Клаудио монтеверди произведения. Сокровища старинной музыки. Мадригалы Клаудио Монтеверди. Возрождение творчества Монтеверди

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне. Точно известна лишь дата его крещения -15 мая 1567 года. Кремона - северо-итальянский город, который издавна славился как университетский и музыкальный центр с превосходной церковной капеллой и чрезвычайно высокой инструментальной культурой. В XVI-XVII веках целые семейства знаменитых кремонских мастеров - Амати, Гварнери, Страдивари - изготовляли смычковые инструменты, равных которым по красоте звука не было и нет нигде.

Отец композитора был медиком, сам он, возможно, получил университетское образование и еще в юности сложился не только как музыкант, искусный в пении, игре на виоле, органе и сочинении духовных песен, мадригалов и канцонетт, но и как художник весьма широкого кругозора и гуманистических взглядов. Сочинению его обучал известный тогда композитор Марк Антонио Индженьерн, служивший капельмейстером кремонского собора.

В 1580-х годах Монтеверди жил в Милане, откуда по приглашению герцога Винчензо Гонзага он, двадцати трех лет от роду, отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. Впоследствии (с 1601 года) он стал придворным капельмейстером у Гонзага. Документальные материалы, и, прежде всего, переписка самого композитора, повествуют о том, что жизнь его была там отнюдь не сладкой он страдал от деспотизма и жадности своих меценатов, властно и мелочно опекавших его труд и обрекавших его на подневольное существование. «Я предпочел бы просить милостыню, чем подвергаться снова такому унижению», - писал он впоследствии. Тем не менее, именно в этих трудных условиях Монтеверди окончательно сформировался как зрелый и выдающийся мастер - создатель произведений, обессмертивших его имя. Усовершенствованию его искусства способствовала повседневная работа с превосходными ансамблями придворной капеллы и церкви Св. Варвары, странствования по Европе в свите Гонзага в Венгрии, Фландрии, общение с выдающимися современниками, среди которых были такие гениальные художники, как, например, Рубенс. Но особенно важным фактором прогресса была для Монтеверди свойственная ему скромность, неустанный труд и исключительно строгая взыскательность к собственным сочинениям. В 1580-1600-х годах в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны первые пять книг прекрасных мадригалов пятиголосного склада.

Значение этого жанра в формировании творческого метода и всей артистической индивидуальности мастера было огромно. Дело не только в том, что в наследии Монтеверди мадригал количественно доминирует над другими (всего около двухсот произведений на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо и других поэтов). Именно эта жанровая сфера стала для Монтеверди творческой лабораторией, где им еще в молодости предприняты были самые смелые новаторские начинания. В хроматизации лада он значительно опередил мадригалистов XVI столетия, не впадая, однако, в субъективистскую изощренность. Огромным прогрессивным приобретением Монтеверди явилось блистательно осуществленное слияние ренессансной полифонии и нового гомофонного склада - драматически индивидуализированной мелодии разнообразнейших типов с инструментальным сопровождением. Эта, по определению самого композитора, «вторая практика», нашедшая полное и яркое выражение в пятой книге пятиголосных мадригалов, стала путем к достижению высшей эстетической цели художника, к поиску и воплощению правды и человечности. Потому, в отличие, скажем, от Палестрины, с его религиозно-эстетическими идеалами, Монтеверди, хотя и начинал свой путь с культовой полифонии, со временем утвердился в чисто светских жанрах.

Ничто не привлекало его так, как обнажение внутреннего, душевного мира человека в его драматических коллизиях и конфликтах с окружающим миром. Монтеверди - подлинный первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана. Он - истый певец душ человеческих. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая - повелительница гармонии, а не служанка ее». Монтеверди - решительный противник идиллического искусства, не идущего дальше звукописи «амурчиков, зефирчиков да сирен». И поскольку его герой - герой трагический, «мелопоэтические фигуры» его отличаются остро напряженным, зачастую диссонантным интонационным строем. Закономерно, что этому мощному драматическому началу, чем дальше, тем более тесно становилось в границах камерного жанра. Постепенно Монтеверди приходил к различению «мадригала жестов» и «мадригала нежестикулированного».

Но еще раньше драматургические поиски привели его на путь оперного театра, где он сразу же выступил во всеоружии «второй практики» с первыми мантуанскими операми «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608), принесшими ему громкую славу.

С его «Орфея» и начинается история подлинной оперы. Предназначенный для типичного придворного празднества, «Орфей» написан на либретто, явно связанное со сказочной пасторалью и роскошными декоративными интермедиями - этими типичными атрибутами придворной эстетики. Но музыка Монтеверди превращает гедонистическую сказочную пастораль в глубокую психологическую драму. Кажущаяся пастораль характеризуется столь экспрессивной, индивидуально-неповторимой музыкой, овеянной поэтической атмосферой скорбного мадригала, что она и по сей день воздействует на нас.

«...Ариадна трогала потому, что она была женщиной, Орфей - потому, что он простой человек... Ариадна возбуждала во мне истинное страдание, вместе с Орфеем я молил о жалости...» В этом высказывании Монтеверди заключена и сущность его собственного творчества, и главная суть переворота, произведенного им в искусстве. Мысль о способности музыки воплощать «богатство внутреннего мира человека» при жизни Монтеверди не только не была избитой истиной, но воспринималась как нечто неслыханно-новое, революционное. Впервые на протяжении тысячелетней эпохи земные человеческие переживания оказались в центре композиторского творчества подлинно классического уровня.

