Обычаи обряды традиции коми народа. Лесные люди. Для каждой национальной кухни применяется единая нумерации рецептов. Рецепты составлены, в основном, из расчета на одну порцию. Вес продуктов указан в граммах

Государственный герб Республики Коми представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции, выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу "Золотой Бабы", жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.


Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно- политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.


Государственный флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов Республики Коми. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.


ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно- прикладного и устно- поэтического творчества.


Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья. Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей.


Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.


ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ Традиционно у коми одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением "человек без одежды" называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека.


Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для ее владельца. Можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду. У прилузских коми говорят, что можно обезопасить себя от колдуна или снять порчу, насланную им, если тайно сжечь фрагмент его одежды.


С помощью собственной одежды можно и избавиться от недуга. У ижемских коми считается, что больному либо его родственникам следует отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания. До настоящего времени у ижемских и угорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду больного человека(либо ее фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте. Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в надевании различных элементов одежды. Нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня.


Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, "передав" ее другому человеку вместе со своей одеждой. В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. До сегодняшнего дня музейные работники сталкиваются с этой проблемой при сборе экспонатов.


Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову (снимать через ноги - грех, "так только с покойника снимают"). Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке - "если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым, его потом черти будут носить". По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.


У коми существует ряд поверий и запретов, связанных с одеждой: рубашку, принадлежащую живому человеку, нельзя вешать на веревку, развернув грудью вверх - "как у покойного". Для снятия с младенца порчи достаточно совершить магические процедуры над свертком из его пеленок и одежды. У человека можно вызвать болезнь того или иного органа, если на его нестираной одежде вырезать круглое отверстие, соответствующее местоположению определенного органа. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.


В ритуалах одежда человека рассматривается одновременно и как "граница" от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.


ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА Обработка дерева На протяжении всей истории формирования территории Республики Коми, лесное изобилие предопределяло и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.истории формирования территории Республики Коми,


Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.


Ткачество. Вязание Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухсуточного бранного ткачества на большом количестве дощечек, односуточного бранного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью бранного ткачества Восточной Европы.


Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.


Музыкальные инструменты Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).


Обработка меха, кожи Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Яковкина Валерия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 3»

Номинация «Народ российский семьею крепок…»

Тема «Есть в России народ такой – коми-пермяк»

Выполнила:

Яковкина Валерия,

ученица 7 класса.

Руководитель проекта:

Яковкина Светлана Олеговна.

г. Донской, мкр. Руднев, 2016 г.

Введение…………………………………………………………………..3

I. Кто такие коми-пермяки?..............................................................4

Исторические сведения о коми-пермяках………………………….4

Национальная одежда……………………………………………….5

Кухня………………………………………………………………….6

Религия………………………………………………………………..7

Устное народное творчество………………………………………..7

II. Традиции и обряды коми-пермяков……………………………..9

Свадебный обряд……………………………………………………..9

Календарные праздники и обряды Коми-Пермяков………………15

Заключение……………………………………………………………….18

Литература………………………………………………………………..19

Приложение………………………………………………………………20

Введение

Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На ее территории проживает более 190 народов. Мой дедушка, отец папы, является коми-пермяком. Эту народность имеют около 95000 человек, что составляет около 0,07% от всего населения России на 2010 год.

Мне захотелось как можно больше узнать о традициях и быте коми-пермяков.

Цель: Изучение происхождения коми-пермяков, их быта и традиций.

Задачи: изучить теорию и собрать материал по теме исследования.

Гипотеза:

Изучив литературу, в которой наглядно можно увидеть внешность и национальный костюм коми-пермяков, а также их традиции, выполнить сравнение с русскими костюмами и традициями

Цель проекта:

Изучить литературу о коми-пермяках;

Познакомиться с устным народным творчеством клми-пермяков;

Выполнить сравнение быта коми-пермяков и русских.

