Капелла придворная певческая. Певческая капелла История создания хоровой капеллы имени глинки

На месте здания Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки в 1730 году стоял небольшой деревянный двухэтажный дом, владельцем которого был лекарь Христиан Паульсен родом из Голландии. Строение находилось в удалении от Мойки. За домом в сторону нынешней улицы Большой Конюшенной тянулись аллеи сада и грядки огородов. 15 мая 1773 года Фельтен приобрел у вдовы и сына Паульсена «с деревянным строением двор... мерою земли с лица по Мьи реке 31 сажень с аршином». И на этом участке архитектор Ю. Фельтен к 1777 году построил трехэтажный каменный дом с двумя флигелями.

Пройдя обучение в Петербурге и Германии, молодой архитектор в 1754 году поступил «для упражнения в практической архитектуре» к строившему Зимний дворец прославленному Растрелли. Успехи ученика на избранном поприще были столь велики, что уже в сорок лет он стал «назначенным» Академией художеств за «архитектурный прожект для статуи конной Петра Великого».

Из нового дома Фельтену нетрудно было следить за выполнением своих проектов, ибо совсем близко строился Старый Эрмитаж с легким переходом над Зимней канавкой, а на Марсовом поле переделывался Ломбард, позднее перестроенный Стасовым под Павловские казармы.

С 1776 года Фельтен сосредоточил свое внимание на постройке здания Академии художеств, в которой он занимал пост директора. И, решив переехать на казенную квартиру, он в 1784 году продал свой особняк на набережной Мойки и переселился на Васильевский остров.

От новых владельцев бывший фельтеновский дом в 1808 был откуплен казной, и в нем разместили придворных певчих, хор которых с 1763 года именовался Императорской придворной певческой капеллой.

История Капеллы восходит к началу XVIII века. В торжествах по случаю взятия Ниеншанца (шведская крепость, стоявшая при впадении в Неву реки Охты) в 1703 году участвовал и хор певчих дьяков, сопровождавший царя Петра в походе. Пел хор и при начале работ по сооружению Петропавловской крепости. В 1713 году «Хор государевых певчих дьяков» был окончательно переведен из Москвы в Санкт-Петербург, ставший к этому времени столицей России. Хор тогда состоял из 60 человек. Петр сам исполнял партии баса. В числе певцов был Алексей Разумовский, с которым позже тайно обвенчалась дочь Петра Елизавета.

Хор состоял исключительно из мужчин, лишь в 1920 году он пополнился женскими голосами.

Внешний вид здания сложился далеко не сразу. В 1830-е годы к бывшему фельтоновскому дому пристроили концертный зал. В 1887-1889 годах академик архитектуры Л. Н. Бенуа капитально перестроил здание Капеллы, и оно приобрело сохранившийся до наших дней вид. По существу, был создан комплекс связанных между собой построек, соединяющих набережную Мойки с Большой Конюшенной улицей. В главном корпусе разместился превосходный по акустике концертный зал, его фланкируют корпуса училища хорового искусства, сзади, вплоть до Большой Конюшенной улицы, 11, расположены жилые корпуса для служащих. Это один из первых образцов рациональной организации внутриквартального пространства.

Минуя ограду с красивой решеткой, мы попадаем в парадный двор, и перед нами раскрывается фасад концертного зала. Оформление его – замковые камни изысканного рисунка, барельефы с изображениями музицирующих младенцев, кованые фонари да семь картушей с фамилиями: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов.

Михаил Иванович Глинка, имя которого было присвоено Капелле в 1954 году, и Дмитрий Степанович Бортнянский широко известны как композиторы, педагоги, теоретики и пропагандисты русской музыкальной культуры. Они оба работали в Капелле, первый - капельмейстером, второй - директором. Имена же остальных сегодня известны разве что специалистам по истории музыки.

