Как писать отчет о посещении музея. Текстовый отчет мбук «районный краеведческий музей» мариинско-посадского района. Комплектование и хранение

Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи­лось здание, где располагался в первые годы по­сле его основания Московский университет. Исторический музей хранит более че­тырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств – Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов – произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. – вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого «отца предков». Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66

пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия «Университетского устава 1835».


Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade - граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России - с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 - начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.


Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем - II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.


Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Отчёт о работе музея

МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

1. «Музей истории села» МКОУ СОШ №5 с.Новоромановское

Арзгирского района Ставропольского края.

2.Почтовый адрес: Ставропольский край Арзгирский район

с. Новоромановское, ул. Ленина,131.

  1. 3.Дата открытия: 1995 год (историко-краеведческий музей), 2000 год (получено звание «Школьный музей»).

4.Директор учреждения - Хелемендик Екатерина Андреевна.

В нашей школе создан историкo - кpaeвeдчecкий музей. Он был основан в 1995 году. Музей призван отразить в своих материалах историю нашего села Новоромановского, историю школы, особенности географического положения района. Поисковая работа, экспонирование и пропаганда музейной коллекции в настоящее время ведутся школьниками под руководством учителей Малявиной Ирины Петровны, Хоршевой Аллы Васильевны.

5.Актив музея: совет музея, лекторская группа, группа «Поиск».

6.Ответственные за работу музея: Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК);

Совет музея: Хелемендик Е.А.,Рябоконь Л.И.(зам. директора по УВР),Мягкова Н.Т.(учитель истории),Малявина И.П. (учитель географии), Хоршева А.В.(учитель МХК),Плотникова Г.Е.(учитель истории), Бондаренко В.А. (зам. директора по АХЧ), Чурсинова Н.М. (ветеран труда), Петров Д.С.(ветеран ВОв), Дземич В.Д. (ветеран труда), Петренко П., Машкова И., (учащиеся 10 класса),Хоршев Алексей (учащийся 9 класса), Самокиш Дмитрий (учащийся 8 класса).

Музей истории села является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.

В 2000 году мы получили звание «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»за большую поисково-исследовательскую, общественно-полезную работу, создание интересной композиции и успехи в воспитании учащихся (свидетельство № 7970 Министерства Образования Российской Федерации, Центра детско-юношеского туризма и краеведения).

7. В музее имеется программа, расчитанная на период работы с 2010 по 2013 гг.

8. Обязательными атрибутами школьного музея являются

символы нашей Родины, представленные флагом гербом и гимном России, а также флагом и гербом Ставропольского края.

Наличие символов обеспечивает знание их детьми и другими посетителями,наглядно показывает принадлежность музея стране и субъекту Федерации, поддерживает чувство патриотизма.

Секции музея: поисковая, экскурсионная, лекторская, фондовая.

Разделы экспозиций музея

1. История образования села.

2. Село в 20-30 годы

4. 1941 - 1945

Всё для фронта,Всё для победы!

5. Послевоенные годы.

6. Село в 70 - 80г.

7. России верные сыны.

8. История УПБ.

9. История школы.

  1. Моя малая Родина с.Новоромановское

Часть музейных стендов посвящены истории школы. На одном из них размещены фотографии выпускников школы разных лет. Два класса школы - выпуск военного периода 1940-41гг.

У каждого ученика есть учитель, которого он помнит и любит. На одном из стендов музея собран материал об учителях, которые всю свою жизнь посвятили школе и педагогической деятельности.

Экспозиция «Преданья старины глубокой». Этот раздел музея представляет посетителям предметы старины, быта наших односельчан, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирают сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется.

Один из разделов музея посвящен истории образования и деятельности ученической производственной бригады.

Её основателем был Орлов И.Н., продолжил Пилипенко А.М.

В пристендовой витрине находятся его награды,отражающие достижения УПБ.

Большой раздел в музее посвящён годам Великой Отечественной войны,

где помещены фотоматериалы военных лет, подлинники и копии документов,

альбомы с воспоминаниями и записями солдат-односельчан, материалы о ветеранах, уже ушедших от нас и ныне живущих. Этот раздел постоянно пополняется новыми материалами, он служит хорошей наглядностью для школьников и других посетителей музея.

9. Связь музея с другими организациями.

Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края, Советом ветеранов ВОв, выпускниками школы, жителями села.С музеем с. Николо-Александровского, музеем с. Арзгир, музеем А.Скокова с. Величаевского,школьными музеями школ Арзгирского района, музеем г. Мин-воды, школа №6,отделом образования ААМР, Гос. Архивами г. Ставрополя, Советом ветеранов ВОв, школьным музеем с. Величаевского, краеведческим музеем г. Мин-воды, Постом №1 г. Мин-воды, музеем отряда ОМОН г. Ставрополя.

