Ма­стерство психологического анализа в романе «Престу­пление и наказание. Мастерство психологического анализа в романе “Престу­пление и наказание”

Достоевский - мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории».
В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху - дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому.
Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Это позволило М. М. Бахтину в «Проблемах поэтики Достоевского» назвать роман «полифоническим». Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.
Во-первых, стремясь к раскрытию психологии персонажей, писатель подчиняет этой задаче портретную характеристику, причем портреты главных героев он представляет дважды. Например, в начале романа Достоевский пишет о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее мы находим совершенно другой портрет этого же героя: «.. .Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание показывает, что после совершённого преступления человек переживает нравственную катастрофу, и это накладывает на его внешность определённый отпечаток. Два портрета Сони также раскрывают её подлинный характер и её состояние в период душевного кризиса.
Важнейшим принципом раскрытия внутреннего мира и сознания героя у Достоевского являются монологи героев. Так, в монологе Мармеладова раскрыта сущность его души. Можно сказать, что этого человека погубила слабохарактерность. Вместо того чтобы бороться за жизнь, он пьёт. Но важной чертой его характера является способность к самоанализу. Он понимает, что заставляет страдать своих близких и что сам виноват в этом. Он говорит: «Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» Таким образом, через монолог раскрывается психология героя, его душевное состояние, возможно, что даже он сам начинает глубже осмысливать и понимать себя. В сцене признания Раскольникова перед Соней автор заставляет героя второй раз осмыслить им совершённое.
Без всякого сомнения, Достоевский является мастером внутреннего монолога. С самого начала Раскольников предстаёт перед нами человеком рефлексирующим, анализирующим всё, что происходит вокруг него и в его душе. Характерно, что внутренние монологи тесно связаны с «идеей» героя. С первых страниц мы понимаем, что он охвачен какой-то идеей, которая ни на минуту его не покидает. Он находится в состоянии постоянной умственной работы, которая оказывает огромное влияние на его действия, а главное - на психическое состояние.
Важно отметить диалогичность романа Достоевского. Здесь сознание одного героя отражается в сознании другого. В диалогах отражена битва идей, с их помощью не только раскрываются душевное состояние, взгляды и характеры героев, но и выражаются авторские воззрения и идеи.
В «Преступлении и наказании» представлены разные формы диалога. Одной из них является форма классического диспута или спора, которую мы видели, например, в романе Тургенева « Отцы и дети»: позиции спорящей стороны (Базарова) противопоставляются позициям других персонажей (братьев Кирсановых). Такая форма диалога присуща и роману Достоевского. Например, разговор Раскольникова с Дуней, когда он убеждает сестру не выходить замуж за Лужина, с горячностью доказывая ей недопустимость такого самопожертвования.
Однако часто диалог в романе приобретает форму допроса (« поединки » Раскольникова и Порфирия Петровича). Это блистательный пример психологического анализа, столкновения двух личностей, двух взглядов на жизнь. Достоевскому очень важно показать, как Порфирий Петрович раскрыл преступление. Каким образом он, величайший психолог, проник в самые потаённые уголки сознания Родиона Раскольникова.
Важным принципом психологического анализа в романе «Преступление и наказание» является создание внутреннего диалога. Достоевский считал, что в человеке борются два начала, а потому стремился показать и то, что находится в подсознании, и то, что существует в сознании героя. Яркий тому пример - размышления Раскольникова о том, совершать или не совершать убийство. Мы видим раздвоение личности: одно существо внутри героя предостерегает его от ошибки, заставляет задуматься над своими действиями, а другое -толкает на совершение преступления.
Большое значение для раскрытия психологии героя имеют внешние описания персонажа: жесты, мимика, движения. Вот как Достоевский описывает момент преступления Раскольникова: «Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нём сила».
Существенную роль в произведении играют и сны Раскольникова. Они не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение, так как возникают в момент наивысшего умственного напряжения героя и словно завершают один из этапов его идейных исканий. Первый сон Раскольникова - о лошади - подчеркивает несовместимость задуманного им преступления с сострадательностью и нежностью в его характере. Мещанин, который время от времени предстаёт перед героем, фактически является больной совестью Раскольникова.
Галлюцинации Свидригайлова свидетельствуют о неспокойном состоянии его души, которая мучается из-за совершенных преступлений, осознавая, что ему никогда не исправить своих ошибок, даже совершая добрые дела.
Таким образом, раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Его герои не просто переживают -они мучительно страдают, постоянно размышляют, спорят, анализируют свои поступки.
Именно тем, что романы Достоевского психологичны, во многом объясняется интерес к ним у современного читателя. Отсутствие сиюминутности, глубина проникновения в душу человека, понимание внутреннего мира героев и стремление объяснить каждый поступок внутренним порывом, переживанием - вот что отличает эти произведения. Его творчество дало мощный импульс к развитию психологизма как в русской, так и в зарубежной литературе второй половины XIX-XX веков.

