Материальное обеспечение учебного занятия

10 класс Подготовила: Т. В. Курьянова Учитель литературы МОУ СОШ №9 Урок №1 Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.» Цели урока: Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения. Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой. Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества. Форма урока – урок – семинар Тематический план к семинару: 1. Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни. 2. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова. 3. Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести. 4. Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах». 5. Роман «Обломов»: история создания. 6. Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов». Урок №2 - 3 Тема: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба». Цели урока: Определить особенности характера главного героя. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Форма урока – работа в группах. Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет. Первая часть работы Особенности характера Обломова Г №1 Г №4 портрет (глава 1) Г №2 Г №3 интерьер Образ жизни (глава 1) Философия жизни (глава 5) (глава 6) Задание: 1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли. 2. Оформите работу своей группы в виде сообщения. Групповой функционал:      Руководитель группы Мыслители Работающий с текстом Секретарь Спикер *Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь. Вторая часть работы Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?» Г №1 Г №2 Г №3 Г №4 Светская жизнь Волков Карьера Судьбинский «Творчество» Пенкин «Безликость» Алексеев Вопросы для работы групп: 1. Для чего автор вводит этих героев? 2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? 3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? 4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение. Вывод (глава 8): «Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него? Критерии оценивания работы групп:  Включенность в работу всех участников группы.  Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.  Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление. Домашнее задание: Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова. Урок №4 Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев». Цели урока:    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики. Форма урока – аналитическая беседа. ? Антитеза жизненных идеалов героев: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...» «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни». Чья философия позитивна и конструктивна? План работы: 1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) 2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания) 3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов: Покой (апатия) Сон (бездействие) Мечта – «скорлупа, самообман» Страх перед обстоятельствами Бесцельность существования Труд наказание Штольц: «…он беспрестанно в движении…» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «причину всякого страдания приписывал себе» «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» 4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается антитеза между Обломовым и Штольцем. 5. Антагонизм жизненных воззрений героев. (Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9). «Провокационные» вопросы:     Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования? Итог: Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж? Урок №5 - 6 Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе». Цели урока:    Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом). Любовь – претрудная школа жизни! ? Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его? Работа в аналитических группах: Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской: 1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове). 2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему? 3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь? 4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике? 5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги. 6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова? 7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему? *Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение. Общий вывод оформляется в виде опорной схемы. Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской». Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот… Итог: Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения). Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему? Домашнее задание: Записать вывод – ответ на поставленные вопросы. Вывод. Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему? После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу». Урок №7 Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!» Цели урока:    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Форма урока – проблемный диалог. Это не мечта – это какая – то …обломовщина! Нет, жизнь моя началась с погасания. Наше имя – легион! I. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока. Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. ? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья»? Анализ «Сна Обломова»: Композиционная роль этой главы. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего? Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились? Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки? Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца. Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи. «Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»). II. Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги. III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины? IV. Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?» Итог: Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов. Страх жить (желание спрятаться от проблем) бесцельность существования неумение делать выбор и принимать решения обломовщина неумение брать на себя ответственность за свою судьбу неспособность устраивать свою жизнь существование «сегодняшним днем»: жить на «авось». Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни. Домашнее задание: Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?» Сочинение – эссе. Трагедия судьбы Обломова. Отвернувшись от труда, ты отворачиваешься от себя как от личности. После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы? С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы. Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами. Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)! Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием. Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится! Малышев Денис 10а класс

Департамент образования и науки Тюменской области

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Преподаватель: Туз Наталья Владимировна

Тема учебного занятия : «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Группа: ТО 16-1о

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

Обучающие цели:

формирование завершенного представления о романе и его герое , формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие цели:

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные цели:

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать :

Основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь :

Анализировать и интерпретировать художественное произведение;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

Участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Формируемые компетенции

Показатель оценки результата

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный .

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи: русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие!

Добрый день, всем-всем!

Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.

Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!

От трудаздоровеют,а от …болеют.

- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2 . «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.

Попробуйте узнать персонажа по портрету : «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Это Илья Обломов – слайд 3.

Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Тема занятия: «Господин де Лень ». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие , тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу , которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)

(Текст читает подготовленный студент)

Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?

Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!

Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)

Друзья, что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд

Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11)

Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации. )

Слайд 12

Задание творческого характера:

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?

2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня - накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?

(обсуждение ответов обучающихся)

Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова : слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...Какое слово он произнёс? Обломовщина!

Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)

Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.

Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?

Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)

Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Рефлексия. Выставление оценок!

Этап занятия

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

Организационный момент.

Организовать обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

Эмоциональный настрой.

Настроить на позитивные эмоции и деятельность

Предлагает определить свое эмоциональное состояние

Показывают свой настрой

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

Актуализация знаний и практических умений.

Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия

Вводит в проблему занятия

Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников.

Отвечают на вопросы

Формулируют цели

Слушают притчу

Формулирование целей

Ответы на вопросы притчи

Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент

Объясняет задание, корректирует работу

Просматривают видеофрагмент ипрезентацию.

Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием

Готовность к работе, заполняют таблицу

Составление

синквейнов

Обобщить знания

Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.

Читают полученные синквейны

Синквейны к словам Обломов и обломовщина

Информация о домашнем задании.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние

Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха

Позитивный эмоциональный настрой

обучающихся

Завершение учебного занятия

Дать качественную оценку работы группы

Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает, хвалит работу

Анализирует уровень достижения поставленных задач

Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации.

Озвучивают свои результаты

Оценивание работы на занятии

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний.

Умом Россию не понять…

Цели:

    Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» (с фрагментами статей Добролюбова, Дружинина, Бурсова, Кулешова) и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.

    Формирование гуманности, доброты.

Оборудование:

Телевизор, видеоматериалы, раздаточный материал (выдержки из статей литературных критиков)

Ход урока:

    Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я уверена, что наша встреча будет проходить в атмосфере теплой, светлой, наполненной взаимопониманием, уважением друг к другу, открытостью.

А собрались мы по поводу… Какой повод?

Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Гончарова «Обломов (беру в руки)

И тема сегодняшнего урока: «Роман И. Гончарова «Обломов» вчера и сегодня…» (запись на доске).

Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ учеников…

Учитель: Да, верно, мы будем говорить о том, как воспринимали роман и его героев поколения читателей до нас, а также посмотрим на него критическим взглядом сквозь призму сегодняшнего дня.

    Актуализация знаний.

А помните год его рождения?

Ответ учеников (1859)

Да, это было, когда любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год. И тогда же появились первые отзывы. Прочтите их, пожалуйста.

Отзывы в напечатанном виде на доске

§ Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.

Л. Толстой

§ Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев

§ Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей.

А. Ф. Кони

Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем – нет?

Ответ учеников

Учитель: Да, правы ведь были современники, помнят «Обломова». Вот он в нашем сегодня.(показываю книгу) И хоть на его страницах главного героя… настигла смерть, но сам роман намного пережил своего создателя И.А. Гончарова, тихо «проспав» на стеллажах библиотек, в шкафах и на полках вот уже сколько... (ответ учеников - 147 лет), не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 147… В чем дело?

И цель нашего сегодняшнего урока – раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

    Работа на основном этапе.

Учитель: Для этого у нас есть группа учащихся, представляющая литературную критику, кинокритику и свободную молодежную критику.

И свой разговор о романе мы проведем в форме деловой игры. У каждой группы своя роль. Чтобы ее сыграть, надо приготовиться, вспомнить все, что вы знаете о романе, о его героях. Итак, литературные критики исследуют материалы статей Добролюбова Н.А., Б. Бурсова, Л.И. Кулешова, А.В. Дружинина и готовят задания по ним. Это их задача. Задача кинокритиков - изучить киноархив, а задача представителей молодежной критики - еще раз просмотреть страницы самого романа и определить проблемы, которые являются актуальными в наши дни.

Работа в группах

На работу отводим 5-6 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова,А.В. Дружинина,Б Бурсова,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

Раздаточный материал

Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?

<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного раз­вития. По внешнему своему положению - он барин; «у не­го есть Захар и еще триста Захаров», по выражению ав­тора.

<...>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собствен­ных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравст­венного рабства. Рабство это так переплетается с барст­вом Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малей­шей возможности провести между ними какую-нибудь гра­ницу. Это нравственное рабство Обломова составляет ед­ва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...

Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не де­лать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб сво­ему человеческому достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как чело­век, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.

Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

Каким видит Обломова-человека критик А.В. Дружинин?

Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребе­нок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он до­рог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне не­зависимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его пре­зирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любе­зен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни од­ного человека, не обманувши ни одного человека к не на­учивши ни одного человека чему-нибудь скверному.

(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, - М., 1989.)

