Международный день чтения вслух первая среда марта. Методическая разработка на тему: День чтения. мая – Общероссийский День библиотек

Ярковская сельская библиотека

2 марта во Всемирный день чтения вслух в гостях у учеников второго класса (классный руководитель Кушнир Тамара Владимировна) побывала сельский библиотекарь Щербанюк Татьяна Геннадьевна и предложила почитать вслух добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой "Волшебное слово", "Три товарища" и необычайно оригинальную сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

Эти разные по своему настроению и смыслу истории - смешные, грустные поучительные, настраивали детей на рассуждения о поступках книжных героев, на воспоминания из своей маленькой, но порой очень насыщенной событиями жизни. Ребята внимательно слушали и в этих рассказах ин6огда узнавали самих себя. Отметили, что в реальной жизни, к сожалению, бывают ситуации, когда зло сильнее добра, но пришли к выводу - чтобы наша жизнь была светлой и радостной нужно совершать добрые поступки, быть добрыми людьми. А в заключение мероприятия Татьяна Геннадьевна напомнила всем совет В.А. Осеевой «Читать и думать». Чтение сопровождалось мультимедийной презентацией «К добру через книгу!». В громком чтении приняли участие 24 человека.

Марьинская сельская библиотека

В начале марта по всему миру отмечается День чтения вслух. Это прекрасный праздник, когда люди берут книги и читают их своим близким, знакомым, друзьям.

С целью популяризации чтения библиотекарь Марьинский сельской библиотеки Алиева Фатиме Мухаммедовна провела цикл Громких чтений под девизом «Чтение - вот лучшее учение» для дошкольников и учащихся 1-4 классов.

Вниманию ребят младшей группы детского сада было представлено произведение - юбиляр 2016 года «Путаница» Корнея Чуковского, а для детей старшей группы детского сада библиотекарь прочла «Муху- Цокотуху» Корнея Чуковского. Ученикам 1-4 классов было зачитано произведение известного немецкого писателя Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», и ребята получили возможность путешествовать вместе с главным героем по снежным лесам России, по морям и океанам, попадая в различные передряги, но с успехом выходили из них победителями.

В мероприятиях приняло участие 46 человек.

Мирновская сельская библиотека

Мирновским библиотекарем Косенковой Натальей Николаевной для учеников третьего класса было проведено громкое чтение «Сказка мудростью богата» посвященное Международному Дню чтения вслух. Наталья Николаевна рассказала об истории возникновения этого праздника и прочла детям несколько сказок писателей-юбиляров 2016 таких, как А.Н.Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Толи Клюквина».

После прочтения сказок библиотекарь рассказала о значимой роли чтения в жизни и воспитании детей, в свою очередь ученики сделали для себя вывод, что сказка воспитывает чувство добра, мудрости, сочувствия и уважения к старшим.

Для учащихся третьего класса был проведен обзор у книжной выставки «В мире русской сказки», с которой ребята познакомились и взяли книги для домашнего чтения.

Присутствовало: 20 человек

Новокрымская сельская библиотека

2 марта к Всемирному дню чтения вслух заведующая Новокрымской сельской библиотеки Нимчук Е.Г. посетила старшую группу детского сада «Ромашка»(воспитатель Аблялимова Айше Казимовна). Встреча в детском саду прошла под названием «Весна. Весною». О весне». Елена Григорьевна читала ребятам стихи поэтов о весне, о маме, рассказы Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Б.Белаша, а потом организовали чтение вслух по слогам, Абсилямова Эсма рассказала стихотворение «Птицы прилетели». Вниманию детей была представлена мини-выставка книг серии «Читаем сами».

Вдохновлённые чтением, дети захотели познакомиться с библиотекой. В этот - же день библиотеку посетили средняя группа детского сада (воспитатель Зоринова Кристина Викторовна) и учащиеся 2-го класса (учитель Лесавина Галина Петровна). Заведующая библиотекой Нимчук Елена Григорьевна прочла ребятам сказку А.С.Пушкина «Золотой петушок». Для учащихся 2-го класса прошло литературное ассорти, посвященное 110 - летию рождения кинорежиссера - сказочника А.А. Роу «Ожививший сказки». Елена Григорьевна познакомила детей с интересными фактами биографии писателя. Во время мероприятия были прочитаны самые интересные отрывки из сказок и был просмотрен видеоролик.