Методы исследования:

Изучение теоретических материалов

Анализ.

  1. Кто такие коми-пермяки?

Исторические сведения о коми-пермяках

Коренное население Прикамья, или, как говорят, исконное. Коми-пермяками называют себя потомки тех, кто поселился когда-то в тайге, в бассейне реки Иньвы. Они говорят на финно-угорском наречии, на этом же наречии говорят их далекие родственники в Финляндии.

Коми-пермяцкий народ имеет свою территорию. Это самостоятельная часть России – Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Коми-пермяки проживают на северо-западе Пермского края.

Русскоязычное наименование народа «пермь» или «пермяки», скорее всего, адаптированно от перенятого у вепсов названия. В вепсском языке часто упоминается словосочетание «пера маа», что в переводе звучит как «земля, находящаяся за рубежом» или «за горизонтом». Первое упоминание о коми-пермяках, которое можно найти в русских документах, относится к XII веку - это рукопись, датируемая 1187 годом.

В конце XIX - начале XX века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона внешность коми-пермяков была описана следующими словами:

«Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом».

Традиционным видом поселения коми-пермяков является маленькая деревня или хутор. Возводили люди свои дома возле рек, по берегам озер, также вдоль дорог строили, но обязательно при наличии рядом источников воды: ключей или колодцев. Строение разделяли на жилую избу, сени, клеть (двор). Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь, продукты, а летом там и спят.

Первоначально основным хозяйственным занятием коми-пермяков, особенно в северных районах, был промысел рыбы, охота на разного зверя, сбор даров леса. Зверей добывали с двумя целями: для еды и ради меха. Сельское хозяйство и животноводство пришли немного позже, но очень быстро прижились, заняв ведущие роли в быту коми-пермяков. Сеяли на полях овёс, ячмень, озимую рожь, горох, пшеницу, а ещё коноплю, лён - для производства тканей. Из овощных культур популярны были капуста, репа, лук, редька. После культивировать стали картофель, свёклу, редис, морковь. В ХХ веке появились на огородах такие теплолюбивые растения как помидоры, чеснок, огурцы. Из домашнего скота держали коров, лошадей, грубошерстных овец. На южных территориях разводили также свиней и птицу: гусей, кур, индюшек. Помимо перечисленного имели место быть кустарные промыслы: скорняжное дело, столярное, кузнечное, гончарное, ткачество, смолокурение.

Национальная одежда

Женщины в крестьянских семьях носили рубаху с длинными рукавами, круглым воротом на сборке, пошитую из цветной, реже из белой ткани, со вставками по плечам, сверху сарафан «дубас», скроенный клиньями из синего холста или ткани-набойки. Подпоясывали одежду пояском, плетённым или связанным, украшенным бахромой, поверх сарафана носили передник «запон», белый либо разноцветный. Головной убор женщин назывался «самшура», своеобразный чепец с круглым твёрдым дном, обшитый красной тканью, украшенный вышивками, тесьмой. Выходя на улицу женщина поверх чепца повязывала платок.

Мужчины одевали штаны «вешъян», сшитые из прочного, но грубого сукна синего цвета. Рубаху носили чаще всего из белой ткани, которую выпускали поверх брюк, подвязывая плетённым либо вязанным поясом. Рукава и ворот рубахи украшались красной тесьмой, на вороте вместо пуговиц пришивались завязки. Головными уборами мужчинам служили валянные колпаки, позже им на смену пришли фуражки, картузы.

Верхняя одежда была одинакова для обоих полов. Носили, когда прохладно, кафтан из толстого холста, называемый «шабур». Пониток - более длинное и теплое одеяние, чем кафтан, пошитое из шерстяной ткани. Зимой одевали тулуп из овчины. Обувь, в летней период, носили берестяную из лыка. В более холодных, северных районах шили кожаные коты (обувка наподобие галош), носили такие с тёплыми шерстяными носками. На охоту и рыбалку одевали сапоги бродни, тоже пошитые из кожи. А в холодное время обувка была войлочная из шерсти овец.

