Где находится шереметьевский дворец. Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть. Судьба поместья после Октябрьской революции

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Фонтанный дом — одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга, практически ровесник города. Название «Фонтанный дом» еще с XVIII в. закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на обширном участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом. Архитектором главного усадебного дома стал С. И. Чевакинский. Возможно, в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. В создании интерьеров дворца и усадебных построек на протяжении нескольких веков участвовали именитейшие архитекторы разных эпох: Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др. При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве. С 1990 г. Шереметевский дворец — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. В стенах дворца создается Музей музыки, в основе которого лежит . Ныне в залах Шереметевского дворца можно увидеть предметы шереметевских коллекций, а также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX столетий, поступившие в музей за последнюю четверть века.

Контакты

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34

Справки, заявки на экскурсии и концерты: тел. 272-44-41, 272-45-24 (диспетчер, касса)

Концертно-экскурсионный отдел: тел. 272-32-73, 272-40-74

Режим работы

Экспозиции "Анфилада парадных залов дворца" (2 этаж) :

четверг-понедельник 11.00-19.00 среда 13.00-21.00

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

со среды (13.00-21.00) по воскресенье (чт, пт, сб, вс; 11.00-19.00),

Касса закрывается на час раньше

Выходные дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

  • Экспозиция "Анфилада парадных залов дворца" (2 этаж):
    взрослый - 300 руб., студенты и школьники - 100 руб., пенсионеры - 200 руб.,

Бесплатно :

  • посетителям до 18 лет третий четверг каждого месяца
  • посетителям с Картой Гостя Санкт-Петербурга , в течение срока действия карты
  • посетителям с St. Petersburg CityPass бесплатно в течение срока действия карты

Стоимость билетов с экскурсионным обслуживанием:

  • Для одиночныхпосетителей: - 400 руб.
  • Для групп: от 2500 до 5000 руб. на группу, входные билеты оплачиваются дополнительно

Аудиогид по экспозиции «Открытые фонды» - 50 руб.

Постановочная фотосессия в интерьерах дворца (юбилей, свадьба) 1 час - 5000 руб. запись по тел. 272-44-41 или 272-45-24

Предыдущая фотография Следующая фотография

Шереметевский дворец - Музей музыки, также именуемый «Фонтанный дом» по месту своего расположения на территории бывшей усадьбы графов Шереметевых «Фонтанный дом». Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку, собрание церковной утвари и икон.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI-XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы 19 - 20 столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга 18 - начала 20 веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Полезная информация

Режим работы: четверг-понедельник 11.00-19.00, среда 13.00-21.00, касса закрывается на час раньше, выходные: вторник и последняя среда месяца.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 34

*** ДЗН («Дом чудес»). Дом занимательной науки.

/Продолжение/.

* Экспонаты.

(Успенский: Первое время экскурсии проводили сами авторы экспонатов. И лишь после того как форма рассказа оттачивалась окончательно, её перенимали рядовые экскурсоводы).

(Успенский: ... Камский предупреждает меня: из кассы ему сообщили, что в Дом пришёл профессор ЛГУ, известный физик. Точнее, его привёл внук, уже побывавший у нас со школьной экскурсией. Внук настроен восторженно, дедушка - скептически. И вот Камский просит "посадить профессора несколько раз в лужу").

Чудеса начинались уже в фойе: на льду стояла бутылка с кипящей водой (сосуд Дьюара), а ложка в стакане с чаем растворялась раньше сахара.

(Мишкевич (1986): «оперельманенная» посуда. ... ложечка сделана из сплава Вуда, тающего при 68 градусах).

(Яковлев: ... Вот, например, небольшой ящик. За стеклом на брусьях безустали раскачивается паяц. ... Неожиданно он останавливается. Следуя указанию надписи, вы ставите ящик вверх ногами, и паяц снова на несколько минут оживляется. ... Поверните ящик, поглядите на него сзади - и всё станет ясно. Там за стеклом обыкновенные песочные часы...).

(Мишкевич (1986): ... старинная индийская геометрическая задача:

Над озером тихим, с полфута над водой.

