Кэте Кольвиц: биография. Кольвиц Кете — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Кэти кольвиц

Кольвиц Кете (1867–1945)

Незадолго до смерти Кете Кольвиц в отчаянии написала: «Война преследует меня до конца». На самом деле художница остро и болезненно переживала ужасы войны, несчастья обездоленных людей она воспринимала как свои собственные и, несмотря ни на что, до конца продолжала верить в победу света и добра. «Однажды возникнет новый идеал, - говорила она, - и будет покончено со всеми войнами… Для этого нужно будет много, упорно работать, но это будет достигнуто».


Кете Кольвиц родилась в семье социалистов, что не могло не сказаться на образе ее воспитания, на тематике ее будущих работ. Отец рано заметил художественную одаренность дочери и настоял на том, чтобы она начала брать уроки рисунка у офортиста Р. Мауэра. Затем Кольвиц обучалась живописи в Берлине и Мюнхене. В Берлине Кольвиц познакомилась со швейцарским художником Карлом Штеуффер-Берном, который показал ей гравюры Макса Клингера. Впечатление, полученное от цикла «Жизнь», было настолько мощным, что молодая художница решила заниматься графикой, хотя до этого ей казалось, что ее основное призвание - живопись.

Под влиянием Клингера в 1900 году Кольвиц создала трехчастный офорт «Растоптанные». Особенно трогательна композиция, на которой изображена мать, поддерживающая руками головку своего ребенка. Историко-художественная тема раскрывается в таких работах, как «Карманьола» и «Восстание».

В 1902 году Объединение исторического искусства заказало Кольвиц большую работу - цикл гравюр «Крестьянская война». В этой серии получили отражение далекие события крестьянских волнений 1525 года. Художница описала драматические сюжеты так, как сама их представляла. Названия картин говорили сами за себя: «Пахари» (крестьяне, впряженные в плуг, подобно скоту), «Изнасилованная», «За отточкой косы» (гневная крестьянка точит косу: против кого она ее направит?), «Вооружение в подвале», «Прорыв», «Поле битвы», «Узники». Композиционный размах работ поражает своей широтой и свободой. Художница изображает своих персонажей поистине монументально, свободно располагает фигуры в пространстве листа, практически не используя кулисы и стаффорт. За работу над этим циклом Кольвиц получила от Макса Клингера премию «Вилла-Романа». После создания цикла «Крестьянская война» Кольвиц стала одной из первых в ряду немецких графиков. Журнал «Симплициссиус» пригласил ее к сотрудничеству и опубликовал ряд рисунков углем. Специально для этого сатирического журнала Кольвиц создала цикл «Картины нищеты».

В последующие годы художница совершенствовала свою творческую манеру. Композиции приобрели цельность и тщательную продуманность. Основной героиней произведений стала мать с ребенком. Сюжеты этих офортов были в основном трагическими по содержанию: на них показаны женщины, которые сражаются со смертью за своего ребенка - «Женщина с мертвым ребенком», «Смерть и женщина», «Мать с ребенком на руках».

Эти офорты стали пророческими. В 1914 году началась Первая мировая война. Сына Кольвиц Петера забрали на фронт, где через два дня он погиб. Это событие потрясло до основания сознание художницы. Она думала только о том, чтобы поставить сыну достойный памятник, и постоянно работала над ним. Правда, с течением времени ее замысел несколько изменился. Сначала Кольвиц хотела, чтобы это был памятник только ее безвременно погибшему сыну, но затем она решила посвятить его всем добровольцам, всей молодежи, обманутой лживой пропагандой и бесцельно принесенной в жертву молоху войны.


К. Кольвиц. «Прорыв». Из серии «Крестьянская война», 1903 год


В 1919 году Кольвиц стала действительным членом Прусской академии художеств. Она освоила новую для себя технику - ксилографию. Первая работа в подобной технике - гравюра «Памяти убитого Карла Либкнехта» (1919–1920).

В 1920-е годы Кольвиц активно участвовала в общественной жизни, работала над антивоенными плакатами и листовками. В 1921 году, наряду с М. Горьким и А. Франсом, она вошла в Международный комитет помощи голодающим России. В 1922 году Кольвиц создала графический цикл «Война», который по праву считается апогеем ее творчества. Черные штрихи на этих гравюрах с поразительной силой передают страдания и вопли измученных людей. Впрочем, вряд ли образы этих композиций можно считать реальными людьми, скорее, это обобщения, символы. На первом листе - «Жертва» - показана женщина с младенцем; на втором - «Добровольцы» - молодые люди, устремляющиеся навстречу неминуемой гибели; на третьем - «Родители» - отец и мать, слившиеся в скорби и отчаянии; на четвертом - «Вдова» - беременная женщина, только что получившая известие о смерти мужа; на пятом - «Матери» - женщины, отчаянно прижимающие к себе своих детей.