Поисковой группой школьного музея предоставлен материал в музей с. Арзгир о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. В сборе материала о герое Советского Союза Гаркуше Я.Ф. поисковой группе оказывали помощь администрация г. Мин-Воды, краеведческий музей, Арзгирская районная администрация (Деревянко С.И., Соколова В.А.).

10.В музее имеются портреты, биографии, описание подвигов совершённых в военное и мирное время Героя Советского Союза Гаркуша Я.Ф., полного кавалера Ордена Славы Лобода А.А, Героев Социалистического труда Манякина С.И., Купреева П.Я.

11.Раздел «России верные сыны». На стендах этого раздела собран материал о наших односельчанах - воинах

Интернационалистах, служивших в Афганистане и ребятах, выполнявших свой воинский долг в «горячих» точках России – Чечне и Дагестане. В пристендовой витрине

размещены копии наградных документов, солдатских конвертов из мест службы, альбомы с материалами о

службе воинов-односельчан.

Совсем недавно (2011 г.) появилась экспозиция «Памяти героя», посвященная выпускнику школы, старшему лейтенанту Ставропольского ОМОН Луговскому Максиму, погибшему при исполнении служебного долга, посмертно награжденному Орденом Мужества. В 2011 г. отряду юнармейцев МКОУ СОШ №5 было присвоено имя Луговского Максима. Ребята с гордятся этим и стремятся оправдать высокое звание отряда, носящего имя героя.

  1. В фондах музея имеется список рекомендованной литературы по истории Вов.

13.Поисковая работа. Создание школьного музея тесно связано с развитием туристско-краеведческой работы среди учащихся. Реализуя Программу работы музея истории села, отряд «Поиск» ведёт летопись жизни музея, где фиксируются поиски, исследования, находки. Ребята художественно оформляют дневники походов, экспедиций, экскурсий.

Поисковая группа школьного музея по просьбе родственников, живущих в Калининградской области, совместно с редакцией газеты Пограничной Службы ФСБ России по Южному Федеральному округу «На рубежах Родины» собрали материал о бывшем чекисте

Деревяникине Михаиле Ефимовиче (2009 г.). Было установлено место его захоронения, найдены очевидцы тех событий.

Ведётся сбор и оформление материалов о Манякине С.И. - председателе колхоза «Родина» в 1956-58 гг. - герое Социалистического труда, награжденном 5 орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени.

Группой «Поиск» собран и оформлен материал о герое Социалистического труда П. Я. Купрееве.

В районе х.Ново-Гражданского (ныне с.Николо-Александровское) находится братская могила, где захоронены героически погибшие

в годы Великой Отечественной войны партизаны Гофицкого района. На этом месте установлен обелиск. Совместно с учащимися школы с. Николо – Александровского была воссоздана история появления этого обелиска.

Ведётся поиск и обработка материалов о массовом расстреле евреев фашистами в годы Вов в окрестностях с. Новоромановановского.

С февраля 2011 г. оформлен материал и продолжается поисковая работа о выпускнике школы Луговском Максиме, награжденном посмертно орденом мужества.

Систематически музей пополняется материалами о ветеранах педагогического труда нашей школы, поддерживается тесная связь с ближайшими родственниками.

К 65-летию Победы школьниками и учителями школы в ходе акции «Они приближали Победу» был собран подробный материал о тружениках тыла, работавших в родном селе в годы Великой Отечественной войны.

  1. Наличие подлинных экспонатов и условия сохранности фондов.

Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.

Школьный музей был открыт при наличии фонда подлинных материалов, а также необходимого помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

Одним из главных критериев музея является наличие научно-обработанных фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в школьном музее, составляют фонд музея.

Фонд музея состоит из основного и вспомогательного.

В фондах музея хранятся:

Фотографии – 484;

Копий документов - 38;

Экспонаты – 4;

Альбомы – 29;

Схемы – 2;

Макеты – 1.

Материалы, посвящённые периоду Великой Отечественной войны:

Фотографии – 134, из них подлинников – 87;

Документы, отражающие события военных лет – 2, из них подлинники - 12;

Материалы газет – 32;

Экспонаты времён ВОв – 23, из них подлинников – 17;

Альбомы – 11.

15. Экспозиционная работа поддерживается на хорошем уровне. Музей выдержан в едином художественном стиле, с соблюдением хронологии событий в истории села, что обеспечивает эстетичность оформления, удобство для восприятия материала во время экскурсий и других мероприятий, проводимых в музее.