1. Эволюция психологического портрета.
2. Достоевский как новатор.
3. «Глубина души человеческой» в «Преступление и наказание».
4. Основные приемы создания психологического портрета.

После того как М. Ю. Ломоносов при создании «Героя нашего времени» впервые применил прием психологического портрета героя, в русской литературе начинается постепенная эволюция изображения психологического состояния человека. Ф. М. Достоевский как никто другой сумел изменить и дополнить этот процесс новыми методами и типажами.

Для этого автора психологический мир персонажа становится ведущим для всего произведения. Он показан в период максимального напряжения, когда все чувства героя обострены до предела. Чаще всего такое напряжение связано с нестандартными жизненными ситуациями, которые позволяют обнажить внутренний мир героя читателю. У Достоевского в произведении нет ни одной авторской фразы или ремарки, прямо или косвенно не указывающей на помыслы и чувства изображаемого человека. Внутренний мир любого человека для него представляет собой постоянное противоборство доброго и злого начал. Это не столько эволюция героя из одного состояния в другое, сколько наглядное изображение его колебаний от темного к светлому и наоборот.

Главный герой романа Писателя «Преступление и наказание» находится именно в этом состоянии эмоционального напряжения. Он разрывается между отрицанием своей мечты и стремлением к ней. Здесь автор демонстрирует не престо переход от одного состояния к другому, а наивысшие точки перехода, две крайности человеческого порыва. В этом переходе и кроется состояние страдания, непрестанно довлеющее над героями: «Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось».

Достоевскому одному из первых удалось изобразить на страницах своих произведений бездонную глубину души человеческой, неспособность самому человеку до конца осмыслить и понять тайны собственного сердца. Часто встречается изображение автором не действительного, а возможного или желаемого состояния у героя. Это делает описание зыбким и показывает сложность внутреннего мира, которую практически невозможно точно передать словами и терминами. Автор неоднократно повторяет, что есть в душе человеческой такие сокровенные пласты, которые вообще не поддаются словесному описанию. Для Достоевского нехарактерен полный, ясный и сухой анализ. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать или представить моменты, недосказанные самим автором.

Классический психологический анализ включает описание интерьера или пейзажа, памятного или важного герою. Обычно они наполнены определенными предметами — ключами, символизирующими определенные чувства и ощущения. Времена года также помогают понять точнее героя, потому Достоевский изображает жаркое и душное лето не случайно. Жара и духота буквально убивают Раскольникова. Кроме того, автор изображает ту часть Петербурга, у жителей которой нет возможности и денег выбраться куда-либо, и которым приходится дышать спертым смрадным воздухом. Следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым бросает следующую фразу: «Вам давно уже воздух переменить пора». Именно духота и гнилая атмосфера города толкают героя на преступление. При этом писатель изображает внешние детали, которые могли повлиять на поведение Раскольникова. Это и город, и улица, и коморка, в которой он живет и которая «высасывает жизнь из человека». Герой романа выходит на улицу чаще всего вечером, поэтому для понимания его характера большое значение имеют описания закатов. Что символично, весеннее, яркое и сияющее солнце светит только в эпилоге романа, когда читатель уже понимает, какие перемены ожидают героя. В прочих же случаях картина заката описывается с величественной, но мрачной точки зрения.