Музыка оперы сосредоточена на раскрытии внутреннего мира трагического героя. Его партия необычайно многогранна, в ней сливаются различные эмоционально-выразительные токи и жанровые линии. Он восторженно взывает к родным лесам и побережьям или оплакивает потерю своей Эвридики в безыскусных песнях народного склада.

В речитативных диалогах страстные реплики Орфея написаны в том взволнованном, по более позднему выражению Монтеверди, «смятенном» стиле, какой он сознательно противопоставлял однообразному речитативу флорентийской оперы. Образ героя, его вдохновенного искусства, счастливой любви и тяжкой утраты, его жертвенный подвиг и достижение цели, трагическая развязка и конечный олимпийский триумф певца - все это поэтически воплощено на фоне контрастно сменяющихся музыкально-сценических картин.

По всей опере щедрой рукою рассыпаны певучие мелодии, всегда созвучные облику действующих лиц и сценическим положениям. Композитор отнюдь не пренебрегает полифонией и время от времени сплетает свои напевы в изящную контрапунктическую ткань. Все же гомофонный склад господствует в «Орфее», партитура которого буквально сверкает смелыми и драгоценнейшими находками хроматических гармоний, красочных и в то же время глубоко оправданных образно-психологическим содержанием того или иного эпизода драмы.

Оркестр «Орфея» был по тем временам огромен и даже чрезмерно многолик по составу он отразил тот переходный период, когда еще много играли на старых инструментах, унаследованных от Возрождения и даже от средних веков, но когда уже появлялись новые инструменты, отвечавшие новому эмоциональному строю, складу, музыкальным темам и выразительным возможностям.

Инструментовка «Орфея» всегда эстетически созвучна мелодии, гармоническому колориту, сценической ситуации. Инструменты, который сопровождают монолог певца в подземном царстве, напоминают о его искуснейшей игре на лире. В пасторальные сцены флейты вплетают бесхитростные мелодии пастушьих наигрышей. Рев тромбонов сгущает атмосферу страха, окутывающую безрадостный и грозный Аид. Монтеверди - подлинный отец инструментовки, и в этом смысле «Орфей» - опера основополагающая. Что касается второго оперного произведения, написанного Монтеверди в Мантуе, «Ариадны» (либретто О. Ринуччини, речитативы Я. Пери), то оно не сохранилось. Исключение - всемирно знаменитая ария героини, которую композитор оставил в двух вариантах для пения соло с сопровождением и в более позднем - в виде пятиголосного мадригала. Ария эта - редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.

В 1608 году Монтеверди, давно тяготившийся своим положением при герцогском дворе, покинул Мантую. Он не склонился перед своими властолюбивыми покровителями и остался гордым, независимым художником, высоко несущим знамя человечного искусства. После недолгого пребывания у себя на родине в Кремоне, в Риме, Флоренции, Милане, Монтеверди в 1613 году принял приглашение в Венецию, где прокураторы Сан-Марко остановили свой выбор на нем как капельмейстере этого собора.

В Венеции Монтеверди предстояло выступить во главе новой оперной школы. Она во многом отличалась от своих предшественниц и далеко обогнала их. Это объяснялось иными местными условиями, иным исторически сложившимся соотношением общественных сил и идейных течений.

Венеция той эпохи - город с республиканским устройством, низложенной аристократией, с богатой, политически сильной, культурной буржуазией и дерзновенной оппозицией папскому престолу. Венецианцы в эпоху Возрождения создали свое искусство, более светское, жизнерадостное, реалистическое, чем где-либо еще на итальянской земле. Здесь в музыке с конца XVI века особенно широко и ярко проросли первые черты и предвестники барокко. Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в Венеции в 1637 году.

Это не была «академия» для узкого круга просвещенных гуманистов-аристократов, как во Флоренции. Здесь папа и его двор не имели власти над искусством. Ее сменила власть денег. Венецианская буржуазия построила себе театр по собственному образу и подобию он стал коммерческим предприятием. Источником дохода стала касса. Вслед за Сан-Кассиано выросли в Венеции другие театры, всего более десяти. Появилась и неизбежная конкуренция между ними, борьба за публику, артистов, доходы. Вся эта коммерчески-предпринимательская сторона наложила отпечаток на оперно-театральное искусство. И в то же время, оно впервые стало зависимым от вкусов широкой публики. Это отразилось на его размахе, репертуаре, постановочной части, наконец, на стиле самой оперной музыки.

Творчество Монтеверди стало кульминационным моментом и могучим фактором прогресса итальянского оперного искусства. Правда, и Венеция не принесла ему полного освобождения от зависимости. Он приехал туда регентом, возглавившим вокально-инструментальную капеллу Сан-Марко. Он писал культовую музыку - мессы, вечерни, духовные концерты, мотеты, и церковь, религия неизбежно оказывали на него влияние. Выше уже говорилось, что, будучи по природе своей светским художником, он принял смерть в духовном сане.

В течение ряда лет, предшествовавших расцвету венецианского оперного театра, Монтеверди был вынужден и здесь обслуживать меценатов, правда, не таких властных и всесильных, как в Милане или Мантуе. Дворцы Мочениго и Гримани, Вендрамини и Фоскари были роскошно украшены не только картинами, статуями, гобеленами, но и музыкой. Капелла Сан-Марко нередко выступала здесь на балах и приемах во время, свободное от церковной службы. Наряду с диалогами Платона, канцонами Петрарки, сонетами Марине, любители искусства увлекались мадригалами Монтеверди. Он не оставил этого любимого им жанра в венецианский период и именно тогда достиг в нем наивысшего совершенства.