Кухня

Основным кушаньем у коми-пермяков являлись мучные изделия. Готовили лепёшки, хлеб, колобки порой с добавлением перемолотых ягод черёмухи, толченой пихтовой коры или лебеды. Кроме этого пекли блины, шаньги, оладьи, пироги с разной начинкой. Лепили пельмени с мясом, редькой, грибами, рыбой. Из первых блюд варили супы: мясные с добавлением круп, щи из кислой капусты, суп с грибами, уху. На второе готовили каши, картофель, рыбу. Рыбные блюда были повсеместны и популярны. Употребляли также молочные, мясные продукты, овощи. На зиму засаливали или сушили грибы, мочили ягоды, коптили, солили либо вялили рыбу. Из напитков популярен был квас «ырош» приготовленный из хлеба. Варили кисель: ягодный, гороховый, овсяный. Готовили брагу и домашнее пиво, называемое «сур», пили его на праздник. Повседневным напитком считался чай, чаще всего травяной.

Религия

Сейчас большая часть коми-пермяков исповедуют православное христианство, кроме того сохранилось несколько деревень, населённых староверами. Однако исконным верованием являлось язычество, отголоски которого сохранились и ныне. До сих пор можно услышать сказания про духов-хранителей. Про хозяев леса, воды, про невидимых существ оберегающих дом, очаг, хозяйственные постройки. Древнее представление о боге Ене (создателе мира) и враге его Куле переплелись с библейскими понятиями добра и зла. Существует суеверие о «нечистой силе», называют таких существ «чудами», по преданию они мелкие, зловредные и всячески портят жизнь людям. Сохранился культ предков, отобразившийся в ритуалах поминовения умерших. До недавних пор существовал культ «скотьих» богов, покровителей домашней скотины - Лавра и Флора. В подношение им было принято резать барана или быка, делалось это в особых, культовых местах, потом организовывалась общая трапеза. Сейчас данный обряд ушел в прошлое.

Устное народное творчество

Художественное творчество народа возникло как творчество для себя, для удовлетворения своих эстетических потребностей. Несмотря на бесправие и нищету, коми-пермяки хранили и развивали свою самобытную культуру и донесли ее до наших дней.

Как и у других народов, у коми-пермяков пословицы и поговорки отражают народную мудрость. Они возникли очень давно, в них обобщён жизненный опыт первого народа Урала. Пословицы говорят о явлениях природы, предметов быта, человеческих качествах, дают оценку.

Наиболее важное место в устном народном творчестве занимают похоронные и поминальные причитания (олляланнэз) – ядро коми-пермяцкого фольклора.

Украшают речь коми-пермяков меткие народные выражения, например

«Тараканов нанизывать на нитку» (бездельничать), «Узор её (его) рук хорош» (мастер или мастерица), «Шить иглой без ушка» (обманывать), «Сложен от земли» (человек крепкого телосложения), «Печень сосать» (голодать), «Кто в рощу, кто в лес» (действовать недружно), «Хвост замаран» (о провинившемся человеке), «В доме лёд плывёт» (в доме очень холодно), «Не все с ним» (о человеке с умственными недостатками), «Вверх-вниз летает» (человек, полный счастья).

У коми-пермяков, как у любого народа, есть свои сказки. Бабу-Ягу в них зовут Ёмой, а водяного – Вакулем. Есть в сказках и злые колдуны, и помощники-чуды. Большую часть коми-пермяцких сказок в свое время собрал, сохранил и передал писатель Василий Климов. Понадобилось ему на это 35 лет.

Привлекают сказания о богатырях. Самые известные коми-пермяцкие богатыри - Кудым-Ош и Пера-богатырь. Последний жил в Гайнском районе и по легенде расправился с водяным Вакулем, который жил в реке Кама, и не давал людям рыбачить. Вакуля Пера-богатырь отправил жить в озеро, которое после этого назвали Адовым.