Важна цветопись в романе. Не случайно для описания Петербурга Раскольникова Достоевский выбирает грязно-желтый, «гнойный» цвет. Желтого цвета стены домов, обои в квартире самого Раскольникова, старушки — процентщицы и мебель в доме Порфирия Петровича. Соня Мармеладова живет и работает по «желтому билету». Этот оттенок желтого символизирует грязь, власть, человеческие страдания. Оттенок создает особую атмосферу действий героя и его внутренней жизни, болезненной и напряженной.

Важно значение и другого цвета — зеленого. Он символизирует чистоту и обновление как природы (зелень свободной от пыли и гноя города листвы и травы), так и самого героя. Не случайно во время преступления свободные от дурных помыслов идеи Раскольникова окрашены изумрудно-зеленым, зеленый также встречается в эпилоге — это цвет платка Сони Мармеладовой, в котором она приходит на каторгу. Символичны также в основном контексте романа голубой и коричневый. Первый — цвет бога и небес, цвет глаз Сони и добрых устремлений и помыслов. Второй — символ трагедии и надлома. Так, в багровый и коричневый у Достоевского постоянно окрашена вода — словно замутнена кровью.

Особая заслуга Достоевского перед читателем — создание особого мира. Где рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего оказываются разрушенными, границы — нечеткими, а сама картина мира становится зыбкой и размытой. Реальность приобретает особенный оттенок бредовых образов, видимых словно сквозь тонкую мерцающую дымку.

Так, мысли главного героя и события, происходящие в действительности изображаются автором с помощью одних и тех же приемов. Читатель погружается полностью в ставшие явью бред и кошмары Раскольникова.

Особая категория сознания героя в произведении — сны. В них эмоции и переживания сновидца становятся реалистичнее, ярче, четче. Тем самым писателю удается добиться ощущения нарастающей тревоги и ужаса, становящейся еще более очевидной во время высвобождения подсознания персонажа. Глаза как зеркало души человека играют здесь свою роль. У каждого героя описание глаз индивидуализировано. Присуще описание взгляда только главным героям и также важно для понимания основного замысла произведения, как и сны. Так, у Сони глаза голубые, у Раскольникова — потрясающие, прекрасные темные глаза, у Дуни они «сверкающие и гордые». В красоте взгляда кроется возможность воскреснуть для героя, очиститься и стать собой. Огромное значение как психологической характеристики имеют монологи и диалоги. Впервые в русской литературе герой сам рассказывает собеседнику и читателю о своих душевных переживаниях. Речь героев становится чрезвычайно выразительной, а авторские ремарки в процессе разговора позволяют точнее передать характер собеседника. Важен и ритм, и строй разговора, и мысли, которые приходят в голову в течение его. Так двойные мысли выделяются автором скобками, используются также паузы и курсив для передачи интонаций и движений голосов персонажей.

Благодаря подобным приемам Достоевский совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути, нового жанра психологического философского романа.

Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека.

Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и.чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Достоевского в структуре всех произведений нет ни одного литературного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального состояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько его колебания от одной крайности к другой.

Главный герой романа “Преступление и наказание” именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии души героев (“Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось”.).

Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчерпаемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизительное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский показывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей приближения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию.

Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения. Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова - Достоевский показывает ту часть Петербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: “Вам давно уже воздух переменить пора”. Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление. Достоевский использует описание деталей внешнего, предметного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, который “высасывает жизнь из человека”.

В романе очень много описаний солнечных закатов, Раскольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский включает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников избавится от своей теории. Восходящее солнце - символ возрождения героя.

Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный. “Желтый Петербург”, - говорит о городе, в котором происходит основное действие. Желтый - цвет сумасшествия и власти, в него окрашены и дома, и обои в каморке Раскольникова и в квартире старухи-процентщицы, и мебель в квартире Порфирия Петровича. Соня живет по “желтому билету”. Этот цвет создает фон города, становится частью внутреннего мира главного героя. Кроме того, в романе очень важен зеленый цвет, не случайно сон Раскольникова об избитой лошади, символизирующий то, что суть героя - защищать, а не убивать, этот сон Родион Романович видит за городом, в роще, на фоне свежей зелени, где нет удушающей, давящей атмосферы городской жизни. Когда Раскольников идет совершать преступление, его мысли, неподвластные контролю героя, связаны с зеленым цветом. Появляется он и в эпилоге романа. У Сони Мармеладовой - зеленый платок.

Голубой цвет - символ чистоты и устремленности к Богу (голубые глаза у Сони). Зеленый и голубой цвета полностью отражают сущность характера Сони.

Вода в романе всегда изображается темной и коричневой и символизирует трагедию.

Запахи и звуки влияют на состояние человека и создают определенную атмосферу (запах из подвала, звуки очень резкие).

Достоевский создает ощущение призрачности жизни путем нарушения привычных соотношений между внешним и внутренним. Реальность становится как бы порождением сознания, зыбкой, погруженной в какой-то туман, так как и бредовые видения Раскольникова, и реальные картины изображены в романе одинаково достоверно при помощи одних и тех же приемов. Достоевский часто не акцентирует внимание на том, что описываемое - это игра воспаленного сознания, читатель как бы переносится в состояние кошмара и бреда героя.

Одна из форм изображения психологического состояния - это сны. Переживания в них сохраняются и даже усиливаются, так как в подсознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носит герой в душе. Сны служат основой всего произведения.

Диалоги и монологи в романе несут на себе огромную смысловую нагрузку. Достоевский впервые в литературе вводит прием: герои сами рассказывают о своем психологическом состоянии. Речь персонажей чрезвычайно выразительна, и на характер речи указывают авторские ремарки. Передавая разговор, Достоевский заостряет внимание на темпе и ритме монолога. Двойной ход мыслей героев очень часто показан скобками, автор использует паузы, курсив.

Портретные характеристики играют большую роль в психологическом восприятии внутреннего мира человека. Для Достоевского важно описание глаз, но присуще оно только образу Сони, Раскольникова, Дуни, Свидригайлова, Разумихина и Порфирия Петровича. Особое внимание автор уделяет взгляду (прекрасные темные глаза Раскольникова, голубые у Сони, “сверкающие, гордые” у Дуни), и в красоте глаз - залог воскрешения героя. Описание губ, улыбки очень важно.

Достоевский вошел в русскую литературу именно как писатель-психолог, который является новатором в изображении характеров и душевных переживаний своих героев.

