы могут увидеть полотно «Христос благословляет детей». В 2014 году восстановили его по чистой случайности, когда здание проходило плановый ремонт. Рабочие отделили многовековой слой штукатурки, и их взору предстал неожиданный сюрприз - мозаичное полотно грандиозных размеров (семь на десять метров), которое долгое время считали утраченным. Христианский сюжет мозаики неслучаен, ведь в прежние времена постройка являлась церковно-приходской школой в память императора Александра III.

    ул. Правды, 13


Красочное панно, словно чешуя пёстрой рыбы, окутало буквально каждый объект во дворе. Скамейки, дорожки, стены домов, скульптуры и солнечные часы украшены рисунками мозаики из цветного стекла. Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаичными деталями прямо на глазах у местных жителей и со временем стал своеобразным музеем под открытым небом. Эту достопримечательность, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать, создали ученики Малой Академии искусств.

    наб. реки Фонтанки, 2 / ул. Чайковского, 2/7

Гигантская таблица Менделеева


Если вам вдруг понадобится таблица периодических элементов, а под рукой её не будет, но вы находитесь близ станции метро «Технологический институт», то шпаргалка найдётся в два счёта: гигантская мозаичная таблица химических элементов украшает одну из стен Палаты мер и весов - НИИ метрологии имени Д. И. Менделеева. И хотя таблица эта не такая полная, какой сейчас её можно найти в учебнике, зато весьма удачно вписывается в ландшафт сквера, намекая о содержимом постройки. Кстати, буквально в паре шагов от мозаики можно найти ещё и памятник выдающемуся русскому учёному.

    Московский пр., 19


За домиком Петра, прямо у входа в сувенирную лавку, можно найти интересную мозаичную стену, выполненную целиком и полностью из керамики и покрытую узорами в духе голландских печных изразцов или традиционной русской гжели. Панно изображает с одной стороны Амстердам с его жителями, а с другой - русских мореплавателей. Между этими сторонами - корабли, плывущие друг к другу в знак соединения Запада и Востока.

    Петровская наб., 4

Дерево на Большой Московской


Петербургские дворы - кладезь интереснейших находок. Нередко за непримечательным фасадом и тоскливыми арками может скрываться настоящее произведение искусства. Так, например, если обойти дом № 8 по Большой Московской улице, взору предстанет волшебное цветное дерево, раскинувшееся прямо на брандмауэре. В его рельефных и как будто запикселизованных очертаниях угадываются мощные ветви, лепесточки и даже птички, разлетевшиеся в стороны.

    Большая Московская ул., 8б


Станции петербургской подземки пестрят впечатляющими мозаиками. Даже новые станции стараются украшать именно таким видом настенных картин. Есть в петербургском метро и такое место, которое посещают почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина. Прямо под землёй стоит памятник великому русскому поэту, к которому регулярно несут цветы. Монумент этот порой оттеняет великолепную мозаику. Обратите внимание: за спиной изваяния раскинулся своеобразный портал в Царскосельский парк. Благодаря чёткой детализации и арочному обрамлению художники добились ощущения, что это вовсе не картина, а вполне реальный пейзаж.

    м. Пушкинская

Мозаичные картины на Рубинштейна


Всем знакома улица Рубинштейна как главная барная «магистраль» города. Но мало кто знает, какие сокровища скрываются за бесконечными барами и кофейнями. Во дворе дома № 1 можно обнаружить шесть удивительных мозаичных панно, созданных в мастерской Екатерины Огородниковой. В верхнем ряду на светлом фоне изображены ангелы, а в нижнем - городские пейзажи с кораблями и набережными. Поразительно, что каждая из работ имеет свою собственную подсветку, что позволяет замечать и любоваться талантливо сделанными произведениями искусства в любое время.

    ул. Рубинштейна, 1/47а

Мозаики музея Суворова


Больше двухсот лет назад, к 100-летию со дня смерти великого полководца, улицу Слоновую переименовали в Суворовский проспект, на котором нацелились возвести здание для мемориального музея Александра Васильевича Суворова. Со строительством немножко затянули: приступили к нему столетием позднее. Поэтому открытие мемориала, построенного по проекту А. И. фон Гогена, состоялось лишь в день 175-летия со дня рождения полководца. Перед петербуржцами предстало великолепное «памятихранилище» в стиле модерн, главным опознавательным знаком которому послужила высокая башня, а также аж два большущих мозаичных полотна на фасаде - это «Отъезд Суворова в поход 1799 года» авторства М. И. Зощенко и «Суворов, пересекающий Альпы» Н. Е. Масленникова.


Мозаику в этом же стиле можно найти и на брандмауэре дома на Приморском проспекте. В ярко-красном пятне различаются две фигуры: рабочего в комбинезоне, что поддерживает развевающееся знамя, упирая его в наковальню; а рядом с ним трубит красноармеец в шинели и будёновке. За их мужественными фигурами желтеет большой круг, символизирующий солнце.

