Культура и традиции народов моей малой родины. Ознакомление детей с культурой и традициями малой родины. Народный праздник Ивана Купалы

1
МКОУ «Ершовская СОШ»
«Моя малая родина – Оглонги»
Автор работы: обучающаяся 2 класса
Терехова Ульяна
Руководитель:
Дорошенко Ольга Константиновна
2017 год
п.Ершово

2
Содержание
1. Введение 2­3
2.Мои исследования
1.2 Моя малая родина. Почему мы так называем? 3
2.2 Почему мой район так называется? 4
3.2 Красота природы моего края 4­5
4.2 Быт, культура и традиции моего народа 5­6
5.2 Известные люди моей малой родины 6­7
6.2 Маленькая история моей большой семьи 7­8
3. Заключение 8
4.Использованная литература 8

3
Проект «Моя малая родина – Оглонги»
Выйди в верховье Амура
Сунгари устье сверкает.
Выйди в низовье Амура­
Устье Амгунь открывает.
Здесь я родился и вырос,
Здесь мой любимый край.
В среднем теченье Амура
Родина всех нанай!
И.Терехова
1.Введение
Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете места
прекраснее. Я слушала рассказ своего одноклассника о красоте своей малой
родины. С какой любовью и гордостью Серёжа рассказывал о красоте села
Ершово! Уже скоро будет 2 года, как я приехала в Ершово из Хабаровского
края. Мне очень нравится здесь. Здесь я пошла в школу, здесь у меня новые
друзья. Но я хочу рассказать ребятам о своей малой родине, где я родилась,
откуда идут мои корни. Поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая
родина ­ Оглонги».
Целью, которой является рассказать о красоте моего края, чтобы привить
любовь и уважение к нему.
Задачи:
1. Выяснить, что значит выражение «Моя малая Родина»?

5
Среди ребят я провела анкетирование. В анкете было 3 вопроса: почему моя?
Почему малая? Что значит слово Родина?
Обработав анкеты, я сделала вывод:
Моя ­ потому что здесь родилась моя семья, родилась я, здесь мой дом, моя
улица, мои друзья.
Малая ­ потому что это малая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
2.2 Почему мой район так называется?
Географический адрес моей малой родины: Хабаровский край, район имени
Полины Осипенко, село Оглонги. Район образован в 1926 году.
Первоначально назывался Кербимским. Сейчас район носит имя Полины
Осипенко. Почему он так называется? Мне рассказала мама, что район назван в
честь лётчицы Полины Осипенко. Вместе в Интернете мы нашли фотографии и
точный ответ. Переименован район в 1939 году в честь Героя Советского
Союза Полины Денисовны Осипенко. 78 лет назад экипаж самолета «Родина» в
составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой
совершил рекордный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, который
закончился на территории нашего района. Этим полетом был установлен
международный женский рекорд по дальности полета. Так был открыт
воздушный мост между столицей нашей Родины и Дальневосточным побережьем.
Я горжусь, что это произошло на территории моей малой родины.
3.2 Красота природы моего края
Красота природы моего села неописуема, манит к себе, притягивает как магнит.
Летом жизнь многообразная, разносторонняя. Зимой жизнь суровая, сложная и
подчас экстремальная. Село Оглонги стоит на берегу реки Амгунь. Горная река

6
Амгунь является притоком реки Амура и имеет высокую скорость течения реки.
В летне–осенний период бывают резкие подъёмы уровня воды, большие
наводнения. Амгунь – кормилица, богата рыбными ресурсами, среди которых
выделяются осётр, кета, горбуша, таймень, ленок. Любуются люди Амгунью.
Величава она летом, спокойна зимой, изумляет красотой берегов. Этим
привлекает туристов, путешественников.
Богатые недра земли привлекают геологов. Основными отраслями хозяйства
являются: золотодобыча, заготовка и переработка древесины, охотничий
промысел, сбор не древесных продуктов леса и рыбная ловля.
Наша тайга ни с чем несравнима, где ели под 30 метров, стланик кедровый.
Случается такой урожай грибов, что не в сказке сказать! А ягодное раздолье:
голубика, брусника, смородина, клюква, морошка!
Богат и разнообразен животный мир моего края.
4.2 Быт, культура и традиции моего народа.
А какие люди живут здесь! На территории Хабаровского края российского
Дальнего Востока издревле проживают 8 коренных малочисленных народов:
нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки, имеющие
свою культуру и быт. В моём селе проживают нанайцы, русские, эвенки,
удэгейцы, нифхи. Я расскажу о жизни нанайцев т.к. мои корни относятся к этому
народу. Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амгунь с давних
времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у
них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам
Амура, Амгуни. Так появилось моё село Оглонги. Старое название нанайцев –
гольды. Само название ­ нанай ­ «человек Земли». Как и все другие народы,
нанайцы имеют свой родной язык. Традиционное верование ­ шаманизм. Русские
познакомились с нанайцами в середине 17 века. Главным занятием мужчин была

7
рыбалка и охота. Нанайцам приходилось много трудиться, чтобы выжить в
суровых условиях нашего края. Охотник должен быть сильным, смелым,
храбрым, зорким. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев.
Обеспечивали семьи всем необходимым. Нанайцы носили летом – халат из
рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца,
дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху
надевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать. Женщины
занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили
одежду, убирались, воспитывали детей. Но нанайцы не только трудились, они
еще умели здорово веселиться. Большое число из коренных жителей чтят и
помнят культуру и традиции своих предков. Развивается художественное
национальное творчество. Традиционные развлечения нанайцев ­ это
национальные праздники: кормление воды, медвежий праздник, праздник
последней тропы. На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и
подвижные игры. А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам
сказки. В наше время возрождается культура, язык нанайцев. Стали выходить
книги, учебники на нанайском языке. Все это важно сохранить и развивать,
чтобы передать следующему поколению.
5.2 Известные люди моей малой родины.
Моя малая родина славится своими жителями, самые лучшие из которых
являются почетными гражданами района. Так, Василий Витальевич Бочкарев,
ветеран Великой Отечественной войны и труда, краевед, долгое время
возглавлял районный краеведческий музей. Моя бабушка рассказала о школьном
учителе Чеботарь Юрие Николаевиче. Мы связались в сети с его дочерью
Татьяной Чеботарь, которая проживает в Анапе. Она любезно поделилась