Высился лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону, - и уж нет

Цветка над водой.

Его нашла рыбака рука

В двух футах от места, где рос.

Сколь озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос...

... «Кто еще из ученых излагал задачи в стихах?» (Оказывается, к «поэзо-задачам» прибегали Лукреций, Шекспир, греческий геометр Арат, итальянские ученые Александр Галлус и Александр де Вилла Дей, М.В. Ломоносов, Омар Хайям, русский педагог Е.Д. Войтяховский и другие)).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 58

(Мишкевич (1986): На полу лежали расчерченные в клетку квадратные листы картона. Школьники с завидным упорством бросали на них короткие иголки, совершая эту процедуру десятки раз. Потом подсчитывали количество пересечений иголок с линиями на картоне и делили на него число бросков, получая в частном число «пи»).

(Мишкевич (1986): Потолком зала был «миллионник» - тот самый, из павильона занимательной науки).

На потолке «цифирной палаты» было изображено множество светящихся кружков. Делая попытку подсчитать их, экскурсанты могли получить наглядное представление о числе - миллион.

(Мишкевич (1986): ... По его /Перельмана/ совету заказали обои - синие в золотистый горошек. В заказе говорилось: обоями нужно оклеить 250 квадратных метров поверхности потолка. На каждом квадратном метре должно быть ровно 4 000 горошин. Отпечатать на фабрике с помощью клише нужное количество обоев не составило труда.

Так был осуществлен необычный замысел Перельмана - показать воочию, что такое один миллион.

Большая часть посетителей сравнивала множество желтых кружочков на темно-синем фоне потолка с «бесчисленным множеством» звезд на небе. Чтобы поразить воображение людей, вступавших в павильон, подлинное число видимых простым глазом звезд на одном полушарии неба обвели белой окружностью. Еженощно над головами мы видим всего лишь около 2 500 звезд до 6-й величины включительно. Такое же число кружочков - одна четырехсотая часть их общего количества на потолке - и выделяла обрисованная на нем окружность).

(По Успенскому: Позже, когда на Фонтанке, 34 открылся Дом занимательной науки, миллион превратился в аппарат, ручку которого могли крутить все желающие. Прибор был сделан так, что до финиша удалось бы добраться лишь за 35 дней неустанной работы).

(Мишкевич (1973): Это был один из самых "коварных" экспонатов во всем ДЗН... Его назначение - внушить посетителям глубочайшее и трепетное уважение к числу "миллион". На арочной стойке было закреnлено 6 циферблатов, шестеренки которых подобраны так, что получалея своеобразный редуктор с передаточным отношением 1 000 000: 1. Иными словами, чтобы стрелка на крайнем правом циферблате совершила один полный оборот, крайнюю левую шестеренку необходимо было повернуть миллион раз. Перед экспонатом лежала ехидная этикетка (ее сочинил директор ДЗН В. А. Камский): "Если у вас есть немного свободного времени, можете вертеть рукоятку. Пока вы совершите всего-навсего один миллион поворотов, пройдет каких-нибудь сорок суток. Предупреждаем: сорок суток взяты из расчета, что вы будете вертеть рукоятку безостановочно днем и ночью, без перерывов на еду, отдых и сон. Желаем успеха!")

На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». На двери своего кабинета Перельман вывесил объявление: «По вопросам «вечных двигателей» просьба не обращаться».

Предлагалось заочно пройти пешеходным маршрутом, не пересекая дважды один и тот же из 17 мостов, соединяющих острова Ленинграда (всего тогда в Ленинграде было около 300 мостов) (Мишкевич (1986): ... к 1 января 1984 года их было 310).

В звездолёте, выполненном по эскизу К.Э. Циолковского, можно было отправиться в воображаемое путешествие за пределы Земли.

(Мишкевич (1986): ... двухметровая модель звездолета, сделанная по собственноручному эскизу К.Э. Циолковского, присланному по просьбе Перельмана. В звездолет можно было войти. На пульте управления светились приборы...)

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 44

//Аванзал Танцевального (Белого) зала//.