В Венеции написаны были шестая, седьмая и восьмая книги мадригалов - жанр, в котором Монтеверди экспериментировал перед тем, как созданы были его последние оперы. Но венецианские мадригалы имели и огромное самостоятельное значение. В 1838 году появился интереснейший сборник «Мадригалы воинственные и любовные». В нем сказалась глубокая психологическая наблюдательность художника; музыкально-поэтическая драматизация мадригала доведена там до последнего возможного тогда предела. В этот сборник вошли и некоторые более ранние произведения «Неблагодарные женщины» - интермедия мантуанского периода и знаменитое «Единоборство Танкреда и Клоринды» - великолепная драматическая сцена, написанная в 1624 году на сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Тассо, предназначенная для исполнения с театральными костюмами и бутафорией.

В течение тридцати лет, прожитых в Венеции, Монтеверди создал большинство своих музыкально-драматических произведений для театрального или камерно-сценического представления.

Что касается собственно опер, то их у Монтеверди всего восемь «Орфей», «Ариадна», «Андромеда» (для Мантуи), «Мнимо безумная Ликори» - одна из первых комических опер в Италии, «Похищение Прозерпины», «Свадьба Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронование Поппеи». Из венецианских опер лишь две последние сохранились.

Самым значительным произведением Монтеверди венецианского периода стала опера «Коронование Поппеи» (1642), законченная незадолго до того, как он умер в зените своей славы «оракула музыки», 29 ноября 1643 года. Эта опера, созданная композитором, когда ему было семьдесят пять лет, не только венчает его собственный творческий путь, но безмерно возвышается над всем, что было создано в оперном жанре до Глюка. Породившие ее смелость и вдохновенность мысли неожиданны в таком преклонном возрасте. Разрыв между «Коронацией Поппеи» и всем предшествующим творчеством Монтеверди разителен и необъясним. Это в меньшей мере относится к самой музыке истоки музыкального языка «Поппеи» можно проследить в исканиях всего предыдущего, более чем полувекового, периода. Но общий художественный облик оперы, необычный как для творчества самого Монтеверди, так и для музыкального театра XVII века вообще, в решающей степени предопределен оригинальностью сюжетно-драматургического замысла. По полноте воплощения жизненной правды, широте и многогранности показа сложных человеческих взаимоотношений, подлинности психологических конфликтов, остроте постановки нравственных проблем ни одно из дошедших до нас других произведений композитора не может сравниться с «Коронацией Поппеи».

Композитор и его талантливый либреттист Франческо Бузенелло обратились к сюжету из древнеримской истории, воспользовавшись хрониками античного писателя Тацита император Нерон, влюбленный в куртизанку Поппею Сабину, возводит ее на престол, изгнав прежнюю императрицу Октавию и предав смерти противника этой затеи, своего наставника философа Сенеку.

Картина эта написана широко, многогранно, динамично. На сцене - императорский двор, его вельможи, мудрец-советник, пажи, куртизанки, слуги, преторианцы. Музыкальные характеристики действующих лиц, противопоставленные друг другу, психологически точны и метки. В быстром и многоликом действии, в пестрых и неожиданных сочетаниях воплощены различные планы и полюсы жизни трагические монологи - и едва ли не банальные сценки с натуры; разгул страстей - и философские созерцания; аристократическая утонченность - и безыскусственность народного быта и нравов.

Событий, сольных, выступлений.

Альбомы, музыка и песни онлайн.

Видеоклипы артистов онлайн

Что труднее – открывать новые земли или исследовать и осваивать их? На этот вопрос, вероятно, никто и никогда не даст однозначного ответа, но ясно одно – если честь «открытия» оперного жанра принадлежит флорентийцу Джакопо Пери, то одним из «первопроходцев», занявшихся освоением этой «территории» – тогда еще неизведанной – стал Клаудио Монтеверди.

Родина композитора – город Кремона. Отец его был медиком, но Клаудио проявил горячий интерес к музыке еще в детстве, его первым наставником стал Марк Антонио Инжиньери – регент Кремонского собора. Сочинения, которые Монтеверди опубликовал в подростковом возрасте, ни в чем не уступали творениям его учителя, а в двадцать три года он уже был известен настолько, что Винченцо Гонзага – герцог Мантуанский – пожелал видеть его своим придворным музыкантом.

И вот, молодой композитор при Мантуанском дворе, который был в то время известен не только своей пышностью – здесь собирался весь цвет искусства той эпохи. При дворе герцога Мантуанского бывали Торквато Тассо и Рубенс, члены Флорентийской камераты – и Монтеверди вполне мог общаться с Джакопо Пери, и это общение могло послужить непосредственным толчком к созданию его собственной первой оперы. Во всяком случае, для такого произведения, созданного в 1607 г., Монтеверди выбрал тот же самый сюжет, что и Пери – древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, но интерпретация его была принципиально иной. Композитор создает не пасторальную пьесу, призванную увеселять избранную публику, а истинную драму, в которой экспрессивная декламация сочетается с кантиленными мелодиями широкого дыхания, а наряду с хорами и ансамблями присутствуют балетные сцены. Примечательно, что Монтеверди – в отличие от Пери – не стал щадить чувства зрителей, снабжая оперу счастливой развязкой: как и в античном мифе, Орфей у Монтеверди в финале теряет Эвридику безвозвратно.