Павловская сельская библиотека

Настоящий детский праздник состоялся в Павловской сельской библиотеке во Всемирный день чтения слух, прошедший под девизом «Читаем вместе, читаем сами!». В этот день в библиотеке ребята не просто читали сказки Корнея Чуковского «Телефон» и «Федорино горе», но и с большим энтузиазмом инсценировали весёлую и поучительную сказку «Айболит». В мероприятии участвовало 12 человек.

Победненская сельская библиотека

В рамках Всемирного дня чтения в слух заведующая Победненской библиотеки Кареева Татьяна Борисовна посетила Победненский детский сад. Как сказал В.Сухомлинский «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». А заниматься развитием детей надо с раннего возраста. Как приобщить маленьких детей к чтению, как привить любовь к книге? Только посредством чтением вслух. «Сказка вслух»-под таким названием прошло это мероприятие. Воспитанникам старшей группы была предложена книжка «Сказки о царевичах». Ведь в сказках собранных в этой книге, целое волшебное царство. В нем есть не только чудесные силы и волшебство, а и самое главное- победа добра над злом, торжество любви, красоты и справедливости. Ребята послушали сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» и «Финист ясный сокол». Потом с интересом рассматривали иллюстрации и отвечали на вопросы. Слушая или читая сказки малыши понимают, что можно научиться преодолевать различные преграды: побеждать злых и коварных противников,помогать нуждающимся, любить своих родных и свой дом.

Светловская сельская библиотека

2 марта, в День чтения вслух в Светловской библиотеке для воспитанников детского сада «Солнышко» читали вслух с импровизацией, слушали, смотрели, сопереживали, обсуждали произведения С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый - полосатый» и другие в исполнении, заведующей библиотеки Кошман Оксаны Ивановны и воспитателя Чераневой Тамары Францевны. Стихи С.Маршака с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. До сих пор книги Самуила Яковлевича выпускаются большими тиражами и не залеживаются на полках магазинов и библиотек. Дошколята познакомились с литературным портретом писателя, слушали стихи в завершении мероприятия посмотрели одноименный мультфильм «Сказка о глупом мышонке». Все получили огромное удовольствие от общения!

Комсомольская сельская библиотека

2 марта, в преддверие писателей юбиляров поэтов 19-го века, библиотекарь Маллалиева Эльзара провела литературный час «Необъятен и велик мир волшебных чудо книг» для учеников 4класса Масловской школы учитель Гульшен Шефкетовной.

Девизом литературного часа был:

Книга - верный,

Книга- первый,

Книга - лучший друг ребят

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки!- Все ребята говорят.

Эта встреча проходила в рамках библиотечного творческого проекта «Современники М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Пушкина, А.А.Барто, Н.А.Некрасова и др.». Внимательно прослушав рассказ о поэтах, об истории их творческой жизни, все ребята с удовольствием прочли их стихи на память вспомнили также детские стишки А. А. Барто «Мячик», « Лошадка», «Погремушка» . Дети подготовили и принесли на урок книги которыми дорожат и любят читать в свободное время. В ходе литературного часа дети активно отвечали, слушали,делились своими впечатлениями друг с другом. Ученики с нетерпением ждут еще таких интересных и занимательных уроков от организаторов.

1 февраля в библиотеках города в рамках Всемирного дня чтения вслух прошла акция «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

В детской библиотеке им. С. Маршака в этот день каждый желающий смог прочесть стихи витебских поэтов. Учащиеся 2 «А» класса ГУ СШ №29 вместе с родителями читали стихи из книги «Детский мир» витебской поэтессы Тамары Ивановны Красновой-Гусаченко. А ещё, дети подружились с котом и кошкой, главными героями кукольного спектакля по стихотворению Тамары Ивановны «Будем дружбой дорожить».

В этот день в библиотеке звучали стихи о Витебске поэта Маины Максимовны Боборико, витебской писательницы Ольги Маслюковой, а самые юные участники акции читали стихи Самуила Маршака.