(Мишкевич (1968): С потолка свешивался огромный вращающийся шар, освещённый лучом прожектора, словно Солнцем. Такой видится Земля из мирового пространства, примерно с высоты 45-47 тысяч километров. Стрелки над шаром показывали время на шести меридианах. Отойдя от шара на некоторое расстояние, можно было наблюдать смену дня и ночи, восходы и закаты...)

(Пинхенсон: Макет Земли расположен северным полюсом вниз... относительность понятий "верх" и "низ" в мировом пространстве).

(У Успенского: ... вместо московского оптически совершенного купола в круглом зале отдела астрономии под потолком появилось воситину цельнофанерное небо, усыпанное если не бесчисленными, то весьма многочисленными проколами. Свет скрытых за фанерой ламп зажигал наши звёзды. Небосвод был укреплён на солидной оси и вращался мотором. Когда мотор пускали в ход, тотчас раздавался "тяжкий грохот". И хотя вдобавок свет проникал между потолком и бордюром, реакция ленинградцев была ничуть не слабее, чем реакция москвичей).

(Мишкевич (1968): ... отдел астрономии. Экскурсии здесь проводились почти в полной темноте. Это, во-первых, давало возможность освещать поочерёдно экспонат за экспонатом, концентрируя на них внимание и не раскрывая сразу всех "секретов" экспозиции, а во-вторых, дисциплинировало экскурсантов - все разговоры умолкали... экскурсанты сразу же попадали в "тенета перельмановщины").

(Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

В летнее время деятельность ДЗН проходила и в саду при Доме. На снимке (сделан 17 сентября 1939 г.): экскурсовод Л. Никитин и ученики 8-го класса 7-й средней школы Смольнинекого района Н. Д ушин (слева) и В. Благовестов у 130-миллиметрового телескопа-рефрактора).

(Успенский: /Сергей Иванович Вавилов/. Заглянув к нам однажды, он сразу же стал высоким покровителем и горячим энтузиастом ДЗН. Он мобилизовал нам на помощь весь свой Оптический институт. В результате у нас появился отдел "Свет и цвет", поражавший не только непосвящённых, но и специалистов других отраслей наук).

(Мишкевич (1968): ... На столе "пламенный экспонат". Струя воздуха, вытекая из воронки, почему-то была не в состоянии погасить свечу. Но вот воронку убирают и на её место ставят... обыкновенный кирпич. Открыт кран, и струя воздуха, проходя сквозь толщу кирпича, легко задувает свечку.

В разных концах зала /физики/ стояли два громадных параболических зеркала. Скажешь перед одним из них шепотом фразу, а у другого она прозвучит раскатисто и громко. Или зажжёшь у одного спичку - у другого можно прикуривать...).

/Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

//Танцевальный (Белый) зал. Где-то через 2 помещения от него располагалась 2-я по времени комната Ахматовой. Физика и лирика//.

В этой аэродинамической трубе, стоявшей в зале физики, продувались модели самолетов, автомобилей, кораблей, вагонов, тел с различным nоnеречным сечением. Скорость воздушного потока в рабочем пространстве трубы превышала 30 метров в секунду. Эксперименты выясняли не только наличие сопротивления движению тел, но и позволяли измерить его силу, показывали технические преимущества каплеобразных, "зализанных" форм/.

(Мишкевич (1986): Рядом стояла другая машина, позволявшая получать восходящий поток воздуха, вертикальную струю. Это была «катапульта Гроховского». В поток вводили деревянную куклу с парашютом, она мгновенно взмывала к потолку и висела там, поддерживаемая восходящим воздушным потоком.

На столе стояла стеклянная ступка с хорошо пригнанным пестиком-поршнем. В ступку наливали воду, и экскурсовод приглашал: «Попробуйте толочь воду в ступе». Однако толочь ее вопреки известной поговорке никому не удавалось. Текст под ступой гласил: «Итак, вы сами имели возможность убедиться в практической несжимаемости воды»).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 59

(Мишкевич (1986): ... «Ревущий медвежонок» (плюшевый Мишка с железным стержнем внутри начинал «реветь», как только его подносили к трансформатору; ревел, разумеется, не медвежонок, а трансформатор, демонстрировавший проявление токов Фуко)).

