Возможности интеллектуального развития младшего школьника в процессе обучения по УМК «Школа России». «Развивающее обучение как источник развития творчества младших школьников Фрустрациооный тест Розенцвейга

Краткое содержание

Организация обучения детей в младших классах школы. Объективный характер трудностей, с которыми сталкивается ребенок в начале обучения в школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода к школе. Дополнительное моральное стимулирование ребенка за успехи. Формирование у него основных компонентов учебной деятельности: учебных действий, действий по контролю и оценке результатов работы. Причины интеллектуальной пассивности и отставания детей в начальных классах, способы их устранения. Групповые формы организации занятий в первые месяцы обучения в школе.

Обучение младших школьников в домашних условиях. Особое значение домашней учебной работы с первоклассниками. Формирование самостоятельной учебной деятельности. Развитие речи и мышления через совершенствование письма. Изложение, пересказ прочитанного, увиденного или услышанного, написание писем и небольших сочинений - основные средства развития речи. Два главных направления совершенствования теоретического и практического мышления младших школьников. Роль математических, лингвистических упражнений, бытовых задач в совершенствовании мышления ребенка. Различные виды творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка - как средства улучшения практического и наглядно-образного мышления.

Игровая и трудовая деятельность у младших школьников. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте. Появление и распространение игр-соревнований и конструкторских игр, способствующих развитию у детей деловых интеллектуальных качеств. Приучение ребенка к труду. Развивающее значение детских спортивных игр. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа.

Необходимость детского труда и способы его стимулирования.

Источники умственного развития детей младшего школьного возраста. Печать, радио, телевидение, различные виды искусства как источники интеллектуального развития детей младшего школьного возраста. Изобразительное искусство как средство развития и обогащения восприятия мира, как способ избавления от эгоцентрической точки зрения. Развитие у ребенка способности правильного понимания и принятия чужой точки зрения. Искусство кино и телевидения как средства расширения и углубления видения мира. Развивающие возможности театра. Роль литературы и периодической печати в интеллектуальном развитии детей. Необходимость чтения как средства совершенствования речевого мышления. Причины отставания в учении детей младшего школьного возраста. Обучаемость и уровень психического развития ребенка. Возрастные возможности обучаемости. Слабость памяти как одна из причин отставания детей в учении. Символическое кодирование и когнитивная организация материала с целью улучшения памяти. Психолого-педагогический анализ причин отставания в учении детей младшего школьного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Для общей психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями его психологии ц поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.

Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, относительно немного. Это-поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы из одного возраста в другой: от 20-25 к 40-50 годам, от 40-50 лет к возрасту за 60 лет, шаг за пределы 70-летнего возраста.

Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

Как это лучше сделать? В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. Основные параметры, признаки и способы оценки степени развитости этой деятельности были описаны в предыдущем разделе учебника. Добавим то, что касается непосредственно первоклассников. Психолого-педагогический анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение Режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым Распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих Детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим на первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности.

Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих способов, выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу, целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются.

Действия, направленные на усвоение общего образца - способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.

Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса. Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.

В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9-10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуального задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.

Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.

Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения заняли, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо Решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, что правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.

Особенности обучения в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка примерно с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах.

В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др. Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение.

Для учащихся первых - третьих классов характерным является стремление к положению школьника. С момента поступления в школу центральное место - социальный мотив - стремление к новой социальной позиции школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же уникальные и единственные. Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками.

Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений.

Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.

Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества.

В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении.

Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности. Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры. Благодаря учебной деятельности рамки восприятия ребёнком окружающего мира расширяются.

Неосознанные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными уроки, природные явления, уколы. К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное, игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей.

Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться. Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства.

Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем.

Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли поощрения.

Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи.

Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом. Своеобразие и сложность учебно-познавательной деятельности школьного периода заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы.

В начале младшие школьники всецело опираются на мнение учителя. Они смотрят на отношение преподавателя к различным ученикам и даже могут перенять это отношение. Но в процессе общения со своими одноклассниками и учебной деятельности младшие школьники относятся к себе уже более критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошие поступки.