В это же время Кольвиц создавала отдельные листы, на которых снова переосмысливалась тема смерти: «Горе» (1921), «Смерть отнимает мать у детей» (1922).

Во второй половине 1920-х годов Кольвиц создала лишь несколько графических произведений. Все силы отнимала у нее работа над «Памятником павшим» для солдатского кладбища. Она работала в полном уединении и не впускала в мастерскую даже своих близких. В окончательном варианте Кольвиц придала лицу матери свои черты, а лицу отца - черты своего мужа. В 1931 году художница показала на выставке в академии результат своего пятнадцатилетнего труда. Этот памятник получил самую высокую оценку художников и критиков.


К. Кольвиц. «Хлеба!», 1924 год


Когда к власти пришли нацисты, Кольвиц пришлось покинуть академию и свою мастерскую. В прессе ее травили и подвергали шельмованию. В конце 1935 года художница создала свой последний большой графический цикл - «Смерть», где показала смерть в разных ее аспектах и проявлениях. Эти драматичные произведения мог создать только тот человек, который сам уже был готов встретиться со смертью. Вот художница изображает смерть, неожиданно ворвавшуюся в стайку детей; вот смерть приходит так буднично и просто в «Смерти на деревенской улице». Последний лист этой серии называется «Зов смерти». Кольвиц изобразила здесь саму себя, печальную, с закрытыми глазами, готовую последовать за смертью, которая касается ее плеча с приглашением следовать в иной мир.

В 1940 году Кольвиц снова встретилась с трагедией: умер муж, внук погиб на фронте. Остается только удивляться, как она еще находила в себе силы для работы. В 1942 году художница сделала литографию с изображением матери, раскинувшей руки подобно птице: она защищает своих детей. Подпись под картиной представляла собой фразу из «Поучения» Гёте: «Семена для посева не должны быть перемолоты». Незадолго до смерти Кольвиц признавалась: «Я чувствовала себя “призванной”, призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах».


| |

Ке́те Ко́львиц, также - Кэте (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт, 8 июля 1867, Кёнигсберг - 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) - немецкая художница, график и скульптор.

Кете Кольвиц родилась в начале июля 1867 года в Кенигсберге. Первое художественное образование она получила у гравера Маурера, который заставлял учеников рисовать с гипсов и точно копировать рисунки. В 1884 году Кете поступила в мастерскую Штауффер-Берна, что находилась в Берлине. Тот сразу понял, что у Кете есть склонность к графике. С 1888 года Кете обучалась в Мюнхене, но затем опять вернулась в Берлин, где вышла замуж за доктора Карла Кольвица, который был не только другом ее детства, но еще и социалистом. Карл получил место врача рабочей кассы профсоюза портных в Берлине, мастерская Кете находилась почти около места работы мужа.

В 1893 году она, потрясенная запрещенной драмой «Ткачи» Г. Гауптмана, с 1893 по 1897 гг. вдохновенно работает. Итогом этого труда стала серия графических работ «Восстание ткачей». Успех серии был неожиданным. Ее наградили Малой золотой медалью, несмотря на то, что кайзер Вильгельм запретил это делать. Кольвиц даже избрали членом берлинского Сецессиона. В 1907 году она была удостоена стипендии Макса Клингера, которая давала возможность художникам работать на вилле во Флоренции.

В период с 1903 по 1908 гг. Кете создавала следующее свое великое произведение – «Крестьянская война». Среди множества рисунков и гравюр того времени, выделяются такие: «Растоптанная», «Карманьола», «Восстание». Несмотря на популярность, Кете недовольна своими работами и она говорит себе, что может добиться более сильных форм воздействия. С 1910 года начинается работа Кольвиц как скульптора.

1914 год – переломный год в жизни и творчестве женщины. В октябре 1914 года ее младший сын отправился на Западный фронт в Бельгию добровольцем, где погиб спустя несколько дней. Личное несчастье у художницы переросло в общее чувство протеста. Кольвиц говорила, что период с 1910 года по 1920 является кризисным в ее творчестве. Это «перерыв», переходный этап, пусть даже она в то время усердно работала. В 1928 году Кете стала профессором Высшей школы изобразительных искусств. Когда к власти пришли национал-социалисты, Кете потеряла работу преподавателя. Выставляться Кете тоже не смогла. Ее работы убирались в запасники музеев, снимались с выставок.

В 1932 году Кольвиц закончила и установила на деревенском кладбище в Роггевельде памятник погибшему сыну Петеру. В 1938 году скульптор начала работу над своим, возможно, главным произведением – скульптурной группой «Мать с мертвым сыном». Эта скульптура, бесспорно, шедевр Кете Кольвиц. Вторая мировая война принесла художнице еще больше страданий, ведь тогда на фронте погиб ее внук, бомбы уничтожили ее мастерскую в Берлине, где она трудилась около пятидесяти лет. Во время войны Кете переехала в небольшой городок под Дрезденом, где умерла 8 мая 1945 года. Ее последней большой работой стала «Башня матерей».

