Как определить есть ли у тебя слух. Как узнать онлайн есть ли слух? Как понять есть ли слух

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКЕ И СТУДЕНЧЕСКОМ БИЛЕТЕ

Утверждаю

Директор ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТТЛП»

И. И. Пушкарева ____________

«_____» ___________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКЕ И СТУДЕНЧЕСКОМ БИЛЕТЕ

1. Общие положения

1.1. Зачетная книжка – это документ студента ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТТЛП» (далее – Техникум), в котором фиксируется прохождение им программы обучения в Техникуме, оценки текущего контроля и Государственной итоговой аттестации, учебной и производственной практики.

1.2. Студенческий билет – это документ, удостоверяющий, что данное лицо является студентом Техникума.

1.3. Зачетной книжке и студенческому билету присваивается регистрационный номер, который должен иметь шифр и порядковый номер. Шифр содержит информацию о годе поступления студента в техникум.

1.4. Секретарь учебной части делает заявку за подписью Заместителя директора по учебно-методической и научной работе на имя директора на выдачу зачетных книжек и студенческих билетов в соответствии с приказом о зачислении в число студентов Техникума. При наличии подписанной заявки бухгалтерия выдает секретарю учебного отдела бланки зачетных книжек и студенческих билетов.

1.5. Зачетная книжка студента Техникума выдается вновь принятым студентам в течение первого семестра обучения, но не позднее чем за месяц до начала зимней сессии.

1.6. Студенческий билет выдается секретарем учебной части в течение первых двух недель первого года обучения.

1.7. Студенческий билет и зачетная книжка выдаются на весь период обучения студента.

1.8. Студент расписывается о получении студенческого билета и зачетной книжки в учебном в журнале регистрации студенческих билетов и зачетных книжек.

2. Оформление и ведение зачетной книжки

2.1. Записи в зачетной книжке производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами или пастой черного, синего или фиолетового цвета. Все записи должны быть разборчивы. Подчистки, помарки, исправления, не заверенные в установленном порядке, в зачетной книжке не допускаются.

2.2. На первом развороте с левой стороны зачетной книжки в левом верхнем углу вклеивается фотография студента размером 3см * 4 см, на которую ставится печать таким образом, чтобы захватить часть фотографии. В строке «Подпись студента» студент ставит свою подпись.

2.3. На первом развороте с правой стороны ставится штамп с наименованием Техникума и указывается:

    «№ зачетной книжки» - совпадающий с номером студенческого билета и номером регистрации обучающегося;

    «Специальность (профессия)» в соответствии с наименованием в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальности, без сокращений;

    «Форма обучения» (очная, заочная, экстернат);

    «Зачислен приказом» – записывается дата с указанием числа (цифрами, двузначным числом), месяца (прописью) и года четырехзначным числом (цифрами) и номер приказа о зачислении;

    «Дата выдачи» записывается с указанием числа (цифрами, двузначным числом), месяца (прописью) и года четырехзначным числом (цифрами).

Данная страница зачетной книжки заполняется секретарем учебной части.

Директор Техникума ставит свою подпись в строке «Директор техникума». На подпись Директора ставится печать.

2.4. В случае если студент зачислен в техникум в порядке перевода из другой образовательной организации, секретарь учебной части заполняет строку «Зачислен приказом» с указанием даты приказа о зачислении студента в техникум в порядке перевода и номера приказа.

Студенту, зачисленному в техникум в порядке перевода из другой образовательной организации , выдается зачетная книжка и студенческий билет. В зачетную книжку заносятся все перезачтенные дисциплины и модули в соответствии с учебным планом по специальности с указанием полученных оценок на основании Академической справки.

2.5. Студенту, восстановленному в Техникум, выдается новая зачетная книжка и студенческий билет в установленном порядке. В зачетную книжку заносятся все перезачтенные дисциплины и модули с указанием полученных оценок.

2.6. Порядок внесения изменений на первом развороте зачетной книжки:

    исправление заверяется надписью « исправленному верить », подписью Заведующего отделением и печатью техникума.

2.7. В зачетную книжку выставляются оценки, полученные студентом по результатам промежуточной и Государственной итоговой аттестации.

2.8. Оценки выставляются экзаменатором на странице зачетной книжки, соответствующей семестру прохождения данной учебной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК) или модуля.

На левой стороне страницы выставляются результаты по дисциплинам, МДК или модулям по которым в данном семестре учебным планом предусмотрены экзамены, комплексные экзамены.