Хотя по-прежнему центральное место в учебном процессе занимает общение ученика с учителем. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, а процесс целостного восприятия еще недостаточно сформирован, внимание носит часто непроизвольный характер. Первоклассники обращают внимание на то, что ярче выделяется величину, форму, цвет или окраску. Ребёнку предстоит ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет самосовершенствоваться, и развивать свои способности, но основы для их дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников

Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои.. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с.. Младший школьный период также как и дошкольный является началом сознательного становления личности, в котором..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Слайд 2

Младшие школьники – вершина детства

Общая характеристика развития ребенка в период от 6-7 до 10-11 лет; Особенности общения: Место ребенка в системе общественных отношений; Речевое и эмоциональное общение; Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе. Умственное развитие: Устная и письменная речь; Сенсорное развитие. Развитие психических функций: Мышление; Внимание; Память; Восприятие. Кризис 7 лет; Общая характеристика учебной деятельности; Психологическая готовность к школе и ее диагностика: Личностная готовность к школьному обучению; Интеллектуальная готовность к школьному обучению; Проблема обучения детей с 6 лет;

Слайд 3

Общая характеристика развития ребенка в период от 6-7 до 10-11(12) лет;

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ:

Слайд 4

Особенности общения: Место ребенка в системе общественных отношений.

  • Слайд 5

    Речевое и эмоциональное общениеТипы поведения в ситуации фрустрации

    Адекватно лояльный Извиняется, если был неправ, бесстрашно, но с уважением смотрит в глаза оппоненту, Достигает этой вершины адаптивного поведения редко, в отдельных, благоприятных для себя ситуациях. Неадекватно лояльный Спешит извиниться без анализа ситуации, подчиняется противной стороне, готовность к принятию агрессии подминает ребенка, властвует над ним. Адекватно нелояльный, агрессивный «Сам дурак!» Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства, борьба амбиций определит победителя через умение оказать волевое сопротивление, без применения физической силы. Адекватно нелояльный, игнорирующий Открытое игнорирование в ответ на агрессию может поставить ребенка над ситуацией. Такая позиция помогает сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности. Важно наличие достаточной интуиции и рефлексии, чтобы не переборщить. Пассивный, невключаемый Никакого общения не происходит, ребенок избегает общения, замыкается (втягивает голову в плечи, смотрит в некое пространство перед собой, отворачивается, опускает глаза и др.).Ситуация опасна тем, что ребенок может утратить чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

    Слайд 6

    Стили общения,предлагаемые взрослыми в семье и в школе

    СЕМЬЯ Авторитарный стиль Либерально-попустительский стиль Гиперопекающий стиль Ценностный стиль Отчуждённый стиль ШКОЛА Императивный (авторитарный) стиль Демократический стиль Либерально-попустительский (антиавторитарный).

    Слайд 7

    Умственное развитие Устная и письменная речь

  • Слайд 8

    Правильность речи

    ПРАВИЛЬНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ Грамматическая правильность; Орфоэпическая правильность; Произносительная правильность. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Грамматическая (построение предложений, образование морфологических форм); Орфографическая; Пунктуационная.

    Слайд 9

    Развитие психических функций Мышление

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Мышление становится доминирующей функцией; Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; Появление логически верных рассуждений; Использование конкретных операций; Формирование научных понятий; Развитие основ понятийного (теоретического) мышления; Появление рефлексии; Проявление индивидуальных различий по видам мышления: теоретики; практики; художники.

    Слайд 10

    Развитие психических функцийВнимание

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Преобладание непроизвольного внимания; Отвлекаемость; Небольшой объем внимания; Малая устойчивость внимания(младшие школьники 10-20 мин, подростки 40-45 мин, старшеклассники 45-50 мин); Затруднено переключение и распределение внимания; Развитие произвольного внимания; Индивидуальные варианты внимания.

    Слайд 11

    Развитие психических функций Память

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: Развитая механическая память; Развитие смысловой памяти; Развитая непроизвольная память; Развитие произвольной памяти; Развитие осмысленности запоминания; Способность к использованию мнемотехник.