Громкие чтения «Читают дети обо всём на свете» состоялись в библиотеке им. Я. Мавра. В них принимали участие учащиеся 6 «Б» класса СШ № 31. Для прочтения вслух были выбраны познавательные книги, детские энциклопедии. Дети познакомились с новой книгой витебской поэтессы Тамары Красновой-Гусаченко «Детский мир», в которой собраны стихи, способствующие обогащению знаний об окружающем мире. Затем они отправились в увлекательное путешествие по страницам детских энциклопедий. Ребята работали с текстом, с помощью энциклопедий находили ответы на поставленные вопросы и зачитывали их вслух.



В центральной городской библиотеке им. М. Горького участниками акции стали дети старших групп ГУО «Ясли-сад №99». Для ребят была подготовлена мультимедийная презентация «Все стихи о маме, все стихи для мамы». Ведь мамы достойны ежедневно слышать слова благодарности и любви в свой адрес. И в этот день звучали стихи и песни про мам. А потом ребята вместе с воспитателями и сотрудниками абонемента библиотеки водили хоровод «Весёлые грибочки». Далее состоялась экскурсия-путешествие в «Книжную страну», где ребята с удовольствием листали, читали, рассматривали великолепные издания для детей. Уходя из библиотеки, каждый малыш унёс с собой открытку со словами любви для своей мамы.





Бібліятэка імя Е. Лось разам з вучнямі пачатковай школы ДУА "Гімназія №4 г.Віцебска" абрала для ўдзелу ў акцыі творы беларускай паэтэсы Еўдакіі Лось. Маленькія чытачы з натхненнем чыталі і самі, і разам з бібліятэкарам пра "Жужу", "Зайчыка-пабягайчыка" і "Смачныя літары". Дзеці змаглі ўбачыць кнігу "Дванаццаць загадак", на якой змешчаны аўтограф паэтэсы. Таксама чытачам вельмі спадабалася кніжка з вершамі Е. Лось, выкананая бібліятэкарамі да конкурсу "Самаробная кніга".



У бібліятэцы імя Ул. Караткевіча бібліятэкары разам з вучнямі 4 "Б" класа ДУА "Сярэдняя школа №11 г. Віцебска" чыталі творы вядомага паэта, лаўрэата Дзяржаўнай прэміі Уладзіміра Карызны. Дзеці выразна і артыстычна праінсцэніравалі гумарыстычныя вершы і казкі паэта: "Ліса і цецярук", "Ваня і мяцеліца", "Дзед і ўнук", прынялі ўдзел у гульні "Разам верш складаем – рыфму падбіраем". Напрыканцы сустрэчы ў выкананні бібліятэкараў прагучала чароўная гісторыя "Казка пра мужнага ката", якая напісана паводле беларускай казкі "Як кот звяроў напалохаў".


Сотрудники библиотеки им. Л. Толстого и ученики 2 «А» класса ГУО «Средняя школа № 18 г. Витебска» в этот день посмотрели видеопрезентацию «Строки, опаленные войной...», а затем дети сами выразительно и артистично читали стихи и рассказы о Великой Отечественной войне.



Библиотека имени П. Бровки провела совместно с учащимися 2 "Д" класса ГУО "Гимназия № 7 г. Витебска" громкое чтение "Весёлые истории из школьной жизни" по творчеству Виктора Драгунского. Дети с удовольствием приняли участие в этой акции, ведь истории, описанные в «Денискиных рассказах», случаются в жизни почти каждого ребенка, над ними можно посмеяться, а иногда и поразмышлять.



1 февраля люди во всём мире отмечают Всемирный день чтения вслух. Праздник придумала организация LitWorld , чтобы подчеркнуть, что «делиться историями и эмоциями – неотъемлемое право каждого человека». Ни больше ни меньше. Так давайте воспользуемся этим правом.

Как отметить?

Праздник этот замечателен тем, что всегда найдётся способ его отметить, что бы ни происхдодило в вашей жизни. Оказались одни на необитаемом острове? Сразу после того, как бросили в море бутылку с запиской и выложили на берегу SOS, можно почитать вслух себе любимому. Без всякого стеснения! Можно читать одному, но при этом вести трансляцию в «Перископе», «Инстаграме» или «Фейсбуке». У каждого родителя есть благодарная аудитория – ребёнок, который будет счастлив вас послушать. Многие библиотеки в этот день устраивают что-то интересненькое: загляните, возможно, удастся услышать кого-то впечатляющего? У вас есть семья, друзья или коллеги? Вообще прекрасно. Вместе вы – сила и сможете проявить себя, доказать любовь к чтению и организовать громкое мероприятие. Вот несколько идей.