Гавриил Якимович Ломакин (1812 - 1885), выдающийся дирижер и знаток хорового пения, автор популярных романсов, преподавал в Капелле, где своими теоретическими работами внес значительный вклад в систему подготовки хоров.

Петр Иванович Турчанинов (1779 - 1856) и Николай Михайлович Потулов (1810 - 1873) также были поборниками отечественной музыки. Все свое преподавательское, композиторское и теоретическое творчество они посвятили борьбе за возрождение старинного вокального искусства.

Дмитрий Васильевич Разумовский (1818 - 1880) был профессором хорового пения Московской консерватории, воспитал плеяду известных русских музыкантов, например С. И. Танеева, автора крупнейшего в дореволюционное время исследования по истории древнерусского хорового искусства. Большое значение имела и работа Разумовского по расшифровке музыкальных русских рукописей допетровских эпох.

Алексей Федорович Львов (1798 - 1870), заступив после смерти отца, Ф. П. Львова, на пост директора Капеллы, значительно реформировал как систему преподавания, введя инструментальный класс, так и состав хора, в результате чего хор Петербургской певческой капеллы стал одним из лучших в Европе и получил высочайшую оценку Г. Берлиоза. Но не только как реформатор практики хорового пения известен А. Ф. Львов. Он был основателем Петербургского симфонического общества, плодовитым композитором, написавшим ряд опер и оперетт, сочинений для хора и скрипичных концертов и даже русского гимна.

К сожалению, на фасаде Капеллы нет фамилий М. Ф. Полторацкого, А. С. Аренского, Н. И. Бахметьева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, чья жизнь также была связана с Капеллой.

М. Д. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков, возглавлявшие это учреждение в 1883 - 1894 годах, добились реконструкции устаревшего к тому времени здания Капеллы, ставшего крупным явлением в архитектуре Петербурга последней четверти XIX века.

Жизнь Милия Алексеевича Балакирева (21.12.1836 - 16 .05.1910) - известного композитора, пианиста, дирижера, главы творческого объединения русских композиторов, названного В. В. Стасовым «Могучей кучкой», была богата событиями. Годы учебы в Нижнем Новгороде и Казани, переезд в Санкт-Петербург и блестящие выступления здесь в качестве концертирующего пианиста, встречи с М. И. Глинкой, организация Бесплатной музыкальной школы, создание сообщества музыкантов, явивших миру новое направление в музыкальном искусстве, и многое другое.

Одна из «страниц» его биографии была связана с Придворной певческой капеллой .

По словам Н. А. Римского-Корсакова, назначение Милия Алексеевича управляющим Капеллы, а его самого - помощником управляющего, было «неожиданным» . Причем изначально в тексте рукописи «Летопись моей музыкальной жизни», хранящейся ныне в Российской национальной библиотеке, было записано: «Таинственная нить такого назначения». Позже, карандашом на правом поле листа Николай Андреевич вставил слово «неожиданного», тем самым обратив особое внимание на непредвиденность события.

Здесь же, в «Летописи» он перечислил имена людей, в чьих руках, по представлениям автора, находилась «таинственная нить», которая привела к значительному повышению социального статуса Балакирева. Следы некоторых «узелков», связующих «нить», обнаруживаются в рукописных фондах Российской национальной библиотеки.

Милий Алексеевич служил управляющим Придворной певческой капеллы более 10 лет. В «Формулярном списке о службе Управляющаго Придворною Капеллою Статскаго Советника Милия Алексеевича Балакирева» указано: «По высочайшему повелению, объявленному господином Министром Императорского Двора в предписании от 3 февраля 1883 года за № 240 определен управляющим Придворною Капеллою третьяго февраля тысяча восемьсот восемьдесят третьего года» . А после записи от 17 апреля 1894 г. о награждении его Орденом Св. Станислава 2-й степени читаем: «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству от 20-го Декабря 1894 г. за № 5 от службы, согласно прошению по болезни, уволен с двадцатого Декабря 1894» .