    Слайд 12

    Развитие психических функцийпамять

    МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Деление текста на смысловые части; придумывание заголовков к разным частям; составление плана. Прослеживание основных смысловых линий; Выделение смысловых опорных пунктов или слов; Возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания; Мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух или про себя всего материала; Рациональные приемы заучивания наизусть. СЛЕДСТВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОПРИЕМОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Понимание учебного материала; Связывание учебного материала с пройденным; Включение в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка; Осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений; Учебный материал значительно легче воспроизводится учеником.

    Слайд 13

    Развитие психических функцийВосприятие

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Восприятие в начале периода недостаточно дифференцированно (путают 6 и 9); Выделение наиболее ярких свойств предметов (цвет, форма, величина); Развивается наблюдательность; Появление синтезирующего восприятия (анализирующее у дошкольников);

    Слайд 14

    Кризис 7 лете

  • Слайд 15

    Общая характеристика учебной деятельности

    СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Д.Б. Эльконин): УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия; УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец; ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ – сопоставление воспроизведенного действия с образцом; ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

    Слайд 16

    Готовность к школьному обучению

    ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ стремление ребенка к новому социальному положению: первоначально привлекательность внешних атрибутов (портфель, форма и т.п.); потребность в новых социальных контактах. формирование внутренней позиции школьника: влияние близких взрослых; влияние и отношение других детей; возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших; возможность сравняться в положении со старшими; отношение к учению, как к более значимому виду деятельности, чем игра дошкольника.

    Слайд 17

    Личностная готовность (продолжение) формирование внеситуативно-личностной формы общения со взрослыми (по М.И. Лисиной): взрослый – это непререкаемый авторитет, образец для подражания; на замечания взрослого не обижаются, а наоборот стараются исправить ошибки; адекватное понимание позиции учителя, его профессиональной роли; понимание условности школьного общения, адекватное подчинение правилам школы. кооперативное общение со сверстниками преобладает над соревновательным общением; наличие определенного отношения к себе: адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению; определенный уровень развития самосознания; самооценка не должна быть завышенной и недифференцированной; мотивационная готовность к обучению (познавательная потребность сильнее, чем потребность в игре (методика Н.И. Гуткиной: прослушивание сказки или игра с игрушками)); специфическое развитие сферы произвольности: умение выполнить учебные требования учителя, данные в устной форме; работа по зрительно воспринимаемому образцу; умение ориентироваться на сложную систему требований (одновременное следование в своей работе образцу и учитывание неких дополнительных правил).

    Слайд 18

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Определенное развитие уровня мыслительных процессов: способность обобщать, сравнивать объекты; классифицировать, выявлять существенные признаки; определять причинно-следственные зависимости; умение делать выводы. Наличие определенной широты представлений: образные представления; пространственные представления. Соответствующее речевое развитие; Познавательная активность.

    Слайд 19

    ОБУЧЕНИЕ С 6 ЛЕТ

    ОСОБЕННОСТИ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (с точки зрения школьного обучения) особенности мышления, соответствуют дошкольному возрасту: преобладание непроизвольной памяти; непродолжительность продуктивного внимания (10-15 минут); преобладание наглядно-образного мышления; познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, неустойчивы и ситуативны; завышенная самооценка: непонимание критериев педагогической оценки; оценку своей работы учителем воспринимают как оценку своей личности; отрицательная оценка не вызывает желания переделать, а вызывает тревожность, состояние дискомфорта. общая неустойчивость поведения; зависимость от эмоционального состояния; социальная нестабильность; острая потребность в непосредственных эмоциональных контактах (в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется); быстрая утомляемость; высокая отвлекаемость;

    Слайд 20

    Слайд 21

    Диагностика детей от 6-7 до 10-11 лет

    МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Слайд 22

    Методика Л.Я. Ясюковой

    Назначение методики Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методика диагностирует: скорость переработки информации, произвольное внимание, кратковременную слуховую и зрительную память, речевое развитие, понятийное и абстрактное мышление, особенности преобладающего эмоционального фона, энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности, личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.).

