Драконы в мировой истории. Мифы и легенды о драконах

Дракон (греч. δράκων) - собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово "дракон" используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб.

Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези, а также используется в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии. Изучение драконов называется драконологией.

Мифологический дракон

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две). Слово "змий" встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово "дракон" заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово "дракон" к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова "змей", "дракон" и "Дьявол" используются как синонимы). В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и "змий", и "дракон". В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова "дракон" русским "змий". Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит "dragon". В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как "змий".

В XIX веке "змия" переименовали в "дракона", вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов "дракон" и "змий" показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, - к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, - к Северной и Южной Америке и Австралии.
Корни образа.

Добрыня Никитич и поверженный им змей

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Распространение

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение дракона

Уроборос. Змей, проглатывающий собственный хвост
Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом - это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант - змееобразный патрон инициации.

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини, однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию.

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть "убита" как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает "убийство" невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии.

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева).

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин).

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни).

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека.

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе - летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Применение образа в современной культуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон. А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность - дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае.

В Великобритании в Уэльсе планируется построить 40-метровую смотровую башню со статуей дракона высотой 25 метров. Дракон олицетворяет валлийскую мифологию, сможет поспорить со Статуей Свободы в Нью-Йорке и Христом-Искупителем в Рио-де-Жанейро.

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка - также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году.

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое "яйцо познания", вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы - это дьявол и дьяволица.

Дракон в западной мифологии

"Битва святого Георгия с драконом"
(Паоло Уччелло (Paolo Uccello), ок. 1456 года)
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч.

В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка.

В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры.

Змиулан является царём змей, имеет крылья, как и змии.

Дракон в восточной мифологии

Драконы Китая

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

1.) Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.

2.) Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.

3.) Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.

4.) Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Драконы Тибета

Тибетский дракон - один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение "свирепый дракон" характерно для тибетских храмов, например, для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для "интронизации" одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: "Кьи... Лха Дже Ло... Кьи... Лха Дже Ло...". Это старинный клич, означающий: "Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!"

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, "пьяны от счастья" и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона - обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: "Сем че там че ла га мо сид мо йонгое".

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Драконы Кореи

Корейский дракон (кор. 용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.

Корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать "Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи".

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой. Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап "драконью державу", известную под именем Юйиджу (кор. 여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Юйиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Юйиджу.

Драконы Вьетнама

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель - дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов.

Драконы Японии

Японский дракон (яп. 竜?, рю:, тацу) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇?). По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).
Дракон в мифологиях Древней Америки

Драконы Мексики

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля.

Драконы Анд

В Андах дракон - Амару (кечуа Amaru) - летающий змей, посредник между Верхним (Ханак Пача), Средним (Кай Пача) и Нижним (Уку Пача) мирами, покровитель шаманских путешествий.
Дракон в геральдике

Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей. В частности, он изображён на флаге Уэльса.

Образ дракона в биологии

Среди научных (латинских) и русских названий живых организмов встречается немало названий, имеющих отношение к латинскому слову draco, русскому "дракон" или к производным от них. В зоологии такие названия носят несколько таксонов пресмыкающихся и рыб, в ботанике - несколько таксонов и нетаксономических групп цветковых растений, отличающихся необычностью своего внешнего вида или плодов.

Дракон в различных учениях

В астрологии точки, соотносящие орбиту Луны с орбитой Земли вокруг Солнца, или Северный и Южный Лунные узлы, называются Голова Дракона (лат. Caput Draconis) и Хвост Дракона (лат. Cauda Draconis) соответственно. Первый символизирует вдох и положительные влияния, а второй - выдох и отрицательные.

В алхимии дракон - это вещество, металл и физическое тело, а его сестра - дух, металлическая ртуть и душа. Дракон с хвостом во рту - символ бесконечного - означает символ духовной работы алхимиков. Крылатый дракон является существом женского пола, а бескрылый - мужского.

Легенды о драконах — самые распространенные на нашей планете сказания о монстрах. Жутковатая чудовищная рептилия нашла свое место в фольклоре почти всех народов мира. Вместе с тем, судя по некоторым литературным и музыкальным произведениям, это существо воспринималось скорее как настоящий монстр, нежели как персонаж мифов.

Эдвард Топселл в своей «Истории пресмыкающихся» (1608) сообщил: «Среди всех видов рептилий нет ни одного сопоставимого с драконом либо такого, который может предоставить достаточно полный исторический материал для раскрытия сущности и природы этого животного».