8
фотографиями и рассказала об отце. Во время Великой Отечественной войны
Юрий Николаевич Чеботарь был стрелком­радистом экипажа пикирующего
бомбардировщика ПЕтляков­2. Имеет боевые награды Родины. А после войны
Юрий Николаевич преподавал в школе. Был учителем химии. Моя бабушка
Ирина Васильевна училась у него. Никто не забыт и ничто не забыто. Каждый год
9 мая у памятника проходит митинг. В знак памяти, уважения зажигаются свечи,
возлагаются цветы.
Наше село северное, маленькое и не благоустроенное очень мило и дорого мне.
Я люблю его таким, какое оно есть. Как родителей не выбирают. Так и свою
малую родину мы не вправе судить и осуждать. Люди покидают родные места, а
в душе тоскуют по ним. Вот несколько комментариев к старой фотографии
1.«Это село Оглонги, р­н П.Осипенко, где прошло моё детство» (пишет Римма
Ахметзянова)
2.«Я часто вспоминаю наш дом в Оглонгах. Хочется хоть краешком глаза
заглянуть в детство» (Флюра Ахметова)
3.«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (Фануза Ахметзянова)
4.«Мой отец в Оглонгах был директором школы» (Александр Щербаков)
Каждому хочется вернуться на свою малую родину, где радовались каждому
дню, каждой минуте, прожитой в детстве. Молодежь перебирается жить в
города, забывая вековые традиции и обычаи рода. Вот и наше село Оглонги не
стало исключением. Но все­таки большое число коренных жителей района чаще
из числа старшего поколения чтят и помнят культуру и традиции своих предков.
6.2 Маленькая история моей большой семьи
Вот и мы всей семьёй переехали из Хабаровского края. Так решили родители. Но
не забываем культуру и традиции своего народа. Моя бабушка Ирина Васильевна

9
тоже родилась в селе Оглонги. В селе она вела активную общественную жизнь.
Много стихов о родном крае написала, которые помещены в сборники
Приамгунья. Старается делать всё, чтобы мы не забывали традиции своего
народа, помнили свои корни. Шьёт нам костюмы для выступления. Брату Денису
сшила костюм и разучила с ним нанайский танец на фестиваль «Дружбы
народов», который проходил в нашей школе. Этот национальный наряд сшила
мне бабушка, чтобы выступить с этим проектом. Сама она постоянный участник
всех концертов и праздников посёлка. Мы все большие любители порыбачить. И
здесь в Ершово наши взрослые занимаются рыболовством. Мы всё время
придерживаемся традиций своего народа.
3.Заключение.
Моя семья, мой дом. С этого начинается малая родина. Родная мать, дом, где ты
родился и вырос, друзья детства, любимые игры и книги, природа – такие
простые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. От нас зависит и её
настоящее и то, какой она станет. Есть у моего народа нерешенные вопросы,
один из них ­ это вопрос о земле, о территориях традиционного
природопользования. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом,
и никто не вправе отнимать её у них. И хочется пожелать всем нам активной
жизненной позиции в решении этих проблем и вопросов, чтобы все мы любили
нашу малую родину не только словом, но и делом.
Практическая значимость моей работы в том, что её можно использовать на
классном часе, на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Литература:

10
1.Дальний Восток, автор В.Г. Удовиченко, Издательство географической
литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
2.Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское книжное
издательство, 1957 г. на 288 стр.
3.Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство,
1974 г.
4.Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное
издательство, 1967 г. на 240 стр.
5.Низовья
http://www.fesk.ru/wetlands/293.html
реки

Амгунь Водно­болотные

Плоникова Ольга

Исследовательская работа о свадебном обряде села Безопасного

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Традиции и обряды моей малой Родины

Плотникова Ольга Валерьевна-

ученица 10 а класса

МБОУ СОШ №3

с.Безопасное,

ул. Егорлыкская, 31

Руководитель:

Гущина Елена Сергеевна-

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3

АДРЕС:

356190 Ставропольский край

Труновский район, село Безопасное

Ул. Комарова, 3а, МБОУ СОШ№3

Тел. 23-2- 52

Введение

Обзор литературы и обоснование направления исследования

Результаты исследования. Первый этап.

Результаты исследования. Второй этап.

Заключение

Список источников и используемой литературы

Приложения

Введение

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Всемирная паутина и средства массовой информации сформировали у молодого поколения своеобразное понятие о культуре. Термины «духовная культура», «традиции», «обычаи» воспринимаются молодёжью как нечто далёкое, непонятное и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры, традиций, обычаев и обрядов.

В 2012 году село Безопасное в 208-й раз отмечало своё рождение. Во время праздничных мероприятий, чествовали передовиков производства, долгожителей, только что родившихся жителей села, а также проводился свадебный обряд для пары, прожившей вместе 50-т лет. Нам стало интересно, откуда в селе Безопасном появился такой обряд? Кто или что повлияло на его формирование? Ведь мы не раз сталкивались со свадебным обрядом в повседневной жизни, а объяснить, почему мы соблюдаем те или иные традиции, не можем. На все возникающие вопросы отвечаем: «Так принято…».

За более чем двухвековую историю села, безопасненцами накоплены огромные богатства духовных ценностей. Многое из этого нами либо не используется, либо вовсе утрачивается. Знание истории своей малой Родины, особенно истории культуры, содействует изучению, сохранению, а значит и обогащению историко-культурного наследия. Фольклорное наследие села Безопасного имеет много специфических черт и весьма своеобразно. Необходимость изучения устногопесенногонародноготворчестваселакакодногоизкомпонентовдуховнойкультурыназреладавно. Такой интереск фольклору вызван также и тем, что мы живем в многонациональном селе, что в свою очередь нашло отражение духовной культуре Безопасного.