Богатырь Ош основал село Ошиб в Кудымкарском районе. Благодаря Кудым-Ошу появился Кудымкар. А Яг-Ош жил в Перми на месте Мотовилихи. Течет сейчас там река Ягошиха, названная именем богатыря.

Всего же из-под пера Василия Климова вышло более 25 книг. Произведения коми-пермяцкого фольклориста переведены на многие финно-угорские языки – в том числе финский, эстонский, венгерский.

Также очень богат народ коми-пермяков песнями.

  1. Традиции и обряды коми-пермяков

Свадебный обряд

В старину коми-пермяки предпочитали жить большими семьями, которая состояла, как правило не менее четырех, поколений – родителей, женатых сыновей, внуков с их женами, правнуков. Большая семья часто занимала две соседние избы, стоящие рядом друг с другом на одном общем дворе.

Вести хозяйство большой семьей было выгодно и удобно. Такая семья сообща владела большим участком земли, охотничьими и рыболовными угодьями – всем необходимым, чтобы с общего хозяйства получать доход и иметь возможность одеть и обуть семью.

Все в такой семье находилось в общем семейном пользовании, а в личном – лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки.

Главой семьи был мужчина, хозяин. За глаза его называли «большак» или «старшой», а в глаза – батюшка. Хозяйку называли за глаза – «большуха», а в глаза – матушка. Она руководила всеми домашними работами.

Каждая семья имела свой знак собственности, тамгу – пас. Пока дети жили с родителями одной семьей, знак собственности у всех был общий. Как только сыновья отделялись они обзаводились собственным «пасом»: за основу брали отцовский знак и добавляли к нему две-три дополнительных черточки или узора. До массового распространения грамотности такой знак на документе заменял подпись.

Когда только сыну исполнялось 18-20 лет, его родители начинали подыскивать невесту. Подыскав, засылали сватов. Сват приходил в семью невесты чаще всего под вечер, когда вся семья в сборе, и произносил фразу: «Телицу я высматриваю и покупать пришел». Отец невесты отвечал на это «У меня есть телица, давай посмотрим». С этих слов начиналось сватовство.

Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.

Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное.

Сначала отец жениха смотрит и высватывает невесту без жениха. Отец и мать невесты при согласии выдать дочь рядятся с отцом жениха, сколько им надобно взять денег, муки ржаной, бражной муки, солоду, говядины, рыбы и хмелю, невесте кокошник, коты. Когда все это получит отец невесты, тогда сделают посиделок: отец и мать жениха приезжают к невесте без жениха, как здесь водится, жених не видит невесту до венчального дня.

Святость брака соблюдалась строго, без воли отца девушка замуж не шла, бывали случаи, когда при родителях и невест крали, бывало, что жених обратно невесту посылал, если не нравилась. Если молодые поступали вопреки желанию родителей, то свекор и свекровь требовали от них покориться им. Бывали и такие случаи: не покорились молодые родителям, тогда свекор отправил их жить на сторону. Родственники посоветовали им покориться, и они пошли на это: упали в ноги родителям, долго плакали. Свекор и свекровь простили молодых, а потом отдали им половину дома. Не мог быть заключен брак, если у молодых была одна и та же крестная мать. Запрещались браки между кумой и кумом, крестными одного ребенка. Препятствием к этому служило давнее убеждение о духовном родстве людей, образованном путем крещения. Были распространены большей частью браки между молодыми одного села или одной деревни или их ближайшего окружения.