Через несколько месяцев после премьеры этой трагической оперы трагедия случилась в жизни самого композитора – умерла от болезни его супруга, придворная певица Клаудия Каттанео. В полном отчаянии он уезжает в Кремону, но скоро герцог вызвал его в Мантую – приближалось бракосочетание его наследника с Маргаритой Савойской, торжество должно быть отмечено постановкой новой оперы. Следующим творением Монтеверди в оперном жанре стала «Ариадна», которую он написал в 1608 г. К сожалению, сегодня уже нельзя оценить ее достоинства в полной мере – большая часть партитуры утрачена, уцелела лишь одна сцена – «Плач Ариадны», который можно считать первым образцом арии lamento.

Наряду с операми композитор создает мадригалы. В отличие от многих современников (в частности, фламандского композитора Гиа де Верта, с которым Монтеверди встречался при дворе герцога Мантуанского), он обращает внимание не столько на точное следование музыки тексту, сколько на общее звучание и пропорциональное построение формы. Новаторской чертой, вызывавшей недовольство консервативно настроенных теоретиков того времени, было применение длительных диссонирующих созвучий.

Хотя при Мантуанском дворе процветало искусство, это не мешало герцогу проявлять деспотизм, с годами все больше раздражавший Монтеверди. Вновь он покидает Мантую, но на сей раз послание герцога с требованием вернуться, не возымело действия: «Я бы лучше стал просить милостыню, чем еще раз согласился на такое унижение». Гораздо лучше чувствовал себя Монтеверди, будучи капельмейстером венецианского собора св. Марка – заняв эту должность в 1613 г., композитор оставался на ней до самой смерти. За три десятилетия он создает множество произведений, среди которых присутствуют и духовные сочинения, и музыка для светских празднеств, и мадригалы, которые приобретают все более драматическое звучание. Стремление к драматизации находит выражение в создании такого оригинального сочинения, как «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Это драматическая сцена, состоящая из декламации Рассказчика, речитативов двух действующих лиц и оркестрового эпизода, живописующего поединок.

На венецианский период приходится расцвет оперного творчества Монтеверди. К сожалению, не все произведения, созданные им в это время, уцелели, но сохранилась последняя, созданная им в семидесятилетнем возрасте – «Коронация Поппеи», которая справедливо считается лучшим творением Монтеверди в оперном жанре. Это произведение, в котором на сцену выведены исторические личности – жестокий римский император Нерон, его наставник философ Сенека – насыщена поистине шекспировскими страстями и контрастами. Так, с трагической сценой прощания философа с учениками следует веселая интермедия, сменяющаяся оргией.

После смерти Монтеверди его творческое наследие долгое время пребывало в забвении, честь его открытия принадлежит немецкому музыковеду Карлу фон Винтерфельду.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди (Claudio Giovanni Antonio Monteverdi) (15.05.1567 (крещен) - 29.11.1643) - итальянский композитор, музыкант, певец. Наиважнейший композитор Барокко, его работы часто рассматриваются как революционные, отмечающие переход в музыке от Возрождения к Барокко. Он жил в эпоху великих перемен в музыке и сам был человеком, изменившим её.

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне, в семье аптекаря и доктора. Он был с детства музыкально одарённым и в 15 лет уже опубликовал свой первый сборник произведений. В предисловии к этому изданию он говорит, что его учителем был Марк"Антонио Индженьери, капельмейстер кафедрального собора Кремоны. Он обучался композиции, пению, игре на струнных инструментах. Свою вторую книгу он опубликовал в 1583, через год после выхода первой. К тому времени, когда он получил свою первую должность, у него уже было выпущено несколько сборников.

Его первой работой были должности вокалиста и виолиста при дворе герцога Мантуи. При дворе герцога было несколько прекрасных музыкантов, руководил которыми известный Жак де Верт. Монтеверди познакомился со многими знаменитыми музыкантами, поэтами, художниками (возможно с Питером Рубенсом), скульпторами, в том числе и из Феррары, которая была не- подалёку. В 1599 в Мантуе он женился на дочери одного из музыкантов, придворной певице Клаудии Каттанео. Первые его должности были низкооплачиваемые, но вскоре его музыка стала хорошо известна, он стал членом римской академии Сайта Чечилия в Риме, в 1602 он становится главным придворным дирижёром. Во время службы у герцога он сопровождал его в поездках и путешествиях, в том числе и на войну в Венгрию с турками. Он также посылал несколько своих композиций ко двору в Феррару.

Молодой Монтеверди уже работал в новом музыкальном стиле. Старый стиль был известен как "Первая практика", новый стиль получил название " ". "Первая практика" продолжала использоваться для церковной музыки. В этом стиле написания музыка считается более важной, чем слова. Это означает, что музыка может быть очень контрапунктической, т.е. с несколькими одновременно звучащими мелодиями, так что слова текста четко не слышны. Во "Второй практике" слова более важны, чем музыка, и музыка должна быть достаточно простой, чтобы хорошо был слышан текст. Это особенно важно в опере и в мадригалах. Было много споров среди музыкантов о преимуществах этих двух стилей и это, возможно, является причиной разрыва в 11 лет между его 3-й и 4-й книгами мадригалов.