Цель моей работы – рассказать о фольклорном наследии села Безопасного, определить какие народы и категории населения России оказали влияние на его развитие.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести поиск материала об истории заселения села Безопасного и определить категории населения и регионы, откуда пришли к нам переселенцы;
  2. Проследить на примере свадебного обряда жителей села Безопасного влияние исторических условий, региона проживания и занятий переселенцев на формирование фольклорных традиций;

Хронологические рамки. Работа охватывает период с XIX по XX век, так как изменения в духовной культуре происходят достаточно медленно и за короткий период сложно проследить происходящие в ней изменения.

Методика исследования:

Работа с исторической литературой и архивными источниками по изучаемой проблематике. Сопоставление и анализ различных источников, обобщение полученных данных.

Обзор литературы и обоснование

Направления исследования

При написании исследовательской работы, мною использовались работы следующих авторов: Мельниковой И.М. , Бодровой В.И. ,Воиновой Э. Л. . Натальи Быковой . Эти работы поливают свет на развитие духовной культуры Ставропольского края, рассказывают о песенных традициях казаков, крестьян орловской и курской губерний XIX - XX веков.

Особое место в работе занимают источники безопасненского сельского музея, а также архивные материалы народного фольклорного коллектива «Сельские зори».

Все эти материалы позволяют пролить свет на проблему заселения села, формирование обычаев и обрядов Безопасного в XIX– XX веках, а также помогают понять, какие народы оказали влияние на традиции, обычаи и обряды безопасненцев.

Результаты исследования

Первый этап

Фольклор - очень чувствительная тема. Он не может существовать отдельно от природно – географических, хронологических и исторических условий. Поэтому на первом этапе исследования мною были сделаны запросы в музей села Безопасного (приложение №1) с целью, выяснить, когда и кем было заселено село Безопасное, чтобы определить какие народы и категории населения оказали влияние на формирование фольклорных традиций села.

Отвечая на наш запрос, заведующая общественным музеем села Безопасного имени Заслуженного работника культуры Российской Федерации Русановой М.А, Радченко Г.Д. ссылаясь на копии документов пишет: «…Безопасное населялось на реке Ташла, при впадении в реку Егорлык, на одном из пунктов селения, который сохранил название городка, стоял редут, в котором находилось до 50 всадников из донских казаков, сменявшихся из Донской крепости.. » .

А в Справочнике по Ставропольской епархии села Безопасного, Ставропольского уезда, 4 земского участка «… основано в 1804 году крестьянами Воронежской и Курской губ. Первым поселился здесь хутор кр. Лунев…»

Следующим, немаловажным источником, проливающим свет на историю основания села Безопасного, можно считать труд инспектора народных училищ А.Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом и сельскохозяйственном отношениях». В своём исследовании А.И. Твалчрелидзе пишет: «Основание селу положил крестьянин Лунев, построив в 1804 г. на месте села мельницу, около которой и стали, потом мало-по-малу селиться переселенцы из России... Преобладающий элемент коренного населения состоит из великороссов Воронежской и Курской губерний..."

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в период военного освоения Центрального Предкавказья в конце XVIII века (в том числе и Ставропольской губернии), на территории современного села Безопасного располагался пост для охраны местности от набегов кочевников. Для охраны поста, из Донской крепости присылали отряд хопёрских казаков. В начале XIXвека, в период освоения Центрального Предкавказья гражданским населением, территория вокруг безопасненского поста была заселена выходцами из центральных губерний Российской империи.

Второй этап.

Во все времена семья была основным началом общества. Её формирование находилось в центре внимания людей и государства. Поэтому изучению свадебного обряда, обряда создания семьи, мы уделяем большое внимание. Для того чтобы добиться поставленной цели, мы обратились к архивным материалам народного фольклорного коллектива «Сельские зори». В архиве хранилась рукопись свадебного обряда, который был записан в середине XXвека, по воспоминаниям местных старожилов.

Изучивлитературу и архивные материалы по интересующей нас тематике, мы пришли к выводу о том, что свадебный обряд жителей села Безопасного сформировался под влиянием традиций переселенцев из Воронежской и Курской, Орловских губерний, и частично казачества, к началу XXвека.До этого свадебный обряд у казаков и крестьян был различным, так как казаками осуждались браки с представителями других сословий. Только лишь по прошествии долгого времени, совместной трудовой деятельности произошло сращивание культурных традиций данных категорий населения.

Обряд представлял собой большое музыкально – драматическое праздничное действие. Он старательно сохранялся и всеми уважался, поэтому устойчиво долгое время переходил из поколения в поколение. Сравнительный анализ показал, что в свадебном обряде безопасненцев можно выделить три этапа: предвенечный, включавший сватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный. Предвенчальный этап состоял из сватовства, рукобитья, смотрин и великой недели шитья приданого, обрядовой бани, девичника и прощания с красной красотой. Подобные этапы встречаются в свадебных обрядах казаков и крестьян Орловской, Воронежской и Курской губерний. Традиционно самым подходящим для свадьбы временем считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.

Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

В описании свадьбы села Безопасного указывалось на совершение браков преимущественно в октябре, ноябре, январе.

Чаще всего выбор невесты, жениха делался родителями, без согласия последних. По сложившейся у крестьян и казаков традиции, сваты приходили в дом и говорили: «У вас -товар, у нас – купец» или «К вам горлинка залетела. Разрешите поискать?». После этого родители невесты делали вид, что не готовы к такому посещению и просили время подумать. По крестьянскому обычаю, сватам принято было отказывать два раза. После третьего прихода сватов, если родители согласны, гостей к вечеру приглашали за праздничный стол.

Следующий этап сватовства, встречающийся у крестьян и казаков, был обряд рукобития или говоря нашим языком, обручения. После чего гости садились за стол, пили, ели и уговаривались с родителями невесты о приданном.