По окончании хозяйственных работ, с Покрова дня (1 октября) начинались молодежные гулянья. По очереди в домах или в какой-либо одной избе, на время выкупленной у хозяина, девушки собирались на супрядки - прясть лен и коноплю. К девушкам приходили парни, и сборище молодых превращалось в гулянье. Если парень приглашал девушку пройти по деревне или прокатиться на санках, то это рассматривалось почти как объявление о брачном сговоре. Люди следили и говорили: "Раз парень девушку прокатил, да два прокатил - тут и быть свадьбе". В период святок - от Рождества до Крещения - молодые с волнением ожидали своей свадьбы. В это время много гадали, стремясь узнать о будущей жизни. Если девушке в гаданье везло, то она об этом никому не говорила. Она боялась, что на нее злые люди могли наслать порчу.

Сватались в счастливые дни - в субботу и воскресенье. Сватовство происходило быстро, без длительной словесной игры. Распивали пиво и тут же договаривались о дне свадьбы.

Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. По пути в баню обязательно пели песню "Растопляйся, красна банька..." Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.

На венчальный день собирают поезд, в коем бывают: тысяцкой, сваха, бояре, дружки и лагунные. Всех сих жених зовет с хлебом печеным. Каждому носят каравай или по-здешнему называют челпан хлеба. На каравай кладут деньги по возможности. Когда всех созовут, которые должны ехать с женихом по невесту и в церковь для венчания новобрачных, тогда накануне венчального дня, вечером ходят жениховы поезжане в баню с женихом мыться щелоком, сделанным из пепла дровяного. Потом расходятся по домам.

По утру в венчальный день званые на брак и мывшиеся в бане с женихом приезжают на конях к жениху, зимой на санях, а летом на верховых лошадях. Дружки почти всегда ездят на верховых лошадях, кои назад себя привязывают за шею распущенные большие красные барцевые платы, веющие на спине дружек как флаги. Приезжие все званые к жениху ставят коней своих с санями во двор скотский, потом заходят из двора скотского в избу жениха, садятся за стол, посидевши выходят из-за стола. Тогда отец и мать жениха благословляют образом, по благословении образом жених со всей своей свитой выходит в скотский двор. Садятся на сани и выезжают из двора с песнями. Если родные не умеют песни петь, то посторонних женщин петь песни нанимают за деньги.

На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.

Упряжки лошадей украшали лентами, полотенцами, красивыми тканными поясами, подвешивали колокольчики. Дружки жениха, обвязанные полотенцами, ехали верхом впереди свадебного поезда. Подъехав к дому невесты, ворота которого, как правило, закрыты, под окном попросятся у отца невесты с молитвою и наговорами по их обряду, затем жених и его друзья поднимали стрельбу, кидали через забор во двор деньги – только после этого их пускали в дом.

Сваха невесты выходит с большой чашкой браги на встречу жениховой, коя встает из саней и наливает тоже свою большую чашку браги. Подходят свахи друг ко дружке и стараются прежде налить из чашки в чашку одна другой брагу. При этом действии замечают: если сваха женихова успеет прежде налить в чашку браги невестиной свахе, то будет большина женихова над молодой, если невестина сваха нальет прежде жениховой свахе в чашку, то будет большина невесты над молодым. И потом обе свахи брагу выпьют из чашек досуха.

После сей церемонии жених со свадьбой приходит в избу невесты, не снимая шапку с головы, проходит к столу с тысяцким и свахой, потом обходят вокруг стола три раза. После обхода садятся за стол. Тогда уже жених снимает с головы своей шапку, дружки просят отца невесты, дабы скорее снарядить невесту.

Центральным событием свадьбы был переезд невесты в дом жениха. Везли ее на разукрашенных санях, сопровождали ее родственники и подруги. Незадолго до отъезда крестная мать или сваха делали невесте прическу замужней женщины: волосы заплетали в две косы (девичья коса была одна), укладывали вокруг головы, поверх надевали повойник, а затем кокошник или шамшуру. Носить такой убор могла только замужняя женщина. Чаще свадьбу справляли три дня - в день венчания, на следующий день за "большими столами" в присутствии многочисленных родных и близких, на третий день молодые предпочитали навестить дома родственников.

