Петропавловская усыпальница. «Петропавловский собор. Великокняжеская усыпальница. "Великокняжеская усыпальница" в книгах

В центре Петропавловской крепости находится Петропавловский собор — собор Святых апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Строительство собора длилось 20 лет. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.


Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках, высота креста около 6,5 метров.

Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В ней похоронен основатель города — Петр I. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.


В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Обратите внимание на своды каменной арки, которые уходят под крепостную стену. Откосы рва вымощены булыжником. Этот небольшой фрагмент внутреннего рва крепости был восстановлен в ходе археологических работ.
Композиционная ось, по замыслу Трезини, проходила от Петровских ворот к Петропавловскому собору. Внутри крепости, справа от оси проходил крепостной канал, в вдоль него располагались постройки. Когда-то, в 18 веке, наполненный водой ров пересекал всю территорию Заячьего острова. Потом же, как и рвы на территории равелинов он был впоследствии засыпан.
Обратимся теперь в противоположную сторону. Прямо перед нами открывается вид на Петропавловский собор, увенчанный тонким золочёным шпилем, и Великокняжескую усыпальницу. Они замыкают собой перспективу небольшого сквера, ограниченного слева зданием артиллерийского цейхгауза – протяженное здание серого цвета. Ныне существующее здание цейхгауза построено в 1801 году. До появления главного арсенала на территории Кронверка он использовался по прямому назначению – для хранения и изготовления артиллерийских боеприпасов.
В крепости находилось множество разнообразных учреждений. В разное время там размещались арсенал, главное казначейство, палата мер и весов, монетный двор, гарнизонная гауптвахта, пороховые погреба, Тайная канцелярия, здание Сената, городская аптека, стояли воинские части. Справа от вас расположено двухэтажное здание жёлтого цвета – обер-прокурорский дом.
Создатель Петербурга Петр I определил стиль своей новой столицы как величественный и прекрасный. Как модель будущего города Петропавловская крепость в полной мере соответствовала этим критериям. Она сложилась как единый архитектурный ансамбль, центром которого был Петропавловский собор.
Деревянная церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена сразу после основания крепости. В 1712 году, когда Петербург становится новой столицей России, на этом же месте начинается возведение каменного собора. Кафедральный собор становится и новой императорской усыпальницей. В допетровской Руси царей хоронили в Архангельском собора московского кремля.
Мы можем продолжить движение в сторону собора.
-----
В начале XX века рядом с собором строится здание Великокняжеской усыпальницы. Здесь предполагалось продолжить традицию Петропавловского собора по захоронению членов императорской семьи. Здание Усыпальницы создавали такие разные архитекторы как Давид Гримм, Антон Томишко и Леонтий Бенуа. Разделённые во времени двумя веками, собор и усыпальница воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Усыпальница была освящена в 1908 году во имя святого благоверного князя Александра Невского. С именем новгородского князя связаны славные победы русских воинов, оборонявших приневские земли от иноземных захватчиков. Начиная Северную войну со Швецией, Пётр обращается к покровительству этого святого, продолжая его деяния.
В Усыпальнице предполагалось хоронить только некоронованных членов императорской фамилии. До революции 1917 года здесь было сделано 13 захоронений. Захоронения были оформлены довольно скромно – уложенная вровень с полом беломраморная плита с текстом, набранным бронзовыми буквами. Плита обнесена широким мраморным фризом серого цвета.
Среди погребённых здесь – Великий князь Константин Константинович. Блестящий морской офицер, шеф военных учебных заведений Петербурга вошёл в русскую историю и литературу как замечательный поэт. Его стихи, подписанные инициалами К.Р., стали источником вдохновения для известнейших русских композиторов. Его перевод «Гамлета» специалисты до сих пор считают лучшей русской версией трагедии.
Сейчас Усыпальница находится на реставрации. Первой была восстановлена надгробная плита на могиле Константина Константиновича. Это было сделано на деньги бывших кадетов, которые через всю жизнь пронесли любовь и уважение к своему патрону.
Судьба Великокняжеской Усыпальницы в послереволюционное время была драматична. Некоторые захоронения были вскрыты, надгробные плиты разрушены, был утрачен созданный Леонтием Бенуа изысканный интерьер.
В конце ХХ века традиция захоронений в Великокняжеской Усыпальнице была возобновлена. В 1992 году был похоронен великий князь Владимир Кириллович, правнук императора Александра II. Его отец, великий князь Кирилл Владимирович, эмигрировав из России, в 1924 году провозгласил себя русским императором Кириллом I. После расстрела царской семьи он был возможным наследником короны Романовых. В 1995 году прах Кирилла Владимировича и его супруги был перевезён из немецкого города Кобурга и перезахоронен в Великокняжеской Усыпальнице.
Интересно отметить, что на каждом из фасадов Усыпальницы располагаются хорошо сохранившиеся мозаичные иконы Божьей матери. Они были выполнены по эскизам известного художника Харламова в знаменитой мастерской Фролова – той самой, которая создавала уникальное мозаичное убранство для храма «Спаса на крови».
Пройдя сквер, мы подходим к восточному фасаду Великокняжеской Усыпальницы.
Раньше большое венецианское окно украшал многоцветный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу знаменитого художника Бруни. Для того, чтобы поместить витраж в православном храме, необходимо было специальное разрешение Синода. В Петербурге такое разрешение получили лишь Великокняжеская Усыпальница и Исаакиевский собор.
Ещё выше на фасаде помещен образ Казанской Божьей Матери. Когда-то, еще юному Петру было предсказано, что он «…построит новый город на севере и пока в том городе будет образ Казанской Божьей матери, в него не ступит вражеская нога». О пророчестве помнили. В годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград задыхался в кольце вражеской блокады, и положение города казалось безнадёжным, по особому разрешению Сталина, самолёт с иконой Казанской Божьей матери на борту совершил облёт осаждённого города. Многие были уверены, что именно её небесное заступничество помогло городу выстоять.
С центральной аллеи, куда лежит наш путь, будет хорошо видна Федоровская икона Божьей матери. Издревле она считалась покровительницей семьи Романовых. Именно этим образом был благословлен на царство Михаил Романов, в 1613 году ставший первым царем династии. Ее правление продолжалось чуть более 300 лет.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Усыпальница некоронованных членов российского императорского дома расположена в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1897-1906 гг. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объём парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведёт в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утверждён 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решёткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал её по образцу решётки Летнего сада.

Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с чётко прорисованными деталями. Купол покрыт тёмным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора.
В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н. А. Бруни. По его же эскизу Г. И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В. А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Фёдоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль.

Под полом усыпальницы устроили 60 двухкамерных бетонных склепов, каждый глубиной 2,2 м.

Храм св. благоверного князя Александра Невского был освящён 5 ноября 1908 г. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь. Служили в нём лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи. В ноябре 1908 г. в усыпальнице был похоронен великий князь Алексей Александрович, оформление его могилы определило решение последующих надгробий. К 1917 г. было произведено тринадцать захоронений.

После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.
В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту архитектора И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

Описание

Продолжим нашу прогулку по Петропавловской крепости в сторону собора. По правую руку от нас находится одноэтажное здание Артиллерийского цейхгауза, которое было возведено по проекту военного инженера А. М. Брискорна в 1801 – 1802 годах, для хранения оружия и военного снаряжения. В 1865 году здесь было размещено Пожарное депо. В 1887 году в помещении цейхгауза устроили манеж для гарнизонных строевых занятий.
В наше время здание используется для выставок, часть его отведена под служебные помещения.
Напротив, находиться Инженерный дом, построенный в 1748 – 1749 годах на месте деревянных складов для хранения оружия (цейхгауза). Сначала помещения использовали под те же оружейные склады, позже в конце XVIII века здание стало - Инженерным деловым двором с цейхгаузами. В корпусах помещались чертежные мастерские, хранилище инженерных приспособлений, архив, часть была выделена под жилые покои семей низших чинов служащих.
Дальше перед нами предстанет Петропавловский собор с пристроенной к нему Великокняжеской усыпальницей. Но перед тем как выйти на соборную площадь, обратим внимание на камерную статую, восседающего на троне императора Петра Великого.

Памятник Петру Первому, работы художника и скульптора Михаила Шемякина, был установлен напротив Петропавловского собора 7 июня 1991 года. Интересна история создания памятника. В мастерской художника находилась копия посмертной маски Петра Первого, выполненной в XVIII веке зодчим Б. К. Растрелли. Идею же использовать эту маску в создании скульптуры подал Михаилу Шемякину его друг – Владимир Высоцкий. После смерти Высоцкого, художник в память о своем друге, создал этот оригинальный памятник Петру Первому.


Но вернемся к Петропавловскому собору.
При строительстве крепости, в ее центре, 12 июля (29 июня по старому стилю) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, был заложен деревянный храм, который в 1712 - 1733 годах был перестроен придворным архитектором Доменико Трезини, в каменный. Великий зодчий возводит собор, отступив от русских церковных канонов строительства, в европейском стиле, придав строению барочный архитектурный облик. Пристроенную к общему объему колокольню завершает золоченый шпиль с парящим на нем ангелом с крестом; венчает же собор только один купол, а не привычные пять глав.


Впоследствии архитектурный стиль этого времени назвали петровским барокко. Необычны для традиционного русского культового зодчества, как внешний облик собора, так и интерьер. Внутреннее пространство храма разделено на три широких нефа мощными пилонами, расписанными под искусственный мрамор. Своды украшены росписью и позолоченной лепкой, а стены, купол и барабан – картинами на сюжеты из Нового и Ветхого Заветов.


Отличается от канонического и внутреннее убранство собора. Главное украшение собора - резной золоченый иконостас – непревзойденный образец русской резьбы эпохи барокко. Он был создан в 1722-1727 годах в Москве мастерами Оружейной палаты по эскизу Доменико Трезини и под руководством художника и зодчего Ивана Зарудного. В соборе иконостас установили в 1729 году.
Колокольню собора украшают куранты (башенные часы). При строительстве собора специально Петром I были выписаны из Англии башенные часы, которые установили на колокольне. Но судьба курантов оказалась незавидной – они сгорели при пожаре. На восстановление их денег не было, поэтому современные часы на башне лишь внешне схожи с оригиналом.