16. Поведение экскурсионной и просветительской работы.

Одним из направлений работы музея является экскурсионная работа . Экскурсии проводятся для учащихся школы, родителей, учащихся других школ, жителей села. Благодаря этому школьный музей подтверждает статус открытой системы.

В музее работают две группы экскурсоводов:

Младшая (из учащихся 6-7 классов);

Старшая (из учащихся 8-11 классов).

Экскурсии проводятся обзорные и тематические :

«Земли родной минувшие года»;

«Поклонимся суровым тем годам»;

«Этих дней не смолкнет слава»;

«Преданья старины глубокой»;

«Время выбрало нас»;

«Моё село вчера и сегодня»;

«История школы».

За 2011-2012 год музей посетили 236 человек.

Школьный музей является центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности.

На базе музея проводятся классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОв и труда, участниками военных действий в Афганистане и Чечне, встречи с выпускниками школы, уроки мужества, конкурсы чтецов, заочные путешествия по местам солдатской славы, конференции, этнографические шоу.

Учащиеся активно используют материалы школьного музея при

подготовке и написании рефератов, сочинений, писем фронтовикам и других творческих работ с героической тематикой.

На основе материалов музея школы учитель географии Малявина Ирина Петровна составила программу спецкурса «Моя малая Родина» (5 класс). Занятия спецкурса проходят в музее. Дети выступают не только как зрители, но и вовлечены в работу музея (пополнение музея экспонатами, предметами быта).

Выпускники школы ежегодно используют материал музея

для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

Экспозиции и материалы музея используются на уроках географии, литературы, истории, МХК, музыки, ИЗО; на спецкурсах «История Ставропольского края» (10-11 класс), «География Ставропольского края» (8 класс); на факультативе «Введение в народоведение» (2-4 классы).

Для жителей и гостей села организуются выставки к юбилею села, школы, экспонаты музея используются для оформления народных праздников, ежегодно с выездными выставками учащиеся школы выступают на районном слёте туристко-краеведческого движения «Отечество», где занимают призовые места.

17. Деятельность школьного музея и работы членов его коллектива

освещается на страницах районной газеты «Заря». Это позволяет

раскрыть значимость проводимой работы, популяризует

деятельность музея среди населения села и района, пробуждает

в детях чувство патриотизма, гордости за свои достижения.

18. В музее имеется перспективный план работы на 2011-2012 учебный год.

19. Иные показатели, характеризующие работу музея: успехи учителей и учащихся школы, достигнутые в учебно-воспитательной работе средствами музейной педагогики. Прилагается папка достижений.

Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.


Отчет о посещении музея Ф.М.Достоевского в Снкт-Петербурге

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. Отец писателя - врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных. В 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - Мария Фёдоровна Достоевская (Нечаева) умерла 27 февраля 1837 года в возрасте 37 лет.

1837 год стал важной датой в жизни Ф. М. Достоевского. В 1837 году умирает его мать. Это год смерти А. С. Пушкина. В мае 1837 года Фёдор Достоевский и его старший брат Михаил едут в Петербург для поступления в Инженерное училище.

16 января 1838 года Ф. М. Достоевский зачислен в Инженерное училище. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.

29 ноября 1840 года Федор Михайлович Достоевский произведен в унтер-офицеры. А уже 5 августа 1841 года переведен в полевые инженер-прапорщики. В августе 1842 года зачисление Достоевского в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента.

19 октября 1844 года последовал высочайший указ об увольнении от службы Ф. М. Достоевского по домашним обстоятельствам. В этот период он начинает активно заниматься творчеством.

Достоевский много пишет, общается с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Начинает посещать «пятницы» Петрашевского. И с 1850 по 1854 год отбывает каторгу в Омской крепости по делу петрашевцев.

Весной 1857, после длительных хлопот прокурора, писателю было возвращено потомственное дворянство.

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу. Он посетил Англию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию.

Зимой 1867 стенографистка А. Г. Сниткина становится женой Ф. М. Достоевского. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей. За этот период в их семье рождается четверо детей: 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал, 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь, в России 16 июля 1871 - сын Фёдор, 12 августа 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 1971 года в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью Двойник, здесь был написан его последний роман Братья Карамазовы. Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники. Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…”

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

Кабинет Федора МихайловичаКабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Современная индустрия туризма - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, на долю которой приходится около 10 процентов мирового ВВП, мировых инвестиций, общего числа рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Значимость туризма в современном мире постоянно растет, по оценкам специалистов, XXI век станет веком туризма. Туризм в его нынешнем виде становится своеобразным мостом, по которому люди начинают все успешнее преодолевать пространство и время.