Свадебные песни начинали звучать во время сватовства и до конца свадебных мероприятий. В основном они иллюстрировали происходящие события: выбор женихом невесты, просьбу невесты к отцу не выдавать ее замуж (приложение №2) .

  1. К рукомоечке, ко медноей.
  2. Ты свои, да ручки белые.
  3. Не молись, да не промаливай
  4. Во чужи-то, да люди добрые…

Для невесты с браком прекращалась пора счастливой свободы, происходил переход от жизни вольной и беззаботной к зависимой и тяжелой. И тексты песен являются наглядным тому примером (приложение №2):

  1. Все прошло, да прокатилося,
  2. Все часом, да миновалося,
  3. Честно, хорошо девичество
  4. Соколом оно пролетело,
  5. Соловьем оно просвистело и т.д.

Печаль и грусть пронизывала все песни от сватовства до венца, посвящённые невесте. Особо хотелось бы остановиться на обряде прощания с девичьей косой, который проходил перед самой свадьбой. Расплетение девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам (приложение №2) :

  1. Вы повывяжте, да ленты алые
  2. Расплетите, да мою косу,
  3. Распустите да русы волосы
  4. По моим-то плечам могучим.

После расплетения косы проводилась обрядовая баня. По выходу из бани невеста становилась за стол и просила подруг найти девичью красу. После этого все подруги и родственники походили к девушке. Она каждого обнимала, целовала и со слезами приглашала на завтрашнюю свадьбу. В конце прощального ужина приезжал жених с товарищами, привозил невесте подарки: гребень, мыло, леденцы и пряники.

На следующее утро в доме невесты приготовлялся парадный стол, толпились родственники, ждали приезда жениха. День свадьбы проходил весело, трагические песни сменялись веселыми и шуточными. Свадебная процедура включала в себя выкуп невесты, благословение матерью невесты молодых. Каждое совершаемое сватами и молодыми действие сопровождалось песней. После выкупа невесты, молодые и гости отправлялись в церковь, где проходил обряд венчания (в соответствии и религиозными канонами).

Заключение

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу о том, что село Безопасное было основано выходцами из Орловской, Курской, Воронежской губерний и казаками, находившимися здесь для охраны. На протяжении XIX века шло взаимное проникновение культур крестьянского и казачьего сословия. Коллективное проживание людей из разных регионов России, привело к тому, что уже к началу XX века, сформировалась новая духовная культура села Безопасного, которая стала результатом их сотворчества. Традиции, обычаи, обряды безопасненцев отражают занятия, мировоззрение данных категорий населения.

Свадебный обряд, сформировавшийся в конце XIXначале XX века, хотя и претерпел некоторые изменения, все же продолжает свое существование и сейчас. Он включает в себя такие этапы как сватовство (запой), выкуп невесты, благословение родителей, свадебная церемония.

Работа над данным исследованием не завершена. На следующем этапе мы планируем изучить обряд покровских посиделок.

Список источников и используемой литературы:

  1. Бодрова В.И. «Свадебные обряды казаков»// kazaknation.com/
  2. Воинова Э.Л. «Свадебные песни на Руси», Орёл, 2000
  3. Мельникова И.М. «Духовная культура Ставрополья XIX – XX век», Ставрополь, 2003
  4. Михайлов Н.Т.. « Справочник по Ставропольской епархии», г. Екатеринодар, 1910 год,
  5. Семилуцкий А.. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 16, Тифлис, 1893,
  6. Сценарий свадебного обряда (из архива народного фольклорного коллектива «Сельские зори»
  7. Твалчрелидзе А.И.. «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Ставрополь, 1991 г.; репринт.изд. 1897г,
  8. http://www.stavkazaki.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Общественный музей

Села Безопасного имени Заслуженного работника культуры

Российской Федерации

Русановой М.А

ЗАПРОС.

Мы учащиеся МБОУ СОШ №3, проводим исследовательскую работу на тему: «Фольклорное наследие села Безопасного» и просим предоставить информацию об истории заселения села Безопасного.

Наш адрес: 356190 Ставропольский край

Труновский район

село Безопасное

ул.Комарова, 3-а

МБОУ СОШ№3

Директор школы: И.С.Жиданова

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД (старинный русский)

1 часть. СВАТОВСТВО.

При выборе невесты родители учитывали пожелания жениха, но не всегда. Сами шли сватать, конечно же, без жениха. Свадьба затягивалась на неделю. Наши предки в браке видели, прежде всего, хозяйственную необходимость. Завести свой дом, приобрести заботливую хозяйку, вырастить детей-помощников - в этом было главное - залог материального благополучия и семейного счастья. Заключение брака обставлялось торжественно.

Сваты, родственники жениха, приходили в дом невесты, здоровались с ее родителями и говорили:

Мы пришли к вашей милости за добрым делом, за сватаньем. У вас товар, у нас -купец. У нас жених, у вас невеста. Нельзя ли их вместе свести и новый род завести? Родители невесты уже, как правило, бывают подготовлены к такому посещению, но делали вид, что их застали врасплох и просили дать им время подумать. Сваты уходили, а через час возвращались с тем же вопросом. Если жених не нравился невесте, тол они на этот раз кланялись и отвечали:

  1. Благодарим за честь, а только наша дочь еще молода. Пусть еще с нами поживет, ума-разума наберет, на нас стариков поработает. Это был отказ. Если же родители согласны, отвечали так:
  2. Милости просим с водкою, приходите вечером. Сваты уходили довольные. Третье приглашение всегда означало согласие на брак.

К вечеру в доме невесты делались приготовления. Приглашалась ближайшая родня, ставили вино, закуски, зажигались свечи перед образами. К приходу жениха и его родни невеста с головою накрыта большим платком, сидела за печкой с подругами. В горницу выходить ей не полагалось.

  1. Так как же наше дело? - спрашивают сваты. Родители невесты соглашаются отдать дочь.
  2. Ну, так ударим по рукам, - говорят сваты. Услышав эти слова, невеста начинала плакать и голосить:

Я побью, да низко покланяюсь,

Я родителю, да сударь батюшке.