Назначение М. А. Балакирева в столь значимое в Российской империи государственное учреждение должно было иметь очень серьезные основания. Придворная певческая капелла являлась в то время не только центром духовной музыки России. Основанный в 1479 г. по указу великого князя Ивана III хор государевых певчих дьяков, с которого началась история Капеллы, более 400 лет оставался «государевым». И хотя названия его менялись («Придворный певческий хор» или «Певчие Дома его величества» — «Капелия придворных певчих» или «Придворная капелия» — «Придворная певческая капелла» - «Придворная певческая капелла Двора Его Величества»), - все они отражали зависимость деятельности Капеллы от идеологических установок и художественного вкуса первого лица государства.

Период времени, на который приходится служба М. А. Балакирева в Капелле, относится к правлению Александра III. Император вступил на престол 2 марта 1881 г., коронация же его состоялась 15 мая 1883 г. За месяц до этого события Балакирев приступил к своим обязанностям. Празднования по случаю коронации проходили в Москве, где императорскую чету, прибывающую из Санкт-Петербурга, встречали с большой торжественностью.

В Российской национальной библиотеке хранится акварель неизвестного художника «Въезд императора Александра III на Красную площадь».

Здесь мы видим и триумфальные ворота с вензелем императора и императрицы, сооруженные специально к церемонии коронации, и большое скопление народа на площади, приветствующего Александра Александровича и Марию Федоровну. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что эта акварель в действительности отражает события, происходившие 10 мая 1883 г. В тот день, в соответствии с описаниями современников, император въезжал в Москву верхом, а не в пролетке. Возможно, именно это стало причиной появления в нижней части картины карандашной записи: «на лошади». Кроме того, тем же почерком рядом записана дата: «12 мая 1893 г.», отстоящая от коронационных торжеств на 10 лет. Возможно, художник изобразил приезд императорской четы в Москву на празднования десятилетия, прошедшего со дня коронации.

Что же касается событий, происходивших в Москве в 1883 г., то туда в полном составе, включая управляющего — М. А. Балакирева и его помощника — Н. А. Римского-Корсакова, выехала и Придворная певческая капелла. «Облеченные в мундиры придворного ведомства , - вспоминал Римский-Корсаков в своей «Летописи», - мы присутствовали на коронации в Успенском соборе, стоя на клиросах: Балакирев на правом, я на левом. <…> Обряд совершался торжественно…» .

Последующая деятельность Капеллы напрямую зависела от мировоззрения и интересов Александра III. Характеристику этого представителя царствующей династии наиболее емко сформулировал И. С. Тургенев: «Он только русский. Он любит и покровительствует только русскому искусству, русской музыке, русской литературе, русской археологии <...>. По той же причине он и ревностный православный; его благочестие искренне и непритворно» . Н. Ф. Финдейзен заметил в своих Дневниках, что «Александр III возвысил русских музыкантов и признавал в них художников, а не бродяг» . По словам С. Д. Шереметева, Александр III любил «русскую былину и русскую песню, древнее церковное пение и иконографию, рукописные лицевые изображения и древнее наше зодчество, потому что пламенно любил Россию…» .

Основой мировоззрения правящего императора была идеология монархической государственности и русской национальной самобытности. Приверженность Александра Александровича этим идеалам обусловила перемены, происходившие в разных сферах российской жизни, в том числе и в духовной музыке.

«Распутывая» «таинственную нить», которая привела Балакирева в Придворную певческую капеллу, Римский-Корсаков называет имена Т. И. Филиппова, К. П. Победоносцева и С. Д. Шереметева. Далее к этим персонам он прибавляет В. К. Саблера, Д. Ф. Самарина , М. Н. Каткова. Их всех Николай Андреевич называет «древними устоями самодержавия и православия» . Несмотря на некоторую иронию, присутствующую в высказывании музыканта, оно в целом соответствует действительности. Названные Римским-Корсаковым лица не являлись абсолютными единомышленниками, а подчас становились антагонистами, но объединяло их национальное самосознание, любовь к отечеству и приверженность к его историческим корням.