(III вариант)
Психологизмом в литературоведении называется способ исследования внутреннего мира героя, позволяющий показать и проанализировать его мысли и рассуждения, определить мотивы поступков. Используя открытия своих предшественников - М. Ю. Лермонтова («Герой нашего времени») и И. С. Тургенева («Отцы и дети»), Достоевский создал собственную концепцию психологизма и воплотил ее в своем романе.
Психологический анализ занимает важнейшее место в «Преступлении и наказании». Описание состояния"героя становится всеобщей стихией романа. Для этого Достоевским используется как обыкновенный, так и открытый психологизм, при этом новаторство писателя более всего проявилось при применении последнего вида. Главным достижением здесь считается «принцип маятника», то есть изображение не столько эволюции внутреннего мира, сколько колебаний между силами добра и зла в душе героя, конфликта между сознанием и подсознанием, намерением и его осуществлением. Автор не только показывает борьбу противоположных ощущений, но и последовательный переход из одной крайности в другую; в этом движении и связанных с ним страданиях герои (напр., Раскольников) испытывает своеобразное наслаждение («Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением».). Подобные психологические парадоксы часто встречаются в романе. Более того, персонажи изображаются в экстремальных ситуациях, когда чувства предельно обострены; такое состояние помогает автору проникнуть в душу человека и показать его внутреннюю суть.
Общим приемом, характерным для обеих форм психологизма, является использование монологов и диалогов. Достоевский впервые в литературе ввел рассказ героя о своем состоянии. На характер речи указывают авторские ремарки. Также эстречаются характерные для лермонтовского метода «исповеди» (напр., перед Соней), монологи в кабинете Порфирия Петровича, которые объясняют психологический механизм убийства «по совести». С этой идеей также связаны монологи в третьем лице, или не собственно прямая речь.
Широко использован и диалог. Помимо его классической формы присутствует и допрос (это связано с наличием элементов жанра уголовно-детективного романа). Заостряется внимание на темпе и качестве речи.
В области обыкновенного психологизма достижением писателя стала атмосфера зыбкости и призрачности в романе. Поведение героев характеризуется словами «странно», «неожиданно для себя», «как бы невольно», «вдруг». Сама реальность ставится под сомнение использованием слов «как бы», «казалось», «почти». Создается ощущение призрачности путем нарушения соотношений между внешним и внутренним; реальность становится порождением сознания (образ человека, появляющегося из-под пола). Бредовые видения Раскольникова и обычный мир изображены в романе одинаково достоверно, при помощи одних и тех же приемов; переходы от мнимости к реальности не оформляются. Подобная зыбкость является следствием убеждения автора в том, что оттенки чувств можно изобразить лишь с известной долей приближения и что существуют такие глубины в душе человека, которые не поддаются описанию. Подобные взгляды, которых придерживался и И. С. Тургенев, обусловливают использование приема умолчания.
Что касается атмосферы события, то ее описание обеспечивается подбором эпитетов, рассказом об ощущениях. В результате автором создается чувство страшной тоски и бесконечного отвращения.
Такие же эмоции вызывает и описание жилища - еще один прием психологического анализа. Комната Сони, каморка Раскольникова очень сильно влияют на души героев. Иногда Родион даже боится возвращаться к себе на квартиру, он понимает, что там его вновь начнут преследовать мысли об убийстве. Комната Сони асимметрична, темный угол в ней сопоставляется обычно с темными пятнами в душе человека.
При описании жилища и города широко использована цвето-пись. Стены, лица, обои, мебель - везде есть раздражающая и угнетающая желтизна. Город Достоевского обоняем и слышим: повсюду запах известки, скрип колес и др. Все это создает дискомфорт в душе героев и подталкивает Раскольникова к совершению преступления. Необходимо отметить пейзаж перед первым сном Родиона - живую природу, которая еще больше раздражала героя, и символический пейзаж в эпилоге, фактически библейский, указывающий на будущую благоприятную судьбу персонажа.
Вообще же сны у Достоевского имеют чрезвычайно важное значение для раскрытия внутреннего мира, душевного состояния человека. Например, первый сон Раскольникова говорит о гуманности его души, второй - о торжестве зла в нем, третий - представляет его теорию реализованной. Но сны имеют и композиционное значение. Они появляются в моменты действенного напряжения и завершают один из этапов исканий героя.
В связи с этим нельзя приуменьшить и значение сюжета, внезапные повороты которого ставят героев в экстремальные ситуации, провоцируя неоднозначное поведение. Так, последняя встреча между Дуней и Свидригайловым показывает, что зло можно победить только добром.
Наконец, необходимо отметить роль портрета. Достоевский использует принцип двоекратного портретирования (напр., Раскольников до и после раскаяния), а также психологический портрет, заимствованный у писателей-романтиков. Для автора очень важно описание глаз, мимики, жестов, улыбки. Особое внимание отводится взгляду (голубые глаза Сони и ее кроткий взгляд; сверлящие, гордые глаза Дуни). В красоте глаз для писателя - залог будущего возрождения и воскрешения души.
Теория психологизма Достоевского стала вехой в развитии русской психологической прозы, обеспечив ее создателю и его идеям прочное место в литературе.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