Приехавших в дом жениха молодых осыпали зерном, хмелем и пухом – все это символы пожелания богатства. Затем начинался свадебный пир, во время которого полагалось, чтобы столы ломились от изобилия блюд. Снарядивши невесту, отец и мать выводят ее к столу. Тогда жених встает из-за стола, встречает невесту близ стола и стараются оба друг друга успеть прежде ударить правой ногой. При замечании такового, если жених прежде ударит невесту правой ногой, то будет большина жениха над молодой. Если невеста успеет прежде ударить ногой жениха, то невеста будет иметь большину над молодым"

Пир второго дня назывался «большой стол». В этот день уже гуляла не молодежь, сколько солидные, степенные, замужние и женатые люди – родственники, соседи, просто знакомые. В этот день продолжаются свадебные игры: молодых обливают водой, валяют в снегу, молодого мужа обливают сметаной, а молодая жена должна проявить свою сноровку и быстро его обтереть полотенцем. Молодожены и гости взаимно одаривают друг друга подарками.

Пир третьего дня называется «пирожный стол». В этот день молодая должна была продемонстрировать свое умение печь пироги. Но не только это: в присутствии гостей она начинала топить печь, подметать пол, мыть посуду. Все старались ей мешать, но она упорно делала свое дело. За это ей кидали деньги и дарили разные подарки.

Наконец, гости разъезжались. Последними отбывали родители невесты. Свекровь тут же давала задание молодой снохе: прясть, шить, доить корову, чистить хлев, носить дрова, убирать в избе. Так молодая жена начинала свою жизнь в семье мужа.

В современном свадебном обряде кое-что в виде веселой игры сохранилось в сельской свадьбе и сейчас: символический выкуп невесты у ее подруг, обливание молодых водой, шутливые состязания, игры, песни.

Календарные праздники и обряды Коми-Пермяков

Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Значительное влияние на календарную обрядность коми-пермяков оказали и традиции соседнего русского населения. В то же время исследования показывают сохранность и архаичных пластов обрядности, сближающих коми-пермяков с другими финно-угорскими народами Поволжья и Приуралья.

В календарных праздниках и обрядах коми-пермяков наиболее значительным был пласт аграрных обрядов, в то же время в нем нашли отражение обычаи животноводческой и промысловой магии, культа предков, представления о природных явлениях.

Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали прогностические ритуалы, сохраняющие свое значение в течение всего года, – святочный и пасхальный. При этом святочный период соотносился с важной датой солнечного календаря – днем зимнего солнцестояния, а пасхальный связывался с началом нового природного цикла и хозяйственных работ. Святочный был главным празднично-обрядовым циклом зимнего периода. Святками Цветтем, Светтем называли период от Николина дня (19.12) до Крещения (19.01) либо с Рождества (07.01) Рошво, Розосво, Орошво до Крещения. Особо почитался и Рождественский сочельник, известный и как Куття вун.

В этот день готовили пресные сочни, три из них оставляли на божнице, а весной использовали при первом выгоне скота. На Рождество были известны обходы домов, в Косинском районе, например, носившие название "виноградья" (из-за исполняемых при этом текстов с припевом "Виноградье, красно-зеленое"). "Виноградья" известны у русских Европейского Севера, но почти не сохранились в русских традициях Прикамья. В то же время в коми-пермяцких традициях усвоенные у русских обычаи сохранялись значительно дольше. Это подтверждает высказанный неоднократно исследователями тезис о том, что коми-пермяки сохранили некоторые архаичные черты русской культуры, часто уже утраченные русскими в Прикамье. Рождественские славления и обходы были известны коми-пермякам не везде.