    Приморский пр., 6

Фото: Николай Никитин, dobrokoshka.livejournal.com, etovidel.net, d-stroz.livejournal.com, mitropolia.spb.ru, dslov.ru, ru.foursquare.com/sestrik, aliveserg.livejournal.com, ru-mosaic.livejournal.com

Для того чтобы увидеть что-то интересное в Санкт-Петербурге, совсем необязательно отправляться в музей. Во время обычной прогулки по городу можно получить массу эстетического удовольствия и полюбоваться чем-то необычным. Есть в и свои неформальные достопримечательности - особые места и объекты, не вписанные в официальные путеводители. Входит в их число и мозаичный дворик на улице Чайковского.

История создания масштабного арт-объекта

В 1984 году в Санкт-Петербурге при Государственном Русском музее была основана уникальная детская школа воспитания искусством «Вулкан». Это учреждение дополнительного образования работает и сегодня, под названием Малая академия художеств. Бессменный руководитель школы - заслуженный художник России Владимир Васильевич Лубенко. Преображение двора дома, в котором находится академия, началось непосредственно после ее открытия. Руководитель художественной школы совместно со своими учениками создал яркие скульптуры и барельефы и украсил все доступные поверхности мозаикой.

Сегодня мозаичный дворик - это крупный и невероятно интересный арт-объект. Каждый элемент и каждую его зону можно рассматривать в отдельности. Временами отдельные скульптуры реконструируются, параллельно создаются новые «экспонаты».

Мозаичный дворик (ул. Чайковского): фото и описание

Двор Малой Академии Художеств лучше хотя бы однажды увидеть своими глазами, чем пытаться представить себе по описанию. Без преувеличения - это попасть в который может каждый совершенно бесплатно.

Мозаикой здесь украшено все: стены домов, отдельно стоящие скульптуры и даже детская площадка. Зрители могут наблюдать изображения людей, ангелов, мифических существ, а также разнообразные орнаменты, цветочные мотивы и целые пейзажи. Особенно эффектно мозаичный дворик выглядит в солнечные дни. При ярком естественном освещении каждый кусочек замысловатых картин блестит и переливается на солнце.

По мнению некоторых критиков, данная достопримечательность в Петербурге напоминает творчество Гауди в Барселоне. Мозаику В. В. Лубенко нередко сравнивают с творениями австрийского мастера Хундертвассера. Не все арт-объекты дворика Малой академии художеств носят исключительно декоративный характер. Есть здесь и действующий фонтан, и солнечные часы, и скамейки, а также любимый юными посетителями игровой городок.

Как добраться до неформальной достопримечательности?

Где же находится в дворик? Чайковского 2/7 - точный адрес этой достопримечательности. Стоит заметить, что данное здание само по себе является архитектуры. Это построенный в 1780 году Придворный прачечный дом.

В современной истории он знаменит тем, что когда-то именно в нем жил историк Владислав Михайлович Глинка. Ближайшие станции метро: «Чернышевская», «Невский проспект», «Гостиный двор». Проще всего дойти до уникального музея под открытым небом от набережной Фонтанки. Необходимо свернуть на улицу Чайковского и идти до конца а затем свернуть налево. Здесь и начинается мозаичный дворик, совсем скоро вы увидите детскую площадку, украшенную мозаикой.

Сегодня я пребываю в культурном шоке! Буквально несколько часов назад обнаружила в Контакте потрясающего Мастера! Знакомьтесь - художник и архитектор Егор Золотарев и его Мозаичный дом!


Так выглядит Дом с другой стороны. Подозреваю, что сарайчик и всякие лишние строения будут снесены и вокруг волшебного дома вырастет когда-нибудь волшебный сад.

А пока давайте посмотрим на детали Дома.

Это крыша Дома и дымоход в виде ангела.

А так Дом выглядит ночью. Потрясающе, не правда ли!

Это вход в Дом. Серьезная дверь! Все же такое необычное жилище может создать иллюзию у плохих людей, что живет в нем крутой бизнесмен, а не бедный художник, который создавал все сам - от проекта, до оконных рам и уникальных люстр.

Вот они, кстати, эти люстры! Такие же, или лучше, можно заказать Мастеру. Он будет вам очень благодарен. Все ведь знают, что талантливые художники в нашей стране всегда нуждаются в поддержке.))

Вот так рождаются люстры!

Впрочем, пока я писала этот пост, сам Егор Золотарев зарегистрировался на нашей платформе, чему я несказанно рада. Теперь он лично расскажет нам о всех тонкостях этой уникальной стройки длинной в пять лет и сможет ответить на любые вопросы любознательных голосян.