Когда вы анализируете «правдивые истории» о драконах в фольклоре или письменных памятниках некоторых культур, то сразу же возникают вопросы: почему драконы везде так похожи? Действительно ли драконы летали над землей и пожирали несчастных сельских жителей, при этом требуя в жертву молоденьких девушек и вселяя ужас в каждое сердце? И правда ли, что никто, кроме смелого рыцаря, не мог их остановить?

Кто из нас не видел икону, где святой Георгий Победоносец убивает дракона? И с другой стороны, какой ребенок не читал сказок о ленивых и добрых, нежных и робких драконах?

В каждом мифе есть частичка правды и реальности. Многие серьезные ученые придерживаются теории, по которой небольшое количество динозавров могло дожить до эры человека. Возьмите любую книгу о динозаврах — и вы увидите, что, к примеру, королевский тираннозавр мог бы стать отличным драконом в какой-нибудь легенде. Такая огромная рептилия, тяжело ступающая по окраинам ранней Европы, конечно, могла бы соответствовать даже самым впечатляющим описаниям драконов.

Сегодня никто не говорит, что динозавров было очень много. Но и горсточка этих доисторических рептилий, которые обитали в глухих озерах и поросших лесом долинах, не смогла бы оставаться незамеченной даже в малонаселенной Европе 1500-х годов до н. э. Встреча всего лишь с одним из этих «монстров» породила бы легенды и предания на долгие века.

Следующая теория, возможно, больше заинтересует обычного читателя: дело в том, что древние историки часто описывали огромных змей, похожих на питона, которые в длину достигали более 15 метров. Множество историй о драконах, дошедших до нас из средневековья, рассказывают о том, как эти твари обвивают свою жертву и медленно раздавливают ее, что в полной мере соответствует поведению питона или удава.

Но все эти теории не объясняют, почему дракон может передвигаться на четырех конечностях.

Некоторые виды гигантских ящериц, наверное, подошли бы под описание дракона и удовлетворили бы многих теоретиков. Одна из них известна как комодский варан, длина которого часто превышает 3,5 метра, но обитает он в Восточной Индии.

Святому Георгию Победоносцу и другим убийцам драконов потребовалось бы немало времени — с точки зрения западной истории — для рискованного путешествия в тропики. Наверное, сама битва с драконом была бы гораздо меньшим испытанием, чем подобный поход.

Если в Европе все-таки существовал такой вид ящерицы (предположительно несколько миллионов лет назад), который дожил до появления человека, это и была бы разгадка тайны происхождения мифов о драконах.

Третья теория — и очень правдоподобная — предполагает, что средневековый любитель приключений случайно обнаружил пещеру, заполненную костями гигантского пещерного медведя, и ошибочно принял их за останки скелета дракона. Бывало, что даже рабочие, которые копали котлованы при строительстве церквей, находили окаменелые кости динозавров.

Ученые мужи только в XIX веке поняли, что зачастую возраст ископаемых останков исчисляется миллионами лет (до этого полагали, что найденные скелеты принадлежат каким-то гигантским животным, которые вымерли совсем недавно).

Если бы в то время, когда в Европе легенды о драконах были на пике популярности, в земле или в пещере нашли останки ископаемого, существование сказочных чудовищ наверняка было бы доказано.

Теперь попробуем самостоятельно развить теорию, по которой крестьяне, копая колодец, нашли в земле кости мамонта. Землекопы моментально сделали вывод, что это могила дракона. Ну а там, где есть останки одного, вполне может быть и другой, живой дракон! Жители деревеньки, должно быть, мучились вопросом: как же избавиться от огромного зверя — чтобы он не прилетел и не сожрал их всех до одного? Нужна жертва! Священник сказал, что на дракона это не действует, зато может умилостивить древних богов!

Крестьяне выбрали юную красавицу, повели ее в темный лес и привязали к дереву, надеясь таким образом задобрить дракона. Трудно вообразить себе весь тот ужас, который испытала девушка, когда ночью на нее набросились волки или медведи... На следующий день самые смелые деревенские мужики отправились в лес. Так оно и есть! Дракон прилетел и сожрал девицу!

Прошел месяц — оказалось, жертва «сработала»: в деревне чудище не появлялось, на местных не охотилось. Значит, девичья плоть умиротворила его. Если они продолжат время от времени приносить жертву, пусть даже теленком или козленком, дракон оставит их в покое.

Вполне возможно, что в Европе такие кости — будь то мамонт, суматранский носорог или гигантский пещерный медведь — не считались чем-то необычным. Бивни мамонта очень часто встречаются в средневековых рецептах эликсира любви. На рыночной площади австрийского города Клагенфурта возвышается статуя великана, убивающего дракона; голова этого чудища, по всей видимости, лепилась по форме черепа суматранского носорога.