October 1st, 2015 , 09:20 pm

«Кёте Кольвиц - Картина жизни»
«Käthe Kollwitz - Bilder eines Lebens»

1986 г.
Производство студия «Дефа» (ГДР)
Продолжительность 96 мин
Жанр: биография, драма
Режиссер и автор сценария: Ральф Кирстен (Ralf Kirsten)
Оператор: Отто Ханиш (Otto Hanisch)
Композитор: Петер Готтхардт (Peter Gotthardt)

В ролях: Ютта Ваховяк (Jutta Wachowiak) – Кёте Кольвиц, Фред Дюрен (Fred Düren), Карл Кольвиц, Матиас Фрайхоф (Matthias Freihof) - Петер Кольвиц, Кармен-Майя Энтони (Carmen-Maja Antoni) – Лина, Герд Балтус (Gerd Baltus) – Сандер, Габриэль Барт (Gabriele Barth) – натурщица, Экхард Бекер (Eckhard Becker) – критик, Детлеф Бирштедт (Detlef Bierstedt), Вальфриде Шмитт (Walfriede Schmitt), Аксель Вернер (Axel Werner), Олаф Бурмейстер (Olaf Burmeister), Хорст Химер (Horst Himer) и др.

Биографический фильм Ральфа Кирстена посвящен известной немецкой художнице, графику и скульптору Кете Кольвиц (1867-1945), которая кроме творчества была активным участником социального движения в Германии. Фильм пытается проследить художественное творчество Кольвиц и связать его с политическими событиями ХХ века в стране. В четырех основных эпизодах фильма рассказывается о жизни художницы, начиная с 1914 года и заканчивая периодом во время второй мировой войны, незадолго до ее смерти в апреле 1945 года.

Из биографии художницы мы знаем, что Кете Кольвиц выросла в Кенигсберге и училась в Берлине, где она прожила почти всю жизнь в бывшем рабочем районе Пренцлауэр Берг. В 1891 году она выходит замуж за врача Карла Кольвица, родила двух сыновей. В этот же период она начинает создавать картины и скульптуры, преподает в берлинском Женском художественном училище. 1900-е годы были посвящены учебе и жизни в Париже и Риме. Во время Первой мировой войны на фронте погибает её младший сын Петер, это делает Кете радикальной пацифисткой. В 1919 году Кольвиц получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств. В 1932 году Кольвиц подписала обращение против нацистов, а в 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов, была вынуждена покинуть Академию искусств, а в 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943 году художница эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского. Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года, прожив 76 лет.

Немецкая художница первой половины XXв., занималась в основном графикой и скульптурой. Первые её офорты датируются 1890ми. В 1895-98 работала над серией "Восстание ткачей", на эту тему её вдохновила пьеса Герхарта Гауптмана. До 1903 года была преподавателем в женском художественном училище в Берлине. С 1902 по 1908 год работала над серией офортов "Крестьянская война". С четвёртого года жила в Париже, затем во Флоренции. Скульптурой начала заниматься с 1910, когда ей было 43 года. В 1814 году потеряла сына на войне, что повлияло на всё её дальнейшее творчество, в 19м получила звание профессора. В 1922-25гг. работала над сериями ксилографий "Война" и "Пролетариат". В 1928 году стала руководителем графической мастерской в Прусской академии искусств, но вынуждена оставить работу в 33м в связи с приходом к власти национал-социалистов. В 34-35гг. создаёт серию литографий "Смерть". Приблизительно в те же годы происходит эвакуация в Нордхаузен, а затем художница переезжает в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

"Смерть", 1897, не знаю, что за материал, скорее всего офорт, Музей Сан Франциско, Калифорния

"Прорыв" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Поле битвы" из цикла "Крестьянская война", офорт

"Женщина с мёртвым ребёнком", офорт 1903г.

"Нищета", офорт

"Родители", литография, 1924г.

"Работа на дому" литография 1909г.

"Хлеба!" литография 1924г.

Из цикла "Крестьянская война", офорт

"Помогите голодной России" офорт (но не уверен) 1921г.

Ещё пара интересных офортов (названий не нашёл):

"За точкой косы" из цикла "Крестьянская война", офорт

Автопортрет, литография

"Карманьола" из цикла "Восстание ткачей", офорт

"Вдова", ксилография

Автопортрет, офорт

Кете Кольвиц. «Автопортрет с профилем, повернутым вправо». 1938. Фото: MOMA

Творчество Кете Кольвиц (1867-1945) привлекает все большее внимание специалистов. Причины тому — качество ее работ и новый взгляд на женщин, составляющих меньшинство в арт-сообществе, где каждая выдающаяся художница считается скорее исключением, только подтверждающим правило.