Чтение со звездой

Всегда есть шанс затащить в вашу библиотеку, офис или ближайшее кафе специального гостя, чтобы он почитал вслух. Это может быть знакомый актёр, любимый преподаватель, компанейский начальник, общительный писатель, на которого вы подписаны в соцсетях, или партнёр по бизнесу.

Поэтический флэшмоб

Вы, наверное, не раз видели такое видео в Сети: день как день, кафе или салон автобуса, обычный с виду человек встаёт и вдруг начинает читать вслух стихи? Например, сонеты Шекспира или строки из Маяковского. А за ним встаёт ещё один и подхватывает декламацию. Всеобщее изумление, улыбки, аплодисменты. А вам слабо провернуть такой флэшмоб?

Сочиняем историю по кругу

Необязательно декламировать уже написанное ранее произведение. Можно на ходу сочинять и тут же озвучивать. Сидя в круге, по очереди, строчка за строчкой придумывать историю.

Зачем это нужно?

Чтение задействует большинство высших зон мозга. Это отличное упражнение для его поддержания «в форме». Чтение вслух улучшает дикцию, помогает запомнить прочитанное и выстраивает отношения между чтецом и его аудиторией. Согласно новейшим исследованиям, дети, которым читают вслух, почти на год опережают в развитии сверстников, лишённых такого удовольствия.

Как правильно читать? Самое главное – не торопясь: максимальная разрешённая скорость – 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, делая ударения и паузы. Высший пилотаж – читая, произносить текст так, будто вы излагаете собственные мысли: не «читать», а «рассказывать».

Уже готовы отмечать? Для начала обратите внимание на рейтинг лучших книг для чтения вслух , подготовленный ReadRate.

Если вы попробовали читать вслух и вам понравилось, можно продолжить. Например, записать своего ребёнка на конкурс юных чтецов «Живая классика» , а самому принять участие в чемпионате

Книги – источник знаний. Если вдуматься, эта расхожая фраза несет в себе глубокий смысл. Ведь именно книги учат нас буквально с первых дней жизни, рассказываю нам о том, что такое хорошо, помогают адаптироваться в социуме, помогают освоить профессию и многое, многое другое. Чтобы подчеркнуть важность первых книг, помогающих нам узнавать жизни, создан новый праздник – Неделя детской книги.

Строго говоря, Неделя детской книги – это не праздник. Это череда мероприятий, призванных привлечь внимание и усилить популярность детских книг.

Проводится Неделя весной, в дни весенних каникул, а потому и ответ на вопрос «какого числа Неделя детской книги в2018 году» зависит от даты каникул.

Расписание каникул на 2017-2018 учебный год уже известно – его составляет и утверждает школьная администрация перед началом учебы. Весенние каникулы текущего учебного года в большинстве школ приходятся на 19-25 марта 2018 г. А значит, и Неделя детской книги будет проводиться в этот период.

История появления Недели

Целью повысить популярность детской литературы задавались многие – и сами детские писатели, и госслужащие, имеющие отношение к воспитанию молодежи. Однако первые шаги на пути популяризации книг для детей и юношества сделал Лев Кассиль – советский писатель и сценарист.

В годы войны Кассиль проводил встречи и чтения в школах и на предприятиях, выступал по радио и готовил очерки для публикаций в газетах и журналах. Всецело преданный литературе, он е мог не заметить, с какой жадностью прислушивались к его словам дети, из-за тягот войны практически лишенные детства. Чтобы подарить детям радость чтения и помочь своим маленьким читателям встретиться с Книгой, Кассиль выдвинул идею проведения Книжкиных именин. Именно это мероприятие и переродилось спустя год в Неделю детской книги.