Заходите на страничку @zolotarevegor , подпишитесь, поддержите и помогите освоиться.

Арт-ХАУС. Часть 1. Необычный дом своими руками.

Ода мозаичному дому (фрагмент)

По светлой тропе ты сказке навстречу,
Пройдя через лес, где птицы щебечут,
Увидишь среди тишины и природы,
Дом полный тепла и полный свободы.

Шедевр эпохи художником создан,
Такой красоты, что не видели звезды.
Его мастерство отражается в сердце,
Всем чувствам души открывается дверца!

Татьяна Межуева


Фотографии взяты в группе

Изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга Святославович» выполненный по эскизу М.А.Врубеля.

Всегда ли мы подразумеваем всю широту творческого гения Михаила Врубеля, когда называем его художником? Конечно, Врубель — это тот живописец, который подарил миру своих невероятных Демонов. Это тот живописец, который воспел эстетику русской народности и стал одним из самых значимых художников конца XIX века.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Врубель был талантливым декоратором, поэтому несправедливо обходить стороной декоративно-прикладную сторону его творчества. В счастливое время участия в Абрамцевском кружке художник проникся идеей ренессансного многозадачного мастера и с упоением учился искусству керамики, майолики, скульптуры и техникам различных народных промыслов. Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

В этой статье «365» хочет познакомить вас с рядом московских строений, которых не обошел стороной творческий гений Михаила Александровича Врубеля. Гуляя по Москве, не поленитесь и зайдите в эти особняки, где до сих пор сохранился модернистский дух начала прошлого столетия.

Гостиница «Метрополь»

Фасад «Метрополя». «Принцесса Грёза»

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М.Врубеля, «Принцесса Грёза».

В 1896 году С.Ю. Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Работа на выставке не произвела должного впечатления на зрителей, но поразила критиков романтической глубиной передачи образа, навеянного пьесой французского поэта Э. Ростана.

Гостиница «Метрополь»

Поэтому когда перед Витте встал вопрос, кого пригласить участвовать в отделке строящейся гостиницы в самом сердце Москвы, выбор пал на Врубеля, чтобы назло недоброжелателям увековечить его прекрасную работу.

Адрес: Театральный проезд, 2.


Дом в Лебяжьем переулке ведет свою историю с XIX века. Склады, водочный завод, синематограф и театр миниатюр — многое происходило здесь, пока по заказу мецената П. Г. Солодовникова здание и близлежащие к нему постройки не переоборудовали в жилые помещения.

Под самой кровлей находится керамическое панно, изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей, изготовленное по отливкам Михаила Врубеля.

Фрагмент центрального панно, выполненного по эскизам М. Врубеля

Адрес: Лебяжий переулок, д. 6/1.

Самая обычная прогулка по Москве может неожиданно принести встречу с Михаилом Врубелем. Главное знать, где искать.
Доходный дом Ф. А. Александрова мог остаться обычным образчиком архитектуры своего времени, если бы не керамические панно из абрамцевской плитки над балконными окнами, сделанные по рисункам «Бессмертники» великого мастера.

Элементы декора доходного дома Ф. А. Александрова. «Бессмертники» Врубеля слева внизу

Адрес: Мерзляковский переулок, д.20.

Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина

Усадьба названа по фамилиям владельцев, которым она принадлежала после княжеского рода Хованских.

В 1894 году по заказу Е.Д. Дункер художник выполнил мозаичный триптих «Суд Париса», а также панно «Венеция» и плафон с изображением цветов.

М. Врубель. «Суд Париса». Декоративное панно, 1893

Сегодня работы Врубеля, выполненные для этого особняка, можно увидеть в собрании Омского музея изобразительных искусств и в коллекции Русского музея.

Адрес: Поварская ул., дом 9, стр. 1-1А.

Свидетельства об этой усадьбе имеются уже с конца XVIII века, здесь даже сохранились старинные палаты и элементы убранства того времени.

Однако, когда в 1895 году усадьба стала принадлежать Алексею Викуловичу Морозову, её ожидали перемены. Для выполнения заказа по переделу дома, согласно вкусам хозяина и веяниям времени, был приглашен знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, который в свою очередь пригласил Михаила Врубеля принять участие во внутренней отделке особняка.

М. Врубель. Триптих «Фауст»

Для этой усадьбы художник создал живописные панно по мотивам «Фауста» Гете. Эти панно отличаются беглостью и приблизительностью, расчленением на планы, что усиливает сходство с аппликацией.

Сейчас эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Адрес: Подсосенский переулок, д.21.

Особняк З. Г. Морозовой

Еще один пример работы Михаила Врубеля в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем.

В этот раз художник принимал участие внутренней отделки особняка жены великого русского мецената Саввы Морозова. Шехтель посчитал, что Врубель сможет привнести в готические интерьеры свою сумрачную выразительность, и не ошибся.