(Мишкевич (1986): Особенное впечатление производил экспонат, предоставленный Дому директором Института токов высокой частоты профессором В.П. Вологдиным. Назывался он так: «Волшебная сковородка». Отталкиваемая мощным электромагнитом, в воздухе парила над плиткой обыкновенная железная сковорода. Экскурсовод осторожно трогал ее рукой, показывая, что она холодная, затем клал па нее кусочек масла, разбивал два яйца. Через несколько секунд на сковородке, разогретой токами высокой частоты (их генератором была плитка), шипела и пузырилась отменная глазунья).

(Успенский: Одно время наибольший восторг вызывали небольшие диорамы, изображавшие, что происходит в момент ленинградского полдня на других меридианах Земли. Потом внимание и любовью публики овладел тайно фосфоресцирующий белый экран, на котором удивлённый посетитель мог оставить свою тень: он отходил, а его профиль или очертание руки оставалось... Потом слава перешла к большой, тоже написанной фосфорересцирующими красками картине. В зависимости от того, лучом какого цвета она освещалась, на ней выступали два совершенно непохожих изображения).

Восторг посетителей вызывала большая книга отзывов о ДЗН, которая сама открывалась и закрывалась.

(Успенский: ... книга отзывов и предложений сама с помощью фотоэлементов открывалась, как только к ней приближался человек).

Русское барокко: ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ФОНТАННЫЙ ДВОРЕЦ


Шереметьевский дворец, известный также благодаря Анне Ахматовой как Фонтанный дом - уникальный архитектурный памятник усадебного типа, выполненный в стиле раннего барокко.

Бывшая усадьба графов Шереметевых - уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Летом 1712 года по приказу Петра велось межевание окрестных земель. Пётр I, стремясь как можно скорее освоить прилегающие к городу земли, щедро раздавал их своим приближённым. Б.П. Шереметев получил от Петра I в подарок к свадьбе участок земли «вниз по реке… мерою по поперечнику 75 сажен, длиннику от реки Ерик 50 сажен».

У Бориса Петровича не было времени и возможности самому наблюдать за строительством своего дома - он возводился под надзором управляющих. Основное время Шереметева занимала военная служба. Он вписал немало славных страниц в историю Северной войны. Пётр пожаловал своего полководца первым в русской армии чином фельдмаршала. Кроме того, Шереметев был награждён орденом Андрея Первозванного и портретом государя, осыпанным бриллиантами. В 1717 году Борис Петрович скончался и все имения перешли к его старшему сыну Петру.

В 1743 году Пётр Борисович женился на дочери канцлера А.М. Черкасского - княжне Варваре Алексеевне. Этот союз привел к объединению двух крупнейших состояний и сделала Шереметева одним из самых богатых людей России. В Петербурге ходили легенды о сказочном богатстве этого рода. Рассказывали, что однажды к графу в его дворец на Фонтанке неожиданно явилась императрица Елизавета Петровна. Её свита состояла из 15 человек. Но это не повергло хозяев дворца ни в панику, ни в смущение. К обеду, который тут же был предложен государыне, даже ничего не пришлось добавлять.

Пётр Шереметев был известен как коллекционер, приобретавший редкие минералы и другие раритеты для собственной кунсткамеры. Он многое сделал для воспитания собственных, российских, талантов. Меценат и рачительный хозяин, Шереметев организовал в своих вотчинах школы для обучения крепостных «наукам, которые по дому нужны». Вступив в права наследства, Пётр Борисович сначала не проявлял большого интереса к загородному имению на Фонтанке. Желание заново перестроить дом возникло, вероятно, в связи с начавшимся неподалёку строительством Летнего дворца Елизаветы.

В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль.