К Святкам приурочивались и многочисленные гадания о замужестве и будущем урожае, молодежные игрища, хождения ряженых. Ряженых в каждом районе называли по-разному: калян, маскар, вочотчом, чуды, модотчомосъ, силигуны, шулькуны, кульшуны. Характерными для коми-пермяков были представления о "выходе" на Святки этих мифологических персонажей. В завершение святочного периода в ночь на Крещение проводили изгнание чудов: чуддэзос тальны (чудов топтать), чуддэзос вашотлыны (чудов гонять).

Повсеместно были распространены поверья о необходимости "зачерчивать", "крестить" окна и двери жилых и хозяйственных построек (ставить мелом или углем крестики), чтобы нечистая сила не зашла в дом.

К Васильеву дню (13.01) было принято делать холодец из ног и голов животных.

Среди летних праздников особо почитались Иванов день (07.07) и Петров день (12.07). При этом Петров день повсеместно считался началом сенокоса.

Началом осени считался Ильин день , с этого праздника можно было употреблять в пищу овощи и фрукты нового урожая. С Ильиным днем связывались запреты на сбор после него лекарственных трав, ягод земляники, а также запрет на купание. Ильин день выступал сроком, с которого начинали играть на дудочках (пэлянах).

Осенний период соотносился с тремя Спасами , днем Флора и Лавра, Семеновым днем, Воздвиженьем. Уборку полевых и огородных культур, а также полевой выпас скота завершали к Покрову. В Гайнском районе этот праздник получил название Пастух лун, так как к нему приурочивали угощение пастухов обрядовой кашей. Обряды сопровождали и осенние хозяйственные работы и связывались с началом и завершением жатвы, уборки льна и молотьбы. Первые сжатые колосья приносили в дом и ставили на божницу. По завершении жатвы южные коми-пермяки ставили божью бородку, оставляли на поле последние стебли ржи или ячменя. При этом бородка делалась в виде небольшого снопика. После завершения жатвы часто совершали в поле или дома и обрядовую трапезу обжинки. Завершение молотьбы также связывалось с праздником и обрядовым застольем, в деревне Подволошино Юсьвинского района этот праздник получил название богатый овин. Особый, девичий праздник проводился и по завершении уборки льна.

В календарном цикле коми-пермяков достаточно развитой была поминальная обрядность. Поминальными днями считались Крещение, Степанов день (09.05), Троицкая суббота, Троицкое заговенье, Петров день, Ильин день, Покровские и Дмитриевские субботы. Однако большие поминки проводили в Радоницу и Семик, при этом в Семик было принято обязательно посещать кладбище.

Заключение

Так как дедушка умер, а папа ездил на родину дедушки совсем ребенком, мне пришлось обратиться к литературе и интернет-источникам. Изучив информацию в интернете, я узнала что у коми-пермяков есть свой язык – коми-пермяцкий, алфавит, фольклор, костюмы.

В моей внешности уже нельзя увидеть черты коми-пермяков.

Коми-пермяки, проживая в России, вняли в свои традиции и быт, много привычек своих соседей. Алфавит был основан поначалу на латинском языке, но в последствие – на кириллице: в алфавите появились буквы похожие на русские. В национальном костюме встречаются узоры русского народного костюма, в избе расположена русская печь, дома бревенчатые, в кухне имеются блюда, очень похожие на русские.

Так как коми-пермяки православные, то они отмечают такие же праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, три Спаса (но с другими названиями), Ильин день, Петров день и другие. Свадебный обряд схож с русским, который включает в себя: сватовство, приданое, выкуп.

Я думаю, что многие народы, населяющие Россию, с течением многих прожитых лет, во многом переняли друг у друга обычаи и традиции. В семье, в которой проживают несколько народностей, блюда и традиции сливаются воедино, и со временем уже не отличить одну народность от другой. Так и в России, народы, на ней проживающие, сливаются воедино. Поэтому Россия всегда будет единой и могучей.

Литература

  1. Коми // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с.
  2. Коми-пермяки // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. +Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с.
  3. Коми-пермяки // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.
  4. Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  5. Мифология коми//Москва-1999
  6. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России

https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки

https://traditio.wiki/Коми-пермяки

Приложение 1.