М. Врубель. «Роберт и монахини»

Для этого особняка художник выполнил ломаную и крайне динамичную скульптурную композицию «Роберт и монахини», а также создал эскиз к витражу, который был выполнен с использованием старинной техники.

Адрес: улица Спиридоновка, 17.


Очередное совместное творение Михаила Врубеля и Фёдора Шехтеля — Усадьба Салтыковых-Чертковых. Попасть в эту усадьбу можно только во время проведения на его территории выставок, но это стоит сделать хотя бы ради лицезрения невероятного камина, сотворенного Врубелем по заказу хозяина дома.

Скульптурное убранство камина, созданное в унисон стилю модерн, изображает игривых нимф и сатиров, резвящихся меж ветвей деревьев.

Адрес: Москва, Мясницкая улица, д. 7.

Текст: Анна Вихрева

Ольга Казакова

кандидат искусствоведения, директор Института модернизма

Мозаика «Мир во всем мире» на станции метро «Новослободская»

Мозаика чудом сохранилась до наших дней. В свое время она не понравилась Хрущеву, который возмутился тем, что женщина босая - в этом он увидел намек на нехватку обуви в стране. Женщину обули в сандалии, но Хрущев все равно приказал демонтировать мозаику. Авторы не выполнили приказ и сохранили панно, загородив его фальшивой стеной, облицованной гранитом. После смерти Хрущева фальшивую стену снесли, сандалии убрали, а над головой женщины с ребенком поместили голубя с лентой - раньше на их месте был портрет Сталина.

Мозаика на Дворце пионеров на Воробьевых горах

Адрес: ул. Косыгина, 17, кoрп. 1

Квинтэссенция советской мозаики: здесь и множество пионеров, трубящих в трубы, марширующих и сажающих деревья, и вечное солнце, и профиль Ленина, и дети у костра (символизирующие советские республики). «Четыре мозаики, обозначающие стихии, на торцах корпусов Дворца пионеров, выложены из окрашенных кирпичей, а знаменитый пионерский костер над главным входом - из крупных кусков цветного стекла. Композиция выглядит удивительно вольной, не скованной, разреженной, тяготеющей к абстрактности», - говорит директор Института модернизма Ольга Казакова.

Адрес: Новый Арбат, 36

1963–1970

Абстрактные взрывы на фасаде конференц-зала СЭВ сделаны из бетона и натурального камня. Сейчас в здании работает департамент национальной политики и межрегиональных связей Москвы, а конференц-зал переделан под концертный и филармонию.

Мозаика «Осень» в «Гараже»

Адрес: ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

1968–1971

До музея в этом здании работал легендарный ресторан «Времена года». В годы перестройки в нем был пожар, а к 2015-му здание и мозаику отреставрировали. Раньше над «Осенью» висел подвесной потолок - теперь на его месте полоса рыжего кирпича. Григорий Ревзин называет мозаику «характерным образцом монументальной халтуры ранних 70-х годов, какой было принято украшать здания домов культуры, загсов и учебных заведений».

Советская мозаика являлась одним из немногих инструментов украшения города. Мозаики уникальны тем, что они встречаются и в интерьерах, и в наружном украшении зданий. По мозаикам легко проследить эволюцию идеологии, схватить элементы повседневности и даже понять, о чем люди размышляли и мечтали (покорение космоса, фантазии на тему освоения других планет). Мозаика часто несет в себе информацию о перемене внутреннего курса (например, на «Добрынинской» на мозаике с парадом советских войск вместо Сталина появился Гагарин, который к тому моменту еще мальчиком был). При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены, хотя, конечно, иногда сюжет не имеет никакого отношения к городу или конкретному заводу.

Расцвет советской мозаики пришелся на 60–70-е - это последний период, когда Советскому Союзу еще было что сказать и миру, и собственным гражданам. В мозаиках отразились покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, исчезли и мозаики. К тому же после 70-х разрабатываемые серии домов стали выше, и покрывать мозаиками отдельные их части считали нецелесообразным.

Мозаики - это не архаичное искусство. Их делали и в Древнем Риме, и в Советской России. Сейчас их меньше, потому что вернулась мода на витражи (точнее, их открыли заново), но мозаики когда-нибудь обязательно вернутся. Звучит невероятно, но в Перми возводят новый ЖК «Циолковский» с элементами постконструктивизма и с панно на космическую тему. И всего шесть этажей.

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Для людей мозаики стали элементами повседневности, и это туристическое, наивно-детское впечатление нужно будить. Сталинскую архитектуру тоже не очень ценили в 60–70-е годы, но сейчас мы понимаем, что пыль истории, а что ее фундамент. Мозаики останутся. Уже сейчас молодые люди их воспринимают как наследие ушедшей цивилизации. Если мы посмотрим на то, что лайкают в условной