Не ходи-ка ты, красно солнышко,

К рукомоечке, ко медноей.

Ты не мой-ка, да красно солнышко,

Ты свои, да ручки белые.

Не ходи-ка, да красно солнышко

Ко переднему да большому углу,

Не засвечивай, да свечки божией

Не молись, да не промаливай

Ты меня-то, да красну девушку

Во чужи-то, да люди добрые.

Но эти слезы ни к чему. Отец умывал руки, зажигал свечи. Все молились перед образами. А затем отец ударял по рукам с женихом и сватами. Сделка была заключена.

Жених и его родня садились за стол, пили, ели, уговаривались с родителями невесты о приданном.

А нельзя ли невесту повидать?- спрашивал, наконец, жених. Невесту выводили под руку. Она шла, пошатываясь, закрываясь платком, и причитала, обращаясь к отцу:

Все пришли-то люди добрые

Все пришли они, приехали.

Все ко мне-то красной девушке,

Буйной головы да победители,

Ретиву сердцу да огневители,

Трубчатой косы-то расплетатели,

Вольной волюшке, да разорители,

Девьей красоты, да отгонители.

Рыдающую невесту уводили под руки, там она продолжала выплакивать:

Все прошло, да прокатилося,

Все часом, да миновалося,

Честно, хорошо девичество

Соколом оно пролетело,

Соловьем оно просвистело,

Черным вороном прокаркало,

Серым волком оно провояло,

Серым заюшком проскакало,

Горностаюшкой пропрядало,

Золотым кольцо пробрякало,

Серой утицей проплавало,

Что по тихим-то заводям

Красной девицей проплакало

Во высоком новом тереме.

В знак согласия и заключения сватовства, брали пирог хлеба и ножом, что принес жених, разрезали. Кто быстрее, тот в семье и главным будет.

Проходило после этого дней пять- семь. В эти дни по вечерам к невесте собирались подруги с рукоделиями. Усевшись вокруг печальной невесты, они грустными песнями и предсказаниями еще пуще расстраивали ее сердце:

Что ты, что ты, березонька

Ты стоишь не шатаешься,

Что ты, что ты, Настасьюшка,

Ты стоишь не усмехаешься.

Ты на нас не оглянешься,

На нас, милых подруженек,

На нас милых, любимых...

Невеста отвечала, что ей не до смеху. Она видела ночью тревожный сон, который предсказал ей несчастье, тяжелую жизнь в чужой не любимой семье. Так в слезах и песнях проходила вся неделя.. В субботу с утра невеста ходила с плачем по деревне и приглашала всех родных проводить ее к венцу. Пока ее в каждом доме встречали, угощали, утешали дяди и тети, ее подружки готовили ей последнюю баню в отчем доме. Вернувшись домой, невеста находила в нем всех своих сестер, подруг, девушек и молодых ребят чуть не со всей деревне. Тут наступал один из самых трагических моментов старого обряда: снятие девичьей головной повязке (девьей красоты) и расплетание девичьей красы. В старой Деревне девушки обычно носили волосы, заплетенные в одну косу, а замужние две косы. Расплетание девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, с подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам:

Вы послушайте, да белы лебеди,

Вы повывяжте, да ленты алые

Вы повыплятите да косоплеточку

Расплетите, да мою косу,

Распустите да русы волосы

По моим-то плечам могучим.

Подруги приближались, чтобы расплести косу, но невеста отбивалась. Однако ничего не помогало - волосы невесты распускали по плечам, и она с новым плачем просила:

Истопите мне жарку баньку

Без дыму без кудрявого

Мне без чаду-то, да без едучего.

Наносите-ка, да, белы лебеди,

Ключевой воды, холодненькой

Мне из трех ключей, да подземельныих.

Баня была уже истоплена. Толпа расступалась, и подруги вели невесту в баню. Невеста по выходу из бани становилась за стол и в последний раз обращалась к подругам. Она просила принести ей обратно ее девичью красоту, которую она оставила в бане:

Там я мылась, умывалась,

Позабыла девичью красоту

Я во жаркой парной бань(и)ке

На точеном, на столбике...

Но подруги, ожидавшие по обряду этой просьбы, отвечали:

Мы пошли белые лебеди

Во жаркую Бань(и)ку

По твою по девичью красоту.

Отворили дверь узешенько,

Заходили потихошеньку.

Мы пошли-то, белы лебеди,

По широкой славной улице,

По проезжей по дорожечке.

Как задули ветры буйные,

Размахнулось полотенышко,

Улетела девья красота

За горы за высокие, за леса-то за дремучие...

Уж как села твоя девья красота

На проезжу-то дорожечку

Не вернуть твоей девьей красоты!

Все родные поочередно подходили к невесте. Она каждого обнимала, низко кланялась и со слезами всех приглашала на завтрашнюю свадьбу.

В конце прощального ужина приезжал жених со товарищами. Он привозил невесте подарки: гребень, мыло, леденцы и пряники. На следующее утро в доме невесты приготовлялся парадный стол, толпились родные. Жених приезжал на «бараны» - так назывался отъезд невесты из родного дома. Он входил со своими родственниками, садился за стол, и родные невесты их угощали. Девушки, стоя толпой у дверей, расхваливали жениха величальными песнями. Невесту выводил к столу отец.

ЧастьII. Свадьба.

Сидит девица с подружками в углу избы и молится на образа. Подружки наряжают невесту.

1 подружка: Не летай соловей,

Не летай молодой;

При долине

Ты не вей гнезда

При осине

2 подружка: Ты совей гнездо

При тереме!