На правой стороне страницы выставляются результаты по дисциплинам, МДК и модулям по которым в данном семестре учебным планом предусмотрены зачеты и контрольные работы.

2.9. Студент к моменту получения зачетов за 1 семестр должен оформить разворот зачетной книжки, а именно вписать учебный год и фамилию, имя, отчество (полностью в именительном падеже). На всех последующих листах зачетной книжки студент к моменту получения зачетов за соответствующий семестр вписывает учебный год и фамилию, имя, отчество. Номер семестра определен рабочим ученым планом: 1 курс начинается с 1 семестра.

2.10. Преподаватель, заполняющий зачетную книжку, вписывает название дисциплины, МДК или профессионального модуля в полном соответствии с приказом о сокращении наименований. Каждой дисциплине, МДК или модулю отводится только одна строка. Поэтому их наименование можно записать в две подстрочки.

Графа «Общее количество часов» заполняется Заведующим отделением в соответствии с учебным планом и учитывает аудиторные часы.

Уровень подготовки студента оценивается в баллах: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено, не зачтено и делаются соответствующие записи в Ведомости промежуточной аттестации и зачетной книжке.

Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной). Дата промежуточной аттестации записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным. Далее ставится подпись преподавателя и расшифровка подписи (Инициалы, фамилия).

2.11. Если количество зачетов и контрольных работ за семестр и отметок о выполнении учебного плана превышает число строк в разделе «Результаты промежуточной аттестации», допускается разлиновка страницы (1 – 2 строки) ниже таблицы.

2.12. Экзаменационная оценка ставится цифрой и прописью (отлично, хорошо, удовлетворительно), зачет – словом «зачтено» или оценкой, если зачет дифференцированный. Оценка «неудовлетворительно» и отметка «не зачтено» не заносятся в зачетную книжку студента.

2.13. При пересдаче экзаменов (не более двух дисциплин) на повышенную оценку запись о сдаче экзамена в зачетной книжке повторяется в том же семестре и указывается дата фактической пересдачи.

2.14. В последнюю неделю семестра при условии выполнения студентом учебного плана и сдачи предусмотренных учебным планом зачетов и контрольных работ на правой стороне разворота заведующим отделением ставится штамп «Допущен к сессии».

2.15. В течение недели после завершения курса при отсутствии академической задолженности на правой стороне разворота зачетной книжки ставится подпись классного руководителя. На левой стороне разворота зачетной книжки в строке «Студент» пишутся инициалы и фамилия студента в именительном падеже и ставится запись о переводе на следующий курс (арабскими цифрами).

2.16. Порядок внесения изменений при неверно произведенной записи. Не допускается замазывание или зачеркивание оценок, поставленных по ошибке преподавателем в зачетной книжке. Порядок внесения исправлений:

    строка с неверной записью зачеркивается целиком;

    в свободную строку Заведующим отделением на основании оформленной ведомости заносится верная запись;

    исправление заверяется подписью Заведующего отделением, надписью «исправленному верить» и печатью техникума.

2.17. В зачетную книжку в соответствии с учебными планами по специальности заносятся сведения о прохождении этапов учебной и производственной практик и результаты защиты отчета о прохождении практики в графах раздела «Практика»:

    «Курс» – арабскими цифрами;

    «Семестр» (в соответствии с учебным планом) – арабскими цифрами;

    «Наименование вида практики» - в соответствии с учебным планом;

    «Место проведения практики, в качестве кого работал» – официальное название организации, в которой студент проходил практику в соответствии с приказом о направлении на практику и наименование профессии (должности), по которой студент проходил практику;

    «Общее кол-во час/з.ед.» - в соответствии с учебным планом;

    «Присвоенные квалификация, разряд /Оценка» – из производственной характеристики студента от руководителя практики, если разряд присвоен на предприятии или из протокола квалификационной комиссии, если разряд рекомендован в ходе практики, но не присвоен, либо оценка полученная на защите отчета;

    «Дата» число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    Подпись, инициалы и фамилии руководителей практики.

2.18.Записи результатов защиты курсовых работ (проектов) заполняются на соответствующем развороте:

    «Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» в соответствии с учебным планом;

    «Тема курсового проекта (работы) без сокращений (не более 70 знаков), в скобках (КР/КП);

    «Оценка» (отлично, хорошо, удовлетворительно);

    «Дата сдачи» записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    «Подпись преподавателя»;

    «Фамилия преподавателя» инициалы и фамилия руководителя курсового проектирования.