    Слайд 23

    Факторный личностный опросникКеттелла (детский) (с 7 до 12)

    Назначение методики Факторный личностный опросник Р. Кеттелла широко используется в менеджменте, профотборе и профори-ентации, в силовых структурах, в практике клинических психологов и в образовании. Категория методики: Личностный опросник Применение методики Детский вариант (CPQ) - с 7 до 12 лет Подростковый вариант (HSPQ) - с 12 до 16 лет Взрослый вариант (16PF) - с 16 лет Время тестирования: 40–50 минут Форма проведения: Индивидуальная, групповая, компьютерная индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная

    Слайд 24

    Фрустрациооный тест Розенцвейга

    Назначение методики Тест предназначен для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях и прогнозирования поведения в межличностном взаимодействии. Применение методики Возрастной диапазон: Детский вариант - c 7 до 14 лет Взрослый вариант - с 14 лет Время тестирования: 25-30 минут Форма проведения: Индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная Л. Я. Ясюковой адаптирован взрослый и детский вариант методики «Фрустрационный тест С. Розенцвейга».

    Слайд 25

    Тест Векслера (детский вариант)

    Назначение методики Категория методики: Когнитивный тест Методика позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, част-ных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровня сохранности интел-лекта. Применение методики Возрастной диапазон: Детский вариант - c 5 до 16 лет Взрослый вариант - с 16 лет Время тестирования: 90-100 минут Форма проведения: Индивидуальная Обработка результатов: Ручная

    Слайд 26

    Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Методика О.А. Ореховой)

    Назначение методики Категория методики: Психосемантическая Методику можно использовать в психологическом консультировании и психотерапии для прогноза затруднений в развитии эмоциональной сферы и разработки коррекционных программ личностных особенностей детей. Применение методики Возрастной диапазон: С 4 до 12 лет Время тестирования: 20 минут Форма проведения: Индивидуальная, групповая, компьютерная индивидуальная Обработка результатов: Ручная, компьютерная

    Слайд 27

    Слайд 28

    Список литературы

    Слайд 29

    М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова

    ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Михаил Викторович Гамезо - профессор, доктор психологических наук, автор около 100 научных работ, один из основателей психосемиотического подхода современной отечественной психологии. Наиболее известные его книги - «Атлас по психологии» и «Курс психологии» (в 3 частях). Михаил Викторович Гамезо награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», медалью К.Д. Ушинского и серебряной медалью ВДНХ. Долгое время возглавлял кафедру психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова, где и продолжает трудиться как профессор-консультант. Елена Алексеевна Петрова - профессор, доктор психологических наук, автор более 120 научных и научно-популярных работ, наиболее известные из которых - «Жесты в педагогическом процессе», «Знаки общения» и др. Елена Алексеевна Петрова - почетный работник системы высшего профессионального образования Российской Федерации, заведует кафедрой социальной психологии МГСУ, профессор кафедры психологии МГОПУ. Любовь Михайловна Орлова - доцент, кандидат психологических наук, специалист в области истории психологии, психологии общения, автор многих научных и учебно-методических работ, наиболее известные из которых - «Психодиагностика дошкольника и младшего школьника», «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Ветеран труда.

    Слайд 30

    ЭЛЬКОНИН Даниил Борисович

    Советский психолог, входивший в костяк научной школы Л.С. Выготского Автору принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. Учился в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина: Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951; Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). М., 1961; Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962; Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966; Психология обучения младшего школьника. М., 1974; Как учить детей читать. М., 1976;

    Слайд 31

    Выготский Л.С.

    Культурно-историческая концепция развития психики. Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка". Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. 1935 Умственное развитие детей в процессе обучения. [Сб. статей] Гос.-учеб. педагог, изд., Москва. 1982-1984 Собрание сочинений в 6т. (т. 1: Вопросы теории и истории психологии; т. 2: Проблемы общей психологии; т. 3: Проблемы развития психики; т. 4: Детская психология; т. 5: Основы дефектологии; т. 6: Научное наследство). Педагогика, Москва. 1956 Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования, Изд-во АПН РСФСР. Москва.

    Слайд 32

    Леонтьев А.Н.

    Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, возрастной, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным. Соч.: Избр. психологические произведения, т.1-2.- М.,1983; Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). - М.,1950; Умственное развитие ребенка. - М., 1950; Категория деятельности в современной психологии// Вопросы психологии, 1979, № 3.

    Слайд 33

    Кудрявцев В.Т.

    доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Российской академии образования. Поднимает вопросы о развивающем образовании, о преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. Особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста. Дело в том, что здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. В контексте этого противоречия проблема преемственности дошкольного и начального образования рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. под руководством В.В.Давыдова и В.Т.Кудрявцева была развернута специальная проектно-исследовательская работа по созданию соответствующей модели преемственности. Эта работа с 1992 г. ведется на базе московской Школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368, включающей дошкольную и школьную ступени (последняя использует в своей деятельности технологии развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). В настоящее время аналогичные экспериментальные площадки созданы в ряде регионов России. Программа «Рекорд-Старт» . Цель Проекта состоит в создании условий, обеспечивающих общее психическое развитие детей 3 - 6 лет средствами развития их воображения и других творческих способностей, в частности, - как условия формирования у них начал будущего умения учиться. Поставленной целью диктуются следующие задачи проекта: инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, художественно-эстетической деятельности, учения и др.); развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности; развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; культивирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.

    Слайд 34

    Литература

    Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153-165 Выготский Л.С.1982-1984 Собрание сочинений в 6т. (т. 1: Вопросы теории и истории психологии; т. 2: Проблемы общей психологии; т. 3: Проблемы развития психики; т. 4: Детская психология; т. 5: Основы дефектологии; т. 6: Научное наследство). Педагогика, Москва. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. - 512 с. Г. Крайг, Д. Браун «Психология развития» 9-е издание, издательство «Питер» Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962; Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951; Детская психология. М., 1960; Букварь (экспериментальный). М., 1961;

    Посмотреть все слайды

    Организация обучения детей в младших классах школы. Объективный характер трудностей, с которыми сталкивается ребенок в начале обучения в школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода к школе. Дополнительное моральное стимулирование ребенка за успехи. Формирование у него основных компонентов учебной деятельности: учебных действий, действий по контролю и оценке результатов работы. Причины интеллектуальной пассивности и отставания детей в начальных классах, способы их устранения. Групповые формы организации занятий в первые месяцы обучения в школе.

    Обучение младших школьников в домашних условиях. Особое значение домашней учебной работы с первоклассниками. Формирование самостоятельной учебной деятельности. Развитие речи и мышления через совершенствование письма. Изложение, пересказ прочитанного, увиденного или услышанного, написание писем и небольших сочинений - основные средства развития речи. Два главных направления совершенствования теоретического и практического мышления младших школьников. Роль математических, лингвистических упражнений, бытовых задач в совершенствовании мышления ребенка. Различные виды творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка - как средства улучшения практического и наглядно-образного мышления.

    Игровая и трудовая деятельность у младших школьников. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте. Появление и распространение игр-соревнований и конструкторских игр, способствующих развитию у детей деловых интеллектуальных качеств. Приучение ребенка к труду. Развивающее значение детских спортивных игр. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость детского труда и способы его стимулирования.

    Источники умственного развития детей младшего школьного возраста. Печать, радио, телевидение, различные виды искусства как источники интеллектуального развития детей младшего школьного возраста. Изобразительное искусство как средство развития и обогащения восприятия мира, как способ избавления от эгоцентрической точки зрения. Развитие у ребенка способности правильного понимания и принятия чужой точки зрения. Искусство кино и телевидения как средства расширения и углубления видения мира. Развивающие возможности театра. Роль литературы и периодической печати в интеллектуальном развитии детей. Необходимость чтения как средства совершенствования речевого мышления. Причины отставания в учении детей младшего школьного возраста. Обучаемость и уровень психического развития ребенка. Возрастные возможности обучаемости. Слабость памяти как одна из причин отставания детей в учении. Символическое кодирование и когнитивная организация материала с целью улучшения памяти. Психолого-педагогический анализ причин отставания в учении детей младшего школьного возраста.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

    Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Для общей психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями его психологии ц поведения, полезно воспользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психического развития ребенка. Оно также включает представление о месте, занимаемом ребенком в обществе, в системе разделения труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир ребенка, те изменения, которые в нем должны произойти для того, чтобы ребенок смог хорошо приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для своего дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формированием новых отношений, нового смысла и цели жизни, затрагивают потребности, интересы и ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и межличностного плана в психологии ребенка.

    Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, относительно немного. Это-поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы из одного возраста в другой: от 20-25 к 40-50 годам, от 40-50 лет к возрасту за 60 лет, шаг за пределы 70-летнего возраста. Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся, и это касается любого возраста. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

    Как это лучше сделать? В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. Основные параметры, признаки и способы оценки степени развитости этой деятельности были описаны в предыдущем разделе учебника. Добавим то, что касается непосредственно первоклассников. Психолого-педагогический анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение Режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым Распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих Детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

    Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим на первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.

    Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.

    В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих способов, выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу, целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются.

    Действия, направленные на усвоение общего образца - способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.

    Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса. Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.

    В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

    В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9-10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуального задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.

    Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.

    Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения заняли, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо Решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, что правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.

    Разделы: Начальная школа

    Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем.

    Глен Доман .

    В наше время вновь актуальна проблема развивающего обучения школьника. Вновь , потому что идея развития ребёнка была основной для русской народной школы второй половины XIX - начала XX вв.

    “Ребенок, окончивший курс начальной школы, должен уметь работать не только памятью, он должен приобрести некоторое развитие, которое даст ему возможность… пользоваться книгой и через неё приобретать знания…. Не даст начальная школа развития, а даст только запас сведений – эти сведения непременно будут бесполезно заученными: если школа не заставит думать…” .

    Внимание к проблеме интеллектуального развития ребенка диктуется условиями современной жизни.

    Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

    Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

    Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

    Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

    Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

    Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др.

    Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила.

    Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умения учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. При этом необходимо помнить и о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

    Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

    Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.

    Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

    Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

    Правописание безударных гласных в корне слова

    2 класс (1 - 4)

    Цели:

    • Закрепить знания учащихся в правописании слов с безударной гласной в корне.
    • Формировать умение обосновывать выбор безударных гласных при написании слов.
    • Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся.
    • Воспитывать интерес к русскому языку.

    I. Разминка.

    Упражнения выполняются под фонограмму пения птиц. Выполнение упражнений для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения является важной частью занятий. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы . (см. Приложение )

    II. Формулирование темы урока.

    Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!

    – О чём вы прочитали? Как вы понимаете последние строчки?
    – Какое слово чаще других встретилось вам в тексте? (Весна)
    – Почему в слове весна слышится один звук, а пишется другая гласная буква? (Буква находится в слабой позиции, её написание нужно проверить.)
    – Определите, в какой части слова пропущена буква? Докажите. (Веснушка, весенний)
    – Сформулируйте тему нашего урока.
    – Как же проверить безударный гласный в корне слова?

    На доске: ВЕСНА – ВЁСНЫ.

    III. Повторение изученного материала .

    На доске: Р..ДОК, В..ДРО, БЕРЁЗА, ПОВ..Р, ГР..ЗА, СПОС..Б, СТ…НАЛ, МАЛИНА, ЗЕЛ..НЬ.

    – Прочитайте слова, разделите их на две группы по двум признакам одновременно.
    – Какие группы у вас получились?
    – Почему буквы в словах первого столбика пропущены, а во втором столбике нет?
    – В какой части слова пропущены буквы?
    – Что нужно делать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
    – Посмотрите на алгоритм подбора родственных слов.

    • Один – много
    • Много – один
    • Назови ласково
    • Найди корень
    • Подбери другую часть речи.

    IV. Работа с сигнальными карточками .

    Какую безударную гласную вставим в корне слова РЯДОК? ВЕДРО? ПОВАР? ГРОЗА? СПОСОБ? СТОНАЛ? ЗЕЛЕНЬ? Докажите, используя алгоритм подбора родственных слов.