Моя практика проходила в Национальном музее Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы. Цель практики - закрепление в практической деятельности студентов теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.

В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:

Углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: экскурсионное обслуживание, музееведение и др.;

Приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;

Развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;

Воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

Воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

Повышение общего уровня культуры студентов.

Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Каренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Итак, музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов -- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История музея

Государственное автономное учреждение культуры РБ «Национальный музей Республики Бурятия» создано в 2011 г. путем слияния трех музеев: Музея истории им. М.Н. Хангалова, Художественного музея им. Ц.С.Сампилова и Музея природы Бурятии. В настоящее время проводится работа по проектированию здания для вновь созданного музея.

Основной фонд ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» насчитывает 75193 тыс. единиц хранения. Национальный музей Бурятии в период с 2009 по 2012 год (данные на 17.05.2012г.) реализовал: 19 проектов в музее природы Бурятии, 20 проектов в Художественном музее им.Ц.С. Сампилова, 21 проект в музее истории Бурятии им. М.Н.Хангалова.

Музей истории Бурятии

Музей создан 10 октября 1923 года по постановлению Бурятского ревкома. В 1958 году музею было присвоено имя выдающегося бурятского этнографа Матвея Николаевича Хангалова (1858- 1918) в фондах музея хранятся уникальные памятники культуры народов Бурятии, Центрально-азиатского региона, историко-этнографические материалы сибирских родов и племен. Вещественные и документальные памятники разных эпох и народов составляют широкую палитру, раскрывающую историю и культуру народов Байкальского региона.

Художественный музей им. Ц.С.Сампилова

В 1943 году совместным Постановлением Совета Народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР и бюро Бурятского обкома ВКП (Б) было решено открыть в г. Улан-Удэ Государственный художественный музей. Основой фондов музея послужили произведения бурятских художников. В январе 1946 года для посетителей официально открылась первая экспозиция музея. С 1947 года в дар музею поступили подлинники работ известных русских художников конца XVIII - начала XX вв. из Государственного Русского музея. В 1966 году музею было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии, народного художника, заслуженного деятеля искусств Ц.С.Сампилова.

Музей природы Бурятии

Музей открыт 12 июля 1983 года на основе отдела краеведческого музея им.М.Н.Хангалова. Расположен музей в здании -- памятнике федерального значения «Дом общественного собрания». У истоков создания музея стояли краеведы -энтузиасты В.А.Кольчугина, З.Н.Яковлева, Э.П.Пильман.

Современный объем фондов музея включает палеонтологические, зоологические, геологические, ботанические коллекции, отражающие биоразнообразие природы Бурятии. Экспозиция музея построена ландшафтным метолом, ее основная тема - «Природа и человек». Главное место в экспозиции занимает показ озера Байкал -- уникальной водной экосистемы с особым режимом природопользования.

1.2 Общие сведения о музее

Национальный музей Республики Бурятия (официальное название ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия») - единственный в мире музей, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации истории и произведений искусства Бурятии.

Тип организации Национального музея РБ - культурно-массовый, исследовательский. По организационно- правовой форме является некоммерческой организацией.

Классификация организации: художественная (декоративно-прикладного и народного искусства, изобразительного исскуства), историческая (общеисторическая

В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа.

Площадь Национального музея составляет 3674,6 кв.м, в том числе экспозиционно-выстовочная территория -2482 кв.м. Площадь фондохранилищ составляет 1192,6 кв.м. В музее представлено 124 832 единиц хранения (штук) , из них предмета общего фонда 57577 штук. Основные экскурсии представленные в Национальном музее это - «Сокровища буддийского искусства» , «Рождение Республики» (1905-1933гг.) , « Свет веры православной» .

В коллекциях музея хранится более 100 тысяч единиц хранения.

Группы коллекций:

Археологически (начали формироваться до начала музея).

Нумизматические. Более 2000 предметов в коллекции медалей.

Этнографические.

Религиозные: шаманизм, буддизм, православие (Начали формироваться в 1930-е годы).

Редкие книги (Начали формироваться в 1930- е годы). В 1979 году фонд редких книг был выделен из библиотеки музея.

Документальные. 7652 единиц хранения документов с середины XIX века по 1999 год.

Фотодокументальные. 7875 единиц хранения фотодокументов с 1870 года по 1988 год.

Фонодокументальные. Грампластинки с записями русских народных песен, романсов, вальсов, арий из опер исполнения И.С Козловского,С.Я Лемешева, Ф.И Шаляпин.