Доказательством такой связи является тот факт, что в старинных рукописях упоминается «череп дракона», найденный в Клагенфурте в XVI веке. Все эти долгие годы череп находится под охраной городского управления, и сегодня его вполне можно идентифицировать как скелет головы носорога ледникового периода.

Боди Ходж

В книге Иов Бог говорит о бегемоте и огнедышащем левиафане (Иов 40:15–24; 41:1–34 ). В современном мире подобных животных не существует. Возможно ли, что речь идет о динозаврах и других рептилиеподобных морских и наземных существах?

Постоянно появляются в исторических записях многих культур и народов мира. Изображения этих существ мы также находим в живописи и изделиях из глины. Сходства в рассказах и рисунках указывают на то, что они основываются на фактических описаниях этих животных. Речь идет о динозаврах и других рептилиях, сотворенных Богом на пятый и шестой дни недели Сотворения (Бытие 1:20–25 ), которые пережили Потоп в Ноевом ковчеге (Бытие 6:19 ).

Мы не видим сегодня динозавров по тем же причинам, по которым вымерли многие другие животные: изменения климата, трудности с питанием, истребление людьми. Посмотрим правде в глаза: большинство легенд заканчиваются гибелью драконов, но память о них продолжает жить.

Легенды о драконах, Австралия

На крайнем севере Квинсленда австралийские аборигены из племени Куку Яланжи обнаружили и зарисовали монстра, обитающего в море и озерах. Это существо было удивительно похоже на плезиозавра.

Легенды о драконах, Вавилон

Ранней цивилизации, образовавшейся после Потопа. Известные ворота под названием Иштар были построены царем Навуходоносором II, могущественным правителем во время Вавилонского пленения Израиля. На этих воротах изображено пресмыкающееся животное с четырьмя лапами, которое так же как и динозавры стоит на задних лапах.

Легенды о драконах, Китай

Хорошо известные по всему миру китайские драконы присутствуют даже в китайском двенадцатилетнем календаре. Одиннадцать животных из этого календаря мы встречаем в современном мире (собака, крыса, обезьяна и т.д.), так почему же мы должны думать, что двенадцатое животное (дракон) мифическое? В книге «Путешествия Марко Поло» описываются высокие и длинные «драконы», у которых были короткие лапы и когти. По словам Поло, китайцы использовали специальные методы убиения этих драконов. Некоторые части тела этих животных они применяли в медицинских целях, а другие ели в качестве деликатеса.

Легенды о драконах, Египет

Древнегреческий писатель Геродот, записал в своих произведениях: «Мне сказали, что у города Бута, в Аравии, находится место, где существуют летучие змеи. Оттого я пошел туда и увидел множество кучек костей. Здесь горы ограничивают долину, сообщенную с обширною равниною на стороне к Египту. Говорят, что эти змеи улетают весною из Аравии, но встречают, при выходе из ущелья, птицу ибиса, которая убивает их и потому очень почитается у египтян. Летучая змея походит на водяную; её крылья не имеют перьев, как и у летучей мыши».

Легенды о драконах, Англия

Немалый интерес представляет гравировка на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла. Выгравированные на надгробии украшения содержат изображения животных, напоминающих некоторых видов динозавров, как например, длинношеего зауропода или рогатого цератопса.

Легенды о драконах, Северная Африка

Римский историк Кассий Дион описывает, как однажды римская армия убила дракона. Оригинальный отрывок из его утерянной Книги 11 под названием «Римская история» переписал преподобный Иоанн Дамасский (ок. 676–749 гг.) в своем произведении «О драконах и приведениях». Вот что он пишет: «Однажды, когда римский консул Регул воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом римского войска; римляне по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали ее в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу сената, то она оказалась ста двадцать футов в длину; подобающей длине была и толщина».

Легенды о драконах, Швеция

В англосаксонской эпической поэме под названием Беовульф рассказывается о трех сражениях Беовульфа, короля гаутов (Готенбург, современная Швеция), с необычными существами. Последнего дракона, с которым ему довелось встретиться, он описал как «огнедышащий летающий змей, который живет под землей и выходит иногда на поверхность» . Беовульфу удалось победить и это чудовище, но от полученных в схватке ран он умер.

Легенды о драконах, Перу

Перу хорошо известна своими изображениями драконоподобных существ и других артефактах. К примеру, в Национальном музее Перу представлен глиняный кусочек, на котором изображен напоминающий дракона динозавр. Эта глина относится к периоду процветания культуры Моче (400–1100 гг.).