Что в котором теремочке

Сидела девица

(выходят с 2 сторон подружки и поют старинную народную свадебную песню)

«Прилетел (ы), да сизай голубь»

Прилетел (ы), да сизай голубь

Из чистого поля

Ой лели, ой – ли – ля лели

Из чистого поля

Да посажу я сиза голуба

В терем на три ночи

Ой лели, ой – ли – ля лели

В терем на три ночи

Да накормлю я сизы голуба

Яровой пшеницей

Ой лели

Яровой пшеницей

Напою я сиза голуба

Ключевой водицей

Ой, лели

Ключевой водицей

Старинная народная свадебная песня «Зиму – лето, да сосенушка была зеленая»

Зиму – лето, да сосенушка

Была зеленая

Ой лели, ой – ли – ля лели

Была зеленая

Всю неделю Татьянушка

Была веселая

Ой лели, ой – ли – ля лели

Была веселая

В воскресенье

К венчали шла, плакала

Ой лели, ой – ли – ля лели

Плакала

А все ж она,

Да на батюшку

Пиняла

Ой лели, ой – ли – ля лели

Пиняла

Мой батюшка

Усе пенюшки

На тебе

Ой –и- лели

На тебе

Отдаешь в чужие людюшки

Не жалеешь

Ой –и- лели, ой – и – лели

Не жалеешь

Остается три садика

У тебе

Ой-и-лели, ой – и – лели

У тебе

Остается 3-и зелененьких

Все цветут

ой – и- лели, ой- и лели – лели

все цветут

Вставай, вставай мой батюшка раненько

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, раненько

Поливай, поливай в саду цветики частенько

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, частенько

Все утренними, да вечерними зорями

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, зорями

Все горькими, да горькими слезами

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели, слезами.

Подружка : Что, ты, что ты березонька

Стоишь не шатаешься

Ой -и- лели, ой – и- лели- лели

Что, ты, что, ты, Татьянушка

Сидишь не усмехаешься

Ты на нас не оглянешься

На нас милых подружек

На нас милых, любимых

Невеста: Уж, вы свет мои подруженьки

Уж я рада бы век вековать

У родимого, у батюшки

У родимой, своей матушки

Да за мной скор, посол послан

Со чужей дальней сторонушки

За моей буйной головушкой

За моей русой косонькой

Участница: Едут, едут…Попереди свашка с женихом, позади две повозки со свашками, да с дружком…

«Ой, зять у ворот…

Стреляют, стреляют…

звучит старинная народная свадебная песня «Из-за гор – горы эх, едут мазури»

Из – за гор – горы, эх едут мазурии

Едут, едут мазурики

Везут, везут горилочку

На сером коне, коне

На сером коне

На сером коне, эх

Что был на войне

Стук – грюк в окошечко

Выйди сердце – коханочка

Дай коню воды, воды

Дай коню воды

Не хочу я встать, эх

Коню воды дать

С вечера роса холодна

Там ходила девка боса

Ножечки щемлять, щемлять

Ножечки щемлять

На те ножечки, эх

Куплю башмачки

Носи, носи моя гожа

На коханочку похожа

Куплю башмачки чки, чки

Куплю чулочки

Купляй, ни купляй

Ны стану я брать

Мине маты приказала

Чтоб с парнями ни гуляла

Матуси боюсь, боюсь

Матуси боюсь

Матуси ни бойсь, эх

Садись на мой воз

Тай поедем в чужей край,

Где хороший урожай

Зелены поля, поля

Зелены поля

Шум, в избу входят сваты. Сваха с рискою впереди, за ней дружек. Свашки мериются рисками

Участница : А у свашки жениха риска лучше, да и голубочек наш покрасивее…

Сваха: А в нашего свата

Соломенная хата

Боится пустить

Чтоб не развалить

звучит старинная народная свадебная песня «Да приехали немцы»

Да приехали немцы

Да приехали немцы

Голаи коленцы

Голаи коленцы

Просят полотенцы

Просят полотенцы

Полотать коленцы

Полотать коленцы

А мы им не дали

А мы им не дали

Со двора прогнали

Со двора прогнали

Участница: Проходите гости, милые..

Проходите, долгожданные

Подружки невесты : (ведут выкуп невесты)

Да покрупней платите

Дорожку все крупненькими

Выкладывайте…хрустященькими..

Дружек: А какую же цену назначили?..

Сваха (невесты): А говорили сваты богаты

А они пешком ишли

Жениха в мешке несли

А свашку в корзине

Чтоб ни съели свиньи

Подружка (невесты): А мосточек длинненький

Дружек: да нате дорогу червонцами выложили, а косоньку русу еще побогаче выкупим

Девушки: ложите червонец, не обедняете

Сваха (невесты) : Ой, что – то за ворона

Стоит (ь) у порога

Крылья расставила

Рот раззявила

Хочет нас поисть

На наше место систь

Сваха (жениха): свашенька, да что ж ты так обидела

Да у нас же будет делать нечего

Зимзеленьке – то нашей, душеньки

Звучит старинная шуточная свадебная песня «Зимзелюшка луговая»

Зимзелюшка луговая

Лели – ладу

Зимзелюшка луговая

Душиль мою

Идее была пробивала

Лели – ладу

Идее была пробывала

Душиль мою

А в нас воду на волах возят

Лели – ладу

А в нас воду на волах возят

Душиль мою

А в нас мидведь хату митеть

Душиль мою

А в нас мидведь хату митеть

Душиль мою

А в нас галки моют лавки

Душиль мою

А в нас кошки моют ложки

Лели – ладу

А в нас кошки моют ложки

Душиль мою

Подружки (дружку): тебе дружек не дружковати,

Тебе дружек свиней пасти,

С добраю лошакою,

С чернаю собакою,

Тебе дружек. Не дружковати

Тебе дружек – свиней пасти

С добраю лошакою

С черною собакою

Плати – же скорее, а то товар состарица, послушав вас еще обедняешь (дружек платит)

Подружки: ну наконец-то сговорились

Дружек: мир – миром,

Пирог с сыром

Давай – же помиримся

наливают чарки, звучит величальная старинная народная песня «Чарочка моя»

Чарочка моя серебряная

На золоте блюдечко поставленная

Кому чару пить – тому здраву быть

На многое лет, эх

На многое лет

Чтоб ваша головушка

Не болела

Чтоб ваше сердечушко

Ни щимела

Ура! Ура! Ура – эх!