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических лю­дей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего време­ни, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.

Как Добролюбов говорит о причинах деятельности Штольца?

…Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятель­ный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь по­рядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тай­ной <…> Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. <…> И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, от­дельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, - мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью… Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Как критик Я.И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца?

Каков нравственный облик Штольца в представлении критика?

Штольц-это машина, методически работающая. Он напичкан добро­детелями, чтобы во всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного характера, его души мы не видим. Он деяте­лен, в меру цивилизован, знает рациональные принципы хозяйства и даже ценит Бетховена, он вежлив, но никогда не увлечен. Все дело для него - средство, а не цель. Он и Ольгу оставляет с поручением увлечь Обломова, вызволить в светские гостиные, а остальное Штольца не интересовало. Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подоз­ревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. <…> Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обло­мовым, уготавливающим Ольге роль «матери-созидательницы и участницы нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

Задание группе «Молодежная критика»

Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, назовите их. Какой из них был актуальным для Н. Гончарова? Как он его разрешил?

Прочитайте материалы о жизни и творчестве режиссера и актера Н. Михалкова. Подготовьте сообщение о нем и его фильме «Несколько дней из жизни Обломова»

Раздаточный материал для кинокритиков.

Никита Михалков родился в Москве 21 октября 1945 года. Отец – Сергей Михалков – поэт и драматург. Мать – Наталья Кончаловская – поэтесса и переводчик. Никита Михалков окончил театральное училище им. Б. Щукина, учился на режиссерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии в классе Михаила Ромма.

Отправной точкой, дебютом в кинематографе, стал фильм "Солнце светит всем" (режиссер К. Воинов, 1959 г.). Первой заметной работой в кино стала главная роль в фильме "Я шагаю по Москве" режиссера Георгия Данелии (1963 г.).

Первыми режиссерскими работами Никиты Михалкова стали курсовые короткометражные фильмы. Как режиссер Михалков снял 15 полнометражных, 12 короткометражных фильмов, поставил несколько спектаклей. Среди них: "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976 г.), "Пять вечеров" (1978 г., снят в процессе съемок фильма "Несколько дней из жизни Обломова"), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979 г.), "Родня" (1981 г.), "Утомленные солнцем" (1994 г.).

В 1998 года Михалков основал студию "Три Тэ", является ее художественным руководителем. Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.

Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира, покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических премий. В списке наград - более 30 отечественных и международных призов.
Никита Михалков - Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России.
Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии
Режиссер - Никита Михалков.
Сценарий - Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор - Павел Лебешев.
Музыка - Эдуард Артемьев.
Текст песен - Анатолий Ромашин.

В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Олег Козлов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов.

Экранизация знаменитого романа И.А. Гончарова "Обломов": история незаурядного человека, который оказывается, поглощен рутиной своего существования. Любовь внезапно пробуждает в Обломове желание жить, чувствовать, страдать, но порыв столь же внезапно угасает.

Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П. Лебешеву), актеру (О. Табакову), актрисе (Е. Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)

Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.

Работа на основном этапе. Выступление групп.

Учитель: Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, назовите их.

Ответ: Смысл жизни, счастья, равноправие женщины, настоящей любви и дружбы, гуманизма и т.д.

Учитель: Да, это все вопросы вечные. Они интересны всегда. Но вы не назвали…

Давайте остановимся на гамлетовском «быть или не быть?» Как он трансформируется в романе?

С какими героями, прежде всего, связан? В какой форме?

Ответ: Обломов не быть, а Штольц – быть.

Обломов – остаться, а Штольц – идти вперед.

Обломов – жить чувством, а Штольц – разумом.

Обломов - созерцание, Штольц – действие.

Что выше и необходимее? Созерцание или действие?

Почему Обломов созерцает, а Штольц действует? Что их побуждает к этому?

Ответы учащихся

Давайте изменим ситуацию и глубже исследуем мотивы действий героев. Не изменится ли ваша позиция? Для этого мы обратимся к литературной критике.

Ответ группы « Литературные критики»

Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?(Обломов – барин)

Каково мнение Б. Бурсова по поводу бездействия Обломова?(не идет на компромиссы, не вступает в сделку с совестью)

Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?(не хочет браться за дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие? Сформулируйте и обоснуйте, докажите текстом, используйте речевой образец: Обломов бездействует, потому что…

Антиподом Обломову выступает Штольц. Он действует, трудится, почему?