Почти у каждого из перечисленных деятелей с приходом к власти Александра III изменился социальный статус и/или общественное положение. Государственный контролер Тертий Иванович Филиппов в 1881 г. стал сенатором — членом высшего государственного органа, подчиненного императору. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), воспитатель великого князя Александра Александровича, после его восшествия на престол, — самым высокопоставленным человеком в управлении государством, сохранив свое влияние на бывшего воспитанника.

Владимир Карлович Саблер (1845-1929), служивший до этого времени в Государственной канцелярии, с 1881 г. получил должность юрисконсульта Синода, а в 1882 г. чин действительного статского советника. Балакиреву по делам Капеллы приходилось встречаться с Саблером, который в 1892 г. был назначен товарищем обер-прокурора, виделись они и позже, о чем, в частности, свидетельствует письмо Владимира Карловича, назначающего Балакиреву встречу в Синоде.

С вступлением на престол Александра III более высокий статус приобретают и другие фигуры, перечисленные Н. А. Римским-Корсаковым. Издатель, публицист, редактор газеты «Московские ведомости» Михаил Никифорович Катков (1818-1887), сформулировавший принцип государственной национальности как основы единства страны, человек, которого называли создателем русской политической печати, в 1882 г. получил чин статского советника, несмотря на то, что не состоял на государственной службе. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918), принадлежавший к свите императорской семьи, личный друг императора Александра, в 1881 г. был повышен в офицерском чине (стал флигель-адьютантом) и назначен на должность начальника Придворной певческой капеллы.

Среди музыкальных коллективов России самым древним является Певческая капелла Санкт-Петербурга. С начала XIX-го столетия она располагается на участке между набережной Мойки и Большой Конюшенной улицами.

Свою историю этот коллектив ведет с 1479-го года, когда по указу великого князя Ивана III был создан хор Государевых певчих дьяков. В 1701-м году хор был переименован в Придворный, а в 1763-м году - в Императорскую певческую капеллу.


Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов, а с 30-х годов XVIII века хор стали привлекать к постановкам спектаклей Придворного театра. Многие солисты русской оперы XVIII-го века начинали именно в хоре Капеллы.



Хор Капеллы. Конец XIX-го столетия:


Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII века в его составе появились мальчики. В 1738 году для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове, а в 1740 году было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.




В 1882 году появился и Придворный музыкантский хор - симфонический оркестр в составе капеллы. Кроме хора и оркестра в составе капеллы были музыкальная школа, инструментальные классы, регентские классы (для подготовки руководителей церковных хоров) и школа театральных искусств.

Преподаватели и учащиеся регентских классов. 1908 год:


Среди руководителей Капеллы были такие выдающиеся музыканты, как Д. С. Бортнянский,


А. Ф. Львов (автор гимна Российской империи "Боже царя храни"),


М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков.




После революции регентские классы и театральная школа были закрыты, симфонический оркестр и музыкальная школа выведены из структуры капеллы. Хор капеллы продолжил активную деятельность. В 1920 году в состав хора впервые включили группу из 20 женских голосов.

Еще в начале XIX-го столетия для размещения Капеллы была приобретена усадьба, расположенная на берегу Мойки. Первоначально здесь находился деревянный дом штаб-лекаря Х. Паульсена. В 1770-х годах усадьбой владел архитектор Ю. М. Фельтен, построивший вместо деревянного каменный трехэтажный дом.




Усадебные постройки со временем обветшали (к тому же и с самого начала они не слишком подходили для размещения такого специфического учреждения как Капелла), и в начале 1880-х годов встал вопрос о их перестройке. Первоначально директор Капеллы граф С. Д. Шереметев обратился к известному архитектору Н. В. Султанову (который активно сотрудничал с графом). Однако проект вызвал замечания экспертов и не был утвержден. В результате, было решено провести закрытый конкурс: разработать эскизные проекты перестройки было поручено архитекторам Л. Н. Бенуа и В. А. Шретеру.