Кинодокументальные. 714 единиц хранения кинодокументов с 1930г года по 1989 год. Документальные фильмы о быте, жизни бурят и эвенков.

Живопись, графика, предметы современности.

Площадь помещений для фондового хранения - 462 кв.м. Общая площадь музея для хранения и показа коллекций -1600 кв.м.

Так же музей предоставляет образовательные услуги в виде лекционных циклов, таких как: "Верхнеудинск купеческий", "Страницы из жизни казаков Забайкалья", "Эвенки - "Идущие вдоль хребта", "Загадки и тайны шаманской коллекции", "Уникальные православные книги", "Монголия и Тибет глазами бурятских ученых-путешественников конца XIX - начала XX", "Выдающиеся деятели Бурятии кон. XIX - нач. XX вв", "Востоковедческие труды известных русских ученых-путешественников", "Кяхта - былое величие".

На территории музея имеются киоск/магазин, лекторий/кинозал и публичная библиотека. Недалеко от музея Вы можете воспользоваться гостиницей и местами группового питания.

Таблица 1- Контактная информация

РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»

2.1 Основные экскурсии

Богаты коллекции Национального музея - в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия - толерантная республика».

Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» - впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы, попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.

Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.

Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.

Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).

В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:

Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним - Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя - «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.

Будда Майтрейя (бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов: литье, чеканка, позолота,инкрустация.

Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами - Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье, позолота, тонирование, инкрустация.

Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.

Лобсан Галдан Аюшеев - настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана.

Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.

Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.

Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г., организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.

Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г., коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.

Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.

Орден Ленина, 1930г.

Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.

Значок «Почетному железнодорожнику».

Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г., являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г., США, г. Бостон, компания «Gillette» , брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в.

Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.

Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.

Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в.

Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в.

Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.

Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.

Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX - нач. XX в.

-«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.

Богоматерь - утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в.

2.2 Услуги предоставляемые музеем

Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.

Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.

Музейно-образовательая программа - располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля.

На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия - это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей.

Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем - праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это - хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.

Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения - это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.

К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов - объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:

· копию - предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем - к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий).

· реконструкция - научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;

· муляж - предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;

· репродукция - воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;

· новодел - точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX - XX вв.);

· макет - объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);

· модель - копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;

· голограмма - объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.

Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.

Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.

В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей - сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету - о месте и роли Бурятии в России.

В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.

Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».

Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью - выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с. Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.

Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.

национальный музей бурятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://rubur.ru

2. http://www.minkultrb.ru

3. http://www.muzeyrb.ru/

4. Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г., № 293) // Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

6. Гецевич В.Г. Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.

7. Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. - М.: Соф. спорт,1998.- 158с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Британского Национального Музея. Родоначальлник Британского национального музея. Коллекции, купленые на доходы от национальной лотереи, послужили основой музея. Постройка нового здания музея. Удача новогог здания - библиотека и читальные залы.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    История Михайловского замка, в котором расположена основная экспозиция музея, первая художественная выставка. Пополнение коллекции музея в советское время, эвакуация и укрытие экспонатов в период Великой Отечественной войны. Коллекция живописи музея.

    реферат , добавлен 14.03.2013

    История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

    История возникновения Национального музея Республики Башкортостан, основные фонды, созданные в нем. Уникальность экспозиции Национального музея Республики Башкортостан, важнейшие направления в его работе. Описание экскурсий, которые предлагает музей.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Изучение истории музея и музейного дела. Основные направления деятельности литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта. Характеристика фондов музея, их организации, состава, структуры, учета, хранения и изучения. Эффективность работы музея.

    отчет по практике , добавлен 06.03.2014

    Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    История Государственного Исторического Музея, характеристика новой стационарной экспозиции по истории России с древности до начала XX в. Описание достижений сотрудников музея. Древнерусское государство, древнерусский город в IX–XII вв. в экспозиции музея.

    отчет по практике , добавлен 12.12.2009

    Общее описание и географическое положение исследуемого музея, его внутренняя структура и убранство. Краткое путешествие по нескольким комнатам, а также впечатления посетителей. Особенности и назначение экспонатов, их историческое и культурное значение.

    статья , добавлен 29.03.2015

    История краеведческого музея, его фонды, отделения и филиалы. Управленческая структура управления, функциональная направленность, правовое обеспечение, технология деятельности музея. Проблемы и перспективы развития. Меры по усовершенствованию его работы.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2013

    Анализ Санкт-петербургского этнографического музея: расположение, основные памятники, специальное хранилище. Особенности экспозиций музея, характеристика экспозиции "История и культура евреев России". Описание основных ценностей этнографического музея.