2.19. Верность информации о сдаче зачета, экзамена, курсовой работы (проекта), практики заверяет своей подписью преподаватель, проводивший данное зачетное мероприятие, или заведующий отделением.

2.20. Записи результатов сдачи итоговых испытаний вносятся в развороты «Результаты государственной итоговой аттестации» в соответствии с испытаниями, предусмотренными учебным планом.

В разделе «Выпускная квалификационная работа»:

    «Вид выпускной квалификационной работы» - указывается дипломная работа или дипломный проект;

    «Тема» - название темы в соответствии с приказом директора об утверждении тем выпускных квалификационных работ;

    «Руководитель выпускной квалификационной работы» - инициалы и фамилия руководителя в соответствии с приказом директора.

В разделе «Защита выпускной квалификационной работы» производится запись:

    В строке «Допущен к защите» ставится дата приказа о допуске студента к защите. Дата записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    В строке «Дата защиты» указывается дата защиты, совпадающая с протоколом заседания Государственной экзаменационной комиссии. Дата записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    В строке «Оценка» – (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно);

    В строке «Председатель государственной экзаменационной комиссии» ставит подпись Председатель, указываются его инициалы. Фамилия.

В разделе «Государственный экзамен» (если он предусмотрен) производится запись:

    В строке «Студент» записываются инициалы и фамилия студента в именительном падеже;

    В строке «Допущен к сдаче государственного экзамена» ставится дата приказа о допуске студента к сдаче государственного экзамена. Дата записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    В строке «Заместитель руководителя» ставится подпись, инициалы и фамилия, заместителя директора по учебно-методической и научной работе и печать техникума;

    В таблице «Результаты государственного экзамена» записывается Наименование всех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с Программой Государственной итоговой аттестации, оценка каждого из этапов, дата проведения, подпись председателя Государственной аттестационной комиссии.

    В строке «Председатель государственной экзаменационной комиссии» ставит подпись Председатель, указываются его инициалы, фамилия.

В разделе «Решение государственной экзаменационной комиссии» производится запись:

    Дата записывается: число, месяц – двузначным числом, год – четырехзначным;

    протокола соответствует Протоколу Государственной экзаменационной комиссии;

    В строке «Студенту» записывается инициалы и фамилия студента в дательном падеже;

    В строке «присвоена квалификация» пишется квалификация в именительном падеже согласно Федеральному государственному образовательному стандарту;

    В строке «Выдан диплом о среднем профессиональном образовании» указывается серия и номер бланка диплома и № диплома по книге регистрации;

    «Дата выдачи» Дата записывается: число – двузначным числом, месяц – прописью, год – четырехзначным числом;

    В строке «Руководитель образовательной организации» ставится подпись директора Техникума, пишутся его инициалы и фамилия, ставится печать Техникума.

2.21. Разделы «Выпускная квалификационная работа», «Защита выпускной квалификационной работы» «Государственный экзамен» – заполняются секретарем Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Председатель ГЭК, расписывается в соответствующих строках.

2.22. В разделе «Решение государственной экзаменационной комиссии» заполняется секретарем ГЭК: дата, № протокола, инициалы и фамилия студента, наименование квалификации.

Строки «Выдан диплом о среднем профессиональном образовании», «Дата выдачи» заполняется специалистом по кадрам на основании журнала учета выдачи дипломов ставится подпись директора техникума и печать техникума.

2.23. По окончании ГИА секретарь ГЭК передает оформленные зачетные книжки в отдел кадров.

3. Оформление и ведение студенческого билета

3.1. Вверху страницы ставится штамп с наименованием Техникума.

3.2. Студенческий билет заполняется классным руководителем группы, в которой учится студент, от руки шариковой или чернильной ручкой синего или черного цвета, при этом на левой стороне заполняются поля:

    «№ студенческого билета» - совпадающий с номером зачетной книжки и номером регистрации обучающегося;

    «Фамилия, имя, отчество студента» в именительном падеже;

    «Зачислен приказом» – записывается дата с указанием числа, месяца (цифрами, двузначным числом) и года четырехзначным числом (цифрами) и номер приказа о зачислении;

    «Дата выдачи» записывается с указанием числа (цифрами, двузначным числом), месяца (прописью) и года четырехзначным числом (цифрами), «форма обучения» (очная, заочная, экстернат);

    В строке «Подпись студента» студент ставит свою подпись.

