Литераторские мостки кто похоронен. «Литераторские мостки» – самое беспокойное кладбище. Режим работы и экскурсии


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


Мы с вами уже гуляли, теперь отправимся на Волковское, точнее, в одну из его частей, в музей-некрополь Литераторские мостки.

Собственно, о том, насколько уместно и дозволительно гулять по кладбищу, я писала в статье про Смоленское кладбище, но на всякий случай добавлю, что Литераторские мостки совершенно официально являются музеем, филиалом Государственного музея городской скульптуры.

Итак, почему же Литераторские и почему мостки?

Волковское (Волково) кладбище находится во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на реке Волковка. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища, двух больших частей, которые и разделяет река. Основано оно было в 18 веке, как кладбище для малоимущих людей. Во время блокады там были крупные захоронения, кладбище является действующим и по сей день.

После похорон в 1838 году здесь критика Белинского стало традицией в северной части кладбища хоронить других писателей, и это место получило название Литераторские мостки. По грязной земле ходить было невозможно, и на дорожки между могил клали доски - мостки.

В музей этот кусочек кладбища был превращен в 1935 году. Сюда были перенесены останки Помяловского, Блока, Гончарова.

Если вы придете в некрополь в наше время, вы увидите достаточно ухоженное кладбище, правда, далеко не все надгробия отреставрированы и поддерживаются в надлежащем виде. Некоторые, боюсь, уже и не опознать, не восстановить. Всего в некрополе около 500 надгробий, многие из них являются памятниками культуры.

Здесь очень много могил известных людей, известных, даже если вы совершенно не интересуетесь данной областью науки или искусства. Кстати, о науках: есть в некрополе аллея, где похоронены в основном ученые, например, Дмитрий Иванович Менделеев, знаменитый русский химик, открывший не только периодическую таблицу элементов, но и, как приписывает ему молва, . Надгробие у него хоть и большое, но скромное, без бюста.

Рядом могила выдающегося русского психиатра Владимира Михайловича Бехтерева.

Очень много захоронений народных артистов, выдающихся музыкантов, архитекторов, художников. Красивый монумент на могиле российского и советского композитора Исаака Шварца, автора музыки к 125 любимым народом фильмам.

К сожалению, информация об авторах монументов мне оказалась недоступна, только на одной очень старой гранитной плите я видела боковую надпись "изготовлено в гранитной мастерской такого-то", а на остальных подписей не видела. И интернет мне в этом не помогает.

Похоронен тут и отец Алисы Фрейндлих, Бруно Артурович Фрейндлих, знаменитый советский актер театра и кино, народный артист СССР.

Вернемся к литераторам, не зря же мостки все-таки называют Литераторскими. Сейчас здесь захоронен Александр Блок, его прах был перенесен со Смоленского кладбища, где осталась лишь памятная плита. Памятник на могиле Блока скромный, украшен лишь небольшим медальоном.

Немного об истории кладбища. Все началось, как я писала выше, с похорон Белинского. Потом рядом с ним похоронили рано умершего Добролюбова. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградою. С этого периода начались и общественные выступления на кладбище, обычно приуроченные к похоронам выдающихся деятелей культуры. Однажды даже была предпринята попытка студенческой демонстрации. Литераторские мостки получили свою репутацию. Приведу здесь цитату публициста того времени Г. 3. Елисеева:

«Ты говоришь, что „нам ничего не осталось в наследство от прошлого", что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волкове кладбище, одни могилы наших великих покойников — Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища. С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб... Великие... действительно достойны глубокого и благоговейного уважения для всех, и их могилы, случайно сгруппированные в одном уголке Волкова кладбища, должны быть в своем роде русским пантеоном для всего мыслящего люда России. Ибо все здесь находящиеся были в свое время неутомимыми борцами за русскую мысль и свободу, за русское развитие и прогресс».

На Литераторских мостках находятся могилы И.С.Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, А.Н. Радищева. Но знаете, в этой статье я специально не буду выставлять фотографии надгробий самых популярных персон Волковского кладбища. Думаю, вам все-таки стоит приехать в Петербург и посетить это место самостоятельно, и увидеть все своими глазами, отдать почести лучшим людям нашей страны. И, если сможете, принесите цветы, в буднии дни их немного на кладбище.

Однажды в сми появилась информация о том, что тайно прах Ленина был вывезен из Мавзолея и перезахоронен на Волковском кладбище. Ведь именно здесь находится могила семьи Ульяновых. Это все-таки было шуткой, некие остряки установили на могиле Ульяновых памятник с надписью "Место для В. И. Ульянова-Ленина".