В феврале 1607 в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера - "Орфей" (либретто Алессандро Стриджо). "Орфей" отличается удивительным для раннего произведения богатством выразительных средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. Эта опера прославилась во всей Европе и исполняется до сих пор.

В этом же году Монтеверди вернулся в Кремону, его жена умерла, оставив его с тремя маленькими детьми (младшая дочка вскоре тоже умерла). Это была страшная трагедия для Монтеверди и он не хотел возвращаться в Мантую, но герцог писал ему, уговаривая вернуться и обеспечить музыку для свадьбы князя Франческо Гонзага и Маргариты Савойской. Монтеверди вернулся в Мантую, где он сочинил оперу "Ариадна". Представление имело большой успех, зрители были растроганы до слез, к сожалению, из всей оперы сохранилась только одна сцена - знаменитый Плач Ариадны (Дайте мне умереть...), послуживший прообразом множества арий в .

Хотя слава и мастерство Монтеверди постоянно увеличивались, вместе с тем возникало много споров с работодателем. В конце концов он нашел другую работу, на этот раз церковным музыкантом в крупнейшей церкви Венеции - соборе . При переезде из Мантуи в Венецию на его экипаж напали разбойники и ограбили пассажиров. Он прибыл в Венецию в октябре 1613.

Работа в должности маэстро (музыкального руководителя) в Базилике Сан-Марко в Венеции была наиболее престижной работой для каждого церковного музыканта во всей Европе. Тем не менее, состояние музыки в этом соборе было плачевным из-за финансовых махинаций предшественника Монтеверди. Монтеверди приступил к реорганизации музыки в соборе: он купил новые музыкальные произведения для церковной библиотеки и пригласил новых музыкантов, а также сам сочинял музыку для многочисленных церковных праздников. Он делал свою работу хорошо и в 1616 его зарплата была увеличена до 400 дукатов. Герцог Мантуи, возможно, очень жалел о том, что потерял такого музыканта, он просил Монтеверди писать музыку для него, и так как Монтеверди оставался его подданным, ему пришлось подчиняться и он иногда писал музыку для важных событий в Мантуе.

В 1619 Монтеверди опубликовал свою седьмую книгу мадригалов, однако после этого он начал публиковать меньше музыки, возможно потому, что был очень занят, или потому, что ему не нужно уже было искать славы, или ещё считается, что эта музыка была утеряна.

В 1620-х он продолжает свою работу в Венеции, увлекается алхимией, встречается с композитором , который был в это время в Венеции. После смерти Мантуанского герцога в 1626 Монтеверди стал меньше писать музыки для Мантуи, они перестали оплачивать его сочинения, там началась война за мантуанское наследство, были большие разрушения и произошла вспышка чумы.

В 1632 Монтеверди стал священником. В 1637 в Венеции открылся первый в истории общественный оперный театр, и Монтеверди, которому уже было 70 лет писал для него оперы. Блестящий конец своей карьеры он сделал операми "Возвращение Улисса" (Il ritorno d"Ulisse in patria, 1640) и "Коронация Поппеи" (L"incoronazione di Poppea, 1642, историческая), последняя считается кульминацией его творчества. Она содержит трагические, романтические и комедийные сцены (новшество в опере), более реалистичные изображения персонажей и более теплые мелодии, чем раньше, использует небольшой оркестр, роль хора отходит на второй план. Эта опера (так же, как и "Орфей") входит в репертуар современных театров.

Клаудио Монтеверди умер в Венеции 29 ноября 1643 и был похоронен в базилике Фрари, рядом с могилой художника Тициана.

Творчество Клаудио Монтеверди

В течение семнадцатого века существовало два подхода в создании музыки - "Первая практика" или "Античный стиль", созданный Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и новый стиль "Вторая практика". Монтеверди писал в обоих стилях с равным мастерством. Он жил и работал в эпоху перемен, когда музыка Возрождения уступала место стилю Барокко, и стимулировал этот переход путем развития и трансформации всех аспектов музыки.

Он был первым композитором, который в полной мере осознал творческий потенциал нового музыкально-драматического жанра - оперы. Взяв примитивные средства, созданные "Флорентийской камератой" и , он обогатил их драматической силой, воображением и богатством звука. Он преобразовал речитатив в гибкую, чистую мелодию с длинными и последовательными линиями. По сравнению с архаичной лексикой и методами Пери, его оперы действительно представляют собой новое искусство.

Он использовал ритм, диссонанс, инструментальные цвета, а также изменение тональности для воплощения драматического действия, представлял характеры, настроение и эмоции таким образом, как никто другой из его предшественников и современников. Он придумал инструментальные приёмы игры на струнных инструментах - пиццикато и тремоло - для создания необходимого возбуждения, страсти и эмоциональной напряженности. первым понял роль оркестра в опере, расписывая каждой партии свои инструменты, понимая, что духовые и ударные хороши для подачи военных настроений, флейты для пасторальных сцен, альты и лютни для сентиментальных эпизодов. За его заслуги Монтеверди называли "пророк оперы". В своих мадригалах Монтеверди также ввёл инструментальный аккомпанемент, сделав его не просто украшением, а неотъемлемой частью произведения.