Победителем в этом мини-конкурсе стал Л. Н. Бенуа и именно ему поручили вести строительство.




Ядром комплекса стал концертный зал.


Его корпус, более высокий, чем примыкающие к нему флигеля, разместился в глубине курдонера (на месте разобранного старого усадебного дома). По центру, подчеркивая ось симметрии двора, разместился тамбур входа в царскую ложу.


Такое решение позволяло удачно вписать ансамбль в окружение. Выходящие на Мойку флигеля выглядели более скромно и играли фоновую роль, а главный акцент композиции, концертный зал, находился внутри двора и не конкурировал со сложившейся застройкой.


Парадный двор сделан раширяющимся в глубине, что добавило ему выразительности.




Здесь в боковых флигелях разместились учебные классы. В правом, более широком корпусе, классы на каждом этаже соединяются коридорами, освещенными через большие окна. Левый, более узкий корпус получился с несколько усложненным планом из-за недостатка пространства. Но и в него успешно вписались учебные комнаты, а также парадные кулуары - вестибюль с гардеробом, лестница и два фойе второго этажа.

Изначальный вариант декора фойе был решен в стиле рококо, но в итоге Бенуа склонился к более скромному и простому варианту.




Особые усилия Бенуа приложил к созданию акустики концертного зала. Помимо выбора пропорций, он использовал и конструкцию пола и потолка. В пояснительной записке Бенуа писал: "Для достижения хорошего резонанса в концертном зале пол будет устроен выше свода на 1 аршин и более с утверждением оного на вертикальные бруски и, кроме того, предполагается устроить деревянный висячий потолок, прикрепленный к железной конструкции крыши так, что между черным потолком и чистым будет промежуток в 8 вершков". Тем самым конструкция зала уподоблялась скрипичной деке.






Во двор за корпусом Концертного зала выходили флигеля, предназначавшиеся как для учебных классов, так и для помещений хозяйственного назначения (в том числе бани с бассейном).




Со стороны Большой Конюшенной улицы комплекс зданий замкнул жилой дом с квартирами, часть которых предназначалась для сдачи в наем.










Дворовые фасады этого дома не имеют декора. Но под окнами устроены деревянные ящики-холодильники, а под некоторыми окнами, где холодильников нет, помещены деревянные "юбки", играющие роль декора.








О том, как проходило строительство зданий, мы можем судить по воспоминаниям самого Бенуа:
"Принялись полным ходом за составление чертежей, проверяя старое на натуре. Наладили мастерскую и весь штат подрядчиков и поставщиков. Грунты оказались местами ужасные. На втором большом дворе напали на засыпанный пруд или русло, откуда извлекли кусок окаменелого дерева. Глубина рвов достигала семи аршин. Несмотря на все трудности при возведении новых флигелей (приходилось массу старого ломать и пробивать), благодаря бдительности и энергии мы справились и к зиме подвели школьные флигеля под крышу... Когда школьную часть наладили, я принялся за переработку остальных частей этого обширного здания - главным образом концертного зала, царских комнат, вестибюля и фойе для публики.
Старая лицевая сторона Певческой капеллы, выходящая к Певческому мосту, находилась в центре всего здания и имела разрыв, ведущий в главный двор - курдонер. Ось разрыва шла не перпендикулярно к главному двору, а под углом, что было очень некрасиво. Поэтому я предложил ее перенести, что вызвало необходимость от одной части, правой от моста, как бы отколоть, а к левой пристроить... Представленные чертежи получили Высочайшее одобрение. Теперь со стороны моста корпуса получились неравными, зато ось лежит посередине. Так как лицевые фасады не имеют особых членений, то сложившаяся асимметрия менее заметна, чем та кривая ось, которая была.