Чарочку до дна

На здоровье, на здоровье, на здоровье, на здоровье

На многое лет – эх!

На многое лет

появляется мать с иконой, стелят шубу на пол, ставят на нее жениха и невесту и мать благословляет молодых на богатую и счастливую жизнь

Мать: Бог простит и благословит

Прощаю и благословляю

Ну, дочка ты теперь отрезанный ломоть

Пойдешь в чужие людюшки, не забывай нас

звучит старинная народная свадебная песня «Кучер, кучерявый»

Кучер, Кучерявый

Держи вожжи ровно

Держи вожжи ровно

Привдарь коня вольно,

Привдарь коня вольно

Чтоб(ы) я да не с(ы) слыхала

Чтоб(ы) я да не с(ы) слыхала

Как батюш(и)ка плача

Как батюш(и)кА плача

На стол(ы) возлегая

На стол(ы) возлегая

С двора провожая

Участница: Бобоньки, да что мы

Все грустим, да грустим…

Запевай веселую, чтоб весело жилось

звучит старинная свадебная народная песня «Все бы, все бы я на лавочке сидела»

Все бы, все бы на милого глядела

На такого на хорошенького

На такого на хорошенького

Черноглазай, чернобровый милай мой

Черноглазай, чернобровай милай мой

Пили, ели говорили мы с тобой

Пили, ели, говорили мы с тобой

Целовались, любовались, миловались мы с тобой

Все бы, все бы я на лавочке сидела

Все бы, все бы я на милого глядела

Участница: Пир продолжается

Пир горою, да на неделюшку

звучит старинная народная свадебная песня «Ой, у утушки»

Ой, у утушки,

Ой, у серенькой

Да короткаи ножки

Ой и лели – ой – и – лели – лели

Да короткаи ножки

На двор едут, да на двор едут

С вином сустречают

С вином сустречают

С двора едут, да с двора едут

Колом провожают

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Колом провожают

А мы ж у тебя Иванушка

Да ни пили, ни ели

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Да ни пили, ни ели.

На веселую, на беседушку

Да только поглядели

Ой – и – лели, ой – и – лели – лели

Да только поглядели.

или старинная свадебная песня «Ой, роза ты роза моя»

А кто ж это, да на конику проезжал

А кто ж это, на вороном на коне

Ой, роза ты, роза моя

Была бела, стала розовая

Иванушка, да на конику проезжал

Васильевич, да на вороном на коне

Припев тот же

А Марьюшка у воротьях стояла

Сергеевна во широких воротьях

Припев тот же

Иванушка, я сердита на тебя

Что вечериком ко мне не пришел

Припев тот же

Без тебя мил и постель холодна

По перинушку мороз подполз

Припев тот же

Одеялище заветрилося

А Марьюшка, да рассердилася.

А. Семилуцкий. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 16, Тифлис, 1893,

стр 211-221.

А.И. Твалчрелидзе. «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Ставрополь, 1991 г.; репринт.изд. 1897г, стр. 638

2.2 Традиции моей малой Родины

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет – 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля – край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области – Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение – это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года – Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской – Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской – Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской – Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской – Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик – с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.


Работе нами была освещена проблема развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР с помощью использования музыкально-игровых методов. Мы поставили перед собой цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР. Для достижения поставленной цели была проведена следующая работа: - изучен передовой научный...

Сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и апробация методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать методику развития музыкальности детей экспериментальной группы; ...

Способности, творчество. 2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области. 3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору. 4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках. ...

Казаков (например, обряд «своды»: Анашкина, 1976; Листопадов, 1947-1954). 1.2. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения...

Мне посчастливилось родиться в солнечной Республике Бурятия. Это место, поражающее удивительным разнообразием природы: широкие степи, величие и мощь священного Байкала, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов. Республика Бурятия - родина одного из самых гостеприимных народов - бурят. Это люди, чьи обычаи, национальные праздники, танцы, песни, кухня завораживают и заинтересовывают людей, не знающих их культуру. Буряты всегда рады гостям, они стараются помочь тем, кто просит у них помощи. Еще Ю. Джулиани в одном из ранних сочинениях о бурятах 1834 года писал: «Их гостеприимства и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу. Буряты, далекие от того, чтобы почитать бедных, как бы оставленных богом, всегда подают помощь путешественнику и доставляют разорившемуся средства к поправлению его состояния, стад, юрты, оружия... Когда путешественник, земляк или иностранец остановится в их улусе, всякий считает за великую честь принять его и заколоть барана для угощения. Принимая гостя, бурят всегда делает ему подарок по своему состоянию, хотя бы он прежде вовсе не знал его, и при отъезде от чистого сердца желает ему благополучного пути, всякого возможного счастья и прочее. Он провожает его сам, или посылает проводить до ближайшего улуса, где передает его своим родственникам и друзьям».

Я с детства находилась среди бурят. Мои учителя - буряты, мои друзья - буряты, мои знакомые - буряты. Я привыкла видеть дацаны, бурятские национальные костюмы, знаю о национальном празднике Сагаалган, танцевала Ёхор и слушала бурятские песни. Мои друзья рассказывали мне много из того, что я еще не знала о бурятских традициях. Например, я знала, что Сагаалган (Праздник Белого месяца) - Новый год у бурят. Он длится 30 дней - лунный месяц. В этот месяц буряты принимают у себя гостей, дарят друг другу подарки и едят национальные молочные блюда. Но я не знала, что в канун праздника проводится традиционный обряд очищения «Дугжууба». Я была очень удивлена, когда моя подруга пришла ко мне в гости и предложила мне обтереть свое тело кусочком теста. Мне это казалось очень странным, пока она не объяснила мне, что перед обрядом люди обтирают свое тело кусочками теста, ваты или бумаги, а потом на большом костре сжигают их, тем самыми избавляясь от нечистот тела, речи и ума. В тот день как раз проходил обряд очищения, на который она должна была ехать.