Сказка «Отчего у безрукого отросла рука»

из сборника «Заветный клад» Василия Климова.

Были два брата – бедный и богатый.

Бедный пришел к богатому, просит:

Пособи мукой: семья с голоду гибнет.

Богатый говорит:

Отруби себе палец – дам.

Делать нечего, бедный отсек себе палец. Через некоторое время бедный снова идет к богатому брату за помощью, а тот говорит:

Отрежь себе кисть – дам.

Бедный брат отрезал себе кисть.

Через некоторое время бедный брат снова идет к богатому за помощью, а богатый говорит:

Отруби руку по локоть – помогу.

Бедный так и сделал – отрубил.

Однажды бедный брат пошел грибы собирать, припозднился и заплутал. Решил он заночевать в лесу. Нашел дерево с тройной вершиной, полез на него и спать устроился – оттуда не упадешь, и волки не достанут.

Проснулся ночью, слышит разговор. Глянул вниз – там черные мохнатые люди. Это лесные чуды.

Старый чуд спрашивает у молодых:

Какие пакости сегодня людям сделали?

Один говорит:

Я бедному человеку искалечиться помог.

Второй говорит:

С моей помощью плотину размыло.

Третий говорит:

Я женщине глаза выколол.

Старый чуд выговаривает молодым:

Вы неладно делаете. Ослепшая женщина умоется родниковой водой, что из нашего лога вытекает, и прозреет; мельник заделает вымоину в плотине своей шубой – ее больше никогда не размоет; калека плюнет брату в глаза – и рука отрастет.

Утром бедный брат слез с дерева, выбрался из леса и пошел к богатому брату. Увидев бедняка, богатый брат спросил, зачем еще он пришел к нему. А бедный говорит:

Ты не раз мне помогал, и за это я маловато тебе уплатил, так добавку принес.

Где же она? Я что-то не вижу.

Открой глаза пошире.

Богатый выпучил глаза, бедный плюнул в них из всей силы – и рука опять целая и здоровая.

Пошел бедный брат к мельнику, а тот чуть не плачет: из пруда вода убежала.

Бедный брат посоветовал мельнику:

Ты не пожалей своей шубы – закрой ею вымоину, и больше ее не размоет.

Мельник закрыл своей шубой вымоину, и пруд на глазах стал водой наполняться. Мельник за добрый совет отвалил мужику муки и денег.

Бедный брат отвез заработанное домой и отыскал женщину, которой чуд глаза выколол. Он повел ее к чудскому роднику, обмыл ей глаза, и женщина снова стала видеть.

Приложение 2.

Национальная одежда

Приложение 3.

Известные коми-пермяки


Субботин-Пермяк, Пётр Иванович - известный художник
Тонков, Владимир Николаевич - крупный анатом, основатель советской школы анатомии, академик АМН СССР
Воронихин, Андрей Никифорович - российский архитектор
Духова, Алла Владимировна - художественный руководитель эстрадного балета "Тодес"
Григорьев, Анатолий Иванович - скульптор
Мошегов, Игнатий Николаевич - учёный, писатель

Балуев, Анатолий Данилович - кинодокументалист, лауреат Государственной премии России

Климов, Василий Васильевич (род. 1927) - коми-пермяцкий поэт, фольклорист.

Приложение 4.

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.

Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.

На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке.

Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища

К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Ремесла

Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество: Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Обработка меха, кожи: Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Духовная культура

Творчество: Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации.

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Орнамент: Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Обряды: Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Оленеводство

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Земледелие

Традиции земледелия связаны, по археологическим данным, еще с культурой перми вычегодской, непосредственных предков коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках.

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

Скотоводство

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Охота

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII - начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Рыболовство

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Собирательство

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) - из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧт i », заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Орнамент : «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.