Книжкины именины

26 марта мальчики и девочки, в старых куртках и стоптанных ботинках, шли, огибая лужи, в Дом Союзов – место проведения Съездов Советов, всевозможных конференций, конгрессов, а с 1935 года – и больших Новогодних елок для детей. В этот день в Колонном зале проводились первые Книжкины именины – день встречи маленьких читателей с писателями, знакомыми всем по страницам детских книг.

Колонный зал Дома Союзов был выбран не случайно – только такое большое помещения могло вместить всех желающих принять участие в «книжкиной неделе». Казалось, здесь собрались почти все дети военной Москвы. И пусть было холодно, пусть не хватало продуктов и практически не было игрушек, но Книга – главное сокровище – звала на встречу. Разве можно было отказаться от такого?

Инициатором проведения Книжкиных именин выступил Лев Кассиль. Организатором мероприятия стал Детгиз – издательство детской книги 40-х гг. XX века. Участие в первой книжкиной неделе приняли самые популярные и известные детские писатели того (да и сегодняшнего) времени – Самуил Маршак, Агния Барто, Михаил Пришвин, Сергей Михалков. Пришедшие на встречу с любимыми писателями дети с удовольствием случали выступления своих любимцев. Сколько стихов, сколько рассказов и эссе прозвучало с импровизированной сцены Колонного зала! А сколько срок было заучено наизусть прямо во время выступления! И многие произведения, написанные к первым книжкиным именинам, звучат до сих пор.

От Книжкиных именин – к Неделе детской книги

Неожиданно идея Книжкиных именин получила широкое распространение. Успех самой первой встречи был настолько велик, что отголоски его разлетелись из Москвы по всей территории Советского Союза. И это в военные годы, когда, казалось бы, все внимание людей должно быть сосредоточено на успехах армии! Однако тягу к знаниям, любовь к чтению не могли заглушить даже трудности войны. В 1944 году было решено провести вторую встречу с детскими писателями, но на этот раз не только в Москве, но и в других городах Союза. Но одного дня такого масштабного мероприятия было явно мало. Так идея Книжкиных именин неожиданно трансформировалась в Неделю детской книги, и это название закрепилось за мероприятием на десятилетия.

Весной 1944 года на всей территории СССР прошла Всесоюзная Неделя детской книги. Встречи с писателями проводились в крупных городах, а мелких населенных пунктах при школах и библиотеках были организованы небольшие Встречи с Книгой.

В 1945 году Неделя была проведена во второй раз. Правда, открылась она осенью, в октябре, сразу после осенних каникул. Стало понятно, что для масштабных мероприятий и встреч с писателями это время не слишком удобно, и с 1946 года Неделя обрела постоянную «дату» — дни весенних каникул.

Книжные праздники

Помимо Дня детской книги, есть еще несколько праздников сходной направленности, созданные для того, чтобы вернуть или привлечь заново внимание к столь чудесному явлению как чтение.

1 января – День Ильи Муромца

Праздник в честь русского богатыря, героя былин и легенд… и не только былин: согласно последним исследованиям, Илья Муромец – реальный человек, за свои заслуги попавший в легенду.

13 января – День российской печати

Первой печатной газетой в России были «Ведомости» — в несколько ином виде здравствующие до сих пор. Создана газеты была по приказу Петра I в 1703 году, а в память об эом событии в 1991 году был учрежден праздник – День российской печати.

14 февраля – Международный день книгодарения

О ом, как чудесно дарить книги, задумывались многие. Но только школьный библиотекарь из Миннесоты, США, Эми Бродмур решила сделать из этого приятного действа праздник. По ее инициативе новый праздник появился в 2012 году, а сегодня День книгодарения отмечают уже в более чем 30 странах мира.

1 марта — День православной книги

Праздник с весьма скромным прошлым – ему еще не исполнилось и десяти лет. Учрежден в 2010 году Священным Синодом – высшим религиозным органом православной церкви. День православной книги основан в честь первой православной книги на Руси – «Апостола».

3 марта – Всемирный день писателя

Учредитель данного праздника – организация PEN International, по-русски часто называемая Пэн-клубом. PEN объединила в себе всех людей, чьей профессией стало слово – поэтов, романистов, писателей, журналистов. Появился праздник в 1986 году и ежегодно отмечается в поддержку писателей, страдающих от репрессивных режимов.