Интересную историю имеет венчающий шпиль ангел. В XIX веке фигурка ангела накренилась от ветра и грозила обрушиться. Возводить леса, достаточные для проведения работ, дорого и непрактично, а подняться на такую высоту – невозможно без специального снаряжения. В 1830 году вызвался провести ремонтные работы на шпиле собора кровельный мастер Петр Телушкин. С помощью веревок и собственной сноровки он поднялся на вершину шпиля, закрепил веревочную лестницу и провел все работы по восстановлению ангела.
Петропавловский собор с первых лет своего существования (задолго до полного завершения строительства) стал усыпальницей Императорского Дома Романовых; под его сводами покоятся российские императоры от Петра l до Николая II (за исключением Петра II и Иоанна VI) и члены императорской семьи.


Позже к собору была пристроена Великокняжеская усыпальница, ввиду того, что возможности захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В апреле 1897 года по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко начались строительные работы. Всвязи с кончиной архитекторов возведение усыпальницы завершал архитектор Л. Н. Бенуа. По переработанному проекту, в 1906 году здание было достроено. 5 ноября 1908 года некрополь был освящен как Храм св. благоверного князя Александра Невского. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи.
Великокняжеская усыпальница - яркий образец архитектурных стилизаторских тенденций в русском зодчестве рубежа ХIХ – начала ХХ веков. В архитектурном оформлении здания прослеживаются мотивы французского ренессанса, классицизма и итальянского барокко.
Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы имело богатое оформление - стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны выполнены из темного лабрадора. В усыпальнице установили небольшой иконостас из белого мрамора с бронзовыми царскими вратами.
Иконостас и другие элементы церковного убранства были утрачены после 1917 года.
С 1908 по 1915 год в усыпальнице были погребены 13 членов императорской семьи, в том числе 8 захоронений перенесли из собора. В течение последующих 76 лет захоронения в усыпальнице не производились. Прерванная традиция была возобновлена в 1992 году, когда здесь захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1995 году в усыпальницу из города Кобурга (Германия) был перевезен прах его родителей: великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны. В 2010 году похоронена супруга великого князя Владимира Кирилловича великая княгиня Леонида Георгиевна.
Обязательно посетите Петропавловский собор, в котором проводят интересные экскурсии. Билеты можно приобрести на площади перед собором, там же продаются билеты и в Великокняжескую усыпальницу.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В своё время, не такое уж и далёкое, эта диковинная летающая машина была совершенно секретной, знали о ней лишь немногие. Создал её авиаконструктор тоже во всех отношениях необычный, начиная с его биографии и заканчивая сконструированными им самолётами. Речь идёт о Роберте Людвиговиче Бартини и «Змее Горыныче», как прозвали одну из его удивительных машин. Примечательно то, что Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл его своим учителем.

Лучший художник среди бизнесменов, лучший бизнесмен среди художников, настоящий миллионер, завзятый тусовщик, экстремальный путешественник, страстный игрок в казино, современный Казанова, портретист Путина, Медведева и ещё множества президентов, кинозвёзд и прочих знаменитостей… Короче говоря - Никас Сафронов.

Эта информация заинтересует прежде всего тех, кто занимается археологией и кладоискательством. Оказывается, по-настоящему уникальные находки можно сделать там, где вскоре пролягут трубы газо- и нефтепроводов, и находки эти через пару десятилетий будут цениться на вес золота. Ведь трубы похоронят под собой те культурные слои, в которых нынче обнаруживаются всякие «пустяки», и доступ к ним прекратится навечно. Так что каждый найденный здесь костяной гребень со временем неизбежно превратится в бесценный раритет.

После того, что сделал Энрико Ферми, которого нередко называли Прометеем XX века, мир стал совершенно другим, ибо он обрёл новый, небывалый по мощи источник энергии. Люди, знававшие Энрико в раннем детстве, никогда бы не сказали, что этого тихого мальчугана ждёт великое будущее. Семья его была самой обыкновенной, какой могла быть у скромного железнодорожного чиновника.

Дарвиновская теория естественного отбора стала одной из самых противоречивых и скандальных страниц в истории естествознания. Она так и не признана многими учёными и отрицается большинством людей, далёких от науки. Так было при жизни Дарвина, и за прошедшие полтора века мало что изменилось.

ЭПРОН. Эта аббревиатура расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения». Организация была создана при ОГПУ в 1923 году для выполнения особого задания - поиска сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы, в Крыму.

Он стал воплощением материальной успешности английского шпиона, получив за свою деятельность пенсию в 1000 фунтов стерлингов в год, патенты на ввоз дорогой древесины и производство красителя.

Есть на земле немало мест, где происходят чудеса, объяснить которые невозможно. И одним из таких мест можно назвать Старцев Угол, что на границе Мордовии и Нижегородской области. Вот уже несколько веков о нём ходят легенды. Впрочем, и в наши дни Старцев Угол продолжает удивлять своими чудесами.