Немного об атмосфере. Очень спокойно, очень тихо, будто вы и не в городе. Посетителей днем в будни нет никого вообще. На стенах при входе достаточно много исторической информации, можно почитать.

На кладбище есть и своя церковь: Храм Воскресения Словущего на Литераторских мостках, постройки первой половины 19 века, сейчас храм совместно используют музей городской скульптуры и православная церковь. Как я поняла, музейные экспонаты оттуда либо собираются убирать вскоре, либо уже убрали.

История кладбища «Литераторские мостки» в СПб

Мемориальное кладбище «Литераторские мостки» расположено во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на северо-востоке . Общая площадь — около 7 га . Здесь покоятся заслуженные российские деятели культуры, искусства, политики и науки. История этого кладбища началась в 1802 году , когда около церкви Воскресения Словущего был погребен писатель А. Н. Радищев (могила не сохранилась), позднее здесь похоронили публицистов В. Г. Белинского и Д. И. Писарева , критика Н. А. Добролюбова , после чего традиция хоронить литераторов рядом с Белинским закрепилась.

Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название. В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры . На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова . К некрополю относится Воскресенская церковь , возведенная в 1783–1785 годах.

Могилы знаменитостей на кладбище «Литераторские мостки»

В 1933 году кладбище получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга . Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих , Николай Трофимов , режиссер Владислав Пази , композитор Андрей Петров , певец Борис Штоколов .

К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.

Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность . В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.

План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища

Схема кладбища «Литераторские мостки»

Как доехать и часы работы кладбища «Литераторские мостки» СПб

Как добраться : на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект» . На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.

- «ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ», место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге (см. САНКТ ПЕТЕРБУРГ). Включает церковь Воскресения (1782 1885). Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г.… … Энциклопедический словарь

- (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935). Расположен в северо восточной части Волковского православного кладбища. Включает многочисленные исторические захоронения и перезахоронения, а также бывшую… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В.Г. Белинского был похоронен Н.А. Добролюбов. Здесь похоронены И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков Щедрин … Современная энциклопедия

Литераторские мостки - Музей некрополь Литераторские мостки. Музей некрополь Литераторские мостки. Могилы В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Санкт Петербург. Литераторские мостки (Расстанная улица, 30), музей некрополь, филиал Музея городской скульптуры (с 1935).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- («Литераторские мостки») место погребения многих русских и советских писателей, революционно общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Ленинграде. В 1861 рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. С этого… … Большая советская энциклопедия

Литераторские мостки - совр. часть Волкова кладбища в Петербурге, ставшая мемориальной в сов. время. Здесь, в бедной части кладбища, у церкви и рядом с деревянной дорожкой (мостки), возле могил В. Белинского (1848), Н. Добролюбова (1861) с 1870 х гг. возникла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, учёных на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Энциклопедический словарь

Литераторские мостки - Литер аторские мостк и (на Волковом кладбище в Петербурге) … Русский орфографический словарь

Литераторские мостки - (на Волковом кладбище в Петербурге) … Орфографический словарь русского языка

Место погребения многих писателей, общественных деятелей, ученых на Волковом кладбище в Санкт Петербурге. Возникли в 1861, когда рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Жанета (изд. 2011 г.) , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890 1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Худ. на английском языке Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Жанета , А. И. Куприн , Куприн Александр Иванович. Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве. D 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии. Как… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:

устраивайтесь поудобнее, рассказ о Литераторских Мостках займет определенное время, но он несомненно достоен внимания истинных тафофилов...

для начала немного истории:

Литераторские мостки являются частью Волковского кладбища и располагаются в его северо-восточной стороне. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне (в то время эта территория находилась за чертой города). Название "мостки" происходит оттого, что в 18 веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски - мостки. Существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие. Вообще, в 18 веке на Волковском кладбище хоронили преимущественно крестьян и городскую бедноту. В 1802 году здесь был похоронен опальный литератор А. Н. Радищев (к сожалению, могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву" была утеряна еще в 19 веке). В 1848 году на так называемых Надтрубных мостках был погребен известный литературный критик В. Г. Белинский , в 1861 году рядом с ним похоронили Н. А. Добролюбова , а в 1868 году - Д. И. Писарева . Так была создана традиция хоронить литераторов вблизи могилы Белинского. Рядом с дорожкой, ведущей к этим могилам, впоследствии были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, литературы и искусства 19-20 веков.