    V. Минутка чистописания .

    – На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (е , а )
    – Определите порядок следования букв в каждой цепочке: аае, абе, аве, аге, …
    – Напишите данную цепочку букв в указанном порядке до конца строки.
    – Выпишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной.(берёза, малина)

    VI. Словарно-орфографическая работа.

    – Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово? (КОРАБЛЬ).
    – Подберите родовое понятие к слову КОРАБЛЬ. (Корабль – это транспорт)
    – Для чего он предназначен? (Для перевозки людей и грузов по воде)
    – Скажите полностью, что такое корабль? (Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.)
    – Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них люди летают в космос)
    – Посмотрите на слово КОРАБЛЬ. Что можете сказать о его написании? (Непров. безударная гласная О, на конце Ь).
    – Проговорите орфографически.
    – Напишите это слово в тетрадь в тетрадь. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
    – Прочитайте написанную на доске пословицу. Объясните её смысл.

    Большому кораблю – большое плаванье.

    (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов).

    – Напишите пословицу по памяти.
    – Какое задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой урока? (Найти в пословице слова с проверяемой б/гл в корне и проверить их написание)

    VII. Физкультминутка.

    Слова: вода , река , шаги , трава , леса , село , дела , ночной , метёт , земной , моря , семья .

    VIII. Закрепление изученного.

    Упражнение 1.

    На доске: дом , домино , домовой , дома , домашний , домна , домовничать .

    – Прочитайте слова. Какие слова здесь лишние? Почему?
    – Запишите эти слова. Что вы можете о них сказать?
    – Какие слова называются однокоренными?
    – Что можно сказать о словах дом и дома? (Это форма одного и того же слова)
    – Выделите в словах корень. Понаблюдаем за гласным в корне. Одинаково ли он звучит во всех словах?
    – Когда гласный звучит ясно, отчётливо? (Под ударением)
    – А когда звук слышен нечётко? (Без ударения, в слабой позиции)
    – Почему в словах домовой , дома , домашний , домовничать в корне без ударения пишется о ? (Корни однокоренных слов пишутся одинаково)
    – Буква, обозначающая безударный звук в корне слова, – это орфограмма. Подчеркиваем её одной черточкой.

    Упражнение 2.

    Работа в парах.

    – Перед вами две карточки. На одной слова с проверяемой безударной гласной, а на другой – записаны проверочные к ним слова. Один ученик читает слово, другой – ищет проверочное. Вместе записываете пару слов и выделяете орфограмму.

    Проверка написанного.

    – О чём помнили, когда выполняли упражнение? Были ли у вас затруднения?

    Упражнение 3.

    Учебник А.В. Поляковой 2 класс, стр.179 , упр. 420.

    – Найдите в тексте предложение, каждое слово которого было бы с проверяемой безударной гласной в корне слова.
    – Как нужно проверить безударную гласную в корне слова?
    – Какие слова являются проверочными?

    IX. Итог урока.

    – Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
    – Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
    – Все ли родственные слова могут быть проверочными?

    Если буква гласная
    Вызвала сомнение,
    Ты немедленно её
    Ставь под ударение.

    – Какая из пословиц, по вашему мнению, подошла бы к сегодняшнему уроку?

    (Cигнальные блокноты)

    • Ум хорошо, а два лучше.
    • Учиться – всегда пригодится.
    • Без муки нет науки.
    • Где хотенье да терпенье, там и уменье.

    Звучит фонограмма пения птиц.

    Литература

    1. Русский начальный учитель. – СПб, 1901 № 1.– с. 5
    2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.– М.: Просвещение, 1987.
    3. Доман Г., Доман Дж. Как развить интеллект ребёнка. – М., 2000.
    4. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М., 2001.
    5. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. – М., Росткнига, 2002.
    6. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л.В.Занкова . – М., 1963.
    7. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.,1959.
    8. Величковский Б.М. Как устроен естественный интеллект.//Природа. – 1988. – № 12.
    9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971 г.

    Приложение

    Качания головой.

    (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

    “Ленивые восьмёрки”

    (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

    “Шапка для размышлений”

    (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    Упражнения для профилактики нарушений зрения.

    “Зоркие глазки”

    Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

    “Стрельба глазами”

    Двигайте глазами вправо-влево, вверх- вниз по 6 раз.