3.3. Так же с левой стороны в указанном месте вклеивается фотография студента размером 3см * 4 см.

3.3. В строке «Руководитель образовательной организации» директор Техникума ставит свою подпись. Подпись директора техникума заверяется печатью техникума, которая должна захватывать часть фотографии студента.

3.4. На правой стороне студенческого билета секретарем учебной части ежегодно заполняется поле «Действителен по» с указанием даты в соответствии с рабочим учебным планом по специальности.

В строке «Руководитель образовательной организации» директор Техникума (заведующий отделением) ставит свою подпись. Подпись заверяется печатью Техникума.

3.5. В случае перевода студента из другой образовательной организации студенческий билет заполняются по тем же правилам с учетом следующих моментов:

    дата выдачи студенческого билета является датой соответствующего приказа директора о зачислении студента в порядке перевода;

    на правой стороне студенческого билета фиксируется курс, на который студент принят (предыдущие курсы обучения студента в студенческом билете не указываются).

3.6. С начала каждого учебного года в течение первого месяца студент обязан продлить в Учебной части студенческий билет.

3.7. Порядок внесения изменений в студенческом билете:

    неправильная запись зачеркивается;

    сверху или справа заносится верная запись;

    исправление заверяется надписью «исправленному верить», подписью Заведующего отделением и печатью.

4. Выдача дубликата студенческого билета или зачетной книжки

4.1. В случае утери, порчи и т.п. студенческого билета и / или зачетной книжки для получения дубликата студент должен подать на имя директора Техникума заявление о выдаче дубликата. На этом заявлении заведующий отделением пишет ходатайство, а студент подает объявление в газету о признании документа недействительным и предъявляет копию квитанции о подаче объявления. Заявление с ходатайством заведующего отделением поступает на подпись директору.

4.2. Выдача дубликата студенческого билета и / или зачетной книжки производится только по распоряжению директора Техникума.

На основании распоряжения директора о выдаче дубликата утерянного документа секретарь учебной части делает заявку на имя директора за подписью заведующего отделением на выдачу бухгалтерией бланка студенческого билета и / или зачетной книжки.

4.3. Дубликат студенческого билета и / или зачетной книжки заполняются в соответствии с разделами 2 и 3, с учетом следующих моментов:

    дата выдачи – дата выдачи дубликата;

    на правой стороне студенческого билета фиксируется курс, на котором студент обучается в настоящий момент (предыдущие курсы обучения студента в дубликате студенческого билета не указываются);

    над названием техникума заглавными буквами пишется «ДУБЛИКАТ».

4.4. Дубликат документа сохраняет регистрационный номер документа.

4.5. Студент расписывается о получении дубликата в учебной части в журнале регистрации студенческих билетов и зачетных книжек.

4.6. Все данные об успеваемости студента за весь период обучения до момента выдачи ему дубликата вносятся секретарем учебной части в дубликат зачетной книжки на основании подлинных ведомостей промежуточной аттестации за все предыдущие семестры, хранящихся в учебной части.

4.7. При необходимости заведующий отделением так же имеет право делать записи в соответствии с подлинниками документов. В графе «Подпись преподавателя» в этом случае делается отметка об использованном документе, например, «на основании экзаменационной ведомости». Данная отметка скрепляется подписью заведующего отделением и печатью техникума.

4.8. В случае восстановления в число студентов при перезачете оценок по отдельным дисциплинам, МДК и модулям записи в зачетной книжке о выполнении учебного плана, сданных зачетах и экзаменах производятся на основании подлинных документов (ведомостей промежуточной аттестации) теми же преподавателями на основании заявления студента.

4.9. В случае перевода студента из другой образовательной организации при необходимости отметки в зачетной книжке о ранее полученных зачетах и экзаменах записи о выполнении учебного плана производятся заведующим отделением. При этом в графе «Подпись преподавателя» делается отметка «на основании академической справки». Данная отметка скрепляется подписью заведующего отделением и печатью техникума.

5. Передача зачетной книжки и студенческого билета в архив

5.1. По окончании обучения зачетная книжка сдается секретарем учебной части в отдел кадров, откуда вместе с личным делом передается в архив, где хранится 75 лет.

5.2. По окончании обучения студенческий билет сдается студентом вместе с обходным листом в учебную часть, где уничтожается по акту установленной формы.