В 1850х годах проведена перепланировка некрополя. Постепенно название "Надтрубные мостки" сменилось на "Литераторские", которое затем распространилось на всю прилегающую территорию кладбища.

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако редкие захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М. В. Маневич - глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году.

С 1935 года Литераторские мостки является филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры. На сегодняшний день на Литераторских мостках можно увидеть около 500 надгробных памятников, имеющих большую историческую и художественную ценность. В некрополе располагается и погребальное место семьи Ульяновых, где похоронены мать В. И. Ленина и его сестры.

На Литераторских мостках похоронены: писатели и поэты Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, В. Г.Белинский, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, В. А. Рождественский; ученые В. М. Бехтерев, Д. И.Менделеев, А. Ф. Иоффе, И. П. Павлов, Н. Н. Павлов, А. С.Попов; путешественник-географ Н. Н. Миклухо-Маклай; композиторы П. И. Чайковский, С. М. Майкапар, В. П. Соловьев-Седой; художники и архитекторы И. И. Бродский, А. С. Никольский, А. И. Куинджи, К. С. Петров-Водкин.

Пара легенд/мифов, связанных с кладбищем:


  1. В начале 1990-х годов активно обсуждали предложение о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучшее, чем Литераторские мостки в Петербурге, где похоронены родственники вождя мирового пролетариата, предложить было трудно. 20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалась ложной. Но для того, чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

  2. Растанная улица: в Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершими. Поэтому и улица в последствии стала называться Растанной. На улице также находился трактир “Расстанье”, который и мог дать название улице…(via “Легенды и Мифы Санкт-Петербурга” Н.А. Синдаловский)

рассказ rakshas "а о нашем походе:

"Литераторские Мостки, как я уже говорил, понравились нам чрезвычайно. Во-первых, там, как и на лютеранской части Смоленского кладбища, похоронены в основном серьезные люди под солидными надгробиями. Никаких ржавых труб или сгнивших досок, только большие, добротные кресты и внушительные каменные монументы. Во-вторых, там проложены удобные, предназначенные для прогулок дорожки, идти по которым было бы удовольствием даже в обычном дышащем жизнью парке. И в-третьих, за кладбищем организован надлежащий уход, что просто таки совершенно удивительно, особенно на контрасте со Смоленкой. Мусор на кладбище отсутствует как класс, листья и ветки с деревьев собраны в аккуратные кучи и приготовлены к ритуальной кремации вдали от могил. Никаких гопников и бродяг на кладбище встречено не было, вместе с нами прогуливались люди вполне чинного и интеллигентного вида.

Идиллическая прогулка была нарушена только одним неприятным эпизодом, да и тот в результате комичного своего завершения не оставил негативных эмоций.

На Литераторских Мостках мы встретили мента потрясающей степени тупоумия. Мы неспешно гуляли по кладбищу, где, как потом выяснилось, запрещена фотосъемка, периодически снимая красивые надгробия. Остановились возле особо примечательного креста, marielf настроилась его запечатлеть, расчехлила технику и погрузилась в процесс выстраивания гениальной композиции. Я стоял рядом, греясь на солнышке, и обозревая окрестности, и вдруг увидел, что к нам по дорожке бежит, пыхтит и свистит какой-то придурок в фуражке. Я предупредил об этом увлекшуюся marielf , она убрала фотоаппарат, и мы спокойно пошли дальше. Тут "фуражка" таки добегает до нас и закатывает истерику: "Вы что не видите, что я к вам бегу, я к вам обращаюсь, здесь снимать нельзя и т.д.".

Мы совершенно спокойно ему отвечаем, что его видим, снимать прекратили, запрещенность съемки осознали. Однако его, видимо, разозлило наше равнодушие к его персоне, и он сказал что-то в духе: "Ну что ж, будем засвечивать пленку/отбирать фотоаппарат". И тут marielf меня убила. Она достала свой маленький сотовый и на глазах мента с умным видом нажала там пару кнопок, типа она на телефон снимала и теперь удаляет снимки!!! Мент довольно крякнул и ушел. Я стоял в шоке, не веря своим глазам и ушам. Мент же сам видел, как marielf снимала здоровенным фотоаппаратом, к которому была привинчена гигантская вспышка. Честно говоря, никогда не представлял, что бывают настолько тупые люди, что им можно так легко запудрить мозг парой быстрых непонятных фраз и ловкостью рук. Эта история заставила меня предположить наличие скрытых сверхспособностей у одного из смотрителей данного комьюнити."