Монтеверди оказался изобретательным и смелым композитором. Его изобретения и обращение с гармонией и контрапунктом хорошо принимались слушателями, тем не менее многие его коллеги жестко критиковали его. Будучи "современным" композитором, в то же время он знал, как отдать дань уважения старшему поколению и их традиционным принципам. Он опубликовал две совершенно разные пьесы в одной коллекции, "Missa in illo tempore" и "Vespro della Beata Vergine", доказывая, что он истинный мастер музыки, своим волшебством сочетая совершенно разные стили, сохраняя при этом их индивидуальные характеристики - это мог сделать только гений.

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale — песня на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки , Дж. Боккаччо , Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век ) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии, ритма, формы.


Клаудио (Джованни Антонио) Монтеверди (итал. Cláudio (Giovánni António) Montevérdi ; 15 мая 1567 (крещен в этот день), Кремона — 29 ноября 1643 , Венеция) — итальянский композитор. Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы. До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников ["книг"]; девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около 4х лет.

Когда Монтеверди утверждал, что музыка призвана выражать три душевных состояния: нежность, сдержанность и взволнованность и что первые два ему встречались в многочисленных примерах, а заслуга открытия третьего, «взволнованного», стиля принадлежит ему лично, он ошибался не в большой мере.

Художник огромного дарования, Монтеверди творил, в эпоху, производившую кардинальную смену стилей в музыкальном искусстве. Гармоничность и уравновешенность— эстетический идеал Возрождения — не отвечали больше появившейся потребности выразить в музыке человеческие страсти во всей их напряженности. Хоровую полифонию начинает вытеснять сольное пение с инструментальным сопровождением, монодия. В сложном процессе поисков средств индивидуализации музыкальной речи Монтеверди, создателю музыкальной драмы, принадлежит ведущая роль.

Сейчас, когда почти четыре столетия отделяют нас от деятельности великого мастера, одного из основателей современного музыкального мышления, невольно поражаешься уверенности, с которой Монтеверди предвосхищал характерные черты музыкального барокко, идя от мадригала a cappella к опере, к вокально-инструментальному письму концертирующего стиля. Этот путь исканий и свершений, путь от Возрождения к барокко, нигде, пожалуй, не отражен так наглядно, как в восьми книгах мадригалов, которые композитор начал писать в молодые годы и которым остался верен до последних лет жизни.

Музыканты, картина Абрахама Боссе 1635 года


Четыре книги, сочиненные в «предоперный» период, написаны в рамках классического ренессансного мадригала, то есть для пяти вокальных партий a cappella.

Первое непосредственное впечатление от музыки мадригалов— красота их звучания. Монтеверди был величайшим колористом: рельефность тембровых пластов, подвижность их смен, контрастность динамических сопоставлений, постоянная игра света и тени составляют самую природу музыки Монтеверди, никакой опыт не мог бы этому научить.

Второе — это живая выразительность фразировки, соединяющей естественность речевой интонации с мелодической красотой чисто музыкального свойства. Слово, его смысл, его интонация занимают важнейшее место в творческой концепции Монтеверди. «Устраните слово, — писал Монтеверди, — и, как тень без души, музыка утратит наиболее существенную свою принадлежность». Мадригалы наполнены возгласами, которые по своей декламационной природе ближе к опере, чем к стилю a cappella.

В первых четырех книгах мадригалов, написанных в «пред-оперный» период, Монтеверди остается в рамках классической мадригальной манеры, то есть его пьесы предназначены для пяти вокальных партий a cappella (без инструментального сопровождения), полифоническое письмо в них сочетается с аккордовым, диссонансы подчеркивают экспрессию слова.

Шедевр монтевердиевской лирики «Sfogava con le stelle» (четвертая книга, 1603 г. ) посвящен теме неразделённой любви: измученный, страстью человек, глядя в ночное небо, изливает свои страдания звездам. Возбужденные речитации аккордов на одной ноте передают взволнованную речь.

Sfogava con le stelle

Звуковая концепция стиля a cappella была основана на представлении о красоте живого и теплого тембра человеческих голосов. Начиная с пятой книги Монтеверди вводит в партитуру мадригала партию сопровождающего инструмента (клавесин или орган). В мелодике мадригала начинают складываться основные типы оперного тематизма.

Последняя, опубликованная при жизни композитора восьмая книга мадригалов (1638 г.) принадлежит уже другой эпохе, эпохе гомофонно-гармонического мышления. Хотя композитор назвал ее «Воинственные и любовные мадригалы», ее главной темой остается любовь. Текст мадригала «Gira il nemico insidioso» («Окружим коварного врага») представляет развернутую метафору, где влюбленные сравниваются с противниками.

Gira il nemico insidioso

Распространяя метафору на музыку, Монтеверди использует приемы, ставшие впоследствии классикой героической оперной образности: короткие мотивы, расположенные по ступеням трезвучия, четкий «атакующий» характер ритмики, предельно простой гармонический язык, в котором нет и следа хроматической утонченности раннего мадригального стиля.
Знаменитое «Lamento della Ninfa» («Жалоба нимфы») из той же восьмой книги предвосхищает лучшие lamenti XVII к XVIII веков, не уступая им в качестве музыки.