5.3. В случае выбытия студента из техникума до окончания курса обучения зачетная книжка вместе с обходным листом сдается в отдел кадров, откуда вместе с личным делом передается в архив, где хранится 75 лет. На основании приказа об отчислении из техникума секретарь учебной части выдает студенту академическую справку установленного образца по его требованию. Зачетная книжка не может служить документом для приема в другую образовательную организацию и для перезачета дисциплин в другой образовательной организации.

5.4. При восстановлении студента на основании приказа о восстановлении сотрудник архива передает в учебный отдел личное дело студента, студент получает в установленном порядке зачетную книжку и студенческий билет.

Положение разработано в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 240 «Об у тверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования»

Зачетная книжка сопровождает студентов на всем протяжении учебного процесса. Это самый настоящий документ учащегося, в котором фиксируется прохождение им программы обучения.

Приведем основные правила ее заполнения:
  1. Каждая зачетная книжка обязательно имеет Отдел кадров учебного заведения присваивает студенту идентификационный код, который в точности совпадает с регистрационным.
  2. Первый лист такого документа заполняется черной или синей ручкой. На этой странице содержится индивидуальная информация: имя, отчество и фамилия студента, дата выдачи, факультет и специальность, номер книжки. Кстати, имя, отчество и фамилия должны быть также прописаны на всех листах.
  3. Зачетные книжки должны содержать подпись ректора в специально отведенной для этой цели графе.
  4. Следующее лицо, которое также должно подписать документ, - заведующий кафедрой.
  5. Под фотографией владельца должна присутствовать его подпись.
  6. На каждой из вышеперечисленных подписей необходимо наличие печати учебного учреждения.
  7. Поле «Переведен» обязательно для заполнения в случае зачисления студента из другого образовательного заведения. Если же молодой человек только начинает обучаться в вузе, тогда заполняется поле «Поступил» с указанием года поступления и курса зачисления.
  8. При появлении ошибочной записи необходимо вносить исправления ручкой, зачеркнув при этом неправильную информацию. После исправления новые данные должны быть заверены подписью по организации процесса обучения.
  9. Как правило, зачетная книжка не выдается на руки студенту. За ее сохранность отвечает отдел организации процесса обучения. По требованию учащемуся может быть предоставлена копия в течение пяти рабочих дней.
  10. Если же данный документ всё же хранится у студента, то нелишним будет наличие обложки на зачетную книжку.

Ведение зачетки:


  • отметки о результатах сдачи экзаменов и информация о прослушанных обучающимся курсах лекций в разделе "Теоретический курс" необходимого семестра;
  • отметки о результатах сдачи зачетов и информация о соответствующем курсе в разделе "Практические занятия" нужного семестра;
  • сведения о прохождении и итоги защиты отчета об этом процессе в разделе "Учебно-производственная практика";
  • отметки об итогах защиты в разделе "Курсовые работы/проекты";
  • отметки об итогах сдачи последних аттестационных экзаменов в разделе "Итоговые аттестационные экзамены";
  • отметки итогов сдачи выпускной квалификационной работы/проекта по изучаемой специальности/направлению в разделе

Таковы основные правила ведения первого документа каждого студента. Надеемся, что ваша зачетная книжка заполнена правильно, и желаем почаще слышать фразу «Давайте зачетку!».

1. Общие положения

1.1 Настоящая Инструкция о порядке заполнения и выдачи студентам, слушателям зачетной книжки и студенческих билетов разработана в соответствии Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 22.03.2013 года № 203.

Студентам, слушателям зачисленным для обучения в Институт, бесплатно предоставляется зачетная книжка и студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

1.2. Зачетная книжка - это документ обучающегося (студента, слушателя) в котором фиксируется освоение им основной образовательной программы высшего образования, на которую студент зачисляется приказом ректора. Зачетная книжка выдается вновь принятым обучающимся в течение первого семестра обучения, но не позднее, чем за месяц до начала зимней сессии.

1.3. Студенческий билет - это документ, удостоверяющий личность обучающегося и принадлежность его обладателя к студентам, слушателям всех форм обучения какого-либо факультета Института. Одновременно он является пропуском для прохода в здание Института при предъявлении его на вахте сотрудникам охраны.

Студенческий билет выдается обучающемуся после зачисления его в контингент Института на все время обучения. Студенческий билет установленного образца выдается студенту 1 сентября текущего года и не может быть передан другому лицу. К обучающимся нарушивших это положение, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Выдаваемые обучающимся (студентам, слушателям) зачетные книжки и студенческие билеты регистрируются в специальном журнале. Заполненный журнал сшивается и хранится в делах факультета в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Института. В журнале регистрации студенческих билетов и зачетных книжек студент, слушатель должен расписаться в их получении.