7 марта – Всемирный день чтения вслух

Читать интересно! А читать вслух – интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного. Именно эти причины побудили компанию LitWorld учредить в 2010 году новый праздник – День чтения вслух, ставший к сегодняшнему дню международным.

21 марта – Всемирный день поэзии

Идея посвятить отдельный праздник стихам принадлежит заслуженным членам ЮНЕСКО – международной организации при ОНН, чьей задачей поставлено сохранение культурного наследия народов мира. Отмечается праздник с 1999 года, и Россия стала одной их первых стран, присоединившихся к инициативе.

24-30 марта – Неделя детской и юношеской книги

Праздник учрежден Львом Кассилем, детским писателем, в далеком 1943 году. С 1944 года решено было проводить Неделю постоянно, при каждой библиотеке и книжном магазине страны.

2 апреля – Международный день детской книги

Авторы праздника – члены IBBY, международного Совета по детской книге. Датой праздника выбран день рождения Ганса Христиана Андерсена. В этот день IBBY вручает премию лучшему детскому писателю и лучшему иллюстратору.

23 апреля – Всемирный день книги и авторского права

Праздник, призванный привлечь внимание к столь сложному и часто недооцениваемому вопросу как авторское право на литературные произведения. Учрежден ЮНЕСКО в 1969 году.

3 мая – Всемирный день свободы печати

Отсутствие цензуры, возможность выражать свое мнение в печатном виде, независимо от основного курса, выбранного государством – это и есть свобода печати. Для того чтобы усилить значимость этого социального и политического явления, ЮНЕСКО инициировало в 1991 году новый праздник – День свободы печати.

24 мая – День славянской письменности и культуры

Второе название – День Кирилла и Мефодия. Праздник, чествующий создание нового алфавита, легшего в основу современной письменности.

27 мая – Общероссийский День библиотек

Создан для того, чтобы подчеркнуть и усилить роль публичных библиотек – доступных хранилищ знаний. В 2017 году библиотеки отметили свой профессиональный праздник в 22 раз.

6 июня – Пушкинский день

Праздник имени великого поэта, день, когда проводятся самые массовые чтения произведений Пушкина.

1 сентября – День знаний

Говоря о «книжных» праздниках, нельзя не упомянуть и День знаний – праздник, когда учебники становятся книгами номер один для каждого ребенка.

8 сентября – Международный день распространения знаний

Инициатором праздника стала ЮНЕСКО, а отмечается этот день для того, чтобы привлечь внимание к труднодоступности образования для населения некоторых отдаленных уголков мира.

22 октября – Международный день школьных библиотек

Школа – место получения знаний, а книги – его главный источник. Школьные библиотеки как хранилища необходимых знаний ежегодно чествуются в четвертый понедельник октября.

14 декабря – День Наума-грамотника

На протяжении нескольких столетий сельские дети отправлялись учиться только после того, как будет собран весь урожай и закончены все работы по домашнему хозяйству. День, когда начиналась учеба в сельских школах, получил название в честь святого-покровителя из Святок – Наума. Наумов день или день Наума-грамотника отмечается и сегодня.

На основании письма Министерства образования, культуры и спорта Калужской области № 3736/021-12, 24 ноября был объявлен Днём чтения.

В рамках этого дня в школе прошли тематические мероприятия:

  • 1-4 кл. – конкурс рисунков «Мой любимый книжный персонаж»;
  • 5-8 кл. – беседа «О пользе чтения» и викторина «По страницам книг»;
  • 9-11 кл. – сообщения «Эволюция книг».
  • выставка книг и рисунков по теме.

Лучшие рисунки конкурса «Мой любимый книжный персонаж», содержание беседы «О пользе чтения» и викторины «По страницам книг», лучшее сообщение «Эволюция книг» прилагается.

ТЕМА: «О пользе чтения»

Цель: убедить в пользе чтения.

Форма: беседа.

Оформление и оборудование: выставка книг, рисунки по теме.

Ход мероприятия.

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют

Добрые книги, полные благих наставлений, примеров,

Нравственных заветов, законов и благочестивых правил.

Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами…

Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют

Далёкие от наших глаз вещи…»

Ян Амос Коменский.