26 сентября 1887 года Капелла въехала на место и на первое время успокоилась, а я мог уже не спеша приняться за дальнейшую разработку проекта.
Еще осенью 1866 года мне пришлось расстаться с А. А. Щербачевым, но в это время я получил письмо от Г. Я. Леви о том, что он окончил работы в Киевской губернии у барона Врангеля и генерала Краснокутского. Я тогда же ему написал, чтобы он ехал ко мне на должность старшего помощника по Капелле. Всю постройку закончили к началу 1889 года и ждали приезда государя...
Г. Я. Леви и Л. Н. Бенуа. 1896 г.:


В понедельник 27 февраля сидим мы с Леви, пьем чай, вдруг сообщают, что в 3 часа пожалует Государь Император. Тут пошла суматоха, я кинулся переодеваться, послали за обойщиками снимать чехлы, бросились убирать двор: мести, где мыть, где тереть, чистить снег. Наконец пожаловали".




В свои мемуары Бенуа включил следующий газетный отчет о царском визите: "В понедельник 27 февраля, в половине четвертого часа дня, Их Величество Государь Император и Государыня Императрица, сопровождаемые министром Императорского Двора Графом И. И. Воронцовым-Дашковым и в должности гофмейстера полковником князем В. С. Оболенским, посетили Придворную певческую капеллу, новое здание, которое было выстроено в прошлом году.




Их Величества были встречены у Царского подъезда начальником капеллы С. Д. Шереметевым, управляющим Капеллою М. А. Балакиревым и строителем нового здания архитектором Л. Н. Бенуа. В сопровождении поименованных лиц Их Величества прямо поднялись в бельэтаж и вошли в Царскую ложу заново устроенной концертной залы, где были собраны певчие и ученики. При входе Их Величеств певчие и ученики инструментальных классов Капеллы исполнили гимн "Боже, Царя храни". Хоры помещались на эстраде возле Царской ложи.




Дирижировал помощник управляющего Капеллою Н. А. Римский-Корсаков. Желая испробовать акустику зала, Их Величества прошли в партер и сели в дальних рядах кресел, откуда слушали исполнение оркестром учеников увертюры из оперы "Руслан и Людмила"... Государь Император и Государыня Императрица нашли резонанс хорошим, а исполнителей удостоили похвалы... Выйдя затем из концертного зала, Их Величества осмотрели все помещения Капеллы, начав осмотр с инструментальных классов для малолетних певчих. Ученики в классах занимались музыкой на разных инструментах, в одном из спевочных залов - уроком танцев. Их Величества заходили в каждый класс и милостиво беседовали с преподавателями и учениками. Затем Их Величества осмотрели спальни, лазарет (больных не было), бани с бассейном для купания, столовые и кухни, прошли вновь в концертное зало и отбыли в 4 ч. 35 мин." Сам Бенуа добавил к этому отчету: "Перед выходом Государь подал мне руку и благодарил за прекрасное устройство. Граф И. И. Воронцов-Дашков поздравил меня с успехом. Когда я доложил о том Н. С. Петрову, он сказал, что очень рад за меня. Тем дело и кончилось..."


Сам Бенуа оценивал свою работу так: "Дворовые фасады боковых флигелей, по-момему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок".

P.S. В субботу, 14 октября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы" ).