Lamento della Ninfa

Повествование о судьбе покинутой девушки во вступительном и заключительном разделах мадригала составляет контрастное обрамление к центральному эпизоду — горестным жалобам нимфы. Инструментальное сопровождение, повторяющее бесконечное число раз нисходящую мелодическую фигуру (basso ostinato), и приглушенные реплики сочувствия мужского трио создают неподвижный безрадостный фон, на котором печальное пение нимфы выделяется особенно впечатляюще. Все три краски — сопрано, мужское трио и инструментальное сопровождение — нигде не смешиваются, существуя как самостоятельные тембровые характеристики. Помимо пленительной красоты колорита, такая «оркестровка» точно выражает эмоциональную идею произведения: на фоне пассивной звуковой среды женский голос воспринимается как конкретное олицетворение символа одиночества.

М. Давиденко


Мадригалы

Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.

Р. Роллан

Творчество итальянского оперного композитора Клаудио Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII века В интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить трагическое, ощущение жизни, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров в музыке .

Клаудио Монтеверди родился в Кремоне 5 мая 1567 года. Его отец был медиком, возможно, с университетским образованием. Кремона издавна славилась как университетский и музыкальный центр с превосходной церковной капеллой и высокой инструментальной культурой. В XVI—XVII веках семейства знаменитых кремонских мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари — изготовляли смычковые инструменты, которым нет равных по красоте звука.

Уже в юности Клаудио Монтеверди сложился как музыкант, искусный в пении, игре на виоле, органе, сочинении духовных песен, мадригалов, канцонетт и как художник весьма широкого кругозора и гуманистических взглядов. Сочинению его обучал композитор Марк Антонио Индженьерн - капельмейстер кремонского собора.



В 1580-х Монтеверди жил в Милане, в в 23 года по приглашению герцога Винчензо Гонзага он отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. С 1601 он стал придворным капельмейстером. Работа Монтеверди с превосходными ансамблями придворной капеллы и церкви Св. Варвары, странствования по Европе в свите Гонзага в Венгрии, Фландрии, общение с выдающимися современниками, как, например, с Рубенс, способствовала его с овершенствованию . Особенно важным фактором прогресса Монтеверди была свойственная ему скромность, неустанный труд и исключительно строгая взыскательность к собственным сочинениям.

В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей - Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней.



В 1580-1600-х в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны пять книг прекрасных мадригалов пятиголосного склада. Велико их значение в формировании творческого метода и артистической индивидуальности мастера. Мадригал (около двухсот на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо...) стал для Монтеверди творческой лабораторией, они уже в молодости содержали его смелые новаторские начинания.

Монтеверди — первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее» . И поскольку герой Клаудио Монтеверди — герой трагический, «мелопоэтические фигуры» его отличаются остро напряженным, зачастую диссонантным интонационным строем, поэтому этому мощному драматическому началу тесно становилось в границах камерного жанра. Драматургические поиски привели его на путь оперного театра, где он выступил с первыми мантуанскими операми «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).



С «Орфея» начинается вся история оперы. Предназначенная для придворного празднества опера написана на либретто, связанное со сказочной пасторалью и роскошными декоративными интермедиями — атрибутами всякой придворной эстетики. Однако, музыка Монтеверди превращает сказочную историю в глубокую психологическую драму. «Орфей» характеризуется экспрессивной, неповторимой музыкой, овеянной поэтической атмосферой скорбного мадригала.

«...Ариадна трогала потому, что она была женщиной, Орфей — потому, что он простой человек... Ариадна возбуждала во мне истинное страдание, вместе с Орфеем я молил о жалости...» В этом высказывании Монтеверди заключена и сущность его творчества, и главная суть переворота, произведенного им в искусстве.

Мысль о способности музыки воплощать «богатство внутреннего мира человека» при жизни Клаудио Монтеверди воспринималась как нечто неслыханно-новое, революционное. По всему «Орфею» рассыпаны певучие мелодии, созвучные облику действующих лиц и сценическим положениям. Оркестр оперы по тем временам был огромен и даже чрезмерно многолик по составу , он отразил период перехода от инструментов, унаследованных от Возрождения и даже от средних веков, к инструментам, отвечающим новому эмоциональному строю, складу, музыкальным темам и выразительным возможностям. Инструментовка «Орфея» всегда эстетически созвучна мелодии, гармоническому колориту, сценической ситуации. Инструменты, сопровождающие монолог певца в подземном царстве, напоминают о его искуснейшей игре на лире. В пасторальные сцены флейты вплетены бесхитростные мелодии пастушьих наигрышей. Рев тромбонов сгущает атмосферу страха, окутывающую безрадостный и грозный Аид. Монтеверди — подлинный отец инструментовки, и в этом смысле «Орфей» — опера основополагающая.



Из "Ариадны" (либретто Ринуччини, речитативы Пери), написанной Монтеверди в Мантуе, сохранилась только знаменитая ария героини, которую композитор оставил в двух вариантах для пения соло с сопровождением и в более позднем — в виде пятиголосного мадригала. Ария эта — редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.

В 1608 Клаудио Монтеверди, тяготившийся положением при герцогском дворе, покинул Мантую. После недолгого пребывания на родине в Кремоне, в Риме, Флоренции, Милане, он в 1613 принял приглашение в Венецию, где прокураторы Сан-Марко остановили выбор на нем как капельмейстере этого собора.

В Венеции Монтеверди выступил во главе новой оперной школы, которая далеко обогнала своих предшественниц . Это объяснялось иными местными условиями и исторически сложившимся соотношением общественных сил и идейных течений.