Мало знала я и о культе Обо - поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мэнхэ Тэнгэри). Когда едешь куда-либо в республике, то в определенном месте можно увидеть, что на деревьях повязаны ленточки, платочки, тряпочки. Это священные места. Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Дарами могут быть пища, вино, хадак, лоскутки материи, ленты, платки. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт приношения. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, то удачи не будет.

По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов - ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.

Однажды я и мои родители были в гостях у маминой подруги во время Сагаалгана. Ее муж - бурят, когда мы все сели за стол, сказал: «Надо побрызгать. Задобрить духов». Я тогда не поняла, о чем идет речь. И только потом узнала, что у бурят существует обычай брызгать молоком или алкогольными напитками духам местности - безымянным пальцем левой руки слегка прикасаются к спиртному (молоку) и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Я живу в Бурятии уже 18 лет, но, к великому сожалению, еще ни разу не была на ежегодных «Играх трех мужей». Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое - «сурхарбан» с бурятского языка означает «стрельба из лука». И второе, собственно, «Эрын Гурбаан Надаан» - Игры Трех Мужей.

На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта - это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на сурхарбане - это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов.

Я понимаю, что знаю только одну сотую из всей национальной культуры бурят. Есть еще огромное количество обрядов, о которых я не знаю вообще или знаю только понаслышке. Есть много национальных блюд, которых я не кушала, песен, которых я не слышала. Поэтому я хочу изучать, узнавать как можно больше о бурятских традициях, о жизни, приметах, праздниках. Их история близка мне, их язык запечатлен в моей памяти. Я родилась в Бурятии, а значит, я часть этой республики, я - часть бурятского народа.

Марина Палеева (II курс факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) Иркутского госуниверситета)

Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.

Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история моей семьи неразрывно связана с историей моей Родины.

Патриотизм, я считаю должен составлять основу духовно-культурных ценностей страны. О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Можно, например, сказать, что патриотизм -- это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. Можно привести огромное количество метких высказываний в подтверждение этого тезиса. Но что значит истинный патриотизм? Что значит быть настоящим патриотом своей Родины? В последнее время мы имеем самые неограниченные возможности для получения разнообразной информации. Я как человек, страстно увлеченный изучением прошлого нашей страны, особенно ее «белых» пятен, читаю много книг, смотрю фильмы, основанные на подлинных документах. И вот что мне хочется сказать. Те люди, которые являлись виновниками развязывания захватнических войн, писали «сочинения» на свободную тему, о том, как любят свою Родину, какие они патриоты, подкрепляли свои слова убедительными примерами из жизни и художественной литературы. Но данный «патриотизм» не имеет право на жизнь, так как настоящее чувство любви к своей Родине не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями и гуманизмом - мы все помним и не никогда не забудем пример Второй мировой войны. Да, в истории нашего государства было время, когда определённой группой людей, обладающей огромной властью и, в то же время, наделённой исковерконным чувством патриотизма, выдумывались лозунги, которые были чистым популизмом. Насквозь пропитанные фальшивыми словами, они были напрочь лишены всякого ценностного содержания. Но наши прадеды, деды и родители любили огромную страну не за то, что было написано на транспарантах, а за то, что патриотизм у нас в крови. Патриотизм -- исключительное чувство. И в этой исключительности есть исток единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» -- превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания».

На мой взгляд Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.

Именно с детских лет, родители приучали меня, маленького человека, любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учили уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране, может быть поэтому я и выбрала такую профессию. Познавая мир от родителей, я приучилась к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Я «впитывала всё как губка», запоминая даже малейшие детали. Мне близко по духу высказывание российского поэта Есенина «Я скажу не надо рая, дайте родину мою».

Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в начале XX века, в это время происходило множество перемен.

Мой прадедушка хоть не принимал участия в военных действиях, но очень много сделал для нашей страны. Он всю трудовую жизнь работал, был награжден медалями и орденами. Он прожил большую жизнь и показал мне пример активной, трудовой жизни. Его все уважали. Его жена моя прабабушка, воспитала детей, которые выросли хорошими людьми. В их семье всегда была атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Дедушки моего папы работали в колхозе, занимались сельским хозяйством. Они были близки к земле. Их мирный труд прервала война, и они ушли на фронт защищать землю, на которой они жили, работали и растили своих детей. Прадедушка вернувшись с войны, занимался восстановлением колхозного хозяйства.

Трудное детство досталось нашим бабушкам и дедушкам. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек. Но, несмотря на все перенесенные трудности, наши бабушки и дедушки не потеряли веру в счастливое будущее. Они стремились стать полезными для нашего общества

Когда началась война, мой дедушка был ребёнком. Так как многие мужчины ушли на фронт, вся работа легла на плечи женщин и детей. Дедушке пришлось работать. В семье он был старшим и всегда заботился о своих братьях и сестре. Так как учителей не хватало, дедушка преподавал рисование, черчение, труд, вел кружки. Благодаря ему, многие ребята выбрали себе профессии, научились честно трудиться. Дедушка всегда был строгим, но справедливым учителем. За что его всегда уважали. В те далекие годы не было ни телевизоров, ни компьютеров, и учитель был главным источником знаний.

В моей семье существуют определённые семейные традиции. Семейные традиции -- это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции -- это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Для меня важной задачей является продолжение семейных традиций, для того чтобы мои дети выросли со знанием красоты мира, окутанные любовью и сформировали надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Я хочу выстроить для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - научу первым словам, затем - передам свое отношение к словам, вещам, поступкам.

Я понимаю, что то как ребёнок отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Я с уверенностью могу сказать, что ощущаю себя счастливым человеком, в этом я вижу большую заслугу моих родителей.

Сейчас мне 23 года, сказать что я много повидала в жизни- ничего не сказать. Мне есть с кого брать пример в жизни. И я думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучше, светлее и богаче!