Капелла придворная певческая , хор для пения в дворцовых церквах царского дома, унаследовал свой современный строй от государевых певчих дьяков. – История капеллы чрезвычайно скудна фактами вследствие отсутствия специальных исследований. Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капелла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается известность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы (– должность уставщика была равносильна позднейшей директорской должности –) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метастазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по приказанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были переписаны в партии русскими буквами. С этого времени придворная капелла должна была участвовать во всех придворных оперных спектаклях, где нужен был юр. Есть, впрочем, известия, что еще в 1737 г. придворный хор участвовал в исполнении оперы Арайя „Аlbia а о“. Развитие театральных зрелищ при дворе и в столице, а равно и подчинение придворного певческого хора итальянцам – капельмейстерам и композиторам, не могли не отозваться на капелле с одной стороны весьма благоприятно – усовершенствованием ее вокально-певческого искусства, с другой – имевшим печальные последствия привнесением в богослужебное церковное пение характера итальянской оперной музыки. И сами композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом светский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей России. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (первый – Цопписа, второй – Галуппи) и по мысли своих учителей для завершения своего музыкального образования путешествовали в Италию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыкн. Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала директора вокальной музыки, потом управляющего придворною певческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как вокальную часть, так и официальное положение капеллы до блестящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочинениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компетентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочайшею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно-музыкальные сочинения. При следующем директоре, Ф. И. Львове, капелла, в остальном жившая еще отблеском славы Бортнянского, приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом т. наз. „обихода придворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

При следующем директоре А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко неполного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учителя пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность придворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня. – Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значительного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда привлекали большое количество посетителей, чему отчасти способствовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению церковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный характер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1861 по 1883 г., в директорство Н. И. Бахметева, капелла продолжала существовать на тех же основаниях и шла в том же направлении, как при Львове. За весь этот период наиболее крупными фактами в истории капеллы являются: 1) Изменение в способе пополнения хора малолетними певчими. До сих пор набор певчих производился посредством реквизиции лучших голосов из архиерейских и др. хоров южной России, при чем капелла обыкновенно получала певцов более или менее уже опытных в церковном пении. Теперь же капелла стала набирать мальчиков вне архиерейских и др. хоров, приняв обязанность первоначального обучения пению на себя. 2) Под руководством Бахметева был вновь переиздан обиход придворного напева с значительными изменениями сравнительно с обиходом Львова, внесшими более правильности и звучности гармонии; однако некоторые гласовые мелодии в обиходе Бахметева потеряли свою характерность и, приближаясь иногда к речитативу, удаляли гласовое пение от его подлинника. Тем не менее бахметевский обиход пользуется распространенностью и остается образцовым до настоящего времени. 3) Цензурные полномочия капеллы, переходившие со времен Бортнянского от одного директора к другому, ко времени Бахметева представлялись неограниченными: только на этом основании последний начал дело по поводу литургии, составленной Чайковским, не бывшей на рассмотрении директора капеллы и напечатанной без его разрешения. Однако по разъяснению Правит. Сената права директора капеллы простираются лишь на то, чтобы одобрять или не одобрять к исполнению дух.-музыкальные сочинения в церквах, и не касаются тех, которые к тому не предназначаются. Результаты процесса не могли не отразиться неблагоприятно на положении капеллы.

Собственные духовные сочинения Бахметева, не смотря на свою эффектность и хоровую звучность, не могли содействовать упрочению авторитета капеллы, так как иногда чрезмерно усиливали ту слащавость и „пряность“, начало которых было положено еще сочинениями Львова. С 1883 по 1895 г. капелла жила иной жизнию. Во главе ее был поставлен начальник, которому подчинялись управляющий и его помощник. Граф С. Д. Шереметев, назначенный на должность начальника, пригласил известных деятелей национального направления в русской музыке: М. А. Балакирева на пост управляющего и Н. А. Римского – Корсакова – помощником управляющего. Музыкально-художественное значение капеллы постепенно развивалось и именно в направлении, характерном для приведенных имен. В это время капеллою была сделана попытка издать первую простую, но вместе с тем художественную гармонизацию древних церковных напевов; к сожалению, попытка остановилась после выпуска в свет „Пения при всенощном бдении древних распевов“. Тогда же были изданы капеллою сочинения и переложения Римского-Корсакова.

После 1895 г. должность управляющего занимали – до 1901 г. А. С. Аренский, а с 1901 до 1903 г. – С. В. Смоленский, по уходе которого капелла управляется начальником – гр. А. Д. Шереметевым и помощником Н. С. Кленовским.