ПЛАН:

  1. Прослушивание сообщений «Эволюция книг».
  2. Тест «Жанр литературы».
  3. Беседа.
  4. Подведение итогов.
  1. Сообщение «Эволюция книг».

Первая книга… Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда ещё не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же автору увидеть свою книгу не удалось. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказатели, или аэды, как их называли греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.

Один человек завёл у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен быть стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учёных предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.

Об этом есть славное местечко в «Илиаде», - сказал Ицел. – Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал он управляющему.

Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:

Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!

С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги, каких только книг не придумывали! В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.

Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.

А что вы скажите о книгах, которые можно растопить?

Речь пойдёт именно о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.

Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – жёлтым или окрашенным в чёрный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них проделывались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.

Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.

Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернётся. Начинай сначала. Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплёте из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплёт от царапин, на нём укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застёжками.

Дорогие книжные переплёты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.

С появлением бумаги, самого дешёвого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.

А теперь интересный факт.

Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.

Книги всегда ценились и считались сокровищами.

  1. Тест «Жанр литературы».

Каждый из ребят получает листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом подводятся итоги и выясняется, что самый популярный жанр литературы среди учащихся – приключения, фантастика.

  1. Беседа.

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасём чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По ущельям, подземным озёрам,

По пещерам, во тьме и пыли,

Совершим с непреклонным задором

Путешествие к центру земли.

С доброй помощью карт и секстанта,

С полустёртой запиской в руке

Капитана, несчастного Гранта,

На безвестной найдём островке.

Ты увидишь леса Ориноко,

Города обезьян и слонят,

Шар воздушный, плывя невысоко,

Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет

«Наутилус», скиталец морей,

Всколыхнётся глухое кладбище

Затонувших в бою кораблей.

Что прекрасней таких приключений,

Веселее открытий, побед,

Мудрых странствий, счастливых крушений,

Перелётов меж звёзд и комет?

И прочитанный том закрывая,

Благодарно сходя с корабля,

Ты подумай, мой мальчик, какая,

Тайны полная, ждёт нас земля.

Как много можно познать из книг, многому научиться, многое понять и найти ответы на вопросы.

Послушайте, что сказал Борис Пастернак: «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего».

Токование – забота природы о сохранении пернатых, её внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…

Без неё духовный род не имел бы продолжения. Он перевёлся бы. Её не было у обезьян.

Её писали. Она росла, набиралась ума, видала виды, - и вот она выросла и – такова. В том, что её видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.

А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас».

Неумение найти и сказать правду – недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.

Книги без собеседника мертвы.

Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.

Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретён.

Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы.

Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.

Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое.

Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.

Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.

Время покорно книгам. Иногда оно жжёт их и топчет в отчаянии или злобе.

Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят крыльями…

Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседник, который придёт отделить плевела от зёрен.

Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир. Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок. Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.

Они поднимают тосты за своих собратьев, которые рождаются и должны родиться, чтобы сказать о нас.

И веселятся весельем мудрости…

  1. Викторина «По страницам книг».

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?

(Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»)

2. Сколько путешествий совершил Гулливер, герой книги Джонатана Свифта? (Восемь)

3. Как звали трёх толстяков из повести-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»? (Имён не имели)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

(Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок»)

  1. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

  1. Назовите слова, которыми А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок)

  1. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

(По книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»,

Собака Тотошка, чучело Страшила,

железный Дровосек, трусливый Лев)

  1. Назовите имя автора знаменитой сказки «Щелкунчик и мышиный король»?

(Эрист Теодор Амадей Гофман)

  1. Как звали трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»?

(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

  1. Подведение итогов.

Учитель: Мне бы хотелось завершить наш разговор египетским «Прославлением писцов», которое перевела на русский язык Анна Ахматова.

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Да, действительно: человек умирает. А за него после смерти представительствует Книга. Книга в литературе – то же. Что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В неё изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая и магнетическая сила, даже…власть.

Цените книга, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.

(награждаются подарками-книгами лучший ученик по конкурсу рисунков, лучший ученик по конкурсу сообщения, лучшие собеседники, лучшие по викторине, остальным участникам мероприятий раздаются утешительные призы – закладки для книг).