Штат Юта (США)

На некоторых петроглифах (наскальные рисунки) изображены летающие или наземные драконы. В пиктограмме на скале в Сан-Рафаэль-Свелле изображены существа, напоминающие птеранодона или птеродактиля. Животное на одном из наскальных рисунков в парке «Natural Bridges National Monument» очень похоже на динозавра-завропода.

Из всех мифов и сказок о легендарных существах истории о драконах, обладающих невероятным могуществом и внушающих страх и благоговение, являются, пожалуй, самыми распространенными во всем мире. Удивительно то, что очень похожие между собой образы этих змееподобных крылатых созданий присутствуют в разных культурах, не имевших друг с другом никакого исторического соприкосновения.

В современном мире драконы невероятно популярны в книгах жанра фэнтези, в анимационных и художественных фильмах, в изобразительном искусстве и компьютерных и играх.

Европейские крылатые создания, изрыгавшие пламя и обладавшие ядовитым дыханием, чаще всего ассоциировались со злом, как, например, в англосаксонской эпической поэме «Беовульф» или в русских народных сказках о Змее Горыныче. В христианской иконографии легендарное чудовище символизировало темные силы. Но были и добрые исключения в виде красного валлийского дракона, который красуется на флаге Уэльса и является официальным символом страны. Дабы увековечить славную легенду, в городе Рексхэме местные жители собираются возвести башню высотой 42 метра, увенчанную огромным красным драконом, которого будет видно за многие километры. В здании планируется открыть кафе, рестораны, художественную галерею, центр по изучению языков и смотровую площадку на крыше.

В отличие от большинства европейских драконов, похищавших принцесс и сжигавших целые селения, в Азии и странах Южной и Центральной Америки эти существа пользовались почетом и уважением как повелители сил природы, обладающие магическими способностями. Кетцалькоатль - помесь птицы и змея - в ацтекской мифологии был символом древней мудрости и одним из главных богов пантеона.

У индейцев майя аналогичное божество называлось Кукулькан и изображалось с человеческой головой. В Корее драконы приносили на землю дождь, покровительствовали рекам и рисовым полям, а во Вьетнаме символизировали нравственную добродетель. Начало поклонения китайцев драконам уходит в далекое прошлое.

Традиционно крылатое создание являлось божеством дождя и плодородия, ассоциируясь со стихией воды. Древние правители Поднебесной почитали дракона как символ имперской власти. В честь мифического животного в стране устраивается ежегодный праздник драконьих лодок, а танец дракона - очень красивая традиция и важный ритуал празднования китайского Нового года, который является одним из главных и самых продолжительных торжеств в стране. А во всем мире обожают изучать китайский гороскоп, соответствующий 12-летнему циклу, где каждым годом управляет определенное животное. По китайской легенде, Будда позвал к себе на праздник всех животных, пожелавших прийти добровольно. И явилась дюжина зверей, которым он подарил по году правления. Дракон, подоспевший пятым, был единственным из всех мифическим созданием.

Традиционно, готовясь к встрече Нового года, мы заранее знаем, кто из представителей китайского календаря будет сопутствовать нашим деяниям, и с интересом читаем гороскопы. В магазинах появляется масса красочных календарей, плюшевых игрушек и самых разнообразных фигурок, изображающих животное, соответствующее последующим 12 месяцам. Гороскопы утверждают, что Дракон — это благоприятный знак, приносящий удачу, успех и благополучие.

Драконы и легенды
Мы с вами уже встретили Новый Год 1 января, а теперь, 23.01.12, Новый Год наступил и по восточному календарю. И это, как известно, Год Дракона .
Дракон - единственный мифический персонаж среди 12 животных - покровителей года в восточном календаре. Но написано и рассказано о нем очень много - и мифы, и легенды, и сказки, и множество романов… Даже наука такая возникла - драконология…
Китайцы устраивают свой Новогодний праздник с красочными фонарями, с карнавальным шествием. И в каждом году, а в этом тем более, одно из главных шествий дня - Танец с Драконом.

А мы постараемся здесь вспомнить самые известные рассказы и легенды о драконах…

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье.


Основные породы китайского дракона следующие:

В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка .

В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре , а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии .

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона).
Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в озере жил змей, нападавший на людей.
Ему отдавали на съедение красивых девушек, и вот, дошла очередь до царевны.
Картина Паоло Учелло


Увидев плачущую царевну, Георгий спросил о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами.
…………………
Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎ (чит. ливьята́н) «скрученный, свитый») — чудовищный морской змей , упоминаемый в Ветхом Завете , иногда отождествляемый с сатаной , в современном иврите — кит .
Некоторые креационисты считают, что описание левиафана соответствует описанию плезиозавра или другой крупной рептилии.