Строительство завершилось в 1750 году, а уже на следующий год в домовой церкви святой великомученицы Варвары крестили сына Петра Борисовича Шереметева - Николая. Николай Петрович войдёт в историю отечественной культуры как создатель одного из лучших театров в России. И это с ним будет связана пронзительная история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Новый дом представлял собой двухэтажное здание с мезонином, состоящее из трёх частей: центрального корпуса, выступающего к Фонтанке, и двух флигелей. Эта композиция Шереметевского дворца сохранилась до наших дней.

Парадная анфилада дворца состояла из восьми комнат с окнами, выходящими в сад. Со стороны Фонтанки, к северу от парадной лестницы, находилась «Прихожая зелёная комната» (Зелёная комната или «Первый нумер»). Следующая за ней называлась «Вторым нумером». Большая угловая комната с девятью окнами в середине XVIII века именовалась галереей. Комнату, расположенную в противоположном конце центрального корпуса, называли Наугольной. Она, как и галерея, действительно расположена «на углу» дома. Возле неё находилась малиновая комната.

В северном флигеле был танцевальный зал, названный впоследствии Старой залой, столовая, буфетная и бильярдная.

Домовая церковь неизменно оставалась в южном флигеле. Позднее в примыкавших к ней помещениях находились личные апартаменты владельцев Фонтанного дома. Комнаты для детей, вероятно, располагались в мезонине. Первый этаж в основном занимала прислуга. Там же находились кунсткамера и ригскамора (комната для хранения оружия).

Оформление апартаментов отвечало вкусам елизаветинской эпохи. Цветные узоры наборных паркетов, пышное убранство стен и потолков. Комнаты обильно украшала золочёная резьба, широко применялись привозные декоративные ткани. Стены прихожей были отделаны расписными панно, выполненными на коже.Зала была оформлена деревянными панелями с орнаментальной росписью. В ней и нескольких других помещениях имелись живописные плафоны, написанные по эскизам художника Ле Грена. Убранство так называемой плиточной комнаты тяготело к более ранней традиции петровского времени. Она напоминала декорированные голландскими изразцами комнаты, сохранившиеся, например, в Меншиковском и Летнем дворцах.

Первые изменения в отделке парадных покоев Фонтанного дома произошли уже в конце 1750-х годов. В 1760-х годах окончательно сложилась композиция всей усадебной застройки. Тогда же за главным домом создаётся регулярный сад. Вплоть до конца XVIII века в саду постоянно велись работы по устройству аллей и боскетов. Их украсили мраморные статуи итальянских мастеров. Были устроены фонтаны. Завершается строительство и отделка грота. В дальнейшем возводятся новая китайская беседка и павильон Эрмитаж. Так сад Фонтанного дома постепенно украшался всеми традиционными «затеями» XVIII века.

В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко.

Гостиная во дворце Шереметевых на Фонтанке

В 1767 году, после смерти жены и старшей дочери, Шереметев оставляет столицу и поселяется в Москве. Намереваясь осенью 1770 года посетить Санкт-Петербург, он затеял новые перестройки в доме. В частности, на другое место переместили Кунсткамеру, новое помещение оклеили входившими в моду бумажными обоями. Тогда же изменилось декоративное убранство почти всех парадных комнат. Существенные перемены в отделке парадных комнат происходили и в 1780-х годах.

Уже после смерти Шереметева усадьбу сдавали в аренду.

Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых.

Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.

Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах.

В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.


Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

Сергей Дмитриевич и Александр Дмитриевич Шереметевы

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.



В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.


В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.


В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.


После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части.



Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале ХХ века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.


При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.


Архитектор постройки - С.Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б.Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С.Аргунов, И.Д.Старов, А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И.Д.Корсини, Н.Л.Бенуа, А.К.Серебряков и др. До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых



При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений.

Собрание, универсальное по характру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д.

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых.

Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома).


Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ


Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).


Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер.

При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Красная гостиная в Шереметевском дворце на Фонтанке.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

https://history.wikireading.ru/
http://www.museum.ru/M102

http://www.aquauna.ru/modules/sights/

http://www.citywalls.ru/house16.html
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Fountain_House_(Fontanka_Embankment_34)

Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Дюди и события. — М.: Центрполиграф, 2009—443 с.

Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ». 2012—304