1.5. При отчислении студента (слушателя) из Института, студенческий билет и зачетная книжка сдаются в деканат и хранятся в личном деле.

1.6. Бланки зачетных книжек и студенческих билетов изготавливаются централизованно на основании заявки Учебно-методического отдела (далее по тексту - УМО) Института в соответствии с планируемым к зачислению количеством студентов (слушателей). Контроль над оборотом бланков зачетных книжек и студенческих билетов возлагается на начальника УМО. Полученные бланки хранятся в УМО Института.

Методисты факультетов получают в УМО бланки зачетных книжек и студенческих билетов по требованию, согласованному с деканом факультета. Количество получаемых бланков не может превышать количество зачисленных студентов (слушателей) более чем на 3 %.

1.7. Оформление, выдача студенческих билетов и зачетных книжек возлагается на деканаты факультетов и производится в соответствии с инструкцией об их заполнении.

1.8. Студенческий билет и зачетная книжка должны иметь свой единый шифр и порядковый номер. В Институте при поступлении каждому студенту, слушателю присваивается индивидуальный номер (ИН).

Подпись ректора на зачетных книжках и студенческих билетах удостоверяется печатью Института.

2. Оформление зачетной книжки

2.1. Оформление зачетных книжек возлагается на деканат факультета и производится в соответствии с настоящей Инструкцией.

2.2. Зачетная книжка заполняется от руки шариковой (не гелевой) ручкой синего или черного цвета. На первом развороте с левой стороны наклеивается фотография студента, ставится его личная подпись и дата выдачи зачетной книжки. Фотография и подпись заверяются печатью Института. На первом развороте с правой стороны указываются: наименование Учредителя, Института, номер зачетной книжки, фамилия, имя отчество студента в именительном падеже по данным паспорта (ФИО иностранного гражданина записываются по данным национального паспорта в русскоязычной транскрипции), код направления подготовки (специальность), структурное подразделение, дата зачисления, подпись руководителя организации, структурного подразделения и заверяется печатью.

2.3. Выдаваемые обучающимся зачетные книжки регистрируются в книге выдачи, в которой студент ставит личную подпись. В Институте принята следующая шифровка для обучающихся по очной форме: номер учебной группы (первая цифра - факультет, вторая - специальность или направление, третья - год приема), через косую черту- порядковый номер приема студента на факультет в текущем году. Шифровка зачетной книжки студента заочной формы: две первые цифры - год поступления, три следующие- порядковый номер студента. Регистрационный номер зачетной книжки не меняется на протяжении всего периода обучения, даже в случае перевода на другую образовательную программу или форму обучения.

2.4. В случае, если обучающийся зачислен в Институт в порядке перевода или восстановления, заполняется строка «зачислен приказом от___ № ___, в которой указывается дата и номер приказа о зачислении в порядке перевода.

3. Ведение зачетной книжки

3.1. Обучающийся к моменту получения зачетов за первый семестр должен оформить разворот зачетной книжки: вписать учебный год и свои фамилию, имя отчество (полностью в именительном падеже). На всех последующих листах зачетной книжки обучающийся к моменту получения зачетов за соответствующий семестр вписывает учебный год и фамилию, имя, отчество.

3.2. Информация об освоении обучающимся дисциплин основной образовательной программы высшего образования вносится преподавателем, принимающим зачет или экзамен, от руки шариковой (не гелевой) ручкой синего или черного цвета.

3.3. Наименование дисциплины вносится в соответствии с ГОС/ФГОС и учебным планом. Сокращение наименования отдельной дисциплины (не предусмотренное ГОС/ФГОС и учебным планом) принимается УМО Института.

3.4. В графе «Количество часов» указывается количество часов общей трудоемкости дисциплины, включая часы самостоятельной работы обучающихся (в том числе по заочной форме обучения), в соответствии с учебным планом. По дисциплине, преподаваемой в нескольких семестрах, указывается соответствующая доля общего количества часов на дисциплину. В случае обучения студента по ФГОС в графе «Количество часов» указывается количество часов и зачетных единиц (через косую черту), например: 72/2.