Как об этом говорит литературная критика?

Каково мнение Добролюбова по этому вопросу?

Ответ учащихся (жить – значит трудиться)

Каково мнение критика Кулешова по этому вопросу? (трудиться ради самого труда)

Чье мнение по поводу действия Штольца вам ближе?

Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на это. Сформулируйте и обоснуйте, докажите текстом, используйте речевой образец: Штольц действует, потому что…

Учитель: Мы исследовали мотивы. Попробуем ответить на вопрос: что же необходимее? Созерцание или действие уже с позиции новых фактов, с позиции исследования мотивов. Изменилось ли ваше мнение?

Ответы учащихся

А что же выше: созерцание или действие. Как вы понимаете этот вопрос?

Учитель: А что критика говорит о нравственном облике героев?

Каким Обломов показан у Дружинина? Каково отношение критика к герою и почему? (он дорог критику, никого не обидел и не обманул, не научил скверному)

А как критика говорит о нравственном облике Штольца? Мнение Кулешова. (это машина, методически работающая)

Что выше: созерцание или действие? (ответы)

Мы с вами выслушали мнение литературных критиков, а теперь слово предоставляется кинокритикам. Как на этот вопрос отвечает наш современник Н. Михалков, но прежде сообщение о нем и его фильме, посвященном роману «Обломов».

Сообщение группы кинокритиков о Михалкове и его фильме.

Кстати, основная проблема в фильме именно, что выше: созерцание или действие?

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, два кинофрагмента и скажите, кому, на ваш взгляд, отдает предпочтение режиссер Н.Михалков? Обломову или Штольцу?

Показ фрагментов фильма.

Задание группе «Кинокритики» . Анализ фрагмента «Разговор в аллее». Проанализируйте поведение героев.

О чем говорят Обломов и Штольц?

Какими их показывает режиссер (лицо, глаза)?

Как вы оцениваете поведение Штольца в разговоре с Обломовым?

Почему плачет Обломов?

Кто выше: Обломов или Штольц в данном эпизоде?

Анализ фрагмента «Семейная сцена в доме Штольцев». Проанализируйте поведение героев.

О чем говорит Штольц Ольге?

Почему плачет Ольга?

Как вы относитесь к Штольцу в данном фрагменте?

Обобщающий вопрос : Какая мысль объединяет оба кинофрагмента? Как с этой мыслью связан мотив слез?

После просмотра фильма вопрос учителя:

Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше: Обломов или Штольц? Что выше: созерцание или действие?

А вот как думает об этом Михалков. Слова Михалкова: "Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена, и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность."

Словарная работа: прагматизм – это… направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

Учитель: является ли проблема штольцевщины актуальной? На столько ли она опасна,как считает режиссер и актер Михалков?

В чем видит главную опасность штольцевщины наш современник, режиссер и актер Н. Михалков. Согласны ли вы с ним?

Что ближе нашему национальному характеру, нашему менталитету: созерцание или деятельность?

Словарная работа: менталитет – это…

Учитель: ТРИ черты отличают нашу нацию: соборность, патриотизм, духовность.

Умом Россию не понять… А можно понять только сердцем и душой!

1. Обощение.

Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?

Что же выше и необходимее: созерцание или действие?

Домашняя работа:

Написать сочинение на выбор:

    «В чем актуальность романа «Обломов»?»

    «Обломов» вчера и сегодня…»

    «Чем страшна штольцевщина?»

Урок 71
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Цели : выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Обломов»

С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа – Обломова .) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это – целая эпоха русской истории!

Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.

Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие – «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.

Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей – Онегиных, Печориных, Рудиных.

II. Беседа с учащимися по содержанию романа.

Вопросы :

1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.

3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)

4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)

5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?

6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.

7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?

8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.

9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?

10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?

11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми – Онегиным, Печориным?

12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)

Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.

Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)

Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Домашнее задание.

2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица , халат ; тапочки , диван , слуга Захар , паутина , пыль , лежанье , мечты , бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

Ленивый, добрый (апатичный)

Лежит, мечтает, сибаритствует

Обломов – главный герой романа.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовк и .

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина — неподвижность — еда – сон, подобный смерти – тишина ….. счастливые люди !?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка д/з.

Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Синквейн.

Настойчивый, целеустремленный;

Учится, работает, служит.

Он шел твердо, бодро.

Немец (друг, агент)

Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» « Обломовщина !» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

Оргмомент.

Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.