Книга Käthe Kollwitz in Dresden («Кете Кольвиц в Дрездене») — поистине новый вклад в историю искусств. В ней исследуется не только творчество Кольвиц, главным образом произведения на бумаге — гравюры и рисунки, но и ее профессиональные отношения с ученым, знатоком искусства Максом Лерсом (1855-1938), директором Гравюрного кабинета, где хранились эстампы, рисунки и фотографии из Государственных художественных собраний Дрездена. Сам Лерс был выдающимся экспертом по ранней нидерландской гравюре, но горячо приветствовал современное искусство. Он систематически покупал работы Кольвиц, собрав коллекцию из нескольких сотен гравюр и десятков рисунков. Художественные собрания Дрездена стали первым государственным музеем, где аккумулировалась печатная графика этой художницы, и покровительство со стороны государства в лице Лерса оказалось решающим фактором в упрочении ее репутации. В книге впервые опубликованы избранные письма из их обширной переписки.

Кольвиц говорила, что хочет оказывать влияние на общество; по горькой иронии судьбы она, пацифистка, потеряла сына в Первую мировую войну и внука — во Вторую. Ее художественная образность созвучна проблемам обездоленных и наполнена сильнейшими эмоциями. Кольвиц блестяще режиссировала сцены с изображением толпы, но воздействие ужасов, которыми проникнуты ее циклы «Восстание ткачей» (1892) и «Крестьянская война» (1903), на сегодняшнего зрителя явно притуплено частой демонстрацией подобных жутких сцен в средствах массовой информации.

Книга изобилует великолепными репродукциями рисунков, литографий и гравюр разных периодов, с 1889 по 1922 год, с подробными комментариями. Глядя на них, невольно приходишь к мысли, что Кольвиц сама была лучшей своей моделью: ее автопортреты (в целом их более сотни) стоят в ряду наиболее выдающихся работ в этом жанре. Она была красива, при этом отсутствие претенциозности и позы делает ее автопортреты чрезвычайно эмоционально заряженными, мы почти чувствуем, что находимся рядом с ней.

Petra Kuhlmann-Hodick, Agnes Matthias, Alexandra von den Knesebeck and Hannelore Fischer. Käthe Kollwitz in Dresden. Paul Holberton Publi ing. 176 с. £30, €35, $40. На английском языке
Frances Carey and Max Egremont. Portrait of the Artist: Käthe Kollwitz. The British Mu-seum Press and Ikon Gallery. 156 с. £20. На английском языке

Однако авторы книги рассматривают эту тему в совершенно новом ключе. Они предлагают подробное описание галереи с одной из лучших в стране исторических коллекций, где намеренно, с сознательной решимостью занимались собиранием этих, в то время еще современных, работ. Дело Лерса, начатое его руководителем Карлом Воерманом, заключалось в том, «чтобы уделить современному искусству графики то внимание, которого оно заслуживает». В этом сборнике очерков в подробнейших деталях описывается то, каким образом благодаря сотрудничеству ученых и коллекционеров формируются публичные собрания из наследованных и приобретенных работ; нам предоставлена возможность рассмотреть с близкого расстояния процесс подбора рисунков и литографий, созданных этой необыкновенной, противоречивой художницей, собственные взгляды которой учитывались при коллекционировании. Такой подход был экономически выгоден, тем более что частных коллекций в этой области еще не существовало. Более того, собрание формировалось в определенных исторических обстоятельствах: влияние на творчество Кольвиц оказывали и возникшая в конце XIX века пикториальная фотография, и талантливые художники-граверы, от Макса Клингера до Макса Либермана. Значительная часть переписки Кольвиц с Лерсом ныне утрачена, но сохранившиеся письма показывают, какое значение для нее имела его практическая и моральная поддержка и насколько важно ей было работать с кем-то, кто понимал и восхищался ее достижениями.

А в книге Portrait of the Artist («Портрет художника») представлена коллекция из 40 гравюр Кете Кольвиц, показ которой проходит сейчас в разных городах Англии и состоится в Лондоне в 2019 году. Это наследие легендарного куратора Кэмпбелла Доджсона (1867-1948), друга и коллеги Лерса (в то время Британский музей не мог покупать современные произведения). Здесь представлены все элементы творчества Кольвиц: социальный протест, материнская тема, замечательные автопортреты. Репродукции сопровождаются великолепным биографическим очерком Макса Эгремона и замечательным рассказом Фрэнсис Кэри о творческом пути художницы.

Многие работы Кольвиц проникнуты трагизмом, ее творчество неотступно преследует скорбная тема материнского горя. В силу личных причин и социальной осознанности она была едва ли не поглощена темой смерти, но при этом продолжала жить яркой, насыщенной жизнью.