3.5. Успеваемость студента, слушателя определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «незачтено». Оценки проставляются экзаменатором на странице зачетной книжки, соответствующей семестру прохождения данной учебной дисциплины. В зачетную книжку заносятся положительные оценки. Неудовлетворительная оценка и незачет проставляются только в зачетно-экзаменационной ведомости. Допускается исправление выставленной оценки в зачетной книжке. В этом случае преподаватель зачеркивает ошибочно поставленную оценку и сверху пишет правильный вариант. Внизу страницу добавляет фразу: «исправленному верить» и ставит подпись. При внесении данных о дисциплине не должно оставаться незаполненных ячеек.

3.6. Каждый разворот зачетной книжки (семестр) при условии выполнения учебного плана подписывается деканом факультета или его заместителем по учебной работе и заверяется печатью УМУ в середине на сгибе. Для этого ответственный сотрудник деканата (специалист по учебно-методической работе ОЗО) в начале каждого семестра, следующего за экзаменационной сессией, осуществляет сверку записей в зачетных книжках и зачетно-экзаменационных ведомостях.

3.7. Сведения о результатах выполнения и защиты курсовой работы (проектов) вносятся на специальных страницах с точной формулировкой темы, с записью: «Курсовая работа по (предмету). Название темы». В графе «отметки о зачете» ставится дифференцированная оценка.

3.8. Сведения о практиках (учебных, производственных, преддипломных) вносятся на специальных страницах. В случае учебных практик указывается наименование практики в соответствии с учебным планом, курс, место прохождения, продолжительность практики (в часах, в соответствии с учебной нагрузкой руководителя), дата защиты, отметка о зачете, подпись руководителя.

3.9. Результаты государственной итоговой аттестации заносятся в специальные разделы зачетной книжки секретарем Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Наименование экзамена вносится полностью в соответствии с приказом о составе Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационные оценки записываются полностью. Записи о государственных испытаниях, сданных на «неудовлетворительно», в зачетную книжку не вносятся. В графе «Подписи членов Государственной экзаменационной комиссии» (ГЭК) ставятся подписи, фамилии и инициалы всех присутствовавших на экзамене и (или) защите членов ГЭК или ГАК (не менее 2/3 от утвержденного приказом состава комиссии).

3.10. Тема и руководитель выпускной квалификационной работы указываются полностью в соответствии с приказом об утверждении тем и руководителей выпускных работ.

В разделе «Решением Государственной аттестационной комиссии» секретарь вписывает:

1. «Присвоена квалификация___________________________________

2. Выдан диплом ________ № __________ от _____г.

3.11. При пересдаче с обучающимся дисциплины с целью повышения положительной оценки, разрешенной ректором в последнем семестре обучения, запись о результатах данного экзамена вносится на странице соответствующего семестра с указанием на полях номера и даты приказа о пересдаче экзамена.

3.12. После завершения итоговых государственных испытаний и внесения всех необходимых записей зачетные книжки передаются из ГАК в деканат.

3.13. После отчисления студента из Института в связи с окончанием зачетная книжка вместе с другими, оформленными в установленном порядке документами студента передаются в архив.

4 Дубликат зачетной книжки

4.1. В случае утери, порчи и т.п. зачетной книжки на обучающегося может быть наложено дисциплинарное взыскание и выдается новая зачетная книжка (с отметкой «дубликат»). Для получения дубликата студент подает на имя ректора заявление установленного образца.

4.2. На основании личного заявления издается приказ ректора о выдаче дубликата. Дубликат выписывается сотрудником деканата.

Первая страница дубликата зачетной книжки заполняется в соответствии с разделом 2, дополненным следующими пунктами:

На верхнем поле заглавными буквами пишется «ДУБЛИКАТ».

Данные о сданных зачетах и экзаменах вносятся сотрудником деканата на основании зачетно-экзаменационных ведомостей. Записи делаются в соответствии с правилами, установленными в разделе 3 настоящей Инструкции. Решение о подписях преподавателей, не работающих в Институте на момент заполнения дубликата, принимает заведующий кафедрой

5. Перевод из других учебных заведений

5.1. Обучающемуся, зачисленному в Институт в порядке перевода из другого учебного заведения, зачетная книжка выдается в установленном порядке (раздел 2).

5.2. В зачетных книжках студентов, слушателей, зачисленных в порядке перевода из другого учебного заведения, на основании академических справок, справок об обучении установленного образца делаются записи о перезачтенных дисциплинах и практиках, как ранее изученных. На страницах соответствующих семестров записываются: наименование дисциплины, количество часов, в графе «ФИО преподавателя» делается отметка «перезачет», в графе «Экзаменационные оценки, отметки о зачете» указывается оценка, в графах «Дата сдачи экзамена, зачета» и «Подпись преподавателя» - дата и номер приказа о перезачете дисциплин. Страницы каждого курса подписываются деканом и заверяются печатью.