Западные драконы

Их много, и у каждого своя история.
Широко распространены рассказы о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Также часто в мифах и сказках мы видим сражения героев и рыцарей с драконом.

Самые известные драконы и драконоборцы

Дракон Фафнир - в скандинавской мифологии один из двух братьев-карликов, Фафнир принял образ дракона и стал хранителем золота (волшебное кольцо Нибелунга), которому было суждено нести гибель тому, кто им владеет. Убит Сигурдом (Зигфридом).


(Зигфрид или Сигурд — один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса , герой «Песни о Нибелунгах» .)
Убив дракона, Зигфрид съедает его сердце, и тогда ему становится понятен язык птиц и зверей. А выкупавшись в крови дракона, Зигфрид покрылся панцирем и стал неуязвимым.

Тристан и Изольда

Битва Тристана с драконом
Поселился в ирландской земле змей, который опустошал и разорял всю страну. Король объявил награду тому, кто убьет дракона.

И Тантрис (имя, под которым скрывался Тристан) отправился навстречу змею.

Когда змей, разинув пасть, бросился на него, Тантрис, всадил меч прямо ему в глотку и разрубил пополам сердце. Тут змей издох, а Тантрис отрезал у него язык, но тут же упал отравленный ядом драконьего языка.
Сенешаль короля наткнулся на мертвого змея, отрезал ему голову и решил, выдать себя за победителя.

Но Изольда и королева нашли Тристана и вылечили его. И когда сенешаль сообщил королю, что он убил дракона, Тантрис сказал:
— Взгляните, сир, не вырезан ли язык из пасти змея?
И Тантрис достал язык, приложил его туда, откуда он был отрезан. Сенешаль был опозорен, а Тантрис удостоился почестей и похвал.

Сражались с драконом и такие известные рыцари, как Беовульф, Ланселот и другие, но об этом в другой раз.

О драконах мы вспоминаем не только в сказках и мифах.
Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези , а также используется в фэншуй , в гороскопах (год Дракона) и астрономии .

На ночном небе сверкает созвездие Дракона.
Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей . В частности, он изображён на флаге Уэльса .

В алхимии дракон — это вещество, металл и физическое тело, а его сестра — дух, металлическая ртуть и душа. Дракон с хвостом во рту — символ бесконечного — означает символ духовной работы алхимиков.

Драконы в современной литературе.
Сейчас идёт драконий бум в фантастическом жанре.
В фантастической и сказочной литературе, в особенности в фэнтези , драконы стали постоянными фигурантами приключений героев.
Драконы из книг фэнтези — это фантастические существа, которые часто отличаются от мифологических. Такой дракон не только выдыхает пламя и способен летать. Часто драконы наделяются магией, большой мудростью или коварством. Иногда в романах-фэнтези дракон может принимать облик человека.

Дракон очень популярен и как изображение на теле (татуировка). Еще Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. У Николая Второго также была японская татуировка дракона.
……….
Много, очень много написано о драконах, в один пост все не вместить, поэтому будут еще посты на драконью тему.
А сегодня закончу рассказ красивой и трогательной легендой.

По восточному календарю наступает год Дракона. Существует интересная легенда, связанная с его приходом на Землю…

…Тысячи, миллионы раз Земля в компании с Луной совершала путешествия вокруг Солнца. Любуясь сиянием далеких звезд, они улыбались планетам-соседям, вспоминая давнюю историю, связанную с появлением человека.
Обитавшие в лесах звери и птицы жили в мире и согласии, по очереди они правили царством животных. Однажды, собрались обитатели леса отдать почести новому королю. Каково же было их удивление, когда на троне они увидали крохотное розовое существо. Оно не было покрыто ни шерстью, ни птичьим пухом, ни змеиной чешуей.

Младенец (а это был именно малыш) тихонько хныкал, а из его глаз стекали блестящие росинки. Многим животным не понравился незнакомец; они требовали покарать посягнувшего на трон.
Лишь двенадцать добрых сердец вступились за беспомощного малыша. Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья назвали малыша Человеком.


Они воспитали ребенка, передав ему свои качества: мудрость и доброту, отзывчивость и преданность, смелость и ловкость. Когда пришло время расставаться, Дракон, подхватив своих товарищей на крылья, перенес их на небо, откуда они и поныне наблюдают за своими подопечными…
………
Надеюсь, Дракон будет править мудро!
………………
Источники:
http://dragons-nest.ru/
http://myfhology.info/index.html
И Википедия
…………