А. Преображенский

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а 16 (27) мая 1703 года принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Вот уже несколько столетий первый русский профессиональный хор не перестает удивлять и восхищать своим мастерством. Роберт Шуман писал в своем дневнике: «Капелла - самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно...». Восторженно отзываются о Придворном хоре Ференц Лист и Адольф Адан. Интересны впечатления Гектора Берлиоза: «Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих - это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории». В.В.Стасов писал: «Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?... Только у нас мы встречаем такое мастерство...».

Об искусстве Певческой капеллы уже в XX веке восторженно отзывался греческий дирижёр Димитриос Митропулос: «…Не только никогда не слышал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо света». «Концерт Российского государственного хора показал образцы хорового искусства, стоящего на недосягаемой высоте», - писала швейцарская пресса в 1928 году после триумфальных гастролей хора Капеллы в Европе.

За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. в составе хора появились мальчики. В 1738 году, по указу императрицы Анны Иоанновны, для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в городе Глухове. В 1740 году, по её же указу, было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нём хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» и др.

С 1837 по 1861 год управляющим Придворной капеллой был Алексей Фёдорович Львов, автор музыки гимна «Боже, Царя храни!», скрипач с мировым именем, композитор, а также выдающийся инженер путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования.

1 января 1837 года, по инициативе государя, капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трёх лет. Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы.

В 1850 году Львовым было организовано Концертное общество при Придворной капелле, сыгравшее огромную роль в музыкальном просвещении России. Местом деятельности Общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями - её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы.

В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра - Придворного музыкантского хора - завершилось формирование структуры Придворной певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус).

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утвержден Николай Андреевич Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет - целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). Хор продолжил активную концертную деятельность. В репертуаре хора произошли значительные перемены. Программы многочисленных выступлений Капеллы 1917-1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. Помимо этого, в репертуар хора были включены лучшие образцы мировой классики: Реквием Моцарта, «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, Девятая симфония и Месса Бетховена, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.

В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

В 1920 году в хор Капеллы впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами выдающихся хормейстеров и педагогов - Михаила Климова и Палладия Богданова. В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли хора прошли с исключительным успехом.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт, остальной состав Капеллы и её хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Под руководством главного дирижера Елизаветы Кудрявцевой Капелла дала 545 концертов в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов.

В 1943 году художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Дмитревский, один из крупнейших советских хормейстеров. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара. Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки. В 1982 году, впервые, после более полувекового перерыва, была исполнена «Всенощная» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII-ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Важное место в репертуаре Капеллы занимают произведения современных композиторов.

На протяжении всей своей многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим как произведения для хора a cappella , так и большие ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Именно этот широкий диапазон определяет в наши дни творческое лицо Певческой капеллы. С воссозданием в 1991 году в Капелле симфонического оркестра, со сцены Капеллы стали регулярно звучать крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения.

Работая над совершенствованием вокального мастерства хора, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко придает большое значение режиссуре исполняемых произведений, композиционной законченности их сценического воплощения. Благодаря этому, каждый концертный номер превращается в ярчайшее по психологической глубине и образности выражения художественное полотно.

Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее, США. Восторженными откликами сопровождаются выступления хора на международных фестивалях. В ноябре 2001 года, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Певческая капелла Санкт-Петербурга принимала участие в крупнейшей международной акции - благотворительном концерте «Святыни России», собравшем под сводами Большого театра лучшие творческие силы.

Зарубежные СМИ во время гастролей хора Капеллы неизменно публикуют рецензии в восторженных тонах, определяя его место среди лучших певческих ансамблей мира.

Певческая капелла Санкт-Петербурга, сохранившаяся в годы великих испытаний, утвердила славу русского певческого искусства. Капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко на протяжении долгих лет является настоящим хранителем традиций русской музыки и величественным памятником русской культуры.