5.3. После зачисления лиц, имеющих среднее профессиональное образование, на программы соответствующего профиля, производится перезачет дисциплин на основании аттестации знаний, полученных в среднем профессиональном учебном заведении. Аттестация проводится в соответствии с требованиями ГОС/ФГОС высшего профессионального образования специально созданной и оформленной приказом по Институту комиссией. Результаты работы комиссии по аттестации оформляются актом, на основании которого издается приказ о перезачете дисциплин, изученных в среднем профессиональном образовательном учреждении. Приказ о перезачете должен содержать перечень и объемы аттестованных дисциплин и практик с оценкой, форму контроля знаний (экзамен или зачет) в соответствии с учебным планом по данной специальности с нормативным сроком обучения. По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины не могут быть перезачтены студенту, слушателю или из-за разницы в учебных планах обнаруживаются неизученные дисциплины (разделы дисциплин), обучающийся должен сдать их, т.е.ликвидировать академическую задолженность.

Записи о перезачтенных дисциплинах или их разделах, как ранее изученных, вносятся в зачетные книжки в порядке, изложенном во втором абзаце настоящего раздела.

6. Порядок оформления студенческого билета

Студенческий билет заполняется методистом факультета от руки шариковой (не гелевой) ручкой синего или черного цвета.


Заполнение студенческого билета осуществляется по нижеследующим правилам:


При утере либо хищении студенческого билета обучающийся пишет заявление на имя ректора.


На основании заявления методист деканата готовит приказ ректора о выдаче дубликата зачетной книжки или
студенческого билета.

Приложения, о которых мы расскажем ниже, помогут понять, насколько ваш слух соответствует норме. Если результаты далеки от оптимальных, есть смысл обратиться к врачу.

uHear

uHear определяет чувствительность слуха, а также то, насколько хорошо вы адаптируетесь к окружающему шуму. Первый тест занимает примерно пять минут, второй - не более минуты. Для каждого теста понадобятся наушники, причём в приложении можно выбрать их вид - вкладыши или накладные.

Тест определяет чувствительность каждого уха по отдельности. Это достигается за счёт воспроизведения шумов разной частоты и определения верхней и нижней границы вашего слуха.

Hörtest

Hörtest для Android работает по такому же принципу. Вам нужно нажимать кнопку каждый раз, когда вы слышите звук в наушниках. Скажу очевидную вещь, но не обманывайте себя и не нажимайте кнопку только для того, что улучшить результаты теста. Вы проходите его для себя.

Mimi Hearing Test

Mimi Hearing Technologies - это компания, которая занимается производством оборудования для глухих людей. Если у вас есть iOS-устройство, я бы рекомендовал пройти этот тест. Приложение работает по схожему с предыдущими принципу. Каждый раз, когда вы слышите звук левым или правым ухом, нужно нажать на кнопку Left или Right соответственно. Результат теста - это ваш возраст, исходя из чувствительности слуха. Если он совпадает с вашим настоящим возрастом - отлично. Если разница очень велика, то ваш слух не в норме.

Бонус

Если у вас нет устройств на iOS и Android, можете воспользоваться этим видеотестом на YouTube. Как и во всех предыдущих приложениях, наушники обязательны.

Рассказывайте, на какой отметке вы перестали слышать звуки и сколько вам лет.

Музыкальное развитие ребенка:
33 ответа на вопросы родителей

Часть 1. Как определить музыкальные способности ребенка?

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор - отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.


Вопрос 1: Как определить склонность ребенка к музыке?


Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка - насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение - он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок - интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить - возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится - петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть - здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.


Вопрос 2: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?


Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года - с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями - красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.


Вопрос 3: Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?


В этом возрасте применимы все три способа - беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке , проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку - все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы - он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете - помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком - пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа - сложная и непредсказуемая вещь! :)

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет , любит «сочинять» - компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже - сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни - в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) - можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике , любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде - петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина . У него хорошее воображение , он любит выдумывать - все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.


Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?


Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха , способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется - не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой - Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты - дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами ).


Вопрос 5: Как определить чувство ритма?


Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.


Выводы:

1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным» . Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


Продолжение следует...

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.