Венеция той эпохи — город с республиканским устройством, с политически сильной, культурной буржуазией и дерзновенной оппозицией папскому престолу. Венецианцы во времена Возрождения создали жизнерадостное, реалистическое искусство . В Венеции в музыке конца XVI века широко и ярко явились предвестники барокко. Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в 1637. Это не была «академия» для узкого круга просвещенных гуманистов-аристократов, как во Флоренции, папа и двор не имели власти над искусством, так как её сменила власть денег. Венецианская буржуазия построила театр по собственному образу и подобию коммерческому предприятию. Вслед за Сан-Кассиано в Венеции выросло более десяти театров. Появилась неизбежная конкуренция между ними, борьба за публику, артистов. Эта коммерчески-предпринимательская сторона наложила отпечаток на оперно-театральное искусство, оно стало зависимым от вкусов широкой публики.

Творчество Монтеверди стало кульминационным моментом и могучим фактором прогресса итальянского оперного искусства. Регент, возглав лявший вокально- инструментальную капеллу Сан-Марко. Клаудио Монтевер ди писал культовую музыку — мессы, вечерни, духовные концерты, мотеты, и церковь, религия неизбежно оказывали на него влияние. Выше уже говорилось, что, будучи по природе своей светским художником, он принял смерть в духовном сане.

В течение ряда лет, предшествовавших расцвету венецианского оперного театра, Монтеверди был вынужден и здесь обслуживать меценатов, правда, не таких властных и всесильных, как в Милане или Мантуе. Дворцы Мочениго и Гримани, Вендрамини и Фоскари были роскошно украшены не только картинами, статуями, гобеленами, но и м узыкой. Капелла Сан-Марко нередко выступала здесь на балах и приемах во время, свободное от церковной службы. Наряду с диалогами Платона, канцонами Петрарки, сонетами Марине, любители искусства увлекались мадригалами Монтеверди. Он не оставил этого любимого им жанра в венецианский период и именно тогда достиг в нем наивы сшего совершенства.

В Венеции написаны были шестая, седьмая и восьмая книги мадригалов - жанр, в котором Монтеверди экспериментировал перед тем, как созданы были его последние оперы. Но венецианские мадригалы имели и огромное самостоятельное значение. В 1838 году появился интереснейший сборник «Мадригалы воинственные и любовные». В нем сказалась глубокая психологическая наблюдательность художника; музыкально-поэтическая драматизация мадригала доведена там до последнего возможного тогда предела. В этот сборник вошли и некоторые более ранние произведения «Неблагодарные женщины» — интермедия мантуанского периода и знаменитое «Единоборство Танкреда и Клоринды» — великолепная драматическая сцена, написанная в 1624 году на сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Тассо, предназначенная для исполнения с театральными костюмами и бутафорией.

В течение тридцати лет, п рожитых в Венеции, Монтеверди создал большинство своих музыкально-драматических произведений для театрального или камерно-сценического представления.

У Монтеверди восемь опер : «Орфей», «Ариадна», «Андромеда», «Мнимо безумная Ликори» — одна из первых комических опер в Италии, «Похищение Прозерпины», «Свадьба Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи» .



Опера «Коронация Поппеи» в трех действиях с прологом; либретто Бузенелло; первая постановка: Венеция, театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон 1642/43 , венчает творческий путь Монтеверди и безмерно возвышается над всем, что было создано в опере до Глюка. Разрыв между созданной в преклонном возрасте «Коронацией Поппеи» и всем предшествующим разителен и необъясним. Это в меньшей мере относится к самой музыке истоки музыкального языка «Поппеи» можно проследить в исканиях предыдущего периода. Но общий художественный облик оперы, необычный как для творчества Монтеверди, так и для музыкального театра XVII века вообще, в решающей степени предопределен оригинальностью сюжетн о-драматургического замысла. По полноте воплощения жизненной правды, широте и многогранности показа сложных человеческих взаимоотношений, подлинности психологических конфликтов, остроте постановки нравственных проблем ни одно из дошедших до нас произведений не может сравниться с «Коронацией Поппеи».

Клаудио Монтеверди и либреттист Франческо Бузенелло обратились к сюжету из древнеримской истории по «Анналам» Тацита, «Двенадцати цезарям» Светония, «Римской истории» Дио Кассия, «Октавии» Псевдо-Сенеки.

Действие происходит в Риме, в царствование Нерона. Поппея, жена Отгона, любовница Н е рона, мечтает стать императрицей, но на ее пути стоит Октавия, жена Нерона. Поппея убеждает Нерона устранить его наставника Сенеку, друга Октавии; Сенека, повинуясь воле императора, кончает жизнь самоубийством. Октавия велит Оттону, отвергнутому Поппеей, убить ненавистную соперницу, но покушение не удается. Нерон теперь может развестись с женой и короновать Поппею.

Музыка оперы поражает драматической выразительностью. Монтеверди, воссоздающий душевный мир, интонации речи героев , яляется предтечей композиторов XIX и XX веков.

classic-music.ru ›monteverdi.html



Монтеверди закончил свой шедевр в 1642 и увидел его на сцене. Маэстро успел осуществить свою мечту - рассказал об испепеляющей силе страсти.

Клаудио Монтеверди умер вскоре после премьеры «Коронации Поппеи», 29 ноября 1643 года. Незадолго до кончины он принял духовный сан.

Монтеверди стал основоположником современной музыки. В его творчестве сложился строй художественного мышления, характерный для нашей эпохи.